актуальные темы для обучения в банке
Стали известны самые перспективные темы для корпоративного обучения
Знакомимся с ежегодным исследованием от Московской школы управления «СКОЛКОВО», проведённым совместно с сервисом Coursalytics.
В рамках работы специалисты опросили представителей 125 крупных российских компаний с численностью более тысячи сотрудников. В исследовании участвовали организации разной направленности — от финансового и металлургического секторов до сегмента, занимающегося производством продуктов питания.
Помимо этого, эксперты проанализировали темы и компетенции 664 курсов из 71 бизнес-школ всего мира. В фокусе — программы, открытые в 2020 году и запланированные к реализации в 2021-м.
Выяснилось, что в этом году на рынке бизнес-образования произошла смена приоритетов. Очевидно, это связано с распространением коронавируса. Например, в 2020-м абсолютное большинство школ (85%) запустило программы, связанные с лидерством. Это объясняется необходимостью повышать эффективность на фоне начавшейся пандемии. А в этом году растёт запрос на другое.
Как отмечают авторы исследования, самыми популярными среди руководителей темами в 2021-м стали управление изменениями, лидерство и маркетинг. Их запустили 72%, 63% и 50% бизнес-школ соответственно.
Особенности обучения в 2021 году
На данный момент частью универсальной лидерской практики, работающей с навыками soft skills, становятся компоненты ESG (англ. Environmental, Social and Governance — «Экология, социальное развитие и корпоративное управление»).
И хотя COVID-19 внёс определённые изменения в жизнь компаний, свыше половины участников опроса (55%) описали текущую ситуацию в своих организациях как стабильную или на стадии роста.
Основными направлениями развития стали:
Всё это неудивительно, учитывая то, что компании массово перешли на удалёнку и многие процессы пришлось экстренно переводить в онлайн-режим. В сложных условиях самым важным стало сохранение и повышение эффективности.
Тренды обучения для топ-менеджеров
Авторы исследования выяснили, какие темы корпоративных программ оказались самыми актуальными в 2021 году. Все перечисленные направления явно связаны с резкими изменениями на фоне ковида.
Кроме того, назвали проблемы и задачи в обучении руководителей, которые сегодня волнуют T&D-специалистов. Пандемия, конечно, и тут сыграла особую роль — на первый план вышел вопрос об эффективной организации занятий на дистанте. Остальные пункты типичны сами по себе.
Самые перспективные темы для корпоративных программ в 2021-м
Участники опроса рассказали и о задачах, которые ставят перед своими сотрудниками на на этот и последующие годы. Они, в свою очередь, дают представление об актуальных темах для обучения. Вот главные из них:
Опрошенные также назвали направления, которые потенциально могут со временем стать самыми востребованными.
Большинство компаний намерено и дальше проводить программы обучения и развития для руководителей в текущем году. Причём делать это планируется за счёт онлайн-курсов — как внутренних, так и внешних.
Ранее Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала выяснил, чему важно учить будущих предпринимателей. А Skillbox Media рассказывал, куда движется корпоративное обучение и что в нём изменила пандемия.
Обложка: merhanhaval22 / Pixabay
Редактор новостей об образовании в Skillbox Media. Магистр в области международных отношений. Интересуется сферой образования, изучением иностранных языков и с удовольствием путешествует.
Чему банки нас учат: образовательные проекты кредитных организаций
Всё больше банков берут на себя образовательную функцию и разрабатывают программы для школьников, специалистов разных областей, будущих инвесторов и т.д. В статье расскажем о нескольких образовательных проектах крупнейших российских банков.
Банк России
Центробанк активно ведёт работу по финансовому просвещению: участвует в разработке образовательных программ для школ и ВУЗов, проводит мероприятия и онлайн-семинары.
Один из образовательных проектов ЦБ – сайт «Финансовая культура». Он предназначен для рядовых граждан. Материалы подойдут даже тем, кто никогда не слышал о финансовой грамотности и не имеет знаний об экономике. На сайте простым языком разбирают бытовые ситуации: получение кредита, накопление средств, формирование будущей пенсии и т.д.
Для пользователей интернет-ресурса постоянно проводят семинары и вебинары. Есть семинары для предпринимателей – например, о том, как не уйти в убытки, как эффективно управлять бизнесом, для будущих инвесторов и трейдеров, а также для тех, кто просто хочет поднять уровень финансовой грамотности и правильно управлять личными средствами.
На сайте есть несколько разделов, в каждом из которых размещены материалы на злободневные темы:
Также на портале есть полезные сервисы. Например, кредитный калькулятор. Каждый может рассчитать график платежей по планируемому кредиту или займу. Ещё один сервис – тест заёмщика. Предназначен для тех, кто хочет взять кредит, но не уверен, что справится с выплатами. Тест поможет рассчитать долговую нагрузку и понять, какой кредит взять.
Тинькофф
TCS Group Олега Тинькова учредила организацию «Тинькофф образование». Это обучающие программы для школьников от 12 лет, студентов и выпускников. Все курсы связаны с математикой и программированием. Часть семинаров и лекций доступны в интернете, но сами занятия проходят в штаб-квартире банка в Москве.
Чтобы попасть на курс, нужно пройти отбор – сдать экзамены. Преподаватели – это сотрудники банка и приглашённые студенты из ведущих вузов страны.
Бесплатные финтехшколы банк запустил ещё в 2016 году. В 2018 открыл бесплатные программы для учеников 8-11 классов. Сейчас курсы доступны для учащихся с 6 класса.
Создание образовательных программ в банке объясняют нехваткой кадров. По словам представителей Тинькофф, банк постоянно нуждается в новых технических работниках, но ВУЗы не справляются с потребностями рынка, да и качество выпускников оставляет желать лучшего.
Похожий проект есть у Сбербанка.
Райффайзенбанк
Райффайзенбанк проводит учебные программы для студентов и выпускников в Москве и Омске. Они бесплатные. Более того: стажировка оплачивается.
Например, в Омске действует школа разработки Raiffeisen TechCenter. Это трёхмесячная оплачиваемая стажировка для студентов старших курсов и выпускников технических, математических и IT-специальностей.
Участники работают над проектами вместе с IT-специалистами Райффайзенбанка.
Также работает Райффайзен универ. Банк разработал программу для обучения продажам. Оно проводится в онлайн-формате. Участники получают возможность практиковаться на реальных клиентах. В программу могут попасть те, кто уже окончил ВУЗ или учится дистанционно или заочно. Придётся уделять проекту 40 часов в неделю. Лучших Райффайзенбанк трудоустраивает к себе.
Альфа-Банк
Альфа-Банк создал Корпоративный университет. Там можно пройти бесплатное обучение, получить сертификат и стать работником банка. Никакого опыта не требуется.
По итогам обучения выдаётся документ, после чего можно откликнуться на одну из существующих вакансий и прийти на собеседование.
По словам представителей банка, программа подойдёт всем, даже тем, кто не планирует там работать. Участник сможет изучить банковские продукты и понять специфику работы в финансовой отрасли.
На сайте образовательной программы также представлены бесплатные материалы для повышения финансовой грамотности на тему бизнеса, кредитования, инвестиций и т.д. Это короткие видеоролики, в которых тема раскрывается простым языком.
В ВТБ работает Школа инвестора. Есть как отдельные материалы, так и мини-курсы. Первые – это небольшие структурированные статьи на разные темы, связанные с инвестициями. Вторые – небольшие курсы длительностью 60 минут, предназначенные для разных уровней подготовки.
На сайте представлены следующие бесплатные мини-курсы:
Газпромбанк
У Газпромбанка есть стажёрская школа frontend разработки по направлению JavaScript React. Это собственный образовательный проект банка, который создан, чтобы готовить технических специалистов для работы в банковских проектах.
Для участия в проекте нужны только базовые навыки программирования. Придётся выполнить тестовое задание. Обучение бесплатное. Программа рассчитана на три месяца (132 часа).
Также банк продолжает развивать образовательный проект для детей клиентов уровня Private Banking. В 2019 году был разработан курс «Профессии и технологии будущего», рассчитанный на детей 15-17 лет. Ребята получают знания об искусственном интеллекте, блокчейне. Занятия проходят на базе национального исследовательского технологического университета «МИСиС». Также у банка есть «Школа финансовой грамотности».
Открытие
В 2018 году банк запустил проект Open Academy специально для будущих и действующих предпринимателей. Особенность в том, что авторы проекта отказались от таких форматов, как лекции, теория, вебинары, в пользу обсуждения практических вопросов и обмена опытом.
Курсы на платформе бесплатные. После регистрации сайт попросит выбрать бизнес-цель:
В зависимости от выбранной бизнес-цели будут подобраны курсы. Пользователям Open Academy доступны бизнес-кейсы и возможность решать собственные задачи совместно с экспертами.
Корпоративное обучение персонала в коммерческом банке
«Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом)», 2012, N 1
КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ
Покажите мне учебный план компании, и я все скажу Вам
о ее стратегии и даже личности первого лица.
В статье показано, что корпоративное обучение персонала является важнейшим фактором конкурентоспособности кредитной организации на рынке трудовых ресурсов. Конкретизированы особенности труда банковского персонала, определяющие специфику его обучения. Рассмотрена организация обучения персонала в банке на примере таких форм, как региональный учебный центр, портал обучения и развития, корпоративный университет.
Усиливающаяся модернизация экономики требует изменения стратегий компаний. Их адаптация к новым условиям предполагает существенную перестройку системы кадрового менеджмента, и обучение персонала в этих условиях становится ключевым элементом процесса управления персоналом. Очень актуальна эта проблема в коммерческих банках, поскольку от их работы зависит эффективность работы экономики всей страны. Ведущие и успешные банки в современной конкурентной борьбе за ресурсы делают выбор в пользу сохранения и накопления человеческого капитала.
Внедрение системы корпоративного обучения может способствовать адаптируемости персонала банка к меняющимся условиям и позволит обеспечить стратегическое конкурентное преимущество финансовой организации на долгие годы.
Задачи и основные направления корпоративного обучения
Задачи корпоративного обучения:
— системная подготовка всех целевых групп персонала банка;
— обеспечение необходимого уровня управленческих знаний и навыков;
— подготовка кадрового резерва;
— адаптация новых специалистов;
— формирование корпоративных стандартов ведения дела, в том числе стандартов качественного обслуживания клиентов.
Труд банковского служащего как специфический вид труда имеет существенные особенности, которые оказывают значительное влияние на систему корпоративного обучения банковского персонала. Для обеспечения успешного формирования системы обучения персонала кредитной организации необходимо учитывать ряд особенностей труда в сфере кредитно-финансовых операций [1]:
1. Высокие квалификационные требования, вызванные необходимостью постоянного самообразования, связанные с частыми изменениями нормативных документов, что подтверждается высоким среднеотраслевым показателем удельного веса численности сотрудников с высшим профессиональным образованием. Сокращение жизненных циклов банковских продуктов, частые инновации в окружающей среде ведут к резкому повышению требований к образовательному и квалификационному уровню персонала. Требования к квалификации исполнителей в российских банках высоки и превосходят требования к исполнителям других непроизводственных отраслей (например, согласно Социальному отчету Банка ВТБ за 2009 г. доля сотрудников, имеющих высшее образование, составила 84,6% [2]). Необходим постоянный контроль за уровнем квалификации с целью выявления пробелов в знаниях с учетом развития технологий, изменения нормативной базы.
2. Повышенные требования к информационному обеспечению трудовой деятельности. Результаты труда прямо связаны с качеством поступающей работнику информации. Результатом данных повышенных требований к информационному обеспечению является рост сложности труда исполнителей, повышение интенсивности их труда.
3. Высокая техническая оснащенность и массовая автоматизация рабочих мест. Автоматизация, приводя к усложнению содержания деятельности, серьезно меняет отношение к труду индивида.
Выделенная специфика труда работников банка предопределяет направления корпоративного обучения в кредитной организации.
Основными направлениями корпоративного обучения в банке являются:
— функциональная подготовка, направленная на эффективное выполнение сотрудниками должностных обязанностей, освоение бизнес-процессов, продуктов и технологий деятельности банка;
— развитие навыков деловой эффективности, направленное на достижение корпоративных стандартов качества ведения дела;
— развитие управленческих компетенций, направленное на формирование единой корпоративной системы управления.
Основными формами обучения в банке являются:
1. Внутренние семинары:
— информационно-консультационные. Они направлены на передачу сотрудникам информации, необходимой для выполнения задач бизнеса и непосредственных должностных обязанностей, например, посвящены таким темам, как: «Актуальные вопросы операционной деятельности», «Кредитные операции банка», «Актуальные вопросы и практика проведения расчетов в форме аккредитивов в рублях на территории РФ», «Актуальные вопросы работы с персоналом» и др.;
— практические. Направлены на отработку практических знаний и функциональных навыков, например, навыков пользования новыми операционными системами («Сервис-пакеты. Мой личный банк», «Заполнение данных клиента в программном обеспечении» и др.);
2. Внутренние стажировки, направленные на практическое освоение профессиональных технологий под руководством опытных сотрудников, например «Технология проведения бизнес-тренинга по теме «Эффективные продажи» и др.
3. Внутренние тренинги, направленные на формирование навыков деловой эффективности в работе с клиентами и управленческих навыков: «Управление продажами», «Управление сервисом», «Эффективные продажи» и др.
4. Дистанционное обучение. Оно, как правило, рассматривается в банке в качестве самостоятельного вида обучения, хотя его использование возможно лишь в форме дополнительной формы обучения, в результате которой должно происходить либо закрепление пройденного материала (например, после тренинга), либо подготовка к последующему обучению (изучение информации, необходимой для будущего тренинга). Дистанционное обучение в свою очередь подразделяется на:
— электронные курсы, которые обеспечивают передачу и контроль усвоения информации и используются в основном для функциональной подготовки персонала. Как правило, к ним относятся программы по адаптации сотрудников, различных направлений деятельности, вводный инструктаж по ПОД/ФТ (противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма) и др.;
— видеосеминары, которые направлены на конкретизацию и контроль усвоения информации, полученной при прохождении электронных курсов и самостоятельной подготовки, повышая эффективность данных форм обучения за счет активного вовлечения участников в учебный процесс и получения от них обратной связи по обсуждаемым вопросам в режиме реального времени.
5. Внешние семинары (в России и за рубежом), направленные на получение информации, необходимой отдельным специалистам по направлениям их деятельности в интересах банка, с целью решения конкретных задач или активного представительства в определенной профессиональной сфере, в качестве примера можно назвать обучение по таким темам, как: «Обучение Business Object», «Стратегическое видение бизнеса», «Управление проектами», «Управление изменениями» и др.;
6. Сертификационные программы, направленные на получение права ведения профессиональной деятельности в интересах банка, установленного в законодательном порядке или в соответствии с внутренними нормативными документами: «Специалист финансового рынка», «Оценочная деятельность», специализированные курсы для кассиров и др.
7. Самостоятельная подготовка, направленная на освоение новых знаний и навыков по направлениям деятельности сотрудников, постоянное повышение профессиональной квалификации в целях соответствия требованиям к занимаемой должности и профессионального развития.
8. Наставничество является основным методом обучения вновь принятого работника. После того как нового сотрудника приняли на вакантную должность, к нему закрепляется куратор, целями кураторства являются упорядочивание процесса развития профессиональных компетенций, развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на сотрудника задачи по занимаемой должности; адаптация к корпоративной культуре банка, формирование лояльности к бренду и имиджу банка. В задачи куратора входят: знакомство нового сотрудника с банком, историей его развития, структурой, корпоративной культурой, принятыми нормами и правилами поведения в организации; осуществление теоретической подготовки сотрудника в соответствии с планом подготовки специалистов. Куратор осуществляет практическую подготовку сотрудника к работе в специализированном программном обеспечении.
Цитируя законодательство. Кадры организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Обучение проводится в следующих формах: а) вводный инструктаж; б) дополнительный инструктаж; в) целевой инструктаж. Вводный инструктаж в организации проводится специальным должностным лицом при приеме на работу в банк.
Из Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203 «Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ред. от 01.11.2010).
Организация корпоративного обучения персонала в банке
План корпоративного обучения
Обучение персонала в банке должно осуществляться в соответствии с Планом корпоративного обучения, утверждаемым, как правило, на период 1 год.
Корпоративный план обучения формируется:
Корпоративный план состоит из отдельных учебных мероприятий и корпоративных программ.
Как правило, чаще всего проходят обучение по отдельным учебным мероприятиям работники, занятые обслуживанием розничных и корпоративных клиентов, а также работники, занятые сопровождением банковских операций. Такое соотношение можно считать нормальным, так как работа обслуживающих специалистов более подвержена изменениям, и работники, в свою очередь, должны быстро реагировать на них, поэтому для этих категорий банковского персонала разрабатываются и проводятся новые учебные мероприятия.
К числу наиболее актуальных учебных мероприятий для банковского персонала можно отнести: «Задачи кредитных организаций в части реализации требований российского законодательства в области ПОД/ФТ», «Актуальные проблемы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и пути их решения», «Порядок валютного контроля со стороны банка за выявлением и предотвращением при проведении валютных операций по поручению клиентов», «Вопросы бухгалтерского учета и составления отчетности», учебные семинары с презентацией различных банковских продуктов и др.
Наибольшее значение для развития банковского бизнеса имеют корпоративные программы. К основным корпоративным программам можно отнести:
— корпоративный университет как форму подготовки кадрового резерва и развития управленческого потенциала банка;
— программу по технике эффективных продаж (школа клиентского менеджера);
— программу адаптации новых сотрудников;
— программу «Корпоративные стандарты обслуживания клиентов».
Исходя из принципа солидарной ответственности банка и сотрудника за процесс обучения, время учебных мероприятий должно быть запланировано таким образом, чтобы обучение проводилось частично в рабочее, частично в личное время сотрудника.
При проведении корпоративных мероприятий на базе банка учебные мероприятия могут проводиться по следующему расписанию:
Участие сотрудников во внешних учебных мероприятиях должно производиться по расписанию обучающей организации.
Семинары для сотрудников филиалов и дополнительных офисов на базе центрального офиса могут проводиться в режиме рабочего дня с 9.00 до 18.00.
Другие форматы корпоративного обучения, включая обучение в выходные дни, могут использоваться по решению руководителей подразделений и по согласованию с руководством банка.
Портал обучения и развития
Руководители подразделений филиала и специалисты по работе с персоналом должны иметь доступ к отчетам по обучению и тестированию сотрудников.
Курс нового сотрудника, как правило, состоит из нескольких модулей (общая информация о банке, кадровая политика, корпоративные стандарты делового общения, требования охраны труда, вводный инструктаж по ПОД/ФТ). Назначение на курс производится автоматически после авторизации приказа о приеме сотрудника на работу и отражении информации о сотруднике в кадровой базе данных.
Для сотрудников банка дистанционный курс должен являться обязательным.
Региональные учебные центры
Основные функции РУЦ:
— взаимодействие с департаментом по работе с персоналом в вопросах организации корпоративных учебных мероприятий на базе РУЦ для сотрудников филиалов региона;
— предоставление помещения из имеющихся в распоряжении филиала учебных или переговорных аудиторий, оснащенного необходимым оборудованием для проведения очных (семинары, тренинги и др.) и дистанционных (видеосеминары и конференции) учебных мероприятий;
— выделение сотрудников для организации и сопровождения учебных мероприятий;
На базе РУЦ проводятся следующие учебные мероприятия:
— семинары и тренинги в рамках корпоративных программ («Эффективный менеджмент», «Эффективные продажи», «Эффективный сервис»);
— практические и консультационные семинары по направлениям банковской деятельности с участием специалистов головного офиса и лучших специалистов филиалов;
— видеосеминары для целевых групп персонала филиалов с участием представителей головного офиса и привлеченных внешних специалистов;
— различные учебные и производственные мероприятия, требующие конкретного обсуждения и проработки с активным участием целевых групп персонала филиалов;
— деловые игры и профессиональное тестирование (в случае, если данные мероприятия проводятся в очном формате).
Учебные мероприятия на базе РУЦ планируются в ежегодном плане корпоративного обучения персонала банка.
На программе «Эффективные продажи» необходимо остановиться поподробнее, так как коммерческий банк большую часть доходов получает от процентов по кредитному портфелю, а значит, чем больше кредитный портфель и чем он более качественный, тем выше доходы банка, а этого можно добиться, в частности, с помощью эффективных продаж.
Программа включает в себя 3 этапа.
1-й этап: тренинги «Техника продаж» для старших клиентских менеджеров (СКМ) филиалов банка (350 человек,
60 филиалов); выделение ключевых СКМ (как правило, начальники отделов по работе с клиентами).
2-й этап: программа «Тренинг тренеров» для ключевых СКМ (20 человек); продуктовая подготовка (торговое финансирование, пассивы); навыковая подготовка (методика проведения тренинга продаж).
3-й этап: тренинги «Техника продаж» для младших клиентских менеджеров и продуктовых специалистов силами ключевых СКМ (более 300 человек).
Оценка эффективности: поединок клиентских команд филиалов (бизнес-симуляция); результаты выполнения бизнес-планов за текущий год.
Условная отдача от данной программы составляет 2,06 руб. на 1 руб. затрат.
Цели корпоративного университета: усиление конкурентных преимуществ, формирование единой управленческой команды банка.
Его задачи: выявить и развить наиболее способных менеджеров среднего звена; реализовать актуальные проекты банка, в том числе силами слушателей университета; применять и транслировать эффективные управленческие технологии на всей территории присутствия банка.
Приведем примеры некоторых программ корпоративного университета.
Выдвижение кандидатов на участие в конкурсном наборе в корпоративный университет проводят руководители функциональных блоков/департаментов, руководители управлений, самостоятельных структурных подразделений, управляющие филиалами банка с учетом общих требований, представленных в табл.
Общие требования к кандидатам на участие
в конкурсном наборе в корпоративный университет