александро невский иерусалимский греческий мужской монастырь

Александро невский иерусалимский греческий мужской монастырь

В Таганроге в прошлом был великолепный мужской греческий монастырь

Таганроженка Надежда Никитина рассказала на страницах фейсбука о Александро-Невским Иерусалимском греческом мужском монастыре.

александро невский иерусалимский греческий мужской монастырь. Смотреть фото александро невский иерусалимский греческий мужской монастырь. Смотреть картинку александро невский иерусалимский греческий мужской монастырь. Картинка про александро невский иерусалимский греческий мужской монастырь. Фото александро невский иерусалимский греческий мужской монастырь

Он находился в черте города Таганрога, на пересечении улицы Александровской (ранее Иерусалимской) и переулка Лермонтовского д. 23 (ранее Иерусалимского, Варвациевского), на Банковской площади.

Основателем монастыря стал бывший греческий пират и меценат Новороссии Иван Андреевич Варваци (Иоаннис Варвакис) (1745—1825). Первоначально в России Варвакис поселился в Астрахани, там он занимался заготовкой и продажей икры. В 1789 году Варваци был принят «в вечное подданство Российской Империи». Свои способности и энергию он отдал коммерческой и благотворительной деятельности, благодаря чему скоро стал миллионером. В 1809 году он проводил переговоры с городским обществом Таганрога о постройке храма Александра Невского в Греческом иерусалимском монастыре. В 1813 году он переехал жить в Таганрог.
Для сооружения храма в 1809 году Варваци купил участок земли в Таганроге, где приступил к строительству церкви для греческой диаспоры Таганрога. К тому времени существующий храм святых царей Константина и Елены совсем обветшал. Для проектирования и строительства храма в византийском стиле был приглашен из Афин архитектор-грек.
По окончании строительства Варваци решил основать при храме монастырь. Главный престол построенного храма был посвящен Святой Троице, приделы — во имя благоверного князя Александра Невского и святителя Иоанна Златоуста.
Варваци намеревался добиваться подчинения созданного монастыря Иерусалимскому Патриархату, подобно Московскому Николаевскому монастырю, который находился в подчинении Афонской Иверской обители. Богослужение в монастыре должно было совершаться по-гречески для греков, находящихся в Таганрог.
Здание церкви представляло собой выдающийся памятник зодчества, построенный в строгом Византийском стиле. Позднее со стороны Варвациевского переулка в монастырском доме была устроена церковь Козьмы и Дамиана.
Варваци подал прошение по обустройству монастыря императору Александру I. После переписки с Русским императором и Иерусалимским патриархом Поликарпом, была издана грамота от 30 августа 1814 года, разрешавшая основать Иерусалимский Александровский монастырь по плану Варваци. Варваци также брал на себя содержание монастыря. Иерусалимская Церковь должна была присылать греческих архимандритов для совершения богослужений.

В 1825 году в монастыре молились император Александр I и императрица Елизавета Алексеевна. Там же со 2 по 29 декабря 1825 года находилось забальзамированное тело усопшего императора Александра I. Позже на этом месте лежала серая мраморная плита с чёрным крестом, и стояла икона святого Александра Невского, которую пожертвовала монастырю в 1826 году императрица Елизавета Алексеевна. Она же пожаловала монастырю серебряную утварь. В 1831 году перед монастырем на площади был сооружен памятник императору Александру I. В годы советской власти памятник был снесен, а в 1998 году восстановлен.

александро невский иерусалимский греческий мужской монастырь. Смотреть фото александро невский иерусалимский греческий мужской монастырь. Смотреть картинку александро невский иерусалимский греческий мужской монастырь. Картинка про александро невский иерусалимский греческий мужской монастырь. Фото александро невский иерусалимский греческий мужской монастырь

Источник

Александро-Невский Иерусалимский греческий мужской монастырь

Мiръ Россия Ростовская область Ростов-на-Дону Александро-Невский Иерусалимский греческий мужской монастырь

александро невский иерусалимский греческий мужской монастырь. Смотреть фото александро невский иерусалимский греческий мужской монастырь. Смотреть картинку александро невский иерусалимский греческий мужской монастырь. Картинка про александро невский иерусалимский греческий мужской монастырь. Фото александро невский иерусалимский греческий мужской монастырь

Содержание

История [ править ]

Монастырь был основан в 1903 году определением Святейшего Правительствующего Синода.

Первой настоятельницей новосозданной обители стала игумения Анастасия, под руководство которой, вскоре собралось около 50-ти сестер.

В 1905 году по заказу С.И. Федорова известный архитектор Н.М. Соколов выполнил проект небольшого каменного монастырского храма. Строительство завершилось в 1908 году, и храм освятили в честь Иверской иконы Божией Матери, список которой подарил монастырю его благодетель купец Федоров.

По рассказам старожилов, в конце лета 1914 года царский кортеж, возвращавшийся с Кавказский Минеральных Вод, остановился у границы монастырской земли. Император Николай II с Наследником цесаревичем Алексием вступили на землю святой обители и вошли под своды храма, чтобы поклониться Иверской иконе Божией Матери.

С началом первой мировой войны новые заботы принял на себя и Федоровский монастырь. В 1915 году монахини взяли на воспитание детей-сирот 9-11 лет, привезенных в Ростов из оккупированной Польши. Они обучались и жили здесь до начала 1920-х годов.

Февральская революция, октябрьский переворот, гражданская война не сразу смогли разрушить духовное единение сестер, уклад монастырской жизни. В 1919 году, когда нависла угроза закрытия монастыря, игумения Анастасия нашла мудрое решение: община была зарегистрирована как сельхозартель. В годы гонений от безбожной власти благодатная монастырская жизнь продолжалась, скрываясь под названием артели.

Здесь были птичий и скотный дворы, хлебопекарня, кухня, большая пасека, фруктовый сад, искусственные запруды для разведения рыб и прекрасный розарий.

Монастырь был закрыт в 1929 году.

В 1991 году Постановлением Священного Синода Русской православной церкви в Ростовской епархии был учрежден Свято-Иверский женский монастырь. И вновь сюда поспешили люди в надежде найти помощь и утешение. И Царица Небесная по великой Своей милости не оставила вновь открывшуюся обитель без Своего покрова и заступления.

Имея промышление о жребиях Своих, Матерь Божия, как и древле, на Афоне, так и ныне, даровала и нашей обители в щит и ограждение икону Свою, как Скорая Помощница во всех бедах и напастях. В 1992 году митрополитом Владимиром (Сабоданом) была принесена в дар монастырю Иверская икона Пресвятой Богородицы, на которой сохранилась надпись: «Сия святая икона писана и освящена на Святой горе Афонской в русском Андреевском общежительном ските». Таким великим утешением и надеждой на заступничество Матери Божией ознаменовалось возрождение святой обители.

День за днем, шаг за шагом из руин поднималась поруганная святыня православия. Нашлись добрые люди, помогли в первые зимы. Появились благодетели из строительных фирм. Часть средств на ремонт здания храма выделила администрация города.

С июля 1993 г. настоятельницей монастыря была назначена монахиня Неонилла (Сергиенко Нина Сергеевна, 1999 г.). Сестры, вместе с настоятельницей и прихожане монастыря работали не покладая рук. Отстроили келии, очистили и благоустроили источник, засеяли огороды, стали разводить скот и птицу. Но главной заботой была монастырская церковь. В течение двух лет велись наружные ремонтные работы, восстановлена колокольня. И, уже к концу 1995 г. Стал разноситься по округе колокольный звон. Весной 1996 г. Восстановили изначальный вид пятиглавия, и началась внутренняя отделка храма. В августе 1996 г. по состоянию здоровья настоятельница монахиня Неонилла была освобождена от нелегкой многопопечительной должности и уволена на покой, а через три года в 1999 г. отошла ко Господу. Похоронена на монастырском кладбище.

С августа 1996 г. Старшей сестрой монастыря была назначена инокиня Рахиль (Ковалева Наталья Филипповна), а в 1997 г. Указом Святейшего Патриарха Алексия II по представлению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона (Долганова), архиепископа Ростовского и Новочеркасского, монахиня Рахиль была возведена в сан игумении и назначена настоятельницей монастыря.

3 ноября 1996 г. Произошло долгожданное событие в жизни обители: правящим архиереем Ростовской епархии, архиепископом Пантелеимоном (Долгановым) был освящен восстановленный верхний храм в честь Иверской иконы Божией Матери. С этого момента в нем ежедневно стали совершаться богослужения.

В 2000-м году в святые дни празднования великих христианских праздников Рождества Христова и Богоявления совершилось торжественное принесение копии Иверской Иконы Божией Матери со Святой Горы Афон в Ростовский женский монастырь.

Современное состояние [ править ]

Свято-Иверский монастырь пока остается единственным женским монастырем в Ростовской епархии. Много значил он в дореволюционное время, когда нескончаемый поток паломников устремлялся к его святыням, ныне же новое его рождение открыло собою особую страницу духовной жизни города. Факт возвращения храма и монастырских земель стал своего рода покаянием тех, кто взял на себя ответственность за ту духовную разруху, в которой оказалось наше отечество. Это послужило, в свою очередь, неким толчком в духовной жизни Донского края: повсеместно стали открываться приходы, восстанавливаться и строиться храмы.

Духовником обители на протяжении нескольких лет был архимандрит Модест (†14.03.02г.) – наместник Свято Донского мужского Старочеркасского монастыря, который навсегда останется в памяти сестер как мудрый наставник, любвеобильный пастырь, помогающий стяжать любовь ко Христу и ближним.

Истинное служение монашествующих людей состоит в том, чтобы освободившись от житейских попечений, ради любви ко Христу, миловать мир своей молитвой. Монахи молча проповедуют Христа своей жизнью и молитвенно помогают миру в том, в чем нельзя помочь по-человечески, но одним лишь божественным вмешательством. По этой причине в монастыре наибольшая часть времени посвящается молитве.

На сегодняшний день в монастыре проживают 35 насельниц. Соблюдая правила святых Отцов древнего монашества, в обители сестрами читается Неусыпаемая Псалтырь. Каждый день начинается и заканчивается молитвой. Утром в 6.00 все сестры собираются в храм на молитвенное правило, чтобы свои первые мысли вознести к Богу и испросить благословение на предстоящие дела. Весь день проходит в неустанных трудах: сестры поют на клиросе, трудятся на скотном дворе, в трапезной, возделывают огород, выпекают просфоры, но при любом занятии стараются стяжать непрестанную молитву и ею просветить свои души, сделать свои сердца по-евангельски чистыми. Заканчивается день с его многочисленными заботами, и вновь сестры собираются в храм на вечернее молитвенное правило возблагодарить Господа за Его щедрую милость и помощь во всех наших нуждах, житейских и духовных.

Соединяя свою жизнь с молитвой и трудом, насельницы святой обители стараются стяжать христианские добродетели: послушание, смирение, кротость, воздержание, а главное – любовь к Богу и ближним, чтобы исполнились на деле Евангельские слова:

«Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех».

Источник

Таганрог. Александро-Невский Иерусалимский греческий монастырь.

Карта и ближайшие объекты

александро невский иерусалимский греческий мужской монастырь. Смотреть фото александро невский иерусалимский греческий мужской монастырь. Смотреть картинку александро невский иерусалимский греческий мужской монастырь. Картинка про александро невский иерусалимский греческий мужской монастырь. Фото александро невский иерусалимский греческий мужской монастырь

Статьи

Построен на Александровской площади по инициативе, деятельном участии и финансовой помощи И. Леонтидиса (Варваци). На приобретенном участке земли началось строительство каменной церкви, которое завершилось в 1813 году. С разрешения императора Александра I церковь превращается в греческий мужской монастырь с алтарем во имя Святой Троицы и двумя приделами – во имя Александра Невского и Иоанна Злотоуста. На основании привилегии ни один русский монах не мог быть зачислен в монастырь.

На постройку храма И.А. Варваци потратил около 600 тыс. рублей и внес сумму на его содержание. Варваци завещал монастырь Иерусалимскому патриархату, который каждые 5 лет назначал служителей храма. Здание построено в стиле классицизм. В рядом расположенном монастырском доме была оборудована церковь во имя святых Космы и Димиана.

В Таганроге 19.11.1825 году скончался император Александр I. Тело покойного 11 декабря 1825 года из дворца было перевезено в монастырь, а оттуда 29.12.1825 года погребальная процессия отправилась в Петербург.

В 1926 году монастырь закрыли, а в 1933 году на его месте построили многоэтажный дом.

Информация взята с сайта: https://sites.google.com/site/slanoffa/hramy-goroda/greceskij-monastyr

Основателем монастыря был бывший греческий корсар и видный благотворитель Новороссии Иван Андреевич Варваци, поселившийся в Таганроге. В 1809 году Варваци купил место где приступил к сооружению новой церкви для греческой диаспоры Таганрога взамен обветшавшего храма святых царей Константина и Елены. Строил церковь архитектор-грек приглашенный из Афин, создавший редкий для России храм в византийском стиле.

Варваци подал прошение об устроении такого монастыря императору Александру I. После переписки между Русским государем и Иерусалимским патриархом Поликарпом, царь издал грамоту от 30 августа 1814 года позволяющую основать Иерусалимский Александровский монастырь в согласии с планом Варваци. Последний брался обезпечить монастырь содержанием и угодьями. Статус монастыря уподоблялся Московскому Николаевскому монастырю в ведении Афонский Иверской обители, он отдавался в вечную зависимость от Святого Гроба Господня и Иерусалимская Церковь должна была присылать греческих архимандрита и братию для совершения богослужений.

В 1825 году монастырь посетили император Александр I с императрицей Елизаветой Алексеевной. В этом же монастыре со 2 по 29 декабря 1825 лежало тело усопшего императора Александра. Впоследствии на том месте лежала серая мраморная плита с черным крестом, а со стороны обращенной к алтарю стояла икона святого Александра Невского, пожертвованные императрицей Елизаветой Алексеевной в 1826 году. Государыня также пожаловала монастырю серебряную вызолощенную утварь. В 1831 году перед монастырем был поставлен памятник императору Александру (разрушен в советскую эпоху, восстановлен в 1998 году). Кроме императорской семьи монастырь имел попечителей в Таганроге – такими были Павел Федорович Травло до 1851 года, а позднее – Козьма Николаевич Варваци.

Вскорости монахи возбудили ходатайство об устроении теплой церкви, так как приезжающие в Россию греческие монахи не могли перенести зимние холода настолько чтобы совершать посоянные службы в холодной церкви. Указом Святейшего Синода от 12 августа 1848 года разрешалось устроить теплую церковь – ей стал храм во имя святых Космы и Дамиана на втором этаже монастырского дома.

Иерусалимский монастырь стал средоточием духовной жизни не только греков, но и многих благочестивых русских. Таким был подвизавшийся в Таганроге блаженный Павел Таганрогский. Одно время его духовным отцем являлся архимандрит монастыря между 1878 и 1880 годом, будущий патриарх Иерусалимский Дамиан (Касатос), которому блаженный Павел предсказал великую судьбу.

Монастырь просуществовал до окончательной победы красных в Таганроге. 7 апреля 1923 года он был закрыт безбожной властью, и началось его разграбление. В 1926 году предполагалось использовать здание под музей, но обследование показало опасное состояние здания и храм был разобран, а на его месте выстроено 4-х этажное здание. Монастырский дом сохранялся на начало XXI века.

Источник

александро невский иерусалимский греческий мужской монастырь. Смотреть фото александро невский иерусалимский греческий мужской монастырь. Смотреть картинку александро невский иерусалимский греческий мужской монастырь. Картинка про александро невский иерусалимский греческий мужской монастырь. Фото александро невский иерусалимский греческий мужской монастырь

ⓘ Александро-Невский Иерусалимский греческий мужской монастырь (Таганрог)

1. История

Для сооружения храма в 1809 году Варваци купил участок земли в Таганроге, где приступил к строительству церкви для греческой диаспоры Таганрога. К тому времени существующий храм святых царей Константина и Елены совсем обветшал. Для проектирования и строительства храма в византийском стиле был приглашен из Афин архитектор-грек.

Варваци намеревался добиваться подчинения созданного монастыря Иерусалимскому Патриархату, подобно Московскому Николаевскому монастырю, который находился в подчинении Афонской Иверской обители. Богослужение в монастыре должно было совершаться по-гречески для греков, находящихся в Таганроге.

Здание церкви представляло собой выдающийся памятник зодчества, построенный в строгом Византийском стиле. Позднее со стороны Варвациевского переулка в монастырском доме была устроена церковь Козьмы и Дамиана.

Варваци подал прошение по обустройству монастыря императору Александру I. После переписки с Русским императором и Иерусалимским патриархом Поликарпом, была издана грамота от 30 августа 1814 года, разрешавшая основать Иерусалимский Александровский монастырь по плану Варваци. Варваци также брал на себя содержание монастыря. Монастыря, подобно Московскому Николаевскому монастырю, подчинялся Афонской Иверской обители. Иерусалимская Церковь должна была присылать греческих архимандритов для совершения богослужений.

В 1825 году в монастыре молились император Александр I и императрица Елизавета Алексеевна. Там же со 2 по 29 декабря 1825 года находилось забальзамированное тело усопшего императора Александра I. Позже на этом месте лежала серая мраморная плита с чёрным крестом, и стояла икона святого Александра Невского, которую пожертвовала монастырю в 1826 году императрица Елизавета Алексеевна. Она же пожаловала монастырю серебряную утварь. В 1831 году перед монастырем на площади был сооружен памятник императору Александру I. В годы советской власти памятник был снесен, а в 1998 году восстановлен.

Указом Святейшего Синода от 12 августа 1848 года разрешалось устроить рядом с монастырем теплую церковь. Это была церковь во имя святых Космы и Дамиана, находившаяся на втором этаже монастырского дома.

В 1923 году монастырь был закрыт. В 1926 году в нём хотели создать музей, однако окончательным решением было снести здание и на его месте построить 4-х этажный дом.

Источник

Значение ТАГАНРОГСКИЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо

Открытая православная энциклопедия «ДРЕВО».

Таганрогский Иерусалимский Греческий монастырь во имя Св. Троицы, св. благов. князя Александра Невского и св. Иоанна Златоуста (мужской) (обычно называемый Иерусалимский Александровский монастырь или Греческий Свято-Троицкий монастырь ).

Варваци подал прошение об устроении такого монастыря Императору Александру I и, после переписки между Русским государем и Иерусалимским патриархом, Император издал грамоту от 30 августа 1814 г. позволяющую основать Иерусалимский Александровский монастырь в согласии с планом Варваци. Последний брался обезпечить монастырь содержанием и угодьями. Статус монастыря уподоблялся Московскому Николаевскому монастырю в ведении Афонский Иверской обители, он отдавался в вечную зависимость от Св. Гроба Господня и Иерусалимская Церковь должна была присылать греческих архимандрита и братию для совершения богослужений.

Кроме Императорской семьи монастырь имел попечителей в Таганроге – такими были Павел Федорович Травло до 1851 года, а позднее – Козьма Николаевич Варваци.

Вскорости монахи возбудили ходатайство об устроении теплой церкви, так как приезжающие в Россию греческие монахи не могли перенести зимние холода настолько чтобы совершать посоянные службы в холодной церкви. Указ Святейшего Синода от 12 августа 1848 года разрешалось устроить теплую церковь – ей стал храм во имя свв. Космы и Дамиана на втором этаже монастырского дома.

Монастырь просуществовал до окончательной победы красных в Таганроге. 7 апреля 1923 года он был закрыт безбожной властью, и началось его разграбление. В 1926 году предполагалось использовать здание под музей, но обследование показало опасное состояние здания и храм был разобран, а на его месте выстроено 4-х этажное здание. Монастырский дом сохранился до сих пор.

Поцешковская, И. В., «Композиционное формирование ансамбля Иерусалимской площади в г. Таганроге в первой половине XIX века»:

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *