александро свирский монастырь чем помогает

Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь

Приблизительное время чтения: 3 мин.

История обители святого Александра типична для своего времени: подвижник уединяется вдалеке от дорог, но через некоторое время у него собирается множество учеников. Так из скромной келии вырастает огромный монастырь, который веками позже будут называть «Северной Лаврой». Приглашаем всех посетить это удивительное место, но вначале — короткий рассказ о нем.

Монастырь основан в конце XV века святым Александром неподалеку от речки Свирь на месте, где, по преданию, ему явилась Святая Троица. Монастырь разделен на две части: Троицкую и Преображенскую.

александро свирский монастырь чем помогает. Смотреть фото александро свирский монастырь чем помогает. Смотреть картинку александро свирский монастырь чем помогает. Картинка про александро свирский монастырь чем помогает. Фото александро свирский монастырь чем помогает

Преподобный Александр Свирский (1448–1533)

Святой Русской Православной Церкви. Подростком он тайно покинул дом и ушел вместе с монахами на Валаам. В 26 лет принял постриг, а через 13 лет стал жить в непроходимом лесу возле Рощинского озера.

александро свирский монастырь чем помогает. Смотреть фото александро свирский монастырь чем помогает. Смотреть картинку александро свирский монастырь чем помогает. Картинка про александро свирский монастырь чем помогает. Фото александро свирский монастырь чем помогает

На этом месте, по преданию, ему явилась Святая Троица, повелев основать храм. Постепенно к святому стали приходить люди и устраивать свои кельи. Так начинается история одной из самых известных обителей Руси — Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря.

Преставился преподобный в возрасте 85 лет. Канонизирован на Соборе 1561 года. В 1641 году состоялось обретение его мощей.

История обители

XVI–XVIII вв. — лучшие время монастыря. Здесь была своя библиотека, много земли, хозяйство, восемь храмов, много паломников и более 200 монахов. В XIX веке монастырь в народе называли «Северной Лаврой», у него в подчинении было 27 небольших монастырей.

После революции монастырь был разграблен, ценности и мощи Александра Свирского вывезены в Петербург. Монахов разогнали, часть арестовали и расстреляли. В стенах монастыря в разное время были тюрьмы, казармы, инвалидные дома и психиатрическая больница.

В 1997 году монастырь вернули Церкви, вернули мощи преподобного Александра. Сейчас это прекрасное место для паломничества и туризма.

Главные святыни обители преподобного Александра Свирского

Место явления Богородицы святому Александру Свирскому

александро свирский монастырь чем помогает. Смотреть фото александро свирский монастырь чем помогает. Смотреть картинку александро свирский монастырь чем помогает. Картинка про александро свирский монастырь чем помогает. Фото александро свирский монастырь чем помогает

Находится в храме Покрова Божией Матери, построенном Александром Свирским в 1533 году. Богородица явилась здесь святому и обещала, что «над этой обителью не оскудеет Ее благотворный покров».

Место явления Святой Троицы святому Александру Свирскому

александро свирский монастырь чем помогает. Смотреть фото александро свирский монастырь чем помогает. Смотреть картинку александро свирский монастырь чем помогает. Картинка про александро свирский монастырь чем помогает. Фото александро свирский монастырь чем помогает

Находится в соборе Святой Троицы. Он был построен в 1791 году на месте деревянной церкви, с которой началась история монастыря.

Мощи Александра Свирского

александро свирский монастырь чем помогает. Смотреть фото александро свирский монастырь чем помогает. Смотреть картинку александро свирский монастырь чем помогает. Картинка про александро свирский монастырь чем помогает. Фото александро свирский монастырь чем помогает

Покоятся в Преображенском соборе (1640–1644 гг.).

Дорога

Попасть в монастырь Александра Свирского можно по железной дороге. От Ладожского вокзала Санкт-Петербурга нужно доехать до станции Лодейное Поле, далее — маршрутным транспортом до поселка Свирское.

александро свирский монастырь чем помогает. Смотреть фото александро свирский монастырь чем помогает. Смотреть картинку александро свирский монастырь чем помогает. Картинка про александро свирский монастырь чем помогает. Фото александро свирский монастырь чем помогает

Расстояние по железной дороге — 243 км.

Лодейное Поле — участковая станция в одноименном городе Ленинградской области. Это узел трех направлений: на Санкт-Петербург, Мурманск и Янисъярви (Республика Карелия). Станция — часть Волховстроевского региона Октябрьской железной дороги. Через нее каждый день проходит от 4-х до 10-ти пар пассажирских поездов дальнего следования. У станции две платформы и 11 путей.

Волховстроевский — один из шести регионов обслуживания Октябрьской железной дороги. На его полигоне находится 68 железнодорожных станций. Обслуживает самые грузонапряженные линии.

Железнодорожные пути Волховстроевского отделения проходят по территории пяти субъектов Российской Федерации: Ленинградская область (575 км), Новгородская (350 км), Вологодская (192 км), Тверская (54 км), частично — в Карелии. Основное направление — Санкт-Петербург — Вологда, по которому чаще всего ходят грузовые составы.

Источник

Преподобный Александр Свирский

александро свирский монастырь чем помогает. Смотреть фото александро свирский монастырь чем помогает. Смотреть картинку александро свирский монастырь чем помогает. Картинка про александро свирский монастырь чем помогает. Фото александро свирский монастырь чем помогает

Дни памяти преподобного Александра Свирского

Дни памяти преподобного Александра Свирского — 17 (30) апреля, 30 августа (12 сентября).

Детство Александра Свирского

Преподобный Александр Свирский чудотворец родился 28 июня 1448 года в селе Мандере Олонецкой губернии в верующей крестьянской семье. Его родители Стефан и Васса долгое время молились Богу о даровании им третьего ребенка. У них уже было двое взрослых детей. Сын появился лишь тогда, когда отец и мать достигли зрелого возраста.

Ребенку дали имя Амос в честь Ветхозаветного пророка. Когда Амос подрос, его отдали учиться. В житие сказано, что учился косно и нескоро. Отрок много молился Богу о помощи. Молитвы были услышаны и вскоре Амос стал лучшим учеником в классе. С раннего возраста он соблюдал посты и долго молился.

Валлам

Когда Амос достиг совершеннолетия, родители решили женить его, но будущий подвижник решил посвятить свою жизнь Богу. Встреча с Валаамскими иноками, рассказавшими о своей обители, окончательно укрепила Амоса в его решении уйти в монастырь. Когда Амосу исполнилось девятнадцать лет, он тайно покинул родительский дом и пешком отправился на Валаам. Остановившись по дороге на ночлег на берегу озера, он услышал голос, который повелел ему идти на Валаам, а через несколько лет вернуться и основать на том месте обитель.

Утром Амос повстречал попутчика, который довел его до монастыря. Согласно преданию, это был Ангел, посланный Господом. После семи лет послушничества на Валааме, Амос принял иноческий постриг с именем Александр. Это случилось в 1474 году.

После этого около семи лет Александр жил в пещере на уединенном острове. В 1475 году игумен монастыря благословил Александра отправиться на Святое озеро, расположенное неподалеку от реки Свирь. В лесу, прямо в расщелине скалы Александр Свирский построил себе скромную келью. Здесь в полном одиночестве он провел семь лет, питаясь травой, иногда и землей. Александр страдал не только от голода, холода и болезней, но и от бесовских нападений. Однако он не переставал возносить молитвы Господу. Когда Александр занемог, ему явился светлый Ангел и исцелил от болезней, совершив крестное знамение.

Затворничество и явление Святой Троицы

Обо всем этом Александр Свирский рассказал боярину Андрею Завалишину, который набрел на жилище отшельника во время охоты. Боярин не раз видел свет на месте, где совершал свой молитвенный подвиг преподобный Александр. Александр просил боярина никому не рассказывать о нем. Завалишин стал навещать отшельника и впоследствии принял постриг с именем Адриан. Постепенно к Александру Свирскому стали приходить люди, которые искали уединения. Они стали учениками преподобного.

После двадцати пяти лет затворничества во время ночной молитвы Александр Свирский удостоился явления Пресвятой Троицы. Во время видения ему было велено воздвигнуть храм во имя Троицы. Считается, что ранее Святая Троица являлась только Ветхозаветному праведнику Аврааму. Впоследствии Ангел указал Александру место для постройки храма. В том же году Александр Свирский построил деревянную церковь Живоначальной Троицы. В 1526 году ее перестроили в каменную.

Около 1508-го года преподобный Александр Свирский принял священнический чин и стал игуменом Троицкого (впоследствии Александро-Свирского) монастыря. Став игуменом, преподобный продолжал вести скромную монашескую жизнь. Он выполнял самую черную работу в монастыре.

В конце жизни преподобный решил построить Покровский храм в честь Пресвятой Богородицы. Во время строительства Александру Свирскому явилась Богоматерь с Богомладенцем в окружении множества Ангелов. Царица Небесная обещала, что обитель будет всегда находиться под Ее благотворным Покровом и показала преподобному множество будущих подвижников его обители. Ученик Александра Свирского Афанасий присутствовал при чудесном явлении Богородицы.

30 августа 1533 года на 85-ом году жизни преподобный отошел ко Господу. Перед кончиной он сам выбрал четырех достойных кандидатом на игуменство, предоставив право выбора святителю Макарию. Тело преподобного Александра Свирского погребли возле обители.

17 апреля 1641 года при перестройке Преображенского храма открыли могилу преподобного, и людям явились нетленные мощи Святого. Люди прикладывались к мощам, после чего получали помощь и исцеление. С началом гонений на Церковь Святые мощи увезли из монастыря. После того, как монастыри возвратили Церкви, мощи преподобного Александра обнаружили в Петербургской Военно-Медицинской академии. С 1998 года нетленные мощи вернули в Александро-Свирский монастырь. Дни памяти преподобного совершаются дважды в год:

12 сентября — в день кончины Александра Свирского;

17 апреля — в день первого обретения мощей Святого.

О чем молятся преподобному Александру Свирскому

Преподобному Александру Свирскому молятся:

Но молитвы можно совершать и с другими просьбами и благодарностью преподобному, по зову сердца.

Читайте также:

Источник

Подарок от преподобного

В августе 2014 года автор побывал в паломнической поездке в Свято-Троицком Александра Свирского мужском монастыре в Санкт-Петербургской митрополии. Во время пребывания в монастыре произошла необычная встреча, связанная с памятью преподобного Александра, оставившая глубокое впечатление, о чем и повествуется в рассказе «Подарок от преподобного».

Говорят, если человек особенно почитает какого-либо святого, то через некоторое время обязательно замечает, что и святой этот начинает о нем заботиться, опекать, участвовать в его жизни. Это не удивительно: ведь святые – это наши помощники и проводники на пути к Богу. Убедиться в этом просто: достаточно вместо заграничного курорта, вместо клуба или дискотеки поехать куда-нибудь за тридевять земель, возможно, в глушь, по бездорожью – к святыням и к святым, оставившим наш мир века назад. А потом еще раз, и еще… И ведь ездят люди, колесят по Святой Руси большими группами и в одиночку, на автобусах, в поездах, на своих машинах, а где и пешком. Едут как раз за этим – за указанием пути в Царство Небесное. Надо полагать, получают искомое, иначе зачем бы собирались снова и снова в эти непростые путешествия?

Приходит месяц август, и вот, как уже много лет в это время, мы собираемся в паломничество к древней святыне Русской Православной Церкви – в Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь, посещая по пути соседние с ним обители и скиты Русского Севера. И каждый раз эта поездка сопровождается необычными (хочется даже сказать: чудесными) событиями. Свирский монастырь для нас давно стал родным местом; мы приезжаем туда, как приезжают к родителям взрослые дети, уже живущие своей самостоятельной жизнью: там их дом, там всегда ждут и всегда рады, всегда поймут, простят, помогут и утешат. Останавливаемся в гостинице неподалеку и первым делом торопимся поклониться великому святому, мощи которого почивают в Преображенском соборе. Сколько же теплой радости и необычных переживаний у нас было связано с этими путешествиями, и несомненными были радушие, помощь, забота; а однажды, возвращаясь домой, по молитвам преподобного Александра (мы верим в это!) чудом избежали на дороге большой беды; но это уже другой рассказ.

В этом году начало августа испытывало нас необычной жарой и сушью, поездка по северным святыням была нелегкой, к тому же дали себя знать проблемы со здоровьем, в связи с чем программу паломничества пришлось заметно сократить. Но тот, кто хоть немного знаком с законами духовной жизни, знает: ничто не происходит без воли Божией; что бы ни случилось, не стоит роптать и унывать, и Он с лихвой возместит потери, вознаградит за терпение и труды. Так было с нами и на этот раз. Во второй день пребывания в монастыре Господь послал нам удивительную встречу, память о ней как драгоценная жемчужина, из которых и составляется небесное сокровище человеческой души.

Вечером мы с сестрой вышли немного прогуляться, подышать прохладным воздухом. Времени было уже около одиннадцати, жара спала, в низинках кое-где даже начинал собираться туман; предполагали, как обычно, пойти ненадолго, минут на десять. Мы всегда гуляли по дороге вдоль нашей гостиницы, а тут будто что-то потянуло нас в другую сторону, к монастырю. Он располагается на окраине поселка, занимает большую территорию и состоит из двух частей: сначала Троицкая, в своей ограде, от нее дорога, метров триста, ко второй части, Преображенской. Обе стоят на высоком берегу Рощинского озера, которое обычно называют Святым. А перед ними, еще ближе к поселку, подворье Покрово-Тервенического монастыря, несколько новых деревянных построек.

Мы дошли до подворья и, глядя на купола монастырских церквей, четко очерченные на фоне угасающего неба, пожалели о том, что сегодня не удалось попасть в Троицкую часть. А сейчас уже поздно, одиннадцать часов, в монастыре, вроде бы, всё в девять закрывается… И всё же решили просто пройти туда, хотя бы постоять рядом на берегу озера. Вот так, не спеша, беседуя о том о сем, доходим до ворот Троицкой части монастыря и видим, что они открыты нараспашку. Мы тихонечко зашли внутрь, постояли, посмотрели; там тишина полнейшая, никого не видно и не слышно, древние могучие стены, звонница, Троицкий собор и церковь Покрова Божией Матери, которая еще не восстановлена внутри, пока не действует. На всем печать величия и вековой святости (монастырь недавно отметил свое 500-летие). Мы притихли; сестра шепотом в который раз вспомнила, как они были здесь еще в 1980-х годах, случайно совершенно: ездили на машинах за грибами (там, вблизи берегов Ладожского озера, потрясающие грибные и ягодные места) и набрели на развалины монастыря, зашли как раз сюда – здесь была тогда психиатрическая больница для буйных (окончательно ее перевели в другое место только пару лет назад, я еще застал это) – и даже поднялись на полуразрушенную звонницу. Тогда, конечно, ни колоколов, ни крестов, ни монахов не было, одни руины да вопли больных.

александро свирский монастырь чем помогает. Смотреть фото александро свирский монастырь чем помогает. Смотреть картинку александро свирский монастырь чем помогает. Картинка про александро свирский монастырь чем помогает. Фото александро свирский монастырь чем помогает

И вот мы робко постояли-постояли, да и вышли за ворота, остановились рядом, на высоком берегу. Смотрим на озеро: картина, просто требующая кисти Архипа Ивановича Куинджи. Представьте себе: плотные сумерки; берега, поросшие лесом, едва угадываются в них, а на горизонте, над водой – яркое багровое закатное зарево! Я чуть не заплакал с досады – ну почему я не взял с собой фотоаппарат! Такая бы фотография была… Но – чего нет того нет. Погоревали немного и собрались возвращаться.

Я увидел вдруг, что со стороны Преображенской части монастыря движется в нашу сторону какая-то фигура.

Чудо пришло, как и положено, неожиданно. Я увидел вдруг, что со стороны Преображенской части монастыря движется в нашу сторону какая-то фигура. Идет быстро, но как-то не по-земному, шагая, а будто бы плывет над дорогой. И направляется прямо к нам. Я почувствовал странную неловкость: двенадцатый час ночи, почти полная темнота, мы у ворот монастыря, и тут – это видение; как будто я нахожусь… не то чтобы там, где нельзя, а как бы – не по чину быть рядом с тем, кто сюда идет. Подходит: женщина, высокая, очень стройная, в темноте не угадать, молодая или старая, лица не видно. И сразу спрашивает:

– Вы были в келье преподобного?

А голос – ровный, четкий, совершенно не окрашенный эмоциями; спросила, как будто продолжая давно начатый разговор. Я растерялся: десять лет мы ездим в Свирский монастырь, и я никогда не слышал ни о какой келье. Что-то бормочу в ответ: как это, где… А она тем же ровным голосом просто говорит:

– Идите за мной, – и направляется к воротам, даже не пытаясь посмотреть, идем ли мы следом.

Мы, конечно, устремляемся за ней, хоть мной и владеет какое-то мистическое ощущение нереальности, нездешности, что ли, происходящего: ночь, темнота, полная тишина, ни души, звезды на небе, неизвестно откуда появившаяся женщина, куда-то нас зовущая, этот ровный, приветливый и в то же время повелительный голос… И тут я вспоминаю, даже не то чтобы вспоминаю, а меня буквально осеняет (именно осеняет – как окутывает облаком!) евангельское: «…и дивился народ словам Его, ибо говорил Он не как книжники и фарисеи, а как имеющий власть…» Именно такое впечатление было от этих нескольких слов.

Проходим сквозь толщу стены и оказываемся в крошечном помещении, в почти полном мраке. Чувство намоленной на этом месте благодати становится буквально физическим…

И вот мы идем за ней в ворота, и опять я удивляюсь: мы с сестрой люди не мелкие и достаточно энергичные, спешим чуть ли не вприпрыжку, но едва поспеваем за ней, даже отстаем, хотя она, кажется, и не торопится вовсе, но идет, как парит над землей. И идет она в сторону Покровской церкви, белокаменной, самой древней в монастыре, большой, с мощными стенами; огибает ее слева… И тут я вижу в стене черный проем, как бы небольшую арку, высотой ниже моего плеча. И она, пригнувшись, ныряет в эту темноту. Я, преодолевая трепет, – за ней, сестра следом. Проходим сквозь толщу стены и оказываемся в крошечном помещении, в почти полном мраке. В левом углу чуть теплится огонек лампадки. Женщина зажигает от нее две свечи, и я вижу, что мы находимся в маленькой келье, размером, может быть, метра два с половиной на полтора. Каменные пол, стены и потолок, всё беленое. Слева у короткой стены невысокий церковный подсвечник с лампадой и только что зажженными свечами; они освещают вделанную в стену икону, изображающую молящегося на коленях старца – преподобного Александра Свирского. Мы замираем в благоговении. Чувство намоленной на этом месте благодати становится буквально физическим, это как вода в сравнении с воздухом, ее можно пить, в ней можно плыть, и, подумалось мне под перезвон колотящегося сердца, ее можно не выдержать…

Женщина прикладывается к иконе и пропускает нас. Потом буквально в нескольких словах – ничего лишнего – рассказывает об этом месте. Меня переполняет радость, совершенно детская, абсолютно совершенная (!), когда уже больше нечего желать и представить большее невозможно; это ощущение неожиданного, драгоценного и при этом вовсе не заслуженного подарка, который, однако же, не отберут назад. Мы сбивчиво пытаемся благодарить нашу проводницу, выразить радость и признательность, говорим, что это чудо для нас – попасть в такое святое место, как здорово, что она нас сюда привела… А она тем же спокойным и величественным голосом говорит:

– Это преподобный вас водит. Вы ведь приехали к нему? Вот он вас встретил и привел сюда.

Затем нагибается и выходит из кельи, и мы за ней, переполненные своей радостью. Но бывает так, что если уж Господь дает, то дает не одной рукой, но сразу двумя. Уже на улице мы слышим:

Мы с сестрой переглядываемся: кажется, это уже невозможно вместить! А женщина тем же летящим шагом обходит следующий угол церкви, и там в стене открывается еще один темный проем, несколько больше первого. Мы снова проходим через толщу стены и попадаем в довольно большое и высокое помещение, наподобие шатра, из-за темноты пока разглядеть его невозможно, но справа тоже угадывается слабый свет лампады. Следуя за нашей провожатой, оказываемся возле небольшой ниши – углубления в стене высотой в мой рост; на подсвечнике теплится лампадка. Женщина зажигает неизвестно откуда взявшиеся две свечи, ставит их на подсвечник, две другие дает нам и еще одну берет сама. Всё пространство вокруг заливает теплый церковный свет. В стене ниши прямо в камень врезана икона явления Пресвятой Богородицы преподобному Александру, внизу наклонная мраморная плита с надписью, говорящей об этом чуде. Мне наконец удается на мгновение увидеть лицо нашей незнакомки: совсем молодая, точеный безупречный профиль, сама прямая как свеча. Мы, будто сущие дети, в восторге и благодарности лепечем, что никак не ожидали такого чуда и такой милости, вот, просто вышли погулять перед сном… А она своим удивительным голосом, в котором нет ни превосходства, ни снисходительности, ни поучения, коротко отвечает:

– Это невозможно запрограммировать или предугадать. Господь один знает, когда послать это.

Мы прикладываемся к мраморной плите, а женщина со свечой выходит на середину большой шатровой залы и вдруг начинает петь «Достойно есть…» Боже, я никогда не слышал такого пения! Ни в церковном хоре; ни в академическом театре; ни у монахов, которые здесь же, в соседнем Троицком соборе восхитительно поют божественные песнопения. Я слышал голос неземной: сильный как ветер, чистый как родник, ясный как небо в горах. Мотив был мне совершенно незнаком, и я не мог угадать следующей ноты, поэтому, чтобы не нарушить восхитительной стройности этой молитвенной песни, я тихонечко подпевал просто словами.

Вдруг она остановилась у стены церкви, напротив места, где располагалась ниша с иконой Богородицы, наклонилась и что-то подняла с земли…

Мы вышли в темноту уже совсем сошедшей на землю ночи. Наша провожатая снова полетела вперед, сразу оставив нас позади, и вдруг остановилась у стены церкви, очевидно, напротив места, где располагалась ниша с иконой Богородицы, наклонилась и что-то подняла с земли.

– Здесь иногда находят камешки в форме сердца. Это вам подарок от преподобного и Божией Матери, – и протянула нам два небольших камешка, действительно напоминающих сердечко.

Поспешая, мы вышли за ней из ворот монастыря. Она перекрестилась трижды на церковные купола.

– Доброй ночи, храни вас Господь, – и своим поразительно неспешным и стремительно-летящим шагом удалилась в сторону Преображенской части монастыря, исчезнув через несколько секунд в темноте.

Я посмотрел на сестру: она светилась от счастья и не могла сдержать радости. Неужели и я выглядел так же?

Это было чудо; кто понимает – тот поймет. Даже не пытаюсь рассуждать об этом, не стараюсь объяснить: как, почему, за что? Была ли это просто женщина, служащая в монастыре? Но как она не боялась ходить там одна в ночи, какую веру должна была иметь, какой силой духа обладать, чтобы так говорить в темноте с незнакомыми людьми? Или был это Ангел Божий, посланный нам для укрепления и утешения? Но чем я это заслужил и чем должен ответить на этот дар? Не приснился ли мне сон? Почти невозможно поверить в реальность этого видения, но свеча и камешек в форме сердца со мной, и мое маловерие согревается этими материальными свидетелями случившегося.

Это было просто. Просто как премудрость, как чудо Божие. Многословие и восторг не помогут достойно описать это переживание. И я желал бы уметь говорить, как эта женщина: просто, ясно, ни одного лишнего слова. Но как передать дивную атмосферу этой встречи тому, кто не был там? А мне так хотелось поделиться этим чудным подарком!

Ведь каждый дающий знает: кто делится, у того обязательно прибавляется…

Геннадий Дорофеев
редактор образовательного портала

Источник

«Северная Лавра»: монастырь преподобного Александра Свирского

Фотопутешествие Владимира Ештокина

Приблизительное время чтения: 6 мин.

александро свирский монастырь чем помогает. Смотреть фото александро свирский монастырь чем помогает. Смотреть картинку александро свирский монастырь чем помогает. Картинка про александро свирский монастырь чем помогает. Фото александро свирский монастырь чем помогает

Преподобный

Преподобный Александр Свирский родился в середине XV века в семье вепсских крестьян и в девятнадцать лет тайком ушел на Валаам. Через семь лет он принял там монашеский постриг, потом ушел на уединенный остров Валаамского архипелага и прожил там отшельником в пещере еще лет десять. А потом получил откровение и вернулся в родные места, на берег Рощинского озера. Молва о подвижнике, подвизавшемся в глухих лесах, быстро разошлась по окрестным селам, и вскоре здесь уже был монастырь.

А в 1508 году, на двадцать третьем году жизни преподобного на Рощинском озере ему во время ночной молитвы было явление Живоначальной Троицы. И в том же году в обители была построена деревянная Троицкая церковь, а Александр стал игуменом.

Преподобный Александр Свирский прожил 85 лет, прославился праведной жизнью и многими чудесами, воспитал много учеников-иноков и привёл к вере многих мирян, какое-то время провел в полном уединении и суровом воздержании. Умирая, он завещал бросить свое мертвое тело в болото, но братия не посмела выполнить его волю и похоронила его в Отходной пустыньке рядом с Преображенской церковью.

Нетленные мощи Александра Свирского были обретены 17 апреля 1641 года при постройке нового Преображенского собора. Когда стали служить молебен, тело преподобного, пролежавшее в земле 108 лет, покрылось каплями благоуханного мира. И с 1644 года вплоть до революции нетленные мощи преподобного хранились в серебряной раке в Преображенском соборе монастыря.

Северная лавра

За долгие годы обитель знала расцветы и падения, нашествия врагов, пожары, разграбления. В лучшие времена в монастыре были восемь храмов, богатая ризница, дорого украшенные иконы, большое книгохранилище. В XIX веке его называли Северной Лаврой. Но были годы, когда в нем после очередного разгрома оставались лишь несколько монахов и главная святыня — мощи преподобного Александра Свирского.

Еще при жизни святого великий князь Василий III посылал к нему каменных дел мастеров, строительные материалы, делал щедрые пожертвования на монастырь. Тогда были построены каменная Троицкая церковь, новые кельи, трапезная, хозяйственные постройки. А еще «две малые, деревянные церкви, одна во имя Преображения Господня, другая во имя святителя и чудотворца Николая» в Отходной пустыни. Тогда же было начато строительство каменной Покровской церкви.

Не забывал обитель и Иван Грозный, считавший Александра Свирского великим чудотворцем и молившийся ему накануне похода на Казань в 1552 году. Он присылал сюда иконы, большой серебряный крест и колокола. К началу XVII века Свирская обитель благодаря щедрым пожертвованиям, превратилась в один из богатейших монастырей северо-запада Руси.

александро свирский монастырь чем помогает. Смотреть фото александро свирский монастырь чем помогает. Смотреть картинку александро свирский монастырь чем помогает. Картинка про александро свирский монастырь чем помогает. Фото александро свирский монастырь чем помогает

В 1917 году, перед революцией, в монастыре жило более 200 человек, было 40 лошадей, около 100 коров. Монахи занимались хлебопашеством, а овощей с монастырского огорода хватало не только для братии и богомольцев, но и для продажи. На воспитании в обители было 40 сирот. А бедным жителям окрестных деревень в ней бесплатно отпускали лекарства и оказывали медицинскую помощь.

Русская Голгофа

В феврале 1918 года в монастырь вошел отряд Олонецкой ВЧК. Начался самый трагичный период истории обители. Обитель разграбили, а мощи преподобного увезли, как тогда казалось, навсегда: 5 ноября 1918 года, когда во дворе Олонецкой тюрьмы расстреливали монахов Александро-Свирской обители, святыню должны были уничтожить. К счастью, этого не случилось, мощи передали в анатомический музей Военно-медицинской академии в Петрограде.

При советской власти в монастыре был сначала исправительно-трудовой лагерь, потом детский дом, интернат для инвалидов, техникум, психиатрическая больница. Среди узников Свирьлага были архиепископы Августин (Беляев) и архиепископ Феодор (Поздеевский), княжна Кира Оболенская, сын московского старца Алексея Мечева священник Сергей Мечев, монахиня Вероника, духовная дочь старца Серафима Вырицкого и философ Алексей Лосев.

Возрождение

Когда осенью 1998 года во вновь открытый монастырь пришли первые насельники, казалось, понадобится не один десяток лет, чтобы его восстановить. В Троицкой его части еще оставалась психиатрическая больница.

23 ноября из Санкт-Петербурга привезли мощи преподобного. Поместили их в маленькой церковке Захарии и Елисаветы – она пострадала меньше других, ее проще было привести в порядок.

В 2002 году начали работу мастерские: иконописная, швейная, керамическая, резьбы по дереву. А в 2006 году, к пятисотлетию обители обрели прежнее благолепие фасады и внутреннее убранство храмов, возродились из руин братские корпуса и монастырские звонницы.

Наконец 29 июля 2009 года состоялась передача Церкви Троицкой части монастыря, и сегодня там идут ремонтно-восстановительные работы.

Паломникам

Монастырский ансамбль сложился в XVI — XVII столетиях и состоит из двух самостоятельных частей — Троицкой и Преображенской, в нем два соборных храма. В Преображенском, в приделе Александра Свирского, хранятся мощи преподобного.

Нынешний Троицкий собор, освященный в 1698 году, — уже четвертый, выстроенный на этом месте. Сегодня он смотрится аскетично, но в XVII веке его стены были украшены яркими изразцами.

А фрески, которые довольно хорошо сохранились, в 1709 году выполнила артель новгородских и костромских мастеров под руководством Леонтия Маркова.

К северу от Троицкого собора расположена церковь преподобного Иоанна Дамаскина, или «Больничная». Построили ее 1716 году, а в конце XIX века после реконструкции стены украсили росписью. Сейчас в ней идут восстановительные работы.

Преображенская часть обители образовалась на месте Отходной пустыньки, в которой жил преподобный. В XIX веке стоявшую там на месте явления ему Пресвятой Троицы деревянную часовню заменили на каменную.

А мощи святого, как и прежде, покоятся в пятиглавом Преображенском соборе XVII века, в специально устроенном для этого в 1716 году приделе Александра Свирского.

А в 1903-1904 годах собор был расписан изнутри.

Особую нарядность придают собору соединенные с ним колокольня и церковь Захарии и Елисаветы, построенная в 1668 году.

Главная святыня монастыря, мощи преподобного Александра Свирского, покоятся в серебряной раке, изготовленной к 500-летию монастыря. Ежегодно в день Пресвятой Троицы их выносят из собора и крестным ходом переносят в Троицкий собор, где они пребывают несколько дней, а потом возвращаются обратно.

Как добраться до монастыря:

Из Москвы поездом до станции Лодейное поле, далее маршрутным транспортом до поселка Свирское. Из Санкт-Петербурга поездом либо электричкой до Лодейного поля, далее также. На автомобиле по трассе Москва-Санкт-Петербург-Петрозаводск около восьми часов. Остановиться на ночлег можно либо в паломнической гостинице монастыря, либо в паломническом центре в поселке Свирский.

Благодарим Санкт-Петербургскую митрополию, Тихвинскую епархию и братию монастыря за помощь в подготовке материала

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *