александровская слобода троицкий собор
Успенский женский монастырь
город Александров
Троицкий собор
Троицкий собор
В конце XV — начале XVI века в новой Александровской слободе возводится загородная резиденция Великого Князя Московского Василия Иоанновича (1505 – 1533). Центром построек великокняжеского двора стал Покровский собор — третий по величине после Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля. Дата его освящения зафиксирована в богослужебном сборнике первой половины XVI в. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры: «Лета 7022 (1513) декабря 11 священа бысть церковь Покров Святей Богородицы в новом селе в Олександровском, тогды ж князь Великий и во двор вшел».
Архитектура храма обусловлена ориентацией мастеров Василия III на главную святыню близлежащего Троице–Сергиева монастыря – храм во имя Святой Троицы. Кирпичная кладка стен, сводов и главы Покровского собора эффектно контрастирует с белокаменной кладкой столбов четверика, порталов, архитектурного декора и входных киотов, белокаменного подклета с обходной галереей. Особенности композиции и орнаменты украшающей храм резьбы представляют замечательный пример объединения итальянского декора и ранне-московской белокаменной резьбы начала XV в.
В начале XVII века шведский дипломат Петр Петрей де Ерлезунда так описывал облик Покровской церкви: «Камни ее расписаны разными красками так, что один черный, другой — белый и посеребренный, третий — желтый и позолоченный; на каждом нарисован крест. Все это представляет красивый вид для проезжающих дорожных людей».
Внутренним украшением храма стали выполненные в XVI веке красочные, разнообразные по своим повествовательным сюжетам фрески, а также царские трофеи — привезенные из Новгородского и Тверского соборов врата XIV века, установленные в западный и южный порталы. Первоначальный иконостас собора представлял собой каменную алтарную преграду с фресками. Поверх нее находились тябла с иконами деисусного чина. Каменный престол был обложен медными посеребренными пластинами, резная сень над ним была позолочена.
Главный престол собора первоначально был освящен во имя Покрова Божией Матери. В северной части открытой белокаменной галереи был устроен придел в честь преподобного Сергия Радонежского, в южной – святителя Николая Чудотворца. Под алтарем, в белокаменном подклете, находилась крипта для захоронений.
Причт Покровского собора в XVII веке составляли протопоп, 2 попа, диакон, 2 пономаря, 3 сторожа и просвирница. Все они получали из царской казны денежное годовое жалование. Грамотой царя Алексея Михайловича с 1672 года его выдавали в Александровой слободе из кружечного двора «без московской волокиты». Кроме того, священнослужители получали жалование зерном (рожь и овес), а к праздникам – сукно на одежду. Из царских приказов поступали в собор ладан, церковное вино, воск на свечи, мука для печения просфор. Имевший редкий в то время высокий чин протопопа настоятель собора был старшим над священниками всех окрестных селений.
Молитвы к Богу в Покровском храме возносил во время посещений Александровой слободы его создатель Великий Князь Василий III Иоаннович. Царь Иоанн IV Васильевич был усердным богомольцем собора с декабря 1564 по декабрь 1581 года. В 1645 году в Покровском соборе молился Царь Михаил Феодорович, в дар он оставил вызолоченный потир и большое серебряное кадило. В 1671 году приезжал Царь Алексей Михайлович.
Царь Феодор Алексеевич (1676-1682), ежегодно посещавший Успенскую девичью обитель в 1676-81 годах, был в Покровском соборе 29 ноября 1676 года, 30 сентября 1680 года слушал всенощное бдение на престольный праздник Покрова, а за Литургией молился 1 октября в Никольском приделе.
К 1682 году приходской Покровский собор перешел в ведение Успенского монастыря, и, вероятно, в это же время был переосвящен в честь Пресвятой Троицы. Жалование протопопа стал получать монастырский духовник, служили с тех пор в церкви монастырские священники и диаконы, а просфорница стала не нужна, так как просфоры пекли отныне монахини.
В сентябре 1687 года, к приезду в монастырь царя Петра Алексеевича, в Троицком соборе московскими царскими мастерами был поставлен новый пятиярусный иконостас, сохранивший и часть икон XVI века. Перед ним в 1696 году затеплились 6 серебряных с золочеными украшениями лампад и 7-я подъемная, подаренные Царевичем Алексеем Петровичем для поминовения своей бабушки — царицы Наталии Кирилловны.
В сентябре 1700 года в бывшем Никольском приделе освящен престол в честь праведного Симеона Богоприимца (упразднен в 1870 году).
К началу XVIII века окружающая собор галерея была закрыта, объединив в одно здание две западные белокаменные палаты, где помещались богатая ризница и монастырская библиотека с коллекцией рукописей, документов и старопечатных книг.
В XVIII-XIX вв. в Троицком соборе неоднократно производились большие ремонтные работы. На средства купца Зубова в Сергиевском приделе в 1852 году был установлен новый резной позолоченный иконостас, а к 1889 году в таком же стиле на средства александровских купцов Первушиных – пятиярусный в центральном храме, с сохранением старых икон. В 1887-89 гг. под руководством археолога Г.Д. Филимонова художником-живописцем А.Д. Белоусовым очищены от трехслойной записи масляными красками алтарные росписи и 6 фресок на столбах, а по нижней части стен открыты хорошо сохранившиеся полотенца.
Весной 1922 года комиссией по изъятию церковных ценностей были вывезены многие драгоценные оклады, ризы и венцы с икон, а наиболее ценные предметы переданы местному музею. В январе 1923 года Троицкий собор был отобран у монастыря и передан в ведение музея, которым использовался как склад для хранения реквизированных церковных ценностей из храмов и монастырей Александровского уезда, а с 1931 года – как антирелигиозный отдел.
В мае 1923 г. в ходе реставрации архитектор П.Д. Барановский снял с Троицкого собора 4 поздних главы (1824-25 гг.). В 1926 году была смыта позолота с иконостасов, а вскоре разобран и сам иконостас собора.
В 1927 году размещенными на территории беспризорниками из Троицкого собора были украдены несколько подсвечников и лампад. В последующие годы наиболее ценные иконы и оклады, церковная утварь, рукописи, изразцы были вывезены в фонды Государственного Исторического музея (г. Москва) и Владимиро-Суздальского музея (г. Суздаль).
По неотступным просьбам верующих в 1946 году власти разрешили возобновить богослужения в Троицком соборе монастыря. 24 августа (в день памяти преп. Корнилия) он был передан в аренду приходской общине и на долгие годы стал единственным действующим храмом в районе.
В эти трудные для церкви годы священнослужителями в нём были образованные, высокой духовной жизни пастыри: протоиереи Петр Успенский, Николай Харьюзов, Леонид Розанов, Андрей Бородачёв, профессор протоиерей Андрея Сергеенко, протодиакон Сергий Зензивеев и другие. Почти все они перенесли страдания за веру: тюрьмы и лагеря, унижения и притеснения. Среди прихожан храма были уцелевшие монахини, которые пели на клиросе, прислуживали в алтаре.
Утраченный иконостас был заменен новым, выполненным в стиле позднего классицизма, из церкви села Покрова. В конце 1940-х годов под руководством архитекторов П.С. Полонского и Н.В. Сибирякова значительно обветшавший храм на средства прихода был отремонтирован. Удалены два боковых крыльца, сделана отмостка вокруг храма с отводом воды, восстановлены подклеты, отремонтирован купол и устроено водяное отопление. В 1980-х годах Владимирской реставрационной мастерской были произведены пробные расчистки фресок XVI в., а также поновлена фресковая живопись купольной части, северной и западной стен основного объема.
С открытием монастыря 1 января 1992 года в Троицком соборе возобновились богослужения по монастырскому уставу и чтение неусыпаемой псалтири. В мае 1995 года в соборе были помещены обретенные мощи преподобного Корнилия (†1681), перед которыми стали служиться молебны. За два десятилетия монастырем произведены большие ремонтно-реставрационные работы, закончено восстановление уникальных фресок. В 2010 году воссоздан пятиярусный тябловый иконостас.
Троицкий собор Александров
В истории создания Троицкого собора в Александрове есть загадка, которую с увлечением пытаются разгадать современные исследователи. Она касается авторства этого сооружения. Другими словами, актуален вопрос: кто «придумал» проект Троицкого храма?
В 1513 г. в Александровом кремле был построен загородный дворец великого князя Василия III и освящена новая церковь Покрова Пресвятой Богородицы (ныне Троицкий собор).
Архитектура Троицкого собора в Александрове
Архитектура Троицкого собора в Александрове обусловлена ориентацией мастеров Василия III на главную святыню ближайшего Троице-Сергиева монастыря – храм во имя Святой Троицы. Огромный массивный храм, увенчанный большой главой на световом барабане, выглядит мощно и слегка приземисто, из-за позднейших обстроек – крытой галереи с папертью и крыльцом.
Основной объем храма – кубический, с позакомарным покрытием. Его стены не всегда были белыми; шведский путешественник Петрей де Эрлезунда, много писавший о России, описывал внешнее убранство Покровского собора так:
«Камни были расписаны красками так, что один — черный, другой — белый, третий — желтый и позолоченный. На каждом нарисован крест».
Собор был выстроен из белого камня, перемежающегося с кирпичом. Такая смешанная кладка была характерна, например, для Архангельского собора в Московском Кремле, а резьба повторяет мотивы Троицкого собора в Троице-Сергиевой Лавре.
Интерьер Троицкого собора
Одной из главных святынь Троицкого собора является Страстная икона Божией Матери, к которой неизменно устремляются все паломники, прибывающие в знаменитый монастырь.
Внутри собор также поражает своими размерами и простором; интерьер хорошо освещен благодаря световому барабану и окнам в верхней части стен. Очень красивы резные перспективные порталы, ведущие в главную часть собора.
Росписи, выполненные в середине XVI века в традициях школы Дионисия, украшали все стены, столпы и своды собора; к сожалению, они сильно пострадали в 1887-1889 гг., когда практически все фрески были записаны новыми росписями артели Сафонова из села Палех. Реставраторам удалось расчистить только два фрагмента древних фресок, остальные до сих пор скрыты позднейшими росписями. Что касается икон собора, то многие были вывезены в московские музеи, где и хранятся до сих пор.
Отдельного внимания заслуживают медные двери в западном и южном порталах. Западный портал украшают Тверские врата, вывезенные из Твери по приказу Ивана Грозного в 1569 г. Вероятно, это двери, выполненные в XIV в. для Спасо-Преображенского собора в Твери. В южный портал были установлены Васильевские врата, вывезенные из Новгорода Великого после его разгрома войсками Грозного.
Каменный престол был обложен медными посеребренными пластинами, резная сень над ним была позолочена.
Главный престол собора первоначально был освящён во имя Покрова Божией Матери. В северной части открытой белокаменной галереи был устроен придел в честь преподобного Сергия Радонежского, в южной – святителя Николая Чудотворца. Под алтарем, в белокаменном подклете, находилась крипта для захоронений.
Причт Покровского собора в XVII в. составляли протопоп, 2 попа, диакон, 2 пономаря, 3 сторожа и просвирница. Все они получали из царской казны денежное годовое жалование. Грамотой царя Алексея Михайловича с 1672 г. его выдавали в Александровой слободе из кружечного двора «без московской волокиты». Кроме того, священнослужители получали жалование зерном (рожь и овес), а к праздникам – сукно на одежду. Из царских приказов поступали в собор ладан, церковное вино, воск на свечи, мука для печения просфор. Имевший редкий в то время высокий чин протопопа настоятель собора был старшим над священниками всех окрестных селений.
Цари в Троицком соборе Александровой слободы
Троицкий собор Александровского Успенского монастыря повидал на своем веку немало русских самодержцев (и самодержиц), оставаясь почти до XIX века «царским богомольем». Впрочем, не только «богомольем» была эта обитель, но и «заточеньем» — и тоже для представителей царского рода.
Молитвы к Богу в Покровском храме возносил во время посещений Александровой слободы его создатель Великий Князь Василий III Иоаннович. Царь Иоанн IV Васильевич был усердным богомольцем собора с декабря 1564 г. по декабрь 1581 г.
Цари из династии Романовых много благотворили Успенской обители, не забывая и о ее древнем Троицком соборе. Именно в XVII веке собор обнесли крытой галереей с двумя белокаменными приделами, освященными во имя преподобного Сергия Радонежского и святого праведного Симеона Богоприимца.
В 1645 г. в Покровском соборе молился Царь Михаил Федорович, в дар он оставил вызолоченный потир и большое серебряное кадило. В 1671 г. приезжал Царь Алексей Михайлович.
В соборной ризнице еще в XIX столетии хранились дары русских царей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича. Известны грамоты Алексея Михайловича, а также Иоанна и Петра Алексеевичей касательно ружного жалованья священнослужителей Троицкого собора.
Царь Федор Алексеевич (1676-1682 гг.), ежегодно посещавший Успенскую девичью обитель в 1676-1681 гг., был в Покровском соборе 29 ноября 1676 г. 30 сентября 1680 г. слушал всенощное бдение на престольный праздник Покрова, а за Литургией молился 1 октября в Никольском приделе.
В свою монастырскую бытность Троицкий собор оставался соборным храмом для всей Александровской слободы.
Троицкий собор Александрова после революции
После революции 1917 года началось разорение обители. В 1919 году большевики опечатали все храмы, кроме Успенского, но и для него это была лишь отсрочка — Успенскую церковь закрыли спустя четыре года. В 1921 году в бывшем монастыре власти организовали Александровский историко-бытовой музей.
В 1946 году, с возобновлением Владимирской епархии, власти, уступая многочисленным просьбам, передали соборный храм общине верующих: на десятилетия он стал единственной действующей церковью во всей округе.
Возрождение собора
Новая эпоха для Троицкого собора началась 10 ноября 1991 года, когда был возрожден Свято-Успенский женский монастырь; он явился одним из первых возобновленных монастырей Владимирской епархии
С 1 января 1992 года в Троицком соборе снова начались богослужения по монастырскому уставу.
В 1995 году произошло знаменательное событие — обретение мощей преподобного Корнилия Александровского, погребенного в склепе под алтарем Троицкого собора. Обретенные мощи ныне покоятся в раке в южном приделе соборного храма. В том же году, ранней осенью, Успенскую обитель посетил Патриарх Алексий II, совершивший молебен в Троицком соборе — у мощей преподобного Корнилия.
Ныне именно в Троицком соборе сконцентрирована молитвенная жизнь насельниц Успенского монастыря.
Богослужения в Троицком соборе Успенского монастыря Александрова
Богослужения в Троицком соборе совершаются ежедневно: утром — в 8:00, вечером — в 16:00.
Престольные праздники Троицкого собора (даты даны по новому стилю): 18 июля и 8 октября — память преподобного Сергия Радонежского; день Святой Троицы. 26 августа празднуется Страстная икона Божией Матери; 24 августа и в 6-ю неделю по Пасхе — память преподобного Корнилия Александровского.
График работы Музея-заповедника «Александровская слобода»
Музей-заповедник «Александровская слобода» открыт ежедневно, кроме понедельника. Часы работы: с 10:00 до 18:00; в пятницу музей закрывается на час раньше.
Контакты
Как добраться самостоятельно в Александрову слободу
На автомобиле: необходимо следовать из Москвы по федеральной трассе М-8 («Холмогоры») до Двориков, затем повернуть по указателю на Александров. В Александрове, доехав до центра по главной дороге, на Т-образном перекрестке нужно повернуть налево. Расстояние —130 километров.
Электрички из Москвы в Александров с Ярославского вокзала отправляются примерно раз в час, время в пути — чуть более двух часов.
До обители от станции ходят городские автобусы маршрутов №№4 и 7, остановка «Музей».
Александровская слобода троицкий собор
Собор Покрова Пресвятой Богородицы
Архитектура Покровского храма обусловлена ориентацией мастеров Василия III на главную святыню ближайшего Троице-Сергиева монастыря – храм во имя Святой Троицы. Огромный массивный храм, увенчанный большой главой на световом барабане, выглядит мощно и слегка приземисто, из-за позднейших обстроек – крытой галереи с папертью и крыльцом.
Основной объем храма – кубический, с позакомарным покрытием. Его стены не всегда были белыми; шведский путешественник Петрей де Эрлезунда, много писавший о России, описывал внешнее убранство Покровского собора так: «Камни были расписаны красками так, что один — черный, другой — белый, третий — желтый и позолоченный. На каждом нарисован крест». Собор был выстроен из белого камня, перемежающегося с кирпичом. Такая смешанная кладка была характерна, например, для Архангельского собора в Московском Кремле, а резьба повторяет мотивы Троицкого собора в Троице-Сергиевой Лавре.
Внутри собор также поражает своими размерами и простором; интерьер хорошо освещен благодаря световому барабану и окнам в верхней части стен. Очень красивы резные перспективные порталы, ведущие в главную часть собора.
Жилище царское, окруженное «осыпью» или великим земляным валом и обрытое глубоким рвом, устроилось на самом месте нынешнего Александрова Успенского девичьего монастыря.
Доказано существование в Слободе и каменных дворцов. Фундамент одного из них обнаружен в раскопе 1968 года (белокаменная кладка стен и опор с глубины 2 м., а другого, двухэтажного, — длиной 34 м. и шириной 12 м. — в раскопе 1970 г. экспедицией академика Б. А. Рыбакова.
Царь Иоанн IV Васильевич был усердным богомольцем собора с декабря 1564 г. по декабрь 1581 г. Царь Иван Васильевич украсил этот собор двумя вратами, вывезенными им из Новгорода и Твери. Западный портал и сейчас украшают Тверские врата, вывезенные из Твери по приказу Ивана Грозного в 1569 г. Вероятно, это двери, выполненные в XIV в. для Спасо-Преображенского собора в Твери. В южный портал были установлены Васильевские врата, вывезенные из Новгорода Великого после его разгрома войсками Грозного.
Васильевские двери
«Троицкий собор, с двумя приделами, также весь из белого камня с крытыми вокруг переходами и двумя палатками для ризницы и книгохранилища. Около северных и южных дверей архивольты и столбики со жгутами; соборные входные двери, створчатые дубовые, покрыты красною медью, на которой по коричневой краске наведены золотом разные священные изображения, и на накладке, между прочим, написано: «В лето 6844 (1336) индикта 4-го написаны двери сии повелением боголюбиваго архиепископа Новгородского Василия при князе благоверном Иване Даниловиче, при посадничестве Федорове Даниловиче, при тысяцком Авраме». Двери сии привезены царем Иоанном Васильевичем из Новгородского Софийского храма в Александрову слободу в 1570 году; западные двери медные, тоже привезены им из Твери в тот же поход. В них вделано изображение (резное на меди) Св. Троицы. Эти двое дверей, в особенности же первые, суть главное доказательство того, что царь Иван Васильевич любил Александрову слободу (новый град Слобода), как свое местопребывание в течение почти 20 лет. Так как двери эти перевезены в Александров в 1570 году, то имеем право заключить, что Троицкий собор и отдельная при нем колокольня построены ранее этого года» (Кавелин Л. А. Историческое и археологическое описание первоклассного Успенского женского монастыря в городе Александрове (Владимирской губернии). – Изд. 2-е. – М. : Типо-литография И. Ефимова, 1891. – 160 с.).
См. Новгородские Васильевские и Тверские медные двери, в Троицком соборе Успенской обители
В начале XVII века шведский дипломат Петр Петрей де Ерлезунда так описывал облик Покровской церкви: «Камни ее расписаны разными красками так, что один черный, другой — белый и посеребренный, третий — желтый и позолоченный; на каждом нарисован крест. Все это представляет красивый вид для проезжающих дорожных людей».
По писцовым книгам XVII ст. (1629 и 1675 гг.) значилось: «город осыпной земляной, мерою по валу кругом 532 саж. (по стенам монастыря всего 452 саж.): в длину 157 сажен, в поперег 98 сажень».
Молитвы к Богу в Покровском храме возносил во время посещений Александровой слободы его создатель Великий Князь Василий III Иоаннович.
В 1645 г. в Покровском соборе молился Царь Михаил Федорович, в дар он оставил вызолоченный потир и большое серебряное кадило.
Успенский женский монастырь был основан в 1651 г. преподобным Лукианом Александровским на месте загородного государева двора по жалованной грамоте царя Алексия Михайловича и благословению Патриарха Иосифа.
В 1671 г. приезжал Царь Алексей Михайлович.
В 1672 году, вследствие челобитья великому Государю Александровы слободы соборной церкви Покрова Пресвятой Богородицы попа Семиона с причетники, в грамоте от царя прикащикам Александровой слободы Григорию Головкову да Давиду Маркову писано: «в Приказе Большаго Дворца, в рухольной заказной книге нынешняго 180 (1672) года написано: нашего в. г. денежного жалованья Александровы слободы соборныя церкви Покрова Пресвятыя Богородицы протопопу 11 рублев 14 алтын 4 деньги, двум попам по 6 рублев по 10 алтын по деньги человеку, дьякону 6 рублев с полтиною, двум пономорям, трем сторожам по рублю человеку, просфорнице 25 алтын, всего 36 рублев 10 алтын 4 деньги, а давать им то жалованье в пол их окладов (т. е. выдачу производить по полугодно). Ныне били челом нам в. г. Александровы слободы соборныя церкви Покрова Пресвятыя Богородицы поп Семион с причетниками, чтоб нам великому Государю пожаловать, велеть им наше великого Государя годовое денежное жалованье на нынешней 180 год по окладу выдать и впредь давать в Александрове слободе из кружечного двора без Московские волокиты». Велено просьбу их исполнить. — Из этого видно, что Покровский соборный храм, в царствование Алексея Михайловича, находясь внутри Успенского монастыря, продолжал однако же считаться соборным для всей Александровой слободы.
Царь Федор Алексеевич (1676-1682 гг.), ежегодно посещавший Успенскую девичью обитель в 1676-1681 гг., был в Покровском соборе 29 ноября 1676 г. 30 сентября 1680 г. слушал всенощное бдение на престольный праздник Покрова, а за Литургией молился 1 октября в Никольском приделе.
5 января 1682 года в грамоте от Царя стольнику и воеводе О. Я. Тухачевскому, написано: «в расходной книге прошлаго 189 (1681) году написано нашего великого Государя жалованья годовые хлебные руги по окладу Успенского девичьяго монастыря, что в новой Александровой слободе, церкви Успения Пресвятыя Богородицы, что на нашем великого Государя дворе… Да соборныя церкви Покрова Пресвятыя Богородицы протопопопу 6 четий ржи, овса тож, двум попам по 4 чети с осьминою ржи, овса тож, просфорнице — 2 чети с полосьми ною ржи, овса тож; двум пономарям с тремя сторожами по 3 чети ржи, овса потому ж человеку; на просфоры 2 чети без полуосмины ржи…»
О денежном ружном жалованье Успенскому девичьему монастырю, как в период 1682 — 1686 гг., так и в предыдущее царствование узнаем из следующей грамоты от царей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей, в Новоалександрову слободу, путному ключнику Федору Гееву: «в Приказе нашей великих Государей казны в ружных книгах, каковы в прошлом 189 (1681) году присланы из Приказу большого дворца, написано: Переславского уезду Залееского Новоалександровы слободы Успенского новодевича монастыря 120 старицам по окладу по 26 алтын по 4 деньги человеку, и того 96 рублев, да на кфлей топление за 85 сажен дров 85 рублев, всего 181 рубль, да того же Успенского новодевича монастыря духовному черному попу Иоасафу, тоеж слободы Покровского протопопа оклад 11 рублев 14 алтын 2 деньги; двум попом по 6 рублев 10 алтын 3 деньги; дьякону 6 рублев 16 алтын 4 деньги; дьячку 2 рубли, пономарю да сторожу по 1 рублю человеку, всего духовнику и попом с причетники 34 рубли 19 алтын, да в собор Покрова Пресвятыя Богородицы 2 попом по 6 рублев 10 алтын 3 деньги человеку, дьякону 6 рублев 12 алтын 4 деньги, двум пономарям, трем сторожам по 1 рублю человеку, просвирнице 25 алтын, да на свечи за три пуда воску по 1 рублю 16 алтын 4 деньги за пуд, всего в собор Покрова Пресвятыя Богородицы 28 рублев 16 алтын, да церкви Живоначальныя Троицы, что в осыпи, попу 6 рублев 10 алтын 3 деньги, дьякону 5 рублев, дьячку 2 рубли, пономарю 1 рубль, просвирнице 25 алтын с деньгою, всего в церковь Троицы Живоначальныя 20 рублев 2 алтына 2 деньги, и всего по руленой книге по окладу 259 рублев 4 алтына; да в прошлом во 190 (1682) году, по указу брата нашего великого Государя блаженныя памяти великого Государя, царя и великого князя Феодора Алексеевича, всея в. и м. и б. России самодержца, в Успенский же новодевич монастырь учинено ружного жалованья вновь прибылым 80 старицам по 4 рубли, да на дрова по 56 рублев 22 алтына с деньгою, и всего в Успенский новодевич монастырь игуменье с сестрами и духовнику и попом с причетники и соборные церкви Покрова Пресвятыя Богородицы и церкви Живоначальныя Троицы попом же с причетники по ружной книге и с теми, что во 190 году вновь прибыли 80 старицы, руги же и на дрова учинено 379 рублев 26 алтын с деньгою на год…»
Причт Покровского собора в XVII в. составляли протопоп, 2 попа, диакон, 2 пономаря, 3 сторожа и просвирница. Все они получали из царской казны денежное годовое жалование. Грамотой царя Алексея Михайловича с 1672 г. его выдавали в Александровой слободе из кружечного двора «без московской волокиты». Кроме того, священнослужители получали жалование зерном (рожь и овес), а к праздникам – сукно на одежду. Из царских приказов поступали в собор ладан, церковное вино, воск на свечи, мука для печения просфор. Имевший редкий в то время высокий чин протопопа настоятель собора был старшим над священниками всех окрестных селений.
К 1682 году приходской Покровский собор перешел в ведение Успенского монастыря, и, вероятно, в это же время был переосвящен в честь Пресвятой Троицы.
В сентябре 1687 года, к приезду в монастырь царя Петра Алексеевича, в Троицком соборе московскими царскими мастерами был поставлен новый пятиярусный иконостас, сохранивший и часть икон XVI века. Перед ним в 1696 году затеплились 6 серебряных с золочеными украшениями лампад и 7-я подъемная, подаренные Царевичем Алексеем Петровичем для поминовения своей бабушки — царицы Наталии Кирилловны.
В сентябре 1700 года в бывшем Никольском приделе освящен престол в честь праведного Симеона Богоприимца (упразднен в 1870 году).
В конце 1727 г. под Троицким собором погребена казначея царевны Марии Алексеевны — девица Евфимия Андреевна Львова, скончавшаяся 12 декабря 1727 г. и жившая в обители, усердно одаренной вкладами самой царевны.
Росписи, выполненные в середине XVI века в традициях школы Дионисия, украшали все стены, столпы и своды собора. Первоначальный иконостас собора представлял собой каменную алтарную преграду с фресками. Поверх нее находились тябла с иконами деисусного чина. Каменный престол был обложен медными посеребренными пластинами, резная сень над ним была позолочена.
При игумении Евгении Ивановой (1819-1835) в 1823 году построена новая настоятельская двухэтажная келья и на выданные по ее ходатайству в 1824 году из казны деньги, 18 265 руб., сделано на Троицком соборе вместо одной пять глав, покрыт собор вновь железом, штукатурка обвалившаяся внутри и снаружи исправлена; стенное и иконное писание возобновлено.
Троицкий собор. Фототипия В. Штейна. Кон. XIX века.
Главка Троицкого собора. Современный вид.
«Он долгое время был с одной большой главой и с двумя маленькими на приделах (ныне пятиглавый и две малых на приделах). «Здесь единоглавие, замечает Шевырев в 1847 году, к счастью не искаженное, представлялось мне во всем превосходстве касательно внутреннего действия храма. Свет падал сверху из продольных стекол всего купола и чудно озарял весь иконостас: давно не испытывал я подобного впечатления. Вся великая тайна Бога Слова, предвечно рожденного, земное воплощение, Царь мира и сонмы небесныя Церкви, склоняющиеся с обеих сторон перед неисповедимою тайною Христовой веры: Богоматерь, Предтеча, Ангелы, Апостолы, мученики, исповедники, праотцы, в лучах дневного света, являлись мне во всех подробностях и производили на меня то впечатление, которое должен производить иконостас храма, — это видимое таинственное небо нашей Церкви. Здесь все мне было ясно, доступно, близко» (Историческое и археологическое описание первоклассного Успенского женского монастыря в городе Александрове. Составил А.Л. 1884).
На средства купца Зубова в Сергиевском приделе в 1852 году был установлен новый резной позолоченный иконостас.
Иконостас Троицкого собора обновлен (т. е. вновь позолочен) в 1881 г. купцом Первушиным.
«В соборе иконостас старинный пятиярусный, с тяблами; в числе икон есть некоторыя хорошаго древне-греческого письма; особенно замечательны местныя иконы: Спаса Вседержителя и Владимирской Божией Матери; на первом венец, диадима и запопы убраны жемчугом и дрогоценными камнями; оплечье и поля серебряныя, вызолоченыя, с травами. Икона Владимирския Божией Матери, считаемая чудотворною, также богато украшена жемчугом и дрогоценными камнями. Икона эта стоит в особо устроенном киоте, на задней стороне которого есть следующая падпись: Благоволением Бога Отца Вседержителя и содействием пресвятаго и животворящаго Духа, повелением благочестивых царей и великих князей: Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великия государыни благоверныя царевны Софии Алексеевны, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцев, построен вновь иконостас и принесен сей образ св. Архангелов и Ангелов (т. е. киот с св. изображениями) в церковь пресвятыя и славныя Владычицы Богородицы и приснодевы Марии, честного ея Покрова, в лето 7195 (1687) года месяца сентября в 20 день. Из этой надписи видно, что первоначально икона эта стояла в иконостасе Покровской церкви.
Пред местными иконами висят 6-ть серебряных с золочеными украшениями лампад и седьмая такая же подъемная; на каждой из них вырезана следующая надпись: «сию лампаду дал вкладу великий государь благоверный царевич и великий князь Алексей Петрович, всея Великия и Малыя и Белыя России, в Александрову пустыню в Успенскую церковь, для поминовения души бабушки своей великия государыни благоверной царицы и великой княгини Наталии Кириловны лета 7204 (1696)». На столпе с левой стороны на иконе Божией Матери находится внизу следующая надпись: «Сей образ писал многогрешный иконописец Тихон Семенов Александровой слободы девичьяго Успенского монастыря». Значит, в конце XVII века был у монастыря свой один или несколько иконописцев.
По сторонам главного алтаря два придела: южный во имя Симеона Богоприимца (в память бывшего в ХVII ст. близ Александрова Симеоновского мужского монастыря, придел упразднен в 1858 году) и северный во имя препод. Сергия Радонежского; в сем приделе в алтаре за престолом в киоте деисус искусного письма; его писал, как видно из надписи на нем, в 1679—1680 гг., царский зограф Михаил Милютин.
Под алтарем Троицкого собора погребен приснопамятный строитель Лукьяновой пустыни и духовник Успенской обители преподобный Корнилий. На надгробии его высечена следующая надпись: «лета 7189 (1681) августа в 11 день, на память святаго мученика и архидиакона Евпла, преставися раб Божий Александровой слободы Успенского деваго монастыря духовник схи-иеромонах Корнилий».
В этом же склепе погребены тела:
1) казначеи царевны Марии Алексеевны девицы Евфимии Андреевны Львовой, скончавшейся 1727 г. декабря 12 дня.
2) Генерал. о аншефа лейб-гвардии Преображенского полка подполковника Ивана Ивановича Бутурлина, скончавшегося 1738 г. 31 декабря.
3) Действительного камергера Аркадия Ивановича Бутурлина, скончавшегося 1775 года 28 апреля.
4) дочери его девицы Анастасии, скончавшейся 1807 года 12 декабря» (Историческое и археологическое описание первоклассного Успенского женского монастыря в городе Александрове. Составил А.Л. 1884).
В 1887-89 гг. под руководством археолога Г.Д. Филимонова художником-живописцем А.Д. Белоусовым очищены от трехслойной записи масляными красками алтарные росписи и 6 фресок на столбах, а по нижней части стен открыты хорошо сохранившиеся полотенца. Росписи стен сильно пострадали в 1887-1889 гг., когда практически все фрески были записаны новыми росписями артели Сафонова из села Палех. Реставраторам удалось расчистить только два фрагмента древних фресок, остальные до сих пор скрыты позднейшими росписями. Что касается икон собора, то многие были вывезены в московские музеи, где и хранятся до сих пор.
Каменный престол был обложен медными посеребренными пластинами, резная сень над ним была позолочена.
Главный престол собора первоначально был освящен во имя Покрова Божией Матери. В северной части открытой белокаменной галереи был устроен придел в честь преподобного Сергия Радонежского, в южной – святителя Николая Чудотворца. Под алтарем, в белокаменном подклете, находилась крипта для захоронений.
Обновление и освящение Троицкого собора в Успенском женском монастыре города Александрова
Город Александров, Троицкий собор. Фото Прокудина-Горского, 1911 год.
Успенский монастырь. Слева колокольня и церковь Преображения Господня. Фототипия В. Штейна. Нач. ХХ века.
Западные входные двери Троицкого собора.
Восточный фасад Троицкого собора
Троицкий собор
Настоятель Троицкого собора 1961-1972 гг. – протоиерей Андрей Прокопьевич Бородачев. Родился в 1900 г. в семье крестьян с. Спасского Приволжского района Самарской области. Рукоположен в сан священника в 1956 г. в г. Саратове. С августа 1959 г. – третий священник Троицкого собора, с декабря 1961 г. – его настоятель. С апреля 1974 г. – настоятель Покровской церкви с. Давыдовского Кольчугинского района Владимирской области. В 1986 г. по прошению почислен за штат. Скончался в 1992 г., погребен у храма в с. Давыдовском.
Настоятель Троицкого собора 1973-1976 гг. – протоиерей Александр Филиппов
Настоятель Троицкого собора 1976-1980 гг. – протоиерей Константин Захарко
Настоятель Троицкого собора 1980 г. – игумен Александр (Чернавцев)
Настоятель Троицкого собора 1981 г. – иеромонах Платон (Знаменский)
Настоятель Троицкого собора 1982-1984 гг. – протоиерей Андрей Каменяка (после – иером. Иов)
Настоятель Троицкого собора 1984-1986 гг. – протоиерей Димитрий Юртин
Настоятель Троицкого собора 1986-1988 гг. – архимандрит Филарет (Радаев)
Настоятель Троицкого собора 1988-1991 гг. – протоиерей Георгий Запольнов.
В 1980-х гг. Владимирской реставрационной мастерской были произведены пробные расчистки фресок XVI в., а также поновлена фресковая живопись купольной части, северной и западной стен основного объема.
10 ноября 1991 г. Успенская женская обитель открылась вновь.
С открытием монастыря 1 января 1992 г. в Троицком соборе возобновились богослужения по монастырскому уставу и чтением неусыпаемой псалтири.
В мае 1995 г. в соборе были помещены обретенные мощи преподобного Корнилия (ум.1681), перед которыми стали служиться молебны. За два десятилетия монастырем произведены большие ремонтно-реставрационные работы, закончено восстановление уникальных фресок.
В 2010 г. воссоздан пятиярусный тябловый иконостас.
Важнейшим событием в современной истории монастыря стало обретение мощей духовника и строителя обители преподобного Корнилия в 1995 г., которые ныне открыто почивают в Троицком соборе.
В подклете собора, под алтарем, помещаются семь гробниц. Не все захоронения идентифицированы, но точно известно, что первая от входа принадлежит иеромонаху Корнилию, духовнику и строителю Успенского монастыря (умер 11 августа 1681). Также здесь погребен генерал-аншеф И.И. Бутурлин, сосланный во времена правления Екатерины I в имение Крутец неподалеку от Александрова. Предполагается, что здесь же похоронены две малолетние дочери Ивана Грозного и Марии Темрюковны.
Распятская церковь-колокольня