александровский монастырь суздаль отец авель ургалкин
Герои духа – герои для меня
Сочинение восьмиклассницы Марии Уховой, ученицы Православной гимназии «Ладанка» (Павловская слобода Московской области). Работа Марии в 2017 г. заняла 1-е место в своей возрастной группе в финальном – очном – туре Международного детско-юношеского конкурса им. Ивана Шмелева «Лето Господне». Конкурс проводится Издательским Советом РПЦ по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Педагог Марии Уховой – Надежда Сергеевна Ватаву.
Герои – люди, готовые пожертвовать собой, своими интересами ради окружающих. Герои России – ее цари, ее реформаторы и военачальники, ее солдаты и просто люди, которые самоотверженно служили и служат ради ее процветания, ради благополучной жизни ее народа.
Но мне хочется рассказать о людях, которые совершают менее заметный, но, может быть, более значимый подвиг – спасают человеческие души. Эти люди – священнослужители. Они помогают людям, приходящим в Дом Божий – храм – за утешением и наставлением, чтобы попросить помощи или поблагодарить за дарованные блага.
Храмов много, но у каждого человека есть свой, самый родной и близкий для него. Для меня такой храм находится в городе Суздале, городе церквей. Множество золотых маковок тянется к небу, сверкая на солнце. На берегу реки Каменки стоит белокаменный Александровский монастырь. Он небольшой: храм, колокольня да пара келий. Но удивительно, как маленький однокупольный храм, лишенный всяких украшений и кажущийся звеняще пустым и суровым, преображается, когда в алтаре за Царскими вратами раздается возглас: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков». На амвон выходит седовласый монах-священник, и начинается служба. Все погружаются в древние слова молитвы, возносящиеся под купол храма.
Седовласый монах-священник – настоятель этого монастыря, архимандрит Авель. Он кажется одновременно далеким, когда предстоит в молитве перед алтарем, и очень близким, родным, когда окидывает отеческим, наполненным бесконечной любовью, взглядом прихожан.
Александровский монастырь, Суздаль
Этот монастырь стал моим вторым домом, а батюшка Авель – моим духовным отцом. Мы часто ездили к нему, когда я была совсем маленькой. Мне рассказывали, что я в три года ходила за кадящим батюшкой, собирала благоухающие камни ладана и складывала в карман под молнию, чтобы «благодать не улетела». Прошло немного времени, и батюшка благословил меня помогать собирать догоревшие свечи на подсвечнике. Я помню, с каким нетерпением ждала, когда догорит свеча и можно будет потушить огарок. Совсем маленькой я простаивала всю долгую монастырскую службу, наблюдая за десятками завораживающих меня огоньков. С девяти лет батюшка разрешил мне подпевать на клиросе. Сначала у меня не очень хорошо получалось – наш регент часто меня поправляла, но со временем я выучила монастырские распевы и стала полноценным членом хора. Только недавно я поняла, как мудро поступил батюшка Авель, поставив меня у подсвечника, тогда я перестала отвлекаться от службы хождением по храму, а с назначением в хор – и мыслями. Наш духовный отец очень щедр на любовь: если молебен с водоосвящением – все мокрые с ног до головы, если Пасха – то похристосуется и обменяется крашеными яйцами со всем приходом, а на Рождество Христово сладкий подарок получила даже моя маленькая сестренка, хотя она еще была у мамы в животике.
Но главное, ради чего к нему едут люди с разных уголков России, это молитва и духовный совет. Нас с отцом Авелем разделяют 300 километров, и каждый раз, когда удается приехать к нему, для нас – маленький праздник. Чтобы успеть на литургию, нам приходится вставать в четыре часа утра. Дорога проходит незаметно, когда наблюдаешь, как меняется пейзаж за окном: ниже становятся дома, чаще появляются деревни, гуще становятся деревья. Наконец, из-за деревьев начинают проглядывать купола церквей – мы почти на месте. Проезжаем старинные улицы, торговые ряды, несколько больших храмов, окруженных крепостными стенами.
Приехали! Входя в храм, понимаешь, что долгий путь был проделан не зря. Батюшка нас встретит, благословит, что-то скажет родителям, обнимет нас с братом. Брат встает у подсвечника и, как я раньше, караулит свечи, рядом папа с мамой, я встаю на клирос. Служба идет своим чередом.
В нашем храме очень долгая исповедь – почти два часа. Пока мы, исповедавшись, успеваем выйти наружу почитать книги в церковной лавке или тихонько побеседовать, батюшка не позволяет себе даже присесть, лишь изредка обопрется об аналой и прильнет к голове кающегося чада. А если исповедь слезная, если человек действительно осознал свои грехи, отец Авель так скорбит и молится вместе с ним, что, как стон, слетает с его губ «Помилуй, Господи».
Очень интересно наблюдать за малышами, приходящими на свою первую исповедь: волнуясь, на негнущихся ногах подходят они к аналою, а батюшка нарочно строгим голосом говорит: «Ну, иди сюда, «великий грешник». И, внимательно выслушав эти «ужасные» грехи, с торжественным видом отпускает их; малыш спешит в объятия мамы, больше него волновавшейся за своего карапуза. А когда малыш отойдет подальше, батюшка оборачивается к прихожанам и произносит: «Нам бы такие «страшные» грехи исповедовать».
Со Святейшим Патриархом после вручения диплома
Отец Авель все свои силы отдает приходу, каждую минуту беспокоясь о нас и наших проблемах. Он все время выглядит задумчивым и печальным, переживая горе каждого вместе с ним. Но в Пасхальную ночь батюшка преображается, он как бы молодеет, и его ликование передается и нам, полусонным и уставшим. А на трапезе, среди оживленно беседующих прихожан, мы замечаем, что наш батюшка уснул, так и не притронувшись к пасхальным угощениям, тогда келейник трогает его за плечо и произносит: «Пойдем, отче, я провожу тебя в келью».
Отец Авель для меня герой духа, и без сомнения можно сказать про него: он живет так, что ему не будет мучительно больно за бесцельно прожитые годы, потому что его цель – это служение Господу и людям.
В Суздаль привезли крест на могилу монаха предсказателя Авеля
Пока каменный крест находится под сводами церкви Входа Господня в Иерусалим
Неудивительно, что в городе-музее почти никто не знал о событии, оно не имеет ничего общего с публичными мероприятиями. Этот крест, как оказалось – не из деревянных памятных поклонных, которые вкапывают возле храмов, дорог или на старых погостах «на семи ветрах». Этот крест – могильный. И этот статус очень серьезен, особенно когда речь идет о монахе-прозорливце Авеле, скончавшемся в 1831 году в одиночной тюремной камере суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, куда был сослан властями.
В церковь Входа Господня в Иерусалим пришли причастные и негромко накануне оповещенные (экс-мэр Сергей Годунин, княгиня Людмила Демидова-Лопухина, краевед Юрий Белов и другие) – всего два десятка человек, ну и суздальский Благочинный отец Арсений, разумеется. Обращаемся к нему:
— Отсюда до могилы Авеля полкилометра. Почему крест доставили сюда?
— Ну а куда. В Спасо-Евфимиевом монастыре пока его категорически не берут.
Действительно, как нам сказали в пресс-службе музея-заповедника, такие решения на территории, которая находится под охраной ЮНЕСКО, быстро не принимаются. Но ключевое слово в словах Благочинного – «пока». Дело в том, что точное место захоронения Авеля неизвестно – только приблизительное. Есть мнение, основанное на косвенных данных (а конкретных документов о личности монаха-провидца крайне мало), что останки Авеля покоятся возле Никольской церкви, которая в Спасо-Евфимиевом монастыре. Там было монастырское кладбище, но в 20-х годах прошлого столетия оно было разрушено сотрудниками располагавшегося здесь политизолятора.
Потому-то после молебна Благочинный сказал, что впереди серьезная работа. Никто не может воздвигнуть могильный крест абы где. Нужны серьезные историко-архивные изыскания, потому что нужно установить хотя бы ПОЧТИ точное место упокоения монаха.
А еще необходимо утрясти многие согласования на разных уровнях. И не нужно забывать, что Суздаль входит в список мирового исторического наследия ЮНЕСКО, так что пригляд за городом-музеем очень серьезный.
А вот что сказал музейный чиновник, пожелавший остаться инкогнито:
— На территории монастыря есть памятная плита, на которой даже о пророчествах Авеля упомянуто. И еще крест там водружать – излишне, как мне кажется. Многие думают, что Суздаль то место, куда можно везти, что угодно и устанавливать где угодно. Это абсолютно не так.
Как бы то ни было, но крест-новодел доставлен. И он монументален. Он белый и тяжелый, а вырезан из плотного мраморизированного известняка, добытого в ковровском карьере (Владимирская область). Весит крест три центнера, хотя по виду и не скажешь – чуть выше метра, изящен и будто невесом. Однако в городке Боровичи Калужской области, где его вырезали, крест загружали шестеро (!) казаков.
Работа над могильным авелевским крестом шла 4 месяца, а ваял его художник Александр Есинский – мастер, владеющий многими церковными искусствами: мозаикой, иконописью, витражными работами и резьбой как по камню, так и по дереву. И распятие, и орнамент на кресте Есинский исполнил в сложной манере фигуративной резьбы.
Выступая вслед за Суздальским Благочинным, Александр Викторович сказал, что мы сейчас на краю духовной пропасти. Но то, что крест сегодня готов и прибыл в Суздаль – хорошая новость для всего нашего народа. Это начало нашей победы над мировым злом, а прозорливец Авель – наш проводник в царство Божье Иерусалим.
Мы спросили у жены мастера:
— Ирина Борисовна, а этот крест кто-то заказал? Кто-то оплатил?
— Никаких заказов и оплат, что вы! Пришло на сердце. И при помощи нашего фонда Владимира Храброго все и случилось.
Справка редакции: фонд Владимира Храброго осуществляет деятельность в рамках сотрудничества между Россией и Сербией. В Калужской области есть филиал. На территории России и Сербии установлено множество памятных поклонных крестов работы Александра Есинского.
Не будем загадывать, что именно и когда случится с крестом Авеля, предсказавшего и обе мировые войны, и крах Российской империи, и гражданскую войну, но будем надеяться, что мастер Есинский воодушевлялся и работал не зря.
sayanarus
ТАМ ЧУДЕСА,ТАМ ЛЕШИЙ БРОДИТ,,
Монах Авель-монах,который Предсказывал Правду,за что всю жизнь прожил в острогах
ПРОРОК В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ. ПО КНИГЕ «ЖИТИЕ АВЕЛЯ ПРОРИЦАТЕЛЯ»
Жизнь этого монаха не умещается в обычные рамки дат рождения и смерти. Да это и не просто жизнь, а самое настоящее житие. Как сам он дерзновенно определил ее, написав в 20-е годы XIX века, лет за двадцать до смерти, «Житие и страдание отца и монаха Авеля». Дерзость в том, что жития принадлежат святым. Монах Авель, в миру — Василий Васильев. Родился он 18 марта 1757 года в деревне Акулово Тульской области в семье крестьянина, работал плотником, женился, потом бросил жену и детей и бежал в монастырь, в Валаамскую обитель, где в 1785 году принял постриг.
Вскоре он покинул монастырь, некоторое время скитался по миру, затем нашёл новое убежище в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии. За свои предсказания дней и часов смерти Екатерины II и Павла I, нашествия французов и сожжения Москвы многократно попадал в тюрьмы, а всего провел в заключении около 20 лет. По приказанию Императора Николая I Авель был заточен в Спасо-Ефимьевский монастырь, где и умер в 1841 году».
Биография Авеля известна очень хорошо, потому что все его перемещения зафиксированы в церковных книгах и уголовных делах. Пришёл тогда-то, ушёл тогда-то, пострижен тогда-то — никаких сомнений не возникает. Велика уверенность и в том, что он в самом деле писал какие-то книги, хотя ни одна целиком до нашего времени не дошла.
Вообще, приключений в жизни Авеля было множество. Он сменил за свою жизнь как минимум шесть монастырей и десяток тюрем. Потому что за каждое успешное предсказание власти считали необходимым посадить несдержанного на язык монаха под замок.
Екатерина II
Так, в 1796 году он написал небольшую книгу, в которой, в числе прочего, утверждал, что Екатерина II скончается в начале ноября, после чего догадался показать документ настоятелю Николо-Бабаевского монастыря. Тот передал «дело» епископу Костромскому и Галицкому Павлу. Последний за богохульные дела (объявление себя ясновидцем) Авеля расстриг, а затем, не зная, что делать с новоявленным пророком, сдал его губернатору Костромской области. В Петербурге нашлись люди, искренне заинтересовавшиеся его предсказаниями. Они служили в Тайной Экспедиции и старательно записывали все сказанное монахом в протоколы допросов. Если бы не царская фамилия, скорее всего, запороли бы провидца или сгноили в глухих монастырях. Но поскольку пророчество касалось царственной особы, суть дела доложили графу Самойлову, генерал-прокурору. Насколько важно было все, касавшееся коронованных особ, следует из того, что граф сам прибыл в Тайную Экспедицию, долго беседовал с провидцем, склоняясь к тому, что перед ним юродивый. Он беседовал с Авелем «на высоких тонах», ударил по лицу, кричал на него: «Как ты, злая глава, смел писать такие слова, на земного бога?» Авель стоял на своем и только бубнил, утирая разбитый нос: «Меня научил секреты составлять Бог!»
После долгих сомнений решили все же доложить о предсказателе царице. Екатерине II, услышавшей дату собственной кончины, стало дурно, что, впрочем, в данной ситуации не удивительно. Кому бы при таком известии хорошо стало?! Поначалу она «за сие дерзновение и буйственность» хотела казнить монаха, как и предусматривалось законом. Но все же решила проявить великодушие и указом от 17 марта 1796 года «Ея Императорское Величество. указать соизволила оного Василия Васильева. посадить в Шлиссельбургскую крепость. А вышесказанные писанные им бумаги запечатать печатью генерал-прокурора, хранить в Тайной Экспедиции».
В сырых шлиссельбургских казематах пробыл Авель десять месяцев и десять дней. В каземате он узнал потрясшую Россию новость, о которой ему давно было ведомо: 6 ноября 1796 года, в 9 часов утра, скоропостижно скончалась императрица Екатерина II. Скончалась точно день в день согласно предсказанию вещего монаха.
6 ноября 1796 года Екатерина II умерла. Новый генерал-прокурор Сената Куракин, разбирая документы своего предшественника, наткнулся на «книгу предсказаний», приказал освободить вещего монаха и привёл его лично к императору Павлу I. Последнему Василий понравился. Аудиенция была длительной, но проходила с глазу на глаз, и потому точных свидетельств о содержании беседы не сохранилось. Многие утверждают, что именно тогда Авель со свойственной ему прямотой назвал дату смерти самого Павла и предсказал судьбы империи на двести лет вперед. Тогда же, якобы, и появилось знаменитое завещание Павла I.
Неизвестно, о чём они беседовали, но уже 14 декабря по личному указу Павла расстригу освобождают ото всех обвинений и разрешают снова постричься в монахи.
Война 1812 года
На Соловках Авель снова не удержался и написал очередное предсказание о том, что спустя десять лет, в 1812 году, Москва будет взята французскими войсками. История повторилась: на этот раз император Александр I личным указом отправил неугомонного пророка в островную тюрьму Соловков, где тот и прожил все десять лет. Ровнёхонько до вторжения Наполеона. Александр был вынужден отменить наказание монаха и освободить его из заточения.
В протоколах допросов упоминаются пять тетрадей, или книг. В других источниках говорится всего о трех книгах, написанных Авелем за всю жизнь. Так или иначе, увы, все они бесследно исчезли в XIX веке. Книги эти были не книгами, в понимании современного читателя. Это были сшитые между собой листы бумаги. Насчитывали эти книги от 40 до 60 листов.
В тюрьмах Авель провёл всю оставшуюся жизнь и скончался в 1841 году. Напутствованный святыми таинствами, «русский Нострадамус» был погребен за алтарем арестантской церкви Св. Николая.
Анастасия Романова
По предсказаниям Авеля, не вся царская семья должна была погибнуть. Он предсказывал, что ребенок, который родится в 1901 году, т.е. Анастасия Романова, должна будет спасти Россию, стоящую на пороге разрухи и нищеты. Авель переводил имя Анастасии как «Воскресшая» (по-гречески Анастасия значит «воскрешенная»), по его мнению даже имя этой девушки носило символический характер.
Авель советовал правителям России закладывать деньги и имущество в западные «Храны» для того, чтобы потом именно эти средства «возродили Россию и сделали её процветающей страной». В семье Романовых знали об этом предсказании и с самого детства Анастасию растили как ребенка, который должен спасти Отечество.
Конец света
Авель предсказывает, что беды на Руси прекратятся, когда возглавит государство «избранник Божий», а народ русский сам «учует» и поймет, что этот человек появился. Также провидец говорит о том, что «имя его трикратно суждено Истории Российской».
Однако, Авель предрекает и то, что будет и два самозванца, которые смогут воссесть на «престол», но не «царский». «Царский престол» уготован лишь избранному Богом правителю, в котором «Спасение и счастье державы российской». Предсказатель также предрекает грядущее великое России, распространение православной веры. Авель предупреждает: «Великая судьба предназначена России». Однако имя этого спасительного государя старец не открыл, сказав о том, что нельзя говорить о нем, пока время не пришло «страха темной силы ради».
Все пророчества предсказателя Авеля заканчиваются 2896 годом, когда и должен, по его мнению, наступить Конец света.
По Авелю был заведён ряд уголовных дел. В качестве доказательств были приобщены к делам пять «книг», то есть сшитых тетрадей с предсказаниями по 40-50 листов в каждой. Существует ряд указов — то о заключении Авеля в тюрьму, то об освобождении. Ни одной книги до нашего времени не дошло, но переписанные в другие документы отрывки поражают.
При знакомстве с личностью отца Авеля обращаешь внимание на следующее мистическое обстоятельства: его предсказания появляются из небытия всегда вовремя и всегда попадают по адресату. Авель предсказал войну 1812 за десять лет до ее начала и даты смерти всех русских царей и императоров. Необъяснимым остается на удивление точное предсказание о царствовании Николая I: «Змей проживет тридцать лет» (Денис Давыдов. Соч.,1962, с.482).
Пожалуй, история Авеля — самая странная. Жизнь его известна практически по дням, предсказания его зафиксированы, и они точны. Кем же был Авель? Умелым мошенником? Настоящим прорицателем? История не знает ответа.
Александровский монастырь суздаль отец авель ургалкин
Свято-Александровский мужской монастырь
Александровский монастырь, вид от Покровского монастыря
— Культурный слой Александровского монастыря (ранний железный век, XI-XIII, XIV-XVII вв.) находится в северо-западной части города, ул. Гастева, территория Александровского монастыря, левый берег р. Каменка.
Церковь Вознесения Господня
Пятиглавая церковь Вознесения Господня с шатровой колокольней построена в 1695 г. на средства царицы Натальи Кирилловны и сына ее Царя Петра Алексеевича, вместо бывших двух церквей.
Шатровая колокольня Александровского монастыря
Восьмигранный столп шатровой колокольни поставлен на невысокий четверик, к которому пристроена деревянная лестница. Ее стены практически лишены декора, что делает ее уникальной среди суздальских шатровых колоколен. Скромным украшением верхней части служит резное обрамление арочных проемов и наличники над окнами-слухами.
Святые ворота
В первой пол. XVIII в. вокруг монастыря была сооружена невысокая ограда, украшенная декоративными башенками со стилизацией под оборонительные башни. Тогда же появились и Святые ворота с двухъярусной башенкой, напоминающие Святые врата Троицкого монастыря, ныне входящие в ансамбль Ризоположенского монастыря. Это совпадение не случайно: ограда и башни Александровского монастыря возводились под руководством Ивана Грязнова, участвовавшего в кон. XVII в. в строительстве Троицкого и Ризоположенского монастырей.
В начале XVIII столетия во главе обители стояла игумения Капитолина. На ее имя имеется указ от 1717 года Преосвященного Игнатия Суздальского, данный в ответ на челобитную настоятельниц монастырей — Троицкого, Александровского и Ризоположенского. Челобитчицы указывали на то, что в их монастыри по обещанию приходят вкладчицы, живут в монастырях белицами, ожидая пострижения, постригать же их без архиерейского разрешения они не смеют; а между тем с прекращением руги «они богомолицы заскудали скудостью большою». «Раньше пострижениц было много и мы от того все питались, писали монахини, а ныне ничего нет». Челобитчицы просили посему учинить рассмотрение. Очевидно, челобитье вызвано было строгими распоряжениями Петра Великого, ограничившими новые пострижения в монастыри и чувствительно задевшими материальные интересы Суздальских женских монастырей, пользовавшихся доброхотными вкладами своих состоятельных пострижениц. Епископ Игнатий в ответ на челобитье велел послать в Суздальские женские монастыри указы, в которых разрешались новые пострижения без испрашивания каждый раз особого соизволения Владыки, но со строгим разбором постригающихся.
Другой циркулярный указ в Суздальские монастыри послан был в 1732 году; его вызвало нарушение дисциплины именно в Александровском монастыре. Монастырем правила в это время игуменья Маремьяна. 6-го августа, с ее разрешения, одна из монахинь отлучилась в Спасо-Евфимиев монастырь, здесь ночевала и возвратилась только на другой день вечером с боевыми знаками на теле. По этому поводу Гавриил, епископ Суздальский, настрого подтвердил всем настоятелям и настоятельницам монастырей, «чтобы в монастырях монашествующие содержаны были, как правила и указы повелевают, и чтобы всякое послабление весьма было пресечено».
В конце 30-х годов в Александровский монастырь стали посылать для содержания под стражей до производства Расследования и раскаяния раскольниц. Но опыт оказался неудачным. В 1738 году прислали сюда для содержания под караулом двух раскольниц. Одна из них вошла в соглашение с караульным солдатом и ночью бежала; другая осталась только потому, что «лежала в расслаблении». На произведенном следствии игуменья Елена сумела оправдать себя и доказать свою невиновность. Дело ограничилось отсылкой в провинциальную канцелярию присматривавшего за раскольницей солдата. Но из Александровского монастыря взяли вторую раскольницу и поместили в Покровском монастыре, «понеже в том монастыре (Покровском) те раскольницы содержание имеют твердое».
Сохранившиеся архивные документы позволяют восстановить то ружное жалованье, которое выдавалось из Коллегии экономии Александровскому монастырю в конце 30-х годов. В ведомости Коллегии экономии за 1737 год показано на содержание монастыря 100 р. 88 к. и на церковную потребу 6 руб. Из выдаваемого денежного жалованья игуменья получала 3 руб. 50 коп. и монахиня по 1 руб. 75 коп. При ревизии 1744 года во владении монастыря числилось всего три души. В 1744 году в монастыре было только 32 монахини, вместо обычной нормы в 50 человек.
Все эти цифровые данные говорят о материальной скудости обители в половине ХVIII века. В виду такой скудости игумении Елене в 1748 году выдан был Епархиальною властью указ, разрешающий «собирать по верующим в гор. Суздале и Суздальском уезде доброхотныя жертвы на покрытие церкви кровлею и на свечи, ладан и всякую церковную потребу».
При той же игумении Елене в 1749 году, по просьбе ее и приходских людей, диаконом к Вознесенской церкви определен был состоявший при ней дьячком Никита Иванов. Это тот самый, надгробный памятник которого доселе сохранился в холодной паперти Вознесенской церкви с надписью: «Под сим камнем лежит тело служившего при сей церкви иерея Никиты Иванова, который родился в 1722 году марта 26 дня, а помре 1812 г. февраля 24 дня». На другой стороне камня помещено: «Жизни его было 89 лет, 11 месяцев и 5 дней, а служил при той церкви 70 лет». Далее помещена следующая эпитафия: «Жизнь долголетняя хвалы его венец, он дни свои провел в молитвах и пощеньи, чад добре воспитал, быв нежный им отец, Всевышний упокой его в Твоем селеньи».
К Вознесенской церкви дьячок Никита Иванов определен в сентябре 1743 года. Штат духовенства при Вознесенской церкви состоял из попа, диакона и дьячка, а с 1750 года и пономаря. Содержался он частью в счет ружного жалованья, выдаваемого из Провинциальной канцелярии — 9 р. 77 ½ коп., 3 ½ четвертей хлеба, выдаваемого игуменией из того хлеба, который она получала от Спасо-Евфимиева монастыря за взятую у Александровского монастыря землю, и на деньги от Суздальского магистрата «за имевшуюся раньше пашенную землю, которая взята в посать, за семь юхтей с осминою». Кроме сего причт получал подаяние от приходских людей.
В 1764 г., при проведении секуляризации Екатериной II земель, Александровский монастырь был упразднен с обращением собора в приходской храм города.
К этому времени в монастыре, кроме игумении, числилось всего 20 монахинь. Внешний вид храма и монастыря по сохранившейся описи был таков. «Каменная церковь во имя Вознесения Господня имела пять глав, крытых деревянною чешуею и выкрашенных красками. В церковь вели двое входных дверей, при которых были паперти, с западной стороны — деревянная, с южной — каменная. По левую сторону Вознесенской церкви находился теплый придел в Имя великомученика Александра Пермского, с одной главой, обитой деревянною чешуею. Колокольня с шестью колоколами устроена была отдельно. Церковь была богато снабжена утварью и украшена многочисленными священными изображениями. На многих иконах ризы, венцы и цаты низаны были жемчугом. В храмах хранилась одна из древних икон св. мученика Александра с надписью: «Лета 7080 (1572) поставил сей образ Спасского Еоуфимиева монстыря архимандрит Нов в обители святого мученика Александра».
Кроме церквей, в монастырской ограде стояла одна настоятельская деревянная келья и 27 монашеских. Монашеские кельи построены были коштом монахинь, в виду чего при упразднении монастыря Преосвященный Суздальский распорядился передать кельи в собственность монашествующих, с тем, чтобы монахини перевезли их в те монастыри, где будут иметь дальнейшее пребывание, или же продали».
Так закончила свое существование одна из древнейших обителей. На месте ее остался один Вознесенский храм с теплым приделом во имя того св. мученика, в честь которого некогда в XIII веке построена была впервые монастырская церковь, мученик этот ныне именуется св. Александром Римским и память ему празднуется 13 мая. Александр мученик был чином воин, совершил по воле мучителей страдальческий путь от Рима до Византии и в Дризипаре во Фракии упокоился от своего мученического странствования, будучи усечен мечом при Максимиане (281 — 305). Между тем, насколько можно видеть из изложенного выше, в древнейших памятниках мученик, в честь которого посвящена была первая монастырская церковь, называется Александром Перским. Под Александром Перским, вероятно, надобно разуметь одного из 9 мучеников, пострадавших в гонение Диоклетиана в Пергии Памфилийской. Память их празднуется 1 августа. Когда произошло переименование престола, на основании существующих у нас под руками материалов определить не имеем возможности, но, вероятно, в XIX уже веке. Возможно, что это переименование вызвано было желанием согласовать день рождения св. Благоверного Князя Александра Невского с днем памяти мученика, которого он носил имя. Днем рождения св. Александра Невского в настоящее время обычно называют 30 мая. Вследствие этого, может быть, из 14 мучеников, носящих имя Александр и встречающихся в святцах, выбран именно тот, память которого празднуется в мае месяце. Если действительно сделано так, то подобное переименование исторически оправдано ни в коем случае быть не может. Не надобно забывать, что день рождения св. Александра Невского определяется на основании Истории Татищева, относительно которого Бестужев-Рюмин справедливо заметил: «Он (Татищев) не мог еще критически отнестись к своим источникам, и потому верил многому. Это не умаляет достоинства его труда, но требует осторожности в пользовании известиями, которые встречаются только у него».
Иконостас Вознесенской церкви в Александровском монастыре.
Из икон находящихся в церкви в кон. XIX века, примечательна по своей древности была икона св. мученика Александра с надписью: «лета 7080 (1572 г.) поставил сей образ Спасского Еоуфимиева монастыря архимандрит Иов в обители святого мученика Александра».
К этой церкви была приписана Троицкая церковь села Троицы-Берег. [1]
Причта по штату было положено священник и псаломщик. Годовой доход причта: 150 р. от усадебной земли, 56 руб. 24 коп. процентов с госуд. бумаг и до 100 руб. за требоисправления, а всего до 300 руб. [1]
Приход: 7 дворов, 28 душ мужского пола, а женского пола 37 душ. [1]
Уволен за штат и. д. псаломщика Вознесенской церкви гор. Суздаля Сергий Холуйский, 2 мая 1906 г. Псаломщик села Глядкова, Суздальского уезда, Парфений Святухин, 26 мая, 1906 г. перемещен к Вознесенской гор. Суздаля церкви.
До войны и после войны — артель металлистов. Печи разжигали иконами. Ни одной иконы из этой церкви в музее нет.
Общий вид Александровского монастыря до рестоврации.
Собор Вознесения в процессе реставрационных работ.
Надгробная плита из Александровского монастыря XVII в.
В храме находятся гробницы:
— Вел. княгини Суздальской Марии, в инокинях Марины, преставившейся в 1262 г.;
— Вел. княгини Агрипины, скончавшейся в 1293 г.
На одной из гробнице следующая надпись: «лета 6770 (1262 г.) преставися раба Божия, Благоверная Великая Княгиня Мария, въ инокиняхъ Марина Суждальская». На другой: «лета 6801 (1293 г.) преставися раба Божия, Благоверная Великая Княгиня Агрипина Суждальская».
Между местными жителями сохранилось предание, истинность которого подтверждали уже сошедшие в могилу старожилы, будто бы гробницы великих княгинь — каменные и будто бы они висят внизу в усыпальнице на цепях, прикрепленных к каменным столбам. Проверить это предание, к сожалению, нельзя, так как ход в усыпальницу заложен был еще в давнее время, хотя неизвестно когда и кем.
Башни ограды (XVIII в).
1. Церковь Вознесения Господня.
2. Колокольня (XVII в).
3. Иконописная мастерская (новодел).
4. Келии настоятеля (новодел).
5. Баня (новодел).
6. Келии жилые (новодел).
7. Гостевые келии (новодел).
8. Святые врата (XVIII в).
9. Башни ограды (XVIII в).
4. Келии настоятеля (новодел).
7. Гостевые келии (новодел).
Справа Александровский монастырь, в центре Спасо-Евфимиев монастырь, слева Покровский монастырь