альтернативы классно урочной системы обучения
Проект «Проектно-исследовательская деятельность- альтернатива классно-урочной системе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
альтернатива классно-урочной системе.
Развитие интеллектуального потенциала России, поиск и отбор талантливой молодежи, оказание ей всемерной поддержки в профессиональном развитии являются важнейшими задачами, стоящими перед системой образования.
Внедрение современных образовательных и информационных технологий становится приоритетным направлением в работе с обучающимися, формирует у школьников основные умения и навыки исследовательской и проектной деятельности.
В нашей школе широко используется проектная форма обучения как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Школьники индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему.
Их задача — получить новый продукт, решить научную, техническую или иную проблему.
Проектное обучение — полезная альтернатива классно-урочной системе. Проект может быть монопредметным, межпредметным и надпредметным межпредметным и надпредметным
(или внепредметным). Урок,
реализованный методом проектов,
может быть как уроком освоения
нового материала, так и уроком
закрепления и отработки навыков
решения учебных задач.
Основной формой работы на уроке является групповая работа.
В качестве важнейшей задачи системы образования на государственном
уровне является «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самообразованию и самосовершенствованию. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно – ориентированного образования, индивидуального подхода потребовали новых методов обучения, которые:
Формировали бы активную позицию обучения.
Развивали умения и исследовательские навыки.
Развивали познавательную деятельность.
Реализовывали принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место принадлежит сегодня методу проектов. Учителя школы №1619 готовят вариативные проекты. В нашей школе проектная деятельность является неотъемлемой частью адаптационного периода. Проектная деятельность содержит:
Продукт – результат деятельности.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретённых при изучении различных предметов. Принципы организации проектной деятельности:
Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов.
Вести подготовку учащихся по выполнению проектов.
Проект должен быть посильным для выполнения.
Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. Проектная деятельность является неотъемлемой частью адаптационного периода.
Принципы организации проектной деятельности:
Проект должен быть посильным для выполнения.
Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов.
Вести подготовку учащихся по выполнению проектов.
Каждый проект начинается с постановки практической задачи для
детей – той практической цели, ради которой им предстоит выполнять разнообразные действия в ходе проектного урока. При постановке задачи учитель должен максимально конкретно указать результат – что мы хотим получить в результате выполнения проекта. Каждому ребенку задача проекта должна быть полностью понятна. В процессе выполнения некоторых проектов дети сами должны будут придумывать способ решения.
Наряду с практической задачей у каждого проекта существует та или иная методическая цель – для чего проводится тот или иной проект. Это может быть освоение каких-то компьютерных навыков, тех или иных стратегий решения задач, применение полученных в курсе знаний для решения практических задач, выявление информационной природы явлений окружающего мира. Проекты, которые выполняются в группе, имеют целью развитие организаторских и коммуникативных способностей детей. Большинство проектов направлены на развитие навыка самостоятельной учебной деятельности, расширение кругозора, повышения уровня эрудированности и интеллектуального развития ребят, вселить веру в собственные силы, мотивировать приобретение новых знаний.
В нашей школе представлены разные виды проектов учащихся.
К данным проектам можно отнести проекты адаптационного периода, такие как «Мой бейджик», «Мое имя», «Азубка», «Город Букв», «Я умею». Целью этих проектов является участие детей в разного рода групповой деятельности на уроке и во внеурочной деятельности.
Проект «Я и мое имя» проводится в начале адаптационного периода, в продолжение работы над проектом «Мой бейджик».
Проект раскрывает многообразие и вариативность имен в русском языке и продолжает знакомство друг с другом. Работая над этим проектом дети учатся: придумывать разные варианты своего имени, составлять варианты своего имени из отдельных букв и набирать имена на клавиатуре компьютера, выбирать понравившиеся имена, вырезать ножницами и делать красивую аппликацию из цветной бумаги «Именная ромашка»
— выявить степень адаптации ребенка в школе;
— заложить основы детского коллектива;
— начать обучение детей ориентировке на плоскости и в пространстве;
— показать сравнительные размеры различных предметов на плане класса;
— научить детей определять свои места в классе и на плане.
Проект «Город Букв»,способствует закреплению изучения алфавита.
Проект «Моя школа», воспитывает у детей к школе, к учебе, к знаниям.
Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Внедрение современных образовательных и информационных технологий становится приоритетным направлением в работе с обучающимися, формирует у школьников основные умения и навыки исследовательской и проектной деятельности. Исследовательский проект – первый научный труд школьника, но в дальнейшем может стать основой в выборе профессиональной деятельности.Многие проекты учащихся направлены на развитие навыка самостоятельной учебной деятельности, расширение кругозора, интеллектуального развития. Такие проекты имеет более сложную структуру:
От тюрьмы классов — к свободе познания
О том, можно ли уйти от классно-урочной системы, не потеряв сути образования — размышляем вместе с ММСО-2018.
Читайте также :
Сегодня строится немало дискуссий вокруг того, что нынешние дети не мотивированы на образование, которое им предлагает школа. Проблема здесь не в отсутствии любознательности, а в отсутствии интереса к тому, что транслируют образовательные учреждения, теряющие связь с современностью.
А связь действительно теряется, когда в основу обучения положена структура, принятая несколько веков назад. Хотя тогда, в далёком XVI столетии, классно-урочная система была поистине революционной. Именно она, став основой для прусской школы, и вытеснила латинские школы, где совместно занимались учащиеся разных возрастов, и индивидуальное домашнее обучение — впрочем, доступное лишь для немногих.
Уже в эпоху Возрождения стали появляться первые учебные планы. Ян Амос Коменский, основоположник главных принципов классно-урочной системы, объединил лучшее от европейских университетов и прогрессивных школ, создав школу, помогающую, с одной стороны, мыслить творчески, с другой — прививать самостоятельность.
Претензии к системе «один класс — один год», которая когда-то отражала передовые идеи образования, различны. С одной стороны, она закрепляет иерархичность: ученики учатся, учитель — учит и проверяет учеников. Это тип традиционного обучения, при котором учащиеся преимущественно в лекционном формате узнают новое, а затем запоминают полученную информацию, и в меньшей степени сами ищут ответы на поставленные уроком вопросы.
Ещё одна претензия касается непосредственно предметов. Разве можно за 45 минут понять математическую тему, а затем резко переключиться, скажем, на литературу? Такая «солянка» искажает процесс познания: только у ученика просыпается интерес к теме — а тут звонок прерывает урок и отправляет на следующее занятие.
Наконец, есть и претензии к самому школьному пространству. Класс — имитация фабричного помещения, где в столбик стоят парты, будто стройный ряд рабочих станков.
В наши дни классно-урочную систему всё чаще ассоциируют с индустриальным XIX веком, когда у государства была потребность одновременно и воспитывать исполнительных работников, и освободить родителей от необходимости находиться с детьми — для того, чтобы самим работать на фабриках. Но времена изменились, и цифровая экономика требует не добросовестных исполнителей, а грандиозных новаторов, не только приспособившихся к меняющемуся миру, но и меняющих этот мир.
Есть ли альтернатива?
Читайте также :
Альтернатива есть, и их множество. Так, например, в 20-е годы прошлого века, пока СССР ещё не боялся экспериментировать, в некоторых школах внедрялся бригадно-лабораторный метод. Учащиеся объединялись в бригады, а ответственный, бригадир, отчитывался о проделанной работе, при этом оценки выставлялись не индивидуально, а всей команде сразу. Это была действенная система с точки зрения развития взаимодействия, или, как сейчас бы сказали, навыка кооперации. Хотя, конечно, такая форма обучения была абсолютно деперсонализирована: те, кто не хотел учиться, всегда выплывали за счёт более усердных товарищей.
Кроме того, вскоре после Октябрьской революции в практику советской школы пытались внедрить идеи Дьюи, американского философа, который заложил основы проектного обучения. Дети учились через трудовую и игровую деятельность: они вышивали и выпиливали, при этом самостоятельно определяли, сколько времени им стоит потратить на игры, а сколько — на занятия. Они учили историю не по лекциям учителя, а исследуя документы. Они рассматривали один предмет через призму разных дисциплин. Например, тему «Германия первой половины XIX века» они могли изучить и с географической точки зрения, говоря о границах государства, и с исторической, и с культурной, и с научной, если бы речь зашла о естественно-научных прорывах той эпохи.
Проектное обучение отвечает запросам нового времени, однако представить его в условиях массового образования, когда в классе обучается 20-25 детей, нереально: либо не будет индивидуального подхода, либо учителю придётся работать сверхурочно. А если учесть, что многие педагоги и так тратят на работу больше стандартных 8 часов, очевидно, что метод проектов в средней общеобразовательной чаще всего организован лишь как одна из многих вариаций на фоне незыблемого традиционного обучения.
Ещё один любопытный метод, уже откровенно противостоящий классно-урочной системе, — это погружение» в предмет. Вместо того, чтобы скакать с одной дисциплины на другую, почему бы не посвятить целый день одной проблеме? Как показывает практика, частая смена темы не способствует систематизации знаний: изученное быстро забывается. Помимо того, что у детей в расписании 5-6 разных предметов, примерно столько же им приходится изучать во второй половине дня, во время выполнения домашнего задания. Не это ли то самое «клиповое мышление», которое ставится в укор молодому поколению, не это ли становится причиной отсутствия сосредоточенности и интереса, которое так часто отмечают у современных школьников?
Читайте также :
Метод погружения, или концентрированного обучения, предполагает сокращение предметов до 1-2 в день. В рамках урока учащиеся слушают лекцию учителя и самостоятельно работают с учебниками, а во второй половине дня их ожидает не домашнее задание, а занятия на научных кафедрах под руководством преподавателя.
Отход от классно-урочной системы символизирует и возобновившийся интерес к домашнему обучению. Тогда как в той же Америке на домашнем обучении сегодня состоит примерно полтора миллиона детей, в России, по статистике Минобра за 2015-2016 год, не более 1% хоумскулеров. Кажется, что цифра невелика, но она неуклонно увеличивается. Сторонники домашнего обучения считают, что обладают достаточными компетенциями, чтобы самостоятельно обучать детей. Противники говорят о том, что домашнее обучение лишает ребёнка социализации, хотя, вероятно, этот аргумент теряет смысл, если ребёнок посещает секции или другие мероприятия, позволяющие взаимодействовать со сверстникам.
Школа вне классов и предметов
Все эти альтернативы не просто существуют на бумаге — они воплощены в реальность. Так, в Америке уже 10 лет работает любопытная школа New Tech High @ Coppell. Она знаменита тем, что в ней нет учителей: за тем, как учащиеся работают над проектами, наблюдают «посредники», готовые прийти на помощь, не лишая при этом детей самостоятельности. Или вот известная Summit School, утверждающая, что у них учатся «активные, критически мыслящие и умеющие справляться со сложностями» ученики: школа также использует в обучении проектный метод и предлагает учащийся огромный выбор внеклассных активностей.
В Финляндии тоже жалуют проектное обучение, поскольку оно позволяет сформировать определённые EDUFI навыки XXI века. Phenomenon based learning помогает ученикам изучить одну тему через разные дисциплины, при этом нельзя сказать, что финны полностью отказались от предметов в школьной программе.
Основы обучения дидактика и методика
Назва | Основы обучения дидактика и методика |
Сторінка | 31/42 |
Дата конвертації | 22.11.2013 |
Розмір | 6.18 Mb. |
Тип | Документы |
mir.zavantag.com > Психология > Документы
^ Классно-урочная система и ее альтернативы. Наиболее распространенная сегодня в школах форма обучения — классно-урочная. Ее преимуществами являются: четкая организационная структура, удобство управления деятельностью класса, возможность коллективных взаимодействий и решений учебных задач, эмоиио-
нальное влияние личности учителя на детей, экономия времени. К недостаткам этой системы относятся ориентация на среднего ученика, трудность учета индивидуальных особенностей детей, однообразные темп и ритм работы, ограниченное общение между учениками, частая смена в расписании учебных предметов, не позволяющая ученикам доводить начатые дела до конца.
Существует множество попыток модифицировать классно-урочную систему обучения или заменить ее на другие. В 1798 г. английский священник А. Белл и учитель Дж. Ланкастер разработали и применили в школах Англии и Индии так называемую белл-лан-кастерскую систему взаимного обучения. Старшие ученики под руководством учителя сначала сами изучали материал, а потом, получив инструкции, обучали своих младших товарищей. Это позволяло при малом количестве педагогов организовывать массовое обучение. Однако качество такого обучения было невысоким.
В конце XIX в. в США появилась батовская система. Она включала две части: коллективные уроки со всем классом и индивидуальные занятия как с сильными, так и со слабыми учащимися. Со способными учениками работал учитель, с отстающими — его помощник.
Одновременно в Европе стала создаваться маннгеймская система, названная по имени города Маннгейм. Ее основатель Й.Зик-кенгер предложил создать четыре разных класса в соответствии со способностями детей: классы иностранных языков для наиболее способных; основные классы для детей со средними способностями; классы для малоспособных; вспомогательные классы для умственно отсталых. Огбор в такие классы происходил на основе психометрических замеров, характеристик учителей и экзаменов.
В 1905 г. учительница Е.Паркхерст (США) применила систему индивидуализированного обучения, названную Дальтон-план. Дальтон — это местечко в США, штат Массачусетс, где в 1920 г. была организована первая школа, целиком работающая в рамках этой системы. Цель данной системы — дать ученику возможность учиться с оптимальной для него скоростью и в темпе, соответствующем его способностям. Классы были заменены на лаборатории и мастерские, объяснение материала и уроки отменены. В начале года учащимся выдавались задания по каждому предмету, которые затем конкретизировались по месяцам. Ученики отчитывались по ним в установленные сроки. Единого расписания не было. Коллективная работа происходила один час в день, остальное время — индивидуальная работа в мастерских и лабораториях, в которых постоянно находились учителя.
В 50—60-х гг. XX в. в США получил известность гыан Трампа — форма индивидуализированного обучения с использованием лекций, на которые отводилось до 40 % времени. Высококвалифицированные педагоги с помощью студентов проводили лекции в больших аудиториях (от 100 до 1500 человек) Затем в малых груп-
253
пах учащихся (по 10—15 человек) обсуждались материалы лекции, проводились дискуссии под руководством рядового учителя или лучшего ученика. Состав малых групп не был постоянным. Объем этих занятий составлял 20 %. Кроме того, около 40 % времени отводилось на индивидуальную работу учащихся в кабинетах и лабораториях.
В современной практике обучения встречаются и иные формы организации обучения. Например, на Западе существуют неграду-ированные классы, когда ученик одновременно может обучаться по программе разных классов.
Особой формой организации обучения является «погружение», когда на протяжении нескольких дней учащиеся осваивают только один или два предмета. Аналогично в Вальдорфских школах организуется обучение по эпохам.
Лекционно-ссминарская форма обучения. Концентрированным выражением коллективно-групповой формы обучения являются лекции и семинары.
^ Школьная лекция — это форма обучения, при которой учитель, излагая материал, помогает учащимся формулировать проблемы, осваивать логику познания, делать собственные открытия. Лекции обеспечивают условия для создания учениками или учителем новых образовательных продуктов, что решается с помощью выбора смысла, целей и структуры лекции.
Для того чтобы учащиеся были не пассивными слушателями, а осуществляли познавательное движение, лекция должна иметь каркас, определяющий структуру ее содержания. В зависимости от места лекции в системе обучения и специфики решаемых задач возможны различные виды лекций.
Образовательный эффект лекций достигается благодаря сформулированным на них заданиям или проблемам, которые организуют деятельность школьников во время лекции.
Семинар — форма занятия, обеспечивающая создание учащимися личных образовательных продуктов в ходе коллективно-групповой коммуникации. Семинары отличаются от других видов занятий повышенной активностью и самостоятельностью школьников, возможностью проявления их способностей к организации деятельности.
По дидактическим ц е л я м выделяют семинары по введению в тему, семинары по планированию ее изучения, семинары по исследованию фундаментальных образовательных объектов, семинары по представлению и защите образовательных результатов, семинары по углублению, обобщению и систематизации знаний, контрольные и зачетные семинары, аналитические семинары.
По способу и характеру проведения различают вводные, обзорные, самоорганизующие, поисковые, индивидуальные и групповые семинары, семинары-проекты, семинары по
решению задач, круглые столы, «мозговые штурмы», семинары-деловые игры и др.
^ Групповые формы обучения. Использование семинарской формы обучения требует предварительной подготовки учащихся. Для этого во время обычных уроков осваиваются:
индивидуальное самообучение, при котором ученики выполняют ту или иную самостоятельную работу (работа с изучаемыми объектами, учебником, приборами, решение задач, исследова-тельская работа) и составляют письменные сообщения по ее результатам;
парное взаимное обучение, в ходе которого ученики в стабильных парах (например, соседи за одной партой), либо в парах сменного состава (ученики в течение урока меняются местами по типу конвейера) объясняют друг другу какой-либо вопрос, защищают свою тему, оценивают результаты товарищей;
групповая работа по общей теме — обучение внутри группы. Ученики взаимодействуют в группе: объясняют новый материал, обсуждают его, оценивают свою деятельность, готовят выступление; взаимное обучение групп, представляющее собой группы, занимающиеся разными проблемами или видами деятельности, например: теоретики и экспериментаторы временно объединяются, чтобы поделиться опытом, информацией, проблемами;
подготовка учениками выступлений, в ходе которой отрабатываются такие виды деятельности, как техника выступления, методика ведения дискуссии, формулировка вопросов и ответов к ним, аргументация суждений, рецензирование, оценивание, анализ.
Практикум. В данной форме организации обучения учащиеся самостоятельно выполняют практические и лабораторные работы. Практикумы проводятся после изучения крупных разделов учебных курсов, а также могут предварять их изучение, создавая опытно-экспериментальный образ предстоящего теоретического материала. Практикум проводится две —четыре недели. Учитель делит школьников класса на небольшие группы по два-три ученика. Каждая группа учащихся выполняет свою лабораторную или практическую работу по специальному расписанию. Чтобы создать благоприятные условия внутригрупповой дифференциации деятельности учащихся, важно внимательно отнестись к составу групп и распределению обязанностей их членов.
Проведению практикума предшествуют вступительные лекции и инструктивные занятия. В процессе проведения практикума при меняются приемы актуализации опорных знаний учащихся.
Средством управления деятельностью школьников во время практикума служат инструкции, в которых излагаются правила и последовательность действий школьников, дается информация о повторении необходимого материала, приводятся описания и изображения лабораторного оборудования, принципов его действия и
254
255
способов использования, указывается порядок выполнений заданий, предлагаются контрольные вопросы по теме и дополнительная литература.
Практикумы в комплексной форме проводятся обычно в старших классах, но уже с начальной школы учащиеся выполняют кратковременные лабораторные и практические задания, готовящие их к развернутой исследовательской работе.
Факультатив. Факультативные занятия предусматривают углубленное изучение предметов на основе обязательных школьных курсов. Факультатив — это связующее звено между уроками и внеклассными занятиями. Однако всегда следует иметь в виду, что в любом случае изучается не наука, а учебный предмет как средство развития личности ученика и подготовки его к жизни. Например, изучают не лингвистику, а предмет «Английский язык», и не столько изучают, сколько овладевают речью на этом языке.
По образовательным задачам выделяются факультативы по углубленному изучению базовых учебных предметов, по изучению дополнительных дисциплин (риторики, логики, дополнительного иностранного языка и др.), по изучению дополнительной дисциплины с приобретением специальности («Стенография», «Программирование» и др.) и межпредметные факультативы (например, по курсу экологии). Факультативы могут иметь теоретическую, практическую или комбинированиую направленность.
Организация деятельности учащихся на факультативных занятиях имеет свои особенности. Учащиеся выбирают факультативы соответственно своим интересам, поэтому их деятельность на занятиях характеризуется активностью и интенсивностью. Это необходимо учитывать при планировании занятий. Интерес школьников к факультативному курсу побуждает педагога избирать актуальные темы и оптимальные виды деятельности, предлагая учащимся средства развития мышления, памяти, воображения, индивидуальных способностей.
^ Предметные кружки, мастерские, лаборатории. Для учеников, интересующихся определенным курсом, могут создаваться предметные кружки и подобные им формы обучения (мастерские, лаборатории, кафедры, студии). Состав кружков формируется на добровольных началах из учащихся параллельных классов или из разновозрастных учеников. Руководство кружками осуществляют учителя-предметники.
Содержание занятий в кружках включает: углубленное изучение наиболее интересных вопросов курса; знакомство с деятельностью выдающихся ученых, писателей и других деятелей, с новейшими достижениями науки и техники; проведение вечеров, посвященных юбилеям ученых или научным открытиям; организацию технического моделирования и опытнической работы по биологии, организацию встреч с исследователями и т.д.
На основе кружковой работы могут создаваться научные общества (школьные академии и т.п.), которые объединяют и координируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, организуют конкурсы и олимпиады.
^ Олимпиады и конкурсы. Эти формы обучения стимулируют и активизируют деятельность учащихся, развивают их творческие способности и формируют дух состязательности. Олимпиады школьного уровня могут проводиться по любым предметам.
Как правило, школьные олимпиады предшествуют районным, областным и республиканским. В последнее время много различных олимпиад и конкурсов проводится дистанционно с помощью сети Интернет (например, по адресу *м/\у.екЮ8.ш).
Кроме олимпиад и конкурсов организуются выставки детского технического творчества, для которых отбираются лучшие работы школьников, что придает импульс развитию их способностей в соответствующих отраслях знаний и деятельности. Достижения детей позволяют судить о творческом характере работы учителей, их умении открывать и развивать таланты.
конференции. Школьная учебная конференция приближает учащихся к научным формам деятельности. Учащиеся самостоятельно выбирают тему доклада, выполняют небольшое исследование и готовятся к выступлению.
Конференция проводится в рамках отдельного класса и учебного курса, а также может иметь общешкольный характер. Разновидностью конференций является симпозиум, на котором учитель формулирует общую проблему, а ученики выступают со своими суждениями поданной проблеме, предварительно подготовив свои выступления письменно.
Ученики заблаговременно оповещаются о предстоящей конференции, отдельным заинтересованным учащимся предлагается на выбор взять тему для сообщения или доклада. Остальные ученики формулируют вопросы, готовятся к обсуждению. Докладчики консультируются с педагогом и специалистами.
Конференция проводится в установленное время, в течение 1 — 2 учебных часов. Выступают несколько докладчиков. На их вы ступление отводится не более 7—10 минут, после чего слушатели задают докладчикам вопросы, высказывают критические суждения и свою точку зрения. В конце конференции учитель подводит итоги, делает обобщения, оценивает работу докладчиков и наиболее активно, творчески выступивших слушателей. Особое внимание уделяется работам, в которых докладчиками получены собственные данные, а не только приведена информация из литературных источников.
Конференции более эффективны, чем традиционное повторение и закрепление материала на уроках, поскольку при умелой организации участие в них дает ученикам возможность сопостав-
256
257
лять различные точки зрения и в свободной дискуссии отстаивать свою позицию. Школьная учебная конференция применяется в основном в старших классах.
Консультации. Сопутствующими формами обучения являются консультации, назначение которых — помощь ученикам в освоении отдельных тем или разделов курса, а также в углубленном изучении предмета. Во время консультаций ученики задают вопросы, сами пытаются дать ответы, слушают разъяснения педагога или приглашенных специалистов.
Консультации могут быть общеклассными, групповыми или индивидуальными. Консультационное общение учит школьников точности формулирования возникающих проблем.
Консультации могут стать поводом для проведения специальных занятий, посвященных выявленным проблемам или потребностям учеников. Такие занятия призваны восполнять выя&пенные пробелы, создавать основу успешности дальнейшего обучения.
Экзамен. Цель данной формы обучения — систематизация, выявление и контроль знаний учащихся. Это способ признания успехов или неудач в обучении, который формирует ответственность школьников, мобилизует их силы на переосмысление, повторение и обобщение образовательных результатов.
К формам проведения экзамена относятся: ответы на экзаменационные билеты; выполнение творческой работы; контрольное исполнение тестов; участие школьников в соревнованиях; защита исследований или других работ учеников. В последнее время распространен Единый государственный экзамен, в ходе которого в тестовой форме проверяется базовый уровень общеобразовательной подготовки выпускников школ. Он может выступать одновременно вступительным экзаменом в вузы.
Подготовительной к экзамену формой обучения являются зачеты. Соревновательные и творческие формы экзаменов привлекают ребят возможностью попробовать свои силы. Особенно это относится к учащимся старших классов. Для младших школьников экзамены проводятся в игровой, занимательной форме.