алые паруса мифы древней греции
«Алые паруса»: краткое содержание и анализ
Одни из светлых и любимых тем — надежда и любовь — раскрыты в произведении Александра Грина «Алые паруса». Краткое содержание повести поможет понять основные сюжетные ходы, тему и идею произведения, которое вдохновляло музыкантов, скульпторов, кинематографистов и театральных режиссеров на создание необычных творений. Расскажем о нем подробнее.
«Алые паруса»: краткое содержание
Ищете в Google — краткий пересказ «Алые паруса»? Действительно, он дает представление о ключевых и второстепенных героях, а также о перипетиях сюжета. Вот о чем произведение «Алые паруса» в сокращении:
Он делает игрушки и этим зарабатывает на жизнь. Местные жители его недолюбливают, поскольку уверены, что он виновен в гибели Меннерса — местного трактирщика.
Был жестокий шторм, и трактирщик оказался в море. Он тонул и кричал о помощи. Единственным, кто наблюдал за его мучениями, был Лонгрен. Он спокойно стоял на берегу, потягивая трубку. На крики несчастного Лонгрен ответил, что когда-то Мери просила Меннерса о помощи, а тот ей отказал.
Трактирщик умер через шесть дней. Перед смертью его подобрал пароход, и Меннерс рассказал о случившемся. При этом он умолчал о том, почему Лонгрен не помог ему.
Пять лет тому назад, когда Лонгрен был в плавании, его жена Мери после тяжелых родов потратила все сбережения на восстановление и лечение. Она обратилась к Меннерсу за помощью, но тот потребовал «не быть недотрогой», чтобы он одолжил денег.
Мери решила пойти в город, чтобы заложить кольцо, попала под дождь, заболела и умерла. В результате Лонгрен остался один воспитывать дочь по имени Ассоль и вынужден был оставить морской промысел.
Жителей поразило известие о бездействии бывшего моряка. Непонимание поступка переросло в пассивную агрессию, которая распространилась и на Ассоль. Семья вынуждена была жить в отдалении, полагаясь лишь друг на друга.
В восемь лет Лонгрен отправил дочь в город отнести игрушки для продажи. Среди изделий был кораблик, у него были алые паруса. Ассоль пустила его по ручью. Он приплыл к Эглю, известному собирателю сказок и легенд. Старик предсказал, что Ассоль в будущем встретит принца. Он приплывет на корабле с парусами алого цвета и заберет девушку в далекую страну.
Ассоль поведала о встрече с Эглем Лонгрену. Их разговор подслушал нищий, который разнес слух по деревне. Так Ассоль прослыла полоумной, а местные дети начали ее дразнить.
Он наследник богатого рода, выросший в родовом замке и не знавший бед. У него была добрая душа и мечта отыскать свое предназначение в жизни за пределами фамильного поместья.
Артур получает собственное пророчество. Однажды Польдишок — хранитель винного погреба замка Грэев — рассказывает ему о двух бочках из черного дерева со старинным вином. Надпись на них гласит, что вино выпьет тот Грэй, который окажется в раю. Так у Артура появляется цель — стать тем Грэем, для которого вино предназначено.
Далее в повести происходит поворотное событие — Артур видит картину известного мариниста и понимает, в чем его предназначение. Он покидает замок и поступает на службу на судно «Ансельм», которым управлял капитан Гоп. Он оценил старания молодого матроса и решил, что сделает из Артура настоящего капитана, обучив премудростям морского ремесла.
Уже в 20-летнем возрасте Артур приобрел галиот «Секрет». Он четыре года ходил по морю, пока судьба не привела его к берегам Лисса — населенного пункта, который располагался недалеко от деревни Каперна.
Артур и матрос Летика отправились на рыбалку. Они расположились под обрывом за Каперной. Пока Артур на берегу следил за костром, Летика в море ловил рыбу. Поутру Артур пошел прогуляться и увидел спящую девушку. Это была Ассоль. Она поразила его воображение. Артур надел ей на мизинец свое старинное кольцо.
Далее Грэй с матросом отправились в трактир Каперны. Здесь Хин — сын погибшего Меннерса — рассказал им об ужасном поступке Лонгрена и о его полоумной дочери, которая мечтает о принце и судне с алыми парусами. Выпивший угольщик заявил, что хозяин трактира врет, чем подтвердил сомнения Артура в правдивости услышанного рассказа.
Молодой капитан направился в Лисс. В одной из лавок он купил алый шелк. Также в поселении Артур встретил Циммера — бродячего музыканта, которого попросил с оркестром прибыть на корабль.
Грэй приказал матросам натянуть алые паруса и отправиться в сторону Каперны. К полудню «Секрет» был виден жителям деревни. Ассоль была потрясена, увидев корабль мечты, на палубе которого играла музыка. Она побежала в сторону моря.
На берег вышли и любопытные обитатели Каперны. При появлении Ассоль они расступились. Грэй на шлюпке добрался до берега, забрал девушку на глазах изумленных жителей. Пророчество Эгля сбылось.
Грэй велел открыть бочку старинного вина. Пророчество, написанное на ней, сбылось. Он чувствовал себя, как в раю. Корабль уносил захмелевший экипаж и счастливую пару далеко от Каперны. Лишь музыкант Циммер бодрствовал. Он играл на виолончели и размышлял о счастье.
Кадр из фильма «Алые паруса»: UGC
«Алые паруса»: анализ произведения
«Алые паруса», краткое содержание которых знают даже те, кто не читал повесть, является знаковым произведением в литературе ХХ века. Повесть написана в жанре феерия, для которого характерно использование волшебных элементов для раскрытия сюжетных ходов.
Понять смысл повести «Алые паруса» поможет анализ, раскрывающий художественные достоинства пьесы:
«Алые паруса»: замысел и история создания
«Алые паруса» — книга, замысел которой Александр Грин вынашивал почти пять лет. В черновиках он писал, что идея написать повесть у него появилась в 1916 году, когда он гулял по Петрограду. На витрине одного магазина он увидел игрушку — маленький кораблик. Грину пришла в голову идея, что неплохо будет заменить белые паруса на алые.
Интересно, что изначально, по замыслу Грина, действие происходило в революционном Петрограде. Но со временем он перенес его в вымышленную страну, которую назвал в свою честь Гринландией.
Само название писатель не использовал — его авторство принадлежит критику Корнелию Зелинскому. Он заметил, что действие многих произведений, которые написал Александр Грин, происходит в одной стране со схожей географией и списком населенных пунктов. «Алые паруса» — одно из них.
В 1919 году Грин был призван в Красную армию, где заболел тифом. После выздоровления в 1920 году он завершил работу над рукописью. Первая глава была опубликована в 1922 году, а целиком книга увидела свет в 1923-м. Вторая жена писателя Нина стала прообразом главной героини.
Кадр из фильма «Алые паруса»: UGC
«Алые паруса»: жанр
Александр Грин «Алые паруса» написал как повесть-феерию с элементами неоромантизма и символизма. В ней есть все элементы, характерные для повести. А именно:
С главными героями происходят волшебные события, а сами они идеализированы:
К элементам неореализма можно отнести отчужденность героев:
От символизма в произведении образы, которые наполняют сюжет идейным звучанием, — бочки со старинным вином и пророчеством, алые паруса, перстень и другие.
«Алые паруса»: тематика
Сразу несколько интересных тем поднял в произведении Александр Грин. «Алые паруса» — это прежде всего произведение о заветной мечте, о том, как важно следовать зову сердца, несмотря на внешние обстоятельства.
Но, помимо этого, автор поднимает ряд других важных тем:
Каждый из героев решает проблему по-своему. Лонгрин, став объектом пассивной агрессии со стороны жителей деревни, замыкается в себе и отдаляется от общества. Ассоль становится посредником в его отношениях с внешним миром.
Девушка, в свою очередь, став объектом преследований и жестокого обращения со стороны жителей Каперны, замыкается в своих мечтах.
Иную модель поведения представляет Грэй. Он вырывается из привычного социального окружения, меняя роль богатого наследника на роль простого моряка. Артур способен противостоять социальному давлению, поэтому критически воспринимает слова трактирщика об Ассоль и ее отце.
В повести герои следуют за мечтой, но представляют собой две модели поведения:
Став из богатого наследника моряком, он сумел за несколько лет пройти путь от простого матроса до капитана, своими поступками заслужить уважение Гопа, который изначально считал его «щенком».
В финале его приказы о поднятии алых парусов и изменении курса не понимает команда, но Грэй все равно движется к цели.
Лонгрин уверен, что справедливо поступил, не оказав помощь Меннерсу. Трактирщик повинен в гибели его жены. Но вместо чувства удовлетворения от мести получает непонимание со стороны жителей и сталкивается с пассивной агрессией.
Отношение распространяется и на его дочь, которая к мести не имеет никакого отношения. Он совершил поступок, и последствия не заставили себя ждать.
Кадр из фильма «Алые паруса»: UGC
«Алые паруса» — многослойное произведение, в котором за волшебными событиями скрывается множество актуальных и серьезных тем. Это делает повесть интересной для читателей на протяжении многих десятилетий с момента издания.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
О.А. Васильева. «Мифопоэтика феерии А. Грина «Алые паруса»»
В современной филологической науке наблюдается обостренный интерес к проблемам мифологизма в литературе начала XX века. Многоаспектное обращение русских писателей и поэтов к мифу рождено временем, итоговым и переломным, характером художественных исканий, стремлением к философским и художественным обобщениям, к выявлению «неких неизменных, вечных начал. просвечивающих сквозь поток эмпирического быта и исторических изменений» [4, с. 295]. Обращение к мифу было связано с характером человека порубежья, в душе которого, по словам Н. Бердяева, «перекрещиваются наслоения разных великих эпох: язычество и христианство, древний бог Пан и Бог, умерший на кресте, греческая красота и средневековый романтизм» [2, с. 150].
А. Грин — писатель XX века, для творчества которого характерны страстная жажда духовного обновления, устремленность к идеалам красоты, тяготение к нравственно-философским проблемам, обращение к мировой культуре. Мифопоэтическое мышление было присуще ему как самобытному романтику, ведь именно романтики в свое время впервые поставили проблему мифа как символа вечных начал, «первичного материала» (Шеллинг) всякого подлинного искусства и создали свою романтическую мифологию.
Гринландия — это художественная модель мира, построенная по мифопоэтическим принципам начала XX века, в свете его традиций и культуры. Это вселенная в художественном выражении писателя, в которой интуитивная ориентация на мифопоэтический тип сознания, библейские, античные и средневековые литературные образы соединяются в систему для того, чтобы по-новому осмыслить мир, внести стройность и гармонию целого в хаотическое и непознанное. В то же время Гринландия — не подражание древнему мифу и не стилизация его. Это новая художественная реальность, созданная в соответствии с мифопоэтической природой философско-эстетических воззрений Грина, специфический гриновский «миф о мире».
В основе феерии «Алые паруса» отчетливо просматривается архетипический сюжет, включающий в себя мотивы мифа, сказки, легенды, романтической поэмы, любовного и рыцарского романа. Мифологическая основа феерии сочетает метафизический, эстетический и нравственный планы. Вспомним символистов: «миф — это звучащая раковина единой идеи» (Анри де Ренье). Сюжет «Алых парусов» — это вечная легенда о любви в изложении русского писателя XX века. Её сюжетами-прототипами являются такие всемирно известные истории о великой любви, как история Дафниса и Хлои, Тристана и Изольды, Манон Леско и кавалера де Грие, Ромео и Джульетты и т. д. Без сомнения, здесь просвечивает и вечный сказочный сюжет о счастливой встрече бедной девушки, наделенной доброй душой и очаровательной внешностью, с прекрасным принцем («Золушка»). Что же делает текст Грина, при сохранении универсального мифологического мотива, единичным и самобытным?
У Грина отсутствует мотив любви-страсти, любви-рока, любви-стихии; у него нет мотива недозволенности любви, остроты внутренне неразрешимого конфликта (легенда о Тристане и Изольде), нет непреодолимых семейных запретов («Ромео и Джульетта»). В гриновском варианте легенды о вечной любви нет коварных злодеев, нет бесчеловечных общественных законов, встающих на пути любящих. И все-таки в произведении Грина отсутствует скука счастливого конца, исчерпанность и слащавость идиллии. Наверное, потому, что в своем повествовании Грин хотел подчеркнуть другое — идею счастливой судьбы, предопределения любящих; идею достижения счастья и гармонии на земле «глубиной сердца, знающего, что такое любовь»; идею верности себе, своему внутреннему «Я». В этом тайна прелести и необычности сюжета Грина.
И все-таки образы-архетипы этих вечных легенд встречаются в «Алых парусах» на уровне реминисценций. Таков мотив приворотного зелья, любовного напитка, который испивают Тристан и Изольда, — он войдет в «Алые паруса» как старинное «святое вино», которое пьют Грей и его команда в финале. Таков образ моря, которое настойчиво вмешивается в судьбу героев, определяет её. Море становится ёмким и многозначным символом в этих «морских» поэмах о любви, обозначая переломные моменты в судьбах героев (Тристана и Грея). Наконец, это образ паруса, который определяется как знак судьбы: черный цвет паруса означает гибель для Тристана, алый цвет паруса — исполнение мечты Ассоль. Можно выстроить устойчивую поэтическую парадигму, рассматривая символику цвета паруса в мировой художественной литературе. Так, описывая битву Тристана с исполинским рыцарем Морольдом Ирландским на острове святого Самсона, автор подчеркивает, что Морольд натянул на мачту своей ладьи «роскошный пурпурный парус» («Тристан и Изольда» Ж. Бедье).
В повести И. Тургенева «Первая любовь» значимым становится образ пурпурового паруса, возникающий в монологе героини: «Она подошла к окну. Солнце только что село: на небе высоко стояли длинные красные облака. — На что похожи эти облака? — спросила Зинаида и, не дожидаясь нашего ответа, сказала: — я нахожу, что они похожи на те пурпуровые паруса, которые были на золотом корабле у Клеопатры, когда она ехала на встречу Антонию» [7, с. 334].
Как известно, Грин сам рассказывал о возникновении замысла «Алых парусов»: он остановился у игрушечной витрины и увидел «отлично смастеренный бот с правильно сидящим красным крылообразным парусом». «Приближение, возвещение радости» — вот первое, что он представил себе. В этой связи любопытными представляются размышления М. Петровского о происхождении сюжета «Алых парусов» [6, с. 3]. Автор приводит городской романс начала века «На берегу сидит девица», любимый городской беднотой, и усматривает в нем образы и ситуации будущей феерии.
Действительно, сюжет «Алых парусов» и сюжет уличной песни схожи во многом. Вполне возможно, Грин знал этот романс. Вполне возможно, что при создании образа Ассоль в его сознании присутствовала реминисценция романса о девице, сидящей на берегу и вышивающей платок алым шелком. И если даже это один из архетипов сюжета гриновской феерии, то утверждать, что за «девой Ассоль» скрывается «девка Настя», героиня горьковской пьесы «На дне», продающая себя за кусок хлеба, и выводить гриновский художественный мир только из «китча», из «экзотики социальных низов», на наш взгляд, совершенно не правомерно [6, с. 2—3].
Несомненно, в гриновском образе присутствует такая характерная для мифологизированного текста черта, как контаминация архетипов, богатство ассоциативного ряда, порождающего в образе-мифологеме множественность голосов, «мерцание» смыслов, «мелькание личин».
Образ Ассоль (дочь матроса из деревушки Каперна) соединяет в себе и юную прелестную девушку, чистую, наивную, верящую в мечту, и «живое стихотворение со всеми чудесами его созвучий и образов, с тайной соседства слов. » [3, т. 3, с. 42]. Таким образом, мифологемой образа Ассоль является и сама Муза, богиня поэзии. С образом Ассоль связана и тема полета, летящей души, ласточки: «Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки» [3, т. 3, с. 13]. Интересно, что образ ласточки в христианской символике выступал как «символ жажды духовной пищи». Важны и другие символические значения образа ласточки в мифе и фольклоре: ласточка — «вестник добра, счастья, начала, надежды, положительного перехода, возрождения, утра, весны, солнечного восхода, прилежания, домашнего уюта, отцовского наследия» [5, т. 1, с. 39]. Примечательно соединение всех этих значений в образе Ассоль, и даже значимость последнего — «отцовского наследия»: Ассоль воспитывает только отец, Лонгрен. Эти символические значения образа ласточки получили развитие в литературе и искусстве рубежа веков (например, у Цветаевой, Мандельштама) и жили в сознании современников. Семантика полета указывает его направление — к солнцу (имя Ассоль в переводе с испанского — «к солнцу»).
Ассоль, разговаривающая с деревьями и цветами, подобна лесной фее, она наделена «прелестной печалью скрипки» [3, т. 3, с. 43]. Её любимый сон представляет собой романтическую грёзу: «цветущие деревья, тоска, очарование, песни и таинственные явления, из которых, проснувшись, она припоминала лишь сверканье синей воды, подступающей от ног к сердцу с холодом и восторгом» [3, т. 3, с. 44]. В Ассоль, как в фее, заключен «сверх общих явлений. отраженный смысл иного порядка». Она видела «еще сверх видимого», все, что было вокруг, становилось для неё «кружевом тайн в образе повседневности» [3, т. 3, с. 42].
Характерная для Ассоль общность «световых», «огненных», «солнечных» образов приобретает широкий спектр звучания. С образом Ассоль тесно связана мифопоэтическая символика света, огня, солнца, которая имела место уже в античности и воплощала высшее представление о прекрасном: «пламенный веселый цвет так ярко горел в её руке, как будто она держала огонь»; «паруса тотчас сверкнули алым отражением»; «алое сверкание парусов»; «под солнцем сверкнет алый парус»; «сияющая громада алых парусов»; корабль «пылал, как вино, роза, кровь, уста, алый бархат и пунцовый огонь»; «под огнем алого шелка»; «паруса пылали»; «везде торжествовал свет» [3, т. 3, с. 11, 12, 15, 31, 34, 47, 63].
В «Алых парсах» мифологема света, огня, солнца получает значение как очистительная, небесная сила, как стихия, уничтожающая хаос и мрак окружающего мира. Гриновское представление о прекрасном как явленности света, исходящего свыше, ориентировано и на христианскую эстетику: вечный божественный свет и высшее сияние являются источником всякого земного бытия — «Бог есть свет».
Все эти обозначенные архетипы (дочь матроса, простая девушка из городских низов — Золушка — Ласточка — Муза — Фея — Устремленная к солнцу) входят в образ Ассоль, придавая ему особую сложность и глубину. В составе образа Ассоль можно увидеть и мотив Пенелопы, двадцать лет ожидающей Одиссея; Изольды, чья судьба связана с морской стихией; и простодушной Хлои, невинного и наивного дитя: «смотрела она на горизонт большими глазами. глазами ребенка» [3, т. 3, с. 46].
В системе мифопоэтических образов «Алых парусов» образ Артура Грэя занимает центральное место. Составляющие этого образа наиболее сложны. Грин характеризует его как «тип рыцаря причудливых впечатлений, искателя и чудотворца, т. е. человека, взявшего из бесчисленного разнообразия ролей жизни самую опасную и трогательную — роль провидения» [3, т. 3, с. 19]. Именно Артур Грэй, владелец и капитан корабля «Секрет», аристократ по происхождению и воспитанию, воплощает в жизнь чудесную сказку об алых парусах для необычной девушки Ассоль, которую ощущает, как свою нареченную. Образ Грэя вбирает в себя множество составляющих мифологем. Рассмотрим некоторые из них.
Мальчику Грэю в фамильном замке погребщик Польдишок рассказывает историю вина, которое хранится сто лет. И на бочке с этим вином латинская надпись: «Меня выпьет Грэй, когда будет в раю». Мифологический образ вина, символизирующего «радости жизни» [5, т. 1, с. 236], соединяется с мифопоэтическим образом вина как любовного напитка. Проходят годы, и Грэй, в детстве, поклявшийся выпить это вино, в финале произведения, «в драгоценную минуту» счастья, «в песне золотых труб», зачерпнул «святое вино». «Палуба, крытая и увешанная коврами, в алых выплесках парусов, была как небесный сад» — так видит её Ассоль. Итак, образ «небесного сада» (Ассоль) и образ «рая» (Грэй) сливаются в финале. Рай, по христианским представлениям, «место вечного блаженства, обещанное праведникам», и «там человек всегда с Богом» [5, т. 2, с. 363, 366].
Мифологизирующая разработка образа рая в светской литературе многообразна и идет в нескольких руслах. Одно из них — эквивалентность образа рая и сада уже для архаического мышления как образов пространства, «отовсюду огражденного». Образ рая — это еще и понятие Эдэма, «земного рая», через понятие Востока связанное с солнцем и небом, поскольку Восток — эквивалент верха в мифологической модели мира. В «Алых парусах» мифологема рая приобретает значение материального, земного Эдема, дающего представление о том, какой должна быть земля, не постигнутая проклятьем за грех Адама и Евы. В «Алых парусах» воплощение хаоса — «ужаснувшаяся навсегда Каперна». Таким образом, мифологема рая, органически вписываясь в систему художественного космоса Грина, отражает движение его героев, их устремленность в высокие сферы бытия.
Артур Грэй — капитан, а образ капитана — один из наиболее устойчивых в мировой приключенческой литературе, посвященной преодолению морского пространства. Вспомним капитанов из романов Жюль Верна, «Путешествие Гулливера» Свифта, Легенду о Летучем Голландце, истории пиратских кораблей и т. д. В русской литературе серебряного века знаковым стал цикл стихов Н. Гумилева «Капитаны».
Наделив Грэя, покинувшего дом и проникшего «за золотые ворота моря», судьбой капитана, Грин как бы приобщает его к мифопоэтической традиции мировой литературы, в которой издавна этот образ стал символом «открывателя новых земель», и этим вводит героя в широкий общекультурный контекст XX века.
Мифологема капитана соединятся в сознании писателя с властью Орфея, поэта и музыканта, «наделенного магической силой искусства, которой покорялись не только люди, но и боги, и даже природа» [5, т. 2, с. 262—263]. Преобразующая сила искусства для писателя подобна открытию новых земель, а власть героя (капитана) приравнена к власти бога (Орфея). В сознании Грина таковы две ипостаси подвига: подвиг покорителя водной стихии сродни чуду вдохновенного творчества. Здесь мы видим соединение чудотворца Орфея и чудотворца Грэя, который, подобно Орфею, берет на себя «самую опасную и трогательную роль провидения» [3, т. 3, с. 19]. Встретив в лесу спящую Ассоль и, бережно надевая на её мизинец старинное дорогое кольцо, Грэй не без основания размышлял, что «этим подсказывает жизни нечто существенное» [3, т. 3, с. 35]. «С этого времени его не покидало уже чувство поразительных открытий. Дух немедленного действия овладел им» [3, т. 3, с. 39]. «Внутренняя музыка» и огромное напряжение чувства, подобное «гулу огромного колокола, бьющего над головой» [3, т. 3, с. 55], приводит его к такому творчеству жизни, когда «каждое движение — мысль, действие — грели его тонким наслаждением художественной работы». Грэй выступает как творец, художник жизни, воплощая сказку об алых парусах: «Его понятия о жизни подверглись тому последнему набегу резца, после которого мрамор спокоен в своем прекрасном сиянии» [3, т. 3, с. 49].
Спасение через добро, красоту, творчество, природу — вот как Грин преодолевает трагедию разрыва идеала и действительности, свойственную традиции эстетизма. Вспомним эстетическую концепцию А. Белого с её центральной идеей жизнетворчества: «Искусство открывается там, где призыв к творчеству есть вместе с тем призыв к творчеству жизни. Жизнь и есть творчество. Более того: жизнь есть одна из категорий творчества» [1, с. 154].
Внешний мир для Грина — это декорации, которые сооружаются по усмотрению художника, главный закон для него — «любовь к сплавленному с душой» [3, т. 3, с. 427]. Созидание Грэем алых парусов сродни акту поэтического творчества, где соединяются чистое созерцание и воссоздание мира, рожденного силой воображения. Облекая мечту Ассоль в чувственные формы жизни, он претворяет вымысел в единственно возможную для него реальность — движение по дороге творчества, мечты и добра к вечной красоте и тайне мира. Именно Ассоль помогла ему открыть скрытое значение мира, его живую красоту. Сам герой говорит, что благодаря ей он понял одну нехитрую истину: «Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное — получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения-чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя» [3, т. 3, с. 61].
Стремление облечь в живую плоть и в то же время максимально интенсифицировать свои нравственно-философские размышления приводит Грина к созданию собственных образов-мифов, не порывающих связей с реальной действительностью, синтезирующих философское и художественное, символическое и материальное начала (Алые паруса, Летающий человек, Бегущая по волнам, Серый автомобиль, Крысолов, Фанданго, Сердце пустыни).
Художественная память человечества, воплощенная в мифе, фольклоре, литературе, искусстве, позволила Грину по-новому поставить важные проблемы действительности, открыть новые пути познания человеческой личности, глубже осмыслить бурные процессы, происходившие в современном мире.
Литература
1. Белый А. Театр и современная драма // Белый А. Символизм как миропонимание. — М.: Худож. литература, 1994. — 417 с.
2. Бердяев Н. О новом религиозном сознании // Вопросы жизни. — 1905. — № 9. — С. 150—157.
3. Грин А.С. Собрание сочинений: В 6 т. — М.: Правда, 1965.
4. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. — М.: Искусство, 1976. — 387с.
5. Мифы народов мира: В 2 т. — М.: Сов. энциклопедия, 1987.
6. Петровский М. Романс и феерия // Литература. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». — 1997. — № 24. — С. 2—3.
7. Тургенев И.С. Полн. собр. соч. — Т. 6. — М.: Наука, 1981. — 495 с.