ансамбль донского монастыря xvi xix вв
Ансамбль Донского монастыря Москвы
Содержание:
Донской монастырь Москвы был основан в 1591 году в память об избавлении Москвы от нашествия крымских татар, обитель с течением времени превратилась в один из самых выразительных архитектурных ансамблей столицы, а на его кладбище находили последнее пристанище носители самых звучных аристократических фамилий.
Не бедна обитель и святынями: в Большом соборе хранится список конца XVI века с Донской иконы Божией Матери, именно перед нею молился царя Федор Иоаннович о спасении столицы от «нахождения иноплеменных варвар».
Малый собор Донского монастыря
Малый собор (Старый собор), освященный в честь Донской иконы Божией Матери, был выстроен первым из всех зданий Донского монастыря, в 1593 году.
Малый собор интересен, в частности, тем, что это один из первых храмов с крещатым сводом. Изобретение такой конструкции сводов позволило отказаться от столпов и тем самым увеличить «полезную площадь» храма.
Именуют его Малым или Старым — в сравнении с более поздним внушительным по своим размерам Большим собором. Несмотря на то, что царь Федор Иоаннович повелел в свое время украсить храм «разными лепотами», убранство его не отличалось особым роскошеством. Образа были довольно скромные, вся утварь «не заключала в себе особенного богатства». Первоначально Малый собор имел квадратный в плане объем.
В памяти московских старожилов Малый собор остался как единственный действующий храм Донского монастыря; для богослужений его открыли вскоре после войны.
Большой собор Донского монастыря
Заложенный в 1684 году по обету царевны Екатерины Алексеевны (старшей сестры Петра I), Большой собор Донского монастыря строился первоначально на средства казны и довольно споро. К 1686 году его возвели до глав, но затем строительство «по случаю Крымского похода и за умалением казны монастырской было остановлено». Освящение собора состоялось лишь в 1698 году.
Как и Малый собор с его крещатыми сводами, Большой собор в своем роде уникален для русского зодчества. Подобных храмов — когда к центральному объему, квадратному в плане, примыкают овальные башни, — в России очень мало. Наиболее характерно такое композиционное решение для храмов Украины. Там «пятибанные» (то есть пятибашенные) церкви — далеко не редкость. Собор, таким образом, отразил в своем архитектурном облике исторические реалии, а именно — недавнее принятие Малороссии под скипетр московского государя.
Внимание во внутреннем убранстве Большого собора привлекает резной иконостас, создававшийся в 1690-е годы. До 1922 года, когда большевики «с революционной беспощадностью» произвели реквизицию монастырских ценностей, многие иконы, как в иконостасе, так и в приделах, имели серебряные оклады. Оклады эти были особенными: их изготовили из серебра, похищенного в 1812 году французами и отбитого у них донскими казаками. В 1752 году на средства купца К. Замятина в соборе настлали пол из чугунных плит, сохранившийся до настоящего времени.
В крипте Большого собора устроен храм в честь Сретения Господня. Освященный 24 сентября 1712 года, он стал усыпальницей для многих представителей грузинской царской фамилии Багратиони. В частности, в нем была погребена царевна Дареджан, на средства которой и совершилось устроение храма.
Храм Архангела Михаила
Храм Архангела Михаила в Донском монастыре Москвы построен в 1714 году, чего никак не скажешь, глядя на ампирные черты церкви. И посвящение церковь имела другое — преподобному Евфимию Великому. Небольшой Евфимиевский храм с одностолпной трапезной был первоначально соединен с больничным корпусом.
В 1806—1809 годах Евфимиевский храм, обветшавший к тому времени, перестроили на средства князей Голицыных, после чего он — так желали заказчики — получил посвящение Архангелу Михаилу, поскольку в нем был погребен генерал-лейтенант Михаил Голицын.
Надвратные храмы Донского монастыря
Оба надвратных храма Донского монастыря — в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя праведных Захарии и Елисаветы — сооружались в XVIII столетии. Первый, над северными воротами, построен в 1713—1714 годах и сочетает в себе черты нарышкинского и петровского барокко.
Что касается церкви Захарии и Елисаветы, то она была обустроена и освящена в 1755 году в нижнем ярусе колокольни, возведенной над главными (западными) воротами по проекту А. П. Евлашева. Как и Тихвинский храм, колокольня с церковью Захарии и Елисаветы является характерным образцом барокко — но уже не нарышкинского или петровского, а елизаветинского.
Посвящение надвратного храма, устроенного в 1755 году в нижнем ярусе колокольни, неслучайно: праведная Елисавета — тезоименитая святая императрицы Елизаветы Петровны.
Жилые постройки
На фото: Покои настоятеля. Второй этаж здание получило не сразу, а спустя тридцать лет после постройки. Во втором этаже этого дома близ северных монастырских ворот жил в 1922— 1925 годах святитель Тихон.
Наиболее интересными памятниками «нехрамового» зодчества в Донском монастыре являются корпус братских келий и дом настоятеля.
Дом настоятеля, расположенный между Большим собором и северными монастырскими воротами, строидея также в XVIII столетии, в самой его середине. Первоначально он представлял собой одноэтажное каменное здание с деревянным мезонином. Главным украшением его интерьеров были богатые барочные росписи. К 1780 году настоятельский дом подрос на один этаж и в таком виде дошел до наших дней. В XX веке в здании находились коммунальные квартиры; с 1980-х годов здесь велась реставрация.
Интерес — не столько, впрочем, архитектурный — представляет и небольшой дом у северных ворот Донского монастыря. В комнатах его второго этажа в 1922—1925 годах жил Патриарх Тихон. Формально он в это время считался «свободным», но на деле был повязан по рукам и ногам. «Я ведь только считаюсь на свободе, — говорил он сам, — а ничего делать не могу: я посылаю архиерея на юг, а он попадает на север, посылаю на запад, а его привозят на восток. » Здесь же, в этом маленьком доме, 9 августа 1924 года был убит келейник святителя — Яков Анисимович Полозов. Очевидно, что три выстрела, оборвавшие его жизнь, предназначались Патриарху, поскольку все знали: в это время он остается в квартире один.
Монастырские стены
Ограда Донского монастыря, включающая в себя двенадцать башен, украшенных с изяществом и выдумкой, построена на вклад князя В. В. Голицына. Стилистически она близка ограде Новодевичьего монастыря, строившейся в это же время, на рубеже XVII—XVIII веков. К той поре угроза нападения врага на Москву уже миновала, благодаря каковому обстоятельству оборонительная функция монастырских стен умалена, а декоративная — напротив, «гипертрофирована».
Архитектурный некрополь Донского монастыря
В 1934 году ансамбль Донского монастыря занял Музей архитектуры Академии архитектуры СССР. Именно в это время, как, должно быть, помнит читатель, Москва расставалась с «историческим мусором» и «очагами мракобесия» — ценнейшими памятниками, которые мешали расширению улиц и вообще построению «города будущего».
В этих условиях сотрудники музея старались спасти хотя бы то, что возможно. Рассказывает Татьяна Гейдор, сотрудница Государственного музея архитектуры: «В период тотального уничтожения памятников архитектуры музей сосредоточил свою деятельность на их спасении. Там, где невозможно было спасти от разборки, производились подробные обмеры, снимались фрагменты архитектурного и живописного декора, размонтировалась скульптура. Все эти материалы были вывезены на территорию музея в Донском монастыре и явились основой фондовых коллекций. Уникальной для всей русской культуры XX века стала экспозиция архитектурных фрагментов памятников XVI—XIX веков, погибших в одночасье из-за политики господствующей власти: церквей Успения на Покровке и Николы „Большой Крест“, Красных ворот, Сухаревской башни, горельефов храма Христа Спасителя. »
По сию пору в Донском монастыре можно увидеть фрагменты зданий, утраченных Москвой (и не только Москвой; в обители «спаслись», например, останки Троицкого Макарьева монастыря из затопленного Калязина). Но посещение этого архитектурного некрополя, с его дверными порталами, которые никуда не ведут, и окнами, которые ни на что не глядят, требует определенного мужества.
Старое кладбище Донского монастыря
Старое Донское кладбище, находящееся в пределах ограды Донского монастыря, представляет собой замечательный памятник. Уже в начале XIX столетия Н. М. Карамзин писал: «Не многие из тех, которые провели большую часть жизни в Москве, смотрят равнодушно на Донской монастырь: почти все приближаются к нему с умилением и слезами: ибо там главное кладбище дворянства и богатого купечества».
Вторит Карамзину Забелин: «Посетитель встретит здесь много знакомых имен, прославившихся на государственном, административном и литературном поприщах. Из писателей погребены в монастыре: кн. Я.П. Шаховской (1779), А.П. Сумароков (1777), М. М. Херасков (1807), Н. Н. Бантыш-Каменский (1816), В. Л. Пушкин (1830), И. И. Дмитриев (1837), П. Я. Чаадаев (1856) и некоторые другие. По богатству и великолепию надгробных памятников кладбище Донского монастыря — единственное в Москве. Притом памятники так разнообразны, что по ним можно проследить архитектурный вкус каждого времени, который более или менее отразился и в рисунке, и в украшениях каждого монумента. Гранит, мрамор, бронза, чугун принимали различные формы, смотря по тому, что признавалось в свое время изящным и более соответствующим назначению памятника».
В советские годы судьба некрополя складывалась непросто. С одной стороны — здесь перезахоранивали прах известных деятелей науки и искусства из разрушаемых некрополей, свозили сюда уникальные надгробия, спасая их от уничтожения. С другой — делались попытки разорить и самое Донское кладбище. Иногда за этими попытками стояла безбожная энергия новых жильцов (в монастыре находились коммунальные квартиры), иногда — злая воля властей.
Особенно беззащитен сделался некрополь после войны, когда его лишили музейного статуса и приписали к 1-му Московскому крематорию. Согласно описи, составленной в это время, ряд надгробий предполагалось удалить. К счастью, варварский замысел почти успели предотвратить. Сотрудники музея отстояли большинство предназначавшихся к сносу памятников, а вскоре некрополю вернули и музейный статус.
Белый декор и прочные стены: еще две башни старинного Донского монастыря отреставрируют
Еще две башни крепостной стены Донского монастыря ждет реставрация. Департамент культурного наследия столицы выдал разрешение на проведение работ. Их планируют завершить к началу 2020 года. Круглая башня № 11 находится на юго-западной стороне комплекса, а квадратная башня № 12 — на западной.
Монастырская стена с 12 башнями была построена из красного кирпича в конце XVII — начале XVIII века. Ограду и башни возводили согласно канонам русского оборонного зодчества — с бойницами и боевым ходом вдоль стен (галереей, по которой обходили всю территорию монастыря). Оттуда можно было обстреливать противника.
Обе башни — трехъярусные. В верхней части каждой из них находится гульбище — открытая площадка, по периметру которой проходит аркада (ряд одинаковых арок). Парапеты гульбищ были украшены белокаменными балясинами, а стены — фигурными завитками или гребешками, характерными для московского барокко конца XVII века. Эти украшения частично сохранились до сих пор.
В последний раз реставрацию крепостных сооружений монастыря проводили в середине прошлого столетия. С того времени строения сильно обветшали, была утрачена часть белокаменного декора, кирпичная кладка местами разрушилась и покрылась трещинами.
«Сначала реставраторы очистят фасады башен от загрязнений, старых слоев краски и штукатурки, а затем восстановят кирпичную кладку, белокаменный цоколь и декор. Затем поверхности фасадов покроют новым слоем обмазки, после чего стены покрасят в цвет кирпича, а декоративные элементы — в белый. Стены и своды помещений башен также приведут в порядок — их очистят, выровняют, загрунтуют и покрасят», — заявил руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.
По словам главы ведомства, на реставрацию восьми из 12 башен, а также 14 прясел (участков стены между двумя башнями) выделены средства из городского бюджета. Две башни, квадратная на северной стороне (№ 4) и круглая угловая в северо-восточной части ограды (№ 5), были приведены в порядок в мае этого года.
Реставрация обители
Донской ставропигиальный мужской монастырь — объект культурного наследия федерального значения. В его ансамбль входят более 30 архитектурных памятников. Их реставрация, а также благоустройство территории проходит за счет федеральных и региональных средств, собственных средств обители и частных инвесторов.
Любые ремонтные или реставрационные работы проводятся под контролем Департамента культурного наследия города и после согласования с ним. Строения архитектурного комплекса запрещено сносить, а их исторический облик нельзя нарушать.
Комплексная реставрация архитектурного ансамбля Донского монастыря началась в 2013 году. Работы в Малом соборе были завершены в 2016 году. Специалисты раскрыли белокаменный цоколь фасадов храма, восстановили древние окна XVI века, отреставрировали интерьеры храма и трапезной, воссоздали по историческим документам иконостас.
В 2017 году отреставрировали церковь Архангела Михаила — воссоздали не только архитектурный облик храма, но и монументальную скульптуру, живопись и иконостас. Кроме того, специалисты проложили инженерные коммуникации и благоустроили территорию. Сейчас проводятся работы по реставрации семинарского корпуса Донской обители и бани XVIII века. Работу над фасадами планируют закончить в этом году. За счет средств столичного бюджета восстановили 23 надгробия в некрополе Донского монастыря, сейчас идет реставрация еще семи.
История Донского монастыря
Донской монастырь был основан в 1593 году по указу царя Федора Иоановича. Обитель получила название в честь Донской иконы Божией Матери. Именно ей молился царь о спасении Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591 году. Монастырь построили в том месте, где прежде стояла небольшая походная церковь с этой иконой.
Первой каменной постройкой монастырского комплекса стал собор Донской иконы Божией Матери. В 1679 году к нему были пристроены шатровая колокольня и трапезная.
Строительство второго собора Донской иконы Божией Матери, названного впоследствии Большим, пришлось на 1684–1698 годы. С 1686 по 1711 годы также возвели монастырские стены с 12 башнями. Внешне они очень похожи на стены Новодевичьего монастыря.
В XVIII веке архитектурный ансамбль дополнили другие строения. Над северными воротами появилась надвратная церковь Тихвинской иконы Божией Матери 1714 года; над западными была достроена церковь Святых Захария и Елисаветы с колокольней; в юго-западной части построены больница и другие здания.
В 1920-х годах в монастыре еще совершались богослужения, но отдельные строения были переданы под иные нужды. В них разместились советские учреждения, часть помещений сделали жилыми. К концу 1929 года все монастырские постройки национализировали. Богослужения прекратили. Здания монастыря приспособили под антирелигиозный музей, интернат, фабрику и молочную ферму. В 1935 году на территории Донского монастыря был открыт музей архитектуры Академии архитектуры СССР. В ведение патриархии весь ансамбль монастыря вернулся лишь в 1991 году.
Сегодня на территории Донского монастыря работают реставрационная мастерская, научно-учебный центр лицевого шитья, молодежный клуб «Донской», воскресная школа, предусмотрены богословские курсы и курсы повышения квалификации преподавателей основ православной культуры.
Некрополь Донского монастыря — место упокоения многих выдающихся церковных, политических и военных деятелей, а также русских писателей. Монастырский некрополь насчитывает также более 100 захоронений грузинских церковных, политических и государственных деятелей, здесь же находится фамильная усыпальница князей Голицыных (около 100 могил). На участке за апсидами Малого собора расположен греческий некрополь монастыря второй половины XVIII — первой половины XIX века.
Кроме того, в обители похоронены около 90 участников Отечественной войны 1812 года, 11 декабристов, участники Крымской (1853–1856 годы), Русско-турецкой (1877–1878 годы) и Первой мировой (1914–1918 годы) войн.
На территории некрополя похоронены бабушка, дядя и тетки А.С. Пушкина, а также родственники А.С. Грибоедова, И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого.
Некоторые надгробия выполнены выдающимися скульпторами И.П. Витали, Ф.Г. Гордеевым, В.И. Демут-Малиновским, Г.Т. Замараевым, И.П. Мартосом.
Восстановление и сохранение памятников архитектуры — одно из важных направлений работы столичного Департамента культурного наследия. За последние восемь лет в городе отреставрировали более 1200 памятников архитектуры.
Донской монастырь — историческая сокровищница
Паломники обычно ставят его в самый конец списка обязательных для посещения святынь Москвы. Он не популярен у приезжих, не бросается в глаза из окна поезда или автобуса, не красуется на сувенирных открытках. Но тот, кто все-таки решит заглянуть сюда, будет вознагражден. Спрятанный в стороне от проторенных туристических маршрутов, этот монастырь таит в себе удивительные сокровища и готов открыть их каждому, кто, свернув с шумного Ленинского проспекта, углубится в тихие дворы.
Большой собор Донской иконы Божией Матери. Мало кто знает, что под лестницей собора находится еще один, Сретенский, храм — усыпальница грузинских князей. Со временем здесь планируется открыть музей истории монастыря.
Две иконы
«У нас есть подземный ход, который ведет из Донского монастыря прямо в Кремль. Правда, показать его вам мы не можем, так как еще не нашли, где у него вход», — рассказывает экскурсовод монастырского паломнического центра.
Озадаченные паломники переглядываются — неужели правда? Действительно, история обители так богата разнообразными событиями, что — очень может быть — и подземный ход найдется.
Донской монастырь был основан в 1591 году на том месте, где стояли русские стрельцы, готовившиеся к сражению с крымским ханом Казы-Гиреем. Перед самым сражением крымский хан неожиданно сбежал с поля боя — столь чудесное избавление от врагов объяснили заступничеством Пресвятой Богородицы, так как в стрелецком стане находилась чудотворная Донская икона Божией Матери. На месте шатра, где пребывала икона, в 1593 году и был построен Малый Донской собор. Сто лет спустя рядом появился второй Донской собор, так называемый Большой (кстати, Донской монастырь — одна из тех редких обителей, где действуют два одноименных храма). Вокруг монастыря возвели кирпичную стену с двенадцатью башнями, а над западными воротами по проекту Андреа Трезини — автора собора Петропавловской крепости — была построена колокольня. Основным входом в монастырь тогда служили северные ворота, выходящие в сторону Кремля, которые венчает Тихвинская церковь. Весь архитектурный ансамбль монастыря сохранился.
Донской монастырь в своих воспоминаниях описывает Иван Шмелев. Каждый год на праздник Донской иконы (1 сентября) из Благовещенского собора Кремля в монастырь чудотворную икону приносили на руках. Сотни хоругвеносцев, представители всех столичных церквей, сопровождали святыню. Крестный ход встречала вся Москва, улицы по пути следования иконы украшали цветами.
Как получилось, что Донская икона хранилась в Кремле, если в самом монастыре — два собора, построенных в ее честь? Дело в том, что чудотворных Донских икон — две. Одна, так называемая Кремлевская, написанная Феофаном Греком в XIV веке, по преданию, была передана донскими казаками московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой. Хоругвь с изображением этой иконы и находилась в стане стрельцов в том месте, где теперь построен монастырь. Вторая икона, тоже ставшая впоследствии чудотворной, была написана в XVI веке по заказу Бориса Годунова специально для Донского монастыря и с тех пор находится в нем постоянно. На праздник в монастырь приносили икону письма Феофана Грека — так что в этот день в Донском одновременно пребывали обе иконы. Эта традиция сохранилась и в наше время, только теперь святыню доставляют из Третьяковской галереи, а не из Кремля, и не крестным ходом, а на специальной бронированной машине.
Но не только героические страницы истории Москвы связаны с монастырем. Его стены помнят и весьма трагические события. В сентябре 1771 года в Москве вспыхнула чума. Напуганные мором жители города повалили к Боголюбской иконе над Варваровскими воротами в Китай-городе. Архиепископ Московский и Калужский Амвросий, боясь, что скопление народа будет способствовать распространению эпидемии, попытался этому воспрепятствовать. Но народ взбунтовался. Многотысячная толпа взяла приступом Донской монастырь, где на хорах Большого собора прятался архиепископ. Владыку выволокли во двор. Он пробовал утихомирить людей. Но кто-то закричал: «Чего глядите вы на него? Разве не знаете, что он колдун и нас морочит?» Бедного старца ударили колом по голове. На месте гибели архиепископа позже был воздвигнут каменный крест, сейчас он находится под лестницей Большого собора.
Некрополь
«Все большие московские кладбища (Ваганьково, Новодевичье, Миусское и другие) — чумные, они появились на окраинах во время эпидемии чумы, когда было запрещено хоронить в центре города. Донской же некрополь появился значительно раньше — его уникальность сравнима разве что с некрополем Александро-Невской лавры, — рассказывает Татьяна Бажутина, искусствовед, руководитель научного отдела монастыря. — Уже в «Истории» Карамзина Донской монастырь упоминается как главное кладбище высшего русского дворянства и богатого купечества».
Такой живописный вид на некрополь открывается с монастырских стен. Впрочем, полюбоваться им может далеко не каждый. Проход на стены пока закрыт. Сейчас в Донском действует паломнический центр, организуются экскурсии по территории монастыря. В скором времени в экскурсионный маршрут планируется включить и прогулки по монастырским стенам.
Исключительна и коллекция надгробных памятников, рисовать которые так любят молодые художники. «Сен-Жерменское предместье мертвой Москвы» — так называли Донское кладбище в прошлом веке. Здесь покоятся обитатели старого Арбата, Пречистенки, Поварской. В Донском похоронены историк В. О. Ключевский, ректор Московского университета С. Н. Трубецкой, архитектор О. Бове, философ П. Я. Чаадаев, писатели А. П. Сумароков и М. М. Херасков. Многочисленные Голицыны, родственники и друзья А. С. Пушкина. Здесь же была захоронена богатая помещица Дарья Салтыкова (Салтычиха), умершая в заточении в Ивановском монастыре. В 1930-е годы с Даниловского кладбища сюда перенесли могилу художника В. Г. Перова, а в 2005 году в Донском монастыре перезахоронили генералов А. И. Деникина и В. О. Каппеля.
На старых могилах интересно читать слова эпитафий, например такие:
«Покоится здесь юноша раб Божий Николай.
От мира и забот его призвал Бог в рай».
Есть даже одна мстительная эпитафия, украшающая надгробье княжны Шаховской:
«Скончалась от операции доктора Снигирева»…
На стене одного из фамильных склепов за Большим собором выложена мозаичная икона святителя Николая — во времена гонений на Церковь она оставалась практически единственной святыней в округе. В Великую Отечественную войну к этой иконе с молитвами тянулись матери и жены ушедших на фронт. С тех самых пор и до сегодняшнего дня икона источает благоухание.
Скульптуры со взорванного храма Христа Спасителя
В 2001 году в Донском монастыре скончался и был похоронен протопресвитер Александр Киселев, клирик РПЦЗ, который много сделал для объединения Церквей. В то время когда отец Александр служил настоятелем в Таллинской Николаевской церкви в Эстонии, будущий Святейший Патриарх Алексий II был у него алтарником.
Донской монастырь иногда называют еще и «архитектурным кладбищем». С 1934 года в монастыре находился Музей архитектуры им. Щусева, сюда свозили фрагменты уничтоженных памятников старины. В восточной стене монастыря помещены горельефы храма Христа Спасителя работы скульптора А. В. Логановского, в северной — наличники Сухаревой башни и церкви Успения Божией Матери на Покровке. В 1936 году в Донской монастырь привезли разобранные Триумфальные ворота, стоявшие на площади Брестского (Белорусского) вокзала. Но через тридцать лет их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте.
В советское время в Донской свозили обломки старинных надгробий с других кладбищ Москвы. Сейчас они разобраны и выставлены вдоль аллеи, ведущей к Малому собору
Святой узник
В 1918 году монастырь был официально закрыт, но монастырская жизнь в нем теплилась еще несколько лет, хотя на территории уже проводились антирелигиозные выставки и был открыт антирелигиозный музей.
В здании бывшей караульни, которая примыкает к северным вратам монастыря, с 1922 года содержался под стражей святитель Тихон, патриарх Московский. Почти до самой своей смерти он прожил в двух тесных кельях под постоянным присмотром комсомольцев. Выходя на монастырскую стену, святитель мог общаться с паствой, стоявшей внизу, через решетку ограды. На жизнь святителя неоднократно покушались. Во время одной из таких попыток, в 1924 году, был убит Яков Полозов, келейник Патриарха. Когда убийцы поднялись на стену, Яков вышел им навстречу и, приняв три пули, защитил патриарха ценой своей жизни. Святитель настоял на том, чтобы Полозова похоронили на территории монастыря. Его могила сейчас находится у южной стены Малого Донского собора.
Святитель Тихон скончался через полгода после этих событий, 7 апреля 1925 года, в больнице на Остоженке. Его последние слова:
Патриарха-исповедника хоронила в Донском монастыре вся православная Москва. Но за 70 лет гонений место его захоронения было утеряно. Только через несколько лет после прославления святителя, в 1989 году, его нетленные мощи были обретены чудесным образом — захоронение обнаружили случайно во время ремонтных работ после пожара в Малом соборе. Сейчас рака с мощами святителя Тихона находится в Большом соборе, слева от Царских врат.
В домике, где жил святой патриарх, в его келье, планируется создание дома-музея. Уже сейчас в нем хранятся оставшееся нетленным облачение, в котором он был похоронен, фотографии, документы, личные вещи.
Монастырь в городе
Донской монастырь немало повидал на своем веку. Его грабили и разоряли и в Смутное время, и в Отечественную войну 1812 года, и после революции. В 1927 году на территории монастыря, в храме Преподобных Серафима Саровского и Анны Кашинской был открыт первый советский крематорий.
В советское время вся территория Донского монастыря была открыта, в стенах и башнях жили люди, в храмах размещались государственные учреждения. Монастырский сад и некрополь облюбовала для прогулок московская интеллигенция. Те, кто вырос здесь, вспоминают, как играли в прятки среди монастырских развалин, как прибегали после уроков и смотрели в щелку двери на иконостас XVIII века в Большом соборе или прогуливали уроки на кладбище, а потом грелись в Малом соборе, где с 1949 года возобновились богослужения.
В ризнице монастыря
В начале ноября 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции патриарха. Однако через несколько дней генсек умер, документы затерялись, а в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь. Про Донской забыли. Фактическая его передача Церкви состоялась только в 1990-е годы. С тех пор здесь — мужской монастырь.
«Монашеский образ жизни подразумевает уход в пустыню, уединение от суеты мира, — говорит владыка Кирилл (Покровский), епископ Павлово-Посадский, нынешний наместник монастыря. — Донской монастырь, когда-то построенный в глуши и тишине, теперь оказался в самом центре Москвы. Но и в таких условиях монашеская жизнь возможна, и в таких «городских» монастырях было взращено немало святых, совершено немало духовных подвигов. Здесь тоже можно спасаться, и многие спасаются. У нас своя миссия — служение приходящим в монастырь людям: социальное, образовательное, миссионерское».
Сейчас в монастыре существует большой просветительский центр для молодежи, открытая библиотека, большой книжный магазина, музеи.
До недавнего времени гостей монастыря на центральной аллее встречала колонна танков. У многих это вызывало недоумение.
«Во время Великой Отечественной войны православные люди собрали 8 миллионов рублей, и на эти деньги была построена танковая колонна им. Дмитрия Донского. Бывшее руководство решило установить эту технику на территории монастыря. Сейчас мы передвинули танки в сторону, к стене. Центральная аллея должна вести человека к храму, настраивать на молитвенный лад. Хорошо, если люди с экскурсией будут подходить к этим танкам, узнают о подвиге тех, кто на них сражался, но пусть это будет после посещения храма, а не до», — говорит владыка Кирилл (Покровский).
Военная техника сегодня перемещена с центральной аллеи к западной стене. Пройти туда можно только в сопровождении экскурсовода.
В 2010 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла наместник Донского монастыря был назначен председателем Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, так что можно ожидать, что в скором времени Донской станет и духовным центром казачества. Планируются семинары и встречи для казаков. Возможно, в монастыре даже будет проходить парадный казачий расчет.
«Но в то же время у монахов есть и своя жизнь, куда нет доступа посторонним, — продолжает владыка. — А утром и вечером, когда весь монастырь закрыт, мы можем гулять по территории, молиться в тишине. Все-таки главное наше делание — это усердная молитва».
Фото превью: donskoi.org
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.