античный миф ночь луна заря и солнце главные герои
Боги Олимпа. Ночь, Луна, Заря и Солнце
. Медленно-медленно. – тихо. – без звука
Ночи богиня идёт к колеснице.
. Тихо, неспешно летит в небе Нюкта.
. Вот незаметно край неба светлеет:
лёгкое зарево брезжит с востока.
С каждой минутой край неба светлее:
это восходит, – всегда одинока, –
на небо в длинной и белой одежде
вечнопечальная ликом Селена:
всё заливая сиянием нежным,
льёт она свет свой на спящую землю.
. Мягко, величественно и спокойно
правит богиня Луны колесницей:
два круторогих быка ей покорны.
Всё под лучами её серебрится.
Так на быках свод небесный объехав,
спустится в грот горы ЛАтма богиня,
где, погружённый в дремоту навеки,
ЭндимиОн* спит. Прекрасный. Любимый.
Нежно склоняется к Эндимиону
и о любви ему шепчет богиня.
Нет, он не слышит: ни слова, ни стона.
Нет: никогда не обнимет любимый!
Нет: никогда на любовь не ответит.
Вот почему так печальна Селена.
Вот потому так печально и светит, –
и от любви так светла неизменно.
Всё ближе утро. Селена спустилась
в грот горы Латма к Эндимиону.
Вот уж давно в глубине его скрылась:
нет серебра её на небосклоне.
Бог лучезарный в златой колеснице
Гелиос-Солнце – в ворота въезжает:
правит он твёрдо своею десницей:
кони крылатые круто взлетают.
Пламенем пышут и рвутся вверх кони:
так горячи, норовисты, игривы!
Равных им нет: их никто не догонит!
Вьются от бега их длинные гривы.
Вот озарило вершины гор снежных
яркого солнца косыми лучами, –
вот и не видно вершин уже прежних:
все они будто залиты огнями!
Звёзды бегут с небосклона и меркнут,
быстро скрываясь во тьме лона ночи.
Солнце так ярко, что можно ослепнуть,
прямо взглянув лучезарному в очи!
Выше и выше бог-Солнце взлетает
в длинной, сверкающей златом одежде;
и лучезарным венцом он сверкает,
смертным даруя тепло, свет, надежду.
Вот на священных волнах Океана, –
мерно качаясь, блестя позолотой, –
ждёт бога-Солнце паром-переправа:
бога Гефеста* искусной работы.
. И на пароме в своей колеснице
Солнце плывёт на восток, – возвращаясь:
чтобы опять взойти утром; чтоб птицы
радостно пели, с лучом просыпаясь.
. Спит! лучезарный в своём светлом доме:
спит во дворце – золотом и чудесном.
Смирно пасутся в лугах его кони.
Завтра он снова взойдет. В прежнем блеске!
Э н д и м и О н — считался иногда сыном царя Карии, Эфлия, иногда сыном Зевса.
Возможно, что Эндимион — древний Карийский бог сна.
Кария — область на юго-западе Малой Азии, на побережье
Средиземного моря.
Г е ф Е с т (у римлян Вулкан) — первоначально бог огня; с развитием ремёсел,
и особенно кузнечного ремесла, становится богом-покровителем
металлургии того времени. Особенно чтили Гефеста в Афинах,
где ремёсла достигли наибольшего в Греции развития.
Читательский дневник
Материалы для читательского дневника. Тема «Античные мифы».
Просмотр содержимого документа
«Читательский дневник»
Античный миф «Миф Ночь, луна, заря и солнце»
Совершив свой дневной путь, бог солнца спускается к водам Океана, где находится его дворец. На следующее утро все повторяется снова.
Сказка «Лиса и журавль»
Лиса с журавлём подружились.
2. Званый пир у лисы.
3. Пир у журавля.
4. Дружбе конец.
Основная мысль сказки: как ты относишься, так и к тебе относиться будут.
Покумиться – стать кумовьями на крестинах. В быту кровные родители называли крестных родителей кумовьями – кумом и кумой. Духовным родством оказывались связаны и крестные родители (Цит. по: Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. – Л., 1983. – С. 27).
Стряпать – готовить еду.
Потчевать – угощать. В литературном языке формы настоящего времени этого глагола образуются от основы nomчyj- (потчую, потчует). Форма потчевает – диалектная или просторечная, она характеризует речь сказителя.
Окрошка – похлебка из кваса, в который крошатся овощи, заправляется сметаной.
I.Экспозиция –Подружились лиса и журавль (покумилась) Вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости.
II.Завязка — Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!
Зеркальная композиция сюжета:
III. Основное действие и кульминация.
1 часть:1. Развитие действия (Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:
— Покушай, голубчик куманек, — сама стряпала. Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал — ничего не попадает!)
2. Кульминация (А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела. Кашу съела и говорит:
— Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.)
3.Развязка (Журавль ей отвечает:
— Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.)
2 часть: 1.развитие действия (На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
— Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать)
Кульминация (Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет его, и понюхает-то, — никак достать не может: не лезет голова в кувшин. А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.)
Развязка — Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем. Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла — не солоно хлебала.
IV.Развязка всей сказки: Как аукнулось, так и откликнулось! С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
Античный миф ночь луна заря и солнце главные герои
Николай Альбертович Кун (1877–1940) –
русский историк, писатель, педагог, знаменитый исследователь античности, автор многочисленных научных и научно-популярных работ, наибольшей известностью из которых пользуется книга «Легенды и мифы Древней Греции» (1922), выдержавшей множество изданий на языках народов бывшего СССР и основных европейских языках.
Именно Н.А. Кун сделал мир богов и героев знакомым и близким нам. Он первым постарался упростить, изложить своим языком греческие мифы и приложил немало усилий, чтобы как можно больше самых разных людей познакомились с этим важным аспектом греческой культуры.
Для каждого поколения читающих людей существуют некие «знаковые книги», символы нормального детства и естественного вхождения в мир духовной культуры. Думаю, что не ошибусь, если назову для России XX в. одним из таких изданий книгу Н.А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции». Какое-то невероятное обаяние исходило для всех, кто начинал ее читать, от повествований о деяниях древних греков, от сказочного мира олимпийских богов и греческих героев. Дети и подростки, которым посчастливилось своевременно открыть для себя и полюбить эту книгу, не задумывались о том, что через мифы они приникают к миру одной из наиболее ярких страниц «детства человечества», по крайней мере – европейского.
Замечательное прозрение профессора Н.А. Куна состояло в том, что его пересказ древнегреческой мифологии позволял и позволяет детям приобщиться к истокам немеркнущей античной культуры через фантастические образы мифов и сказаний о героях, воспринимаемые детским сознанием в качестве волшебной сказки.
Так получилось, что Южное Средиземноморье и в первую очередь – остров Крит, Греция и острова Эгейского моря стали местом очень раннего расцвета цивилизации, зародившейся на рубеже III–II тыс. до н. э., то есть примерно четыре тысячи лет назад, и достигшей в зените того, что можно смело назвать совершенством.
Известный швейцарский историк культуры А. Боннар дал, например, такую оценку «золотому веку греческой культуры» (V в. до н. э.): «Греческая цивилизация в ее полуденную пору – это именно крик радости, исторгнутый из нутра человеческого рода, производящего на свет гениальные творения». Достигшие очень многого в самых разных областях жизни – мореплавании и торговле, медицине и философии, математике и архитектуре, – древние греки были абсолютно неподражаемы и непревзойденны в области литературного и изобразительного творчества, которое выросло именно на культурной почве мифологии.
Среди многих поколений людей, читающих в течение уже почти столетия книгу Н.А. Куна, совсем немного тех, кому известно что-то о ее авторе. Лично мне в детстве запомнилось только таинственно звучащее слово «Кун». За этим необычным именем в моем сознании, как и в сознании абсолютного большинства читателей, отнюдь не возникал реальный образ Николая Альбертовича Куна, прекрасного ученого, великолепного знатока античности с «дореволюционным образованием» и непростой судьбой в бурном XX веке.
Читатели книги, которую предваряет это введение, имеют возможность представить облик автора «Легенд и мифов Древней Греции». Краткий рассказ о его имени, который я предлагаю читателям, основан на материалах нескольких предисловий, написанных разными авторами к прежним изданиям книги Н.А. Куна, а также на документах, любезно предоставленных мне его родными.
Н.А. Кун родился 21 мая 1877 г. в дворянской семье. Его отец, Альберт Францевич Кун, не ограничивался делами и заботами собственного поместья. В среде его потомков сохранилась молва, что он организовал некое товарищество, которое содействовало внедрению использования электричества в российских театрах. Мать Николая Альбертовича, Антонина Николаевна, урожденная Игнатьева, происходила из графской семьи и была пианисткой, учившейся у А.Г. Рубинштейна и П.И. Чайковского. Концертной деятельностью она не занималась по состоянию здоровья.
В 1903 г. Николай Альбертович Кун закончил историко-филологический факультет Московского государственного университета. Уже в студенческие годы Николай Альбертович проявил тяготение к изучению античности и незаурядные познания в истории Древней Греции. Будучи студентом, в 1901 г. он выступил с сообщением об олигархии четырехсот в Афинах в 411 г. до н. э. Судя по сохранившимся газетным вырезкам, это выступление было связано с достаточно важным для университета событием – открытием Историко-филологического студенческого общества. Как сообщали газеты, заседание происходило «в большой аудитории нового здания Московского университета». Почетным председателем исторической секции Общества был единогласно избран профессор В.О. Ключевский, «должность же председателя секции будет считаться вакантною до приезда из-за границы профессора П.Г. Виноградова, которому и будет предложено занять эту должность по единогласному желанию членов общества».
Как видим, студенты Московского университета, увлеченные историей, твердо связали свою научную деятельность с именами корифеев тогдашней российской исторической науки. Именно таковыми были Василий Осипович Ключевский и Павел Гаврилович Виноградов. Показательно, что деятельность студенческого научного Общества по секции истории открывалась докладом студента IV курса Н.А. Куна. В семье Николая Альбертовича сохранились тезисы этого научного труда. Написанные образцовым почерком интеллигентного человека начала XX века, они начинаются с характеристики источников. Автор пишет о Фукидиде и Аристотеле, воспроизводя название труда Аристотеля «Афинская полития» на древнегреческом языке. Затем следуют одиннадцать тезисов, в которых анализируется событие, – олигархический переворот в Афинах в 411 г. до н. э. Содержание тезисов свидетельствует о прекрасном знании античной истории студентом Н.А. Куном.
В семье профессора Куна сохранилась составленная и подписанная им подробная анкета с детальным описанием своей научной деятельности. В первом пункте этого интереснейшего документа Николай Альбертович сообщил, что он получил за эту студенческую научную работу премию им. Садиковой, «обыкновенно выдававшуюся приват-доцентам». Среди университетских учителей Н.А. Куна были такие выдающиеся историки, как В.О. Ключевский и В.И. Герье, более известный как специалист по истории нового времени, он занимался также и античной историей. С блестящим лингвистом академиком Ф.Е. Коршем Николай Альбертович поддерживал добрые отношения и после ухода Корша в 1900 г. с кафедры классической филологии Московского университета.
Казалось, ко времени окончания в 1903 г. университета перед талантливым юношей была открыта прямая дорога в большую науку. Однако его путь к занятиям любимой античностью оказался достаточно долгим и витиеватым.
Выпускник Московского университета Н.А. Кун был представлен факультетом к оставлению при университете, что давало прекрасные возможности для академической карьеры. Однако это предложение не было утверждено попечителем Московского учебного округа, видимо, по причине какого-то участия Н.А. Куна в студенческих волнениях рубежа веков. Путь в академическую науку оказался для него закрытым фактически навсегда. Николаю Альбертовичу предстояло немало проявить себя в других областях: на ниве преподавания, просвещения, организации образовательных учреждений и главное – популяризации научных знаний, прежде всего – в области античной культуры.
В 1903–1905 гг. Н.А. Кун преподавал в Твери в женской учительской школе Максимовича. Сохранилась старинная открытка начала XX в. с фотографией здания этой тверской школы и надписью на обороте, сделанной Н.А. Куном: «В этой школе я начал работу преподавателя в 1903 г. В ней прочел и первую лекцию по истории Древней Греции для учителей в 1904 г.». Опять Древняя Греция, образ которой, как видим, не ушел из сознания ее знатока и поклонника.