антикоррупционное обучение работников бюджетного учреждения

Противодействие коррупции в учреждении: 7 советов по организации и оформлению работы

антикоррупционное обучение работников бюджетного учреждения. Смотреть фото антикоррупционное обучение работников бюджетного учреждения. Смотреть картинку антикоррупционное обучение работников бюджетного учреждения. Картинка про антикоррупционное обучение работников бюджетного учреждения. Фото антикоррупционное обучение работников бюджетного учреждения

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

специально для ГАРАНТ.РУ

Противодействие коррупции – это деятельность не только органов власти всех уровней, но и организаций всех форм собственности в пределах их полномочий (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ).

Под термином «коррупция» понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица (п. 1 ст. 1 Закона № 273-ФЗ).

Согласно п. 1, п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», проверкой исполнения законодательства о коррупции занимается прокуратура. Чтобы избежать возможных претензий проверяющих, мы приготовили для вас несколько советов.

Совет 1. Определите подразделение или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений.

Для более качественного выполнения антикоррупционной работы рекомендуем привлекать специалистов, обладающих соответствующими знаниями и опытом.

При распределении функций внутри учреждения важно определить целесообразность назначения отдельных лиц или подразделений, ответственными за антикоррупционную работу. В то же время, если ресурсы учреждения не позволяют создать отдельное подразделение, следует распределить функции по предупреждению коррупции между работниками одного или нескольких подразделений, например, в виде создания комиссии.

Организуйте профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку специалистов, в должностные обязанности которых входит профилактика коррупционных правонарушений.

Примерные перечни основных вопросов, рекомендуемых к освоению в рамках дополнительных профессиональных программ антикоррупционной тематики и подготовленные Минтрудом России, размещены на официальном сайте по адресу: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/017.

Совет 2. Составьте план противодействия коррупции.

Определите мероприятия, ожидаемые результаты, сроки и конкретные даты в которые должны быть приняты локальные акты в учреждении, а также исполнены мероприятия. В план также целесообразно включить сроки сдачи справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Совет 3. Проведите оценку коррупционных рисков и составьте карту коррупционных рисков.

Грамотно составленная карта коррупционных рисков поможет построить эффективную (адресную) систему мер противодействия коррупции, при этом позволив сэкономить ресурсы учреждения исключив избыточные меры из его антикоррупционной политики.

Понимание того, какие коррупционные правонарушения могут быть совершены работниками учреждения, является важнейшим этапом построения системы мер по противодействию коррупции в учреждении.

Рекомендуем ознакомиться с:

Совет 4. Разработайте антикоррупционную политику.

Разработчиком антикоррупционной политики учреждения может выступать работник или структурное подразделение учреждения, на которых возложены функции по предупреждению коррупции. Крупным и средним учреждениям, располагающим достаточными финансовыми ресурсами, к разработке и последующей реализации соответствующей антикоррупционной политики могут привлекаться внешние эксперты (Информация Минтруда России от 18 сентября 2019 г. «Меры по предупреждению коррупции в организациях»).

Совет 5. Примите антикоррупционные стандарты, кодексы, положения и т.п.

Они могут быть разработаны отдельно или быть приложениями к учетной политике. Основной вопрос, который должен быть ими урегулирован, – это конфликт интересов, а именно:

При разработке положения о конфликте интересов, следует учитывать специальные требования законодательства в вашей сфере деятельности (смотрите, например, ст. 75 Федерального закона от 21 ноября 2012 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п. 33 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 30 декабря 2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и т.д.).

Вместе с тем, важным инструментом предупреждения коррупции в учреждении является установление для работников стандартов и кодексов поведения, корыте могут установить определенные правила, например:

Совет 6. Организуйте обучение и информирование работников по вопросам противодействия коррупции.

Незнание работниками антикоррупционного законодательства и локальных актов учреждения, может обернуться для учреждения крупными штрафами. Поэтому важно не только принять антикоррупционную политику и другие локальные акты в учреждении, но и обеспечить ознакомление работников с ними, в том числе, с использованием сайта учреждения в Интернете.

Обучающие мероприятия по вопросам профилактики и противодействия коррупции можно проводить в любых доступных формах: семинары, тренинги, лекции, совещания, методические рекомендации, памятки, консультирование по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур.

Консультирование по вопросам противодействия коррупции целесообразно осуществлять индивидуально и конфиденциально должностным лицом, ответственным за противодействие коррупции.

Совет 7. Проверяйте контрагентов.

Негативные последствия могут быть вызваны коррупционными рисками вне учреждения, поэтому важным аспектом антикоррупционной деятельности является проверка контрагентов, с которыми взаимодействует учреждение (смотрите примерную форму положения об обязательной проверке контрагентов, подготовленную экспертами компании «Гарант»).

Для этого учреждение может использовать информацию, размещенную в открытом доступе (Примерный перечень таких ресурсов размещен на официальном сайте Минтруда России в сети «Интернет» по ссылке: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/015), а также информацию, размещенную на сайте самого контрагента.

Профессиональный сервис «Экспресс Проверка» в составе информационно-правового обеспечения ГАРАНТ также позволит решить задачу проверки контрагента.

8. Наладьте взаимодействие между подразделениями (должностными лицами) осуществляющими внутренний контроль в учреждении и подразделениями (должностными лицами) ответственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений.

Часть мер по противодействию коррупции может осуществляться в рамках процедур внутреннего контроля и наоборот, поэтому взаимодействие данных служб поможет более оптимально использовать ресурсы учреждения.

Источник

Антикоррупционное обучение работников бюджетного учреждения

Антикоррупционный центр проводит образовательные мероприятия по вопросам противодействия коррупции:

1. Организация работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений в субъектах Российской Федерации

Для сотрудников органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений. В рамках программы обсуждаются содержание антикоррупционного законодательства и особенности его применения на региональном уровне.

Формат: очно-заочный, с применением дистанционных образовательных технологий

Срок обучения: 24 ак. часа. (10 раб. дней)

Программа реализуется в дистанционном формате и представляет собой цикл видеолекций известных российских экспертов по вопросам противодействия коррупции. Завершающим элементом программы станет вебинар, в ходе которого участники смогут задать вопросы лекторам, а также приглашенным представителям государственных органов, отвечающих за выработку, надзор за исполнением и методическое обеспечение реализации антикоррупционной политики.

Документ об образовании:

Удостоверение о повышении квалификации.

20 000 руб. (за одного слушателя).

2. Основы противодействия коррупции на муниципальной службе

Для муниципальных служащих, обязанных представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также лиц, впервые поступивших на муниципальную службу.

Срок обучения: 18 ак. часов (10 раб. дней)

Документ об образовании:

Удостоверение о повышении квалификации.

3. Антикоррупционные ограничения, запреты и обязанности на государственной службе

Для государственных служащих, на которых распространяется обязанность представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Срок обучения: 18 ак. часов

Документ об образовании:

Удостоверение о повышении квалификации.

3 982 руб. за одного слушателя

4. Соблюдение работниками организаций ограничений и запретов, исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции

Для лиц, впервые принятых на работу на отдельные должности в организации, подведомственные федеральным государственным органам, и лиц, предоставляющих сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Обучение организовано в 2 потока, 18 ак. часов (10 раб. дней):

Документ об образовании:

Удостоверение о повышении квалификации.

ВЕБИНАРЫ:

Вебинар – очное обучение, с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ)

Продолжительность каждого модуля:

8 ак. час. (каждый семинар)

Документ об образовании:

При участии в двух и более вебинарах выдается удостоверение НИУ ВШЭ о повышении квалификации по программе «Практические аспекты противодействия коррупции».

Стоимость участия в одном вебинаре составляет 20 000 рублей. Предусмотрена система скидок в зависимости от количества слушателей от одной компании и количества вебинаров, в которых участвует слушатель.

По вопросам записи на вебинары и получения дополнительной информации просим обращаться к заместителю директора Антикоррупционного центра НИУ ВШЭ Анне Петровне Шегельман (тел. 8 (495) 772-95-90 доб. 15441, 8 (915) 080-29-25, ashegelman@hse.ru).

1. Декларирование доходов, расходов, имущества и обязательств имущественного характера: новеллы законодательства и методического обеспечения, правоприменительная и судебная практика.

Вебинар посвящен детальному обсуждению регулирования и правоприменительной практики в сфере представления сведений о доходах и имуществе, а также контроля за расходами.

Особое внимание будет уделено вопросам судебного обжалования дисциплинарных взысканий за непредставление или представление недостоверных и (или) неполных сведений о доходах и имуществе, а также судебной практике по делам об изъятии в доход государства имущества, в отношении которого не представлены доказательства его приобретения на законные доходы.

· новеллы Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2021 году (за отчетный 2020 год);

· ошибки и нарушения, совершаемые служащими (работниками) при заполнении формы справки;

· типовые и (или) заслуживающие особого внимания случаи обжалования служащими (работниками) дисциплинарных взысканий за нарушение порядка представления сведений о доходах и имуществе;

· позицию органов прокуратуры и судов по вопросам изъятия в доход государства имущества, в отношении которого не представлены доказательства его приобретения на законные доходы, в том числе особенности, которые полезно учитывать подразделениям по профилактике коррупционных правонарушений при проведении контроля за расходами;

· перспективы развития антикоррупционного декларирования и контроля за расходами в свете принятия Национального плана противодействия коррупции на 2021-2023 годы.

Основой для проведения вебинара послужит уникальная база судебной практики по делам о коррупционных правонарушениях в 2019-2021 годах, сформированная Антикоррупционным центром НИУ ВШЭ.

Участникам предоставляются раздаточные материалы, включающие, в числе прочего все использовавшиеся в ходе семинара презентации, а также предоставляется возможность задать вопросы преподавателю в дистанционном формате в течение 5 рабочих дней после окончания вебинара.

Один из ведущих экспертов по вопросам противодействия коррупции. На протяжении более чем 20 лет активно вовлечен в образовательную, аналитическую, законопроектную деятельность. Имеет обширный опыт организации и проведения обучения по антикоррупционной тематике: длительное время руководил централизованным повышением квалификации сотрудников подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений федеральных государственных органов, организовывал систематическое обучение сотрудников антикоррупционных подразделений государственных корпораций и компаний с государственным участием. Член Экспертного совета при Управлении Президента РФ по вопросам противодействия коррупции, Экспертно-консультативного Совета при Председателе Счетной палаты РФ. Входит в состав постоянной российской делегации в Антикоррупционной группе G20, регулярно участвует в антикоррупционных треках иных международных форумов (ООН, АТЭС и т.д.).

2. Регулирование конфликта интересов и обеспечение соблюдения антикоррупционных ограничений и запретов: правоприменительная и судебная практика

Вебинар посвящен детальному обсуждению правоприменительной практики в сфере регулирования конфликта интересов, а также обеспечения соблюдения ключевых антикоррупционных ограничений и запретов (нахождение в непосредственной подчиненности / подконтрольности родственников, получение подарков, иная оплачиваемая деятельность, предпринимательская деятельность и участие в органах управления хозяйствующих субъектов, трудоустройство после увольнения со службы и т.д.).

Особое внимание будет уделено вопросам судебного обжалования дисциплинарных взысканий за несоблюдение антикоррупционных ограничений и запретов, требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов.

· типовые ситуации и интересные разновидности конфликта интересов, становившиеся предметом судебных разбирательств в 2020-2021 годах;

· подходы представителей нанимателя (работодателей) и судов к применению дисциплинарных взысканий за несоблюдение антикоррупционных ограничений и запретов, в том числе к интерпретации спорных ситуаций ;

· случаи обжалования органами прокуратуры решений представителя нанимателя (работодателя) ;

· наиболее распространенные основания отмены судами дисциплинарных взысканий;

· случаи применения дисциплинарных взысканий к работникам, на которых законом прямо не возложена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

Основой для проведения вебинара послужит уникальная база судебной практики по делам о коррупционных правонарушениях в 2019-2021 годах, сформированная Антикоррупционным центром НИУ ВШЭ.

3. Оценка коррупционных рисков: возможные подходы и существующая практика

Управление рисками является неотъемлемой частью эффективной антикоррупционной политики любой организации независимо от ее организационно-правовой формы и принадлежности к государственному или частному сектору экономики. В рамках вебинара мы проанализируем современную российскую и международную практику оценки коррупционных рисков, раскроем ряд перспективных для данной темы методик риск-менеджмента, ознакомимся с программными продуктами и интеллектуальными системами, способными автоматизировать процедуры оценки коррупционных рисков, что особенно актуально в условиях удаленной работы, а также проверим полученные на семинаре знания в ходе обсуждения практических кейсов.

· подходы к определению количественных и качественных характеристик коррупционных рисков ;

· взаимосвязь антикоррупционного риск-менеджмента с традиционными подходами в сферах управления рисками, внутреннего аудита и корпоративной безопасности ;

· этапы оценки коррупционных рисков и методологию их процессов;

· стандарты ИСО как основу предупреждения коррупционных рисков в организации ;

· существующие модели и программное обеспечение риск-менеджмента в части их применения в сфере противодействия коррупции ;

· способы оценки влияние экономических и социальных условий на формирование коррупционных рисков в организации ;

· модели конкретных процессов в деятельности организации и оценку их рисков ;

· практические кейсы составления карт и реестров коррупционных рисков ;

· практику формирования сценариев реагирования на риски.


Кому рекомендован семинар:

· о тветственным за профилактику коррупции органов власти и корпораций,

· р аботникам подразделений кадров органов власти / HR-подразделений корпораций,

· с пециалистам по безопасности,

· р иск-менеджерам и внутренним контролерам (аудиторам),

· р аботникам юридических служб органов власти и корпораций,

· с пециалистам по корпоративному управлению,

4. Комплаенс в сфере противодействия отмывания доходов и финансирования терроризма

Вебинар построен на основе анализа передового опыта российских и иностранных кредитных организаций, некредитных организаций и компаний по внедрению внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и антикоррупционного комплаенса.

В ходе вебинара будет представлен подробный сравнительный анализ основных элементов внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и антикоррупционного комплаенса. Участники ознакомятся с методами из сферы ПОД/ФТ, которые могут быть использованы при построении системы антикоррупционного комплаенса, и ролью антикоррупционного комплаенса в обеспечении эффективности системы ПОД/ФТ.

Большое внимание будет уделено типологиям отмывания денег, финансирования терроризма и коррупционных преступлений, обсуждению расследований в отношении банков и компаний, пробелов и недостатков в системе антикоррупционного комплаенса и ПОД/ФТ, которые повлекли за собой привлечение к различным видам ответственности.

Вебинар может быть полезен как для субъектов законодательства о ПОД/ФТ, так и для компаний, внедряющих антикоррупционный комплаенс.

· правовое регулирование внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и антикоррупционного комплаенса ;

· использование наработок в сфере ПОД/ФТ при внедрении антикоррупционного комплаенса ;

· организацию взаимодействия структурных подразделений и сотрудников ;

· дью дилидженс и риск менеджмент ;

· идентификацию и изучение бенефициарных владельцев ;

· выявление операций и сделок, связанных с коррупционными расчетами ;

· типичные нарушения, выявляемые надзорными и правоохранительными органами ;

· взаимодействие с надзорными и правоохранительными органами.

5. Корпоративная ответственность за коррупцию: правоприменительная и судебная практика по ст. 19.28 КоАП РФ

Вебинар посвящен рискам применения к организации мер административной ответственности за передачу, предложение или обещание от ее имени или в ее интересах незаконного вознаграждения должностным или иным лицам.

Особое внимание будет уделено детальному разбору конкретных судебных решений.

· состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ и определяющие характеристики применяемого в нашей стране стандарта корпоративной ответственности за коррупцию ;

· установленные законодательством и реально существующие особенности применения наказаний за соответствующее административное правонарушение, а также нормативные основания и практику освобождения от ответственности за его совершение ;

· особенности наложения ареста на имущество организации в целях обеспечения исполнения наказания, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ ;

· основные проблемные аспекты правоприменительной практики и позицию Верховного суда РФ, выраженную в утвержденном 08.07.2020 «Обзоре судебной практики рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.28 КоАП РФ ;

· возможные направления развития корпоративной ответственности за коррупционные правонарушения в свете принятия Национального плана противодействия коррупции на 2021-2023 годы.

Основой для проведения вебинара послужит подробная база судебной практики по применению ст. 19.28 КоАП РФ, сформированная Антикоррупционным центром НИУ ВШЭ.

6. Противодействие коррупции в закупках: практические аспекты выявления правонарушений и привлечения к ответственности

Вебинар посвящен организации деятельности антикоррупционых подразделений, служб безопасности, иных подразделений органов и организаций по выявлению и пресечению случаев реализации коррупционных схем в государственных и корпоративных закупках.

Вебинар имеет сугубо практическую направленность и ориентирован на специалистов, уже обладающих знаниями основных коррупционных практи в закупках.

· применяемые и возможные подходы к обеспечению участия антикоррупционных подразделений в закупочной деятельности органов и организаций ;

· конкретные индикаторы реализации коррупционных практик и методику их выявления в закупочной документации, информационных системах и электронных базах данных, иных документах заказчика и участника закупки ;

· подходы к использованию существующего и разработке дополнительного программного обеспечения, направленного на выявление коррупционных схем в закупках ;

· реальные возможности привлечения служащих (работников) заказчика и участника закупки к ответственности за реализацию коррупционных схем, с учетом актуальной судебной практики, и особенности взаимодействия с правоохранительными органами по соответствующим вопросам ;

· перспективы развития мер по противодействию коррупции в закупках в свете принятия Национального плана противодействия коррупции на 2021-2023 годы.

Вебинар основан на результатах исследований, проводившихся сотрудниками Антикоррупционного центра НИУ ВШЭ в 2018-2021 годах в интересах Счетной палаты РФ. До начала вебинара его участникам будут предоставлены материалы, на которых будет строиться дальнейшее обсуждение, в том числе описание основных коррупционных практик в закупках.

7. Антикоррупционный комплаенс: практические аспекты

В основе вебинара лежит анализ передового опыта российских и иностранных компаний в сфере внедрения, функционирования и мониторинга антикоррупционных комплаенс-программ, а также материалов антикоррупционных расследований в различных сферах бизнеса.

Мы подробно рассмотрим, практику построения системы антикоррупционного комплаенса, роль и взаимодействие различных структурных подразделений компаний, возникающие проблемы в реализации различных антикоррупционных политик и пути их решения.

Большое внимание будет уделено обсуждению нарушений российского и иностранного законодательства, пробелов и недостатков в системе антикоррупционного комплаенса, которые повлекли за собой привлечение компаний к ответственности. Рассматривая кейсы, мы постараемся ответить на вопрос, что пошло не так, и что могло сделать подразделение комплаенс для предотвращения возникших ситуаций.

· построение системы антикоррупционного комплаенса;

· организацию взаимодействия различных структурных подразделений и сотрудников;

· внедрение основных антикоррупционных политик;

· применение антикоррупционной оговорки к договорам;

· практику расследований коррупционных преступлений и правонарушений;

· проблемы и ошибки в построении системы антикоррупционного комплаенса;

· выявление коррупционных действий сотрудников и контрагентов, наносящих ущерб компании, и проведение
внутренних расследований/служебных проверок;

· взаимодействие с надзорными и правоохранительными органами.

8. Зарубежное антикоррупционное законодательство: введение

Вебинар призван проинформировать компании, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность и/или активно взаимодействующие с зарубежными партнерами, о рисках применения к ним законодательства экстратерриториального действия (в первую очередь, FCPA (США) и UKBA (Великобритания)).

Мы детально рассмотрим, какие практики идут вразрез с требованиями зарубежного антикоррупционного законодательства и с чем организация, ее руководство и работники рискую столкнуться, если в отношении них начато расследование по FCPA или UKBA.

· на каких основаниях FCPA и UKBA могут применяться к российским организациям и их работникам ;

· кто те люди, которые проводят расследования, чего они хотят добиться и какими приемами пользуются ;

· каких действий ждут от организации в ходе расследования и какую роль в его проведении играют юридически и консалтинговые компании ;

· чем обычно заканчиваются расследования и что грозит организациям и их работникам по закону и в реальности ;

· каковы вероятные дополнительные негативные последствия для организации, помимо предусмотренных законом санкций;

· может ли помочь организации внедрение системы антикоррупционного комплаенса и, если да, то чем.

Основой для проведения вебинара служит подготовленная Антикоррупционным центром НИУ ВШЭ уникальная база данных, при разработке который впервые в России были проанализированы все досудебные соглашения и судебные решения по FCPA за период 2008-2021 годов.

9. Обязанность внедрять меры по предупреждению коррупции: правоприменительная и судебная практика по ст.13.3 ФЗ «О противодействии коррупции» и перспективы антикоррупционного регулирования организаций

В ходе вебинара будут рассмотрены, с одной стороны, малообсуждаемая практика осуществления органами прокуратуры надзора за исполнением организациями обязанности принимать меры по предупреждению коррупции, в том числе соответствующие судебные решения, а с другой – существующие предложения по развитию ст. 13.3 и формированию более детализированных требований к организациям и их работникам в сфере противодействия коррупции.

· как органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением организациями требований статьи 13.3 ;

· в соответствии с какими критериями оценивается система мер противодействия коррупции в организации ;

· в каких случаях прокуроры обращаются в суд с иском об обязании разработать и принять меры противодействия коррупции и какие риски для организаций он влечет ;

· каковы вероятные направления развития антикоррупционного регулирования организаций: распространение антикоррупционных стандартов на более широкий круг работников, детализация требований к система антикоррупционного комплаенса, ограничение доступа к бюджетным средства и т.д.

Алексей Конов, директор Антикоррупционного центра НИУ ВШЭ, председатель Совета управляющих Международной антикоррупционной академии.

Аслан Юсуфов
, к.э.н., заместитель начальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации, член Бюро Группы государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *