антониево сийский монастырь фото
Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь
Содержание
История [ править ]
Антониево-Сийский монастырь был основан в 1520 году преподобным Антонием на небольшом полуострове Михайловского озера, в течении реки Сия (Холмогорский район Архангельской области). По своему первому и главному храму ноcит имя Свято-Троицкий монастырь.
Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 1579 году царевич Иван Иванович (сын Ивана IV) написал одну из редакций «Жития Антония Сийского» («Служба чудотворцу Антонию»).
В течение 37-летнего игуменства Антония было построено 3 деревянные церкви: Живоначальной Троицы, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского. К концу XVII века сложился комплекс каменных построек: к концу XVI века был возведен соборный храм во имя Троицы с правым приделом в честь преподобного Антония Сийского, где под спудом почивают его святые мощи; в 1-й половине XVII века возведена Благовещенская шатровая церковь с трапезной и келарскими палатами (окончена в 1644), шатровая колокольня с храмом (1652) в честь Трех Святителей Московских (освящена в 1661), в 70-х годах XVII века построена надвратная каменная церковь, вместо прежней деревянной во имя Андрея Первозванного, с тремя престолами — в честь святых Андрея Первозванного, Сергия Радонежского, Флора и Лавра (перестроена в XVIII веке).
Здесь отбывал ссылку (1599-1605) Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, основателя династии Романовых, насильно постриженный в монахи с именем Филарет, впоследствии Патриарх Московский и Всея Руси.
В XVI-XVIII вв. Антониево-Сийский монастырь был крупнейшим духовным и культурным центром Подвинья. Традиционным в монастыре было переписывание книг. В его библиотеке хранилось Евангелие апракос 1339-40 (т.н. «Сийское»), поступившее из Лявленского Успенского монастыря в 1663 году, Евангелие 1692 года, «Житие Антония Сийского» со 150 цветными миниатюрами (1648). В монастыре был собран огромный архив, насчитывающий свыше 20 тыс. единиц хранения: сотные, вкладные, переписные, приходо-расходные книги и т. д. В монастырской ризнице имелись великолепные произведения русского ювелирного искусства, например, водосвятная чаша 1583 года, панагия 1608 года (принадлежала сийскому игумену Феодосию), подарок 1628 года от Патриарха Филарета — драгоценное паникадило. Ценные вклады в монастырь делали многие люди, например, дворянин С. Римарев сделал вклад по боярину И. М. Милославскому — серебряный потир (чаша для причастия, хранится сейчас Архангельском областном краеведческом музее). Письменные документы сохранили сведения об иконописцах. Иконописцем был основатель монастыря преподобный Антоний. Два настоятеля монастыря — игумен Феодосий и архимандрит Никодим, жившие в XVII веке, были иконописцами. В конце XVI-XVII вв. в обители существовали иконописная и граверная мастерские. Над иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов, сольвычегодский мастер Василий Кондаков.
В монастыре был создан выдающийся памятник древнерусской культуры — Сийский иконописный подлинник с 500 изображениями-прорисями с икон западно-европейских гравюр.
В XVII веке монастырь владел деревнями, пашенными землями и покосами на Двине и Емце, семужьими тонями в Беломорье. В монастырских вотчинах жили ремесленники, развивались промыслы — соляной, рыболовный, морской. Монастырь имел подворья в Москве, Вологде, Архангельске. На рубеже XVII-XVIII вв. возведен двухэтажный корпус братских келий.
С середины XVII века монастырь имел небольшую типографию. В 18 веке, с началом изъятия церковных земель (1764) монастырь приходит в упадок. В XIX веке настоятели Антониево-Сийского монастыря выполняли обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, занимались миссионерской деятельностью. Архимандрит Вениамин осуществлял просвещение самоедов архангельских тундр. В конце XIX века Антониево-Сийский монастырь был необщежительным 2-го класса, получал от казны 1249 руб. 58 коп.
В 1920 году монахи организовали трудовую коммуну; в Благовещенской церкви советская власть открыла детскую колонию. Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома (12.06.1923) и решением президиума Архангельского губисполкома (11.07.1923). В последние годы монастырские постройки использовались для нужд сельской трудовой коммуны, колхоза; здесь размещались также дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых.
Многие здания в разные годы были разобраны или разрушились по ветхости (например, 2-х этажный каменный настоятельский корпус, больничная келья с деревянной церковью Николая Чудотворца, хлебные амбары, верхние ярусы храма-колокольни (взорваны), каменная палатка с курантами и др.). С 1970-х по 1992 год здесь находился летний пионерский лагерь для детей работников автотранспортного предприятия, одновременно часть территории и монашеский корпус занимала дача Архангельского облисполкома.
Возрождение Антониево-Сийского монастыря началось с передачи его Русской Православной Церкви (15.06.1992), при настоятеле игумене Трифоне (Плотникове). Случившийся пожар уничтожил кровлю над Благовещенской церковью, трапезной палатой и ризницей. В эти тяжелые дни монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II (23.08.1992).
Современное состояние [ править ]
В настоящее время в обители 20 человек братии, постоянно проживают около 30 трудников. Возрождается богослужебная, духовно-просветительская, социально-благотворительная, миссионерская деятельность. С начала возрождения в монастыре ежедневно совершается Литургия. По древней традиции в Антониево-Сийском монастыре вновь созданы монастырская библиотека (свыше 40 тысяч единиц хранения), иконописная мастерская. Обитель ежмесячновыпускает миссионерскую газету «Духовный Сеятель» и церковно-исторический ежегодный альманах «Сийский Хронограф». В хозяйстве имеются животноводческая ферма, конюшня, теплицы, пекарня, механическая, столярная мастерские. Ведется восстановление храмов. Антониево-Сийский монастырь осуществляет окормление нескольких приходов епархии, не имеющих священников.
Деятельность прихода [ править ]
Святые [ править ]
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 164537, Архангельская область, Холмогорский район, д. Антониево-Сийский монастырь.
Проезд: Добраться до г. Архангельск можно самолетом, поездом или автобусом.
Автобусами № 503 (Архангельск-Емецк), № 511 (Архангельск-Котлас), № 505 (Архангельск-Вельск), № 520 (Архангельск-Каргополь) от автовокзала до остановки «Сия» (151 км), далее пешком по живописной местности по асфальтовой дороге 8,5 км. Проезд собственным транспортом по трассе М8 Архангельск-Москва до 151 км, направо указатель «Антониево-Сийский монастырь».
Паломнику [ править ]
Паломническая Служба организует паломничество к святыням Антониево-Сийского монастыря и к местам подвигов основателя обители преподобного Антония.
В обители попечение о паломниках оказывает братия монастыря и их помощники. Паломники размещаются в гостевых келиях обители. Организовано их питание.
Наиболее важным во время пребывания паломника в обители является его участие в храмовом богослужении. Приветствуется оказание помощи братии в ее трудах по благоустройству монастыря.
В сопровождении экскурсовода паломники посетят храмы обители и те места, где подвизался один из великих угодников Божиих преподобный Антоний Сийский.
Для организации паломничества можно связаться с Паломнической службой по следующим телефонам:
Руководитель паломнической службы:
Телефон: +7 911 597 78 87 – иеромонах Лука (Костоломов).
Сотрудники паломнической службы, координирующие паломнические поездки:
Телефон: +7 911 593 33 63 – Крылова Наталья Серафимовна,
Телефон: +7 921 476 56 70 – Беляева Наталья Михайловна.
Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь
Антониево-Сийский монастырь заслуженно считается одним из наиболее крупных и известных в Архангельской области. Расположенный в Холмогорском районе, он привлекает внимание не только верующих, но и путешественников, желающих познакомиться с историей родного края, а также побыть в месте столь уединенном и живописном.
Считается, что монастырь долгое время был центром культурной, духовной и даже экономической жизни северной части России. Здесь останавливались многие исторические личности, а также активно развивалась рукописная школа, часть из трудов которой в настоящее время хранят крупнейшие архивы нашей страны. Не может ускользнуть от внимания и огромный библиотечный фонд, сформировавшийся в течение долгой жизни монастыря. Стоит также отметить, что именно здесь был создан выдающийся памятник древнерусской культуры — Сийский иконописный подлинник с 500 изображениями-прорисями с икон западно-европейских гравюр.
В настоящее время к местным святыням организуется паломничество. Помимо участия в храмовом богослужении, паломники смогут посетить места подвигов основателя обители Антония. Также на территории монастыря расположены ферма, конюшня, теплицы, пекарня и даже столярная мастерская, в деятельности которых совершающие паломничество могут принять участие.
Библиотека Антониево-Сийского монастыря
Особое внимание следует уделить библиотеке монастыря, которая формировалась в течение нескольких веков. Прежде всего, стоит отметить, что она включала в себя самое большое собрание рукописных и печатных книг на Русском Севере после Соловецкой обители. Здесь можно было найти библейские и богослужебные книги, творения отцов и учителей церкви, житейную литературу, памятники церковного права и полемики, а также учебники по космографии, географии, языкознанию и даже искусству. Кроме того, любителей истории заинтересует тот факт, что библиотека пополнялась известными историческими личностями. Среди них можно выделить Ивана Грозного, благодаря которому в Антониево-Сийском монастыре появилось Евангелие от Луки с толкованием Феофилакта Болгарского.
В ХХ веке весь архив был передан в Архангельское древлехранилище, а в настоящее время фондодержателями многих рукописных трудов являются Библиотека Академии наук, Российская национальная библиотека и Российская государственная библиотека.
Лишь мачая часть книг, в том числе и современных, доступна для скачивания на официальном сайте. Помимо духовного чтения, все желающие также могут ознакомиться с несколькими изданиями о монастыре.
История создания
Монастырь был основан в 1520 г. преподобным Русской церкви Антонием Сийским, обосновавшимся на этом тогда еще пустынном месте с разрешения великого князя владимирского и московского Василия III. Носивший в миру имя Андрей, основатель стал первым игуменом Сийской обители и затем в 1579 г. был причислен к лику святых.
Спустя несколько десятков лет после возведения первой часовни, в 1587 г., пришла первая грамота на возведение в этой части полуострова каменного собора, строительство которого растянулось на целых четыре царствования — храм был полностью готов только спустя 20 лет. В этот же временной период (1601—1605 гг.) на территории монастыря пребывал в заключении боярин Федор Никитич Романов, сын которого впоследствии стал первым царем из династии Романовых, поэтому место привлекает не только верующих, но и историков с разных уголков России.
Интересно, что к обители Антониево-Сийского монастыря до 1613 г. относился Ивановский Емецкий монастырь, который располагался в Холмогорском уезде в 180 км от Архангельска вплоть до его полного уничтожения князем Пронским, опасавшимся вторжений польских войск.
Сийский монастырь в допетровское время являлся одним из крупнейших духовных центров Русского Севера. В его книжном собрании были представлены такие уникальные рукописи, как Сийское евангелие XVI в., а также иллюстрированные святцы. В послереволюционный период, однако, рукописи были изъяты у монахов и перевезены в Архангельский областной архив, а в 1958 и 1966 гг. были переданы в Российский государственный архив древних актов в Москве.
Стоит также отметить, что в 1730 г. в монастыре останавливался первый крупный русский естествоиспытатель Михайло Ломоносов, которому был подарен тулуп, чтобы скрасить долгий путь в Москву.
В 1923 г. Антониево-Сийский монастырь был закрыт постановлением местного управления. Территория же была использована для нужд колхоза, а также в качестве зоны отдыха работников лесной промышленности, дома для детей-инвалидов и дома престарелых. В 1970-х гг. здесь разместился пионерский лагерь «Автомобилист».
В 1992 г. монастырь был официально передан Русской православной церкви, и вскоре началось восстановление святой обители.
Подворье Сийского монастыря
Антониево-Сийский монастырь включает в себя несколько архитектурных памятников. Основным является четырехстолпный пятиглавый Троицкий собор, который был заложен в 1589 г., а достроен лишь в 1606. Храм сочетает в себе элементы новгородского и московского зодчества: своды в невысоких арках, аркатурные звенья, широкий антаблемент, расположенный под закомарами. Невооруженным глазом легко определить, что средняя глава значительно доминирует над остальными. Спустя примерно сотню лет после постройки собор перекрыли на четыре ската и изменили форму его центральной главы.
Вторым объектом является шатровая Благовещенская церковь, которая была заложена в 1638 г. с трапезной и келарской палатами. Строительство церкви заняло около пяти лет. Интересным является тот факт, что новое построение было возведено на месте ранее существовавшего деревянного храма и во многом повторяет его архитектуру. Об этом свидетельствует наличие элементов деревянного храмового зодчества. Например, высокий шатер на небольшом восьмигранном построении, двухчастный алтарь, а также две маленькие главки над престолами, которые впоследствии были утрачены.
Позднее, в период с 1661 по 1687 год, были также построены Святые врата, являющиеся главным входом в монастырь, и Сергиевская церковь с двухэтажными кельями. Целиком все основные строительные работы завершились только к 1699 г.
Как добраться до Антониево-Сийского монастыря
Антониево-Сийский монастырь расположен в 160 км от Архангельска и в 27 км от посёлка Брин-Наволок. Его точные координаты на карте — 63.552697, 41.555699. Добраться до монастыря можно как на личном автомобиле, так и на автобусе. Стоит отметить, что от остановки общественного транспорта до пункта назначения придётся пройти пешком еще около 8 км. От автовокзала Архангельска до остановки «Сия», которая является ближайшей к монастырю, следуют автобусы № 520 (Архангельск — Каргополь), № 503 (Архангельск — Емецк), № 505 (Архангельск — Вельск) и № 511 (Архангельск — Котлас).
Чтобы доехать до Антониево-Сийского монастыря на личном автомобиле, для начала нужно выехать через Северодвинский мост на трассу М-8 «Архангельск-Москва». Затем следовать по нему через село Брин-Наволок до 151 км и свернуть по указателю «Антониево-Сийский монастырь» направо. В целом дорога из Архангельска займет около двух часов.
Антониево-Сийский монастырь на панораме Google-карт
Антониево-Сийский монастырь на видео
Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ
История
Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 1579 году царевич Иван Иванович (сын Ивана IV) написал одну из редакций «Жития Антония Сийского» («Служба чудотворцу Антонию»).
В течение 37-летнего игуменства Антония было построено 3 деревянные церкви: Живоначальной Троицы, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского. К концу XVII века сложился комплекс каменных построек: к концу XVI века был возведен соборный храм во имя Троицы с правым приделом в честь преподобного Антония Сийского, где под спудом почивают его святые мощи; в 1-й половине XVII века возведена Благовещенская шатровая церковь с трапезной и келарскими палатами (окончена в 1644), шатровая колокольня с храмом (1652) в честь Трех Святителей Московских (освящена в 1661), в 70-х годах XVII века построена надвратная каменная церковь, вместо прежней деревянной во имя Андрея Первозванного, с тремя престолами — в честь святых Андрея Первозванного, Сергия Радонежского, Флора и Лавра (перестроена в XVIII веке).
Здесь отбывал ссылку (1599-1605) Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, основателя династии Романовых, насильно постриженный в монахи с именем Филарет, впоследствии Патриарх Московский и Всея Руси (с 1619).
В XVI-XVIII вв. Антониево-Сийский монастырь был крупнейшим духовным и культурным центром Подвинья. Традиционным в монастыре было переписывание книг. В его библиотеке хранилось Евангелие апракос 1339-40 (т.н. «Сийское»), поступившее из Лявленского Успенского монастыря в 1663 году, Евангелие 1692 года, «Житие Антония Сийского» со 150 цветными миниатюрами (1648). В монастыре был собран огромный архив, насчитывающий свыше 20 тыс. единиц хранения: сотные, вкладные, переписные, приходо-расходные книги и т. д. В монастырской ризнице имелись великолепные произведения русского ювелирного искусства, например, водосвятная чаша 1583 года, панагия 1608 года (принадлежала сийскому игумену Феодосию), подарок 1628 года от Патриарха Филарета — драгоценное паникадило. Ценные вклады в монастырь делали многие люди, например, дворянин С. Римарев сделал вклад по боярину И. М. Милославскому — серебряный потир (чаша для причастия, хранится сейчас Архангельском областном краеведческом музее). Письменные документы сохранили сведения об иконописцах. Иконописцем был основатель монастыря преподобный Антоний. Два настоятеля монастыря — игумен Феодосий и архимандрит Никодим, жившие в XVII веке, были иконописцами. В конце XVI-XVII вв. в обители существовали иконописная и граверная мастерские. Над иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов, сольвычегодский мастер Василий Кондаков.
В монастыре был создан выдающийся памятник древнерусской культуры — Сийский иконописный подлинник с 500 изображениями-прорисями с икон западно-европейских гравюр.
В XVII веке монастырь владел деревнями, пашенными землями и покосами на Двине и Емце, семужьими тонями в Беломорье. В монастырских вотчинах жили ремесленники, развивались промыслы — соляной, рыболовный, морской. Монастырь имел подворья в Москве, Вологде, Архангельске. На рубеже XVII-XVIII вв. возведен двухэтажный корпус братских келий.
С середины XVII века монастырь имел небольшую типографию. В 18 веке, с началом изъятия церковных земель (1764) монастырь приходит в упадок. В XIX веке настоятели Антониево-Сийского монастыря выполняли обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, занимались миссионерской деятельностью. Архимандрит Вениамин осуществлял просвещение самоедов архангельских тундр. В конце XIX века Антониево-Сийский монастырь был необщежительным 2-го класса, получал от казны 1249 руб. 58 коп.
В 1920 году монахи организовали трудовую коммуну; в Благовещенской церкви советская власть открыла детскую колонию. Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома (12.06.1923) и решением президиума Архангельского губисполкома (11.07.1923). В последние годы монастырские постройки использовались для нужд сельской трудовой коммуны, колхоза; здесь размещались также дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых.
Многие здания в разные годы были разобраны или разрушились по ветхости (например, 2-х этажный каменный настоятельский корпус, больничная келья с деревянной церковью Николая Чудотворца, хлебные амбары, верхние ярусы храма-колокольни (взорваны), каменная палатка с курантами и др.). С 1970-х по 1992 год здесь находился летний пионерский лагерь для детей работников автотранспортного предприятия, одновременно часть территории и монашеский корпус занимала дача Архангельского облисполкома.
В настоящее время в обители 20 человек братии, постоянно проживают около 30 трудников. Возрождается богослужебная, духовно-просветительская, социально-благотворительная, миссионерская деятельность. С начала возрождения в монастыре ежедневно совершается Литургия.
По древней традиции в Антониево-Сийском монастыре вновь созданы монастырская библиотека (свыше 40 тысяч единиц хранения), иконописная мастерская. Обитель ежмесячновыпускает миссионерскую газету «Духовный Сеятель» и церковно-исторический ежегодный альманах «Сийский Хронограф».
В хозяйстве имеются животноводческая ферма, конюшня, теплицы, пекарня, механическая, столярная мастерские. Ведется восстановление храмов. Антониево-Сийский монастырь осуществляет окормление нескольких приходов епархии, не имеющих священников.
Божественная Литургия совершается ежедневно (кроме дней, когда не положено по Уставу). По воскресным и праздничным дням по окончании Литургии совершается чин о Панагии. Часы и Литургия совершается каждую субботу или воскресение также и на монастырском подворье в с. Емецк. Один–два раза в месяц совершается Литургия в домовом храме в честь священномученика Власия на монастырском хозяйственном подворье в д. Ваймуга-Осередок. На подворье в пос. Брин-Наволок служатся Полунощница, Малое повечерие, молебны и панихиды. В будние дни богослужения совершаются по следующему распорядку: с 18.00 — 9-й час, Вечерня, Малое повечерие с тремя канонами, молитвы на сон грядущим. По окончании вечернего богослужения братия Крестным ходом обходит вокруг монастырских храмов с преднесением фонаря (со свечой) и иконы Божией Матери, которую несет старший священник. Утром в 5.30 (летом в Троицком соборе, зимой — в Благовещенской церкви или в храме–колокольне Трех Святителей Московских) — братский молебен преподобному Антонию Сийскому, утренние молитвы, Полунощница. В зимнее время по окончании Полунощницы братия строем направляется в Троицкий собор и прикладывается к святым мощам прп. Антония (в летнее время к мощам прикладываются сразу после молебна). Около 7.00 — с двупсалмия начинается Утреня, затем примерно с 9.00 — часы 1-й, 3-й, 6-й и далее — Божественная Литургия. В воскресные дни и дни великих праздников братский молебен не совершается. В эти дни с 9 часов утра совершаются часы и Божественная Литургия. Накануне — Всенощное бдение, которое начинается в 18.00 и заканчивается около или после 1.00. Ежедневно в Троицком соборе у святых мощей преподобного Антония Сийского читается акафист Преподобному. С наступлением холодов ежедневное чтение акафиста совершается в Благовещенской церкви или в храме колокольне Трех Святителей.
Дому Живоначальной Троицы на русском Севере – 500 лет
Игумен Феодосий (Нестеров)
Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь был основан в 1520 году преподобным Антонием на небольшом острове Михайловского озера у истоков реки Сии – притока Северной Двины. Ныне это Холмогорский район Архангельской области. По своему первому и главному храму монастырь получил название Свято-Троицкого. Когда-то он являлся одним из главных духовных и культурных центров Северной Руси. А как сегодня живет Сийская обитель, возрождаясь после разрухи и радуясь великому юбилею? На вопросы корреспондента портала «Монастырский вестник» отвечает наместник монастыря, благочинный приходов Архангельска игумен Феодосий (Нестеров).
И доброжелательное отношение, и поддержка
Батюшка, что было в перспективных планах по проведению юбилейных торжеств, связанных с 500-летием монастыря? Суровые обстоятельства этого года, вероятно, внесли свои коррективы, и как в связи с этим планы изменились? Что из задуманного удалось осуществить, а о чем придется забыть или отложить до лучших времен?
Планы по проведению замечательного 500-летнего юбилея начали формироваться еще с 2017 года. Но начну с того, что перед монастырем стоит много нерешенных задач, которые существуют не один год. Новая история восстановления святыни началась без малого тридцать лет назад – с 1992 года. Основные здания обители, стены не были разрушены до основания: ведь это памятник XVII века и место красивейшее! В последние советские годы монастырь использовался как зона отдыха детей и взрослых. И всё-таки произошел значительный исторический перерыв, изменились условия современной жизни. Для Севера прежде всего актуальна проблема отопления, так как отопительный сезон здесь длится девять-десять месяцев в году и всегда идут поиски топлива, обустройство котельных установок, печей. Большие расходы по электрозатратам, при этом некоторые из них просто неизбежны. Рабочую группу по проведению юбилейных мероприятий возглавляют губернатор, правящий архиерей, председатель Правительства области. Мы чувствуем достаточно внимательное, доброжелательное отношение и поддержку. Поэтому некоторые из намеченных планов удалось воплотить в жизнь. Например, в прошлом году был отремонтирован девятикилометровый участок дороги, ведущей в монастырь от федеральной трассы Архангельск – Вологда. Любой желающий может посетить нас, если он едет по основной магистрали. Есть задача по обеспечению монастыря устойчивой мобильной связью, и частично она решена. (Современная, пусть это даже монастырская жизнь, без мобильной связи уже не мыслится). Большие планы намечены по созданию системы отопления, которая будет и экономична, и эффективна, а также – системы водообеспечения, тоже отвечающей требованиям времени. Это, можно сказать, планы на перспективу, и без участия областных и муниципальных органов власти, благожертвователей монастырь их никак не сможет решить. Актуальна задача по обустройству в монастыре гостиницы для паломников. Хочется, чтобы люди целыми группами могли некоторое время жить здесь, трудиться для общей и своей пользы.
Что касается юбилейных мероприятий, то конечно, у нас были планы на проведение их в летний период. Но теперь многое будет зависеть от того, как дальше станет развиваться ситуация с пандемией. Был разработан проект летнего палаточного лагеря для волонтеров, собирались средства на интернет-площадку. Этот интересный проект пришлось отложить до лучших времен. Не могу не сказать, что у монастыря установились хорошие отношения с Северным Арктическим Федеральным Университетом (САФУ), и педагогам, студентам отводилось в этих планах определенное место. Задумывалось много чего интересного. Например, создание интернет-экскурсии, работа над тематическими курсовыми на базе монастыря как культурно-исторического объекта, знакомство с жизнью и историей обители. Кроме того, наши образованные гости могли бы помочь в обустройстве обширной монастырской библиотеки, на что мы сильно рассчитывали. Очень надеемся на скорое преодоление нынешней трудной ситуации. Слава Богу, монастырь живет, стоит. На сегодняшний день нам удается соблюдать санитарный режим без полного закрытия обители. Состояние здоровья братии нормальное. Помоги, Господи и святые угодники Сийские!
Ваш предшественник игумен Варлаам (Дульский) в своих интервью в 2014-2015 годах говорил, что монастырские постройки находятся в полуразрушенном состоянии, их надо приводить в порядок. Вы стали наместником чуть более девяти месяцев назад. Как к тому времени выглядел архитектурный комплекс: что уже сделано и что еще предстоит сделать?
Каменные строения монастыря представляют собой уникальный архитектурный комплекс, выстроенный в период XVII столетия. Разумеется, это памятник федерального значения, и в последние годы здесь проводятся бюджетные реставрационные работы. Замечательные специалисты ЦНРПМ (Центральных научно-реставрационных проектных мастерских) разработали проект реставрации главного памятника обители – Троицкого собора. Строительство его завершилось в начале XVII века, причем это было первое каменное здание на Подвинье подобного масштаба. В Московском государстве как раз наступил разгар нестроений Смутного времени, а в Сийской обители в это время заканчивалось строительство Троицкого собора… Мы высоко ценим подвижнический труд специалистов, которые вложили немало сил для сохранения памятников. К сожалению, следующий по значению храм обители – Благовещенскую церковь – пока не удалось включить в план реставрации. Но в текущем году предполагается изыскать средства для проведения обследования, проектных работ. Благовещенский храм построен в середине XVII столетия, и сейчас он в более опасном аварийном состоянии, чем другие здания монастыря. В Благовещенской церкви находится уникальная одностолпная палата, редкое сооружение. Все повседневные службы проходят у нас в Благовещенском храме. После открытия монастыря в 1992 году это здание претерпело пожар кровли, понесло и другие разрушительные нагрузки. У монастыря сложились хорошие деловые отношения со специалистами-реставраторами, Архангельской инспекцией по охране объектов культурного наследия, которая крайне внимательно следит за правильным выполнением реставрационных работ. Будем надеяться, что наши планы осуществятся. За годы восстановления было много сделано в трудных условиях: храмы засияли куполами, крестами. Немало удалось восстановить упорным и кропотливым трудом. Не всегда это видно поверхностному взгляду. Архитектурный комплекс монастыря еще производит впечатление некоторого разорения. Разрушается всё быстро, даже такая твердыня, а строится, как известно, медленно и трудно. Особенно на нашем Севере.
Батюшка, хотелось бы подробнее узнать о недавней выставке под названием «Древности Сийской обители. Раритеты из собрания Церковно-археологического кабинета Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря». В информации о ней, размещенной на официальном монастырском сайте, говорится, что выставка состоялась в майскую «Ночь музеев» в новом формате онлайн. И есть в сообщении такая фраза: «За каждым предметом своя судьба, за каждой иконой своя история». Можете рассказать о каких-то экспонатах, которые Вам особенно интересны и у которых, на Ваш взгляд, волнующая неординарная история?
Поскольку я наместником Сийской обители был назначен сравнительно недавно (на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 30 августа 2019 года), то пока что не всю историю монастырских раритетов знаю, во многое только вникаю. Но благодаря руководителю Церковно-археологического кабинета Александру Юрьевичу Карушеву, через которого все эти годы приходили в монастырь реликвии, столько всего интересного мне открылось! Гордостью нашей выставки стала рукописная книга, полученная в дар в 2004 году от москвичей Сергея и Натальи Бурдиных, – «Учительное Евангелие», написанное в XVI веке в стенах Сийского монастыря его иноком Даниилом. Эта поистине драгоценная рукопись состоит из 600 листов, на одном из которых заставка с растительным орнаментом, написанная серебряной краской, с монохромным инициалом и рамкой на боковом поле, с киноварными заголовками и инициалами, украшенными стилизованными растительными элементами. Также на выставке была представлена одна из 18 икон, пожертвованных монастырю в 1997 году Государственным историко-культурным музеем-заповедником «Московский Кремль». Дорого для обители, что не забывают родной монастырь бывшая братия, которых Господь направил в другие места служения. В 2014 году монастырь получил подарок от игумена Леонтия (Эйзенмана), несущего сейчас службу в одном из городков Германии. Он передал в монастырскую библиотеку 35 дореволюционных изданий. 15 из них – редкие, кириллической печати XVII–XVIII веков, и две рукописи. Одна из рукописей 1787 года – красочно иллюстрированный Апокалипсис поморского письма – представлена на выставке.
Братия – это крепкий оплот. Все они любят свою святую обитель
Отче, а сколько насельников в монастыре, и что бы Вы могли сказать о братии в том плане, что Север – это и холода, и непростые условия жизни, требующие не только высокого настроя на духовное делание, но и физической выносливости. Какие качества насельников современного монастыря особенно ценны?
Конечно, самое главное в монастыре – это люди. Монастырь живет, когда он наполнен трудом и молитвой, камни «оживают». Мы верим, что своей молитвой и своим участием помогают нам замечательные подвижники, святые насельники монастыря прошлых столетий. Постоянно чувствуем их благословение и помощь. Вообще явление монастырской жизни в современном мире – что-то странное. Всё более болезненное для современного человека. Но в то же время и притягательное своей благословенной тайной. Тайной духовной жизни, горнего бытия. Монастырь всегда был вызовом миру – здесь должно происходить попрание страстей, низложение всего низменного, недостойного человека. И – приобретение Божественного смирения. Современный человек каким обычно сюда приходит? Он очень самостоятельный, самолюбивый, зачастую пораженный язвами многолетних страстей. Но люди всё равно приходят! Ищут, испытывают себя. Насельники в нашем монастыре замечательные. Я бы сказал так: Север строго отбирает, случайные люди долго не остаются. Братия – это крепкий оплот, все очень разные, но все любят свою святую обитель. Жизнь каждого из них – это целая повесть. У нас братии в постриге 19 человек. И несколько послушников, что, кстати, немало для современных условий жизни. Живут также трудники, как везде заведено. Сейчас мы стараемся более внимательно подходить к вопросу приема в монастырь. Объясняем: если некуда идти и в жизни возникли большие проблемы, это еще недостаточный повод для поступления в обитель. Сейчас имеются социальные приюты, реабилитационные центры, чего еще не было в прошлые годы. Объясняем, куда пойти, где можно получить помощь. Если кто-то приходит с проблемой химической зависимости, предлагаем ему пройти реабилитацию в медицинском учреждении, а потом при желании поступить в монастырь.
Но иной раз видно, что человек пришел к нам не случайно. Есть, горит огонек в его душе! Тогда всё получается хорошо. Главное – борьба за смирение, преодоление самости, вездесущего, горделивого «Я». Это трудно, однако постепенно, с помощью Божией преодолевается. Старшая братия у нас все с церковным образованием, ученость – это традиция Сийского монастыря. Братия проводят прекрасные содержательные экскурсии для паломников, огласительные беседы. Некоторые работают в соцсетях, оказывая духовную поддержку людям, особенно требующуюся в современных эпидемиологических условиях. Всем приходится трудиться и душой, и умом, и телесно. Здоровье у монаха как правило, становится слабее, спасаемся немощами. Бывают вообще неизъяснимые болезни, и никто из окружающих не знает, какой глубокой внутренней жизни человек обложен немощью, непонятен окружающим. Уже почти не может работать, а надо всех принимать, терпеть, оказывать снисхождение и милость. Конечно, тайна молитвы – главное делание. Шаг за шагом продвигаемся по пути великого церковного предания, завета святых угодников. Хочется надеяться, что это делание остается востребованным для нашего современника. Делимся радостью нашей монастырской жизни, которая покрывает все трудности и невзгоды.
Какие проблемы сегодня встали перед монастырем с особой остротой и как, батюшка, Вы их решаете?
Когда наступил особенно трудный момент, кончились финансовые резервы, а нужно было жить дальше, решать хозяйственные вопросы, приобретать необходимый инвентарь, инструмент, делать ремонт, покупать продукты, то мы с некоторым смущением обратились в интернет-пространстве к людям с просьбой о помощи. Честно, искренне написали о своем положении. И каково было наше удивление (радостное!) и утешение, когда простые люди начали посылать свои скромные пожертвования (а иногда, скажу, и немалые для частных лиц). Они просили о молитвах за родных, заказывали поминовения. Была ощутимая поддержка, и мы испытывали огромное чувство благодарности к этим жертвователям, которым наш монастырь не безразличен, важен и интересен. В эпоху ожесточения, отчуждения проявляются лучшие качества людей. Если посмотреть: сколько наших граждан пошли служить волонтерами, помогать престарелым, медикам, врачам, социальной службе?! Сколько их проявляет участие и неравнодушие?! Богат наш народ на милость, жив душой, таит в себе мощные силы. Людям очень нужна сейчас духовная поддержка. Без сознательной и правильной духовной жизни человек увядает, чахнет, мечется в своих помыслах и неразрешенных желаниях, ошибается в целях. Испытывает страдание и боль. А Господь благ и милостив. Он – источник всякой радости. Слава Богу за всё!
Господь взирает на наши сердца, мысли, дела
Отец Феодосий, интересно было бы услышать о Вашем приходе в монашество и духовных наставниках.
Собственный мой приход в монашескую жизнь был для меня и таинственным, и убедительным явлением силы Божией в моей жизни. Я совершенно не помышлял в детские годы о церковной жизни и своем участии в ней. Воспитываясь в благополучной семье с корнями, традициями, слушал рассказы старших о наших предках, правда, не очень дальних, и это меня захватывало и впечатляло. Но церковная жизнь в нашей семье явно не обнаруживалась… Я долго искал смысл своего появления в этом мире. Пережил период юношеских исканий, подчас мучительных и противоречивых, но не находил ни в чем полного удовлетворения. Неплохо учился, однако никакая сфера деятельности меня не привлекала настолько, чтобы стать чем-то серьезным на всю жизнь. Занимался всем понемногу, пробовал, искал. А уже оканчивая МГТУ им. Баумана, который когда-то окончили и мои родители, я стал сознательно молиться Богу, чтобы Он открыл мне, какова воля Божия в моей жизни. Молился долго, не один год. И вот случилось, что ряд особенных обстоятельств, очень убедительных для меня, открыл мне то, что я искал. Не стало никаких сомнений, но и велико было при этом мое удивление: я ведь не искал ранее служения в Церкви для себя! Я поверил в свое призвание, и теперь мне легко рассказывать людям, что не пожалел ни одного дня впоследствии, что послушался и пошел, куда мне указали. Как и было принято в 90-е годы, я поехал в Троице-Сергиеву лавру спрашивать благословения на конкретное послушание. Эти духовники Лавры, ушедшие из жизни в 2017 году, великие столпы православия! Они являлись живыми носителями веры и предания Церкви. Я опытно проходил, что такое послушание. Делал первые шаги в церковной жизни под духовным руководством. Не передать словами, что ты воспринимаешь от духовника. Это счастье было! Основа и путь, определяющий всю твою жизнь.
И последний вопрос, отче. Как Вы думаете, помогла ли великая беда, охватившая сейчас всю планету, и Вам, и братии что-то переосмыслить, острее почувствовать?
Да, вероятно, мы как-то внутренне ждали эти времена, много было ранее сказано. Но ведь всегда надеешься, что нет, еще не пришли последние дни. И правильно! Господь взирает на наши сердца, мысли, дела. А в России очень много добрых людей, самоотверженных, отважных. Может быть, это идеализированное представление, личное? Но я так чувствую. Наверное, потому, что в Церкви встречаю столько самозабвенных и бескорыстных тружеников! Удивляюсь их терпению и подвижничеству. Их стремлению к Божией правде. И так будет всегда. Наш монастырь силен вековой традицией, духовным преданием, к которому мы стараемся быть причастными. Братия совершают свое служение, искренне молятся за людей. С любовью благоустраивают обитель, к которой приросли сердцем, ждут помощи от угодников Божиих. С пониманием мы восприняли благословение священноначалия совершать молебны о преодолении смертоносной заразы и губительного поветрия. И стали каждый день совершать молебное пение с крестным ходом по монастырю и колокольным звоном. Неся ежедневные свои труды, мы надеемся, что святая обитель, наш дом, устоит на многие годы и будет утешением и укреплением для людей. Люди в эти дни приходят и потрудиться, и попытаться решить свои внутренние проблемы. Монастырь, как я уже говорил, открыт. Мы стараемся выполнять предписанные санитарные нормы, соблюдая разумную осторожность и осмотрительность, храня свой внутренний мир. И рады всем, для кого обитель – это духовная святыня, «окно» в горний мир. Кто с добрым сердцем готов принимать благословение и утешение Божие.
В дополнение к этому рассказу мне хочется обратить внимание на официальный сайт Антониево-Сийского монастыря. Интересен его дизайн, где в качестве доминанты – впечатляющая фотография монастырских храмов и строений на острове среди водной глади (вид с высоты птичьего полета). Интересны и сами материалы, включая новости (даже в эти трудные месяцы они появлялись регулярно!). Среди недавних публикаций выделяется интервью с игуменом Феодосием, который с подкупающей искренностью ответил на вопросы местного корреспондента, высветив разные аспекты монастырской жизни. Завершается материал ответом на особо актуальный вопрос: посильно ли современному человеку монашество? Приведу слова отца-наместника полностью, поскольку они важны для каждого: «Господь во все времена один и Тот же. А жизнь человека зависит от его внутреннего устроения и настроения. Не от характера, не от места, где родился. Если человек хочет спастись, жить в монастыре, он будет это делать. Если хочет вести богоугодную жизнь в миру, то возможно и это. Надо только искать этого спасения, желать быть с Богом. На этом пути важны постоянство, послушание и совет. Главное – смиряться, жить по благословению и всех любить. А если нет любви к Богу, то трудно будет даже малое время прожить в монастыре…» Казалось бы, ответ простой. Но за этой простотой – ясное осознание того, что без любви к Богу, где-бы ты ни был – то ли в монастырской келье или в миру, в комфортном жилище, жизнь теряет высший смысл и превращается в длинную череду дней и ночей, которые рано или поздно начнут тяготить своей бесцельностью. Только приняв в сердце Христа, можно изменить эту тяжелую ситуацию.
Фотограф: Сергей Климов
(Представлены снимки разных лет)
Игумен Феодосий (Нестеров)
Подготовила Нина Ставицкая