апостол к галатом зачало 200
Послание к Галатам святого апостола Павла I, 11-19
Гал., 200 зач., I, 11-19.
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, 12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, 14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил 16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, 17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Римскую империю населяли многие народности. Некоторые из них были довольно экзотического происхождения. В первую очередь тут стоит упомянуть галатов. Галаты, которых называли также галлогреками, представляли собой кельтов, устроивших в третьем веке до Рождества Христова военный поход на Малую Азию. Кельты вторглись на территорию современной Турции, осели там и смешались с местным греческим населением. Галаты, как и любая молодая народность, с большим интересом и открытостью относились к нововведениям. Это и стало одной из причин, почему проповедь апостола Павла в Галатии была столь успешна. Кельты-греки с радостью откликались на учение Христа, принимали крещение целыми семьями. В особенности приятно было им слышать от апостола Павла, что в Церкви могут найти для себя место люди разных национальностей. Видимо, галатов смущало, что их народ находится на границе двух миров — эллинского и варварского. Для каждого из этих миров они были чужаками. Из уст апостола Павла галаты услышали удивительную для себя вещь — если кто-то на земле не хочет видеть в галатах полноценной народности, то это не значит, что Бог считает также. Господь принимает любого человека, смотрит не на национальность, а на сердце и душу. Апостол Павел обычно направлял послания тем церквям и общинам, которые испытывали какие-то проблемы, переживали кризис. Галаты, хотя и с радостью приняли христианство, после отбытия апостола, столкнулись с обвинениями со стороны иудеев. Те укоряли галатов, говорили им, что только один народ угоден Богу — евреи. Стать его частью можно, но лишь приняв обрезание. Павел утешает галатов и приводит в пример собственную судьбу. Апостол говорит, что, будучи выходцем из наиболее консервативной части еврейского общества, он ради любви ко Христу отказался от наследия собственного народа, стал общаться с язычниками. В глазах родственников и друзей Павел был предателем. Христиане тоже сначала не принимали его — они не верили, что жестокий гонитель способен стать апостолом. Невольно вспоминается название фильма — «Свой среди чужих, чужой среди своих». Павел подобно галатам оказался на границе двух миров, двух цивилизаций. В посланиях апостола мы подчас встречаем упоминания о том, как он устал от подобного положения. Ему каждый раз приходится с неимоверным трудом доказывать — и он тоже апостол. И каждый раз Павел говорит, что не променял бы свою жизнь ни на какой почет, уважение от людей, что любовь Бога для него дороже всего. И потому он будет, несмотря на все препятствия, служить Церкви.
Пример апостола Павла, также, как и пример Галатийской общины, напоминает нам об одном трудном препятствии, которое встречается на пути каждого христианина. Обретя веру, человек может почувствовать себя чужим, непонятым своим окружением. Это не должно смущать или пугать. Нужно довериться Богу, а людей вокруг уважать и любить — вне зависимости от их национальности и убеждений. В таком случае христианин будет не преградой между миром веры и неверия, а мостиком, по которому и другие смогут прийти к Богу.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Апостол к галатом зачало 200
Апостол к галатом, Зачало 209.
Аллилуиа, глас 1: Небеса́ пове́дают сла́ву Бо́жию, творе́ние же руку́ Его́ возвеща́ет твердь. Стих: День дни отрыга́ет глаго́л, и нощь но́щи возвеща́ет ра́зум.
26. Собор Пресвятыя Богородицы
Прокимен, глас 3, песнь Богородицы: Вели́чит душа́ Моя́ Го́спода, / и возра́довася дух Мой о Бо́зе, Спа́се Мое́м. Стих: Я́ко призре́ на смире́ние рабы́ Своея́: се бо от ны́не ублажа́т Мя вси ро́ди.
Апостол ко евреем, Зачало 306.
Аллилуиа, глас 8: Воскресни́, Го́споди, в поко́й Твой, Ты и киво́т святы́ни Твоея́. Стих: Кля́тся Госпо́дь Дави́ду и́стиною, и не отве́ржется ея́.
[зри] Суббота по Рождестве Христове
Прокимен, глас 4: Помяну́ и́мя Твое́ / во вся́ком ро́де и ро́де. Стих: Слы́ши, Дщи, и виждь, и приклони́ у́хо Твое́.
Апостол к Тимофею, Зачало 288.
Аллилуиа, глас 8: Воскресни́, Го́споди, в поко́й Твой, Ты и киво́т святы́ни Твоея́. Стих: Кля́тся Госпо́дь Дави́ду и́стиною, и не отве́ржется ея́.
[зри] Неделя по Рождестве Христове
Прокимен, глас 4: Ди́вен Бог во святы́х Свои́х, / Бог Изра́илев. Стих: В це́рквах благослови́те Бо́га, Го́спода от исто́чник Изра́илевых.
Апостол к галатом, Зачало 200.
Аллилуиа, глас 4: Помяни́, Го́споди, Дави́да и всю кро́тость его́.
27. Святаго Апостола первомученика и архидиакона Стефана
Прокимен праздника и до отдания. И святаго, глас 8: Во всю зе́млю изы́де веща́ние их, и в концы́ вселе́нныя глаго́лы их.
Апостол дне и святаго, в Деяниих, Зачало 17.
Аллилуиа праздника и святаго, глас 1: Испове́дят небеса́ чудеса́ Твоя́, Го́споди. Стих: Бог прославля́емь в сове́те святы́х.
28. Святых мученик дву тму, в Никомидии сожженных
Прокимен праздника и святых, глас 5: Ты, Го́споди, сохрани́ши ны, и соблюде́ши ны от ро́да сего́ и во век.
Апостол дне и святых, к римляном, Зачало 96 от полу.
Аллилуиа праздника и святых, глас 4: Воскли́кните Го́сподеви вся земля́, по́йте же и́мени Его́, дади́те сла́ву хвале́ Его́. Стих: Я́ко искуси́л ны еси́, Бо́же, разже́гл ны еси́, я́коже разжиза́ется сребро́.
29. Святых младенец 14 тысящ, Христа ради избиенных от Ирода в Вифлееме
Прокимен праздника и святых, глас 6: Хвали́те о́троцы, Го́спода, хвали́те и́мя Госпо́дне.
Апостол дне и святых, к коринфяном, Зачало 180.
Аллилуиа праздника и святых, глас 5: Пролия́ша кровь их я́ко во́ду.
31. Отдание праздника Христова Рождества
Прокимен праздника, глас 8: Вся земля́ да покло́нится Тебе́, и пое́т Тебе́, / да пое́т же и́мени Твоему́, Вы́шний. Стих: Воскли́кните Го́сподеви вся земля́, по́йте же и́мени Его́, дади́те сла́ву хвале́ Его́.
Аллилуиа, глас 1: Небеса́ пове́дают сла́ву Бо́жию, творе́ние же руку́ Его́ возвеща́ет твердь. Стих: День дни отрыга́ет глаго́л, и нощь но́щи возвеща́ет ра́зум.
МЕСЯЦ ИАННУАРИЙ
1. Еже по плоти обрезание Го́спода Бога и Спаса нашего Иису́са Христа. И память и́же во святых отца нашего Василиа Великаго
Прокимен, глас 6: Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́, / и благослови́ достоя́ние Твое́. Стих: К Тебе́, Го́споди, воззову́, Бо́же мой, да не премолчи́ши от мене́. И святаго, глас 1: Уста́ моя́ возглаго́лют прему́дрость, и поуче́ние се́рдца моего́ ра́зум.
Апостол к колоссаем, Зачало 254. И святаго, ко евреем, Зачало 318.
Аллилуиа, глас 8: Пасы́й Изра́иля, вонми́, наставля́яй я́ко овча́ Ио́сифа. Стих: Уста́ пра́веднаго поуча́тся прему́дрости, и язы́к его́ возглаго́лет суд.
[зри] Суббота пред Просвещением
Апостол к Тимофею, Зачало 284.
[зри] Неделя пред Просвещением
Прокимен, глас 6: Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́, / и благослови́ достоя́ние Твое́. Стих: К Тебе́, Го́споди, воззову́, Бо́же мой, да не премолчи́ши от мене́.
Апостол к Тимофею, Зачало 298.
Аллилуиа, глас 8: Бо́же, уще́дри ны и благослови́ ны, просвети́ лице́ Твое́ на ны, и поми́луй ны.
2. Преподобнаго Серафима Саровскаго, чудотворца
Апостол к галатом, Зачало 213.
Аллилуиа, глас 6: Блаже́н муж боя́йся Го́спода, в за́поведех Его́ восхо́щет зело́. Стих: Си́льно на земли́ бу́дет се́мя его́.
4. Собор святых седмидесяти Апостол
Прокимен, глас 8: Во всю зе́млю изы́де веща́ние их, / и в концы́ вселе́нныя глаго́лы их. Стих: Небеса́ пове́дают сла́ву Бо́жию, творе́ние же руку́ Его́ возвеща́ет твердь.
Апостол к римляном, Зачало 96.
Аллилуиа, глас 1: Испове́дят небеса́ чудеса́ Твоя́, Го́споди, и́бо и́стину Твою́ в це́ркви святы́х. Стих: Бог прославля́емь в сове́те святы́х.
5. Предпразднство Богоявления
В навечерии Просвещения
На 1-м часе, апостол в Деяниих, Зачало 33.
На 3-м часе, апостол в Деяниих, Зачало 42.
На 6-м часе, апостол к римляном, Зачало 91.
На 9-м часе, апостол к Титу, Зачало 302.
На литургии
Прокимен, глас 3: Госпо́дь просвеще́ние мое́ и Спаси́тель мой, / кого́ убою́ся? Стих: Госпо́дь защи́титель живота́ моего́, от кого́ устрашу́ся?
Апостол к коринфяном, Зачало 143. Аще ли несть пост, начинаем его́ от полу.
Аллилуиа, глас 6: Отры́гну се́рдце мое́ сло́во бла́го, глаго́лю аз дела́ моя́ Царе́ви. Стих: Красе́н добро́тою па́че сыно́в челове́ческих.
На освящение воды
Прокимен и стих тойжде.
Апостол к коринфяном, Зачало 143 от полу.
Аллилуиа, глас 4: Глас Госпо́день на вода́х: Бог сла́вы возгреме́, Госпо́дь на вода́х мно́гих.
Святой князь Владимир Киевский
Служба святому равноапостольному великому князю Владимиру, нареченному во святом крещении Василию
Блаженна от обою канонов: 1-го песнь 3-я, и 2-го песнь 6-я.
В о Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.
Б лажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное.
Б лажени плачущии, яко тии утешатся.
Б лажени кротции, яко тии наследят землю.
Б лажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
Б лажени милостивии, яко тии помиловани будут.
У твердися сердце мое во Господе, вознесеся рог мой в Бозе моем, разширишася на враги моя уста моя, возвеселихся о спасении Твоем.
Б лажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
Я ко труба богогласная, возгласи язык твой, блаженне, духовный, провозглашая всем концем земли Российския Христово правоверное крещение, имже просвещен быв, мир весь просветил еси.
Б лажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
С ияет днесь, Владимире, преславная память твоя, юже празднуют христоименитии людие, тебе похваляя своего праотца, ихже к свету разумному привел еси.
Б лажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное.
С ень закона прейде рождеством Твоим, Богородице, благодати пришедши, Отчу Слову Христу Богу нашему: Егоже познав славный князь, церковь Твою светло украсил есть.
Б лажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради.
С илою Божиею попран есть сатана душегубец, и лестныя его жертвы: победника бо явил нам есть Христос, Владимира вернаго князя, сокрушити и поврещи того под ноги наша.
Р адуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.
С пасе прежде Господь рукою Моисеовою Израиля от работы: Тойже и ныне рукою Владимира, вернаго князя, всех нас от лести идольския спасл есть.
Слава: Д остойно ти взываем, и вопием вси: радуйся, всечестне преблаженне, тя бо избавителя с Богом, Владимире, имамы. Не презри рабов твоих, но присно сохраняй нас.
И ныне: О бретохом, Пречистая, Тобою спасение, Дево Препетая: Егоже желают ангели на небесех видети, Сей ныне видится в недрех Твоих Младенец, Бог наш.
Прокимен, глас 3: П ойте Богу нашему, пойте: пойте Цареви нашему, пойте. Стих: В си языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования.
Апостол к Галатом, зачало 200. [Гал. 1, 11–19.]
Б ратие, сказую вам благовествование благовещенное от мене, яко несть по человеку.
Б ратия, возвещаю вам, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
Ни бо аз от человека приях е, ниже научихся: но явлением Иисус Христовым.
ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
Слышасте бо мое житие иногда в жидовстве, яко по премногу гоних Церковь Божию, и разрушах ю:
Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
И преспевах в жидовстве паче многих сверстник моих в роде моем, излиха ревнитель сый отеческих моих преданий.
и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
Егда же благоволи Бог, избравый мя от чрева матере моея, и призвавый благодатию Своею,
Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
Явити Сына Своего во мне, да благовествую Его во языцех: абие не приложихся плоти и крови,
открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, — я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
Ни взыдох во Иерусалим к предним мене апостолом: но идох во Аравию, и паки возвратихся в Дамаск.
и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
Потом же по триех летех взыдох во Иерусалим соглядати Петра, и пребых у него дний пятьнадесять.
Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
Иного же от апостол не видех, токмо Иакова брата Господня.
Другого же из Апостолов я не видел [никого], кроме Иакова, брата Господня.
Аллилуиа, глас 6: В ознесох избраннаго от людей Моих. Стих: И бо рука Моя заступит его, и мышца Моя укрепит его.
Евангелие Иоанна, зачало 35, от полу. [Ин. 10, 1–9.]
Р ече Господь ко пришедшим к Нему иудеем: Аминь аминь глаголю вам: не входяй дверьми во двор овчий, но прелазя инуде, той тать есть и разбойник.
С казал Господь ко пришедшим к Нему иудеям: Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник;
А входяй дверьми, пастырь есть овцам.
а входящий дверью есть пастырь овцам.
Сему дверник отверзает, и овцы глас его слышат, и своя овцы глашает по имени, и изгонит их.
Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.
И егда своя овцы ижденет, пред ними ходит, и овцы по нем идут, яко ведят глас его.
И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.
По чуждем же не идут, но бежат от него, яко не знают чуждаго гласа.
За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.
Сию притчу рече им Иисус: они же не разумеша, что бяше, яже глаголаша им.
Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.
Рече же паки им Иисус: аминь аминь глаголю вам, яко Аз есмь дверь овцам.
Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.
Вси, елико их прииде прежде Мене, татие суть и разбойницы: но не послушаша их овцы.
Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.
Аз есмь дверь: Мною аще кто внидет, спасется: и внидет, и изыдет, и пажить обрящет.
Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.
Причастен: В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится.
Апостол к галатом зачало 200
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Послание к галатам: Гал., 200 зач., 1, 11‒19
Авторы: святитель Феофан Затворник, блаженный Феофилакт Болгарский, архиепископ Аверкий Таушев
С 11 стиха начинается защитительная часть Послания. О непосредственном откровении Евангелия святому Павлу Самим Господом. Лжеучители и лжебратия, унижая святого. Павла говорили, что он Самого Господа Иисуса Христа никогда не видал, евангельскому учению научился от других апостолов, а потом отступил от них, составив свое собственное учение о ненужности закона Моисеева; для того же, чтобы прикрыть свое отступление, он, бывая с другими апостолами, говорит и действует, как они, чтобы не показать своего разногласия с ними. Защищая от клеветников свое апостольское достоинство, святой Павел прежде всего раскрывает Божественное, а не человеческое происхождение своего Евангелия, утверждая, что он научился ему чрез откровение Исуса Христа, то есть непосредственно от Самого Господа, являвшегося ему. Доказывает это своим авторитетом: личностью, совестью, честью. Сказýю же (возвещаю, еще скажу) вáмъ, брáтiе, благовѣствовáнiе (Евангелие) благовѣщéнное от менé, я́ко нѣ́сть по человѣ́ку, не есть дело человеческой мудрости, «то есть не человека я имел учителем, а был учеником Самого Христа» (блаженный Феофилакт). Это выражение похоже на то, как мы говорим: по-человечески, по-Ангельски, по-Божески. Апостол «открывает начало самого Послания и говорит, что от Сына Божия научился Евангелию чрез откровение, когда по воскресении Он был уже на небесах, и что то, чему научился, соответствует величию Того, от Кого научился» (Амвросиаст). Сказую — торжественное удостоверение в истине своего слова. Тут дается разуметь, что то, что имеет быть изречено, не подлежит сомнению, что он ручается за это всем своим авторитетом. Евангелие, им благовещенное, не из круга человеческих дел, не под силу человеку, и ожидать нельзя, чтобы человек умом своим мог придумать его. «Оно составлено не по человеческим умозаключениям» (блаженный Феодорит). «Евангелие, принятое Церквами всего мира, Божие Евангелие, а не человеческое» (Блаженный Иероним). Благовествование благовещенное от мене — не то, как я всюду его благовествую, а как благовествовал его у вас, в том виде, смысле и значении, как я вам его передал и как вы приняли. Для нас же это все одно, как бы апостол сказал: Евангелие, которое благовествую; ибо он всюду одинаково благовестил.
Неделя 20-я по пятидесятнице. Послание к Галатам апостола Павла, 200 зачало, глава I, 11-19.
Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
Блаженный Феофилакт Болгарский:
Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
Хочет показать им, что он истинно отступил от закона, и для этого напоминает о прежней своей жизни и о резкой перемене, показывая, что он не перешел бы вдруг от иудейства, если бы не имел некоего божественного удостоверения. Поэтому и говорит: «Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое», то есть не человека я имел учителем, а был учеником Самого Христа.
ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
Так как клеветники говорили, что он не был, как прочие апостолы, непосредственным слушателем Христа, а все принял от людей, то он говорит, что открыл мне Евангелие Сам Тот, Который научил и Петра и других.
Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе,
Откуда видно, что чрез божественное откровение получил я Евангелие? Из прежней моей жизни. Ведь будучи таким гонителем, как бы я мог вдруг измениться, если бы не извлекло меня некое божественное явление? А что я был ревностным гонителем, видно из того, что слышали об этом и вы, галаты, столь далеко живущие от Иудеи.
что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
Заметь, как сильно он выражается. Ибо не сказал «гнал», а «жестоко гнал». И не только это, но даже «опустошал», то есть пытался разрушить до основания и истребить, – ведь в этом состоит дело опустошителя.
И преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
Всех, говорит он, сверстников я превзошел горячностью, и в войне против Церкви шел впереди; иначе: был в чести у иудеев. Но не думай, что это было делом тщеславия или гнева, а из ревности. Итак, если я боролся против Церкви не по человеческим каким-нибудь расчетам, но из ревности по Боге, хоть и заблуждался, то как же теперь, когда познал истину, стал бы я проповедовать из любви к человеческой славе что-нибудь другое, а не то, что повелевает истина и чему научил меня Христос.
Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей:
Если от чрева матери он предназначен был к благовестию и избран Богом, то, конечно, по некоторому божественному распоряжению оставался некоторое время в иудействе, без сомнения, для того, чтобы эта столь резкая перемена в нем привлекла многих к вере и утвердила в ней. Избрал же его Бог не по жребию, а по предведению, что он достоин.
и призвавший благодатью Своею,
Хотя Бог призвал его за добродетель, ибо сказано: «он есть Мой избранный сосуд» (Деян.9:15), – но он скромно говорит, что призван благодатью не по достоинству, а по милости.
благоволил открыть во мне Сына Своего,
Не сказал: открыть мне, но – «во мне», показывая тем, что получил наставление не словесное только, но и сердце его исполнилось многого Духа, так как знание это запечатлелось во внутреннем человеке и Христос в нем говорит.
чтобы я благовествовал Его язычникам, –
Бог открыл мне Сына не с тем только, чтобы я познал Его, но и для того, чтобы проповедовать Его другим. Потому что не только то, что он уверовал, но и то, что он был избран для проповеди, было от Бога. Как же после этого вы говорите, что люди меня учили? И не просто, «чтобы я благовествовал Его», но «язычникам». Так как же бы я мог язычникам проповедовать обрезание?
я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
То есть не пошел на совещание к апостолам, ибо их он называет плотью и кровью, именуя их так по естеству; или же говорит это вообще о всех людях, потому что в деле веры ни один человек не был его учителем.
и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам,
Каким образом мог сказать это апостол? Неужели он настолько возгордился, что считает себя самодовлеющим и не имеющим нужды в советниках? И разве он не слышал изречения: «не будь мудрецом в глазах твоих» (Притч.3:7); и: «горе тем, которые мудры в своих глазах» (Ис.5:21)? Нисколько. Но так как клеветники его говорили, что должно слушаться апостолов, а не его, и что те были апостолами прежде него, то он принужден был сказать это, чтобы унять обольстителей. Да и неразумно было бы наученному Богом потом внимать людям. Итак, не по превозношению говорит он это, а чтобы показать достоинство своей проповеди. Правда, он приходил и в Иерусалим, но не с тем, чтобы учиться, а с тем, чтобы убедить других, что и живущие в Иерусалиме думают так же. Потом не тотчас пришел, то есть в начале, а после; да и то для убеждения других.
а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
Он ходил по местам невозделанным и диким, так как если бы он оставался между апостолами, то проповедь его встретила бы препятствия и не так быстро распространялась бы. Поэтому он пошел к самым диким народам. Но обрати внимание на смирение: перечисляя города, он нигде не сказал, сколько обратил, хотя в Дамаске он в такое смятение привел иудеев, что подвергся преследованию со стороны этнарха. Итак, если кажется, что он говорит много о себе, то говорит не ради тщеславия, но для того, чтобы не потерпела ущерба его проповедь, если ему не станут верить, как человеку простому и ученику учеников.
Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром:
И это доказательство смирения: столько совершивший, он отправился к Петру не из-за пользы какой-нибудь, а ради простого свидания, оказывая ему честь, как высшему. Посему не сказал: «видеть Петра» (ίδεΐν), а «видеться» (ίστορήσαι), как выражаются изучающие великие и прекрасные города; подобно тому, как и мы отправляемся к святым мужам, но мы скорее для пользы, а он ради одной чести.
и пробыл у него дней пятнадцать.
Свидание – выражение чести, а пребывание – выражение дружбы и горячей любви. И не сказал, что учился, но «пробыл у него», вместо «с ним».
Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
Хотя пришел он ради Петра, – так он его почитал и любил, – но видел и Иакова, и о нем он также упоминает с почтением, называя его «братом Господним», – так далек он был от зависти! И действительно, если б он хотел отличить, то назвал бы его сыном Клеопы. Ведь по плоти он не был братом Господним, а только считался. Как же он приходился сыном Клеопе, слушай: Клеопа и Иосиф были братья; когда Клеопа умер бездетным, Иосиф восстановил ему семя и родил его и других его братьев, и Марию, которую, хотя она была дочерью Клеопы, Евангелие называет сестрой Матери Господа, так как Иосиф по отношению к Пресвятой Деве сохранял скорее заботливость отца, чем расположение мужа.