апостол павел где похоронен
Как умерли апостолы и где они похоронены?
Почти каждый верующий может перечислить святых апостолов по именам, но далеко не все могут с ходу ответить, как сложилась судьба каждого из них после смерти и воскресения Иисуса Христа. Мы сделали для вас краткую подборку фактов о жизни и смерти первых учеников и о том, где можно поклониться их мощам сегодня.
Андрей — получил в апостольский удел северные земли (Скифию) и проповедовал христианство балканским и причерноморским народам. Распят около 70 г. н.э в городе Патры (Греция). Тело апостола покоится в Амальфи, в Италии, куда было превезено крестоносцами в 1208 году.
Иаков Заведеев (Старший) — участвовал в проповеди о воскресшем Христе и в устроении Церкви в Иерусалиме и в других местах. О его мученической кончине сообщается в Деян 12, 1-2, где сказано, что Ирод Агриппа I, получивший в 41 н.э. в управление Иудею, Самарию и Идумею, арестовал «некоторых из принадлежащих к Церкви, чтобы сделать им зло», при этом он «убил Иакова, брата Иоанна, мечом». Судя по дальнейшему повествованию, это произошло в 44 н.э. Покоится в одном из крупнейших паломнических центров мира — в Сантьяго-де-Компостела в Испании.
Иаков Алфеев (Младший) — согласно житию, проповедовал в Иудее и на юго-востоке нынешней Турции. Забит камнями около 65 г. н.э., предположительно в Мармарике, ныне покоится в Базилике свв. Апостолов в Риме.
Иуда Фаддей — согласно преданию, проповедовал в Палестине, в Аравии, Сирии и Месопотамии, умер мученической смертью в Армении во второй половине I века н. э. Покоится в монастыре св. Фаддея на северо-западе Ирана. Часть мощей пребывает в Соборе св. Петра в Риме.
Симон Кананит (Зилот) — проповедовал Евангелие в Иудее, Египте, Абхазии и Ливии. Принял мученическую кончину на Черноморском побережье Кавказа — был заживо распилен пилой. Мощам апостола можно поклониться в Соборе св. Петра в Риме и в Базилике ап. Андрея в Кёльне.
Филипп — проповедовал в Галилее, Греции и в Иераполе Сирийском. Согласно одной версии, распят вниз головой, согласно другой — обезглавлен в 80 г. н.э. в городе Иераполе Фригийском. Мощи покоятся в Базилике свв. Апостолов в Риме.
Варфоломей — проповедовал Евангелие в Малой Азии вместе с апостолами Филиппом и Иоанном. Возможно, также проповедовал в Индии и в Армении и погиб мученической смертью (по преданию, язычники распяли его, но он продолжал проповедовать с креста, тогда с апостола содрали кожу и после обезглавили). Ныне покоится в Базилике св. Варфоломея в Риме.
Матфей — о его служении после сошествия Святого Духа Климент Александрийский сообщает следующее: «Матфей первоначально проповедовал евреям; собравшись же к другим народам, вручил им свое Евангелие, написанное на родном языке. Отзываемый от них, он оставил им взамен свое Писание». О проповеди Матфея «другим народам» достоверных сведений не сохранилось. Единого мнения о месте погребения апостола также нет, но наиболее вероятно, что сегодня он покоится в г. Салерно (Италия).
Фома — Евсевий Кесарийский сообщает, что для проповеди Фоме, выпала по жребию Парфия. Историография также связывает апостольские труды Фомы с Индией. По преданию, Фома был пронзен копьем. В 1144 мощи Фомы были перенесены крестоносцами на о. Хиос в Эгейском море, а в 1258 переправлены в г. Ортону, Италия, где и находятся до сих пор.
Апостол Павел (Савл из Тарса) — не входил в число 12 апостолов и был призван уже после вознесения Иисуса Христа и сошествия Святого Духа, однако, почитается Церковью наравне с остальными апостолами. Проповедовал Христа в Малой Азии, Македонии, Греции, на Кипре, Крите, Мальте и Сицилии, а также в Риме, где был казнен в одно время с апостолом Петром. Так как Павел был римским гражданином, его обезглавили мечом. Останки апостола покоятся в Базилике св. Павла вне стен в Риме.
Фото: diafilmy.su
Автор:
Жизнь с верой интереснее во сто крат. Мы проверяли!
Тайна гробницы апостола Павла
Не так давно специальная археологическая служба Ватикана обнаружила в римских катакомбах изображения христианских апостолов. На фресках, расположенных на потолке одного из склепов знаменитой Мамертинской темницы, изображены апостолы Петр, Павел, Андрей и Иоанн. Датируют уникальную находку периодом от второй половиной IV до первой половиной V в. нашей эры.
По мнению ватиканских ученых, столь ранняя дата может являться дополнительным косвенным подтверждением легенды о том, что именно в Мамертинской темнице апостолы Павел и Петр были заключены перед казнью.
Пустая гробница
Согласно христианским преданиям, в Мамертинскую темницу апостолы Петр и Павел были брошены при императоре Нероне во время гонений на христиан. Утверждается также, что в темнице они смогли чудесным образом открыть источник воды и крестили в нем тех, кто был заключен вместе с ними, а также стражников.
Предания утверждают, что апостолы были казнены в один день — примерно в 64 г. (по другой версии — в 67—68 гг.). Перед смертью Павел и Петр простились, после чего их повели в разные места на казнь. Утверждается, что Павла обезглавили, а Петра распяли вниз головой, отчего и крест на алтаре в Мамертинской темнице перевернут.
С тех пор появилась легенда, что апостолов похоронили где-то неподалеку от места их казни. Больше всего сведений у исследователей накопилось о возможном месте захоронения апостола Петра.
В частности, кардинал Пачелли с юных лет мечтал доказать, что гробница Петра находится под собором Святого Петра в Ватикане, и даже надеялся найти останки великого святого. Подходящий случай представился в феврале 1939 г., когда скончался Папа Пий XI. Понтифик завещал похоронить себя под собором Святого Петра в Ватикане, у южной стены подземелья, рядом со склепом Пия IX.
Когда стали готовить последнее земное пристанище умершему, выяснилось, что достаточного места для нового захоронения там нет. Но Управляющий делами Церкви кардинал Пачелли (через несколько дней он станет Папой Пием XII) приказал продолжать работы и копать глубже, под самую стену. Пройдя вглубь около 20 см, рабочие, к своему удивлению, обнаружили еще один мраморный пол.
После этого по распоряжению Пачелли в течение десяти лет, с 1939 по 1949 гг., в подземельях собора Святого Петра шли тайные раскопки. Работам не смогла помешать даже Вторая мировая война. Но отчет об этих раскопках был опубликован лишь в 1952 г.
Итак, вот какая картина вырисовывается по результатам раскопок 1939-1949 гг. В 67 г. апостол Петр был казнен в цирке Нерона в Риме и погребен на ближайшем кладбище. Через 13-15 лет христиане выкупили этот участок и возвели вокруг могилы Петра каменную стену. Во II в. соорудили еще одну стену. Это место стало священным не только для тех, кто видел апостола, но и для будущих поколений христиан.
Есть предположение, что в 258 г. мощи святого Петра были перевезены в Испанию и спрятаны в Сан-Себастьянских пещерах. То был период новых гонений на христиан. Но в 336 г., в правление императора Константина, в условиях веротерпимости, останки апостола вновь вернулись на старое место, в Рим.
Вот что рассказывал в 1952 г. об «огороженном месте» один из руководителей раскопок аббат Ферруа: «Мы обследовали его вдоль и поперек и установили, что это и есть гробница святого Петра, но, к сожалению, она оказалась пустой!»
Папа Бенедикт XVI: Останки апостола Павла найдены!
Поиски места захоронения апостола Павла заняли у исследователей намного больше времени. Следует пояснить, что Павел не входил в число двенадцати апостолов-учеников Иисуса Христа. Он был одним из активных гонителей христиан и до обращения в веру носил имя Савл.
Однако после казни Христа он стал одним из главных идеологов христианства и автором нескольких книг Нового Завета. Апостол Павел стал ревностным проповедником Евангелия в Палестине, Греции, Малой Азии, Италии и других странах античного мира. За распространение христианской веры Павел перенес много страданий и был казнен.
И вот недавно Папа Римский Бенедикт XVI объявил, что в Риме, наконец-то, обнаружены останки апостола Павла. Понтифик сообщил, что впервые в истории было проведено научное исследование саркофага, находящегося под алтарем римского храма, полное название которого — базилика Святого Павла за городскими стенами.
По словам Папы, в саркофаге были найдены фрагменты человеческих костей, относящихся к I-II вв. н. э. По мнению понтифика, поскольку храм назван в честь того, кто погребен под его сводами, то (следуя логике в чем-то похожей ситуации с местом захоронения апостола Петра) найденные останки принадлежат одному из последователей Христа – апостолу Павла.
«В саркофаге, никогда ранее не открывавшемся на протяжении веков, было проделано мельчайшее отверстие для введения зонда, посредством которого были обнаружены: следы драгоценной льняной ткани, окрашенной в пурпурный цвет; пластина из чистого золота и ткань голубого цвета с волокнами льна. Было также обнаружено присутствие красного ладана, а также белковых и известковых соединений», — сообщил Папа Бенедикт XVI.
Однако ученые утверждают, что доказать принадлежность останков именно апостолу Павлу невозможно. «Анализ можно проводить только с исторической точки зрения. Анализ на основе ДНК можно было бы провести, если бы у Павла были потомки. Но их нет, — заявил руководитель лаборатории ДНК-диагностики Медико-генетического научного центра Александр Поляков. — Если говорить об углеводородном анализе, который проводили, то у него возможны серьезные ошибки. Если он показывает возраст 2000 лет, то это означает, что подлинный возраст может быть и 4000 лет. Это очень приблизительная оценка».
Впрочем, служители Церкви считают, что доказывать принадлежность останков апостолу Павлу и не нужно. «Базилика Святого Павла всегда почиталась как священное место. Миллионы туристов приезжали сюда каждый год. И вдруг говорят — находка! Никакой находки нет. Просто те, кто сомневались, что в саркофаге апостол Павел, решили избавиться от сомнений. Но пока результаты экспертизы свидетельствуют только о том, что место издревле было почитаемо. Именно потому в гробнице лежат остатки дорогих тканей II-III вв. Но это не доказывает, что в гробнице — мощи апостола Павла», — сказал дьякон Андрей Кураев.
Вместе с тем, священнослужители настаивают, что корректность исследований обнаруженных древних останков – это внутреннее дело Церкви, и эти работы никак не влияют на христианскую веру в целом.
С этим мнением согласен и российский писатель, магистр богословия Илья Стогов. Он считает, что экспертиза останков, якобы принадлежащих апостолу Павлу, — это сегодня, скорее, вопрос археологии, чем религии.
Из всего этого можно сделать вывод, что человечеству, похоже, пока не суждено узнать правды о захоронении одного из святых христианской церкви – апостола Павла.
Святой апостол Павел: биография, проповедь и учение
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Человека более неординарного и значимого, чем апостол Павел, найти трудно. Он не был апостолом «от двенадцати». Не входил он и в число семидесяти, избранных Христом. Тем не менее, именно он стал первоверховным апостолом вместе с Петром. Его вклад в миссионерскую работу трудно переоценить.
Житие
Апостол Павел
Из деисусного чина
Школа или худ. центр: Византия
1387–1395 гг.
149 × 97 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 12752
Икона входит в состав Высоцкого полуфигурного деисусного чина.
Происхождение
Будущий апостол родился в 1 веке в городе Тарсе Киликийском. Сейчас это территория Турции. Годы жизни апостола — 5-67 гг. Савл — именно так его назвали родители — вырос в глубоко верующей иудейской семье, следовавшей строгим канонам фарисейского благочестия. В лучшем понимании этого слова.
Судя по всему, семья Савла была очень не бедной, поскольку будущий апостол был гражданином Римской империи. А такой чести в Палестине удостаивались немногие. У подданных Рима была масса привилегий. Одна из них заключалась в том, что судить, в случае совершения какого-либо преступления, их мог только Кесарь. И в будущем это сыграло на руку Павлу.
Полезные материалы
Родители Савла мечтали видеть его раввином и отправили учиться в Иерусалим, к знаменитейшему в то время учителю и ученому Рабану Гамалиэлю бен Шимона ха-Закену. патриарху фарисейской партии. Стоит заметить, что несмотря на свой высокий сан, Гамалиэль (в христиансте — Гамалиил) придерживался весьма свободных взглядов и не раз призывал Синедрион не преследовать последователей Христа.
Заметим, что Савл весьма преуспел в науках. Он отлично знал Тору — священную книгу иудеев, А также ее толкования. Кроме того, юноша овладел искусством шитья палаток, и в будущем это позволило апостолу саму зарабатывать на жизнь.
Апостол Павел
Из деисусного чина
Школа или худ. центр: Москва
Последняя четверть XIV в.
210 × 117 см
Благовещенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия
Инв. 3238 соб/ж-1391
Икона находится в деисусном чине собора.
Преследование христиан
В отличие от своего великого либерального учителя, Савл придерживался совсем других взглядов. Выросший в ортодоксальной иудейской семье, он был уверен, что человек, которого подвергли распятию – самой позорной казни, не может быть тем самым Мессией. Не может быть сыном Бога человек, разрушавший все устои и напрямую обращавшийся к Богу, минуя все храмовые ритуалы и не признавая первенства Иерусалима и Храма.
Он самым строжайшим образом чтил Моисеев закон и, еще будучи совсем молодым, прославился жестокими преследованиям христиан. Савл присутствовал на казни первомученика Стефана, хотя, в силу возраста, и не принимал в ней непосредственного участия.
Зато уже через год, достигнув совершеннолетия (в Палестине в те годы это был возраст 13 лет), он со всем рвением закидывал последователей Христа камнями и подвергал их мучениям. А вскоре, с разрешения Синедриона, Савл отправился из Палестины в Дамаск. Все с той же миссией — очистить мир от последователей Распятого.
Обращение
Но замысел Господень ведом только Ему. Савл смог убедиться в этом лично. По дороге в Дамаск произошло то, что превратило его из ярого преследователя христиан в величайшего учителя, несущего миру весть о воскресшем Христе.
Случилось это в жаркий солнечный день. Савл вместе со своими спутниками шел по дороге из Иерусалима в Дамаск. Вдруг его глаза поразил ярчайший свет. От страха ослепший юноша упал прямо в дорожную пыль и вдруг услышал голос:
Попутчики Савла слышали то же самое, однако яркого света они не видели — ослеп один Савл. Потрясенные до глубины души, они подхватили юношу и отправились туда, куда велел им Господь. В Дамаске Савла привели к христианину по имени Анания.
В течение трех дней он впитывал все, что тот мог рассказать ему о Христе и уже глубоко уверовавшим в Спасителя человеком, принял Святое Крещение. И, о, чудо! Лишь погрузившись в воду, Савл прозрел!
С тех пор началась новая жизнь — величайшего христианского проповедника и учителя.
Апостол Павел
Из деисусного чина
Школа или худ. центр: Тверь
Первая половина XV в.
111 × 43 см
Государственная Третьяковская галерея,
Москва, Россия
Инв. 15056
Икона относится к тверскому деисусному чину
из собрания А. И. Анисимова.
Служение (1, 2, 3 миссионерские путешествия)
Сам себя апостол Павел именовал «Апостол языков» (то есть язычников). И не случайно. Вскоре после принятия святого Крещения бывший гонитель христиан сам стал гонимым и преследуемым. Свою деятельность и проповедь о Христе Савл начал среди аравийских иудеев, проповедуя в синагогах.
Однако такое положение дел не устроило ни самих иудеев, ни правителя Арета IV Филопатриса. В проповеди Савла они усмотрели подрыв основ веры, и проповедник был объявлен в розыск. В целях безопасности Савл бежал в Иерусалим.
Однако и там он не был принят с распростертыми объятиями. Если из Дамаска его выгнала ярость бывших единоверцев, то в Иерусалиме встретило недоверие братьев во Христе. Они никак не могли принять своего бывшего гонителя. На выручку Савлу пришел апостол Варнава — он взял его под свое покровительство.
Покинув Иерусалим, Савл пошел в свой родной город, а оттуда — в Антиохию. Где собственно, и началось его первое миссионерское путешествие, которое длилось 6 лет, с 45 до 51 года. В путь он отправился вместе со своим сподвижником, апостолом Варнавой.
Сначала они вернулись в Иерусалим, а оттуда отправились Крит. Попытка проповеди среди иудеев не принесла желаемого результата. Более того, Савла, а с этого времени уже Павла, иудеи подвергли жестоким преследованиям и побоям.
Однажды, после побивания камнями, они оставили его умирать. Но у Господа были свои планы. Проповедник выжил. И отправился с проповедью к языческим народам. Путешествуя, Павел с Варнавой основали общины в нескольких крупных населенных пунктах, среди которых Икония, Дервия, Листра, Антиохия Писидийская. В 51 году, при участии Павла, на первом соборе в Иерусалиме, было принято решение, что новообращенные братья могут креститься без предварительного соблюдения Моисеевых обрядов.
В 51 году Павел отправляется во второе путешествие. Сначала он побывал в малоазийских церквях, а после этого решил пойти с проповедью в Европу. Несколько христианских общин он основал в Македонии, встретился с евангелистом Лукой и отправился с проповедью в Грецию. После проповеди в Афинах, он пошел в Коринф, где также основал новую Церковь. Больше года Павел жил в доме своих новых друзей супругов Присциллы и Акилы. Оставив Коринф, Павел пошел в Антиохию, попутно зайдя в Эфес, Кесарию и Иерусалим.
В 56 году Павел снова отправился в дорогу. Это путешествие было самым коротким из всех — до 58 года. Как всегда, Павел вначале навестил основанные им общины, которые за эти несколько лет заметно выросли, а затем отправился в Эфес. Там, кстати, был написан один из самых знаменитых трудов апостола — 1-е послание к Коринфянам, а также послание к Галатам.
Однако проповеди миссионера были по душе далеко не всем. Некий серебряных дел мастер по имени Дмитрий, поднял бунт против проповедника, и Павел вынужден был оставить Эфес и уехать в Иерусалим, посетив при этом Македонию.
Заключение, смерть
Впрочем, Иерусалим тоже встретил Павла весьма недружелюбно. Против него возник мятеж, в результате которого проповедник был схвачен и арестован. Вот тут и пригодилось гражданство Римской империи. Проведя два года в заключении, Павел пожелал отправиться в Рим. Отказать в этом праве ему не могли.
Но корабль, на котором Павел отправился в путь, неподалеку от Мальты потерпел кораблекрушение. Так что в «Вечный город» Павел прибыл лишь в 62 году. Надо сказать, что чувствовал он там себя весьма свободно. Власти сквозь пальцы смотрели на его миссионерскую деятельность, и Павел совершенно свободно проповедовал на улицах. Здесь же, в Риме, были написаны несколько знаменитых его трудов — послание к Филимону, к Ефесянам и Колоссянам.
Достаточно противоречивы сведения о том, как сложилась судьба Павла дальше. Некоторые исследователи утверждают, что он был казнен в 64 году, как раз в то время, когда начались нероновские гонения на христиан.
Однако из других источников, в том числе и из посланий апостола Павла, становится понятно, что спустя некоторое время он вновь отправился на восток, погостив в основанных им церквях и рукоположив во епископа Ефеса своего ученика Тимофея. Потом, встретившись с апостолом Петром, вместе с ним прошел всю Италию и осуществил свою давнюю мечту — принес весть о Христе в Испанию.
Вернувшись в «вечный город», Павел был снова заключен в темницу, откуда уже не вышел до самой казни. Правда, сохранились предания о том, что апостол в эти годы учил даже при дворе Нерона.
Казнь апостола Павла состоялась в 67 году. Как подданному кесаря, ему отрубили голову. По преданию, в местах, где голова апостола трижды ударилась о землю, забили 3 источника. Сейчас на этом месте расположен монастырь у Трех источников.
Апостол Павел
Из деисусного чина
Школа или худ. центр: Тверь
Конец XV в.
Евсеева, Кочетков, Сергеев 1974: XV в.
Салтыков 1981: Вторая половина XV в.
София Премудрость Божия 2000: Последняя четверть XV в.
84 × 59 см
Центральный музей древнерусской культуры и
искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Инв. КП 994
Из деисусного чина конца XV в.
из Весьегонского района Тверской области.
Где находятся мощи
Сразу же после казни, христиане отметили то место, где он был похоронен. Позже император Константин Великий основал на этом месте базилику святого Павла. Она расположена расположена за Аврелиановыми стенами, в южной части Вечного города.
Но есть еще одно место в Риме, где можно поклониться учителю веры. Вернее, сразу обоим первоверховным апостолам — Павлу и Петру. В Латернской базилике святого Иоанна Крестителя в специальном ковчеге, расположенном на высоте в 10 метров, хранятся главы первоверховных апостолов.
В 1410 году Андрей Рублев создал образ апостола Павла, признанный каноническим. На иконе апостол держит в руках Евангелие. Чудотворный образ находится в Успенском соборе во Владимире, а списки его есть во многих православных храмах. Верующие люди рассказывают о многочисленных чудесах исцеления по молитвам возле лика апостола.
Кроме того, апостолу Павлу принято молиться об укреплении веры, воцерковлении близких людей, исцелении душевных недугов, облегчении боли, придании сил и мудрости в миссионерской деятельности.
Икона святого Павла
Из деисусного чина
Первая треть XVI в.
Дерево, темпера.
95 × 63.5 см
Государственный музей-заповедник
«Ростовский Кремль», Ростов, Россия
Инв. И-545
Происходит из деисусного чина
церкви Покрова села Гуменец Ростовского района
Ярославской области.
Апостольские послания
Сам апостол Павел называл себя «наименьшим» среди учеников Христа — он никогда не забывал, кем он был, прежде чем стать последователем Спасителя. Тем не менее, в 1-м послании к Коринфянам он сказал:
И это замечание справедливо.
Наследие апостола включает в себя 14 посланий, практически систематизирующих учение Христа. В Священном Писании его труды расположены в следующем порядке:
1. Послание к Римлянам.
2. Первое послание к Коринфянам.
3. Второе послание к Коринфянам.
4. Послание к Галатам.
5. Послание к Ефесянам.
6. Послание к Филиппийцам.
7. Послание к Колоссянам.
8. Первое послание к Солунянам.
9. Второе послание к Солунянам.
10. Первое послание к Тимофею.
11. Второе послание к Тимофею.
12. Послание к Титу.
13. Послание к Филимону.
14. Послание к Евреям.
Все апостольские послания можно разделить на 2 группы — пастырские (например, послание к Титу и Тимефею) и общехристианские (такие, как послания к Коринфянам, Галатам и т.д.)
Что отличает послания апостола от произведений других авторов — все они написаны простым, живым языком. Читая их, чувствуешь, будто общаешься с близким человеком. Особенно проникновенно в этом плане 1-е послание к Коринфянам, вернее его 13 глава — «гимн Любви», как называют ее многие.
Одним из самых важных вопросов, которых касался апостол Павел в своих посланиях был вопрос Церкви. Согласно учению апостола, Церковь представляет собой тело Христово, членами которого являются христиане:
Догматическая часть посланий открывает всю глубину знаний апостола не только книг Нового, но и Ветхого Завета.
Апостолы Петр и Павел
Последняя четверть XVII в.
Дерево, темпера
32 × 27 см
Рыбинский государственный историко-архитектурный и
художественный музей-заповедник, Россия
Инв. РБМ 4998
Жизнь первоверховного апостола трудно было назвать легкой. Для Спасения других он не считал унизительным делать то, что требовалось в каждом конкретном случае:
Неся весть о Христе, он претерпел многие гонения, аресты, жестокие избиения… Но ни боль, ни страх, ни лишения не могли остановить его. Всегда помня о своем прошлом, он, всей своей жизнью доказал, что даже самый яростный гонитель Христа способен стать самым преданным его последователем.