апостол павел о разводе
«Кто разведется с женою своею. »
Продолжая Нагорную проповедь, Иисус Христос провозгласил: «Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» ( Матф.5:31–32 ). Чтобы правильно понять слова Иисуса Христа, нужно знать, что у древних евреев существовал обычай, позволяющий им разводиться с их женами. Жене, которая стала противна мужу, муж писал разводное письмо. После этого жена являлась свободной женщиной и снова могла выйти замуж. Этим обычаем евреи злоупотребляли и часто разводились с женами, даже по незначительным причинам, ссылаясь при этом на закон Моисея.
О разводе в законе Моисея сказано: «Если кто возьмет жену и сделается её мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит её из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа, но и сей последний муж возненавидит её и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит её из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший её себе в жену, – то не может первый её муж, отпустивший её, опять взять её себе в жену, после того как она осквернена» ( Втор.24:1–4 ).
Как видим, в законе Моисея указывается на обычай, разрешающий мужу отпускать жену с разводным письмом, которая «не найдет благоволения в глазах его», то есть мужа, «потому что он (муж) находит в ней что-нибудь противное». Но, наряду с этим повелением, в законе Моисеевом содержится предписание о том, что муж не должен после развода сочетаться браком со своей бывшей женой.
То, что развод, разрешаемый Ветхозаветным законом, Иисус Христос оправдывал только одной единственной причиной – наличием греха прелюбодеяния, и то, что Иисус Христос не допускал развод в других случаях, – все это способствовало укреплению брака и возвращению брака, изуродованного грехом, к его первозданной чистоте. Это также способствовало пресечению разводов по незначительным, пустяковым причинам, что широко применялось у древних евреев.
Непримиримые критики Библии, комментируя это место Евангелия, обычно указывают на якобы имеющееся противоречие между Моисеевым Законом и словами Иисуса Христа о разводе. При этом критики ссылаются на Моисеево пятикнижие, говоря о том, что в законе Моисея развод разрешен по множеству причин, по которым жена «не найдет благоволения в глазах» мужа. Критики утверждают, что по многим причинам муж в жене может найти «что-нибудь противное и напишет ей разводное письмо» ( Втор.24:1–4 ), то есть имеет право по закону Моисея развестись с нею. А вопреки этому утверждению Иисус Христос указывает только одну, единственную причину для развода в виде греха прелюбодеяния. Естественно, непримиримые критики Библии как всегда не правы. Противоречий между Моисеевым Законом о разводе и словами Иисуса Христа, указывающего на одну единственную причину допускающую развод, не существует. И вот почему. Иисус Христос – это вочеловечившийся Бог, Который пришел на землю чтобы не нарушить, а исполнить закон. «Не думайте, ято Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Матф.5:17 ). Поэтому именно Иисус Христос, как Бог, имеет неотъемлемое право толковать, пояснять, дополнять и уточнять Закон Божий, причем не нарушая этого Закона.
Наряду с притчами и аллегорической речью, Иисус Христос изъясняется и краткими выводами-формулами, которые можно пояснить и расшифровать с позиций логики, разума и здравого смысла. Так и в данном случае краткое утверждение-вывод о том, что развод разрешается по одной единственной причине, тоже поддается анализу и обоснованию.
Итак закон Моисея разрешает разводиться со своей женой и необходимо уточнить причину, позволяющую развод. Мужчина берет себе в жены конкретную (им избранную) женщину, потому что она ему нравится, является приятной, любимой, соответствует его запросам о красоте и о душевных качествах. Поэтому именно с этой, а не с другой женщиной, этот мужчина решил связать свою жизнь и создать семью. В таком случае единственной причиной, при которой мужчина может отказаться от любимой женщины, когда она не нашла в его глазах благоволения и стала ему противной, и может быть наиболее веская уважительная причина в виде осквернения брачного ложа. Именно об этой причине и говорит Иисус Христос в Нагорной проповеди. Как вочеловечившийся Бог, Который имеет полное право пояснять, уточнять и дополнять Закон Божий, Иисус Христос конкретно указывает на причину развода, разрешенного Законом Моисея. Иисус Христос конкретно поясняет как нужно понимать слова из Закона Моисея о разводе, указав своим изречением на то, что любимая жена может потерять благоволение в глазах мужа и сделаться для него противной, по одной лишь причине, когда она совершит измену и нарушит верность супружескому долгу.
У некоторых людей может возникнуть вопрос о той ситуации, когда муж первоначально любил свою жену, а потом разлюбил её или влюбился в другую женщину. Можно ли в этой ситуации совершать развод? Согласно словам Иисуса Христа, коль факта прелюбодеяния не было, разводиться нельзя. А жениться надо только в том случае, когда любовь к женщине настолько сильна, что заставит оставаться мужчину верным ей всю жизнь.
Поэтому, из слов Иисуса Христа сам собой вытекает логический вывод, что не нужно совершать поспешных браков. А в брак вступать надо только тогда, когда человек хорошо проверит свои чувства, и сумеет сохранить на всю жизнь супружескую верность, чтобы потом не разводиться. И если муж будет сильно любить свою жену, то он и не будет прелюбодействовать с другой женщиной.
Как видим, между разрешением на развод, указанном в Законе Моисея, и словами Иисуса Христа о разводе по причине прелюбодеяния, противоречий нет, потому что Иисус Христос уточнил причину развода, высказанную в Законе Моисея, указав на то, что любимая жена теряет «благоволение в глазах» мужа и что муж «находит в ней (в жене) что-нибудь противное» тогда, когда жена допускает грех прелюбодеяния.
Все остальные виды браков, совершаемые без любви, по расчету, или по иным корыстным мотивам, представляют собой сделку для достижения определенной цели, а не брачный союз. Поэтому брак без любви не является единством душ и сердец двух людей, не может быть крепким, и как мина замедленного действия, приводит к греху.
О причине развода и о браке Иисус Христос говорит не только в Нагорной проповеди, но и в беседе с фарисеями. «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» ( Матф.19:3–9 ). Об этом же говорится и в Евангелии от Марка ( Мар.10:2–12 ).
Чтобы понять слова Иисуса Христа о браке и разводе, нужно уяснить, что представляет собой брак по учению Христову. Когда к Иисусу Христу подошли фарисеи и спросили Его о том «по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею» ( Матф. 19,3 ), Иисус Христос, перед тем как дать ответ на этот вопрос, говорит о Своем воззрении на брак. Спаситель сказал о браке так: «не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Матф. 19:4–6 ).
Для того, чтобы понять слова Иисуса Христа лучше и точнее, возьмем славянский перевод процитированного выше Евангелия от Матфея, в котором в главе 19 в стихе 4-м вместо слова «мужчина» написано «мужской пол». В славянском переводе Евангелия слова Спасителя звучат так: «Сотворенный искони мужеский пол и женский сотворил Я есть и рече. будета оба в плоть едину». Эти слова, более ясно выражающие мысль Иисуса Христа, обозначают следующее. Господь Бог создал мужчину как мужскую часть, то есть половину человечества. Слово пол – обозначает половина. Господь Бог сотворил и другую часть, то есть половину человечества в виде женщины. Затем Господь Бог повелел этим половинам (полам мужескому и женскому) объединиться в одно целое, составить из двух половинок одну плоть, живущую как бы одним существом в своей совместной жизни. «И будут два одною плотью» ( Матф.19:5 ). «Так что они уже не двое, но одна плоть» ( Мар.10:8 ).
Апостол Павел в своем послании к Коринфянам, объясняя учение Христово о браке, писал: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» ( 1Кор.7:4 ). Слова о том, что жена и муж не властны над своими телами, нужно понимать в том смысле, что они не владеют своими телами, так как единство плоти мужа и жены в их браке основывается прежде всего на том, что муж предоставляет свое тело в исключительное обладание, владение жене. А жена предоставляет свое тело в такое же безграничное использование и владение своему мужу. При появлении постороннего человека, завладевающего телом одного из супругов, происходит разрыв соединившихся двух плотей в одну, и разрушение брачного союза. Вот почему, придавая браку огромное значение как явлению, установленному Самим Богом, Иисус Христос все же разрешал развод по одной существенной причине – из за прелюбодеяния. Так как при совершении прелюбодеяния одного из супругов, то есть появление третьего лица, происходит разъединение мужской и женской половины, ранее объединенной в одно целое. Возникает раскол брака, состоящего из женской и мужской части на две самостоятельные части, и деление одной плоти на две, что в свою очередь приводит к распаду брачного союза, так как мужчина и женщина в браке уже не представляют собой одно целое.
Из слов Иисуса Христа видно, что Он относится к браку не как к простому сожительству мужчины и женщины, а как к священному союзу, установленному Самим Господом Богом в начале начал. И коль брачный союз освящен Богом, то он должен быть не расторжим. «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Матф. 19,6 ). Эти слова Иисуса Христа нужно понимать как указание на то, что брачный союз, представляющий собой священное объединение двух человеческих полов (половинок) в одно целое, не должен расторгаться и разрушаться, за исключением конечно единственного случая, когда брак перестает быть браком, по причине прелюбодеяния при вмешательстве в брак постороннего человека.
Поэтому при совершении брака и нужно осмотрительно и вдумчиво выбирать себе такую супругу (половину), с которой не втягость можно было бы прожить всю жизнь, деля с ней радости и огорчения, и не допуская развода. Ведь Господь Бог создал для мужчины только одну женщину (как для Адама была сотворена одна Ева), с которой он должен прожить всю свою земную жизнь. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» ( Быт. 1,27 ).
Однако, противореча Иисусу Христу, фарисеи «сказали, Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться» ( Марк. 10,4 ). Иисус Христос сказал им в ответ: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» ( Матф.19:8 ). Моисей знал жестокие нравы своего народа и понимал, что если он запретит евреям избавляться от нелюбимых жен при помощи развода, то толкнет свой народ в иную крайность, к женоубийству. Поэтому Моисей, не узаконивая развод вообще, ограничился запретом брать мужу отпущенную им жену второй раз в жены, как оскверненную другим мужчиной.
Иисус Христос поясняя, уточняя, дополняя и развивая закон Моисея о браке, призывал людей проявить высшую степень нравственности в брачных отношениях и сделать брак нерасторжимым союзом на всю жизнь. Однако Иисус Христос понимал, что люди, даже те, которые стремятся к нравственной высоте, далеко не совершенны, и поэтому они могут допустить нравственное падение и поддаться греху прелюбодеяния. Поэтому брак, который расторгнут не по причине прелюбодеяния, по учению Христову, считается не расторгнутым а продолжающимся. И супруги, разведенные не по причине прелюбодеяния, и вступившие в новый брак, считаются прелюбодеями, нарушающими единство плоти супругов согласно первого брака.
Также нарушают это единство по плоти согласно первого брака мужчины, которые женятся на разведенных женщинах, развевшихся со своими мужьями не по причине прелюбодеяния. Поэтому Иисус Христос и провозгласил: «кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» ( Матф.19:9 ). «И если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует» ( Марк 10:12 ). Таковы строгие предписания Иисуса Христа в отношении развода и брака.
Анализируя взгляды Иисуса Христа о браке и разводе, Л.Н. Толстой ошибочно заявляет о том, что развод в Новом завете вообще категорически запрещен Спасителем.
Новый Завет
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
Глава 7.
1 А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.
2 Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
3 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.
4 Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
5 Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
6 Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.
7 Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.
8 Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.
9 Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.
10 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем,- 11 если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим,- и мужу не оставлять жены своей. 12 Прочим же я говорю, а не Господь: || если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; 13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.
14 Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.
15 Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.
16 Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?
17 Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам.
18 Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся.
19 Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих.
20 Каждый оставайся в том звании, в котором призван.
21 Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся.
22 Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов.
23 Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков.
24 В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.
25 Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным.
26 По настоящей нужде за лучшее признаю’, что хорошо человеку оставаться та’к.
27 Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены.
28 Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.
29 Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; 30 и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; 31 и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего.
32 А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; 33 а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: 34 незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.
35 Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.
36 Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж.
37 Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает.
38 Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше.
39 Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе.
40 Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.
Жениться или не жениться? Толкование на Послания апостола Павла к Коринфянам ‒ свящ. Даниил Сысоев
Выбор жизненного пути
Если в предыдущих главах апостол Павел обличал коринфян в грехах, сведения о которых дошли до него, то, начиная с седьмой главы, апостол переходит к ответам на вопросы коринфян. Коринфяне через Тита присылали к нему ряд вопросов, касающихся их жизни: как жить христианской жизнью, как им правильно поступать. Свои ответы апостол Павел начинает с отношения к блуду, которое мы подробно разбирали в прошлой главе.
Дальше апостол говорит так: «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж ‒ оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога ‒ один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, ‒ если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, ‒ и мужу не оставлять жены своей. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь» ( 1Кор.7:1–15 ).
Здесь апостол дает ответ на вопрос коринфян, чем им лучше заняться: жениться или безбрачными оставаться, что лучше, что хуже, как себя в браке вести. Именно этой теме посвящена вся седьмая глава. Итак, с чего она начинается?
«А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины».
Что это значит? Коринфяне прислали вопрос апостолу Павлу: что лучше ‒ жениться или быть безбрачными, вступать в брак или оставаться свободными от уз брака? Апостол говорит, что лучше оставаться свободными. Действительно, хорошо человеку не прикасаться к женщине. Идет речь не об отношениях внутри семьи, не о том, что человек, живущий с женой, должен жить с ней как брат с сестрой. Речь о том, что человеку лучше не вступать в брак, чем вступать.
Златоуст говорит так: «Если ты (…) ищешь блага весьма превосходного, то лучше совершенно не сочетаться с женщиной; если же ищешь состояния безопасного и сообразного с твоей немощью, то вступай в брак». Также понимает мысль апостола и блаженный Феофилакт. «Превосходное дело всякому человеку (а не одному иерею, как некоторые неправо толкуют) ‒ совсем не касаться жены, но девствовать; для немощных же безопаснее брак» [1; Беседа 19].
Это общий принцип, который всегда соблюдался в Церкви. Какой принцип? Не то, что в мире есть только добро и зло. Церковь в этом смысле более объективна: в мире есть добро и лучшее добро, в мире есть зло и худшее зло. Мир сложнее, чем просто «да‒нет», он не черно-белая доска, а цветная радуга, в которой содержатся самые разные виды служения Богу. Поэтому в ответ на письмо коринфской Церкви, апостол говорит прямо, что это хорошее дело ‒ не вступать в брак. Кстати, здесь очень интересный момент. У нас сейчас часто принято говорить, что в любом случае человек должен вступить в брак. И если в древней Церкви мы практически не видим ни одного текста, который бы призывал людей вступать в брак, но есть множество текстов ‒ возможно, несколько сотен, ‒ призывающих людей вступать в монашество. Сейчас же огромное количество книжек про семью. С одной стороны, при условии полного разрушения семьи, которое сейчас происходит, говорить о семье необходимо и правильно. Но делать из семьи высшую ценность ‒ это уже значит нарушать Евангелие. Это крайне важно помнить, потому что, когда из семьи делают высшую ценность, семья разваливается, так как ее ставят не на то место, которое ей положено. Семья хороша, она установлена Богом еще в раю. Когда Господь создал Адама, Он создал ему и жену, Еву, Он их сочетал, но еще раньше возникло девство, потому что ангелы не женятся и замуж не выходят. Девство возникло раньше, чем брак, потому что Адам изначально был сотворен безбрачным. О чем это говорит? О том, что на самом деле есть высший путь и есть безопасный путь. И Церковь никогда не откажется от убеждения, что высшим путем является путь девства. Недаром Господня притча о сеятеле толкуется всегда так: тридцатикратный плод приносят женатые или замужние, шестидесятикратный ‒ те, кто сохранили чистоту во вдовстве, но стократный приносят те, кто сохранили девство. Этот подход естествен и понятен. Апостол Павел здесь говорит не о каких-то телесных вещах. Некоторые ошибочно думают, что преимущество девства заключается в отсутствии некоторых определенных видов связи между людьми, грубо говоря, в отсутствии секса. На самом деле причина не в этом. Апостол в этой же главе скажет, что жена заботится не о Господе, а о том, чтобы угодить мужу, и муж заботится не о Господе, а о том, чтобы угодить жене. «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу» ( 1Кор.7:32–34 ).
Причина кроется в глубинах духа человека, а не в каких-то телесных отправлениях. Само по себе супружеское сожитие не является греховным. Как сказал апостол Павел, брак честен и ложе не скверно: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно» ( Евр.13:4 ).
Поэтому само супружество греха в себе никакого не содержит. Более того ‒ способность к рождению детей вложена в нас Богом.
Но есть и более высокий путь, когда человек отказывается от этих даров, которые Бог дал ему, ради более высокого дара ‒ дара полного, абсолютного служения Господу.
«Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» ( 1Кор.7:2 ).
Что это значит? Речь не о том, что все должны вступать в брак, а о том, что всякий, кто вступил в брак, должен жить с супругом или с супругой. Поэтому Феофан Затворник здесь объясняет так: «Апостол говорит: всякий слабый мужчина пусть женится, и всякая слабая женщина пусть замуж выходит. Чего ради? Блудодеяния ради, ‒ чтоб не падать в блуд от невоздержания» [2].
Блудных грехов очень много разных видов, и апостол говорит: пускай слабые люди вступают в брак, чтобы не впадать в разные виды блуда. Известно, что людям, живущим в супружестве, легче сохранить себя от блуда, чем тем, которые находятся вне брака, в свободном состоянии. Тем более в обстановке, когда весь мир кишит разговорами о плотской жизни. Вообще Писание описывает несколько целей брака: это и совместное участие в молитвах, и участие в деторождении, и взаимопомощь. Как говорит Писание, если один человек упал, то другой его поднимет, и двум легче. Это и наслаждение друг другом, о котором говорит царь Соломон. Но здесь апостол говорит об одной, самой низкой, цели брака ‒ предотвращении блуда. Дело в том, что у Бога в любом деле много целей соединено вместе. Некоторые люди, читая эту фразу, возмущаются: «Как же так? О такой великой вещи как брак говорить только ради того, чтобы в блуд не впадали?!» Но вообще христианство прагматичная вера: оно знает, что есть грех и есть способ его избежать. И тот, кто слаб, конечно, пусть лучше вступает в брак. Давно известно, что если человек разжигается разными страстями, то лучше пусть он себя сдержит браком, чем пустится во все тяжкие.
«Лучше, говорит, быть свободну от брака, но, кто не может выдержать, как должно, сего состояния, лучше брачься. Два состояния вводит он в христианство. В том и другом можно угождать Богу и спасаться; но в первом это делать удобнее, во втором ‒ менее удобно. Можно к сему прибавить, что брачному нельзя дойти до такого совершенства духовного, как безбрачному» [2].
Об этом и Иоанн Лествичник говорит: «Кто из женатых совершал чудеса, кроме мучеников? Кто из женатых воскрешал мертвых? Никто, потому что это удел, который дан Богом только монахам и мученикам». Женатые мученики этими способностями обладали, а все остальные нет.
И дальше Феофан говорит: «Брак ‒ для немощных. Немощь эта телесная и духовная. Есть сложения тела, более располагающие к похотливости, и есть сложения более трезвенные [холодные]; равно есть дух ревности сильный, и есть ревность слабая» [2].
Бывают люди, у которых тело полыхающее, но и дух полыхает еще сильнее. Такие люди могут быть девственниками. Но тем людям, у которых сильно полыхает похоть и у которых слабый дух, конечно, лучше вступать в брак, ‒ говорит апостол.
«Сильно ревнующий [пекущийся, радеющий] о спасении духа и естество преодолеет, при благодати Божией, подающей и ревность ту, а мало ревностный и с трезвенным сложением не сладит. Предлежит выбор благоразумию и самопознанию» [2].
Здесь выражена очень важная мысль. Кто выбирает путь для человека? Батюшка выбирает? Нет, сам человек. Поэтому и сказано: «самопознание». Не случайно именно на основании этого слова апостола, толкований Златоуста и Феофана Затворника, наш синод в 98‑м году категорически запретил священникам принуждать духовных чад к браку или к монашеству. Советовать священник может, но принуждать не имеет права. Он не может принудительно благословить на то или на другое.
Быть или не быть? В этом ли вопрос? Одинаково всех апостол призывает к чистой и целомудренной любви во Христе, жизни в Боге. Эта книга — об ориентирах при выборе жизненного пути.