апостол павел о себе

Страдания апостола Павла

Апостол Павел без сомнения, человек, оказавший наибольшее влияние на раннюю христианскую церковь. Его перу принадлежит аж четырнадцать посланий в Новом Завете, тогда как на долю всех остальных апостолов приходится всего семь. Иногда даже можно услышать точку зрения, о том, что апостол Павел фактически и сформировал такую религию, как христианство, а злые языки могут добавить, что вопреки самому Христу. Я не берусь обсуждать сложные теологические вопросы, скажу лишь, что мне лично апостол Павел сильно импонирует, его история заставляет о многом задуматься, его отношение к обстоятельствам достойно уважения, он является прекраснейшим примером евангелиста, духовного учителя и основателя церквей, а его послания действительно позволяют глубже понять слова Христа.

Я хотел бы рассказать его общедоступную историю и обозначить некоторые моменты в которых апостол Павел является если не первооткрывателем, то, по крайней мере, впечатляющим примером.

Начинается история апостола Павла, с того момента, когда он апостолом ещё не был, звали его Савл, а занимался он тем, что преследовал христиан. Впервые Савл из Тарса, упоминается в Библии, в момент избиения камнями мученика Стефана. Причём сам Савл в избиении участия не принимает, будучи несовершеннолетним, его роль в этой сцене лишь стеречь одежду убийц. Однако год спустя он уже активно принимает участие в гонениях христиан.

«Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим».
Деян.9:1,2

В 34 году нашей эры, Савл на пути в Дамаск, столкнулся с Господом, что полностью перевернуло его жизнь и из ярого преследователя Христа, он становится его ярым последователем.

«Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь… Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать».
Деян.9:3-6

Савл слепнет на три дня, потом исцеляется при помощи Анании, проводит несколько дней с учениками Христа, и становится апостолом Павлом – если не самым преданным учеником Христа, то уж точно самым успешным. Эта история даёт надежду всем верующим людям: во-первых, даже человек с сомнительным прошлым, может покаяться и измениться; во-вторых у Бога нет врагов, Он превращает их в друзей; в-третьих, хотя Анании было сложно принять Савла, так как он прекрасно знал кто он такой, всё же он также как и Бог, смог не только простить его, но и принять как брата, что означает, что принцип Христа о любви к врагам действенный и не стоит пренебрегать не одним человеком.

Не всегда апостол Павел ладил с другими учениками Христа, порой они горячо спорили по поводу тех или иных принципов или моментов учения, возможно даже, что получив духовный опыт от Бога напрямую, апостол Павел чрезмерно пренебрегал другими апостолами, знавшими Христа при жизни, но это тема для отдельного разговора. Чего у апостола Павла не отнять, так это потрясающей прозорливости, работоспособности, преданности и посвящённости Божьему труду.

Во втором Послании Коринфянам, апостол Павел «хвалится» своими страданиями и это немного позволяет понять нам каким путём он прошёл и как к этому относится.

«Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе»
2Кор.11:23-27

Пройдя невероятный путь страданий, гонений и преследований, апостол Павел раскрывает секрет своей стойкости:

«Я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».
Филип.4:12,13

Один из самых больших страхов, это страх перед общественным мнением. Многие люди, так и проживают всю свою жизнь, пытаясь подстроиться под своё окружение, стараясь всем угодить и не выглядеть плохо в чужих глазах. У апостола Павла есть прекрасный совет, для людей, зависящих от чужого мнения и слишком болезненно реагирующих на критику:

«Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь».
1Кор.4:3,4

Самый лучший способ упустить своё предназначение – это пытаться угодить всем людям, а попав в духовный мир, нам меньше всего будет интересно, что думали о нас другие люди, зато первостепенным вопросом станет: «Что думал, о нас Бог?»

Все знают, заповедь Иисуса Христа, о том, что нужно любить ближнего своего, как самого себя, однако что такое любовь и какими свойствами она обладает, раскрывает нам именно апостол Павел, наглядно показывая, что возвышенная любовь действительно ценнее всего на свете:

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».
1Кор.13:4-8

Апостол Павел показал, на мой взгляд, наилучшую стратегию свидетельствования, будучи человеком, чрезвычайно умным и начитанным, он умудрялся разговаривать с каждым на «его языке»:

Также апостол Павел, по-видимому, был непревзойдённым организатором, так как именно он выделил основные цели христианской общины и рассказал о духовных дарах, необходимых для организации здоровой Церкви, обозначив, что каждый должен заниматься своим делом. На эти духовные дары, христиане всего мира ориентируются и до сих пор.

«И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова».
Еф.4:11

Точно неизвестно, сколько прожил апостол Павел, исследователи предполагают, что от 44-х до 62-х лет, и жизнь его оборвалась, как и у большинства ранних христиан от рук палача, и хотя первую половину его жизни сложно назвать по-христиански добродетельной, после встречи с Иисусом Христом, его жизнь была удивительно насыщенной и плодотворной. И один из секретов такой жизни умение не зацикливаться на своих неудачах или достижениях, а всегда продолжать идти вперёд:

«Я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели».
Флп.3:13,14

А какие уроки из жизни апостола Павла, вынесли вы?

Источник

Про апостола Павла.

Папа Римский Бенедикт XVI поведал о проведенных исследованиях саркофага из собора Святого Павла «за городскими стенами» и отметил, что «это, похоже, подтверждает единодушную и бесспорную традицию, согласно которой речь идет об останках апостола Павла».

Святой апостол Павел по преданиям казнен в Риме и похоронен недалеко от города, где позже императором Константином Великим в IV веке была возведена базилика Святого Павла «за городскими стенами». Вполне возможно, что останки апостола перезахоронили под сводами Собора. Римские императоры несколько раз перестраивали базилику, и со временем могила апостола Павла исчезла из поля зрения. Никто достоверно не мог с точностью сказать, где она, пока во время реконструкции Собора в первой половине 19 века не была найдена мраморная доска 5 века с надписью «Paolo Apostolo Mart», что означает «Апостол Павел Мученик». В 2006 году в том же храме был найден мраморный саркофаг, датируемый концом 4 века. Результаты исследования именно этого саркофага и озвучил Папа Римский.

Кто же такой апостол Павел?

Из писем-посланий самого апостола к христианам разных уголков Римской Империи, из истории первых христианских общин — книги «Деяний апостольских» — мы можем узнать следующее.

Павел — по происхождению еврей из средиземноморской диаспоры, родившийся в начале 1-го века нашей на территории современной Турции, на юге Малой Азии, в городе Тарсе — одном из крупнейших центров эллинистической культуры тех лет. Еврейское имя Павла — Савл.

Отец Павла воспитал сына в строгих понятиях иудейской веры — единобожия. Павел унаследовал от отца римское гражданство, что говорит о высоком статусе его семьи. Родители отправили Павла в Иерусалим, где он учился у знаменитого Гамалиила. Это был один из ученейших и авторитетных раввинов своего времени, человек благочестивый, хранивший древние традиции Ветхого Завета. Среди своих сверстников Савл был самым ревностным учеником.

Очень важно, что Павел был обучен ремеслу — шитью палаток. Дело в том, что желающие стать раввинами должны были уметь зарабатывать себе на жизнь тем или иным ремеслом. В своих письмах-посланиях Павел не раз упоминает, что не был обузой для общины, поскольку кормил себя сам.

Поначалу Павел очень враждебно воспринял христианскую веру. Он присутствовал при казни Стефана — первого дьякона христианской общины и даже после этого специально отправился в Дамаск, чтобы там бороться с христианами. Но по дороге с ним произошло чудо. Павел сам об этом говорил — Бог открыл ему Своего Сына лицом к лицу. Иисус Христос явился Савлу и, обратившись к нему с призывом, повернул весь его жизненный путь. Савл стал проповедником Христовой истины.

Ко времени обращения апостола Павла первые ученики Иисусовы, простые, обычные люди, можно сказать, принадлежащие к низшим слоям общества, создали и стали во главе нескольких иудейских общин. Они точно и верно засвидетельствовали о Христе Спасителе в Евангелии. Hо когда христианство «встало на ноги» внутри иудейских общин, перед учениками Иисуса открылась возможность возвестить веру всей Римской Империи. Для этого Христос избрал нового человека, незаурядного по своим способностям и знаниям, по своей вере и религиозной ревности, человека, знавшего и эллинскую культуру и истинное богословие, способного осмыслить опыт Ветхого завета, опыт христиан, свой опыт и через это явить Римской Империи весть о Христе распятом и воскресшем. Важно, что Павел единственный из апостолов был римским гражданином — это позволило ему беспрепятственно проповедовать по всей территории Империи и пользоваться многими правами, способствовавшими распространению христианства.

Христос обещал, что после того, как кончится Его земная жизнь, Он будет невидимо присутствовать среди людей, Он будет открываться через Духа Своего. Христиане уверены, что это исполнилось в жизни многих последователей, которые не видели земного лица Христа, но видели Его очами веры. Для нас особенно важно, что Павел был первым из тех, кто рассказал об этом опыте. Он рассказал о жизни во Христе, он понес весть о Христе по всему цивилизованному миру тех лет. Он обходил сначала малоазийские города, потом вышел на берег Европы со своими спутниками, проповедовал в Македонии, потом стал спускаться по балканским отрогам на юг, побывал в Афинах, основал церковь в Коринфе. И так он действовал вплоть до столицы Империи — Рима, где он и окончил свои дни мученической кончиной.

Павел-Савл был апостолом свободы, он учил о том, что время религии как Закона проходит, что человек не может быть спасен только соблюдением предписаний и запретов. Основной смысл жизни — спасение во Христе — торжество и ликование единства с Богом, то, к чему стремится сознательно и бессознательно человеческий род. Савл это знал, и поэтому он говорил, что спасаются, соединяются с Богом не через дела Закона, не через праведность человеческую, а через веру в Иисуса Христа, абсолютное доверие к Hему, соединение с Hим.

Может ли человек, один, слабый и смиренный, обрести единство с Богом? Апостол Павел отвечает, что нет. Чтобы эта встреча совершилась, Бог Сам приходит к людям и воплощает Себя в человеке. Тот, кто обращается ко Христу, может верой и любовью соединиться с Hим. Конечно, Закон Божий, данный в Ветхом Завете свят и непоколебим, в нем заключаются самые главные нравственные понятия: не убий, не укради, не прелюбодействуй. Обряды нужны людям, как детоводитель ко Христу, как педагог, как некоторое приготовляющее средство. Но все же главное — это личная вера во Христа распятого и воскресшего.

Апостол Павел был величайший универсалист. Он говорил, что во Христе нет «ни иудея, ни эллина, ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного, ни мужчин, ни женщин», то есть все драгоценны для Бога, все, независимо от пола, племени, возраста, — все драгоценны. Это далеко не всегда было людям понятно и часто вызывало возражения.

Очень важно понимать, что Апостол никогда не считал себя ни основателем, ни проповедником новой религии, он всегда говорил, что он лишь посланник Иисуса Христа, который проповедует Его Радостную Весть, Его Евангелие. У Павла была удивительная особенность: он чувствовал присутствие Христа, присутствие Духа Божия.

Апостол Павел о себе

В одном из своих посланий апостол Павел очень жестко обличает жителей Коринфа в их недоверии ему и унижении его в сравнении с первыми апостолами. «Дайте и мне побахвалиться! То, что я сейчас скажу, конечно, не от Господа. Раз многие считают допустимым хвалиться, как это делают люди этого мира, похвалюсь и я. Пусть кто угодно претендует на что угодно — я все еще говорю как безумный — я претендую на то же! Они евреи? И я! Израильтяне? И я! Потомки Авраама? И я! Служители Христа? Может, я в уме помешался, но все же я говорю: я больше! Больше изнурял себя трудами, больше был в тюрьмах, бит без счета, не раз смотрел смерти в глаза. Пять раз получал по тридцать девять ударов плетью от евреев; трижды меня били палками римляне; однажды побит камнями; трижды терпел кораблекрушение и сутки провел в открытом море. Я постоянно в пути, постоянно в опасности: от разлива рек, от разбойников, от соплеменников, от язычников. А опасности в городах, в безлюдных местах, в море, от лжебратьев. Изнурительный труд, бессонные ночи, голод и жажда, жизнь впроголодь, холод и нагота. И кроме всего этого и того, чего я не перечисляю — еще каждодневный груз забот обо всех церквах. Кто-то ослабевает — разве я не слабею? Кто-то спотыкается и падает — разве я весь не горю? И если все-таки надо чем-то похвалиться, похвалюсь тем, в чем видна моя слабость. Бог и Отец Господа Иисуса — да будет Он благословен вовеки! — знает, что я не лгу.

В Дамаске правитель царя Ареты сторожил все ворота Дамаска, чтобы схватить меня, но меня спустили в корзине через отверстие в стене, и я от него спасся. Приходится хвалиться, хотя пользы в этом нет. Перейду к видениям и откровениям, что были даны Господом. Я знаю одного христианина, который четырнадцать лет тому назад (не знаю, наяву или в видении, один только Бог знает) был схвачен и вознесен на третье, самое верхнее небо. Он был перенесен в Рай и там слышал неизреченные слова, которые человеку нельзя разглашать. Вот таким человеком похвалюсь, а собой хвалиться не буду, разве только своими слабостями. Ведь даже если я захочу похвалиться, то не буду говорить как безумный, а скажу чистую правду. Лучше воздержусь, иначе кто-нибудь решит, что я лучше, чем кажусь ему, когда он видит меня или слышит. Мне ведь были такие откровения! И потому, чтобы я не заносился, Бог дал мне жало в тело — ангела сатаны, который меня мучит, чтобы я не заносился. Трижды взывал я к Господу, моля избавить от него. Но Он сказал мне: „Тебе достаточно Моей любви. Ведь сила сильнее всего проявляется в слабости“. И вот мне всего приятнее хвалиться своими слабостями, чтобы обитала во мне сила Христа. И поэтому я доволен, когда я слаб, когда меня оскорбляют, доволен лишениями, гонениями, горестями ради Христа! Ведь когда я слаб, лишь тогда я силен! Я совсем помешался! Это вы меня довели! Это вам бы надо меня нахваливать! Ведь я ни в чем не уступаю этим апостолам, даже если я ничто. Все то, что является отличительным знаком апостольства, Бог совершил у вас через меня, и вам ли не знать мое терпение и стойкость! А к тому же чудеса, знамения и могущественные дела. Так что же вы недополучили в сравнении с другими церквами? Разве только то, что я не был вам обузой? Простите мне эту обиду!»

Насколько значимо обретение останков апостола для христиан?

Возьму на себя смелость сказать, что значение обретения останков апостола Павла преувеличено. Во-первых, это связано с тем, что Католическая церковь этот год посвятила апостолу Павлу и «находка» пришлась ко времени. Во-вторых, совершенно невозможно доказать на 100%, что найденные останки принадлежат именно апостолу Павлу, и поэтому признание этого так и осталось делом веры. В-третьих, христиане всего мира за много столетий привыкли жить в неведении относительно истинного места захоронения апостола Павла и не ощущают от этого дискомфорта.

Как это ни странно прозвучит, но апостол Павел важен христианам совсем не благодаря своим останкам. Конечно, есть немало примеров, когда о том или ином святом люди узнавали после его смерти благодаря чудесам или нетлению мощей, но с апостолом совсем другая история. Показательно, что о его жизни мы знаем очень много и знаем из его собственных писем-посланий, авторство и достоверность которых вне сомнений. О служении апостола Павла писал также в третьей четверти первого века его ученик Лука, именуемый евангелистом. О смерти же апостола, захоронении, чудесах после смерти мы не знаем почти ничего.

Заслуга апостола Павла совсем не в том, что нам даны его мощи. Заслуга его в жизненном примере и в тех назиданиях, что он нам оставил как истинный ученик Христов. Благодаря апостолу христианство стало всемирным, оно вышло за пределы иудейских общин. Апостол Павел не только создал и всю жизнь имел попечение о множестве христианских общин по всей Римской Империи — а это, как мы видели, было очень непросто и порой смертельно опасно. Он сумел в своих письмах так выразить христианскую веру, учение, мировосприятие, опыт жизни общин, что эти послания были всеми христианами первых веков признаны боговдохновенными и отражающими истинное христианство. Послания апостола Павла наряду с четырьмя евангелиями входят в состав книг Нового Завета и именуются Священным Писанием.

Источник

Апостол Павел — враг Христа, ставший преданным другом

Приблизительное время чтения: 12 мин.

Иногда бывает так, что люди с большим уважением относятся к Иисусу Христу, но считают, что Его учение якобы было искажено учениками. При этом обычно называется одно имя: апостол Павел. Ведь это он стоял у истоков христианского богословия, был основателем большого количества общин и во многом определил нынешний облик христианства. Кем же он был, апостол Павел, и что он на самом деле сделал?

Фарисей, сын фарисея

Говорят, семь древнегреческих полисов оспаривали друг у друга право называться родиной великого Гомера. Что касается Павла, то свои права на него могли заявить три очень разных города: Тарс, Иерусалим и Рим. Тарс, где родился Павел, был столицей Киликии (нынешней юго-восточной Турции), эллинистическим городом со своей иудейской диаспорой. Отец будущего апостола принадлежал к колену Вениамина, и, наверное, потому назвал своего сына Савлом, или Саулом — в честь первого царя Израиля, происходившего как раз из этого колена.

А еще, как ни удивительно, отец Павла имел римское гражданство, перешедшее и к его сыну, — в те времена этой высокой привилегии римляне удостаивали лишь наиболее верных им представителей провинциальной верхушки. Все остальные жители провинции были просто подданными Рима, но гражданин приравнивался к самим римлянам, он подчинялся только римскому суду и римским законам. Это гражданство еще не раз пригодится апостолу во время его странствий.

Кстати, имя Павел — тоже римского происхождения, на латыни paulus означает «малый». Видимо, это второе имя было дано ему изначально как римскому гражданину, но в первый период жизни ему просто незачем было его использовать. И только когда он станет апостолом и будет путешествовать по многочисленным городам Римской империи, его будут называть так, и гонитель христиан Савл превратится в апостола Павла.

Помимо всего прочего, юный Савл, как и его отец, был фарисеем.

Сегодня мы употребляем это слово в основном в значении «притворщик, святоша», но тогда так называлось одно из направлений в иудаизме (позднее именно оно легло в основу раввинистического иудаизма, каким он сохранялся все средние века и дожил до наших дней). Фарисеи были ревностными исполнителями и Моисеева Закона, и многочисленных преданий, возникших уже в последующие века. Их основной целью было хранение чистоты перед Богом, и среди них встречались далеко не только притворщики, хотя и таких хватало. Но многие фарисеи искренне старались соблюдать все многочисленные правила своей религии, надеясь, что так они удостоятся блаженства после смерти, когда Господь воскресит праведников для Своего вечного Царства. Простой народ мог недолюбливать фарисеев, но обычно относился к ним с большим почтением.

| Читайте также: Мытари, саддукеи и фарисеи — кто эти люди?

Разумеется, чтобы разбираться в тонкостях Закона и всех его толкований, требовалось солидное образование. Именно для этого рожденный в Тарсе мальчик был отправлен в Иерусалим, где он и вырос. Его учителем стал Гамалиил, самый авторитетный богослов того времени. Когда по Иерусалиму пошли слухи о том, что некий Иисус воскрес после казни и всё больше людей стало называть себя Его учениками, фарисеи потребовали немедленных репрессий, но Гамалиил рассудительно умерял их пыл: Если это дело — от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его (Деян 5:38-39).

А его молодой ученик, как это часто бывает, не испытывал никаких сомнений. Он-то точно знал, что от Бога, а что нет! Позднее сам он напишет об этом так:

Вы слышали… что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий (Гал 1:13-14).

Сначала он был в тени, на вторых ролях — к примеру, люди, побивавшие камнями первого мученика Стефана, оставили его сторожить их верхнюю одежду. Но довольно скоро он выступил в самостоятельный поход.

По дороге в Дамаск

Молодой ревнитель отправился в Дамаск — там тоже была еврейская община, там тоже проповедовали ученики Иисуса. Заручившись письмом от первосвященника, Савл отправился в путь, чтобы расправиться с последователями нового учения. Но по дороге… Когда же он приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь (Деян 9:3-5).

Почему Иисус явился именно Савлу, а не кому-то еще из гонителей?

Мы не знаем наверняка. Но можно предположить, что Савл честно и самозабвенно стремился послужить Богу так, как он понимал это служение. Он гнал христиан не из-за личных обид или выгод, а потому, что считал их учение противным Истине, — и тогда Истина сама открылась ему. Вот Понтий Пилат, например, симпатизировал Иисусу, но отправил Его на крест, руководствуясь политическим расчетом, и говорить уже больше было не о чем.

Все изменилось в этот день для пылкого юноши. Сначала он, ослепший от удивительного видения, отправился в Дамаск, но уже совсем с другой целью — нашел там одного из христиан, Ананию, который исцелил его наложением рук. Теперь Павел уже сам проповедовал в синагогах Дамаска, что Иисус есть подлинно Сын Божий — именно за эти слова он некогда гнал христиан, именно за эти слова его потом обвинят в «изобретении христианства». Но из этой истории становится понятно, что такая проповедь давно уже звучала и в Дамаске, и в других местах, где были христиане, а Павел прославился потому, что пронес ее по множеству городов и очень подробно изложил в посланиях.

Даже до края земли

В сороковые годы I в. от Р. Х. размеренной жизни Павла приходит конец. Книга Деяний так описывает начало его миссионерских путешествий: когда христиане Антиохии (крупнейший город как раз между Иерусалимом и Тарсом) молились вместе, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян 13:2-3). Опять-таки, не Павел создает христианскую общину и передает ей какое-то вероучение — она сама посылает его нести свое вероучение в другие города и страны и делает это не по его желанию, а по велению Святого Духа (конечно, мы точно не знаем, как именно Его воля открылась этим людям).

Так началось первое миссионерское путешествие апостола Павла (всего же их было четыре). Наверное, сегодня мы бы не отказались совершить круиз по Средиземноморью, где путешествовал Павел, — посетить остров Кипр, проехать по горным дорогам нынешней Турции, побывать в Афинах. Но в те времена дороги были куда опаснее, а транспорт — куда ненадежнее, и впоследствии Павлу пришлось описать это так: много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (1 Кор 11:25-27).

Впрочем, Павел странствовал не один — с ним постоянно были спутники. Лучше всего мы знаем о враче по имени Лука — он написал о своих странствиях с Павлом целую книгу Деяний, включив туда и рассказ о других апостолах. Подобно Луке, и сам Павел владел ремеслом (изготовлением палаток), и поэтому всегда мог сам заработать себе на жизнь. В дальнейшем он так и поступал в своих странствиях: не желая становиться обузой для местных общин, он всегда обеспечивал себя сам.

Как выглядели миссионерские поездки апостола? Павел со своими друзьями оставался в одном городе от нескольких дней до нескольких месяцев, по обстоятельствам. Прежде всего он шел к соплеменникам-иудеям в синагогу, ведь и Христос отправлял Своих учеников прежде всего к погибшим овцам дома Израилева (Мф 10:6). Некоторые действительно принимали его проповедь, но чаще случалось совсем иначе — вожди иудеев активно отвергали ее. Попробуем поставить себя на их место… Они живут среди язычников, главное, что выделяет их общину, — это неукоснительное следование Закону, данному Моисею на горе Синай, и разным обычаям предков. Стоит утратить их, думают они, и будет потеряно всё. И тут приходит какой-то бродячий проповедник и начинает рассказывать про некоего Иисуса, распятого и воскресшего у стен Иерусалима (невероятно!), и что теперь не так уже важен Закон, как принесенная Им жертва за наши грехи! Невозможно было такое терпеть. Хорошо еще, если Павла просто выгоняли из синагоги, а ведь иногда его приговаривали к бичеванию (пять раз присуждали по 39 ударов, это максимальное число, вспоминал потом апостол), пытались даже забить камнями — но бросили бесчувственное тело, решив, что он умер.

А Павел всё не отступался. И получилось так, что он нашел себе более внимательную аудиторию — это были люди разных национальностей, относившиеся с интересом к иудаизму с его верой в Единого Бога и проповедью твердых нравственных норм. Они, тем не менее, не спешили совершать обрезание и принимать на себя все обязательства иудейской религии, и уж совершенно никак не чувствовали себя связанными всеми обычаями иудеев. Поэтому им легче было принять весть о том, что спасение приходит через веру в Распятого и Воскресшего, а не через соблюдение этих обычаев. Церковь переставала быть общиной одних только евреев — в нее вливались бывшие язычники, которые скоро составили в ней большинство.

Но и с язычниками было не все так просто. В городке Листре к Павлу и его спутнику отнеслись как раз исключительно хорошо — их приняли за… богов и готовились принести им жертвы! Апостолам еле удалось отговорить от этого наивных горожан. А в крупном городе Эфесе, наоборот, почитатели богини Артемиды заподозрили, что эти странные христиане лишат их «доходов от туризма», — ведь храм Артемиды Эфесской славился как одно из чудес света, на него приезжали посмотреть паломники из всех окрестных стран. Как ни странно, в таких сложных ситуациях Павла не раз выручало то самое римское гражданство: римские власти и войска были просто обязаны защищать своего гражданина, они не могли отдать его на растерзание толпе иноплеменников.

Путешествие в оковах

Последнее путешествие Павла имело конечной целью Рим, столицу величайшей империи. Павел давно хотел туда наведаться, но все не было случая, и вот однажды… Он как раз находился в Иерусалиме, куда периодически возвращался как в центр зарождающегося христианского мира: здесь была самая первая община, здесь обычно собирались апостолы. Именно здесь духовные вожди иудеев решили положить конец проповеди Павла и натравили на него толпу, обвинив его в… даже не очень понятно, в чем именно, но, во всяком случае, враги были уверены, что он заслуживает смерти.

Павел был взят под стражу командиром римского гарнизона — выглядело это скорее так, что он был взят под охрану. Тем не менее, раз против апостола было выдвинуто обвинение — значит Павла должны были судить. Его под стражей переправляли от одного местного правителя к другому, но какие-то внятные и серьезные обвинения так и не прозвучали, и все шло к тому, что Павла отпустят на свободу. По крайней мере, последний из судей, царь Ирод Агриппа, склонялся к этому — но Павел неожиданно потребовал суда у самого императора! Это была одна из привилегий римского гражданина, и никто не мог отказать ему в ней. С точки зрения обычного человека, требовать такого суда было безумием: это значило, что Павла под стражей немедленно отправят в Рим, и там он будет ждать до тех пор, пока у императора не появится время лично заняться его делом — ждать, может быть, не один год. И, разумеется, исход был совершенно непредсказуем, а все это время он оставался бы узником.

Но зато Павел прекрасно понимал: вся огромная машина римской государственности будет работать на него. Ему теперь гарантирован проезд в столицу и проживание в ней — что может быть лучше!

А оковы… что ж, он привык называть их «узами Христа» и вовсе не тяготился ими. К тому же обращение с ним было достаточно гуманным, а центурион, которому было поручено доставить Павла в Рим, проникался к нему всё большим уважением и однажды даже спас ему жизнь. Дело было так: корабль, перевозивший Павла и других узников в Италию, попал в шторм и сел на мель у берегов Мальты. Его уже разбивали волны, и охрана хотела перебить узников, чтобы они не бежали, но центурион ради Павла организовал спасательную операцию, и все остались целы. А для Павла это стало поводом проповедовать Христа еще и на Мальте!

Книга Деяний заканчивается прибытием Павла в Рим, но на этом не заканчивается история апостола. Он прожил еще два года в Риме в заключении, был освобожден, но не перестал проповедовать христианство — так что при императоре Нероне (в конце 60-х гг. н. э.) его ждал новый арест, новые обвинения и на сей раз смертная казнь. Церковь празднует память апостола Павла вместе с памятью апостола Петра 29 июня (12 июля нового стиля), признавая тем самым особую роль этих двух учителей христианства.

«Пишу вам, братие…»

Но самое интересное в апостоле Павле — его собственная личность, ведь это единственный из апостолов, кто оставил так много писем. В Новом Завете его имя носит целых 14 посланий (всех остальных книг, включая Евангелия — только 13), хотя, возможно, не все из них написаны непосредственно Павлом: так, Послание к Евреям несколько отличается и по стилю, и по содержанию от остальных. Но в любом случае, даже если что-то и было дополнено учениками, все Послания отражают характерное для апостола видение Бога и человека. Павел, кстати, собственноручно не писал писем: он диктовал секретарю, как это часто бывало в античные времена, а сам только подписывал свои письма кратким приветствием.

Некоторые из его посланий — настоящие богословские трактаты, и прежде всего — Послание к Римлянам. Именно его берут обычно за основу создатели различных трудов по богословию Нового Завета.

Но в основном послания обращены к конкретным общинам и даже отдельным людям, говорят об их особых проблемах, дают им подходящие советы.

Апостол Павел не был сухим теоретиком или морализатором, он погружался в кипение жизни, всё пропуская через сердце, ни к чему не оставаясь равнодушным. Может быть, закончить наш разговор об апостоле Павле стоит несколькими цитатами из его посланий, в которых особенно ярко видны его характер, темперамент, убеждения.

…я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев, по учению фарисей, по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа… Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус (Флп 3:5-8, 12).

…мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем (2 Кор 6:9-10).

И, наконец, слова, которые могут нам объяснить, почему Павла часто называют «основателем христианства». Он вовсе ничего не «изобрел», но так говорил о себе: я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал 2:19-20).

Он показал с необычайной силой и яркостью, что это значит — быть христианином. Апостол Павел прожил действительно христианскую жизнь — и потому по его следам, как и по следам других апостолов, праведников и учителей, люди до сих пор приходят ко Христу.

На заставке: рисунок Артема Безменова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *