апостол павел о воскресении мертвых
Апостол павел о воскресении мертвых
…Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах,
услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни,
а делавшие зло — в воскресение осуждения.
Ин. 5, 28–29
Когда история человечества подойдет к своему завершению, когда после многих бед и скорбей Господь наш Иисус Христос вновь придет на землю со славою судить живых и мертвых, тогда воскреснут все, когда-либо жившие на земле, восстанут из могил и праведники, и грешники, христиане и язычники, почившие тысячелетия назад и умершие перед самым вторым Пришествием Христовым. Ни одного мертвеца не останется во гробе — все воскреснут на грядущий Страшный Суд. Очень трудно, да и, пожалуй, невозможно представить себе эти события, но, опираясь на догматическое учение Православной Церкви, мы все же попытаемся найти ответы на некоторые вопросы, касающиеся всеобщего воскресения мертвых. В этом нам поможет преподаватель Саратовской православной духовной семинарии протоиерей Михаил Воробьев.
— Отец Михаил, откуда нам известно о грядущем воскресении мертвых?
— Прежде всего, конечно, из Священного Писания. И в Ветхом, и в Новом Заветах немало мест, где говорится о всеобщем грядущем воскресении. Например, пророк Иезекииль созерцал воскресение умерших, когда сухие кости, которыми было усеяно поле, начали сближаться друг с другом, обрастать жилами и плотью и, наконец, ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище (Иез. 37, 10). В Новом Завете Сам Господь наш Иисус Христос неоднократно говорит о грядущем воскресении: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 54). Кроме того, в Евангелии от Матфея говорится о том, что в момент смерти Христа …гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим (Мф. 27, 52–53). Ну и, конечно, 25-я глава Евангелия от Матфея, где совершенно ясно и недвусмысленно говорится о всеобщем воскресении и последующем Страшном Суде: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы (Мф. 25, 31–32).
— Да, но в этих местах Священного Писания говорится о воскресении лишь некоторых. Так, может быть, воскреснут не все, а лишь праведники или святые?
— Нет, воскреснет каждый человек, который когда-либо жил на земле. …Все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения (Ин. 5, 28–29). Здесь сказано «все». Апостол Павел пишет: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор. 15, 22). Однажды созданная Богом сущность не может исчезнуть, а каждый человек, каждая личность — это своя особая сущность.
— Получается, что воскреснут и Серафим Саровский, и Пушкин, и даже наши родные и друзья?
— Не только друзья, но и враги… И такие исторические персонажи, как Гитлер со Сталиным… Воскреснут даже самоубийцы, поэтому самоубийство совершенно бессмысленно. Вообще, воскресение будет происходить вне зависимости от свободной воли человека. Изменится реальность, настанет иное бытие, и воскресение из мертвых будет следствием изменения реальности. Например, был лед, но с повышением температуры лед превращается в воду. Были мертвые, но изменится реальность — и мертвые оживут. Поэтому личные качества человека при всеобщем воскресении не играют никакой роли, они будут рассматриваться на следующем за воскресением Страшном Суде.
— А какие у людей будут тела?
— Ну, знаете… Боюсь, что на вопрос в такой постановке вам не ответит никто…
Безусловным является только то, что грядущее всеобщее воскресение будет воскресением человека в единстве духа, души и тела. Православная Церковь исповедует не бессмертие души, как многие древние религии, а именно телесное воскресение. Только вот тело будет иным, преображенным, свободным от несовершенств, болезней, уродств, которые являются следствиями греха. Об этом грядущем преображении убедительно говорит апостол Павел: не все мы умрем, но все изменимся (1 Кор. 15, 51). При этом апостол Павел указывает существенный признак нового преображенного, обоженного, если хотите, тела. Этот признак — нетленность. В Первом послании к Коринфянам об этом говорится ясно и недвусмысленно: Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет… Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного… Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор. 15, 35–49, 53).
Преображение человеческого мира в пакибытии является следствием преображения всего мира, всей твари. Поскольку мир будет иной, то и тело у человека будет другим. Мир станет совершеннее, и телесно-душевно-духовное состояние человека тоже станет совершеннее. А то, что преображение всей твари есть ее обожение, тоже очень ясно раскрывается у апостола Павла, который говорит, что в преображенном мире будет Бог все во всем (1 Кор. 15, 28). Особо отметим, что апостол Петр, которого трудно назвать полным единомышленником апостола Павла, говорит о состоянии удостоенного Небесного Царства человека тоже как об об€ожении: …Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества… ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (2 Петр. 1, 4, 11).
— А в каком возрасте будут воскресать люди — в котором умерли, или же все воскреснут молодыми?
— В любом возрасте личность человека обогащается соответствующим опытом. Даже глубокая старость со всеми немощами, со всем Альцгеймером — тоже создает определенный опыт (хотя бы опыт умирания!), который, с точки зрения личности, имеет свою ценность. Старику дорого и детство, и юность, и зрелость, и даже старость…
Мне кажется, что в вечности человеческая личность существует в интегрированном состоянии. Не то чтобы мы все там оказались глубокими стариками, но без «сварливого старческого задора», помнящими и ценящими свою молодость. Нет, это некое особое состояние пребывания и в детстве, и в зрелости, и в старости. Трудно представить, как это будет, но мы точно знаем: что невозможно во времени, возможно в вечности!
— Почему в Символе веры мы говорим, что чаем воскресения мертвых? В чем для христианина важность грядущего воскресения?
— Церковнославянское слово «чаять» означает ожидать с верой, ожидать с усилием. «Чаю воскресения мертвых» — значит, не просто пассивно жду, а серьезно готовлюсь к этому событию, прилагаю усилия к изменению самого себя. Ведь мы чаем не только воскресения мертвых, но и грядущей за этим жизни будущего века, тем самым, исповедуя свою веру в то, что наша земная жизнь — это, помимо всего прочего, еще и приготовление к вечной жизни, к полноте бытия с Богом и в Боге.
Беседовал Денис Каменщиков
Газета «Православие и современность» № 9 (413) 2010 г.
Учение святого апостола Павла о воскресении мертвых
на основании текста из его Послания к Солунянам, читаемого во время богослужения при погребении умершего (1 Сол. 4, 13–18).
Желая унять скорби солунян об умерших, святой апостол Павел раскрывает им учение о будущем воскресении, как противоположное языческой безнадежности в загробной участи. Для солунян это было наибольшим укреплением в скорбях и треволнениях в их новой христианской жизни. Вместе с тем знание о жиз-ни будущего века и соединенное с ним мздовоздаяние должно было удерживать их от пороков и преступлений, о которых так усердно предостерегал апостол Павел.
“Многие предметы повергают нас в скорбь потому только, что мы не знаем их, когда же хорошо узнаем их — отлагаем скорбь, — говорит святой Иоанн Златоуст, — поэтому Павел и сказал: “. не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших*, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды” (1 Сол. 4, 13). Блаженный Феофилакт на это замечает: “Не сказал об умерших, но об усопших, показывая и самим выражением, что будет воскресение”. Солуняне конечно же знали о всеобщем воскресении, но здесь апостол Павел говорит о воскресении “усопших во Иисусе”, то есть о частном славном воскресении. “Все воскреснут, — продолжает блаженный Феофилакт, — но не все во славе, а только верные, то есть те, которые соединяют дела с учением”.
Залогом нашего воскресения является воскресение Иисуса Христа. Святитель Феофан Затворник говорит об этом так: “Воскресение Христово есть же основание не только веры в воскресение всех, а и причина самого воскресения, ибо Христос и верующие в него составляют единое тело”. Христос воскрес Сам, как Бог, а умерших в Нем “Бог приведет с Ним”, то есть воскресит с пришествием Христа, чтобы ввести их в Его Царство.
Далее апостол говорит солунянам “Словом Господним” об участи доживших до второго пришествия. “Словом Господним” — не от себя, но через откровение, данное лично ему от Бога (1 Кор. 7, 40; 15, 51). “Павел все возвещает по внушению Духа”, — говорит святитель Иоанн Златоуст.
“Мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня. ”. Возможно, на основании этого выражения солуняне пришли к выводу о скором времени второго пришествия, потому что сам апостол Павел ожидает его при жизни. Так ли это? Блаженный Феофилакт так объясняет это место: “Говоря “мы живущие”, не на себя указывает (ибо не имел оставаться в живых до всеобщего воскресения), но на верных, потому и прибавил: “оставшии в пришествие Господне”, ибо, говоря “мы”, указывает на всех, имеющих дожить до того времени”. Блаженный Мефодий под “живущими” понимает души, уча, что “души не явятся раньше тел, т.к. тела восстанут прежде, чтобы соединиться с душами, о которых (апостол) и сказал, что они останутся в живых, ибо души бессмертны”.
“Не предупредим умерших”, то есть живущие не будут иметь преимущества перед умершими, не вкусят без них блаженной жизни с Господом.
“Сам Господь, при возвращении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде”. По повелению Божию раздастся громогласная весть о грядущем Господе и мертвые воскреснут, но прежде воскреснут “мертвые во Христе”, чтобы быть вознесенными с живущими в сретение Господу. “Мертвые во Христе, — по объяснению блаженного Феофилакта, — не только уверовавшие в Евангелие, но просиявшие под законом и до закона”. Само служение ангельское при воскресении мертвых святой Иоанн Златоуст сравнивает со служением при царе: “Бог скажет: “Да воскреснут мертвые!” И это будет приведено в исполнение не силою ангелов, а Его слова, как если бы царь повелел и сказал: “Пусть выйдут заключенные, и пусть слуги изведут их”, — то сии последние исполнили бы это не своею властию, а вследствие повеления царского”.
Сретение с Господом произойдет в воздушном пространстве (“на воздухе”), для чего живущие изменятся
(1 Кор. 15, 51). В сретение Господу восхищены будут не все воскресшие, но умершие во Христе; и не все живые, но только достойные. “Для чего мы будем восхищены?” — спрашивает святой Иоанн Златоуст и отвечает: “Чести ради. Ибо и тогда, когда царь въезжает в город, то почетные граждане выходят к нему навстречу, а преступники внутри ожидают судию”.
Далее святой апостол Павел, не останавливаясь на учении о последнем суде, заключает: “И так всегда с Господом будем” (1 Фес. 4, 17). Утешайте друг друга самими словами, чтобы мы, как солуняне, не скорбели об участи умерших, и как говорит святитель Феофан Затворник: “Терпеливо переносили скорби в жизни, говоря друг другу: вечное блаженство — вот какая награда ожидает истинных верующих”.
Воскресение мертвых
Воскресе́ние мёртвых (греч. ανάστασης — ана́стасис, «восстановление» или «восстание») – восстановление физических тел людей в новом состоянии, имеющее наступить со вторым пришествием Иисуса Христа. Воскресение мертвых, по словам апостола Павла, произойдет во мгновенье ока ( 1Кор. 15:52 ).
Прологом воскресения мертвых является воскресение Нового Адама – Богочеловека Иисуса Христа. Своим крестным подвигом и смертью, а затем последующим воскресением Господь преобразил человеческое естество и открыл путь воскресения всем людям.
В тоже время искупительное дело Богочеловека не отменило человеческой свободы. Человек добровольно принимает или отвергает подвиг Богочеловека, добровольно следует путем веры, покаяния и очищения от страстей, или продолжает развивать свои страсти, вступая во вражду с Богом. Принимая подвиг Богочеловека, христианин призывается в чем-то повторить Его жизнь – соумереть со Христом, добровольно распять свои страсти и похоти в этом мире, преобразиться исполнением евангельских заповедей. Для подвизающегося христианина воскресение окажется «воскресением жизни» – такой человек на суд не приходит, ибо перешел от смерти в жизнь ( Ин. 5:24-29; 8:51 ). Что же касается отвергнувшего Бога человека, то для него также наступит воскресение, но как «воскресение осуждения» ( Ин. 5:29 ).
Таким образом, в воскресение мертвых произойдет восстановление человеческой природы во всей полноте – человеческие души соединяться с человеческими телами. Однако грешники будут отчуждены от Бога отсутствием собственной решительной воли к добру. Бог действительно будет во всех, «но только в святых Он будет пребывать «милостиво», а в нечестивых – «немилостиво»», – говорит св. Максим Исповедник.
Бог Своей Силой воскресит мертвых нетленными, а тело воскресшего будет нетленно и бессмертно, вследствие чего оно не будет нуждаться ни в пище, ни в питии. По словам св. апостола Павла: «наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа Иисуса, Который уничиженное тело наше преобразит сообразно с телом Своей славы так, как Он может по действию силы Своей» ( Флп. 3:20-21 ).
«Какое же это «уничиженное тело», которое Господь преобразит сообразно телу славы Своей?», – спрашивает св. Ириней Лионский. – Очевидно, что тело, которое есть плоть, падающая на землю и уничижаемая. Преображение же ее (состоит в том), что она, смертная и тленная, сделается бессмертною и нетленною, не по своей собственной сущности, но по действию Господа, могущего смертное облечь в бессмертное и тленное в нетление». Следуя св. Ефрему Сирину, истолковывающему те же слова апостола, Господь «в день воскресения нашего «преобразит тело унижения нашего», которое внутри в преисподней (в могиле) становится прахом ничтожным, – «и соделает» его «сообразным телу славы Своей», то есть бессмертной жизни, коею облек Он «по силе могущества Своего, дабы мог Он подчинить Себе все». Св. Иоанн Дамаскин учит, что по воскресении «спасенные получат тело неизменное, бесстрастное, тонкое, каково было тело Господне после Воскресения, проходившее через запертые двери, не утомляющееся, не нуждающееся в пище, сне и питье». Св. Иоанн Златоуст, следуя Св. Писанию, говорит о преображенном теле праведников в символах света: «…Каковы будут воскресшие из мертвых? Послушай Самого Господа твоего, Который говорит: «тогда праведницы просветятся, яко солнце, в царствии Отца их» ( Мф. 13:43 ). Нужно ли мне упоминать о блеске солнечном? Так как верующие должны преобразиться сообразно с светлостью Самого Христа Господа, как свидетельствует апостол Павел: «наше житие», говорит он, «на небесах есть, отонуду же и Спасителя ждем, Господа нашего Иисуса Христа, иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его» ( Флп. 3:20-21 ), – то преобразится, без сомнения, эта смертная плоть сообразно со светлостию Христа, смертное облечется в бессмертие, посеянное в немощи потом восстанет в силе (ср. 1Кор. 15:43 )». Св. Макарий Египетский также считает тела воскресших праведников светоносными, указывая, что они будут сопричастны нетварному сиянию, которым блистала на Фаворе плоть Господа: «Как тело Господа, когда взошел Он на гору и преобразился в Божескую славу и в бесконечный свет, так и тела святых прославляются и делаются блистающими. Ибо как внутренняя слава была тогда распростерта на теле Христовом и воссияла, точно так же и во святых сущая внутри сила Христова в оный день будет преизливаться вовне – на тела их, потому что еще ныне умом своим причащаются они от Его сущности и естества».
По учению свв. Отцов, тела нераскаянных грешников не станут телами Божественной славы, какими будут обладать праведники. Тела нераскаянных грешников будут отражать гнездящиеся в них страсти, воссоздавать внутренний мир преступников Божественных заповедей, будут внушать отвращение. По слову блаженного Феодорита, достойные небес облекутся небесной славою, а недостойные, имеющие в помышлениях лишь земное, «примут одеяние, соответственное произволению».
Свт. Иоанн Златоуст замечает: «Смерть… у нас двоякая; потому и воскресение должно быть двоякое. Мы, умершие двоякой смертью, воскресаем и двояким воскресением. Одним мы воскресли пока от греха, ибо погреблись вместе с Ним в крещении и восстали вместе с Ним чрез крещение. Это одно воскресение — освобождение от грехов; а второе воскресение — воскресение тела».
«Воскресение души — это ее соединение с Жизнью, Которая есть Христос», — пишет прп. Симеон Новый Богослов — «как тело мертвое, если не воспримет и не сольется с душою неким образом неслиянно, не бывает и не именуется живым и жить не может, так и душа не может жить сама по себе, если не соединится неизреченным соединением и не сочетается неслиянно с Богом, Который воистину есть Жизнь Вечная».
Новый Завет
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
Глава 15.
1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, 2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
3 Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, 4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, 5 и что явился Кифе, потом двенадцати; 6 потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых бо’льшая часть доныне в живых, а некоторые и почили; 7 потом явился Иакову, также всем Апостолам; 8 а после всех явился и мне, как некоему извергу.
9 Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.
10 Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.
11 Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.
12 Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то ка’к некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?
13 Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; 14 а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.
15 Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; 16 ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.
17 А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.
18 Поэтому и умершие во Христе погибли.
19 И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.
20 Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.
22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, 23 каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.
24 А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.
25 Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.
28 Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем.
29 Иначе, || что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?
30 Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям?
31 Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем.
32 По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!
33 Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы.
34 Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога.
35 Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?
36 Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет.
37 И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; 38 но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело.
39 Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц.
40 Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных.
41 Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе.
42 Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; 43 сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; 44 сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.
45 Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.
46 Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.
48 Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные.
49 И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.
50 Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.
51 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся 52 вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.
53 Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.
57 Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!
58 Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.
ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ
1. Основание Церкви в Фессалониках
Город Фессалоники, или Солунь, главный город Македонии, основан во времена Александра Македонского в III в. до Р.Х. Во времена ап. Павла это был богатый торговый город, населенный, кроме греков, евреями и римлянами. Ап. Павел прибыл в Фессалоники ок. 53 г. во время второго миссионерского путешествия ( Деян.17:19 ). Здесь он в течение 3-х суббот проповедовал в синагоге о пострадавшем и воскресшем Мессии. Многие приняли благовестие, но неуверовавшие иудеи воздвигли гонение на Апостола, и он вынужден был удалиться в Коринф. За это короткое время и было положено первоначальное основание Фессалоникийской церкви.
2. Повод, цель, время и место написания Послания
Находясь в Коринфе, ап. Павел не переставал интересоваться судьбой новооснованной христианской общины в Фессалониках. Желая узнать о духовном состояния фессалоникийцев, Апостол послал к ним Тимофея ( 1Сол.3:2 ). Возвратившиеся Тимофей и Сила ( Деян.18:5 ) принесли много утешительного о вере и жизни солунян ( 1Сол.3:9 ), однако не скрыли и недостатков как нравственного характера (блуд, идолопоклонство, корыстолюбие (1 Фее.4,3–6), так и вероучительного: некоторые, усвоив ложное мнение о весьма скором пришествии Христа, надеялись войти в Его Царство еще при своей жизни, предавались праздности, не желали заниматься никаким полезным трудом. А так как люди умирали, не дождавшись пришествия Господа, то некоторые христиане печалились о их участи, считая их отвергнутыми Богом ( 1Сол.4:13–17 ) (по словам св. И. Златоуста, ап. Павел говорит о воскресении умерших «не потому что они не верили в воскресение, но потому, что, несмотря на это, оплакивали умерших», т. е. предавались неумеренной скорби (по еп. Никанору, Толков. Апостол, ч. III, 35).
С тем, чтобы дополнить, чего недоставало вере солунян ( 1Сол.3:10 ), подкрепить их в скорбях, исправить их нравственные недостатки, а также рассеять заблуждения относительно второго пришествия Господа Иисуса Христа и судьбы умерших, и было написано Послание.
Написано Послание в 53 г. из Коринфа. Это хронологически первое из сохранившихся посланий ап. Павла и одна из первых книг Нового Завета.
3. Содержание и разделение Послания
По своему содержанию Послание делится на две части: историческую (гл. 1–3) и нравоучительную (гл. 4–5). В первой части Апостол воспоминает обстоятельства своей проповеди в Фессалониках и благодарит Бога за то, что солуняне держат Евангелие в чистоте, хвалит их за веру и утешает в страданиях. Во второй части Апостол призывает к чистой и святой жизни, к братолюбию; опровергает ложное представление солунян о судьбе умерших; раскрывает им тайну воскресения мертвых и тайну второго пришествия Иисуса Христа. По причине неизвестности этого дня Господня Апостол призывает к непрестанному бодрствованию и трезвению, а также дает различные наставления к благочестивой жизни.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (гл. 1–3)
1. Благодарность за веру и стойкость фессалоникийцев (1Сол.1:1–10)
Начинается Послание обычным приветствием от имени Павла, Силуана и Тимофея. Апостол Павел благодарит Бога за великое чудо Его милости – основание церквей, в частности, в Фессалониках, и молится непрестанно об их усовершенствовании. Он благодарит Бога за веру, любовь и упование солунян, радуясь, что проповедь его была не напрасна ( 1Сол.1:1–5 ). Эти три главные христианские добродетели составляют основу духовной жизни. У солунян была деятельная вера, почему она и названа «делом веры»; любовь есть подвиг, поэтому названа «трудом любви», а надежду Апостол назвал терпением «упования на Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Сол.1:3 ).
Апостол благодарит Бога за чистое, дивное призвание солунян ко Христу, почему и его благовестие у них подтверждалось многими чудесами: «не в слове только, но и в силе и во Святом Духе» ( 1Сол.1:5 ).
Ап. Павел свидетельствует о вере солунян и следовании их за Христом, несмотря на многие скорби, которые они принимали в «радости Святого Духа» ( 1Сол.1:6 ), подражая в этом св. Павлу и Самому Христу, а через это и сами стали образцом для других: «вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии» ( 1Сол.1:7 ). Без слов, без самовосхваления, но самой своей жизнью, твердостью в вере солуняне стали образцом для подражания и возбудителями веры для соседних народов.
2. Воспоминание Апостолом своей проповеди среди солунян и ее плоды (1Сол.2:1–20)
Похвалив солунян за их веру, Апостол напоминает о своей проповеди среди них. После гонений в Филиппах ( Деян.16:12–40 ) проповедь и в Фессалонике была не легка, но с «великим подвигом» ( 1Сол.2:2 ). Перенесением скорбей за благовестие Апостол подтверждает, что он учит о Христе без «нечистых побуждений, лукавства» ( 1Сол.2:3 ), без «слов ласкательства» и «видов корысти» ( 1Сол.2:5 ), так как старается угождать «не человекам, но Богу, испытующему сердца» ( 1Сол.2:4 ).
Апостол напоминает солунянам, что он и его сотрудники вели себя не кичливо, а тихо, скромно и любвеобильно, «подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими» ( 1Сол.2:7 ), потому что он действовал не ради славы или честолюбия, а ради славы Божией, по любви к ним. По этой причине Апостол работал «ночью и днем, чтобы не отяготить» братьев ( 1Сол.2:9 ), не быть на их содержании.
Апостол говорит, что он, как отец с детьми своими, употреблял различные средства воздействия на солунян: убеждал, просил, умолял поступать достойно Бога, призвавшего их в Свое царство и славу ( 1Сол.2:12 ). И труды Апостола остались ненапрасными. Поэтому он благодарит Бога за то, что солуняне приняли слово благовестия о Христе – приняли «не как слово человеческое, но как слово Божие, каково оно и есть по истине» ( 1Сол.2:13 ).
Солуняне, принявшие благовестие, много претерпели за него, став подражателями в этом братьям в Иудее, которые особенно были гонимы за веру своими же единоплеменниками ( 1Сол.2:14–15 ). Апостол этим сравнением воодушевляет солунян: если там, где жил и действовал Христос, где сошел Дух Святой на апостолов, образцовые Церкви тоже терпят страшные гонения, как и Церковь Фессалоникийская, значит, страдания и гонения за веру неизбежны. Ведь убили враги истинной веры Самого Господа Иисуса и Его пророков, поэтому естественно, что они и «нам препятствуют говорить язычникам, чтобы спаслись» ( 1Сол.2:16 ). Апостол высказал предсказание о иудеях: «приближается на них гнев до конца» ( 1Сол.2:16 ), что и последовало вскоре: разрушение Иерусалима и рассеяние евреев по всему миру произошло в 70 г. по Р.Х.
3. Желание св. ап. Павла видеть солунян (1Сол.3:1–13)
Горячо желая видеть солунян и встречая этому постоянные преграды, ап. Павел посылает Тимофея с целью «утвердить» их и «утешить в вере» ( 1Сол.3:2 ), предостеречь от уныния и колебания среди стольких скорбей и гонений. Ап. Павел выражает свой взгляд на страдания как неизбежное для христианина явление. Это не какая-то случайность, не что-то временное, – они составляют сущность крестоношения: «так нам суждено» ( 1Сол.3:3 ). Этого никогда не скрывал Апостол, но предупреждал новообращающихся, «что будем страдать» ( 1Сол.3:4 ). Однако это не поколебало их веры: св. Тимофей принес радостные вести о вере и стойкости солунян, что и составляет цель жизни самого Апостола: «Ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе» ( 1Сол.3:3 ).
НРАВОУЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (1Сол.4:1–5, 24)
1. Призыв к святости и братолюбию (1Сол.4:1–12)
Апостол Павел призывает преуспевать в угождении Богу и делании заповедей, смысл и цель которых – «освящение» верующих ( 1Сол.4:3 ). Непременным же требованием святости является целомудрие, т. е. телесная и душевная чистота: «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел содержать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога» ( 1Сол.4:4–5 ).
Здесь, как и в Послании к Римлянам ( 1Сол.1:21–31 ), утверждается мысль, что целомудрие есть необходимое условие святой жизни и что нравственное разложение личности есть результат неверия. «Блуд», по ап. Павлу, понимается в широком смысле: как всякое блуждание ума – похоть плотская и душевная. Под «сосудом», который следует соблюдать «в святости и чести» ( 1Сол.4:4 ), скорее надо понимать не жену ( 1Пет.3:7 ), а свое тело, которое ап. Павел иначе называет «глиняным сосудом» ( Рим.9:21 ; 2Кор.4:7 ; 2Тим.2:20 ), «телом смерти» ( Рим.8:11, 7:24 ) по причине наклонности его ко греху.
Апостол хвалит солунян за преуспеяние в братолюбии и умоляет их терпеливо трудиться «своими руками», чтобы «внешние» не упрекали их в тунеядстве ( 1Сол.4:11–12 ). Христиане должны честно трудиться, чтобы содержать себя и давать нуждающимся исполняя заповедь любви ( Деян.20:35 ).
2. О воскресении мертвых и втором пришествии Господнем (1Сол.4:13–5, 28)
Не желая оставить солунян в неведении относительно эсхатологических событий, о которых распространялись неправильные представления, Апостол дает положительное освещение этого вопроса ( 1Сол.4:13–18 ) (это зачало ( 1Сол.4:13–17 ) читается при погребении мертвых. Учение о пришествии Господнем (парусии) Апостол излагает как «слово Господне» ( 1Сол.4:15 ), т. е. как полученное по особому откровению, а не заимствованное откуда-то). Прежде всего он предостерегает и скорби в вопросе о судьбе умерших. Факт смерти и воскресения Христа есть залог будущего всеобщего воскресения. Дожившие до того дня Господня не будут иметь никакого преимущества перед ранее верующими, они «не предупредят умерших» ( 1Сол.4:15 ) входом в открывшееся Царство. Наоборот, когда вострубит Архангел в трубе Божией, тогда «мертвые во Христе воскреснут прежде» ( 1Сол.4:16 ), затем «мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе» ( 1Сол.4:17 ). Апостол и себя включает в ряд с живущими в парусии, но не в буквальном смысле: речь идет о тех христианах, которые будут жить в день явления Господа.
«Труба Архангела» означает здесь образ действия Силы Божией, которая вызовет из могил умерших. Как когда-то мир был вызван Творцом к бытию, так он будет вызван к обновлению (возвещение начала парусии трубой Ангела подчеркивает наступление торжественно-страшного часа. Так, у евреев все важные события жизни сопровождались трубными звуками). «Облака» и «воздух» тоже есть образы Божественных действий, зрительно вторгающихся в область тварного мира. Вспомним для примера, что Апостолы были перенесены к месту погребения Божией Матери тоже на «облаках». Это же облако некогда скрыло от взоров Апостолов и возносившегося от них Господа.
В парусии же оно восхитит святых к Господу навеки.
В изображении самого воскресения замечается некоторая последовательность. «Мертвые во Христе воскреснут первые» ( 1Сол.4:16 ), потому что они явятся с Ангелами и 12-тью Апостолами на суд вместе с Господом. Затем последует преображение живых и восхищение их к Богу. Наконец, воскреснут и нечестивые на суд (см. также 1Кор.15:23 ). Хилиасты на основании книги Откровения ( 1Сол.20:5 ) утверждают, что вначале воскреснут верующие во Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет; потом воскреснут все остальные. Но, по Апостолу, воскресение относится к последнему, второму, пришествию Христа. По мнению же хилиастов, следует допустить не только два воскресения, но и два пришествия Христовых, что явно неверно.
Относительно времени наступления этого дня (парусии) Апостол утверждает только его: 1) неожиданность, внезапность и 2) неотвратимость.
2) Неотвратимость дня Господня сравнивается с беременностью женщины, которая, хотя и знает, что ей неминуемо придется родить, но не знает срока, и если будет в беспечности, то роды могут случиться в неподходящей обстановке» ( 1Сол.5:3 ) (муки чаяния родов есть также образ христианского чаяния парусии. Для истинно христианского сознания продолжительность ожидания не имеет значения. Это дело не исследования, а веры и совести, которые приобщают христианина уже теперь к Царству славы. Оно – день, но заря его уже занялась в душе христианина, и его дело – раскрывать душу для встречи этого дня).
Апостол призывает верующих, как сынов света и дня, бодрствовать и трезвиться, облекшись в духовное оружие: «броню веры и любви и шлем надежды спасения», а не спать или упиваться вином ( 1Сол.5:7–8 ), т. е. не проводить время в беспечности.
Особо призывает Апостол «уважать трудящихся у вас предстоятелей ваших в Господе и вразумляющих вас и почитать их преимущественно с любовью за дело их» ( 1Сол.5:12–13 ), т. е. оказывать повиновение священнослужителям. Необходимость этого увещания объясняется тем, что в первом веке богатство харизматических даров и ожидание парусии давало некоторым повод отрицать иерархию. Предстоятелей ап. Павел научает разборчиво относиться к пастве: бесчинных вразумлять, малодушных утешать, слабых поддерживать, ко всем относиться с терпением и любовью ( 1Сол.5:14 ).
Апостол предлагает целый ряд трогательных, исполненных пастырской любовью увещаний: о непрестанной радости о Духе Святом, о молитве и благодарении Богу, а также призывает не угашать духовных дарований ( 1Сол.5:16–22 ) омрачением духовно-душевно-телесного организма ( 1Сол.5:23 ).
В заключение Апостол настоятельно повелевает прочитать это послание «всем святым братьям» ( 1Сол.5:27 ), передает приветствие и благословение.
Вопросы для повторения Первого послания к Фессалоникийцам
I. 1. Когда, кем и как было положено основание Церкви в Фессалониках ( Деян.17:1–3 )?
2. Указать повод, цель, место и время написания Послания.
3. О чем благодарит ап. Павел в 1-й гл.?
4. О каких моментах своей проповеди в Фессалониках воспоминает ап. Павел ( 1Сол.2:3–6 )?
5. С чем сравнивает Апостол свою деятельность в Фессалониках ( 1Сол.2:7–12 )?
6. Как они приняли устное слово Апостола ( 1Сол.2:13 )?
7. Кому уподобились фессалоникийцы в своих скорбях ( 1Сол.2:14–15 )?
8. Кого и с какой целью послал Апостол в Фессалонику ( 1Сол.3:2–13 )?
9. Что говорил ап. Павел о скорбях ( 1Сол.3:3 )?
II. 1. В чем состоит воля Божия о человеке ( 1Сол.4:3–6 )?
2. Какие наставления даются против блуда и корыстолюбия ( 1Сол.4:1–12 )?
3. Как рассуждает ап. Павел о судьбе умерших ( 1Сол.4:13–18 )?
4. На чем основана должна быть наша вера в воскресение мертвых ( 1Сол.4:14 )?
5. Как изображается явление Господа и восхищения всех к Нему ( 1Сол.4:16–17 )?
6. Что можно сказать о времени парусии ( 1Сол.5:1–3 )?
7. Как мы должны быть готовы ко встречи Господа ( 1Сол.5:4–11 )?
8. Какие наставления даются пресвитерам ( 1Сол.5:12–13 )?
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»