апостол павел об обрезании
Читаем Апостол. 15 октября. Обрезание — мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся
Аудио
Святой Церковью читается Послание к Филиппийцам. Глава 3, ст. 1–8
1. Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно.
2. Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания,
3. потому что обрезание — мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся,
4. хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я,
5. обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей,
6. по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный.
7. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.
8. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа.
(Флп. 3, 1 – 8)
Замечательный отрывок, которым начинается третья глава Послания к Филиппийцам. Первый стих является завершением предыдущих размышлений апостола Павла, его просьбы к филиппийцам с радостью и с уважением принять Епафродита, который был в свое время послан к апостолу Павлу для служения. Павел заканчивает эту мысль еще одним призывом радоваться. Как мы говорили, нет ни одного Послания и вообще, возможно, библейского текста, где бы так часто употреблялось это слово и человек (в данном случае адресат Послания) так часто призывался к тому, чтобы радоваться: Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе.
Напоминаю о необходимости ежедневно читать слово Божие, потому что в нем для нас с вами заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
biblecomua
Твоя Библия
Ответы на библейские вопросы
Валерий пишет : Если закон вечен, согласно Мф 5:18, почему Павел отменил обрезание? В Бытии 17:7-10 ясно говорится: «Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол».
Павел не отменял обрезание. В Библии нет ни одного текста, где бы мы видели, что заповедь обрезания отменена. Но Павел старался объяснить смысл этой заповеди. Смысл же в том, что это знак принадлежности к еврейскому народу, когда-то избранному Богом для совершения Его плана спасения (Рим.4:7-12). Просто знак, не более того.
«И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?» (Рим.2:27)
Апостол противится распространённому в то время пониманию спасения «по обрезанию».
«Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю [Его], и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? » (Рим.2:17-23)
Видите? Речь идёт не об отмене закона, а как раз о том, чтобы исполнять его. И речь идёт именно о десяти заповедях.
«проповедуя не красть, крадешь?» (Исх.20:15)
«говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь?» (Исх.20:14)
«гнушаясь идолов, святотатствуешь?» (Исх.20:4-6)
И Павел продолжает без какого-либо сарказма, но имея ввиду именно то, что он говорит:
И последнее предложение второй главы к Римлянам ставит точку:
Что значит быть внутренне иудеем? Например, как Моисей любить Бога, любить людей, жизнь положить для спасения твоего народа, и не нуждаться в каменных скрижалях, потому что закону тебя учит Сам Всевышний.
«Итак, какое преимущество [быть] Иудеем, или какая польза от обрезания? Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче [в том], что им вверено слово Божие » (Рим.3:1-2).
«великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь » (Рим.9:2-5).
«потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру » (Рим.3:30).
Видите? Павел не отменяет обрезание, оно так и остаётся плотским признаком того, человек принадлежит еврейскому народу, тому народу, от которого Христос по плоти. Но Павел акцентирует внимание верующих на том, что обрезание, т.е. принадлежность еврейскому народу по плоти – не гарантия спасения, как они все думали. Поэтому Павел так тщательно разбирает, когда именно Бог вменил Аврааму праведность, т.е. простил все его грези и беззакония: до обрезания или после.
«Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха.
Блаженство сие [относится] к обрезанию, или к необрезанию?
Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность. Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.
Иудеи настаивали на том, чтобы уверовавшие из язычников проходили обряд обрезания. Именно этому противился Павел, а не самому обрезанию.
Павел ничего не отменяет, он лишь говорит, что обрезание, как действие,С овершаемое над плотью человека, ничего не даёт:
«Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся. Обрезание ничто и необрезание ничто, но [все] в соблюдении заповедей Божиих ».
Павел утвердает, что если раньше язычники (необрезанные) были отчуждены всего, что Бог дал ереям (обрезанным), то теперь они верою во Христа присоединяются к евреям. Не по плотсокму закону присоединяются, а по духовному, по вере.
Павел убеждает язычников не надеяться на плоть, как это деляют евреи, не надеяться, что обрезание станет их билетом в Домой, потому что начни они так думать. они сразу станут думать, что спасаются делами плоти своей и постепенно забудут о Христе-Спасителе.
Вопросы апостолу Павлу об обрезании
По какому праву обряд обрезания потерял свою актуальность в Новом Завете? Он же не указывал на какие-то события из жизни Христа, которые Он исполнил и этим аннулировал надобность этого ритуала?
Давайте с этим вопросом обратимся к апостолу Павлу. В этих вопросах он разбирается, как мне кажется, лучше, чем мы.
Начинает ап. Павел свидетельство о себе так:
5 Обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей,
6 По ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной – непорочный (Фил.3:5-6).
Павел – один из тех людей, которые отличаются своей незаурядностью. Он всегда впереди, в авангарде. В чем научен, в том и ревностен.
Но он мог быстро перестраиваться, в положительном плане конечно. Главное – ему нужно было поменять образ мыслей, разубедиться в той информации, в атмосфере которой он жил. Он фарисей. Его информировали, что христиане несут ересь в иудаизм; и он в своей ревности не просто подчинялся приказам начальствующих и гнал церковь, но был сам инициатором гонений, он выпрашивал на эти санкции документы, разрешающие ему это совершать.
Но вот Христос остановил Павла и вспять повернул его сознание. Павел быстро перестроился. Свою инициативу он и в христианстве проявлял, несмотря на все трудности, которые ему пришлось пережить.
Это мы так, немного вспомнили человека, у которого хотим кое-что спросить. Давайте спросим:
«Павел, вот ты сам обрезан на восьмой день от рождения, а как ты относишься к этому обряду, когда сам стал христианином? Ведь ты не один был из фарисеев, которые приняли христианство. Но сколько проблем они создавали ранней церкви; и обряд обрезания не прошел стороной, они этот ритуал навязывали язычникам, принявшим христианство. Скажи нам, как ты относишься к этому обряду, который был атрибутом израильского народа на протяжении многих веков?
Хорошо, мы обращаемся к твоим посланиям, которые ты послал церквам, и надеемся на твой ответ через эти письма».
Наш взор остановился на Рим.2:25-29. Вот здесь Павел, точно так, как он начинает писать свою краткую биографию со слова: «Обрезанный», так и тему об обрезании он начинает с этого же слова: «Обрезание».
«Обрезание полезно» — пишет он. Так что, может дальше нам читать уже и не надо? Павел обрезан, он пишет, что обрезание полезно, ну, и в чем проблема? Давайте все начнем обрезываться. Но погодите, что-то он еще хочет нам сказать. Ну, может не нам, а римлянам, но вот мы подсматриваем в чужие письма и пытаемся понять ту атмосферу, которая царила в то время, нам же интересно, как он относился к этому ритуалу.
Мы читаем весь стих:
«Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твоё стало необрезанием» (25стих).
Интересные термины он употребляет: «обрезание» и «необрезание». Если мы вникаем в концепцию сказанного Павлом, то перед нами всплывает не просто ритуал или его отсутствие, а две группы людей. «Необрезанный» — о ком идет речь? Иудеи были необрезанными? Нет. А кто был необрезанным? Язычники. Эта мысль утверждается, если мы посмотрим в письмо, посланное им к Галатам:
7 Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных –
8 Ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников, —
9 И, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным (Гал.2:7-9).
Сомнения у нас все рассеялись? Я думаю – да. Обрезанные – это иудеи, а необрезанные – язычники.
Давайте дочитаем текст, который мы начали:
26 Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?
27 И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании? (Рим.2:26-27).
Здесь пока ничего не сказано, какая была польза от обрезания. Мы видим здесь только констатацию факта, потому что писавший эти слова пытался в первую очередь показать лишь, что такое обрезание и кто действительно обрезан. Хотя он начинает понемногу раскрывать суть духовной подоплеки телесного обрезания.
Но от этих немногих слов зависит очень многое. Если бы эти стихи были внимательно рассмотрены, то сегодня не было бы столь многих недопониманий и заблуждений, и вопрос возвращения иудеев в Израиль перед Пришествием Христа никогда не возникал бы.
Давайте спросим: «Апостол Павел, а что такое обрезание?» В 4 главе к Римлянам, в 11 стихе он дает ясный ответ:
11 И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность (Рим.4:11).
Здесь ап. Павел говорит о первом человеке, который был обрезан. Это был Авраам. Как Павел пишет? «И знак обрезания он получил как печать праведности через веру, которую имел в необрезании». Поэтому на вопрос: «Что такое обрезание»? – какой ответ выявляется? Однозначно: «Знак обрезания – это печать праведности через веру».
Ап. Павел, а скажи-ка нам: «Когда обрезание становится необрезанием? Вот мы из твоих слов пришли к выводу, что там, где не было праведности, ничего не стоил и знак обрезания. Мы к правильному выводу пришли или нет?» И апостол Павел говорит: «Если ты преступник закона, то обрезание твоё стало необрезанием».
Апостол Павел, скажи нам, а в чем была ошибка иудеев? Ты исповедал и иудейскую религию и христианскую, тебе лучше было понять их ошибку, чем нам, объясни нам.
Читая его высказывания на эту тему, мы убеждаемся, что Иудеи совершили большую ошибку, посчитав, что одного обозначения им вполне достаточно. В конце концов, они утвердились в мысли, что этот знак сам по себе приносит действительность, подобно тому, как многие мнимые христиане сегодня считают, что исполнение определённых обрядов сделает их членами тела Христова. Но и обрезанная плоть иудеев сама по себе никакой праведности принести не могла, и акт крещения христиан сам по себе также ничего не принесет.
На самом же деле многие из тех, кого иудеи презирали как «необрезанных», в действительности были «обрезанными», в отличие от самих иудеев. Но их обрезание было высшей категории.
Ап. Павел, а что такое «обрезание сердца»? Он отвечает, и мы это можем увидеть, исследуя его послания и ветхозаветные постановления.
Истинное обрезание — это обрезание в сердце, то есть внутренней жизни человека, а не плоти. Апостол ясно говорит, что то, что наружно на плоти, то есть то, что заключается во внешней форме, это необрезание, но то обрезание, «которое в сердце, по духу, а не по букве».
Это сказано как общеизвестная истина. Во дни Павла это не было началом нового учения, такое положение вещей существовало изначально. Во Второзаконии 30:6 мы читаем слова Моисея к сынам Израилевым:
«И обрежет Господь, Бог твой, сердце твоё и сердце потомства твоего, чтобы ты любил Господа, Бога твоего, от всего сердца твоего и от всей души твоей, дабы жить тебе».
Все верные иудеи понимали, что истинное обрезание являлось только обрезанием сердца. Вы помните, как Стефан обращался к отвергнувшим истину: «Жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами!» (Деян. 7:51).
А что такое «Праведность в сердце?»
«Вот, Ты возлюбил истину в сердце» (Пс. 50:8).
Просто внешняя праведность есть ничто. Именно сердцем верует человек к праведности (Рим. 10:10).
Когда Моисей по велению Господа передавал закон Израилю, он сказал:
«И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём» (Втор. 6:5-6).
Не может быть никакой праведности там, где она не явлена в реальной жизни. Очевидно, что с тех пор как существует обрезание, оно является признаком праведности, поэтому не может быть никакого подлинного обрезания кроме обрезания сердца.
А кто такие: «Обрезанные Духом?»
«Ибо мы знаем, что закон духовен» (Рим. 7:14).
Это есть сущность Духа Святого, потому что Слово Божье является мечом Духа Бога, который способен вложить Закон Божий в сердце человеческое. Поэтому истинное обрезание является делом Духа Святого. Стефан называл злобных иудеев необрезанными, потому что, как он сказал, «вы всегда противитесь Духу Святому» (Деян. 7:51).
Если мы вспомним, что обрезание было дано, как печать праведности через веру, и что право на наследство, обещанное Аврааму и семени его, давалось через праведность не от закона (Рим. 4:11, 13), то мы увидим, что обрезание было заверением, этого наследия. Апостол также говорит, что мы становимся наследниками во Христе, «уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его» (Ефес.1:10-14). Обладание наследством, обещанным Аврааму и семени его, гарантировалось только через Дух праведности; поэтому с самого начала никакое обрезание не могло быть настоящим для тех, кто не имел этого Духа.
Обрезание через Христа.
«И вы совершенны во Христе, Который есть глава всякого начальства и власти; в Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворённым, совлечением греховного тела плоти обрезанием Христовым» (Кол. 2:10-11).
Следовательно, с самого начала оно означало праведность только через Христа. Достаточно указать на тот факт, что обрезание было дано Аврааму как печать праведности, которую он имел верой и что «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:6).
Кто такие «обрезанные»?
Ответ на этот вопрос дан в Послании к Филиппийцам:
«Потому что обрезание — мы, служащие Богу Духом, и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся» (Фил.3:3).
То же самое, но другими словами, сказано и в тексте:
«То обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве; ему и похвала не от людей, но от Бога».
И тот, кто не верил во Христа, никогда не был истинно обрезанным и не возрадовался в Нем. Вот почему Стефан называл неверующих во Христа иудеев «необрезанными».
А каково значение обрезания?
Из пятнадцатой главы Книги Бытие мы узнаем, что Бог утвердил завет с Авраамом на основании веры. Шестнадцатая глава рассказывает о том, как Авраам, послушал голос жены своей, вместо голоса Бога и хотел выполнить обетование Божье через плоть, но потерпел неудачу. Его сын должен был родиться от Духа, а не по плоти.
Затем семнадцатая глава показывает возрождение веры Авраама и восстановление завета с обрезанием как печатью. Часть плоти была отрезана, чтобы указывать на то, что он не должен был иметь доверия к плоти, но ждать праведности и наследия только через Дух Божий. Таким образом, потомкам Авраама было оставлено вечное напоминание о его ошибке, дабы они остерегались верить в себя вместо Господа.
Но они извратили этот знак. Они приняли его за знак их величия перед другими народами, вместо того чтобы смотреть на него как на доказательство того, что «плоть не приносит никакой пользы». Но тот факт, что иудеи извратили и не поняли этот знак, не лишает его первоначального значения.
Кто такие иудеи?
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога (Рим.2:28-29).
Согласно стихам из второй главы Послания к Галатам, термин «необрезанные» относится к тем, кто не знает Господа и является «безбожником в мире». Иудеи «обрезанные». Но только те из них, кто испытывает радость во Христе Иисусе и в обрезании не имеет никакого доверия плоти. Поэтому истинный иудей — это никто иной, как истинный христианин. Он «Тот иудей, кто внутренне таков». Никто в глазах Божьих никогда не являлся настоящим иудеем, не веруя во Христа. И каждый истинный верующий во Христа является иудеем в библейском смысле этого слова. Авраам, отец иудейского народа, возрадовался во Христе (см. Ин. 8:56).
Знак разделения.
Знак обрезания по плоти так ничего и не достиг. Он не произвел никакого разделения между иудеями и язычниками. Этот знак не удержал Израиль от идолопоклонства и от единения с язычниками в их идолопоклоннических обычаях. Каждый раз, когда иудеи забывали Бога, они смешивались с язычниками, и между ними размывалась всякая разница. Цель Божья в избавлении иудеев из Египта состояла в том, чтобы они несли Евангелие язычникам. Он очень хотел, чтобы они отделились от язычников в характере, но были светом для них. Очень печально закончили иудеи, как нация. А что ждет нас — христиан? Оправдаем ли мы то доверие, которое Бог возложил на нас? Это серьезный вопрос. Над ним следует задуматься.
Обрезание нерукотворенное
Вам когда-нибудь приходилось ловить ящерицу за хвост? Мне вот приходилось. Ящерицу так не поймаешь. У вас остается лишь изумление на лице и хвост, еще несколько секунд трепыхающийся в руках. А ящерицы и след простыл – таким образом она спасает себе жизнь. Отбрасывание хвоста – не безусловное рефлекторное действие, а осмысленное, исходящее из головного мозга. Ящерица сначала оценивает ситуацию, и если возникла реальная опасность (схватили за хвост), то она путем конвульсивного сокращения мышц отбрасывает этот отсек позвоночника. Совершает, возможно, болезненное отсечение части плоти для сохранения жизни в мире таких же, как она. Очень хороший образ от природы, говорящий нечто об «обрезании».
В норме осмысление любого праздника должно приводить к «вплетению» его смыслов в «тело» духовной жизни христианина. Без этого останется одно лишь рассудочное понимание события, бесплодное для духа. Подобное часто бывает, когда человек не привык к тому, чтобы содержание богослужения или прочитанного жизнеописания становилось частью его внутреннего мира. И владыка Антоний Сурожский очень метко в свое время подметил, что из всего прочитанного или услышанного истинным достоянием человека становится лишь то, что им глубоко осмыслено.
Праздник Обрезания Господня в некотором смысле особенный и, как никакой другой (за исключением разве что праздников Креста), напоминает о характере жизни христианина. Напоминает прообразовательно. Его положение в ряду прочих праздников также уникально, ибо нигде больше мы не увидим подобное преображение ветхозаветного обычая в великий праздник периода Нового Завета. Происходит это в силу важности образа, о котором пророчествует прообраз.
«Под видимым знамением обрезания скрывается тайна веры и благодати». Что это за тайна?
На протяжении многих веков эта тайна, сокрытая печатью, оставалась непознанной жестоковыйным (по слову апостола Стефана) иудейским обществом. И весь Ветхий Завет преисполнен грозными обличениями со стороны Бога и Его пророков. Вот Иеремия от лица Бога обличает иудеев в том, что «весь дом Израилев с необрезанным сердцем» (Иер. 9: 26). Или Моисею на горе Синай Господь повелевает передать сынам Израиля: «Я [в ярости] шел против них и ввел их в землю врагов их; тогда покорится необрезанное сердце их, и тогда потерпят они за беззакония свои» (Лев. 26: 41). В речи первомученика Стефана звучат грозные обличения, обращенные к иудеям: «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы» (Деян. 7: 51).
Однако при всей иудейской жестоковыйности дело не только в ней. Печать Завета, сокрывая глубинную духовную реальность, всё же всем своим «форматом» информировала о пророческом характере иудейства: то, что под печатью, остается до времени Христа сокрыто. Сокрыто не только потому, что не понято и не принято, а потому, что нет еще средств для реальной борьбы с грехом. Да и Христово благовестие, пришедшее в силе, заменило «сень» истиной и наполнило понятия совершенно новым смыслом.
Обрезание не могло исцелить человека и подать ему силы к избавлению от греха. Но оно служило пониманию отделенности еврея от языческого мира и наполняло его надеждой прихода Ожидаемого. Христос – воплощение этой надежды – также принимает Обрезание. Почему? Во-первых, «чтобы исполнить всякую правду». Авторитет Мессии требовал выполнения всех важнейших предписаний Закона, ибо Он пришел «не нарушить закон или пророков, но исполнить». Непринятие Христом Обрезания противоречило бы пророчествам Писания о Мессии. Во-вторых, Христос в самом начале жизненного пути изображает тот важнейший догмат, за точную формулировку которого «ломали копья» потом отцы на Вселенских Соборах: догмат о том, что Он, Мессия, – истинный Человек, Которому не чужда человеческая боль. И в-третьих – самое важное: Христос срывает «печать», уничтожая ее за ненужностью, и раскрывает Свой Завет. Завет, на который печать лишь намекала нечеткими гранями своего рисунка. Завет, который оказался неприятным «сюрпризом» для большинства иудеев, не сумевших своевременно распознать грани этой печати. Я говорю о том, что обрезание было упразднено Господом, возвестившим о том, что «духом и истиной» следует поклоняться Отцу, ибо «таких поклонников ищет Себе Бог». Да и сень исчезает, когда является свет и обнаруживается сам предмет. Своим нравственным учением Господь раскрывает содержание того, что было спрятано под печатью много веков. Тем самым учением, которое «для иудеев соблазн, для эллинов же безумие». Что составляло предмет соблазна для иудеев? То, что Мессия и Его Царство оказались не от мира сего. И пришел Он не для того, чтобы даровать Своему избранному народу все царства этого мира, а чтобы призвать не евреев только, но уже всё человечество в «Царство Духа», ради стяжания которого необходимо уже новое, духовное «обрезание».
«Грех необходимо как бы оперировать, обрезать, то есть отрезать от себя, вырезать его, чтобы человек остался здоровым»
«Врата в Царствие – самостеснение. Как и чем себя стеснять? Заповедями Божиими, противоположными страстным движениям сердца»
В христианской традиции ветхозаветное обрезание по справедливости считается одним из прообразов христианского таинства крещения, ибо в крещении христиане «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, быв погребены с Ним в крещении» (Кол. 2: 11–12). Однако и то верно, что как для иудея одно обрезание вне опыта борьбы с грехом не привлекало на него благословения Бога, так и для формально крещенного сам по себе факт крещения вне контекста его жизни не становится «билетом» в вечную жизнь. И крещенный, но не обратившийся ко Христу – всё равно что «дом Израилев с необрезанным сердцем», который вызывает на себя гнев Божий.
Ящерица, купившая себе жизнь ценой хвоста, ничего не теряет, ибо хвост всякий раз отрастает снова. Ее философия по-христиански мудра и проста: лучше мне без хвоста войти в жизнь, чем помереть хвостатой, тем более что ничего в итоге не теряю, а лишь всякий раз приобретаю. Учись у нее, христианин!