апостол в новом афоне абхазия
Грот Симона Кананита
Грот Симона Кананита — пещерная келья, которая является почитаемым у христиан местом. Келья расположена в абхазском городе Новый Афон. Место находится в ущелье Псырцха, в отвесной скале. К месту поклонения ведет крутая лестница (200 ступеней), выдолбленная в скале. В центре грота располагается крупный валун — по легенде апостол использовал его в качестве стола. Внутри грот украшен иконами и свечами. На входе можно приобрести свечку. Внутри всегда находится смотритель, с которым можно пообщаться на религиозные темы.
Место издавна было почитаемым у христиан, ежегодно сюда приходили паломники из разных стран. С образованием Новоафонского монастыря, монахи с греческой святой горы Афон пришли сюда и освятили грот. Бывшая апостольская келья была превращена в небольшую часовню.
Паломнический и туристический путь к гроту проходит по территории природного Псырцхинского заповедника (вход — 200 рублей) вдоль речного русла. Путь стартует от места, где, если верить библейским преданиям, Симон Кананит был убит в 55 году. Посетители заповедника проходят мимо источника со святой водой и огромного валуна с впадиной, напоминающей отпечаток человеческой ступни. Говорят, что это отпечаток ступни самого апостола. Здесь всегда останавливаются паломники, иногда проводятся молебны.
В целом дорога к гроту апостола Симона Кананита очень живописная. Даже если вы нерелигиозный человек, стоит прогуляться, чтобы полюбоваться природой Абхазии. Дорога была облагорожена местными монахами в XIX веке. Лес выглядит как тысячи лет назад: папоротники, субтропические деревья, извилистые тропы, горные ручьи, водопады. Пеший путь занимает 30 минут. За это время туристы успевают проникнуться атмосферой древнего леса. По пути встречается заброшенная железнодорожная станция — очень фотогеничная. В жаркое время можно искупаться в горной реке. Имейте в виду, что подъем по лестнице очень крутой, ступени могут быть скользкими. В высокий сезон к келье апостола проводятся бесплатные экскурсии (по цене входного билета), при условии набора группы от 10 человек.
Симон Кананит в Новом Афоне
Святой, выбравший местом своего уединения гористую кавказскую местность, был одним из сыновей Иосифа, то есть являлся сводным братом Иисусу Христу. Симон уверовал, когда увидел одно из чудес Иисуса — превращение воды в вино. Апостол почитается как покровитель супружества. За свою жизнь, по преданиям, Симон проповедовал не только на Ближнем Востоке, но и в кавказских царствах. На землю Иверскую (так именовался Новый Афон и окрестности в те времена) он пришел вместе с Андреем Первозванным. В абхазских притчах встречается упоминание некого Симона, который исцелял местных жителей молитвами и речной водой.
Местом монашеского уединения Симон Кананит выбрал крошечную и труднодоступную пещеру в скале у речного ущелья. В те времена никакой лестницы не было. Попасть в пещерную келью можно было через отверстие наверху, спустившись по веревке. Местные жители приходили исповедаться, приносили еду и одежду. Абхазцы считают, что именно проповеди Симона Кананита помогли им отказаться от язычества и стать христианами.
Но вскоре у Симона, ведущего тихий монашеский образ жизни, появились противники. Грузинский царь Адеркий (по другой версии римские легионеры) был язычником, он выступал против христианизации кавказских народов. По его приказу и был убит Симон Кананит. Существует несколько версий о том, как его лишили жизни. По одной из них, апостолу отсекли голову мечом. По другой, отпилили пилой. Менее популярная версия гласит, что апостол Симон Кананит был распят на кресте.
Симона Кананита похоронили здесь, в Новом Афоне. Опять же, версии о точном месте захоронения расходятся. По самой популярной, на месте погребения сейчас находится храм Симона Кананита. Сейчас каменный храм закрыт из-за обветшания внутренней обстановки. Но поклониться святому можно у одной стен, она легко опознаваема по нише с иконой с изображением апостола и всегда зажженной свечкой. Память святого апостола Симона Кананита почитают 23 мая.
Как добраться
Келья Симона Кананита находится на расстоянии от центра города. От автобусной остановки «Новый Афон» нужно подниматься вверх, в сторону гор, вдоль речного русла до водопада и храма Симона Кананита. Далее — оплатить вход в заповедник и двигаться вдоль реки, следуя указателям. Если вы прибываете на своем автомобиле, стоит иметь в виду, что парковка перед входом в ущелье — платная.
Внутри Нового Афона общественный транспорт не курсирует. Добраться до города можно на автобусах из других городов Абхазии. Максимальная стоимость билета — 200 рублей, от пограничного пункта Псоу.
Карта пешего маршрута от автобусной остановки до грота апостола Симона Кананита
Такси до Нового Афона можно вызвать через приложения «GT такси» и «Абхазия такси» (только на Андроид). Но автомобиль не сможет доехать до самого грота — таксисты довозят паломников и туристов до кассы у входа в ущелье Псырцха. Финальный отрезок маршрута, проходящий по заповедным местам, можно пройти только пешком.
Виды Псырцхинского заповедника и тропа к келье
Грот апостола Симона Кананита на видео
Многое в Новом Афоне связано с именем Симона Кананита, одного из 12 апостолов Иисуса Христа. Перед Рождеством особенно трогательно оказаться на святых местах, расслабиться, почувствовать благодать и умиротворение. В этой статье я покажу, как выглядит грот-келья Симона Кананита, расскажу, как подняться до пещеры и поделюсь интересными фактами об апостоле и святой земле Нового Афона.
Об апостоле Симоне Кананите
Так Симон Кананит вместе с Андреем Первозванным прибыл на землю Иверскую (в Абхазию, в Новый Афон), чтобы проповедовать христианство. Абхазские притчи рассказывают о неком Симоне, лечившем молитвой и брызгами речной воды. Симон выбрал местом уединения пещеру в ущелье бурной горной реки Псырцха. Проникнуть в келью можно было только через отверстие наверху, для этого требовалась веревка. К апостолу приходили молиться местные жители, уверовавшие в учение Христа, приносили Симону продовольствие, кое-какую одежду. Насколько долго находился апостол в Анакопии неизвестно, но по преданиям местных жителей только благодаря проповедям Кананита абхазы стали на путь праведный и отказались от язычества во имя Христа. Ведь в те поры был популярен у абхазов ритуал приношения детей в жертву и людоедство.
Похоронен Симон недалеко от пещеры в Новом Афоне, ныне неподалеку находится искусственный водопад, а на мощах святого в IX веке выстроен храм Симона Кананита из известняковых плит. Несмотря на многочисленные гонения (арабскую и турецкую экспансию), абхазы сохранили свою веру в Христа и почитают святого Симона Кананита, проповедовавшего христианство вопреки гонениям. Симоно-Кананитский храм неоднократно разрушался, сейчас в нем не проводятся службы. Но со стороны, скрытой от глаз туристов, верующие оставляют иконки и записки с просьбами, ставят свечи.
Христиане чтят память апостола Симона Зилота (Кананита) 23 мая.
Первый раз приехав в Новый Афон, мы не успели посетить пещеру Кананита, а в этот раз решили однозначно идти.
Вход на территорию ущелья находится на станции Псырцха. До нее нужно идти от центра города по указателю в сторону водопада. Возле водопада вы увидите трехапсидный крестовокупольный храм Симона Кананита. Вам нужно подняться по ступенькам вдоль водопада и выйти к станции. Теперь идите вдоль железной дороги, слева вы увидите вход на территорию ущелья. Билет для входа обойдется в 150 рублей (по купленному билету можно проходить потом бесплатно). Путь до пещеры апостола облагородили в начале 19 века новоафонские монахи, прибывшие из Старого Афона (Греции) и построившие в Анакопии огромный Новоафонский монастырь. Но нужно быть все равно аккуратнее, а пожилым не рекомендую в пещеру отправляться в одиночку, так как придется одолеть около 200 каменных и скользких ступенек. Подъем достаточно тяжелый, пролегает вдоль реки, на самом верху есть перила, которые обезопасят вас во время подъема.
По пути к келье Кананита вы увидите большой камень, на котором есть вмятина, отчетливо напоминающая человеческий след. Считается, что этот след оставил Симон Кананит.
А на другом берегу реки вы заметите каменный крест, если приглядеться, в воде можно увидеть камни с красными вкраплениями, по преданию на этом месте убили апостола, а камни сохранили кровь святого. Река Псырцха считается животворяйщей, воду из нее можно пить и здесь же можно искупаться (температура всегда около 5 градусов). Для удобства паломников вдоль берега установлены кабинки, где можно переодеться.
Пройдите немного за пещеру, перед вами откроется огромная поляна с величественными елями, в этом месте хочется сидеть часами и наслаждаться умиротворением.
А вот в 2015 году случилась беда, кто-то посмел осквернить келью апостола, пробрался в пещеру под видом туриста, собрал все иконы в келье и сжег. Но сейчас в келье вновь множество икон, наверное, более пятидесяти!
Храм Симона Кананита
Является памятником VIII века, выполнен в византийском стиле. Ранее была главной абхазской христианской церковью до разрушения мусульманами. В настоящее время от величественного храма осталась только форма и несколько настенных изображений на фасаде. В XIV веке церковь была украшена фресковой росписью, на стенах были изображены Симон Кананит, Андрей Первозванный и Успение Богоматери. Несколько веков храм разрушался во время мусульманской экспансии. А уже после 1875 году Александр III издал указ о передачи церкви во владение Новоафонского монастыря, тогда монахи начали восстанавливать поврежденные участки строения, немного изменилась форма храма.
В настоящее время в храме ежегодно проводится литургия с крестным ходом 23 мая в день памяти апостола Кананита. В остальные дни попасть в церковь нельзя, так как она находится на реставрации.
Сонник Симона Кананита
В интернете вы можете встретить сонник Симона Кананита в онлайн-режиме, мне это показалось странным, учитывая, что об апостоле известно очень мало, в официальных источниках ничего не говорится о том, что Симон занимался интерпретацией снов (ему точно было не до этого). Создатели такого ресурса рассказывают, что послужил основой для создания сонника Кананита древнегреческий памятник литературы «Книга снов», который найден на Кавказе (где именно не уточняется). И вот в 18 веке книгу перевели на русский язык и подарили Екатерине II (об этом тоже никакой официальной информации).
Но собственно непонятно, какое отношение к этой книге имеет Симон Кананит, да и вообще я так и не смогла ничего найти об этом древнем литературном памятнике. Так что на сайты, предлагающие почитать сонник Симона Кананита, можете даже не заходить. А вот приехать в Новый Афон и посетить памятные места апостола нужно обязательно!
Храм Симона Кананита в Новом Афоне
Храм апостола Кананита является одной из главных святынь Абхазии, которая каждый год привлекает сотни туристов и паломников. Древнее сооружение представляет собой истинный образец зодческого искусства тех времен, на проект храма сильно повлияла стилистика великой империи Византии. По размеру сама церковь маленькая, выложенная из камня пепельно-белого цвета.
Сейчас храм открывается только раз в год — 23 мая на день апостола Симона Кананита. В этот день проходит крестный ход, тысячи паломников устремляются в Новый Афон, чтобы отдать дань памяти человеку, который познакомил страну с православием и умер за правое дело. Паломники принимают участие в праздничной литургии, а также молятся святому о благополучии своей семьи. Закрытые двери храма не являются проблемой для верующих — они молятся, прислонившись к стенам. В одной из стен храма стоит свеча. На заднем дворе располагается источник, бьющий прямо из стены храма.
Сооружение состоит из традиционных крестов и куполов. Раньше все стены святыни были отделаны уникальными фресками, но время не пощадило роспись, и современники не могут насладиться ее красотой. А вот надписи на греческом языке, расположенные над входными воротами в храм и над фасадом здания, можно прочесть и сейчас.
Панорамный вид на храм Симона Кананита в Абхазии
История
Согласно исследованиям специалистов, церковь была возведена около тысячи лет назад, примерно в 9–10 веке н. э. Когда в этих местах процветала древняя столица Анакопия, которая в те самые времена являлась культурным, политическим и экономическим центром всей страны. Именно в период расцвета Анакопии в стране активно распространялось православие, развивалось строительство различных святынь, возводились невероятные памятники храмовой архитектуры.
Выбор места под строительство храма св. апостола Кананита не случаен, по некоторым источникам именно в этом месте в 55 году н. э. римлянами был убит апостол Симон Кананит, который прибыл в страну, чтобы нести слово Божье в народ. До наших дней не сохранились данные о точном месте захоронения святого. Существует множество мнений и легенд: по утверждению одних, апостол Кананит захоронен в районе города Туапсе, другие же считают, что его останки похоронили на берегу реки Псырцхи, на данный факт и указывает расположение самой церкви. Где бы ни был захоронен известный святой, храм св. апостола Кананита является памятником великому человеку, который познакомил местных жителей с православной культурой. Кстати, св. Симон Кананит издавна считается покровителем брака и семьи, именно ему о счастье своей семейной жизни со всех уголков страны и зарубежья приезжают помолиться верующие.
За тысячелетие своего существования храм многое пережил: его несколько раз реставрировали, он подвергался разрушению и вновь восстанавливался. За весь период облик церкви несколько раз существенно менялся, добавлялись новые элементы в отделке, сооружение стало выше, и приобрело белоснежный цвет стен.
Масштабная реставрация прошла в храме в 1875 году. За 7 лет реставрационных работ был заменен иконостас — на дубовый. На юг от храма обустроили монастырское кладбище, на котором в настоящее время покоятся епископ Сухумский Геннадий и архимандрит Иерон. В период правления императора Александра III святыня была передана под покровительство монастыря в Новом Афоне, а через семь лет его освятили и в храме стали проводить службу.
В советский период, как и многие церковные учреждения, храм апостола Кананита был переоборудован под библиотеку. В конце 80-х здесь обустроили видеозал. В середине прошлого века церковь реставрировали, были попытки восстановить несколько древних фресок.
Посмотреть на древнее произведение зодческого искусства приезжали знаменитые люди: Фредерик Дюбуа де Монперэ — знаменитый путешественник из Франции, и генерал А. Л. Муравьев.
Как добраться до Храма святого Симона Кананита
Храм Симона Кананита на Новом Афоне — одно из самых посещаемых мест города. Он находится в верхней части Нового Афона, рядом с музеем Абхазского царства и водопадом. В пешей доступности располагается главная религиозная достопримечательность города — Новоафонский монастырь.
Доехать до Нового Афона можно на общественном транспорте Абхазии. Автобусы до Нового Афона курсируют из всех крупных поселений страны, включая пограничный пункт Псоу. Проезд на автобусе будет стоить 80–200 рублей — в зависимости от места отправления. Время в пути — от 30 минут (Сухум) до 1 часа 10 минут (Псоу). Узнать расписание можно на остановочных пунктах Абхазии, до Нового Афона автобусы курсируют довольно часто.
Автобусы из других городов прибывают на остановку «Новый Афон», которая располагается в 1 км от храма Симона Кананита. Путь пройдет по улицам Ладария и Водопадной.
Заказать такси из городов Абхазии в Новый Афон можно через приложения «GT такси» и «Абхазия такси» (только на Андроид).
Храм Симона Кананита на видео
Сегодня в Абхазии праздничный выходной, разделивший рабочую неделю на две половинки по два трудовых дня, – День Святого Апостола Симона Кананита. Выходным в стране он стал более четырех лет назад, когда 30 апреля 2014-го абхазский парламент после доклада депутата Саида Харазия единодушно проголосовал за расширение перечня праздничных и памятных дат, в основном за счет православных праздников.
Впрочем, и до того, как 23 мая стало выходным, в этот день в постсоветское время из года в год в Новом Афоне проводились торжества при большом стечении народа, в частности, многочисленных паломников из России.
Из-за затянувшихся реставрационных работ храм Симона Кананита закрыт для посещения. Он построен на мощах Симона Кананита в IX веке, в период расцвета древней столицы Абхазии Анакопии. (Новый Афон). Ежегодно в этот день председатель Церковного совета Абхазской православной церкви иерей Виссарион Аплиаа проводит праздничное богослужение у стен храма. Нынче в нем приняли участие президент Абхазии Рауль Хаджимба, вице-президент Виталий Габния и премьер-министр Геннадий Гагулия. Не в первый раз приехал сюда в этот день и атаман Всевеликого войска Донского Николай Козицин.
No media source currently available
Священная Митрополия Абхазии (СМА) проводит богослужение неподалеку, в верхнем соборном храме великомученика Пантелеймона Новоафонского монастыря. Наиболее посещаемым в этот день становится грот в ущелье реки Псырцха, где по преданию жил и молился апостол.
Симон Кананит стал, можно сказать, национальным абхазским святым и основателем одной из самых древних в мире христианских общин. В связи с сегодняшней датой во всех действующих православных приходах Абхазии прошли божественные литургии.
В православном мире Абхазия считается последним пристанищем апостола. Симон Кананит – один из двенадцати ближайших учеников Иисуса Христа – сын святого праведного Иосифа от первого брака и сводный (единокровный) брат самого Христа.
Статья «Симон Кананит – Апостол Кавказа» на российском интернет-ресурсе «Энциклопедия веры. Православие» начинается так: «В одном из потаенных уголков Абхазии, между двух горных туннелей, находится железнодорожная станция Псцырха, названная так по имени протекающей рядом реки. Прямо от нее, вверх по течению, отходит тенистое ущелье. Длина его не более километра… Главным историческим объектом, ради которого сюда стремятся туристы и паломники, является грот Святого апостола Симона Кананита. Тесная и глубокая ниша в скале стала отправной точкой, откуда учение Христа распространилось по всей Абхазии».
В Евангелиях, говорится в этой статье, его имя лишь упоминается в перечислении двенадцати учеников Христа, апостолов. Прозвище «Кананит» может означать, что он происходил из города Каны (Израиль, недалеко от г. Назарета), где Христос совершил два чуда – превращение воды в вино на свадьбе и исцеление сына царедворца. В Св. Писании упоминается и другое прозвище апостола – Зелот. Зелотами называли иудеев, посвятивших себя борьбе с римским владычеством. Эти люди дерзали публично выступать против властей, устраивали восстания и сбивали с городских зданий и стен храма римских «орлов». Желая направить рвение Симона на путь христианской проповеди, Христос призвал его в число ближайших учеников. Скудость евангельских сведений об апостолах дополняет церковное Предание – собрание древних устных и письменных источников, признанных Церковью истинными. Оно сообщает, что Кананит был одним из сыновей Иосифа, «названного» отца Иисуса Христа. Поначалу Симон противился сводному брату, огорчившись решением Иосифа поровну разделить между ними наследство. Прошло много лет, прежде чем в его настроениях произошла перемена.
Именно на свадьбе сводного брата в Кане Галилейской Христос, когда на ней закончилось вино, превратил в него воду, что окончательно утвердило будущего апостола в вере.
После смерти и Воскресения Христа его ученики собрались, чтобы бросить жребий, кому в какие края отправляться на проповедь. Симону и Андрею выпала земля Кавказа.
«Сначала, – говорится в названной статье, – они остановились в г. Севасте (Сухум), где их проповедь была принята с благодарностью, так как жители портового города находились под культурным влиянием греков и римлян. Андрей вскоре отправился далее на север, путешествуя с проповедью в скифских степях до Крыма, Симон же остался в уютной долине близ города Трахеи (Анакопия, нынешний Новый Афон), поселившись в уединенном гроте, чтобы иметь возможность молиться перед каждым путешествием. Проповедь Христа среди язычников в те времена была опасным предприятием, тем более что некоторые племена сохраняли обычаи человеческих жертвоприношений, были крайне воинственны и отказывались слушать другие учения. Предполагается, что одно из «людоедских» племен обитало в окрестностях нынешнего Нового Афона. Согласно местному преданию, апостол Симон Кананит был убит по настоянию языческих вождей там, где и жил, – на берегу Псцырхи. И сегодня местные жители указывают на камни с красными пятнами в русле реки. Это запечатлелась кровь Святого, напоминая о жестоких временах безверия».
За истекшие после этого полвека отношение к религии вообще и к Симону Кананиту в частности на постсоветском пространстве кардинально изменилось. Поэтому подобная трактовка обстоятельств смерти апостола крайне непопулярна в Абхазии,
В данном случае мне, конечно, не хотелось бы, чтоб убийцами Симона были абазги. Но это нежелание основано не на каких-то религиозных чувствах, а просто на том, что убийство в мирное время, не на поле брани и не в целях самозащиты, а тем более лишь за то, человек излагает отличные от твоих взгляды, это всегда отвратительно.
Из статьи «Симон Кананит – Апостол Кавказа» я узнал следующее. «Желая приобщиться к славе святого Симона Кананита, Западная Церковь излагает другие версии жизни и подвигов апостола. Существует предание, что Св. Апостол Симон проповедовал в Бретани. Англоязычная Википедия упоминает древний город Гластонбери как место его подвигов и современный Линкольншир как место казни через распятие, осуществленной местными язычниками. Несмотря на сомнительное происхождение этой легенды, в Англии почитают апостола, одна из англиканских церквей Лондона посвящена его имени. Областью проповеди Симона Кананита Википедия Германии называет Эдессу и Вавилон (Ирак). В последнем он был казнен вместе с апостолом Иудой Фаддеем. На католических иконах святой изображается с пилой, изображающей орудие его казни. Это обстоятельство породило традицию на Западе почитать Симона как покровителя пильщиков. Русская православная церковь придерживается мнения, что мощи апостола покоятся под спудом храма в Абхазии и никогда не были обретены».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Виталий Шария
В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.
В 1975-1991 годах работал в газете «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».
С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».
Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.