архангельский скит дивеевского монастыря официальный сайт
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
В 1986 году село опустело. Очень быстро место, где находилось село, заросло травой и кустарником.
В 1997 году 206 гектаров земли села Ездакова и прилегающих окрестных территорий были переданы Серафимо-Дивеевскому монастырю для ведения подсобного хозяйства. С этого момента начинается история Архангельского скита.
Игумения Сергия с первыми сестрами приехали в безлюдное, глухое место после праздника Благовещения Пресвятой Богородицы весной 1997 года. Чувство грусти вызывала картина запустения и разрухи: земли, заросшие лопухом в рост человека и жгучей крапивой, размытое бездорожье после весенних дождей, развалины некогда величественных храмов. Но благодать Христова укрепляет тех, кто в послушании и с верой в помощь Божию возрождает церковную жизнь.
В разрушенном Архангельском храме прочитали акафист Архангелу Михаилу – с этого начался труд по становлению жизни скита. В первую очередь занялись строительством корпуса для насельниц. Он получился небольшим и состоял из сруба с печкой посередине и двухъярусными кроватями вокруг. Это была кухня и место для ночлега одновременно. К срубу пристроили трапезную, в которой сестры трапезничали, а также читали неусыпаемую Псалтырь, утреннее и вечернее правило.
Повседневная жизнь скита – это не только молитва, но и труд. После утреннего молитвенного правила у сестер начинаются послушания по хозяйству, которые обеспечивают жизнь скита с ее бытовыми потребностями. Сестры несут послушания в храме, на кухне и трапезе, пекут просфоры для церковных служб, ухаживают за животными, возделывают огороды, украшают территорию скита выращиванием цветов, работают в саду, в швейной мастерской, следят за общим порядком в корпусах.
День на скиту завершается молитвенным правилом. В вечерних сумерках в тишине храма сестры возносят по четкам молитвы Богу, Матери Божией и всем святым с поясными поклонами. С молитвой жизнь обретает новый смысл, а в душе появляется благодарность Господу за все прожитое, за радости и скорби.
История
История села Ездаково прослеживается в старинных документах, начиная с XVI века. В это же время был построен первый деревянный храм, освященный в честь Покрова Божией Матери. Село тогда было небольшим, его окружали непроходимые леса.
В XV веке благочестивые жители построили в Ездакове небольшую церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Когда село стало расти, на месте деревянной церкви построили новую, каменную. Но со временем и она стала мала. С Божией помощью жители села Ездаково исходатайствовали у епархиального начальства разрешение на постройку каменного храма. Новый храм решили разместить с южной стороны Покровской церкви. Первым делом наладили производство кирпича, и в мае 1895 года строительство началось. Каждый помогал, чем мог. Однако, несмотря на все усилия и жертвы прихожан, за первые пять лет удалось построить лишь фундамент храма. Жителей Ездаково стала угнетать мысль, что начали они, хотя и святое дело, но непосильное. В это время Господь послал им благотворителя в лице чиновника из Нижнего Новгорода Михаила Михайловича Фаворского. Дед Михаила Михайловича перед смертью завещал своему сыну расширить или построить новую церковь в Ездакове. Сын не успел выполнить завещания своего отца, а внук, никем и ничем не побуждаемый, кроме сознания долга христианина и уважения к памяти предков, начал строительство нового храма. И поныне сестры поминают храмоздателя Михаила со сродниками в своих молитвах.
Освящение храма в честь Архангела Михаила состоялось 18/31 мая 1903 года, ровно за два месяца до обретения мощей преподобного Серафима Саровского. Церковь была построена в форме корабля с выдвинутым на восток закругленным выступом алтарных абсид. Белый, с красной крышей и зелеными куполами, храм внутри украсили высоким резным иконостасом, который доходил до потолочных сводов. Роспись стен выполнили арзамасцы — ученики Ступинской школы живописи. Интерьер храма был украшен изящной церковной утварью, привезенной Михаилом Михайловичем Фаворским из-за границы.
В начале XX века село Ездаково переживало период своего расцвета. В нем было около 300 дворов и проживало более тысячи крестьян. Люди жили в селе работящие, хранили крепкие патриархальные устои.
В 20-е годы ХХ века в Нижегородской области запретили колокольный звон. Колокола были сняты для переплавки, а колокольни оставшихся церквей разбирались под кирпич. Храмы в Ездакове лишились всех серебряных и позолоченных предметов, но колокольня уцелела, хотя и осталась без колоколов.
Несмотря на то, что после революции в Нижегородской области шла кампания по закрытию церквей, оба храма в Ездакове действовали еще долгое время. Только в 1938 году официально встал вопрос об их закрытии. 16 июня 1938 года на общем собрании колхозников председатель колхоза С.М. Кузнецов предложил переделать храм в честь Архистратига Божия Михаила под новую школу. Но когда подсчитали, в какую сумму обойдется эта работа, оказалось, что дешевле построить школу на месте старой из новых стройматериалов.
В Архангельском храме устроили склад горюче-смазочных материалов и запчастей для сельхозтехники, а затем зернохранилище. В Покровском храме был открыт клуб с библиотекой и кинотеатром; по вечерам в нем устраивались танцы.
В 70-е годы в СССР проводилась политика укрупнения колхозов и ликвидации так называемых неперспективных деревень. В число неперспективных попало и село Ездаково. Коренные жители стали переезжать в город Арзамас и соседние села. В 1986 году село опустело. Очень быстро место, где находилось село, заросло травой и кустарником.
В 1997 году 206 гектаров земли села Ездакова и прилегающих окрестных территорий были переданы Серафимо-Дивеевскому монастырю для ведения подсобного хозяйства. С этого момента начинается история Архангельского скита.
Игумения Сергия с первыми сестрами приехали в безлюдное, глухое место после праздника Благовещения Пресвятой Богородицы весной 1997 года. Чувство грусти вызывала картина запустения и разрухи: земли, заросшие лопухом в рост человека и жгучей крапивой, размытое бездорожье после весенних дождей, развалины некогда величественных храмов. Но благодать Христова укрепляет тех, кто в послушании и с верой в помощь Божию возрождает церковную жизнь.
В разрушенном Архангельском храме прочитали акафист Архангелу Михаилу — с этого начался труд по становлению жизни скита. В первую очередь занялись строительством корпуса для насельниц. Он получился небольшим и состоял из сруба с печкой посередине и двухъярусными кроватями вокруг. Это была кухня и место для ночлега одновременно. К срубу пристроили трапезную, в которой сестры трапезничали, а также читали неусыпаемую Псалтырь, утреннее и вечернее правило.
Окультуривание земель осложнялось наличием ям, погребов и фундаментов построек бывшего села. Вручную со вспаханных огородов сестры выносили камни и кирпичи. Нередко попадались целые кирпичные и каменные глыбы, которые было под силу увезти только тракторам. Территорию под сад выравнивали бульдозерами. Но еще до сих пор после каждой пахоты земля возвращает из своих недр домашнюю утварь и бытовые принадлежности давно ушедших отсюда жителей.
Реставрационные работы Архангельского храма начали с восстановления крыши. Немало ушло времени и сил, прежде чем главу храма увенчали пять куполов с сияющими на солнце крестами. Затем приступили к внутренней отделке. С Божией помощью, стараниями рабочих и сестер, храм внутри засиял белизной стен, а на восстановленном деревянном полу, покрытом лаком, отразились блики зажженных свечей. 19 ноября 1998 года храм был освящен митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем в честь Воспоминания чуда Архистратига Михаила в Хонех.
Груду развалин представлял собой второй зимний храм — в честь Покрова Божией Матери. В один день в церкви обрушились свод и большая часть стен. Сохранились старинные чертежи Покровской церкви, по ним начали восстановительные работы. В 2004 году она была полностью восстановлена и 31 декабря того же года заново освящена епископом (ныне митрополитом) Нижегородским и Арзамасским Георгием в честь образа Божией Матери «Спорительница хлебов». Освящение престола именно в честь этой иконы объяснялось тем, что на обширных скитских полях возделываются зерновые культуры: пшеница, рожь, ячмень, овес. В 2009 году храм был расписан сюжетами из земной жизни Пресвятой Богородицы, от Ее рождения и до успения.
Святынями храмов Архангельского скита являются расписанный крест с могилы блаженной Пелагии Дивеевской, ковчег с частицами мощей святых угодников третьего удела Божьей Матери — Киево-Печерской лавры. В храмах хранятся частицы мощей дивеевских святых — батюшки Серафима, преподобных Александры, Марфы и Елены, блаженных Пелагии, Параскевы и Марии.
Сама Пречистая Богородица дала преподобному Серафиму устав, которым определен распорядок жизни дивеевских сестер. Каждое утро и вечер насельницы собираются в храм на общее монашеское правило, которое включает чин чтения двенадцати избранных псалмов, поясные поклоны, утренние и вечерние молитвы, полунощницу, чтение Апостола и Евангелия. Батюшка Серафим заповедовал читать сестрам ежедневно три раза во время послушаний молитвенное правильце и весь день держать в уме Иисусову молитву, а также 150 раз прочитывать Архангельское приветствие «Богородице Дево, радуйся. » Регулярно совершаются на скиту службы, на которые приходят помолиться и жители соседних деревень.
Повседневная жизнь скита — это не только молитва, но и труд. После утреннего молитвенного правила у сестер начинаются послушания по хозяйству, которые обеспечивают жизнь скита с ее бытовыми потребностями. Сестры несут послушания в храме, на кухне и трапезе, пекут просфоры для церковных служб, ухаживают за животными, возделывают огороды, украшают территорию скита выращиванием цветов, работают в саду, в швейной мастерской, следят за общим порядком в корпусах.
День на скиту завершается молитвенным правилом. В вечерних сумерках в тишине храма сестры возносят по четкам молитвы Богу, Матери Божией и всем святым с поясными поклонами. С молитвой жизнь обретает новый смысл, а в душе появляется благодарность Господу за все прожитое, за радости и скорби.
Невдалеке от скита, у основания песчаного склона рядом с сосновым лесом сестры обнаружили источник. Место облагородили, устроили колодец и купальню.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
В 1986 году село опустело. Очень быстро место, где находилось село, заросло травой и кустарником.
В 1997 году 206 гектаров земли села Ездакова и прилегающих окрестных территорий были переданы Серафимо-Дивеевскому монастырю для ведения подсобного хозяйства. С этого момента начинается история Архангельского скита.
Игумения Сергия с первыми сестрами приехали в безлюдное, глухое место после праздника Благовещения Пресвятой Богородицы весной 1997 года. Чувство грусти вызывала картина запустения и разрухи: земли, заросшие лопухом в рост человека и жгучей крапивой, размытое бездорожье после весенних дождей, развалины некогда величественных храмов. Но благодать Христова укрепляет тех, кто в послушании и с верой в помощь Божию возрождает церковную жизнь.
В разрушенном Архангельском храме прочитали акафист Архангелу Михаилу – с этого начался труд по становлению жизни скита. В первую очередь занялись строительством корпуса для насельниц. Он получился небольшим и состоял из сруба с печкой посередине и двухъярусными кроватями вокруг. Это была кухня и место для ночлега одновременно. К срубу пристроили трапезную, в которой сестры трапезничали, а также читали неусыпаемую Псалтырь, утреннее и вечернее правило.
Повседневная жизнь скита – это не только молитва, но и труд. После утреннего молитвенного правила у сестер начинаются послушания по хозяйству, которые обеспечивают жизнь скита с ее бытовыми потребностями. Сестры несут послушания в храме, на кухне и трапезе, пекут просфоры для церковных служб, ухаживают за животными, возделывают огороды, украшают территорию скита выращиванием цветов, работают в саду, в швейной мастерской, следят за общим порядком в корпусах.
День на скиту завершается молитвенным правилом. В вечерних сумерках в тишине храма сестры возносят по четкам молитвы Богу, Матери Божией и всем святым с поясными поклонами. С молитвой жизнь обретает новый смысл, а в душе появляется благодарность Господу за все прожитое, за радости и скорби.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
Религиозная организация «Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник.
Скиты Серафимо-Дивеевского монастыря
Согласно энциклопедическим данным слово скит, первоначально имело значение – пустыня, уединенная обитель, где живут монахи, препровождая время в молитве, Богомыслии, рукоделии и прочих делах. Устав скитского жития по сравнению с общемонастырским отличается большей строгостью. По большей части скиты принадлежат определенным монастырям и находятся недалеко от них, хотя встречаются и существующие самостоятельно.
С этой точки зрения, православные скиты Дивеевского монастыря ничем не отличаются от других таких же. Но у каждого из них есть своя небольшая история, и мы постараемся вкратце ее рассказать.
Также рекомендуем ознакомиться с малоизвестной историей Царского скита в Дивеево
Свято Никольский скит
Свято Никольский скит находится в 17 км от Дивеева в селе Автодеево Ардатовского района. Места эти стали принадлежать монастырю лишь в конце 20 века, а ранее здесь находился приходской храм в честь Живоначальной Троицы. Храм был возведен в 1828 году и имел два престола: в честь Живоначальной Троицы и во имя святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского.
Осенью 1936 года храм закрыли, последних священников арестовали. Святое место стало приходить в запустение: в храме устроили мельницу и зерносклад.
В 1992 году, вскоре после открытия Серафимо-Дивеевского монастыря, игуменья Сергия подала прошение о передачи Автодеевской церкви с близлежащими постройками и землями монастырю под скит. Прошение было удовлетворено.
Весь последующий год сестры монастыря, поселившиеся в скиту и добровольцы среди верующих, восстанавливали храм, приводили в порядок постройки и заброшенный сад, распахивали землю под посев.
На долю первых двадцати сестер скита пришлись самые трудные годы восстановления. Руководила ими старшая монахиня Феофания, приехавшая в Дивеево из Рижского Свято-Сергиевского монастыря.
На данный момент скит благоустроен, в храме совершается богослужение, в рабочем состоянии колокольня. Хозяйственные угодья монастыря обеспечивают необходимым не только сам скит, но также сестер монастыря и паломников.
Во время торжеств в честь обретения мощей святого преподобного Серафима Саровского, когда в сторону Дивеева устремляется множество Крестных ходов со всей области, то один Крестный ход из города Павлово как раз проходит мимо Никольского скита. Сестры и прихожане храма ждут этого дня, дабы послужить тем, кто взял на себя многодневный подвиг и отправился в пеший путь с Крестным ходом. Для них топят баню, готовят трапезу и ночлег.
Но и в обычные дни сестры скита рады паломникам, которым хочется потрудиться на благо Дивеевской обители и в тишине помолиться о своей душе.
Как добраться до скита?
По Ардатовской трассе до указателя 17 км. Храм виден с дороги, свернуть в его сторону и проехать совсем немного до стен скита. Близ скита находится источник Святого Духа, где можно окунуться и набрать воды.
Покровский скит в селе Канерга
Покровский скит находится в 9км к северо-западу от Дивеева, в селе Канерга Ардатовского района.
Так же, как и предыдущий скит, Покровский не имел в 19 веке никакого отношения к Дивеевскому монастырю. Здесь был большой приходской храм, в котором хранилось множество чудотворных икон и других святынь.
В самом начале становления советской власти храм в Канерге был закрыт, иконы и церковная утварь расхищены, колокола разбивали, сбрасывая со звонницы. Верующие люди были вынуждены собираться на молитву тайно. А после разгона Дивеевского монастыря в 1927 году, здесь поселились дивеевские монахини. Среди них была Евдокия, келейница блаженной Паши Саровской. Она пользовалась среди местных особым признанием.
В 1992 году Дивеевскому монастырю предложили купить в Канерге здание старой школы под снос для разборки. Но игуменья Сергия, осмотрев постройку, решила, что для перевоза она не годится – слишком ветхая. А вот одинокая разрушенная колокольня ее заинтересовала.
Из архивных документов стало ясно, что предложенная для продажи монастырю школа была бывшим зубоврачебным корпусом старого Дивеевского монастыря, вывезенного в 30 годы в Канергу.
Тогда же было принято и решение о создании там монастырского скита. Освящение престола в строящемся Храме в честь Покрова Богородицы состоялось 23 октября 1993 года. Так скит стал носить название Покровский.
Первым 4 сестрам, приехавшим из Дивеева, пришлось тяжело. В корпусах и храме было очень холодно, быт не обустроен. А еще игуменья монастыря благословила сестер на особый подвиг – ночную молитву. Но милостью Божией скит восстанавливался и благоустраивался, и число сестер тоже росло. На данный момент скит располагает несколькими гектарами земли, где находятся огород, сад, пчельник. Здесь ведется богослужение и есть святой родник.
Как добраться?
По Ардатовской трассе до села Михеевка, от села свернуть в сторону Канерги.
Знаменский скит в Дивеево
Знаменский скит в селе Хрипуново Дивеевскому монастырю стал принадлежать лишь в конце 20 века, как и остальные скиты. До этого история села была связана с приходским храмом и почитаемой иконой Богородицы «Знамение». Сельчане еще в царские времена отличались особым благочестием, даже по тем меркам, с благоговением приступали к святому Причащению и другим таинствам. На все дела испрашивали Божьего благословения.
Неудивительно, что с разгоном Серафима-Дивеевского монастыря в 1927 году, многие сестры переселились именно в Хрипуново, где продолжали совершать молитвенный подвиг тайно. А когда храм закрыли и в селе, дивеевские монахини забрали к себе икону Богородицы «Знамение». После смерти матушек, икону хранили сельские женщины.
В 1992 году жители Хрипуново отправили прошение на имя Патриарха Алексея II с просьбой о восстановлении храма в селе. А когда положительный ответ был получен, сельчане обратились за помощью к игуменье Сергии. Так храм был передан Серафимо-Дивеевскому монастырю, и в Хрипуново появился еще один монастырский скит.
Самый главный храмовый праздник в скиту – в честь иконы Богородицы «Знамение». В этот день сестры по-особому украшают храм, готовят праздничную трапезу и приглашают гостей.
В скиту любят гостей и с радостью встречают паломников. Службы здесь совершаются каждые выходные, а близ села есть чудотворный источник святых равноапостольных царей Константина и Елены.
Как добраться?
По Ардатовской трассе до развилки Автодеево – Хрипуново. Свернуть направо (если выезжать из Дивеева) и продолжать путь по дороге, ведущей в село Хрипуново.
Кутузовский Богородицкий скит
Кутузовский скит имеет интересную историю. Дело в том, что изначально здесь была отдельная женская обитель, основанная матушкой Неонилой в 1864 году. А в 1902 году Кутузовская община получила статус монастыря. Должность игуменьи в нем заняла сестра Анфиса.
Перед революцией в Кутузовском монастыре насчитывалось чуть больше 300 сестер, был воздвигнут храм. Многочисленные хозяйские постройки, богадельня и школа. Из святынь в монастыре особо почиталась икона Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали». А также некоторые вещи батюшки Серафима.
В 1930 году храмы Кутузовского монастыря были закрыты, а сестры выселены из монастыря. Долгие годы место это было в запустении. Но Господь не оставил святое место. И в 1992 году бывшая Кутузовская обитель с прилегающими землями была передана Дивеевскому монастырю под скит.
Вскоре сюда прибыли первые сестры и началась расчистка территории. Пока храм не восстановили, сестры молились келейно, с местными старушками – молитвенницами, которые все советские годы собирались тайно для молитвы. Они же сохранили некоторые вещи со старого монастыря, в том числе Псалтырь и лампаду.
Милостью Божией и трудами сестер скита и помощников из местных жителей, Кутузовский скит благоустроился. На данный момент там идет богослужение в храме, пекут свои просфоры, ведут огородные работы и полностью себя обеспечивают едой. Хозяйство обширное, еще и в Дивеево избыток привозится.
Паломники из Дивеева в этот скит приезжают редко, но кому доводилось здесь побывать, особо отмечали благодать этого места.
Как добраться?
Кутузовский скит находится в 80км от Дивеево, в 12 км от трассы Арзамасс – Муром, близ села Гремячево. Из Дивеева можно проехать по Ардатовской дороге, затем придерживаться Муромского направления и следовать до села Гремячева.
Архангельский скит
Монастырским он стал, как и предыдущие скиты лишь в конце 90-х годов XX века. А до революции здесь было большое село Ездаково с двумя храмами: Архангельским и Покровским. После революции годы лихолетья не пощадили и эти земли: храмы были закрыты, имущество конфисковано, исповедание веры могло стать последним – за веру ссылали и расстреливали.
Но новая власть и коллективизация счастья не принесли, село вымирало, а к 1986 году совсем опустело. Но у Бога об этом месте видимо было свое промышление. Так в 1997 году земли бывшего села Ездаково передали Серафимо-Дивеевскому монастырю.
Первые сестры поселились здесь и начали восстанавливать храмы, обустраивать быт. Это было нелегко, многое приходилось делать вручную, не хватало помощников. Но постепенно, молитвой и трудами был восстановлен и освящен храм в честь Архангела Михаила, небесного покровителя скита. Второй храм был полностью разрушен и восстановлению не подлежал. И было принято решение возвести на этом месте новый собор по сохранившимся чертежам. Новый храм был освящен в 2005 году и назван в честь иконы Богородицы «Спорительница хлебов».
Именно в Арханегльском скиту наибольше количество полей отдано под засев зерновых культур. Немало тут и хозяйских построек. Ведется Богослужение. Из Дивеева приезжают паломники.
Как добраться до Архангельского скита?
Этот скит находится на трассе Арзамасс – Дивеево. Если свернуть от шоссе на Тамаевку, то придется некоторое время проезжать вдоль полей. Но не простой путь паломника будет вознагражден прекрасным видом с величественными храмами и радушием сестер Архангельского скита.
Все скиты Серафимо-Дивеевского монастыря с радостью примут паломников. А вы в свою очередь можете прикоснуться к благодати святого места, узнать его историю, в тишине и покое поработать на благо обители.