архангельский собор московского кремля усыпальница российских царей фото
Архангельский собор Московского Кремля — усыпальница русских правителей
Мы на Соборной площади. Давайте повернёмся лицом на юго-восток, — к Москва-реке и полюбуемся на Архангельский собор Московского Кремля!
По наружному убранству Архангельский собор Московского Кремля напоминает больше светское здание, чем православный храм. В нём ясно просматриваются черты итальянской дворцовой архитектуры эпохи Возрождения. Чего стоят одни только белоснежные раковины, размещённые в закомарах, венчающих фасады здания! А входы в собор, оформленные резными декорированными порталами? Очевидно, что строил собор итальянский мастер. Однако, начнём сначала.
Архангельский собор. История создания
Ещё в начале 13 века брат Александра Невского Михаил Хоробрит получил в удел Москву и построил на этом месте деревянную церковь в честь своего небесного покровителя – архангела Михаила.
В те времена Москва ещё была уделом великого княжества Владимирского. При взятии Москвы ханом Батыем в 1238 году церковь была сожжена.
Однако, архангел Михаил не ушёл с освящённого места. Почти через столетие, в 1333 году, великий князь московский Иван Данилович Калита снова возвёл здесь прекрасный Архангельский храм из белого камня. Он и стал первым из князей, погребённых в Архангельском соборе.
Великий князь Иван Данилович Калита
Надгробие великого князя Ивана Даниловича Калиты
Архангельский собор — усыпальница русских правителей
С 1340 года до первой трети 18 века Архангельский собор был местом захоронения правителей (великих князей, царей) и их ближайших родственников из династий Рюриковичей и Романовых. Обычай погребения в церкви пришёл на Русь из Византии. Семейные усыпальницы обычно посвящались архангелу Михаилу, — проводнику душ усопших в загробное царство.
Архистратиг Михаил. Храмовая икона Архангельского собора, конец XIV века
Хоронили в соборе только мужчин, а усыпальницей великих княгинь и цариц был собор Воскресения Христа Вознесенского монастыря Кремля. В 1929 году монастырь снесли, а останки перенесли в Архангельский собор Московского Кремля, — в южную его часть.
Строительство нового Архангельского собора
Как вы уже знаете, после строительства Успенского собора в 1479 году великий князь Иван III начал перестройку московского Кремля. Не обошёл он своим вниманием и родовой некрополь. Иван III приказал разобрать обветшавший Архангельский собор, а на его месте построить новый.
Архангельский собор
Вход в Архангельский собор
Для строительства из Венеции был приглашён итальянский архитектор Алевиз Новый.
Однако, Ивану III не пришлось увидеть новый Архангельский собор – в 1505 году он скончался.
Великий князь Иван III Васильевич
Дело отца продолжил его сын — Василий III (сын Ивана III и Софии Палеолог, отец Ивана IV Грозного). Он не только построил Архангельский собор (1505-1508), но и продолжил политику своего отца по объединению русских княжеств.
Таким образом, Михайло-Архангельский собор стал не только великокняжеской усыпальницей, но и памятником правителям княжеств объединённого русского государства.
Первоначально собор выглядел ещё наряднее, чем теперь: фасады были выкрашены под красный кирпич, а резные белые детали очень красиво смотрелись на красном фоне.
Макет Архангельский собор из красного кирпича
За пять столетий своего существования собор не раз менял свой вид, к нему были пристроены приделы, галереи. Со шлемовидной на луковичную изменилась форма центрального купола.
Внутри же интерьер собора был традиционным для древнерусских храмов: шесть столпов, имеющих в плане форму креста, подпирали высокие своды.
Роспись Архангельского собора
Во времена правления Ивана Грозного, а именно во второй половине 16 столетия, собор был расписан фресками. В настоящее время эти фрески сохранились частично в алтарной части храма.
Царь Иван IV Васильевич Грозный
В 1652-1666 годах 17 столетия по приказу царя Алексея Михайловича Романова более ста художников, выбранных царским иконописцем Симоном Ушаковым, заново расписали собор, так как первоначальная живопись обветшала. Однако, новая роспись сохранила сюжеты и замысел предшествующей росписи.
Царь Алексей Михайлович
Иконостас Архангельского собора. Справа- сень над ракой святого царевича Димитрия
Так изображения на сводах собора и западной стене посвящены Символу православной веры. Изображения на южной и северной стенах посвящены деяниям архангела Михаила, победителя предводителя тёмных сил, покровителя ратного дела, защитника невинно пострадавших.
В нижней части столпа фреска с изображением святого благоверного князя Александра Невского, мощи которого покоятся в Александро-Невской Лавре г. Санкт-Петербурга
Роспись Архангельского собора
Роспись Архангельского собора
Роспись Архангельского собора
Роспись Архангельского собора
Роспись Архангельского собора
Отличительной особенностью росписи собора является то, что в нижнем ярусе стен и на столпах изображено более шестидесяти исторических лиц, — московских князей и их предков, начиная с великого князя Владимира.
Так воплощена идея преемственности власти московских князей от князей владимирских, киевских и далее, до византийских императоров.
В нижнем ярусе стен изображены фигуры князей, погребённых в соборе.
Надгробия захоронений в Архангельском соборе
Московские князья, похороненные в соборе
УСЫПАЛЬНИЦА
Обычай погребения в церкви пришел на Русь из Византии, где этой чести удостаивались те, кто «не умирал и после смерти»: василевсы (цари), высшие сановники, патриархи. Этот обычай лег в основу традиции возведения великокняжеских храмов-усыпальниц для представителей одной династии. Родовые или династические усыпальницы, как правило, посвящались архангелу Михаилу, который, согласно христианской мифологии, был проводником душ умерших в царство мертвых. Таким родовым некрополем является и Архангельский собор Московского Кремля. Здесь хоронили представителей московских правящих династий – Рюриковичей и Романовых.
Архангельский собор Ивана Калиты стал первой великокняжеской усыпальницей. Но к началу XVI века затесненность храма гробами была столь велика, что Иван III решил разобрать прадедовскую усыпальницу и построить новую, более просторную. Прежде чем приступить к работам, великий князь приказал перенести белокаменные саркофаги предков из собора в церковь Иоанна Лествичника.
Через четыре года в заново построенную усыпальницу возвратили и захоронили на заранее определенные места каменные гробы предков. Но первым в соборе был положен сам его основатель, «государь всея Руси» Иван III, скончавшийся 27 октября 1505 года.
Начиная с XIV века усыпальница московского княжеского дома являлась олицетворением идеи примирения и согласия ради единства Руси под главенством Москвы. В ней обретали вечный покой друг подле друга непримиримые враги, доходившие в междоусобной борьбе до крайнего ожесточения.
Захоронения князей Рюриковичей расположены вдоль стен собора в определенном порядке. Вдоль южной стены погребены в основном великие московские князья; вдоль западной – удельные, близкие родственники великих князей; вдоль северной – князья, впавшие в немилость и умершие насильственной смертью. Таковы захоронения князей Старицких, Владимира Андреевича и его сына Василия, жертв опричной политики Ивана Грозного. У северо-западного и юго-западного столпов захоронены принявшие православие представители татарской знати, находившиеся при русском дворе.
Погребения совершали в белокаменных саркофагах, которые опускали под пол в землю. Над захоронениями устанавливали кирпичные надгробия с белокаменными плитами, украшенными тонким резным растительным орнаментом и эпитафиями, выполненными славянской вязью. В начале ХХ века надгробия заключили в латунные застекленные футляры с накладными крестами и надписями. При этом в надписях были допущены ошибки: удельные князья названы великими, а в ряде случаев приведены неверные даты смерти. Всего в соборе под сорока пятью надгробиями и двумя памятными плитами находятся пятьдесят шесть захоронений.
© 1997-2021 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
По легендам собор построили еще во времена князя Михаила Ярославича в конце 40 годов 13 века. Но это только легенды и предположения, поскольку первое документированное упоминание о храме была лишь в середине 14 века. В древних летописях упоминается, что в 1333 году князь Иван Калита приказал соорудить церковь, которая должна быть построена в честь Архангела Михаила. Именно Архангел Михаил считался покровителем войска и московских царей.
Церковь была построена довольно быстро, всего за год. Впоследствии, через 10 лет храм был разрисован княжеской артелью лучшими иконописцами того времени. Но, к сожалению, не сохранилось никакой достоверной информации, каким был внешний вид тогдашнего храма. Поскольку, впоследствии, в 15 веке храм был разобран.
Именно в 15 веке храм был заново построен и принял очертания, которые свойственны ему и теперь. Для строительства «нового» храма пригласили известного венецианского архитектора Алевиза Фрязина, который решил сделать из Архангельского собора полную противоположность Успенскому собору. Акцент был сделан не на древнерусскую внешность, а именно на ренессанский стиль палаццо, которому свойственны горизонтальные карнизы, которые были свойственны российским храмам тогдашних времен.
. что в нем погребены почти все московские князья, которые жили до основания Санкт-Петербурга, кроме Бориса Годунова. А вот внук Петра I, император Петр II, наоборот погребен здесь, а не в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Именно через это купола Архангельского собора не были позолочены, что является редкостью для кремлевских храмов.
Всего в усыпальнице 53 захоронения. Большинство из них находятся под плитами пола с надгробиями XVII века, которые при подготовке к празднованию 300-летия дома Романовых закрыли еще и медными застекленными футлярами.
Отдельно от всех захоронен Иван IV, полагавший, что достоин особого места погребения. Его тело покоится в дьяконнике вместе с прахом двух сыновей.
Также в Архангельском соборе находится пустая гробница Бориса Годунова, чей прах по приказу Лжедмитрия I в 1605 году выбросили на улицу, чтобы «не осквернять» храм. Позднее Бориса Годунова перезахоронили в Троице-Сергиевой Лавре.
Москва. Архангельский собор.
Продолжаем путешествие по Кремлю. Архангельский собор (собор Архистратига Михаила, собор Михаила Архангела) в Кремле строился в течение четырех сезонов – с 1505 по 1508 гг. итальянским архитектором Алевизом Фрязиным Новым на месте более древней белокаменной Архангельской церкви 1333 года. В этой церкви, построенной при Иване Калите, была устроена княжеская усыпальница, и первым туда был положен сам храмоздатель – Иван Калита. С тех пор собор, посвященный покровителю ратных дел, Архангелу Михаилу, долгое время служил местом упокоения великих князей Московских и их родственников – удельных князей. По преданию, на месте собора в XIII веке была деревянная церковь Михаила Архангела, которую построил брат Александра Невского, Михаил Хоробрит. Другое предание гласит, что Михаил был похоронен в Успенском соборе Кремля, его племянник Даниил Московский – у стены Архангельского собора, а в самом соборе первым был погребен сын Даниила Московского и брат Ивана Калиты, князь Юрий. Этот каменный собор построили за очень короткий срок – всего одно лето, поэтому исследователи предполагают, что он был довольно небольшим, наподобие храма Спаса на Бору (построен в 1330-х, разрушен в 1930-х годах).Собор святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) в Кремле был усыпальницей великих князей и русских царей.
С момента своего основания вплоть до XVIII столетия Архангельский собор служил местом упокоения московских князей и царей. Надгробные памятники князьям со словами молитв и эпитафий на белокаменных плитах располагаются под сводами храма в строгом порядке.
Среди наиболее почитаемых святынь Архангельского собора были мощи святого князя Михаила Черниговского, погибшего мученической смертью в Золотой Орде и святого царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Останки святых не предавали земле, а помещали в особые ковчеги – раки, предназначенные для поклонения верующих. Рака с мощами царевича Дмитрия установлена у юго-западного столпа под резной каменной сенью.
21 мая 1505 года великий князь Иван Васильевич повелел разобрать ветхую церковь и в октябре заложил новую, но через несколько дней умер и был погребен в только что заложенном храме.Василий III Иванович, различные изображения
В Москве он получил известность как Алевиз ФрязинСохранившийся фрагмент первоначальной белокаменной резьбы и входные ворота в западной части Собора
Архангельский собор. Вид торцов надгробий царя Василия Ивановича Шуйского (1557-1613), князей Старицких: Владимира Андреевича (после 1533-1569), Василия Владимировича (ок. 1552 г.-ок. 1574) и Андрея Ивановича (1490-1536). Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева.
Согласно распоряжению царя Алексея Михайловича новая стенопись должна была в точности повторить древнюю. До начала работ мастер Оружейной Палаты Степан Резанец с помощниками составляли описания сохранившихся в храме изображений с указанием того, где они расположены. Решение царя ясно говорит о том, что идеи, положенные в основу программы росписи собора оставались актуальными в царствование Романовых.
В нижнем ярусе росписи, над гробницами выполнены «воображаемые» портреты князей, погребенных в соборе. Место портрета в чреде княжеских изображений обусловлено расположением его гробницы. Князья представлены в светских одеждах фронтально или в трехчетвертном повороте к востоку с молитвенными жестами рук, в торжественном предстоянии пред алтарем храма. Вверху, рядом с каждой княжеской фигурой в медальонах помещены изображения святых покровителей князей, чьи имена они носили. Надгробные портреты князей наиболее точно следуют первоначальной росписи собора XVI в.Надгробия в Архангельском соборе Московского Кремля (в центре надгробие Дмитрия Донского)
О композиционной основе XVI столетия говорят неподвижные, монотонно повторяющиеся позы изображенных, контуры фигур, очерченных прямыми строгими линиями. XVI веку принадлежит и типология княжеского костюма. На московских князьях орнаментированные шубы и длинные платья с жемчужными воротниками и золочеными поясами.
Надгробие царя Василия Шуйского (слева) и старицких князей Владимира Андреевича и Василия Владимировича (справа) в Архангельском соборе Московского Кремля
Как известно, последним погребением в истории кремлевского храма стало захоронение брата Петра I, царя Ивана Алексеевича. Со времени переноса столицы в Петербург русских императоров стали хоронить в усыпальнице Петропавловского собора, и первым был сам Петр Великий.Петр II
Единственным исключением стал юный Петр II, приехавший в Москву на свою свадьбу в 1730 году и скоропостижно скончавшийся от оспы накануне венчания. И еще под сводами Архангельского храма в феврале 1826 года три дня находилось тело почившего императора Александра I. Его привезли сюда из Таганрога, где умер государь, по пути в Петербург.Другим исключением стал Борис Годунов. Он тоже сначала был похоронен в Предтеченском приделе Архангельского собора, но в 1606 году повелением Лжедмитрия I тело его было вырыто и перезахоронено в Троице-Сергиевой Лавре.
Крышка раки царевича Дмитрия. Москва. Серебряная палата. 1628-1630. Вклад царя Михаила Федоровича в Архангельский собор.
Согласно проекту именитого архитектора предполагалось разрушить многие старинные здания в Кремле, а всю кремлевскую территорию заключить, как «в футляр», во двор нового дворца.Соборная площадь Московского кремля, 1797 год.
Русское общество воспротивилось этому кощунству: по свидетельствам современников, Баженову несколько раз приходилось спасаться бегством от разгневанных москвичей. К счастью, у Екатерины II не хватило тогда средств для осуществления грандиозного строительства, и оно было прекращено, не состоявшись.
Когда французская армия вошла в Москву, мадам Обер-Шальме получила приглашение в Петровский дворец, где Наполеон временно устроил свою резиденцию. Там император советовался с московской француженкой, знавшей местные порядки и нравы, об освобождении русских крестьян от крепостного права.Архангельский собор на реставрации. Ступени солеи по снятии чугунного пола 1905
И дело ограничилось кухней в кремлевском соборе, которую приписали совету французской шпионки с Кузнецкого моста. Она, кстати, сама обратилась к Наполеону с просьбой защитить ее от русских и иностранных кредиторов, которым она задолжала 300 тысяч рублей, потеряв из-за войны в России собственных 500 тысяч рублей состояния.Икона Царевич Дмитрий в Архангельский собор в Москве. Слева: люди, смотрящие на его могилу.
Поблагодарил московский люд Шельму. Оклады с икон были сорваны, раки ограблены, а мощи св. царевича Дмитрия спрятал от поругания священник соседнего кремлевского монастыря Иван Яковлев. Он нашел их лежащими подле раки, обернул пеленой и унес в Вознесенскую церковь монастыря, где спрятал их в нижнем ярусе иконостаса.
Только с повреждениями собора, полученными от Наполеона, сравнимы его разрушения в ноябре 1917 года, во время обстрела Кремля. А в следующем 1918 году в связи с переездом правительства в Москву Архангельский собор, как и все другие кремлевские храмы, был закрыт.
Когда в 1929-1930 годах сносили собор Вознесенского монастыря − женскую княжескую усыпальницу, в подклет Архангельского собора были перенесены в каменных гробах останки цариц и великих княжон. Анастасия Романова на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде
Среди них был и гроб Анастасии Романовой, первой жены Ивана Грозного. Недавняя экспертиза обнаружила при исследовании ее останков следы ядовитого химического вещества, что подтвердило версию об отравлении царицы приближенными.
После смерти Сталина Кремль был вновь открыт для посещения, и с 1955 года в Архангельском соборе работает музей; с конца 1970 гг. началась масштабная реставрация древнего храма. Сейчас в соборе продолжает оставаться музей, но в престольный праздник и на Радоницу в нем совершаются богослужения.
В 80-х годах в собор влетела шаровая молния и ударила прямо в царские врата.
«Архангел Михаил в деяниях»,
Иконостас собора, увенчанный Распятием, устроен в царствование Федора Алексеевича Романова в 1679-1681 гг. Все иконы написаны мастерами царской Оружейной палаты. Лишь в местном, нижнем ряду сохранилось несколько древних икон. Справа от Царских врат, находится храмовая икона собора – «Архангел Михаил в деяниях», созданная около 1399 г. По преданию эта икона была написана по заказу вдовы Дмитрия Донского монахини Евдокии в память о великом князе и его победе в битве на Куликовом поле. Несколько фотографий от 1916 года
План-схема захоронений великих князей и царей
В Архангельском соборе захоронения русских великих и удельных князей, царей и их ближайших родственников размещались и оформлялись по таким же правилам.
Все захоронения, за исключением погребений в раках, совершены под полом храма и отмечены в его интерьере высокими пустотелыми памятниками с двускатными усечёнными крышками. Застеклённые чехлы (1906 году) позволяют хорошо видеть белокаменные плиты с надписями и великолепным растительным орнаментом. В общей сложности в Архангельском соборе погребены пятьдесят шесть человек, могилы которых отмечены эпитафиями.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов