архангельский собор московского кремля xvi в

Архангельский собор Московского Кремля

Первая царская усыпальница

Архангельский собор в Кремле посвящен Архангелу Михаилу, покровителю московских князей. Одноименная церковь была на этом месте еще в XIV веке. Но выделяет этот собор расположенный в храме древний некрополь великих князей и русских царей.

архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть фото архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть картинку архангельский собор московского кремля xvi в. Картинка про архангельский собор московского кремля xvi в. Фото архангельский собор московского кремля xvi в

В 1333 году Иван Калита заложил небольшую Архангельскую церковь в память об избавлении Москвы от эпидемии чумы. Там он завещал себя похоронить.

Привычный нам облик собор получил уже при Иване III — в 1505-1508 годах. Строить храм пригласили архитектора Алевиза Фрязина Нового из Венеции. Фрязиными (от «фряги» или «варяги») москвичи называли всех иностранцев, поэтому настоящие фамилии итальянских зодчих того времени не сохранились.

Архангельский собор стал полной противоположностью Успенскому — традиционный русский храм оформили в стиле ренессансного палаццо. Церковь получилась так хороша, что русские зодчие стали активно использовать детали европейской архитектуры. А в 1772 году для укрепления здания храма появились контрафорсы из белого камня. Автор этой архитектурной хитрости — Василий Баженов.

архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть фото архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть картинку архангельский собор московского кремля xvi в. Картинка про архангельский собор московского кремля xvi в. Фото архангельский собор московского кремля xvi в

Купола Архангельского собора — единственные из кремлевских церквей не позолоченные, потому что здесь находится древнейшая усыпальница московских князей.

В соборе покоятся все русские цари до Петра I, кроме Бориса Годунова. Также здесь погребен император Петр II. Всего в усыпальнице 53 захоронения. Большинство находятся под плитами пола с надгробиями XVII века. При подготовке к празднованию 300-летия дома Романовых их закрыли еще и медными застекленными футлярами.

Отдельно от всех захоронен Иван IV. Он считал, что достоин особого места погребения. Тело царя покоится в дьяконнике вместе с прахом двух сыновей. В 1963 году могилу Ивана IV вскрыли для научного исследования, и Михаил Герасимов воссоздан портрет царя (его можно увидеть в Музее Москвы). Тогда же в костях Ивана IV обнаружили много ртути. Кто-то считал, что так царь лечился от венерических заболеваний, но, скорее всего, его медленно травили. Много ртути нашли и в крови Марфы Собакиной — третьей жены Ивана IV, умершей почти сразу после свадьбы. Ее похоронили в Вознесенском монастыре, но когда в XX веке обитель разобрали, все захоронения перенесли в подклет пристройки Архангельского собора.

Также в Архангельском соборе находится пустая гробница Бориса Годунова, чей прах по приказу Лжедмитрия I в 1605 году выбросили на улицу, чтобы «не осквернять» храм. Позднее Бориса Годунова перезахоронили в Троице-Сергиевой Лавре.

архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть фото архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть картинку архангельский собор московского кремля xvi в. Картинка про архангельский собор московского кремля xvi в. Фото архангельский собор московского кремля xvi в

Фрески в Архангельском соборе писали 92 художника при царе Алексее Михайловиче.

Уникальность росписи в так называемых надгробных портретах. Это условные портреты в нижнем ярусе стен над захоронениями великих московских и удельных князей. Конечно, галерею исторических лиц открывает изображение Ивана Калиты.

Большое место в живописи Архангельского собора занимает военная тематика и сюжеты о борьбе Архангела Михаила с падшим ангелом Сатанаилом. Архангела Михаила считали небесным покровителем и заступником князей в ратных делах. Поэтому, отправляясь в военные походы, русские монархи совершали в Архангельском соборе обряд поклонения предкам и просили у них духовную силу для победы.

В советское время службы в кремлевских храмах запретили. Но с 1990 года в Архангельский собор вернули православной церкви, хотя там продолжает работать музей. По престольным праздникам в соборе проходят богослужения. При этом перед службой его освящают заново.

Источник

МОСКОВСКИЙ АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР

архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть фото архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть картинку архангельский собор московского кремля xvi в. Картинка про архангельский собор московского кремля xvi в. Фото архангельский собор московского кремля xvi в
Московский Архангельский собор

Московский собор в честь Архангела Михаила в Кремле, храм-усыпальница московского великокняжеского, затем царского дома. В старину он назывался «церковью св. Михаила на площади». Ныне храм-музей (богослужения совершаются нерегулярно).

Достоверных данных о времени появления в Кремле престола с названным посвящением не сохранилось. Существует предположение о том, что первая деревянная церковь в честь арх. Михаила была построена в Кремле кн. Михаилом Ярославичем, который, как принято считать, в 1247-1248 гг. был московским князем. По преданию это была вторая церковь в Москве.

Первый каменный Архангельский собор

Первым достоверным сообщением об Архангельском соборе является летописное известие о строительстве в 1333 г. Иоанном Данииловичем Калитой каменной церкви во имя арх. Михаила в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного «рослой» (пошедшей в рост и не давшей зерен) рожью. Храм был построен за одно лето 1333 года, 20 сентября Архангельский собор освятил митрополит Феогност. Для сравнения — новый Архангельский собор архитектора Алевиза, строившийся в конце XV века при несравненно лучших условиях и возможностях, воздвигли за 3-4 года. Поэтому ученые предполагают, что это был небольшой одноглавый храм, подобный Спасу на Бору. Существует несколько противоречивых гипотез о его размерах и типологии первоначального Архангельского собора.

Это храм завершил ансамбль площади, где уже стояли храмы Спаса на Бору, св. Иоанна Лествичника и Успенский собор. В 1344/45-1346/47 гг., при вел. кн. Симеоне Гордом, храм был расписан, как сообщает летопись, княжеской артелью из русских иконописцев, старшими в которой были Захарий, Иосиф, Николай. В 1399 г. собор вновь расписал Феофан Грек с учениками.

Вероятно, что в храме Ивана Калиты появились приделы во имя святых, соименных его сыновьям: Симеона Столпника и Андрея Критского. Симеон Гордый и его брат Андрей были похоронены в Архангельском соборе.

В 1471 году в храме появились еще два придела: апостола Акилы и Воскресения словущего. История строительства этих приделов связана с большим походом на Новгород, начатым в конце мая и закончившимся в июле. 14 июля четырехтысячное войско москвичей разгромило сорокатысячное новгородское войско у реки Шелони. В честь этой победы великий князь Иван III обещал поставить у Архангельского собора в Москве придел Акилы-апостола, а воеводы — Даниил Дмитриевич Холмский и Федор Давыдович Пестрый-Стародубский (по другим сведениям — Федор Палецкий) — придел Воскресения. Летопись ничего не говорит о самом строительстве этих церквей-приделов, однако, комментируя обещание, добавляет «еже и бысть», тем самым, подтверждая исполнение обета. Очевидно, построены они были в том же 1471 году сразу по возвращении войска из похода. Тем более, что построены они были явно из дерева. Подтверждением этому служит сообщение летописи о сильном пожаре 1475 года в Кремле («внутри града») во время которого 11 каменных церквей обгорело и 12 деревянных сгорело, а у Архангельского собора для спасения здания от огня «разметаша» (разобрали) 2 деревянных «застенка» (придела) — Воскресения и Акилы Святого.

Разборка в 1475 году приделов не привела к их полному исчезновению. Видимо уже вскоре они были восстановлены, а уже 8 сентября 1481 года происходит закладка у здания одноименных каменных приделов, которые, вероятно из-за осеннего времени, были возведены в следующем 1482 году и освящены соответственно 13 и 27 октября. Можно предполагать, что они были возведены на месте прежних, но никаких данных для установления точного их местоположения нет. К тому же упоминания о приделах Воскресения и Акилы-апостола в соборе Алевиза Нового встречаются лишь с XVII века, да и то не ясно где они располагались.

Второй Архангельский собор

Незадолго до своей смерти Иван III решил перестроить древний Архангельский собор, а точнее — возвести новый на месте обветшавшего сооружения Калиты: еще в 1450 году храм был поврежден во время грозы от удара молнии и сильного ветра и с тех пор сильно порушился.

Для работы был приглашен миланский архитектор Алевиз Новый, из числа итальянских мастеров, приехавших по приглашению Московского великого князя строить кирпичный Кремль. Итальянский зодчий не только отдал дань традиционному пятиглавию, как Фиорованти в Успенском соборе, но и вернулся к крестово-купольной системе с применением, в основном, полуциркульных сводов и крестчатых в плане столпов вместо крестовых сводов с круглыми столпами Аристотелева храма. Это вызвало прежнюю дробность и неравномерность членений внутри собора, отличавшую древнерусские храмовые постройки. Затесненность внутреннего пространства усугубляется здесь тем, что сложенные из кирпича столпы имеют высокие постаменты, увеличивающие их сечение. При традиционности конструктивно-планировочного решения собор был украшен элементами светской ренессансной архитектуры.

В западной части храма Алевизом была сооружена для семьи князя двухъярусная паперть с приделом св. Акилы. Приделы Иоанна Предтечи у южной абсиды и мч. Уара у северной пристроены в середине XVI в. Обе эти придельные церкви одноглавые, с особыми входами со стороны площади. Придел св. мч. Уара был переименован по имени св. мученика царевича Димитрия, погребенного в соборе и родившегося в день памяти св. Уара в 1583 г.

Здание построено из белого камня, высота основного объема 21 метр.

В XVI в. собор был расписан (предположительно эта роспись датируется 1564-1565 гг.), но эти ранние фрески сохранились только в дьяконнике, где была устроена усыпальница царя Ивана Грозного. Это ряд сцен нижнего яруса на сюжет притчи о богатом и Лазаре (росписи верхнего яруса относятся уже к XVII в.). В 1652-1666 гг. обветшавшая роспись была сбита и заново исполнена по снятым со стен прорисям. Поэтому фрески XVII в. восходят в своем иконографическом составе и композиционных схемах к XVI в. В росписи Архангельского собора участвовали лучшие живописцы из разных городов во главе с мастерами Оружейной палаты С. Резанцем, Я. Казанцем, С. Ушаковым, Ф. Зубовым, И. Владимировым и Ф. Козловым.

Наиболее примечательной частью стенописи является «портретная» галерея нижнего яруса, состоящая из условных изображений реальных исторических лиц, погребенных в соборе (более 60-ти «портретов» великих московских и удельных князей): Василия II Темного, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана Дмитриевича и Андрея Ивановича Старицких, Владимира Андреевича Храброго и его внука Василия Ярославича, Симеона Ивановича Калужского и Бориса Васильевича Волоцкого, Андрея Васильевича Угличского и других. Портреты погребенных в соборе в конце XVI-XVII вв. царей были написаны уже на досках яичной темперой или на холстах (среди них портреты Федора Иоанновича, Михаила Федоровича и Алексея Михайловича). Изображение великого князя Василия III, донатора собора, представлено на самом почетном месте — на северо-западном столпе напротив главного входа в храм. На других столпах помещены в нижнем ярусе фигуры князей Владимиро-Суздальской и в верхнем Киевской Руси.

Иконостас 1508 г. сгорел во время пожара 1547 г. От его первоначального устройства сохранился только фрагмент каменной алтарной преграды (у юж. стены собора) с заложенным в 1533 г. дверным проемом и пилястрой. Во время восстановительных работ после пожара был сооружен новый иконостас, от которого уцелели 2 деревянных тябла, сохранивших на лицевой стороне орнаментальную роспись сер. XVI в. Ныне существующий иконостас, установленный на месте прежней алтарной преграды, был сделан в 1681 г. артелью мастеров во главе с И. Недумовым. Большая часть икон написана в 1680-1681 гг. Д. Золотаревым, Ф. Зубовым и М. Милютиным. Росписи Архангельского собора неоднократно реставрировались.

С конца XVI по середину XVIII века в соборе находилась кафедра титулярной Архангельской епархии

В 1917 году собор был поврежден при обстреле Кремля и в 1918 году закрыт.

В 1920-х годах разобрали деревянный тамбур, закрывавший лоджию западного входа в собор, а также кирпичный портик у северного портала.

В 1930-1934 годах был реставрирован Покровский придел (Д. П. Сухов, Н. Д. Виноградов) и проведены натурные исследования.

В 1946 г. под рук. П. Д. Корина и И. А. Баранова были раскрыты из-под записей фрески в лоджии на зап. фасаде. Собор был обмерен (А. И. Власюк).

С 1955 года в Архангельском соборе работает музей.

В 1960-х годах продолжались исследовательские и ремонтные работы (В. Н. Меркелова и др.), тогда же проведены археологические изыскания, во время которых обнаружены остатки белокаменных кладок, необоснованно отнесенные к XIII в., и кирпичного пола с покрытием из керамических поливных плиток.

В 1970-х гг. была сделана внешняя реставрация собора.

С 28 мая 1991 г. в соборе возобновились богослужения.

Усыпальница собора

В соборе-усыпальнице стоят 46 княжеских гробниц московских князей и царей, начиная с Ивана Калиты и кончая Иваном Алексеевичем, братом Петра I. Исключение составляют св. благоверный князь Даниил Александрович, погребенный в Даниловом монастыре, и князь Юрий Данилович, брат Калиты, похороненный в Успенском соборе, а также Борис Годунов. Его останки были выброшены отсюда в 1606 году Дмитрием Самозванцем и отвезены в Троице-Сергиеву лавру. Здесь же находится могила М. В. Скопина-Шуйского. Так же в Архангельском соборе похоронен император Петр II, умерший в 1730 году в Москве от оспы. Здесь же были упокоены мощи св. мчч. князей Михаила Всеволодовича Черниговского и его боярина Федора, погибших в Орде в 1246 году.

Кроме того, в соборе находятся гробницы многих удельных князей из Московского княжеского дома — Юрия Звенигородского, Василия Косого, Юрия Дмитровского, Василия Ярославича Боровского, Андрея Углицкого, а также героя Куликовской битвы Владимира Храброго, князя Серпуховского.

До Петра I существовал обычай класть на гробницы князей и царей челобитные, которые были адресованы непосредственно царю.

В 1636-1637 гг. все древние надгробия были заменены новыми, выложенными из кирпича, с резными белокаменными стенками. В 1903 г. надгробия были покрыты бронзовыми футлярами.

Над погребением св. царевича Димитрия, останки которого были перенесены в собор в 1606 г. Василием Шуйским, высится белокаменная сень, украшенная резьбой (установлена в 1638 г.; литая бронзовая решетка XVII в.). На серебряной раке надгробия — чеканное изображение царевича.

В 1929 году после сноса в Кремле Вознесенского монастыря, где была усыпальница цариц и великих княжон, в подклет Архангельского собора перенесли их останки.

Святыни храма

Настоятели собора

Видео

Документальный фильм Дмитрия Лавриненко «Тайны Архангельского собора»

Литература

Использованные материалы

[1] Переписные книги Города Москвы 1737-1745 г. Переписная книга II команды: Тверская часть. М. 1881. стб. 5.

Источник

Украшение Московского Кремля – Архангельский собор снаружи и изнутри

архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть фото архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть картинку архангельский собор московского кремля xvi в. Картинка про архангельский собор московского кремля xvi в. Фото архангельский собор московского кремля xvi в

Архангельский собор Московского Кремля

В центре Московского Кремля на Соборной площади – большой белоснежный собор, посвященный Архангелу Михаилу, единственный московский собор с не покрытыми позолотой куполами: здесь находится древнейшая родовая усыпальница русских князей и царей.

История основания

Деревянный храм во имя Архангела Михаила, своего небесного покровителя, возвел в Москве в XIII веке во время недолгого царствования брат Александра Невского, князь Михаил Хоробрит. В 1333 году московский князь Иван Калита на месте деревянной церкви выстроил собор из белого камня.

Величественный собор – благодарность Господу за спасение России от голода в неурожайный год. Князь завещал похоронить себя здесь, с тех пор Архангельский собор на 180 лет становится родовой царской усыпальницей, а Иван Калита – первый правитель, захороненный в храме.

Во время реконструкции Кремля князь Иван III перестроил и родовую усыпальницу. Для этого он пригласил миланского архитектора Алоиза Ламберти да Монтиньяна, получившего в Москве известность как Алевиз Флязин.

архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть фото архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть картинку архангельский собор московского кремля xvi в. Картинка про архангельский собор московского кремля xvi в. Фото архангельский собор московского кремля xvi в

Завершил строительство Архангельского собора сын князя, Василий III, продолживший дело отца по объединению Руси. Вновь построенный собор освящен 8 ноября 1508 года.

Храм посвящен Архангелу Михаилу, небесному покровителю князей в их ратных подвигах. Великие князья приходили сюда на молитву перед сражениями, а на поклонение гробам предков направлялся царь во главе торжественной процессии после вступления на царство.

Архитектурные особенности Архангельского собора

Собор высотой 21 метр из белого камня итальянский архитектор построил в традиционном древнерусском стиле – пятиглавый крестовокупольный храм с узкими щелевидными окнами.

Венчает собор пять глав на барабанах различного диаметра, расставленных асимметрично, что создает впечатление воздушной легкости храма и устремленности вверх Главный вход – в широком углублении. В шестистолпном пятиаспидном сооружении с 8 приделами переплелись итальянские и византийские архитектурные традиции.

Внешний вид храма

Внешний облик собора особенный, это достигается декоративными формами отделки. Фасад собора архитектор разделил на два яруса горизонтальным карнизом. Каждый ярус смотрится как законченный, самостоятельный этаж – собор выглядим двухэтажным. Нижний ярус, высокий и мощный, с декоративными арками, – своеобразный постамент для более легкого верхнего яруса меньшей высоты, украшенного филенками.

Вертикальные прямоугольные выступы стены также разделены по горизонтали. Их архитектор превратил в пилястры. По средней линии каждого яруса – высокие узкие окна. В архитектурную отделку храма включены и округлые окна-медальоны, и
большие арочные окна, сближающие русский собор с венецианским дворцом.

архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть фото архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть картинку архангельский собор московского кремля xvi в. Картинка про архангельский собор московского кремля xvi в. Фото архангельский собор московского кремля xvi в

Ниши, расположенные по периметру верхней части фасада, – традиционно русское украшение, сделанное в виде морских раковин с жемчужинами, изящно и необычно для русской архитектуры.

По вертикали фасада – пилястры, увенчанные затейливым растительным орнаментом с резными капителями. Огромное двойное окно фасада с группой небольших круглых окон смотрится торжественно и строго. Удивительное украшение собора – резьба, насыщающая белокаменным узором порталы. Декор розеток и капителей нигде не повторяется.

архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть фото архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть картинку архангельский собор московского кремля xvi в. Картинка про архангельский собор московского кремля xvi в. Фото архангельский собор московского кремля xvi в

Интерьер храма

Пышному, нарядному и торжественному декору фасада противопоставлен интерьер собора. Цилиндрические своды храма опираются на традиционные для русских церквей крещатые столбы. Интерьер сводов светлый и свободный, при взгляде вверх ощущается восторг.

архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть фото архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть картинку архангельский собор московского кремля xvi в. Картинка про архангельский собор московского кремля xvi в. Фото архангельский собор московского кремля xvi в

Торжественно-сумеречное настроение возникает при взгляде на темно-синие настенные росписи и саркофаги внизу собора, где господствует полумрак.

архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть фото архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть картинку архангельский собор московского кремля xvi в. Картинка про архангельский собор московского кремля xvi в. Фото архангельский собор московского кремля xvi в

Усыпальница

Здесь хоронили по примеру Византии правителей Рюриковичей, Романовых и их родственников до XVIII века. Собор служил местом погребения мужчин царского рода. Цариц и княгинь хоронили в соборе Вознесения Христова кремлевского Вознесенского монастыря, разрушенного в 1929 году.

Тогда захоронения из монастыря перенесли в южную часть Архангельского собора. Сюда же перенесли мощи «прародителей государевых». Над гробом, закрытым каменной плитой, возводилась каменная надгробница, на которой помещалась икона, свеча и панихидное блюдо с кануном.

Гробницы

Внутри Архангельского собора – 46 надгробий, под которыми покоятся 56 представителей княжеского рода. Бронзовые саркофаги белокаменных надгробий раннемосковских князей и русских царей установлены во время правления Михаила Романова. Напротив надгробий – изображение в полный рост всех погребенных здесь великих князей.

архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть фото архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть картинку архангельский собор московского кремля xvi в. Картинка про архангельский собор московского кремля xvi в. Фото архангельский собор московского кремля xvi в

Расположение погребений проводилось по четким правилам. По южным стенам – великокняжеские погребения. Удельные князья погребены вдоль западной стены, а опальные князья – вдоль северной.

У юго-западных столпов захоронена принявшая православие татарская знать, служившая при русском дворе. 51 захоронение под плитами пола, две раки стоят на полу. В усыпальнице храма погребен сын Ивана Грозного, убитый вспыльчивым отцом, и его малолетний брат царевич Дмитрий, который дважды «воскресал» во времена Смуты.

Здесь же похоронены Романовы: цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович, а также оба брата Петра I. Сам «великий реформатор» упокоился в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, где и стали хоронить представителей царской династии.

архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть фото архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть картинку архангельский собор московского кремля xvi в. Картинка про архангельский собор московского кремля xvi в. Фото архангельский собор московского кремля xvi в

В Архангельском соборе – пустая гробница Бориса Годунова, чей прах по приказу Лжедмитрия I в 1605 году выбросили на улицу, чтобы «не осквернять» храм. Позднее прах Бориса Годунова погребли в Троице-Сергиевой Лавре.

Росписи усыпальницы

В XVI веке собор покрыли художественной росписью. Во времена правления Алексея Михайловича выполнены настенные росписи, над которыми трудились 92 мастера. Военная тематика и сюжеты о борьбе Архангела Михаила с падшим ангелом Сатанаилом занимает главное место в живописи.

Интересна галерея из условных «надгробных» портретов князей и царей, похороненных в усыпальнице. Нижний ярус – «портретная галерея» реальных исторических лиц: более 60 «портретов» московских и удельных князей. Галерею открывает изображение Ивана Калиты.

В куполах – лики пророков и праотцов, эпизоды из жизни Спасителя, на сводах – сюжеты из Нового Завета. В центральном барабане – фигуры Адама и Евы. В западных куполах – образы Архангела Михаила и Гавриила, ниже – апостолов и святых угодников, воинов-мучеников и святого покровителя храма – Архангела Михаила. В роспись включены сюжеты о героической борьбе русских воинов с захватчиками.

Главная православная святыня собора – четырехъярусный иконостас с иконами «Михаил Архангел с житием» и икона Божьей Матери «Благодатное небо». Над алтарем – композиция Богородичного цикла – «Успение Богоматери».

архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть фото архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть картинку архангельский собор московского кремля xvi в. Картинка про архангельский собор московского кремля xvi в. Фото архангельский собор московского кремля xvi в

Это интересно

Видео: Божественная литургия

Источник

АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР

Московского Кремля, в честь Собора арх. Михаила (8 нояб.), храм-усыпальница московского великокняжеского, затем царского дома.

История

архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть фото архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть картинку архангельский собор московского кремля xvi в. Картинка про архангельский собор московского кремля xvi в. Фото архангельский собор московского кремля xvi в

Первым достоверным сообщением об А. с. является летописное известие о строительстве в 1333 г. Иоанном Данииловичем Калитой каменной ц. во имя арх. Михаила, возведенной в течение одного года. В 1344/45-1346/47 гг., при сыне Иоанна Калиты вел. кн. Симеоне Гордом, храм был расписан, как сообщает летопись, княжеской артелью из рус. иконописцев, старшими в к-рой были Захарий, Иосиф, Николай. В 1399 г. собор вновь расписал Феофан Грек с учениками. Облик храма 1333 г. неизвестен, существует неск. противоречивых гипотез о его размерах и типологии.

В 1471 г., после победы войск вел. кн. Иоанна III Васильевича в битве с новгородцами на р. Шелони в день празднования памяти ап. Акилы (14 июля), к А. с. в течение недели были пристроены 2 деревянных придела: во имя ап. Акилы, по обету вел. князя, и в честь Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме, по обету воевод князей Д. Д. Холмского и Ф. Д. Пёстрого-Стародубского. Во время кремлевского пожара 1475 г. оба придела сгорели, в 1481-1482 гг. к А. с. были пристроены каменные приделы с теми же посвящениями.

архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть фото архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть картинку архангельский собор московского кремля xvi в. Картинка про архангельский собор московского кремля xvi в. Фото архангельский собор московского кремля xvi в

Уникальность А. с. заключается в органичном соединении принципов построения и пластической обработки архитектурной формы, характерных для венецианской школы XV в., с пространственной структурой, определенной заказчиком. Композиция А. с. представляет собой первый в истории рус. зодчества опыт интерпретации архитектуры Успенского собора Московского Кремля. ориентацией на этот образец определены шестистолпная структура плана с 5 апсидами и пятиглавие, алтарь разделен на 5 компартиментов, что позволило расположить рядом с алтарем и жертвенником главного храма ранее существовавшие придельные церкви. Для размещения др. 4 приделов в зап. части собора были устроены полати, куда вели 2 внутристенные лестницы.

Основные изменения облик собора претерпел в XVIII в. В течение этого столетия были разобраны зап. и сев. паперти (1749-1750), полностью перестроен юж. придел в честь Обретения главы Иоанна Предтечи. Уже в сер. XVIII в. с юж. стороны собора существовали контрфорсы, в конце столетия у сев. портала возвели кирпичный портик с готицизирующими белокаменными деталями. В 1826 г. разобрали остатки наземной палаты погреба Казенного двора и построили существующее ныне здание для священнослужителей А. с.

архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть фото архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть картинку архангельский собор московского кремля xvi в. Картинка про архангельский собор московского кремля xvi в. Фото архангельский собор московского кремля xvi в

архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть фото архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть картинку архангельский собор московского кремля xvi в. Картинка про архангельский собор московского кремля xvi в. Фото архангельский собор московского кремля xvi в

В летописях и документах XVI-XVII вв. в А. с. упоминаются приделы во имя прп. Симеона Столпника, свт. Андрея Критского, прп. Иоанна Лествичника, ап. Акилы, блж. Иоанна Милостивого, в честь Обновления храма Воскресения, Обретения главы Иоанна Предтечи, Покрова Богородицы. Престолы Воскресения и ап. Акилы перенесены из собора 1333 г., когда появились др. престолы, достоверно неизвестно. То обстоятельство, что прп. Симеон Столпник и свт. Андрей Критский были небесными покровителями сыновей Иоанна Калиты, вел. кн. Симеона и Андрея, позволяет предположить, что престолы в честь названных святых были устроены еще в XIV в. Придел во имя прп. Симеона Столпника упоминается уже в 1507 г., и о его местоположении внутри собора есть точные указания: он размещался в юж. апсиде. Неизвестно, какие именно приделы находились в др. предалтариях и на хорах, в вост. стене к-рых сохранились апсиды для 4 престолов.

История перемещения престолов внутри собора в XVI в. неясна. Весьма вероятно, что престол в честь Покрова Богородицы появился после 1552 г. К нач. 60-х гг. XVI в. растесали стену, разделявшую юж. предалтария. Это новое единое помещение было расписано в 1564-1565 гг. По иконографии росписи предполагают, что здесь устроили придел Иоанна Предтечи (придел во имя прп. Симеона Столпника был перемещен, может быть на хоры). В 1581 г. здесь совершилось погребение царевича Иоанна Иоанновича, и тогда же появился придел прп. Иоанна Лествичника, небесного покровителя убиенного царевича. Ранее находившийся на его месте престол св. Иоанна Предтечи был перенесен в придел, пристроенный к юж. предалтарию с востока. Исследователи XIX в. полагали, что престол во имя прп. Иоанна Лествичника был переосвящен в XVII в. во имя св. Иоанна Милостивого. Однако, судя по ладанным книгам, придел во имя св. Иоанна Милостивого существовал в соборе уже в 1584 г. Наиболее решительные изменения в сложившейся в течение столетий системе посвящений произошли в 1785 г., когда были упразднены приделы на хорах, в 1848 г. сюда был вынесен престол в честь Покрова Богородицы, а на его месте учрежден придел во имя мч. Уара из разобранной ц. Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот.

Реставрация и возобновление богослужений

архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть фото архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть картинку архангельский собор московского кремля xvi в. Картинка про архангельский собор московского кремля xvi в. Фото архангельский собор московского кремля xvi в

архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть фото архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть картинку архангельский собор московского кремля xvi в. Картинка про архангельский собор московского кремля xvi в. Фото архангельский собор московского кремля xvi в

Погребения

архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть фото архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть картинку архангельский собор московского кремля xvi в. Картинка про архангельский собор московского кремля xvi в. Фото архангельский собор московского кремля xvi в

Развитие в XVI в. представлений о богоустановленности царской власти определило и отношение к крещеным татар. царям. В 1523 г. в А. с. был похоронен казанский царевич Петр Ибреимович (Куйдакул), муж сестры вел. кн. Василия III Евдокии, в 1566 г.- последний казанский царь Александр Сафа-Киреевич (Утемиш-Гирей).

В 1610 г. при царе Василии Иоанновиче Шуйском была, видимо, сделана попытка устроить в А. с. особую усыпальницу новой династии: в приделе в честь Обретения главы Иоанна Предтечи покоятся останки близкого родственника царя полководца кн. М. В. Скопина-Шуйского, однако это единственное захоронение в приделе. Сам царь Василий Иоаннович, умерший в польск. плену в 1612 г., был похоронен в 1635 г. в сев.-зап. углу А. с., возле гробниц опальных князей Андрея Ивановича и Владимира Андреевича Старицких. Царей из рода Романовых хоронили уже в наосе у средних столпов собора. История некрополя закончилась в 1730 г., когда было совершено последнее захоронение,- у юж. среднего столпа погребли тело скончавшегося в Москве имп. Петра II.

архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть фото архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть картинку архангельский собор московского кремля xvi в. Картинка про архангельский собор московского кремля xvi в. Фото архангельский собор московского кремля xvi в

Захоронения в А. с., не имевшем подклета или подвала, производились прямо под полом собора, на небольшой глубине. С кон. XVI в. над нек-рыми из них могли существовать кирпичные надгробия, в XVII в. они были установлены над всеми погребениями, в нач. XX в. их покрыли медными чехлами. С великокняжескими и царскими погребениями связывают появление в А. с. икон с изображениями нашедших здесь упокоение московских государей. Наиболее известна и изучена (реставраторы А. А. Горматюк и В. Занозин) икона, на к-рой вел. кн. Василий III предстоит свт. Василию Великому (исп. Василию Парийскому?) (в наст. время в ГИМ). Ее датировка колеблется между 30-ми (Горматюк) и 60-70-ми гг. XVI в. (И. Л. Кызласова, Т. Е. Самойлова). Подобные надгробные иконы устанавливались в XVII в. рядом с могилами царей из рода Романовых (напр., парный образ Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича). Полагают также, что в XVII в. существовал обычай после смерти члена царствующего дома переносить икону его небесного покровителя из Благовещенского собора в А. с., благодаря чему над погребениями царей и царевичей из рода Романовых составились надгробные иконостасы из образов тезоименитых им святых.

В А. с. открыто почивают мощи св. мч. царевича Димитрия Угличского, поставленные в соборе в 1606 г. под сделанной тогда же каменной сенью у среднего сев. столба. В 1774 г. из Сретенского собора Кремля в А. с. были перенесены мощи святых кн. Михаила Всеволодовича Черниговского и боярина его Феодора. Они покоятся в раке, стоящей в жертвеннике, за иконостасом, у сев. стены собора.

А. с. в церковном обиходе московских вел. князей и царей

В XIV-XV вв. в храме происходило «целование креста» великими и удельными князьями при заключении договоров, иногда совершалось поставление Новгородских владык. Начиная с XVI в. А. с. играл важную роль в коронационных и брачных торжествах членов правящей династии, значимой частью этих торжеств были молебны у могил предков. При коронации Лжедмитрия I произошло беспрецедентное изменение обряда: шапка Мономаха была возложена на самозванца в А. с. перед могилами его мнимого отца царя Иоанна IV и мнимого брата царя Феодора Иоанновича.

Указом царя Иоанна IV причту А. с. вменялось в обязанность «по прародителем и родителех панихиды петь и литургии служить». Круг заупокойных богослужений оговаривался в жалованных грамотах собору, поминальные богослужения подробно описаны в статейном панихидном списке 1570/71 г. (Исторические акты ярославского Спасского монастыря. Дополнения: Книга кормовая. М., 1896. С. 1). На панихиды и заздравные столы приглашались все высшие иерархи, находившиеся в Москве, настоятели мон-рей, протопопы московских соборов и попы дворцовых сел со всеми причтами. По документам XVII в. известен обычай принимать в дни поминания челобитные, оставлявшиеся просителями на гробницах царских родителей, никто, кроме монарха, не имел права собирать эти жалобы. Московские государи посещали собор в день храмового праздника 8 нояб., в день памяти царевича Димитрия 15 мая, в последние дни сырной седмицы и на Страстной седмице; на Пасху, христосуясь с почившими, приносили крашеные яйца. Цари молились перед святынями храма, отправляясь на войну и в дальние поездки. В день престольного праздника придела во имя Симеона Столпника (1 сент.) в А. с. совершался чин новолетия (см. Новый год), на площади у сев. входа в собор служился молебен.

Причт

Несмотря на то что сведений о численности клириков собора в ранних документах нет, можно предположить, что причт уже в XIV в. был многочисленным, поскольку в соборе, по-видимому, было неск. приделов. В XV-XVI вв. в причте А. с. состояли протопоп, неск. священников, диаконы.

архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть фото архангельский собор московского кремля xvi в. Смотреть картинку архангельский собор московского кремля xvi в. Картинка про архангельский собор московского кремля xvi в. Фото архангельский собор московского кремля xvi в

Владения А. с.

В духовных грамотах вел. князей московских XIV в. сведений о земельных пожалованиях А. с. нет. Поскольку поминальные вклады первых вел. князей московских делались вещами и деньгами, есть основание предположить, что земельными владениями до XV в. А. с. не обладал.

Архиепископы Архангельские: Арсений, бывш. Элассонский (1597-1615), Стефан, бывш. Суздальский (упом. в 1660-1661/62), Иоаким (Дьякович), бывш. еп. Сербославянский и Оршанский (упом. в 1667/68-1674/75), Иосиф, бывш. Коломенский и Каширский (1675-1681), Никита, бывш. еп. Звенигородский (1681), Никодим (Сребницкий), бывш. еп. Черниговский (1740-1742), Лев (Юрлов), бывш. еп. Воронежский (1742-1755).

Настоятели А. с. Протопопы: Иоанн (упом. в 1439), Иоанн (упом. в 1454-1463), Михаил (упом. в 1507), Иуда (упом. в 1518-1519), Симеон (упом. в 1542-1550), Тимофей Яковлев (упом. в 1551), Евстафий (упом. в 1564-1565), Григорий Иванов (упом. в 1569-1570), Иоанн (казнен по приказу Иоанна IV 27 нояб. 1575), Василий (упом. в 1584-1585), Григорий (упом. в 1593), Димитрий (упом. в 1599-1608), Иоанн (упом. в 1613-1630), Григорий (упом. в 1634-1643), Никифор Матвеев (упом. с 1645, (ок. 1657), Кодрат (упом. в 1658-1672), Феодор (упом. в 1675-1691), Петр Васильев, духовник Петра I (упом. в 1696-1703), Иаков Михайлов (назначен в 1723, упом. до 1734), Василий Иванов, бывш. духовник императрицы Анны Иоанновны (назначен в 1741, упом. до 1745). Протоиереи: Иоанн Комаровский (упом. в 1749 (1771), Петр Алексеев (1771-1801), Димитрий Иоаннович Лавровский (1801-1811), Алексей Феодорович Шумилин (1811-1813), Иаков Димитриевич Никольский (1813-1816), Герасим Алексеевич Попов (1816-1818), Иоанн Иоаннович Русинов (1818), Василий Иоаннович Кутневич (1818-1833), Арсений Иоаннович Тяжёлов (1833-1855), Петр Евдокимович Покровский (1855-1871), Михаил Измайлович Богословский (1871-1880), Александр Георгиевич Невский (1888-1892), Валентин Николаевич Амфитеатров (1892-1901), Павел Григорьевич Извеков (1905-1909), Димитрий Павлович Лавров (1910-1914), Николай Димитриевич Извеков (1915-1918).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *