архангельский собор в москве усыпальница
УСЫПАЛЬНИЦА
Обычай погребения в церкви пришел на Русь из Византии, где этой чести удостаивались те, кто «не умирал и после смерти»: василевсы (цари), высшие сановники, патриархи. Этот обычай лег в основу традиции возведения великокняжеских храмов-усыпальниц для представителей одной династии. Родовые или династические усыпальницы, как правило, посвящались архангелу Михаилу, который, согласно христианской мифологии, был проводником душ умерших в царство мертвых. Таким родовым некрополем является и Архангельский собор Московского Кремля. Здесь хоронили представителей московских правящих династий – Рюриковичей и Романовых.
Архангельский собор Ивана Калиты стал первой великокняжеской усыпальницей. Но к началу XVI века затесненность храма гробами была столь велика, что Иван III решил разобрать прадедовскую усыпальницу и построить новую, более просторную. Прежде чем приступить к работам, великий князь приказал перенести белокаменные саркофаги предков из собора в церковь Иоанна Лествичника.
Через четыре года в заново построенную усыпальницу возвратили и захоронили на заранее определенные места каменные гробы предков. Но первым в соборе был положен сам его основатель, «государь всея Руси» Иван III, скончавшийся 27 октября 1505 года.
Начиная с XIV века усыпальница московского княжеского дома являлась олицетворением идеи примирения и согласия ради единства Руси под главенством Москвы. В ней обретали вечный покой друг подле друга непримиримые враги, доходившие в междоусобной борьбе до крайнего ожесточения.
Захоронения князей Рюриковичей расположены вдоль стен собора в определенном порядке. Вдоль южной стены погребены в основном великие московские князья; вдоль западной – удельные, близкие родственники великих князей; вдоль северной – князья, впавшие в немилость и умершие насильственной смертью. Таковы захоронения князей Старицких, Владимира Андреевича и его сына Василия, жертв опричной политики Ивана Грозного. У северо-западного и юго-западного столпов захоронены принявшие православие представители татарской знати, находившиеся при русском дворе.
Погребения совершали в белокаменных саркофагах, которые опускали под пол в землю. Над захоронениями устанавливали кирпичные надгробия с белокаменными плитами, украшенными тонким резным растительным орнаментом и эпитафиями, выполненными славянской вязью. В начале ХХ века надгробия заключили в латунные застекленные футляры с накладными крестами и надписями. При этом в надписях были допущены ошибки: удельные князья названы великими, а в ряде случаев приведены неверные даты смерти. Всего в соборе под сорока пятью надгробиями и двумя памятными плитами находятся пятьдесят шесть захоронений.
© 1997-2021 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
ЦАРСКАЯ УСЫПАЛЬНИЦА
Иван IV придавал исключительное значение устройству собственной усыпальницы в дьяконнике – южной части алтарного помещения собора. Создание особой усыпальницы диктовалось принятием Иваном Грозным царского титула. Этим актом окончательно утверждалось единодержавие на Руси, которая к XVI веку стала одним из сильнейших государств Европы. Здесь же, в дьяконнике, находятся захоронения сыновей первого венчанного царя – Ивана Ивановича, пострадавшего от отцовского гнева, и Федора Ивановича, правившего после смерти отца.
В царской усыпальнице частично сохранилась стенопись XVI века, обнаруженная во время научно-реставрационных работ 1953–1956 годов. Все сюжеты первого яруса, несомненно, связаны с погребальной темой. Лейтмотив всех сцен – уход человека от дел земных. Здесь показано и приближение смертного часа, и последнее прощание, и оплакивание отошедших в мир иной, и переселение души в Царство Небесное.
На изгибе восточной стены представлена сцена «Прощание умирающего с семьей» На смертном одре изображен князь, обнимающий своего старшего сына за плечи. В ногах сидит княгиня с младшим сыном на коленях. На втором плане изображены ангел и бес, ведущие борьбу за душу умирающего. Эта сцена напоминает описание предсмертного часа Василия III, отца Ивана IV, приведенное в «Степенной книге царского родословия».
В 1963 году гробницы, находящиеся в дьяконнике и приделе Иоанна Предтечи, были вскрыты для археологических и антропологических исследований. Известный антрополог М.М. Герасимов по сохранившимся в саркофагах останкам восстановил внешний облик царей Ивана Грозного и Федора Ивановича.
© 1997-2021 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
Архангельский собор
Архангельский собор Московского Кремля
Архангельский собор или собор Святого Архистратига Михаила – православный храм и одна из старейших церквей Соборной площади Московского Кремля. Пятиглавое, величественное сооружение известно в христианском мире как место последнего упокоения представителей княжеской династии Рюриковичей, в том числе и основателя собора – Ивана Калиты.
Сэкономь на путешествии!
История Архангельского собора
По утверждению летописных источников, Архангельский собор был заложен в 1333 году Иваном Калитой. Согласно одной из версий, скромная каменная постройка возводилась в благодарность высшим силам за избавление Руси от голода в неурожайный год, однако получившееся в итоге сооружение настолько понравилось великому князю, что он завещал себя похоронить в его стенах.
С легкой руки правителя Архангельский собор почти на 180 лет стал родовой усыпальницей, куда стали свозить почивших представителей правящей верхушки. За относительно короткий срок многочисленные гробницы княжеской родни настолько заполонили внутреннее пространство церкви, что уже при Иване III здание пришлось разобрать, чтобы возвести на его месте более массивное и вместительное сооружение.
Интересный факт: часть внутренней росписи первого Архангельского собора была выполнена легендарным иконописцем Феофаном Греком.
Строительство нового собора доверили итальянскому зодчему Алевизу Новому, который презентовал свое архитектурное детище в 1508 году. Правда, сам Иван III к тому времени успел покинуть «земную обитель», поэтому принимать работу пришлось его сыну – Василию III. Менее чем через полтора столетия Архангельский собор вновь изменил свой облик: старинная настенная роспись стала осыпаться, угрожая полностью исчезнуть. По приказу царя Алексея Михайловича остатки фресок сбили, предварительно сделав копии оригинальных рисунков, но сами реставрационные работы затянулись. В итоге закончить роспись храма удалось лишь к 1666 году.
В 1733 году церковь сильно пострадала при Троицком пожаре, и целых два года в ней шли восстановительные работы. Впоследствии храмовый ансамбль лишился своих галерей, а центральный купол Архангельского собора, имевший ранее шлемовидную форму, превратился в «луковицу».
После взятия Москвы Наполеоном французы изрядно наследили в храме, устроив в его алтаре походную кухню. А при отступлении бравые гвардейцы прихватили с собой драгоценные оклады, снятые с икон. В результате из всех церквей Соборной площади, пострадавших от французского нашествия, Архангельский собор приводили в порядок первым.
В 1918 году храм объявили культурным памятником, закрыв его на реконструкцию, которая затянулась до 50-х годов прошлого столетия. Кстати, несмотря на то, что доступ в церковные помещения открылся сразу же после войны, первое богослужение в Архангельском соборе Московского Кремля было проведено лишь в 1991 году.
Архитектура
Архитектурный стиль Архангельского собора можно назвать типичным для православных крестово-купольных храмов домонгольского периода. В шестистолпном пятиапсидном сооружении тесно переплелись мотивы итальянского Возрождения и архитектурные традиции Византии. Так, например, западный фасад собора, благодаря арочным окнам, напоминает экстерьер венецианских дворцов. Из традиционно русских украшений можно назвать закомары (ниши), расположенные по периметру верхней части фасада. Правда, Алевиз Новый и здесь умудрился оставить свой «автограф», придав закомарам форму морских раковин, что не совсем обычно для храмового зодчества того времени.
Стены здания разбиты на так называемые прясла (порталы). Разделяющие участки стены пилястры (декоративные колонны) увенчаны акротериями, декорированными затейливым растительным орнаментом. Если верить исследователям, каждая из пилястр имеет собственный оригинальный рисунок, который больше нигде не повторяется.
Первоначально Архангельский собор был выкрашен в красный цвет, с которым эффектно контрастировали белые барельефы. Сегодня стены храма имеют однородный белый оттенок.
Интерьеры
Внутренние помещения собора довольно тесные, так как большую площадь в них занимают водруженные на постаменты столпы, разграничивающие сооружение на нефы и гробницы. Оригинальные фрески, украшавшие церковь в эпоху Ивана III, не сохранились, поэтому сегодня прихожане могут наблюдать на стенах лишь их искусные копии, впрочем, тоже довольно древние. Всего над созданием единого настенного полотна трудились 92 художника, которых тщательно отбирал знаменитый иконописец XVII века, автор Спаса Нерукотворного, – Симон Ушаков.
Живописные сюжеты в храме располагаются в два яруса. Верхнюю, подкупольную часть Архангельского собора занимают изображения пророков и небесных сил, церковные своды украшают эпизоды из жизни Спасителя, чуть ниже расположились изображения апостолов, воинов-мучеников и святого покровителя храма – архангела Михаила.
Одна из главных православных святынь собора – четырёхъярусный иконостас. Авторы практически всех размещенных на нем образов неизвестны, и лишь икона «Распятие» сохранила имя своего создателя, которым оказался ученик Симона Ушакова – Михаил Милютин. Еще одна святыня и гордость храма – икона «Михаил Архангел с житием». По легенде, это изображение создавалось по заказу вдовы Дмитрия Донского – княгини Евдокии.
Усыпальница Архангельского собора
Во внутренних помещениях Архангельского собора находится 45 надгробий, под которыми покоятся останки 56 представителей княжеского рода. Кстати, именно в усыпальнице этого храма в свое время был погребен сын Ивана Грозного, убитый своим вспыльчивым родителем, а также его малолетний брат – царевич Дмитрий, дважды чудесным образом «воскресавший» в период Смуты. Нашли здесь свой приют и некоторые представители династии Романовых, в частности: цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович, а также оба брата Петра I. Сам же «великий реформатор» упокоился в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, где в дальнейшем стали хоронить всех представителей царствующей фамилии.
У северной стены Архангельского собора находится рака с мощами князя Михаила Черниговского, причисленного православной церковью к лику святых за отказ подчиниться воле золотоордынского хана Батыя и зверски за это убитого. Одно время в храме размещалась гробница Бориса Годунова, но в период Смуты останки бывшего самодержца перенесли в Варсонофьевский монастырь.
Как добраться
Сегодня Архангельский собор Московского Кремля носит статус музея, и богослужения в нем проводятся лишь дважды в год: на престольный праздник и Радоницу. Попасть в один из старейших храмов столицы можно с организованной экскурсией, включающей осмотр основных достопримечательностей Соборной площади. Добираться сюда удобно на метро (станции «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина», «Боровицкая»), либо на автобусе (маршруты № 144, М1, М2, М3, М6, Н1, Н2).
Москва. Архангельский собор.
Продолжаем путешествие по Кремлю. Архангельский собор (собор Архистратига Михаила, собор Михаила Архангела) в Кремле строился в течение четырех сезонов – с 1505 по 1508 гг. итальянским архитектором Алевизом Фрязиным Новым на месте более древней белокаменной Архангельской церкви 1333 года. В этой церкви, построенной при Иване Калите, была устроена княжеская усыпальница, и первым туда был положен сам храмоздатель – Иван Калита. С тех пор собор, посвященный покровителю ратных дел, Архангелу Михаилу, долгое время служил местом упокоения великих князей Московских и их родственников – удельных князей. По преданию, на месте собора в XIII веке была деревянная церковь Михаила Архангела, которую построил брат Александра Невского, Михаил Хоробрит. Другое предание гласит, что Михаил был похоронен в Успенском соборе Кремля, его племянник Даниил Московский – у стены Архангельского собора, а в самом соборе первым был погребен сын Даниила Московского и брат Ивана Калиты, князь Юрий. Этот каменный собор построили за очень короткий срок – всего одно лето, поэтому исследователи предполагают, что он был довольно небольшим, наподобие храма Спаса на Бору (построен в 1330-х, разрушен в 1930-х годах).Собор святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) в Кремле был усыпальницей великих князей и русских царей.
С момента своего основания вплоть до XVIII столетия Архангельский собор служил местом упокоения московских князей и царей. Надгробные памятники князьям со словами молитв и эпитафий на белокаменных плитах располагаются под сводами храма в строгом порядке.
Среди наиболее почитаемых святынь Архангельского собора были мощи святого князя Михаила Черниговского, погибшего мученической смертью в Золотой Орде и святого царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Останки святых не предавали земле, а помещали в особые ковчеги – раки, предназначенные для поклонения верующих. Рака с мощами царевича Дмитрия установлена у юго-западного столпа под резной каменной сенью.
21 мая 1505 года великий князь Иван Васильевич повелел разобрать ветхую церковь и в октябре заложил новую, но через несколько дней умер и был погребен в только что заложенном храме.Василий III Иванович, различные изображения
В Москве он получил известность как Алевиз ФрязинСохранившийся фрагмент первоначальной белокаменной резьбы и входные ворота в западной части Собора
Архангельский собор. Вид торцов надгробий царя Василия Ивановича Шуйского (1557-1613), князей Старицких: Владимира Андреевича (после 1533-1569), Василия Владимировича (ок. 1552 г.-ок. 1574) и Андрея Ивановича (1490-1536). Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева.
Согласно распоряжению царя Алексея Михайловича новая стенопись должна была в точности повторить древнюю. До начала работ мастер Оружейной Палаты Степан Резанец с помощниками составляли описания сохранившихся в храме изображений с указанием того, где они расположены. Решение царя ясно говорит о том, что идеи, положенные в основу программы росписи собора оставались актуальными в царствование Романовых.
В нижнем ярусе росписи, над гробницами выполнены «воображаемые» портреты князей, погребенных в соборе. Место портрета в чреде княжеских изображений обусловлено расположением его гробницы. Князья представлены в светских одеждах фронтально или в трехчетвертном повороте к востоку с молитвенными жестами рук, в торжественном предстоянии пред алтарем храма. Вверху, рядом с каждой княжеской фигурой в медальонах помещены изображения святых покровителей князей, чьи имена они носили. Надгробные портреты князей наиболее точно следуют первоначальной росписи собора XVI в.Надгробия в Архангельском соборе Московского Кремля (в центре надгробие Дмитрия Донского)
О композиционной основе XVI столетия говорят неподвижные, монотонно повторяющиеся позы изображенных, контуры фигур, очерченных прямыми строгими линиями. XVI веку принадлежит и типология княжеского костюма. На московских князьях орнаментированные шубы и длинные платья с жемчужными воротниками и золочеными поясами.
Надгробие царя Василия Шуйского (слева) и старицких князей Владимира Андреевича и Василия Владимировича (справа) в Архангельском соборе Московского Кремля
Как известно, последним погребением в истории кремлевского храма стало захоронение брата Петра I, царя Ивана Алексеевича. Со времени переноса столицы в Петербург русских императоров стали хоронить в усыпальнице Петропавловского собора, и первым был сам Петр Великий.Петр II
Единственным исключением стал юный Петр II, приехавший в Москву на свою свадьбу в 1730 году и скоропостижно скончавшийся от оспы накануне венчания. И еще под сводами Архангельского храма в феврале 1826 года три дня находилось тело почившего императора Александра I. Его привезли сюда из Таганрога, где умер государь, по пути в Петербург.Другим исключением стал Борис Годунов. Он тоже сначала был похоронен в Предтеченском приделе Архангельского собора, но в 1606 году повелением Лжедмитрия I тело его было вырыто и перезахоронено в Троице-Сергиевой Лавре.
Крышка раки царевича Дмитрия. Москва. Серебряная палата. 1628-1630. Вклад царя Михаила Федоровича в Архангельский собор.
Согласно проекту именитого архитектора предполагалось разрушить многие старинные здания в Кремле, а всю кремлевскую территорию заключить, как «в футляр», во двор нового дворца.Соборная площадь Московского кремля, 1797 год.
Русское общество воспротивилось этому кощунству: по свидетельствам современников, Баженову несколько раз приходилось спасаться бегством от разгневанных москвичей. К счастью, у Екатерины II не хватило тогда средств для осуществления грандиозного строительства, и оно было прекращено, не состоявшись.
Когда французская армия вошла в Москву, мадам Обер-Шальме получила приглашение в Петровский дворец, где Наполеон временно устроил свою резиденцию. Там император советовался с московской француженкой, знавшей местные порядки и нравы, об освобождении русских крестьян от крепостного права.Архангельский собор на реставрации. Ступени солеи по снятии чугунного пола 1905
И дело ограничилось кухней в кремлевском соборе, которую приписали совету французской шпионки с Кузнецкого моста. Она, кстати, сама обратилась к Наполеону с просьбой защитить ее от русских и иностранных кредиторов, которым она задолжала 300 тысяч рублей, потеряв из-за войны в России собственных 500 тысяч рублей состояния.Икона Царевич Дмитрий в Архангельский собор в Москве. Слева: люди, смотрящие на его могилу.
Поблагодарил московский люд Шельму. Оклады с икон были сорваны, раки ограблены, а мощи св. царевича Дмитрия спрятал от поругания священник соседнего кремлевского монастыря Иван Яковлев. Он нашел их лежащими подле раки, обернул пеленой и унес в Вознесенскую церковь монастыря, где спрятал их в нижнем ярусе иконостаса.
Только с повреждениями собора, полученными от Наполеона, сравнимы его разрушения в ноябре 1917 года, во время обстрела Кремля. А в следующем 1918 году в связи с переездом правительства в Москву Архангельский собор, как и все другие кремлевские храмы, был закрыт.
Когда в 1929-1930 годах сносили собор Вознесенского монастыря − женскую княжескую усыпальницу, в подклет Архангельского собора были перенесены в каменных гробах останки цариц и великих княжон. Анастасия Романова на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде
Среди них был и гроб Анастасии Романовой, первой жены Ивана Грозного. Недавняя экспертиза обнаружила при исследовании ее останков следы ядовитого химического вещества, что подтвердило версию об отравлении царицы приближенными.
После смерти Сталина Кремль был вновь открыт для посещения, и с 1955 года в Архангельском соборе работает музей; с конца 1970 гг. началась масштабная реставрация древнего храма. Сейчас в соборе продолжает оставаться музей, но в престольный праздник и на Радоницу в нем совершаются богослужения.
В 80-х годах в собор влетела шаровая молния и ударила прямо в царские врата.
«Архангел Михаил в деяниях»,
Иконостас собора, увенчанный Распятием, устроен в царствование Федора Алексеевича Романова в 1679-1681 гг. Все иконы написаны мастерами царской Оружейной палаты. Лишь в местном, нижнем ряду сохранилось несколько древних икон. Справа от Царских врат, находится храмовая икона собора – «Архангел Михаил в деяниях», созданная около 1399 г. По преданию эта икона была написана по заказу вдовы Дмитрия Донского монахини Евдокии в память о великом князе и его победе в битве на Куликовом поле. Несколько фотографий от 1916 года
План-схема захоронений великих князей и царей
В Архангельском соборе захоронения русских великих и удельных князей, царей и их ближайших родственников размещались и оформлялись по таким же правилам.
Все захоронения, за исключением погребений в раках, совершены под полом храма и отмечены в его интерьере высокими пустотелыми памятниками с двускатными усечёнными крышками. Застеклённые чехлы (1906 году) позволяют хорошо видеть белокаменные плиты с надписями и великолепным растительным орнаментом. В общей сложности в Архангельском соборе погребены пятьдесят шесть человек, могилы которых отмечены эпитафиями.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Архангельский собор Московского Кремля
Первая царская усыпальница
Архангельский собор в Кремле посвящен Архангелу Михаилу, покровителю московских князей. Одноименная церковь была на этом месте еще в XIV веке. Но выделяет этот собор расположенный в храме древний некрополь великих князей и русских царей.
В 1333 году Иван Калита заложил небольшую Архангельскую церковь в память об избавлении Москвы от эпидемии чумы. Там он завещал себя похоронить.
Привычный нам облик собор получил уже при Иване III — в 1505-1508 годах. Строить храм пригласили архитектора Алевиза Фрязина Нового из Венеции. Фрязиными (от «фряги» или «варяги») москвичи называли всех иностранцев, поэтому настоящие фамилии итальянских зодчих того времени не сохранились.
Архангельский собор стал полной противоположностью Успенскому — традиционный русский храм оформили в стиле ренессансного палаццо. Церковь получилась так хороша, что русские зодчие стали активно использовать детали европейской архитектуры. А в 1772 году для укрепления здания храма появились контрафорсы из белого камня. Автор этой архитектурной хитрости — Василий Баженов.
Купола Архангельского собора — единственные из кремлевских церквей не позолоченные, потому что здесь находится древнейшая усыпальница московских князей.
В соборе покоятся все русские цари до Петра I, кроме Бориса Годунова. Также здесь погребен император Петр II. Всего в усыпальнице 53 захоронения. Большинство находятся под плитами пола с надгробиями XVII века. При подготовке к празднованию 300-летия дома Романовых их закрыли еще и медными застекленными футлярами.
Отдельно от всех захоронен Иван IV. Он считал, что достоин особого места погребения. Тело царя покоится в дьяконнике вместе с прахом двух сыновей. В 1963 году могилу Ивана IV вскрыли для научного исследования, и Михаил Герасимов воссоздан портрет царя (его можно увидеть в Музее Москвы). Тогда же в костях Ивана IV обнаружили много ртути. Кто-то считал, что так царь лечился от венерических заболеваний, но, скорее всего, его медленно травили. Много ртути нашли и в крови Марфы Собакиной — третьей жены Ивана IV, умершей почти сразу после свадьбы. Ее похоронили в Вознесенском монастыре, но когда в XX веке обитель разобрали, все захоронения перенесли в подклет пристройки Архангельского собора.
Также в Архангельском соборе находится пустая гробница Бориса Годунова, чей прах по приказу Лжедмитрия I в 1605 году выбросили на улицу, чтобы «не осквернять» храм. Позднее Бориса Годунова перезахоронили в Троице-Сергиевой Лавре.
Фрески в Архангельском соборе писали 92 художника при царе Алексее Михайловиче.
Уникальность росписи в так называемых надгробных портретах. Это условные портреты в нижнем ярусе стен над захоронениями великих московских и удельных князей. Конечно, галерею исторических лиц открывает изображение Ивана Калиты.
Большое место в живописи Архангельского собора занимает военная тематика и сюжеты о борьбе Архангела Михаила с падшим ангелом Сатанаилом. Архангела Михаила считали небесным покровителем и заступником князей в ратных делах. Поэтому, отправляясь в военные походы, русские монархи совершали в Архангельском соборе обряд поклонения предкам и просили у них духовную силу для победы.
В советское время службы в кремлевских храмах запретили. Но с 1990 года в Архангельский собор вернули православной церкви, хотя там продолжает работать музей. По престольным праздникам в соборе проходят богослужения. При этом перед службой его освящают заново.