архетипическая арт терапия обучение
Архетипическая арт-терапия
Архетипы согласно теории Юнга – это универсальные врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного. Карл Юнг сравнивал архетип с инстинктом, который определяет поведение на биологическом уровне, и считал его регулятором психической жизни, организующим и направляющим психические процессы. Архетипы заставляют людей совершенно определенным образом воспринимать, переживать события и реагировать на них.
Архетипы бессознательны. Процесс осознания этих врожденных паттернов составляет суть индивидуации личности, приводит к формированию зрелого отношения к себе и миру, построению гармоничных отношений с другими людьми, преодолению кризисных состояний.
На семинаре будут продемонстрированы возможности арт-терапии в работе с архетипическими образами. Знания и умения, полученные в результате обучения, могут в дальнейшем использоваться в процессе психотерапии, индивидуального, семейного и делового консультирования, психолого-педагогической и психокоррекционной работе подростками.
Вы можете оставить отзыв о программе в своем личном кабинете, в разделе Посещенные события.
Для меня особенно полезным оказались арт-терапевтические техники и анализ сказок. Так доступно и лаконично я еще нигде не встречала.
Очень понравилось! Много полезной и нужной информации. Сильная и глубокая работа.
Очень глубокая программа, мощная работа со своей личностью. Нина Викторовна настоящий профессионал, который щедро делится своими знаниями. Я в большом восхищении! Много ценной информации и проделана огромная работа над собой, именно в тот момент, когда это было так нужно. Спасибо большое! Всем рекомендую!
Я уже 4 года интересуюсь аналитической психологией. Все началось с чтения «Бегущей с волками» Клариссы Эстес и вылилось в глубокий интерес к глубинной психологии Юнга. За эти годы прочитаны: Джин Шинода Болен, Роберт Джонсон, Джеймс Холлис, Мюррей Стайн, Линда Леонард. На семинар я пришла, уже будучи теоретически подкованая и имеющая представление о «юнговской карте души». Но я не имела понятия, как работать с архетипами на практике. А тут — целых два дня практических заданий! Да ещё и с помощью арт-терапии, к которой я в последнее время испытываю большой интерес и желание развиваться в этом направлении. Это были два дня погружения в работу по исследованию архетипов Персоны, Тени, Анимуса, Самости. Особняком стояло исследование архетипа Шута, но именно этой частью семинара я впечатлилась больше всего. Была работа с масками, куклами, фигурками; мы сочиняли сказку и рисовали потом персонажей этой сказки (Персона и Тень); придумывали историю про куклу-клоуна (архетип Шута), исследовали старинные открытки с мужскими изображениями (Анимус), рисовали мандалу кристаллизации (Самость). Было много элементов кино-терапии (фрагменты из фильмов и мультфильмы с архетипическим сюжетом и героями). Было много обсуждений и вопросов, было уютно, тепло и душевно. Семинар стал для меня очень терапевтичным, в каждом из практических заданий я ловила инсайты и видела для себя зоны роста. Рекомендую этот семинар, в первую очередь как возможность — ближе познакомиться с самом собой, понять, что представляет собой его Персона и что вытеснено в Тень, познакомиться с собственным внутренним мужчиной (женщиной), приблизиться к своему глубинному центру — Самости, ну а во вторых, как набор интереснейших авторских техник для работы с клиентами методами арт-терапии. Огромная благодарность Нине Балабановой за прекрасную организацию семинара и за душевно-творческое проведение его в нашей группе!
Архетипическая арт терапия обучение
Инструментарий
Программы обучения
ВЕБИНАР: Методы арт-терапии в работе с перинатальными утратами
ВЕБИНАР: Танец зеркальных нейронов. Мультимодальная терапия творчеством для развития эмпатии и взаимопонимания
ВЕБИНАР: Утрата как психотравмирующее переживание. Авторская методика работы «Реконструкция жизненных историй»
Скоро
VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»
V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»
Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»
Съезд дошкольных и школьных психологов в области образования
Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»
Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»
Нина Балабанова: Архетипические маски — самая мощная техника арт-терапии
Автор
Нина Викторовна Балабанова, кандидат психологических наук, преподаватель Института практической психологии «Иматон», сертифицированный консультант и тренер Гильдии психологов, психотерапевтов и тренеров, специалист по арт–терапии, член Российской арт–терапевтической ассоциации, в рамках вебинара «Мужские и женские архетипы» рассказывает про работу с архетипами через маски.
К теме наших глубинных структур первым проявил интерес Карл-Густав Юнг. Он предположил, что в нашем Ид, в нашем великом бессознательном не только заблокированы запретные темы, запретные желания, но в нем много ресурсных частей и отторгнутых сторон личности. Это И Тень, и более мощные структуры, которые находятся глубже Тени, еще более непонятные — Анима и Анимус, и другие. Архетипы это изначальные, древнейшие образы, которые существуют столько, сколько существует человечество, в которых заложен опыт выживания, заложена внутренняя сила, и которые являются нашими энергетическими, смысловыми, духовными, ценностными, ментальными источниками нашей жизни. Архетипы даны, по мнению Юнга, именно для того, чтобы человечество просто элементарно выживало.
Архетип — это что-то очень глубокое, но периодически прорывающееся, проявляющееся. Мы можем это увидеть, распознать, когда оно само является к нам в снах, оговорках, описках, в наших реакциях на окружающее, эмоциональных, телесных, ментальных, в реакциях на фильмы, мультфильмы, документалистику, новости, на какие-то случаи, интересные, трагические, трагикомические, – или в специально организованных практиках, в том числе арт-терапевтических, одной из которых является работа с архетипическими масками.
Работать с архетипами очень трудно — но очень интересно, а главное, очень ресурсно. В архетипах очень много силы, поэтому жалеть клиента, нянчить его, усыновлять, «грудью его материнской психологической кормить» не нужно, ему нужно просто дать возможность доступа к этим его ресурсам. И нужно очень спокойное, очень бережное, очень уважительное и очень осторожное отношение, потому что работа с архетипами — это встреча с Местом Силы.
Чаще всего, когда мы работаем с архетипами, мы работаем с Персоной, Эго и Тенью. Кстати, Юнг говорил, что работа с Тенью – это работа для подмастерья, а работа с Анимой и Анимусом — это работа для настоящего мастера. С масками хорошо прорабатывать как тему Тени и тему Персоны, так и тему Анимы для мужчины или Анимуса для женщины, глубинного Анимуса — помощника, советника, наставника, мудреца и так далее.
Работа с архетипическими масками — это групповая техника. В группе все происходит на общем подъеме, группа выступает как поддерживающая и контейнирующая, вдохновляющая структура, поэтому в группе маски работают на 150%. Индивидуальная работа с масками будет гораздо слабее, она будет гораздо более долгая и энергозатратная.
На первых порах, работая с масками, я использовала плоскостные маски, просто из бумаги. На них участники дорисовывали, наклеивали кто что хотел, затем надевали и в них функционировали. Плоскостные маски могут быть самого разного размера. Кто-то рисует маску размером с лист А4, а у кого-то маска занимает гораздо большее пространство, это может быть даже лист А2. Главное, чтобы маска закрывала все лицо, это однозначное правило.
Потом в моей практике появились готовые прессованные маски из папье-маше, они очень хороши и приятны на лице.
Нарисовав маску, человек надевает ее на себя и от имени этого Персонажа говорит. Это не придуманный диалог: вот я смотрю на маску и думаю, «что бы я мог сказать через эту маску». Это не про карнавал и не про театр, в котором все роли заранее уже определены. Я надеваю эту маску и ощущаю себя внутреннего, прислушиваюсь к себе и когда «поднимается» информация, внутри меня появляется какая-то энергия, какая-то эмоция, какие-то слова изнутри меня, из тайников бессознательного, из пространства этого архетипа, вот эти слова я тогда и произношу. Поэтому нужна группа, которая будет это контейнировать и поддерживать.
Работа с маской получается очень глубокая, очень энергетическая, и люди очень часто говорят: «такое ощущение, что я стоял на каком-то энергетическом столбе, а как вышел из этого места, как будто снова стал самим собой. А когда стоял в этом месте, когда надел на себя эту маску, я как будто какой-то другой был, как будто я был «им» как раз». Поэтому маска очень ненадолго надевается, на небольшое время человек входит в это пространство, для того чтобы в этот контакт вступить. Потому что это напрямую контакт с силой этого архетипа.
И главное — это не фразы, которые в этот момент говорятся. Бывает временами, что человек просто стоит и молчит, и потом говорит: «вы знаете, мне это трудно выразить, это чувство, эти мощные телесные ощущения, — но я точно знаю, что у меня все получится». Контакт с Персонажем может быть бессловесный, невербальный.
Замечу как пример про силу влияния этого контакта: люди заикающиеся, надев маску, вступая в контакт, перестают заикаться на время пребывания в ней, на время контакта с Персонажем.
Можно сочетать работу с маской и работу с текстом, с рассказыванием историй, но я обычно этого не делаю. Работа с маской — это не драматизация, драматизация – это когда мы разыгрываем что-то, какой-то сюжет. А в контакте, в работе с маской сюжета нет, это проживание образа, здесь идет прямой контакт и освоение этой силы.
И хочу сказать, что работа с маской — это, наверное, самая мощная техника арт-терапии из всех, что я делаю, — уже почти 20 лет.
Архетипическая арт-терапия
Архетипы согласно теории Юнга – это универсальные врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного. Карл Юнг сравнивал архетип с инстинктом, который определяет поведение на биологическом уровне, и считал его регулятором психической жизни, организующим и направляющим психические процессы. Архетипы заставляют людей совершенно определенным образом воспринимать, переживать события и реагировать на них. Архетипы бессознательны. Процесс осознания этих врожденных паттернов составляет суть индивидуации личности, приводит к формированию зрелого отношения к себе и миру, построению гармоничных отношений с другими людьми, преодолению кризисных состояний.
На семинаре будут продемонстрированы возможности арт-терапии в работе с архетипическими образами. Знания и умения, полученные в результате обучения, могут в дальнейшем использоваться в процессе психотерапии, индивидуального, семейного и делового консультирования, психолого-педагогической и психокоррекционной работе подростками.
В результате обучения участники смогут: освоить методы арт-терапевтической работы с архетипическими образами; использовать эти методы при решении психологических проблем у клиентов разных возрастных групп.
Программа
Формы работы
Индивидуальные и групповые тематические задания, отработка практических навыков в парной и групповой арт-терапевтической работе, разбор клиентских случаев, супервизия.
Объем программы – 24 академических часа. Участники получают удостоверение о повышении квалификации.
Курс Арт-терапия
Занятия будут проходить очно еженедельно по понедельникам с 18.00 до 21.15, восемь недель.
Арт-терапию – лечение с помощью искусства, вряд ли можно назвать новым направлением психотерапии. Целительная сила искусства известна человечеству с незапамятных времен. Использование процесса творчества в терапевтических целях — для избавления от эмоциональной боли и гармонизации внутреннего мира индивида – и является задачей арт-терапии.
Арт-терапия является незаменимой в тех ситуациях, где вербальный способ выражения оказывается невозможным: для очень ранних или слишком сильных переживаний у человека нет адекватных вербальных выражений. С помощью творчества он получает возможность выразить невыразимое словами и придать ему смысл.
Арт-терапия позволяет создать условия для того, чтобы творческий процесс стал исцеляющим. Любое произведение искусства, в том числе и созданное в ходе арт-терапевтической сессии, является метафорой внутренних переживаний человека. Арт-терапевтические техники и технологии помогут человеку понять его бессознательные мотивации и конфликты, которые проявляются символически в процессе творчества, переработать свои аффективные состояния и использовать их, превратив в опыт и ресурс.
Цикл занятий по арт-терапии предполагает знакомство с наиболее популярными арт-терапевтическими технологиями и включает в себя следующие блоки:
1. Работа с рисунком
2. Работа со сказкой
3. МАК (метафорические ассоциативные карты) в арт-терапии.
4. Глина в арт-терапии. Интерактивные техники.
5. Методы эко арт-терапии.
6. Фототерапия и создание коллажей.
Ведущая:
Елена Николаевна Юрасова, психоаналитически ориентированный психолог-консультант, специалист ЕАРПП (РО Москва), канд. псих. наук, доцент.
Условия участия:
Стоимость курса при единовременной оплате 18000 рублей. При оплате отдельных занятий 2500 рублей.
ОСНОВЫ АРТ-ТЕРАПИИ
ОНЛАЙН-СПЕЦКУРС «ОСНОВЫ АРТ-ТЕРАПИИ»
1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПЕВТА
Гештальт как интегративный подход. Использование различных путей организации контакта в гештальт-подходе: вербального, телесного, метафорического.
История развития арт-терапии. Современное положение терапии искусством: американская, европейская, британская и шведская школы. История развития арт-терапии в отечественной психологии.
Психоаналитическая арт-терапия. Гуманистическая арт-терапия. Арт-терапевтическая теория Э. Крамер. Психологические механизмы арт-терапии: компенсаторные, сублимационные, изоляционные.
Гештальт и арт-терапия. Работа с проекцией в гештальт-подходе средствами арт-терапии. Проективный характер продуктов творческого самовыражения. Работа с различными формами и видами творческого самовыражения как с внутренними феноменами и как с посланием «здесь-и-сейчас» терапевту, группе, социальному окружению.
Введение в теорию арт-терапии. Основные понятия, цели и задачи арт-терапии. Диагностика в арт-терапии. Пространство арт-терапевтического процесса. Модель арт-терапевтической сессии.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ АРТ-ТЕРАПИИ
2.1. ИЗОТЕРАПИЯ И МАНДАЛА
Психология визуального восприятия. Образ как композиция. Гештальт-подход в работе с образом. Основные стратегии и подходы в развитии арт-терапии. Терапия визуально-пластическими художественными средствами.
Общие представления об изотерапии. Основные этапы изотерапии. Проективный рисунок. Рисуночные тесты. Применение графики в психотерапии и консультировании. Светоцветовая терапия. Психология цвета в арт-терапии. Даниил Хломов об анализе рисунка в гештальт-подходе.
Общие представления о методе мандалы. Создание и общий алгоритм интерпретации мандал. Использование мандалы в психодиагностике и психотерапии. Работа со снами в гештальт-терапии с помощью мандалы.
2.2 СКАЗКОТЕРАПИЯ И ДРАМАТЕРАПИЯ
Общие представление о сказкотерапии. Функции и виды сказок. Задачи сказкотерапии. Жанры, используемые в сказкотерапии. Схема психологического анализа сказок.
Этапы психологического анализа сказок. Основные приемы работы со сказкой. Анализ сказок через призму цикла контакта.
Использование технологии работы со сказками в гештальт-терапии: рассказывание сказок; сочинение сказок; переписывание (дописывание) сказок. Факторы эффективности сказкотерапии.
Мужские / женские архетипы и архетипические сюжеты.
Драматерапия. Различия драматерапии и психодрамы. Цели и средства драматерапии. Структура, этапы и техники драматерапевтического процесса.
Работа с масками в индивидуальном и групповом формате: рисование, изготовление масок, работа с готовыми масками. Сочетание драматерапии и работы с масками.
2.3 ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ И КУКЛОТЕРАПИЯ
Общие представления об игровой психотерапии. Основные задачи и механизмы психокоррекционного воздействия. Возможности игровой терапии. Смысл игры. Функции игры. Символическая игра. Игровая терапия в работе с детьми (Н. Кедрова). Работа с чувствами в игровой терапии.
Сказочная куклотерапия. Куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы.
2.4 МУЗЫКОТЕРАПИЯ И ТАНЦЕДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ
Общие представления о музыкальной терапии. Основные задачи и механизмы психокоррекционного воздействия.
Музыкальная терапия и психодрама. История музыки в психодраме. Индивидуальная и групповая музыкальная импровизация. Музыка и образное представление в психодраме. Техники и сценарии музыкальной психодрамы.
Теоретические основы танцевальной терапии. Методы и способы работы в танцевальной терапии. Танцевальная игра. Методы оценки состояния клиента средствами танцевальной терапии. Диагностика и терапия движением. Модели терапии движением.
2.5 ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
Общие представления о песочной терапии. Основные задачи и механизмы психокоррекционного воздействия. Процесс песочной терапии. Основные характеристики песочных картин.
Юнгианская песочная терапия. Фундамент и форма. Создание основы и классификация форм. Формы художественного творчества в песочной терапии. Классификация материалов в песочной арт-терапии. Способы игры с песком и водой. Процесс песочной терапии. Использование песочной терапии в групповых и индивидуальных гештальт-сессиях.
Динамичная песочная терапия. Песок как метафора внутренних и внешних жизненных процессов. Семантика миниатюрных фигурок, ландшафт, песочное поле. Кодирование и расшифровка символов. Принципы работы психотерапевта на песочном поле.
2.6 ФОТОТЕРАПИЯ
Общие представления о фототерапии и ее возможности. Психологические функции фотографии.
Фотография в контексте терапии искусством и арт-терапии. Фотография как инструмент изобразительного искусства в арт-терапии. Варианты и цели использования фототерапии. Групповая и индивидуальная работа гештальт-терапевта с использованием фотографий и видеофильмов в формате «здесь-и-теперь» и в качестве домашних заданий.
3 РАБОТА С МЕТАФОРОЙ
3.1 ВОЗМОЖНОСТИ МЕТАФОРЫ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА
Метафоричность арт-терапии. Построение метафор в арт-терапии и консультировании. Способы работы с метафорой в гештальт-подходе.
Работа психолога с марионеткой как метафорой. Архетипическая и метафорическая работа с марионеткой.
3.2 РАБОТА ПСИХОЛОГА С МЕТАФОРИЧЕСКИМИ АССОЦИАТИВНЫМИ И ПРОЕКТИВНЫМИ СКАЗОЧНЫМИ КАРТАМИ
Метафорические ассоциативные карты. Психологические механизмы воздействия метафорических карт. Типологизация карточных колод. Методические особенности и основные приемы работы с картами. Общая характеристика проективных сказочных карт. Проективные сказочные карты в индивидуальной и групповой психотерапии. Проективные сказочные карты в терапии пар.
Формы работы: лекции, работа в тройках по отработке и интерпретации техник и методик, супервизия.
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Олифирович Наталья, психолог, кандидат психологических наук, доцент, гештальт-терапевт (EAGT, МГИ), гештальт-тренер и супервизор. Специалист в области сказкотерапии, со-автор и разработчик 2-х колод метафорических ассоциативных карт: «Проективные сказочные карты» и «Многоликий алкоголизм».
Работа в направлениях: гештальт-терапия, системная семейная терапия, арт-терапия
Гонта Анастасия – психолог, гештальт-терапевт, супервизор, кандидат психологических наук, доцент Института психологии БГПУ. Образование: учитель музыки, практический психолог. Автор более 60 научных статей, более 30 – по музыкальной психотерапии. Работа в направлениях: арт-терапия, гештальт-терапия, психодрама, системная семейная терапия, телесно-ориентированная терапия.
Уласевич Тина – практикующий психолог. Образование: «Психология семейных отношений и сексология», квалификация: психолог, преподаватель психологии, сексолог. Системный семейный терапевт (БАП, ИИСТ).
Аккредитованный гештальт-терапевт (МГИ), аккредитованный супервизор (ОППГП). Арт-терапевт. Групповой терапевт.
Автор более 20-ти научных статей в области практической психологии, соавтор ряда учебно-методических пособий («Формирование готовности студенческой молодежи к семейной жизни», «Формирование социальной идентичности студенческой молодежи», «Консультативная работа психолога в вузе») и т.д.
Работа в направлениях: арт-терапия, гештальт-терапия, песочная терапия, сказкотерапия.
Он-лайн спецкурс включает 10 семинаров, работу в тройках, просмотр видеоматериалов, супервизию, еженедельную сдачу домашних заданий, экзамен