архитектура больших соборов xvii века вдовиченко м в
Архитектура больших соборов xvii века вдовиченко м в
(с) автора
2001. Вдовиченко М.В.
нее; верхняя и нижняя аркатуры храма идентичны по манере исполнения и относятся к одному строительному периоду; фрагменты более ранних сооружений могли оставаться лишь в уровне нижних слоев фундамента. То есть надземная часть собора сооружалась единовременно в 1660-х гг. Типологическая основа храма ориентирована на московские образцы (более на Успенский собор), но влияние кремлевских памятников в данном случае происходит опосредованно, через ростовский кафедральный собор XVI в., на что указывают особенности декорации ярославского пятиглавия (наращивание центральной главы посредством нескольких гладких фризов, разделенных валиковыми карнизами; мотив аркатуры, проходящей по всем пяти барабанам). Параллельно с образцами XVI в. в ярославском соборе используются черты современной ему столичной архитектуры. Ближайшей композиционной аналогией его двухуровневой аркатуры является система фасадной декорации церкви Двенадцати апостолов в Московском Кремле (1652-1656 гг.). На основе собранного материала стало возможным восстановить внутреннюю структуру и скорректировать первоначальный внешний облик ярославского собора. Это был компактный, по сравнению с ранними шестистолпными сооружениями XVII в., храм с четырьмя квадратными (или крещатыми) в плане западными столбами и двумя заиконостасными опорами, слитыми с тонкой кирпичной стеной, к которой крепился иконостас. Два западных и высокий центральный барабан были световыми, восточные же барабаны не открывались в алтарное пространство. Над южной частью алтаря была устроена палатка, куда вела лестница в толще предалтарной стены. Другая внутристенная лестница в северо-западном углу вела на своды сооружения. Собор был перекрыт системой крестовых сводов на подпружных арках, снаружи первоначальное покрытие было позакомарным. Ярославский собор производит впечатление менее монументального сооружения, чем московские официально-государственные соборы XVI в. По сравнению с вневременным образом храма Фиораванти, который в это время воспринимался уже как невоспроизводимый полно стью, освященный образец, ярославский Успенский собор наделен выразительными чертами современности, что придает его образу живое и
По теме диссертации опубликованы либо находятся в печати следующие работы:
1. Шестистолпный тип храма в XVII веке // Филевские чтения. Москва, декабрь 1997. Вып. X. В печати. (0,5 п.л.)
2. Троицкий собор Макарьева-Желтоводского монастыря // Архив архитектуры. М., 1997. Вып. IX. С. 211-230.
3. Троицкий собор XVII века в Пскове // Филевские чтения. Москва, декабрь 1999 г. Тезисы конференции. В печати.
4. Собор Валдайского Иверского монастыря // Новгородские древности / Архив архитектуры. М., 2000. Вып. XI. С. 256-288.
5. Дата и заказчик Успенского собора в Ярославле // Болотцевские чтения. Ярославль, март 2000. Сб. статей по материалам конференции. В печати. (0,5 п.л.)
Вдовиченко М. В. Архитектура больших соборов XVII века
Исследование посвящено одному из типов каменных церковных зданий XVII столетия: шестистолпным пятиглавым храмам, чаще всего имевшим статус соборного храма монастыря, главной церкви города или епархии. Внутри соборного типа шестистолпный храм занимает особое место: он возглавляет внутреннюю иерархию, это самый сложный, самый объемный и самый представительный вариант соборного сооружения. Автор рассматривает все известные большие соборы этого времени, вводя в научный оборот новые архивные материалы и большое количество не публиковавшихся ранее иллюстраций. Из очерков, посвященных отдельным памятникам, складывается цельная картина развития одного древнерусского архитектурного типа — большого собора.
Выходные данные:М.: «Индрик», 2009. — 400 С., илл.
ВВЕДЕНИЕ
Генеральные образцы — Успенский и Архангельский храмы
Московского Кремля и большие соборы XVI века 8
ГЛАВА I
СПАССКИЙ СОБОР В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ и
ТРОИЦКИЙ СОБОР ЖЕЛТОВОДСКОГО МОНАСТЫРЯ
Новый соборный образ 66
ГЛАВА II
СОБОР ВАЛДАЙСКОГО ИВЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ
Эксперимент 120
ГЛАВА III
ЯРОСЛАВСКИЙ И ХОЛМОГОРСКИЙ СОБОРЫ
Диалог с узорочьем 168
ГЛАВА IV
БОЛЬШИЕ СОБОРЫ КОНЦА XVII ВЕКА
Столкновение с новым стилем 228
ГЛАВА V
БОЛЬШИЕ СОБОРЫ XVIII ВЕКА
Искажение художественного образа 326
Архитектура больших соборов XVII века
Исследование посвящено одному из типов каменных церковных зданий XVII столетия: шестистолпным пятиглавым храмам, чаще всего имевшим статус соборного храма монастыря, главной церкви города или епархии. Внутри соборного типа шестистолпный храм занимает особое место: он возглавляет внутреннюю иерархию, это самый сложный, самый объемный и самый представительный вариант соборного сооружения.
Автор рассматривает все известные большие соборы этого времени, вводя в научный оборот новые архивные материалы и большое количество не публиковавшихся ранее иллюстраций. Из очерков, посвященных отдельным памятникам, складывается цельная картина развития одного древнерусского архитектурного типа – большого собора.
Предлагаем Вам скачать фрагмент для ознакомления книги «Архитектура больших соборов XVII века» автора М. В. Вдовиченко в электронном виде в формате FB2 или TXT. Также можно скачать произведение в других форматах, таких как RTF и EPUB (электронные книги). Рекомендуем выбирать для загрузки формат FB2 или TXT, которые на сегодняшний день поддерживаются практически каждым мобильным устроиством (в том числе телефонами / смартфонами / читалками электронных книг под управлением ОС Андроид и IOS (iPhone, iPad)) и настольными ПК. Книга издана в 2009 году.
Сохранить страничку в социалках/поделиться ссылкой:
Электронная книга: М. В. Вдовиченко «Архитектура больших соборов XVII века»
|