армянские церковные имена для мальчиков при крещении
Армянские Имена
Благодаря армянскому историку Мовсесу Хоренаци (410- 490 год) и другим летописцам часть древних армянских имен дошла и до наших дней. В основном это были имена важных людей. Такие как: Амаяк, Анаит, Ара, Арам, Арамаис, Араманяк, Арменак, Арнак, Арцан, Астхик, Атом, Ашот, Айк, Айцемник, Ашхен, Ваан, Вартан, Варткес, Ванатур, Варужан, Воскемайр, Гарник, Гегам, Граат, Горак, Гют, Дзвик, Езник, Ераняк, Ехбайр, Зангак, Зармайр, Карен, Корюн, Манаваз, Манук, Маняк, Марджан, Мушег, Нуард, Пап, Паркев, Паруйр, Рануш, Севук, Тигран, Тиран, Тачат, Татик, Татул, Тирайр, Торник, Усик, Ишхан, Шогакат, Шушан и другие. Какие имена носили простые люди в те времена достоверно нам не известно.
Несмотря на то, что армяне прожили много веков среди турков, тюркские имена среди армян не прижились и практически не употребляются. Более того, персидские имена (например Джан) воспринимаются как турецкие. Также среди армянских имен практически не встречаются имена с арабскими корнями, хотя и турки, и персы после принятия ислама, властвовали над Арменией много-много веков.
Во времена когда Армения была в составе Российской Империи, а потом и в составе СССР, в армянском языке стали появляться русские слова и имена. Особенно много подобных имен появилось после Великой Отечественной войны, когда многонациональный Союз плечом к плечу воевал с фашистскими захватчиками солдаты-победители вернувшие с войны давали имена своим детям и внукам в честь сослуживцев. Таким образом в армянском языке появились русские имена и имена других народов СССР.
Огромный вклад в развитие ономастики, как науку в целом, внес армянский лингвист Грачья Ачарян, владевший более 50 языками и который составил уникальный в своем роде четырехтомный «Словарь армянских личных имен». Такого полного словаря личных имен не имеет больше ни один народ! Также имеет армянские корни (армянин по матери) русский философ и богослов Павел Флоренский, автор многочисленных работ про личные имена, который полагал глубинную связь имени собственного и его носителя. Ну и автор этого сайта тоже имеет армянские корни.
Ниже представлены отрывки из различных статей на тему про личные, армянские имена:
Армянская культурная традиция насчитывает тысячелетия и из глубокой древности восходит и история армянских имен. В армянской антропонимике можно выделить несколько пластов:
2) национальные имена, созданные на почве армянского языка, т.е. имена, в качестве которых выступают армянские имена нарицательные, например, названия планет, звезд (Аревик «солнышко», Лусине «луна», Астхик «звездочка»), цветов (Манушак «фиалка», Вард «роза», Шушан «лилия», Асмик «жасмин»), драгоценных камней, красивых тканей (Гоар «бриллиант», Маргарит «жемчуг», Алмаст «алмаз», Метаксия «шелк»), праздников (Навасард «Новый год», Арутюн «воскресение», Амбарцум «вознесение»); в функции имен издавна используются слова, обозначающие красоту (Гехецик), счастье (Ерджаник), ясность ( Пайцар), утешение (Мхитар)
ЕРЕВАН, 4 мая 2009 г. /Новости-Армения/.
В Армении самыми популярными именами остаются Милена и Нарек.
Как сообщил в пятницу журналистам начальник Национальной службы статистики РА Степан Мнацаканян, в первые пять месяцев 2007 года в Армении новорожденных детей родители чаще всего нарекали именно этими именами.
Процент имени Милена среди девочек составил за данный период 4,58%, а имени Нарек среди новорожденных мальчиков – 4,34%.
Причем за последние несколько лет среди девочек межнациональное имя Милена стало намного более популярным, чем традиционное армянское имя Ани ( 3,77%). В десятку популярных имен также вошли Мариам (3,36%), Элен (3,08%), Анаит(2,98%) и Анна (2,65%), Мери (2,61%), Лилит (2,25%), Мане (1,91%) и Гаяне (1,90%).
По-прежнему часто встречаются как традиционные армянские имена – Лусине, Гоар, Ануш, Аревик, Лиана, Армине, Астхик и Нарэ, так и несколько «экзотические» – Моника, Сюзанна, Виктория, Нелли и Лилия.
При этом, наряду с популярными армянскими женскими именами – Лилит, Лусине, Гаяне, Гоар, Татевик, Ануш, девочек по-прежнему часто называют «экзотическими» именами, например, Милена, Моника, а также Нелли.
Имя Нарек продолжает сохранять абсолютное лидерство среди всех мальчишечьих имен.
В пятерку продолжают входить имена Давид (4,22%), Эрик (2,95%) и Гор (2,77%), к ним присоединилось имя Айк (3,27%). Из 8039 новорожденных в первые пять месяцев 2007 года 205 мальчиков получили имя Арман, 173 – Армен, 168 – Артур, 161 – Самвел, 150 – Ваге.
Примечательно, что среди новорожденных мальчиков в 2007 году довольно часто встречаются исконно армянские имена – Саркис, Ованнес, Григор, Вардан, Андраник, Гагик, Акоп и Мгер, хотя в современной Армении нередко малышей называют также и Альбертами, Рафаэлами, Аленнами, Микаелами, Алексами и Жорами.
Список православных имен для мальчиков по церковному календарю
Святцы являются источником мужских имен, наделенных особой энергетикой. Каждая мать хочет для своего малыша счастливой и легкой жизни, поэтому тщательно выбирает имя для новорожденного, обращаясь за помощью к церковному календарю. Считается, что мальчик, день ангела (именины) которого совпадает с числом его рождения, будет везучим и успешным человеком, которому всегда будет покровительствовать святой угодник, в честь которого он был наречен.
На сегодняшний день мужские имена Роман, Артем, Владимир, Максим, Александр и Алексей являются наиболее популярными. Часто родители нарекают своего сына православным именем, которое означает победу: Виктор, Никита, Николай. Красивые и редкие мужские варианты: Платон, Феодосий, Прокофий, Варлаам, Вениамин, Виссарион, Илларион. Исконно русские мужские имена: Владислав, Мстислав, Ярослав, Святослав, Вячеслав, Всеволод, Борис, Станислав, Ростислав.
Имя ребенка должно быть созвучно с его отчеством и фамилией. Выбор зависит от даты рождения малыша, а также от предпочтений матери ребенка и современных тенденций.
Имянаречение по христианским канонам происходит на восьмой день после рождения младенца, но родители могут руководствоваться и ближайшими датами, если имена, которые указаны на эти числа, им не нравятся. Можно назвать мальчика именем того небесного покровителя, который наиболее почитается матерью и отцом ребенка.
Крещение новорожденного обычно приходится на сороковой день после появления на свет, поэтому мальчику дают имя того святого угодника, который почитается по церковным канонам в этот день.
Родители не только должны знать характеристику имени, которым они решили назвать своего сына, но и внимательно изучить историю жизни святого, в честь которого они нарекли мальчика. Ребенок будет связан незримыми узами со своим небесным покровителем и сможет обратиться к нему, когда на душе будет особенно тяжело и вера в Бога ослабнет. Святой угодник поможет мужчине в любой ситуации и ниспошлет благословение и жизненную энергию для дальнейших свершений.
В православном именослове числится более 1000 разнообразных вариантов, среди которых можно встретить множество благозвучных и современных. Святцы постоянно обновляются и дополняются именами святых новомучеников, которые были недавно канонизированы церковью, поэтому списки могут незначительно отличаться в различных редакциях.
Чаще всего в церковном календаре встречаются мужские православные имена следующего происхождения:
Полный список вариантов со значениями представлен по алфавиту в таблицах ниже.
Имя | Значение |
---|---|
Захар | Божья память |
Зиновий | Праведник |
Зосима | Жизненный |
Иван (Иоанн) | Благодать Божья |
Исаак | Смешной |
Игнат | Пламенный |
Игорь | Воинский |
Ипполит | Коней распрягающий |
Иннокентий | Праведный, невинный |
Иларион | Радость |
Илья | Божья крепость |
Иосиф | Приумноженный |
Ираклий | Слава Геры |
Исмаил | Господь слышит |
Касьян | Пустой |
Кирилл | Владеющий |
Климент | Смилостивившийся |
Клавдий | Хромой |
Константин | Устойчивый, постоянный |
Кондрат | Копейщик |
Корнелий | Кизил |
Лев | Лев |
Лазарь | Помощник Бога |
Лаврентий | Лавровый |
Леонид | Подобен царю зверей |
Лука | Житель Лукании |
Лукьян | Светлый |
Макар | Блаженный |
Маврикий | Темный |
Максим | Величайший |
Михаил | Похожий на Бога |
Марк | Увядающий |
Маркелл | Посвященный Марсу |
Маркиан | Принадлежит Марку |
Матвей | Богодарованный |
Мефодий | Упорядоченный |
Мирон | Благоухающий |
Моисей | Дитя, ребенок |
Имя | Значение |
---|---|
Николай | Победитель |
Назар | Посвященный Господу |
Наум | Утешение |
Нестор | Возвратившийся |
Никифор | Триумфатор |
Никита | Победитель |
Никон | Видящий победы |
Онисим | Полезный |
Олег | Праведный, священный |
Орест | Горный |
Панкрат | Всесильный |
Павел | Младший |
Пантелеймон | Всемилостивый |
Парамон | Стабильный |
Пахом | Статный, широкоплечий |
Петр | Скала, камень |
Пинна | Перламутровая раковина |
Поликарп | Много плодов |
Понтий | Морской |
Прокл | Дальний |
Прокоп | Преуспевающий |
Прохор | Управляющий хором |
Платон | Широкоплечий |
Рафаил | Целительный |
Роман | Из Рима, римский |
Родион | Геройский |
Ростислав | Растущая слава |
Самуил | Богом услышанный |
Савва | Винный |
Станислав | Установивший славу |
Серафим | Огненный |
Сергей | Высокий |
Семен | Услышанный |
Соломон | Мирный |
Софрон | Здравая мысль |
Спиридон | Надежный |
Степан | Венец |
Тарас | Бунтарский |
Тимофей | Бога почитающий |
Тихон | Судьбоносный |
Терентий | Растирающий |
Трифон | Шикарный, роскошный |
Трофим | Кормящий, кормилец |
Уриил | Божий свет |
Фадей | Хвала |
Феликс | Счастливый |
Федор | Дар Господа |
Филимон | Любящий |
Феодосий | Данный Господом |
Федот | Дарованный Богом |
Филарет | Добродетельный |
Филипп | Любит лошадей |
Фома | Близнец |
Харитон | Благодать |
Юрий | Земледелец |
Юлиан | Принадлежит к роду Юлиев |
Ярослав | Обладает яркой славой |
Яков | Следует по пятам, неотстающий |
В православном именослове встречаются не только старинные и редкие варианты, но и современные русские, которые входят в список самых популярных мужских имен.
На картинках представлены мужские святцы по церковному календарю (по месяцам). В великие церковные праздники (Рождество, Крещение, Сретение, Преображение) по православному календарю именины не отмечаются.
Православные имена мальчиков, которые родились в декабре, январе и феврале, по числам:
Варианты для мальчиков, рожденных в марте, апреле и мае:
Мужские имена по православному календарю для детей, рожденных в июне, июле и августе:
Как назвать сына, который родился осенью, при Крещении (сентябрь, октябрь, ноябрь):
Красивые христианские имена для мальчиков
В православной традиции мальчиком принято давать имена Святых, чью память празднуют в день рождения ребенка. На данный момент по православным Святцам есть огромный выбор разных христианских имен, причем имен мальчиков значительно больше, чем девочек. Если вы хотите дать ребенку христианское имя, то вы можете изучить православные Святцы и подобрать для себя подходящий вариант. Были традиции, когда ребенку давали имя по дате рождения или на 8-й день после рождения. Сейчас многие церкви разрешают брать любое имя месяца из Святцев, главное, чтобы день Святого не прошел. Или же семья выбирает наиболее почитаемого в семейном кругу Святого.
Выбирая христианские имена мальчиков, не забудьте проверить созвучность имени мальчика с его фамилией и отчеством. Немаловажную роль играет и значение имен. Чтобы мальчик был смелым, мужественным и сильным его нужно наделить именем с аналогичным значением.
Если вы выбрали несколько имен и терзаетесь в сомнениях, запишите эти имена на лист бумаги и прочитайте вслух, желательно вместе с отчеством. Хорошо, если в этом деле у вас будут помощники в лице бабушек и дедушек. Они смогут помочь вам в этом нелегком деле. Специально для вас мы собрали все христианские имена мальчиков в один список. Надеемся, что нижеследующий список имен поможет вам с выбором.
Список христианских имен для мальчиков и их значения:
Армянские имена для мужчин
Армяне – это нация с непростой, многовековой судьбой. Одна из самых древнейших национальностей в мире, в одном ряду с евреями, персами и греками, это армяне.
Многие народности возникали и исчезали при становлении цивилизации в том виде, в котором мы ее привыкли видеть. Первые упоминания об армянах датированы XXII веком до нашей эры.
Как и многие самобытные народы, армяне постоянно подвергались нападениям других народов, которые старались их поработить. В результате многочисленных войн и кровосмешений появились предки современных армян. Считается, что имя народа произошло от имени армянского царя Айка, который одержал победу над шумерским войском.
Официально известно, что армяне пришли к христианской религии одними из первых. Царь Трдат III в 301 году принял решение о принятии христианства в государстве. После многочисленных споров, к какому же течению отнести христианство в Армении, священнослужители вынесли постановление о принятии автономной автокефальной церкви.
История армянских мужских имен
Армянские имена условно можно разделить на две позиции: появившиеся в народе и пришедшие из других национальностей.
Если ребенок рождался в день чествования какого-либо святого покровителя, малыша называли в его честь. Также могли дать имя в зависимости от условий погоды или каких-либо явлений природы, окрасивший момент рождения дитя. Нередко имя малыш получал в честь праздника, если он родился в этот день.
Имена давались мальчикам и с намерением определить его будущность, к мальчикам обычно применялось обозначение силы и славы, уверенности и мужественности. Неудивительно, что родители желали своему чаду только лучшего, поэтому издавна ценились имена, которые уже были прославлены или несли в себе закладку на величие.
История образования имен мальчиков в Армении глубока и интересна, сыновей называли в честь победоносных сражений, именами великих полководцев, знаменитых населенных пунктов, гор, рек. Почти всегда приобретенные имена перестраивались на армянский лад, приобретая красивое и певучее звучание.
От большинства имен образовались и звучные армянские фамилии. В древние времена население было не так велико, и необходимости в фамилиях не было, она появилась в средние века, когда происходило налаживание торговых отношений с другими странами. Именно тогда армянские диаспоры начали обзаводиться фамилиями.
Влияние смежных культур на формирование армянских мужских имен
Под влиянием разнообразных набегов и схваток в армянскую культуру вносились имена и других национальностей. К примеру, у армян органично прижились имена присущие персам, такие как Давид, Соломон. А вот тюркские имена, при неоднократных попытках, в Армении не прижились.
Во времена СССР многие имена пришли в Армению из союзных республик, претерпев изменения имена стали армянскими. Юрий – Юрик, Сергей – Сержик.
Так же влияние мировых событий не обошло стороной традицию имянаречения армянских детей, знаменитые фамилии перевоплотились в имена, например: Марксик, Фрунзик. Многие люди, нареченные при рождении нелепыми именами, например: Электрод, вступив в зрелый возраст, сменили имена на обычные, зачастую самые распространенные.
В середине XX века стало модным среди армянских семей нарекать детей европейскими именами, после чего в национальных именах основательно прижились такие имена, как Гамлет, Генрих, Роберт.
Классификация армянских мужских имен
Исконно армянские, а также приобретенные имена подразделяют на несколько основных видов:
Современные армянские мужские имена
Сегодня в Армении можно повстречать людей, как с древними армянскими именами, так и с привезенными из других народностей. Самое главное для армян, чтобы имя несло в себе определенную тайную смысловую нагрузку, и было красивым, как при звучании, так и при написании.
В начале XX века армянский лингвист Рачия Ачарян проделал уникальную работу по сбору исторического материала, в результате чего на свет появился пятитомный труд «Словарь армянских личных имен», где можно встретить и полностью забытые, и популярные, и редкие армянские мужские имена.
Популярность и значение армянских мужских имен
Все чаще сыновей начали называть армянскими мужскими именами во многих уголках мира. Причем молодые родители не обязательно обладают армянскими предками.
Армянские имена выбирают в первую очередь за красивое звучание, а также за тайный смысл имени.
oАбиг — поющий
oАвет — свет Бога, знание Бога
oАгаси — стойкий
oАзат — вольный
oАйк — имя основателя армянского народа
oАкоп — хранимый Богом
oАмазасп — защитник победитель
oАмаяк — честный духом
oАмбарцум — вознесшийся в небеса
oАмо — путник
oАнания — неповторимый
oАра — высоконравственный
oАракел — Ангел, защитник
oАрам — высоконравственный
oАргам — заслуживающий
oАргишти — заслуживающий любви
oАрег — небесное светило, солнце
oАристакес — божественный заступник
oАрмен — воин, мечта
oАрсен — истинный боец
oАртавазд — правдивый
oАртак — тянется к солнцу
oАрташ — тянется к правде
oАртем — дорога правды
oАртур — медведь, свет правды
oАртуш — тянется к свету
oАрутюн — возрождение, воскресенье
oАрушан — солнечноликий
oАршавир — светлый победитель
oАршак — мужество
oАтом — Душа Бога
oАшот — огненный
oБабкен — мудрый предок;
oБагдасар — сила дающая добро
oБагиш — счастливый;
oБаграм — счастливый и любимый
oБаграт — радостный, любимый;
oБарсег — властный
oБархудар — уважающий силу
oВаагн — пламя
oВаан — всеобщая защита
oВагарш — вездесущее светило
oВаграм — быстрый, как тигр
oВазген — радость святого познания
oВаник — торговец
oВараздат — небесный подарок
oВардан — воздаяние
oВардван — верноподданный
oВардгес — властитель страны
oВаружан — заступник
oВасак — светлые глаза
oВахак — всепроникающий солнечный луч
oВахинак — воин солнца
oВачаган — пламенное слово
oВаче — дитя, ребенок
oВиген — мощный, сильный
oВираб — воин заступник
oВрамшапух — обет добра
oГагик — небо
oГалуст — появление
oГерегин — пламя божественной мудрости
oГарник — жертвенный агнец
oГарсеван — поклоняющийся пламени
oГаспар — освобождающий
oГегам — красивый
oГрант — святое писание
oГурген — волк; несущий священные знания людям
oДавид — любимчик
oДереник — покорный боголюбец
oДживан — живой дух
oЕгиш — желающий власти
oЕрванд — священное верование
oЖирайр — шустрый мужчина
oЗавен — воспитанный, покорный
oЗорий — жрец пламени
oЗураб — божественный; рубин; огонь и вода
oКамари — лунный
oКарапет — повелитель солнечных лучей
oКарен — щедрый
oКероп — ангелок
oКикос — каменный
oКиракос — историк
oКорюн — смелый
oМамикон — собственный
oМаркар — мужская дорога
oМгер — солнце
oМесроп — луч луны
oМехак — око солнца
oМигран — лицо солнца
oМинас — рыбный
oМушег — лучший
oНерсес — появление на свет смельчака
oНубар — хвала
oОганес — пламя, огонь
oПанос — чудо
oПаркев — воздаяние
oПартев — властитель, правитель
oПаруйр — светлый
oПарунак — божественная часть
oПатвакан — добродетельный, честный
oПетрос — каменный
oПогос — мальчишка
oРачия — огонек в глазах
oСаак — могучее солнце
oСагател — могущественный
oСако — священный
oСанасар — вечное могущество
oСантур — свет Бога
oСапах — чтящий Бога
oСаргис —природная мощь
oСаро — мощный
oТатевос — дорога отцов
oТатос — сын отца
oТатул — отцовское счастье
oТиран — божественный человек
oТоргом — путник освободитель
oТорос — натиск, активность
oТрдат — божественный подарок
oУнан — златоликий, солнечный
oУсик — рассветный
oХарпут — цветок лотоса, озаренный солнцем
oХорен — солнечный
oХосров – жрец, предающий жертву пламени
oШаварш — солнечная сила
oШмавон — дружелюбный
Армянские имена. Исторический экскурс
а) Армянские имена. Исторический экскурс / С. Меликян, Н. Маргарян /
Краткий очерк на эту тему приведен в монографии «Армяне» (глава 6, стр. 342-352)
Армяне (книга из фундаментальной этнологической серии «Народы и культуры»). Издательство «Наука», Москва, 2012 год, 648 стр., ISBN 978-5-02-037563-5. Совместное издание Института этнологии и антропологии РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая и Института археологии и этнографии НАН Республики Армения (авторы раздела: Сусанна Меликян, Никол Маргарян)
Глава 6. Обряды родильного цикла и система личных имен
(приведено в сокращении)
Как всякое культурное явление, личные имена возникают, распространяются и применяются в определенных исторических условиях, отражая общественные представления эстетики и морали своего времени. Общение со многими народами оставило свой отпечаток и в языковом мышлении армянского народа. В этом отношении личные имена являются важным средством для понимания многих аспектов культуры.
Для армянского антропонимического комплекса (далее – ААК ) характерно широкое разнообразие имен. Согласно данным исторических источников, архивных документов, лапидарных надписей ( высеченных на камне ), метрических книг приходских сельских церквей, похозяйственных книг сельсоветов, отделов ЗАГС и полевых исследований, армяне в своей трехтысячелетней истории использовали около 5400 имен. Подавляющее их большинство вошло в пятитомный «Словарь армянских личных имен», составленный одним из ведущих языковедов, видным армянским ученым Р. Ачаряном [ Ачарян, 1942, 1944, 1946, 1948, 1962].
Личные имена армян сильно отличаются п о лексическому составу и генезису. Большое число имен проникло в армянскую среду вследствие непосредственных и длительных контактов с разными народами (так называемые заимствованные имена). Однако удельный вес исконно армянских имен в ААК достаточно велик.
Из истории личных имен. Самый древний пласт в ААК – это так называемые доисторические, легендарные или мифические имена, которые упоминаются в клинописях, произведениях армянских и иностранных историографов, а также в дошедшей до нас устной традиции. Это в основном имена мифических лиц – первопредков: һАйк – Айастан, Арамаис – Армавир, Гегам – Гегаркуник, Шара – Ширак и т.д. Ряд имен являются отражением астральных культов и календарных дохристианских праздников и совпадают с именами богов и богинь: Астхик (Звездочка), Лусик (Луна), Аревик (Солнышко), Маис, Арег, Аревшат, Михр и т.д. Такие имена как Араме, Манаваз (Менвас), Шара, Паруйр связаны также с именами предводителей племенных союзов и политических деятелей Ванского царства (Урарту) и других государственных образований на территории Армянского нагорья.
В VI в. до нашей эры в ААК начинают распространяться иранские (зендские, пехлеви, персидские) имена. Иранские имена доминируют в составе иностранных имен в ААК, например, Арташес, Вардан, Вахагн, Мигран, Сурен, Хорен, и другие, и сегодня, почти все без исключения воспринимаются как армянские. Как индоевропейские народы персы и армяне (до принятия христианства) были довольно близки в ритуальной традиции, имели много общего в культуре и языке, что подтверждается лексикологическими, культурными, политическими фактами.
По происхождению христианские имена очень разнообразны и классифицируются по разным лингвистическим и этническим группам:
— еврейские: Ованнес, Мовсес, Даниел, Симон, Акоп, Микаел;
— греко-латинские: Петрос, Погос, Геворг, Антон, Еранос;
— ассирийские: Егише, Ашот, Абгар, Аршам;
— армянские, связанные с церковными (календарными) праздниками: Амбарцум – Вознесение; Затик – Пасха; Галуст – Пришествие; Аветис – Благовещение (Добрая весть); Мкртум – Крещение;
— эпитеты Иоанна Крестителя: Андраник, Карапет, Мкртич;
— эпитеты Богоматери: Макруи, Србуи, Искуи, Лусабер, Югабер;
— армянские переводы иностранных христианских имен: Арутюн – Анастас (Воскресение, греч.); Аракел – Апостол (греч.); Хачик – Ставрий; Мхитар – Сет.
В XII–XIV вв. интенсивные политические и культурные взаимоотношения складываются между армянами и грузинами (период высокого положения при грузинском дворе армянских князей из династии Закарянов), с одной стороны, и европейскими народами в период Киликийского армянского царства, с другой. В результате в армянскую среду проникают имена, популярные у упомянутых выше народов: Липарит, Эликум, Буртел, Васил, Алис, Этум, а также грузинские и европейские варианты библейских имен: Иване, Закаре, Степане, Рубен, Левон, Забел и т.д.
В XII–XVIII вв. в ААК проникают имена тюркского происхождения, а также имена святых из Корана, имеющие семито-хамитское происхождение: Аслан, Мурад, Саяд, Искандар, Абас, Атабек, Зелфина, Фатима и т.д. Ряд этих имен не получил широкого распространения, так как функция имянаречения при крещении, как отмечалось выше, перешла к церкви, которая нарекала новорожденных лишь христианскими именами.
Весь XX в. отмечен популярностью иностранных имен, а некоторые из ранее употреблявшихся по традиции нередко переходят от дедов к внукам. В 60-е годы ХХ в. начинается новый этап – период пробуждения национального самосознания, и в оборот входят имена периода раннего и Среднего средневековья истории Армении: Артак, Карен, Атом, Гор, Мушег, Смбат, Баграт, Ашот, Ашхен, Седа, а исторические имена, уже употреблявшиеся при имянаречении, получают еще б о льшее распространение.
В связи с празднованием в 1968 году 2750-летия Еревана становятся популярными имена урартских правителей IX–VI вв. до н.э. – Араме, Менуа, Аргишти и другие. С началом в 1988 году Карабахского движения – имена армянских национальных героев 1920-х годов – Андраник, Геворг, Сероб, Мушег и др.
В годы советской власти в составе ААК появляются русские и европейские имена: Светлана, Таня, Борис, Слава, Гена, Анжела, Кристина, Эдгар, Эдмонд, Гамлет и т.д. Большая часть их распространилась под влиянием литературы, театра и кино.
Восприятие сущности имен менялось также вместе с представлениями о добре и зле, загробном мире, переселении душ. Чтобы на человека не наслали порчу, нередко скрывали его настоящее имя; новорожденного нарекали именем предка, который тем самым должен был оберегать его. Именно с этими факторами связано большое распространение как христианских, так и мусульманских имен, которые давались с различными магическими целями, в частности, как обереги.
Мистификация имен способствует конкретизации круга имянарекателей, который становится ограниченным. Это право предоставлялось лицам, имеющим определенный статус в обществе. Среди них – церковный священник, повивальная бабка, крестный отец, гость, дядя по материнской линии и др.
В XIX в. эти представления претерпели заметные изменения, и в выборе имен постепенно на первый план выдвигается эстетический принцип, т.е. при выборе имени начинает все больше учитываться его благозвучие, современность, армянское происхождение. В некоторых случаях эти мотивы действуют одновременно, и трудно четко отделить их одно от другого. Это осложняется еще и в силу того, что постепенно расширился круг имянарекателей, что вносит субъективность в выбор имени в зависимости от их возраста, пола, образования, личных предпочтений.
Часто различием созвучных мужских и женских имен служит их содержание, в котором напрямую указывается принадлежность человека к определенному полу. Так, для мужских имен характерны названия городов, гор, хищных зверей, явлений природы, а также имена, характеризующие силу и волю – Сасун, Муш, Горис, Корюн и др. Для женских личных имен характерны названия больших рек, домашних красивых животных, фруктов, сладостей, а также слова, обозначающие красоту и нежность: Гехецик – красивая, Чнашхарик – дивная, Чинар – чинара, Сирун – красивая, Аннман – бесподобная, Кнкуш – ласковая, Назели – нежная, Амест – скромная, h Назанд – покорная, послушная, Хонар – смиренная.
В наше время среди женских имен употребляются названия цветов, птиц, драгоценных металлов, которые изначально принадлежали обоим полам или носителями этих имен были только мужчины. Только очень немногие имена по сей день являются парными: Ануш – сладкий(-ая), Ерджаник – счастливый(-ая), Сирун – красивый(-ая), Гарун – весна (сравните с русскими Саша, Женя).
В настоящее время в выборе личных имен можно выделить три наиболее распространенных мотива: имена, считающиеся армянскими; имена, выбранные по эстетическому принципу; имена умерших или старших родственников (чаще дедушек или бабушек, реже братьев и сестер). Последний мотив имеет более широкое распространение в сельской среде. В городской среде он часто соотносится с эстетическим. Поэтому детям даются имена родственников, имеющие современное звучание или подлежащие сокращениям для более удобного применения в повседневном быту.
В диаспоре имена армян обычно бывают приспособлены к особенностям местных антропонимических норм и моделей. У армян, проживающих в Российской Федерации и в других восточнославянских государствах, имена часто заменяются созвучными вариантами как, например, Торос – Тарас, Арутюн – Артем, Геворг – Георгий, Григор – Гриша, Астхик – Ася, Анаит – Аня и т.д. В арабских странах и Иране армяне своих детей нарекают в основном армянскими именами, которые редко подчиняются структурным изменениям. Армяне, проживающие в странах Европы и Америки, имеют довольно оригинальную структуру имен. Здесь детям иногда дают два имени: Жан-Масис, Джакоб-Ван, Сюзан- Ани и т.д. Иногда эти оба имени имеют армянское происхождение, что встречается в латиноамериканской среде. Это объясняется в основном тем, что латиноамериканская среда более ориентирована на сохранение культурного своеобразия и более толерантна, чем англо-саксонская.
Названия места рождения, как дополнительные персонифицирующие наименования, были более распространены в университетских центрах и городах, где собирались студенты и ремесленники, приезжавшие из разных мест. Среди последних широкое распространение имели также фамилии людей, представляющих конкретное ремесло и профессию. Таковы Дарбинян – Кузнец, Неркарарян – маляр, h Ацтухян – пекарь, Джрбахшян – распределитель воды, Варпетян – глава цеха и т.д. В XIX–XX вв. значительная часть топонимических названий сохраняется в фамилиях как, например, Ванян, Ванецян – от города Ван, по тому же принципу – Эрзрумцян, Карсецян, Мшецян, Сасунцян, Лорецян, Икиликян и т.д. Довольно широкое распространение имеют фамилии, происшедшие из прозвищ.
Личные имена постоянно обновляются. Существование конкретного имени имеет множество причин, мотиваций, что обусловлено влиянием целого ряда факторов.
б) Армянские имена. Исторический экскурс / А. Тер-Саркисянц /
Почитать на данную тему также можно в книге Аллы Тер-Саркисянц: » Армяне. История и этнокультурные традиции». Издательская фирма «Восточная литература», Москва, 1998, 397 стр., ISBN 5-02-018002-5. Институт этнологии и антропологии РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая
Глава «Обряды, связанные с рождением ребенка» (стр. 188-195), в сокращении
В антропонимии армян можно выделить несколько пластов:
1) национальные имена, в числе которых имена древних армянских богов ( hАйк – имя верховного божества, прародителя армян, Ара – имя бога умирающей и вечно воскресающей природы и всего живого на земле, Анаит – имя особенно почитаемой богини – покровительницы страны, Ваагн – имя бога грома и молнии, Астхик – имя богини любви, красоты и поэзии), царей ( Тигран, Артавазд, Парандзем, Ашот ), полководцев ( Вардан, Мушег, Геворг ), героев народного эпоса, просветителей ( Мгер, Месроп, Григор );
2) национальные имена, созданные на почве армянского языка, например, названия планет, звезд ( Apев – солнце, Лусин – луна, Арусйак – Венера), цветов ( Манушак – фиалка, Шушан – лилия, Вард – роза, Вардитер – лепесток розы, Асмик – жасмин), драгоценных камней и тканей ( Гоар – бриллиант, Маргарит – жемчуг, Алмаст – алмаз, Метаксия – шелк), праздников ( Навасард – Новый год по древнеармянскому календарю, Вартивор – языческий праздник, связанный с культом воды, Арутюн – Воскресение, Амбарцум – Вознесение), животных, часть из которых связана с тотемами, когда-то почитавшимися армянами ( Аршак – медведь, Варужан – птица, Вараздат – кабан, Шаен – ястреб); в качестве имен издавна используют слова, обозначающие красоту, счастье, любовь, утешение и т.п. ( Гехецик, Ануш, Ерджаник, Пайцар, Мхитар );
3) имена, заимствованные из других языков, например: Абраам, Согомон (Соломон), Мовсес (Моисей), Давид, Исраэл – из древнееврейского; иранское происхождение имеют такие распространенные у армян имена, как Сурен, Карен, Бабкен, Хорен, Гурген, Завен, Шаварш, Арташес, Ашхен ; после установления советской власти в Армении вошли в обиход заимствованные из русского языка имена Владимир, Юрий, Сергей и другие, претерпевшие в процессе адаптации определенные изменения и употребляющиеся в искаженной форме – Валод, Юрик, Серож ; в 30 – 50-е годы получили большое распространение западноевропейские имена, особенно героев пьес Шекспира ( Генрих, Гамлет, Эдуард, Роберт, Джульетта, Офелия, Флора и др.), а также имена, данные в честь известных людей ( Пушкин, Эдисон, Рузвельт, Карл, Энгельс, Тельман, Камо, Фрунзе и др.).
Крещение, имянаречение, именины
Во время крещения ребенку давали имя. Оно выбиралось по желанию родителей или по имени святого этого дня. Имени обычно придавали, как это принято у многих народов, символическое значение и иногда даже меняли, чтобы обмануть злых духов, если ребенок рос слабым и болезненным.
У донских армян устойчиво сохраняется традиция давать детям имена их бабушек и дедушек, в первую очередь по отцовской линии, причем не только умерших, но и живых (последние даже предпочтительнее). Поэтому здесь широко распространены старинные армянские имена: Хачерес, Хачехпар, Луйспарон, Лусеген, Вардерес (среди мужчин), Искуи, Србуи, Такуи, Астхик, Шогакат, Гаяне (среди женщин); в то же время встречаются, главным образом среди женщин как старшего, так и последующих поколений, русские имена, например Света, Люба, Галя, Устинья (в форме Устья), Екатерина (в форме Катя), Елизавета (в форме Савет). Многие мужские имена до сих пор бытуют в западноармянском варианте произношения, например Агоб, Берч, Бедрос, Хевонд, Капрел и т.п. [193].
Естественно, что в наше время большинство подобных обрядов ушло в прошлое, но некоторые магические приемы, защищающие ребенка от напастей и невзгод, оказались очень живучими. Например, среди карабахских армян существует обычай давать детям тюркские имена, чтобы ввести в заблуждение злых духов, главным образом в семьях, где были случаи смерти детей [210].