аспекты адаптации ребенка к школьному обучению

Адаптация к школе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация: динамика и трудности

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных периодов в жизни ребенка не только в социальном, психологическом, но и в физиологическом плане. Напряженность этого периода связана, прежде всего, с тем, что школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с предшествующим опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных, эмоциональных, физических резервов.

Адаптация рассматривается большинством авторов как процесс активного приспособления индивида к условиям среды и как результат этого процесса. Выделяют три основные формы адаптации к внешней среде [1] :

Адаптацию связывают с периодами кардинальной смены деятельности субъекта и его социального окружения. В качестве объективного адаптации обычно выделяют продуктивность в соответствующей деятельности, в качестве субъективного критерия рассматривают эмоциональное самочувствие индивида, переживание субъектом состояния равновесия или тревоги. В концепции А. В. Петровского адаптация рассматривается как момент становления личности индивида, фаза в ее развитии, в ходе которой происходят усвоение действующих норм (нравственных, учебных и т.д.) и овладение приемами и средствами деятельности [2] ; прохождение этой фазы в значительной степени определяет характер дальнейшего личностного развития индивида. Успешное прохождение фазы адаптации позволяет индивиду осуществлять индивидуализацию в группе принадлежности и быть в ней интегрированным, обеспечивая ее развитие и, тем самым, свое развитие в ней как личности.

В психолого-педагогических исследованиях (Л. И. Божович, И. В. Дубровина, А. В. Запорожец, С. В. Феоктистова и др.) адаптация рассматривается в неразрывном единстве с процессами психического развития и личностного становления школьников, с процессами обучения, воспитания и социализации в различные возрастные периоды.

Адаптационный процесс изучается на различных уровнях его протекания: на уровнях межличностных отношений, индивидуального поведения, базовых психических функций, психофизиологической регуляции, физиологических механизмов обеспечения деятельности, функционального резерва организма, здоровья. По мнению специалистов в данной области, определить границу между социальной и психической адаптацией довольно проблематично, так как потребности, являющиеся одним из ключевых понятий психической адаптации, могут быть как социально обусловленными, так и врожденными. Любой вид социальной адаптации (учебная, профессиональная, бытовая) включает социально-психологический аспект, так как социальная среда с точки зрения структуры подразделяется на предметную и личностную.

Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин считали, что школьная адаптация определяется готовностью ребенка к изменению своего социального положения и что процесс адаптации подчиняется особым психическим закономерностям. Каждый ребенок сам меняет социально-психологическую ситуацию, создает свою личностную микросреду, т.е. адаптация представляет собой процесс активного приспособления, результатом которого является адаптированность.

В ходе адаптации, как отмечают многие авторы, происходит такое взаимодействие человека и среды, при котором эффективность этого процесса и его конечный результат прямо зависят от способности человека к осуществлению целенаправленной деятельности, в которой происходят порождение и видоизменение психического образа среды (и самого субъекта в этой среде), становление новых потребностей, установок, эмоций, целей, мотивов, приобретение личностного смысла, использование схем ориентировки из прошлого опыта и создание новых схем, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование адекватного потребностям и мотивам субъекта поведения.

Основными показателями психологической адаптации ребенка к школе являются формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися и учителем, овладение навыками учебной деятельности.

Школьная адаптация – процесс приспособления организма школьников к новым условиям жизнедеятельности, новому виду деятельности, новым нагрузкам, связанным с систематическим обучением. Данный процесс длительный и имеет физиологические, психологические и социальные аспекты.

Структура адаптации детей к школе

Составляющие школьной адаптации

Критерии школьной адаптации ребенка

Показатели адаптированности ребенка

Физическое самочувствие и утомляемость

Отсутствие выраженных неблагоприятных изменений в состоянии здоровья ребенка. Улучшение уровня умственной работоспособности в первые месяцы обучения. Хорошее самочувствие. Умеренная утомляемость

Доминирование учебных мотивов. Отсутствие значительных сложностей в обучении. Успешное усвоение школьной программы. Овладение учебной деятельностью

Психологическое самочувствие в школе

Принятие роли школьника. Положительное эмоциональное отношение к школе. Отсутствие эмоционального дискомфорта. Умеренная тревожность

Особенности поведения в школе

Общительность. Принятие школьных правил. Усвоение школьных норм поведения на уроке и перемене. Высокий статус в группе сверстников

Существуют и другие варианты структуры школьной адаптации. Остановимся отдельно на физиологическом, психологическом и социальном аспектах школьной адаптации.

Физиологические аспекты адаптации представляют собой совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма. Выделяют три основных этапа (фазы) физиологической адаптации к школе.

Первый этап – ориентировочный (2–3 недели). На данном этапе наблюдается значительное напряжение практически всех систем организма, поэтому у ребенка отмечается низкий уровень работоспособности, ее неустойчивость, быстрая утомляемость, высокий уровень напряжения сердечно-сосудистой системы.

Высокое функциональное напряжение обусловлено сочетанием интеллектуальных и эмоциональных нагрузок со статическим напряжением, связанным с необходимостью поддержания определенной позы при работе в классе. Специальные исследования, проведенные в Институте возрастной физиологии Российской академии образования, показали, что самые обычные виды деятельности первоклассника вызывают серьезное напряжение ряда физиологических систем. Например, при чтении вслух обмен веществ возрастает на 48%, а ответ у доски, контрольные работы приводят к учащению пульса на 15–30 ударов, к увеличению систолического давления на 15–30 ударов, к изменению биохимических показателей крови и т.п. [7]

Второй этап – неустойчивое приспособление (2–3 недели). Организм ребенка осуществляет поиск оптимальных вариантов реакций на различные воздействия (умственная работа по усвоению новых знаний, психологическая нагрузка общения в новом коллективе и т.п.).

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления (1–2 недели). Организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на учебную нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. При этом повышается работоспособность, ребенок начинает легче справляться с умственной и физической нагрузкой в школе.

Протекание этих фаз определяется многими факторами: состояние здоровья ребенка, возраст начала обучения в школе, готовность к систематическому обучению, соответствие требований педагога возможностям ребенка.

Продолжительность всех трех фаз адаптации в норме составляет 5–6 недель. Только по истечении указанного срока обучения постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показатели работоспособности, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма (центральной нервной, сердечно-сосудистой, симпатоадреналовой), т.е. наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением. По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в процессе учебных занятий в первые недели обучения, учебную нагрузку можно сравнить с воздействием на взрослый, хорошо тренированный организм экстремальных нагрузок. Напряжение организма в процессе адаптации определяет необходимость строить весь педагогический процесс так, чтобы не наносить ущерба здоровью каждого ребенка.

Одними из основных критериев, характеризующих успешность адаптации к систематическому обучению, являются состояние здоровья ребенка и изменения его показателей под влиянием учебной нагрузки. Выделяют группы детей с легкой адаптацией, средней тяжести и тяжелой. При легкой адаптации состояние напряженности функциональных систем организма ребенка компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия. Тяжелая адаптация сопровождается значительными нарушениями в состоянии здоровья, которые нарастают от начала к концу учебного года.

Критериями благополучной физиологической адаптации к школе могут служить хороший сон и аппетит, отсутствие жалоб на головные боли, а также выраженных неблагоприятных изменений в состоянии здоровья ребенка.

Психологические аспекты адаптации первоклассника связаны с принятием новой жизненной позиции и переходом к новому виду деятельности – учебной, в ходе которой возникают основные психологические новообразования младшего школьника. Учебная деятельность определяет дальнейшее психическое и личностное развитие младшего школьника.

Показателями психологической адаптации ребенка к школе являются формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися и учителем, овладение навыками учебной деятельности.

Успешность адаптации к образовательной среде определяется комплексом психологических факторов, которые подробно изучены в исследовании Н. В. Литвиненко (табл. 1.6).

Психологические факторы адаптации первоклассников [8]

Факторы успешности адаптации

Факторы риска дезадаптации

в ситуациях школьного взаимодействия;

к новым людям, вещам, ситуациям;

Н. В. Литвиненко выделила четыре уровня адаптации [11] :

I уровень – полная адаптация. Характеризуется оптимальным уровнем школьной тревожности, отличной или хорошей успеваемостью, высоким или средним уровнем учебной активности, благоприятным положением в коллективе сверстников, положительным эмоциональным отношением к учителю и отсутствием затруднений на поведенческом уровне;

II уровень – неполная адаптация. Оптимальный уровень школьной тревожности может сочетаться с удовлетворительной успеваемостью, нейтральным отношением к учителю. При этом отмечается низкий уровень учебной активности, в большинстве случаев неблагоприятное положение в коллективе сверстников и затруднения на поведенческом уровне;

III уровень – затрудненная адаптация. Она может иметь скрытый и открытый характер. У первоклассников с затрудненной адаптацией скрытого характера наблюдается повышенный уровень школьной тревожности на фоне отличной или хорошей успеваемости, высокий или средний уровень учебной активности, в большинстве случаев благоприятное положение в коллективе сверстников, положительное эмоциональное отношение к учителю и отсутствие затруднений на поведенческом уровне. У первоклассников с затрудненной адаптацией открытого характера отмечается сочетание повышенного уровня школьной тревожности с удовлетворительной успеваемостью, низким уровнем учебной активности и нейтральным отношением к учителю. В большинстве случаев неблагоприятное положение в коллективе сверстников и затруднения на поведенческом уровне;

IV уровень – дезадаптация. Для дезадаптированных к образовательной среде школьников характерны неудовлетворительная успеваемость, низкий уровень учебной активности, неблагоприятное положение в коллективе сверстников, негативное отношение к учителю, нарушения на поведенческом уровне.

При изучении психологической адаптации большое внимание уделяется анализу эмоциональных проявлений. Сформированность «социально-адекватных способов реализации эмоциональных состояний» является одним из факторов психологической адаптации. Новые требования школьного обучения подчас превосходят возможности ребенка, изменяют состояние эмоциональной сферы, вызывая «неспецифическую» стрессовую реакцию организма. Трудности, возникающие в процессе школьной адаптации, выявляют прежде всего нарушение равновесия между потребностями ребенка, его стремлениями, субъективными представлениями и требованиями, которые предъявляет к его поведению школа.

Психическое здоровье, являющееся одним из основных показателей адаптации, представляет собой совокупность следующих признаков: отсутствие заболеваний, в том числе явно выраженных психических расстройств, нормальное в физическом плане развитие организма, благоприятное функциональное состояние его систем, определенный резерв сил, способствующий преодолению возможных стрессов, состояние равновесия между человеком и миром, гармония между ним и обществом. Одним из критериев психического здоровья традиционно выделяется функциональное состояние, под которым понимается комплекс характеристик функций и качеств, обеспечивающих деятельность: одним из показателей функционального состояния является умственная работоспособность. Другим критерием психического здоровья является положительное эмоциональное состояние (внутренняя лабильность), эмоциональная устойчивость, т.е. более или менее устойчивый характер реакции ребенка на определенные жизненные события, эмоциональный фон и настроение.

Социальные аспекты адаптации определяются готовностью ребенка к изменению своего социального положения, необходимым уровнем сформированности средств общения, поведения и деятельности, владением социально-адекватными способами реализации эмоциональных состояний. Как уже отмечалось выше, определить границу между социальной и психической адаптацией довольно сложно, так как потребности, являющиеся одним из ключевых понятий психической адаптации, могут быть как социально обусловленными, так и врожденными. Поэтому в литературе чаще встречается термин «социально-психическая адаптация» – процесс, приводящий к такому состоянию взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет ведущую деятельность, удовлетворяет основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей.

Высокий уровень адаптации предполагает положительное отношение ребенка к школе, адекватную реакцию на предъявляемые требования, глубокое и полное усвоение учебного материала, прилежность, внимательность, выполнение поручений без внешнего контроля, самостоятельное выполнение учебной работы, благоприятный социальный статус в коллективе.

При среднем уровне адаптации ребенок положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, учебный материал понимается и усваивается при подробном наглядном изложении, сосредоточенность и внимательность проявляются при внешнем контроле взрослого, общественные поручения выполняются добросовестно, социальный статус в коллективе вполне благоприятный.

При низком уровне адаптации у ребенка наблюдаются отрицательное или индифферентное отношение к школе, доминирующее подавленное настроение, жалобы на нездоровье; ребенок усваивает учебный материал фрагментарно, не может самостоятельно работать с учебником, нарушает дисциплину, к урокам готовится нерегулярно, нуждается в постоянном контроле со стороны взрослых, общественные поручения выполняет без особого желания, близких друзей не имеет.

Первая группа детей (56%) адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения, т.е. примерно за тот же период, когда проходит и наиболее острая физиологическая адаптация. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения; хочется побегать на перемене или поговорить с товарищем, не дожидаясь звонка, и т.п., но к концу октября трудности этих детей, как правило, нивелируются, отношения нормализуются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом – он становится учеником.

Вторая группа школьников (30%) имеет более длительный период адаптации – несоответствие их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми; они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя или их реакция неадекватна – слезы, обиды. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.

Третья группа (14%) – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, кроме того, они не усваивают учебную программу. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, дети, родители: они «мешают работать в классе», «третируют детей», их реакции непредсказуемы, а некоторые проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.

Процесс адаптации сложнее протекает у детей, имеющих в анамнезе неблагоприятное течение беременности и родов, различные хронические заболевания, расстройства нервно- психической сферы, перенесших черепно-мозговые травмы.

Проблема адаптации ребенка в начальной школе неразрывно связана с проблемой возникновения школьной дезадаптации сложного социально-психологического и социально-педагогического явления, препятствующего успешному овладению школьником в процессе учебной деятельности знаниями, умениями, навыками общения и взаимодействия. Понятие «школьная дезадаптация» является комплексным и включает:

Причины нарушения (срыва) адаптации [15] :

Дезадаптированных детей можно определить по ряду признаков (И. А. Аршавский, М. М. Безруких, М. Р. Битянова, А. О. Дробинская, Н. Н. Заваденко):

Педагогу необходимо знать признаки, характеризующие напряжение процесса адаптации у первоклассников. Общий перечень признаков можно представить в виде следующих симптомов:

М. М. Безруких выделены основные признаки в поведении и деятельности, характеризующие напряжение процесса физиологической и социально-психологической адаптации (табл. 1.7).

Основные признаки в поведении и деятельности, характеризующие напряжение процесса адаптации (по М. М. Безруких)

В настоящее время среди детей, поступающих в школу, здоровы только 20–25%. У остальных уже имеются различные нарушения в состоянии здоровья. Вполне естественно, что вероятность неблагополучного протекания процесса адаптации у этих детей значительно возрастает. Тяжелее

адаптируются дети, у которых в анамнезе: неблагоприятно протекал период новорожденности, были черепно-мозговые травмы, частые и тяжелые болезни, различные хронические заболевания, расстройства нервно-психической сферы. Задержка функционального созревания, отрицательно влияя на состояние центральной нервной системы, служит причиной более тяжелого протекания адаптации, ее нарушения и обусловливает снижение работоспособности, высокую утомляемость, более низкую успеваемость, ухудшение здоровья и снижение успешности обучения (Е. И. Казаков, Н. А. Кравцова, Т. А. Маркова, Т. И. Покровская, А. А. Северный, М. М. Семаго, И. Унт). В этой группе отмечается наиболее выраженная школьная дезадаптация, т.е. образование неадекватных механизмов приспособления к школе в форме нарушений учебной деятельности и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, отклонений в когнитивном развитии (Ю. А. Александровский, Р. Берне, Г. М. Бреслав, М. И. Буянов, Р. В. Овчарова).

Нарушения социально-психологической адаптации отмечаются у так называемых перегруженных детей, не справляющихся с дополнительными нагрузками. Основная причина нарушения и физиологической и психологической адаптации в этих случаях – постоянное действие стресса ограничения времени. «Перегруженные» дети живут в ситуации цейтнота и в школе, и дома. Они вынуждены работать в несвойственном им очень быстром темпе. Так или иначе, плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательно понаблюдать за учеником и вместе с родителями разобраться в причинах трудностей адаптации к школе.

В последнее время наметилась тенденция экспериментального исследования особенностей педагогического процесса в связи с возникновением школьной дезадаптации. Рассматриваются особенности организации школьного обучения, характер школьных программ и темп их освоения, а также влияние педагога на процесс адаптации ребенка в школе (его эмоциональной зрелости, особенностей мотивации и др.). Как отмечал А. В. Петровский, на развитие личности младшего школьника решающее воздействие оказывает не столько сама учебная деятельность, сколько отношение взрослых (учителя, родителей) к успеваемости, дисциплине и прилежанию ребенка, т.е. взаимодействие в системе «учитель – ученик» является первостепенным моментом, оказывающим влияние на адаптацию ребенка в начальной школе.

В ряде исследований показано, что особое влияние на развитие ранней школьной дезадаптации оказывает кризис 7 лет (Л. Ф. Обухова, У. В. Ульенкова, Д. Б. Эльконин). Этот возрастной кризис сопровождается типичными изменениями эмоционально-личностной сферы детей, нарушением процесса общения, сложностями формирования произвольности познавательных процессов.

Учет функциональных особенностей организма первоклассников, специфики физиологической и социально- психологической адаптации позволит педагогу создать для каждого ученика оптимальные условия, обеспечивающие успешное вхождение в школьную жизнь, эффективное взаимодействие в коллективе сверстников, дальнейшее личностное и социальное развитие младшего школьника.

Если у ученика в 1 классе адаптация происходит нормально, то ребенку нравится учиться, он с удовольствием ходит в школу, ответственно и самостоятельно выполняет домашние задания. В школе у него преобладает позитивный настрой, а после школы ребенок с увлечением рассказывает родителям, что было в школе, что он узнал нового и интересного. В 1 классе он особенно часто будет упоминать учителя, что он сказал, как оценил его старания и т.п. Впоследствии важное место в рассказах ребенка о школе начнут занимать и одноклассники, отношения с ними.

У ребенка со средним уровнем адаптации к школе может быть неокончательно сформирована позиция школьника. Это выражается в том, что если школа и привлекает, то скорее не учебной деятельностью, не содержанием познания, а какими-то иными аспектами. Например, «там весело», «там есть с кем поиграть», «там много интересных ребят» и т.п. При том, что в школу ребенок может ходить с позитивным настроем, у него в какой-то момент начнут возникать трудности с обучением (в связи с низким уровнем учебной мотивации и нежеланием выполнять указания учителя или домашние задания, которые отвлекают от более интересных дел – компьютерных игр, телевизора, гуляния на улице и т.п.)- У такого ученика обычно неустойчиво внимание к учебным занятиям, как на уроках, так и при выполнении домашних заданий (которые сам он делает редко, а под присмотром родителей старается скорее «сбросить» с себя). Учителю к таким ребятам чаще всего приходится обращаться лично, иначе он не начинает выполнять задание.

Низкий уровень школьной адаптации выражается в отрицательном отношении ребенка к школе в целом и учебным занятиям в частности. Учебная деятельность ему не интересна, а к учителю он может относиться отрицательно. Негативное отношение к школе чаще всего переходит в общий негативизм, плохое настроение, плохое самочувствие, капризность. На уроках ребенок может вообще отказываться выполнять задания учителя, отвлекаться сам и отвлекать других детей. Он не хочет идти в школу, в том числе симулируя плохое самочувствие, а зачастую и реально заболевая. Также возможен вариант систематического несоблюдения, а зачастую и специального нарушения школьных требований и правил. В начальной школе у таких детей также встречаются проблемы в отношениях не только с учителем, но и с одноклассниками.

аспекты адаптации ребенка к школьному обучению. Смотреть фото аспекты адаптации ребенка к школьному обучению. Смотреть картинку аспекты адаптации ребенка к школьному обучению. Картинка про аспекты адаптации ребенка к школьному обучению. Фото аспекты адаптации ребенка к школьному обучению

Рис. 1.1. Развитие учебной мотивации в начальной школе

То, что привлекает ребенка в школе, когда он только готовится в нее идти или только пришел (внешняя атрибутика новой социальной роли, новое пространство, новая предметность), не может долго удерживать интерес ребенка. Смещение интереса к соответствию требований со стороны учителя и его оценкам происходит в процессе освоения правил школьной жизни. Но интерес также удерживается за счет овладения новыми умениями, которые ранее не требовались от ребенка. После их овладения, если не произойдет смещения интереса к способам приобретения знаний, а впоследствии и к самому содержанию знаний, учебная мотивация начинает затухать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *