атомно молекулярное учение химические элементы конспект урока 8 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
I . Актуализация знаний
В течение нескольких уроков мы изучали тему «Первоначальные химические понятия». Оказалась ли она для вас интересной? Как вы считаете, смогут ли они вам пригодиться полученные знания в предыдущем? А сейчас мы с вами закрепим знания по данной теме.
Наука о веществах и их превращениях. (химия)
Служит для проведения опытов. (пробирка)
Определенный вид атомов. (химический элемент)
Условная символика химического элемента, где берется начальная буква с латинского названия элемента. (химический знак)
Вещества, состоящие из атомов одного вида (простые).
Вещества, состоящие из атомов разных видов (сложные).
Явления, при которых не происходит превращений одних веществ в другие (физические).
Явления, при которых происходит превращение одних веществ в другие (химические).
Всякое чистое вещество имеет постоянный состав, независимо от способа получения и местонахождения. (закон постоянства состава вещества)
Кто сформулировал этот закон? (Пруст)
Что такое индекс? (цифра, обозначающая число атомов в молекуле)
Условная запись состава вещества с помощью химических знаков и индексов (химическая формула)
Материал, из которого изготовлена лабораторная посуда (стекло).
II . Изучение новой темы
Переходим к изучению новой темы. Тема связана с именем великого русского ученого М.В.Ломоносова. Заслушаем сообщение о жизни и деятельности замечательного ученого «Слово о Ломоносове».
Что мы можем сказать о М.В.Ломоносове? Кем он был?
Вывод: М.В.Ломоносов был естествоиспытателем, философом, поэтом, историком, географом, политическим деятелем, успешно работал с мозаикой.
Пушкин писал: «Он создал первый университет, он лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
Фундамент научной химии был заложен в 17-18 вв. усилиями ученых разных стран: англичанина Р.Бойля, француза А.Лавуазье, русского М.В.Ломоносова. Первые представления о том, что вещество состоит из отдельных частиц, появились еще в глубокой древности. Некоторые философские школы древней Индии (1 тыс. до н.э.) признавали не только существование первичных неделимых частиц вещества, но и их способность соединяться друг с другом, образуя новые частицы.
Основной теорией химии, сохранившей свое значение и до наших дней является атомно-молекулярное учение. Атомно-молекулярное учение – это учение, в основу которого положено представление о том, что наименьшими структурными единицами веществ являются атомы, молекулы и ионы.
Из молекул состоят:
все органические вещества;
многие основания, кислоты.
В 1741 г. в одной из своих первых работ М.В.Ломоносов «Элементы математической химии» сформулировал важнейшие положения атомно-молекулярной теории.
Теперь прочитайте § 8 ;
Изложите сущность основных положений атомно-молекулярного учения.
Давайте сделаем краткий вывод этих положений и запишем в тетради:
Все вещества состоят молекул.
Молекулы состоят из атомов.
Молекулы и атомы находятся в постоянном движении.
Молекулы простых веществ состоят из одинаковых атомов, молекулы сложных – из разных.
Дополнили атомно-молекулярное учение открытия Гей-Люссака, А.Авогадро. Окончательно утвердилось лишь в 1860 г. в г.Карсруэ на Международном съезде химиков, где было дано определение атома и молекулы.
Атом – наименьшая частица химического элемента, сохраняющая все его свойства.
Молекула – наименьшая частица простого и сложного вещества, обладающая его химическими свойствами.
Конспект урока «Атомно-молекулярное учение», 8-й класс
Разделы: Химия
Класс: 8
Тезисы урока
Этап | Задача | Основное содержание (деятельность учителя) | Ожидаемый результат (деятельность учащихся) |
1 1 мин | Подготовка учащихся к работе на занятии | Объявление темы и целей урока Слайд №1 | Быстрое включение учащихся в работу |
2 Дается задание учащимся распределить карточки по понятиям “тело” и “вещество” Дается задание учащимся распределить карточки по понятиям “простое вещество” и “сложное вещество” Дается задание учащимся распределить карточки по понятиям “атом” и “молекула” Дается задание учащимся распределить карточки по понятиям “физическое и химическое явление” | Учащиеся дают определения названным понятиям Работа в парах по заполнению верхнего левого сектора карты учащегося Учащиеся дают определения названным понятиям Учащиеся дают определения смысла химической формулы Работа в парах по заполнению верхнего правого сектора карты учащегося Работа в парах по заполнению нижнего левого сектора карты учащегося Учащиеся дают определения понятиям “физическое и химическое явление” Работа в парах по заполнению нижнего правого сектора карты учащегося | ||
3 12 мин | Знакомство с историей развития АМУ | Учащихся просят перевернуть карточки, разложенные на поле и ответить на вопрос “Что получилось при перевороте?” Предлагается парам ознакомиться с полученным текстом самостоятельно. Учитель индивидуально консультирует пары, если есть необходимость. Выстраивание событий в хронологическом порядке. работа со слайдом №5 | Работа в парах по составлению текста на оборотной стороне карты учащегося При правильном выполнении предыдущих заданий, перевернув карточки, учащиеся получают один из фрагментов истории развития АМУ Индивидуальная работа по прочтению и осмыслению получившегося текста Каждая группа озвучивает свой фрагмент, при этом она должна показать: Способность пересказать главное Выстраивание общей картины развития АМУ |
4 работа со слайдом №6 | Учащиеся выстраивают пирамиду из положений с помощью кубиков(на экране проявляется точно такое же изречение) | ||
5 4 мин | Информация о домашнем задании Рефлексия | Параграф №13 упр 1 и 2 после параграфа Демонстрация “Подарка” ученика за активную работу на занятии, напутствие и заключительный слайд презентации | Позитивное настроение учащихся |
Разработка урока для 8 класса по теме Атомно-молекулярное учение
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
— дать представление об атомно – молекулярном учении, опираясь на знания учащихся, полученных в курсе физики и химии;
— систематизировать знания учащихся о развитии и создании атомно-молекулярного учения;
— научить учащихся анализировать физические и химические явления и уметь объяснять их сущность с точки зрения атомно-молекулярного учения.
— раскрытие роли работ М.В.Ломоносова, представителя российской науки, других ученых в становлении атомно-молекулярного учения
Оборудование: модели атомов, портреты ученых, стенд о М.В.Ломоносове в кабинете химии.
I . Актуализация знаний
Любуясь узором на стекле или глядя на снежинки, мы пытаемся понять как они устроены. Объяснить это можно только, зная внутреннее строение вещества. Мы сегодня этим и займемся, но сначала выясним, что вы помните из прошлых уроков.
А) проверка знания знаков химических элементов
— Учитель показывает карточки со знаками химических элементов, а учащиеся называют элементы.
Алюминий, барий, натрий, цинк, кальций и т.д.
— на доске написаны названия химических элементов, учащиеся выходят к доске и пишут знаки .
1. что такое химический знак?
2. что такое химическая формула?
3. что можно сказать о веществе по его химической формуле?
4. что такое атом? Молекула?
5. чем отличаются они друг от друга?
6. что такое химический элемент?
7. как взаимосвязаны понятия «химический элемент», «атом», «вещество»?
8. чем простое вещество отличается от сложного?
История станоления атомно-молекулярного учения
Химия развивалась, появились представления об атомах, как мельчайших частицах вещества
Атом в переводе с греческого – «неделимый»
Далее химики определили понятие химического элемента – не могут быть разложены на другие простые вещества или превращаться в другие простые вещества. Для элементов были введены химические знаки. С развитием химии и открытием трех заков:
(- закон постоянства Ж.Л.Пруста;
— закон кратных отношений Д. Дальтона
— закон объемных отношений (для газов) Гей – Люссака) кроме понятия атом как носитель свойств элемента, вводится понятие молекулы – сложной частицы, состоящей из нескольких атомов, являющейся наименьшей частицей вещества, обладающей его химическими свойствами.
2.вклад М.В.Ломоносова ( сообщение ученика)
Михаил Васильевич Ломоносов в XVIII в. разработал учение
о молекулах и атомах:
• утверждал что тела в природе состоят из корпускул (молекул), в состав которых входят неделимые элементы (атомы).
• Многообразие веществ объяснял соединением разных атомов в молекулах и различным расположением атомов в них.
• Предполагал, что некоторые молекулы могут состоять из одинаковых атомов.
В 1741 г. Ломоносов в своем труде Элементы математической химии изложил мысли, которые, по существу, являются основой современного атомно-молекулярного учения. Он писал, что все изменения тел происходят посредством движения. В основе этого движения лежат элементы (под этим термином следует понимать атомы), которые, соединяясь между собой, образуют корпускулы (молекулы). Элемент (атом) есть часть тела, не состоящая из каких-либо меньших и отличных между собой тел. В основе учения Ломоносова также лежали умозрительные заключения.
Дальнейшее развитие эта теория получила в трудах Д.Дальтона. В 1808 году английский химик Дальтон сформулировал атомистическую теорию.
• Утверждал, что все вещества состоят из атомов, мельчайших неделимых частиц, которые не могут быть ни созданы, ни уничтожены. Ввёл понятие атомного веса.
• Дальтон считал, что все атомы одного итого же элемента совершенно идентичны, например, имеют одинаковые массы.
• На основе химических законов (закон кратных отношений, закон эквивалентов и закон постоянства состава) создал атомистическую теорию, основанную на количественных соотношениях, возникающих при взаимодействии между химическими элементами. Основы используются до сих пор.
Открытие в XX веке изотопов и ядерных реакций внесло изменения в атомистическую теорию Дальтона.
4.основные положения атомно – молекулярного учения
А)учитель предлагает учащимся атомно – молекулярного учения побывать в роли ученых и самостоятельно сформулировать положения и записать их в тетрадь.
1. Каждое вещество состоит из мельчайших частиц ( Ломоносов называл их корпускулами, впоследствии они были названы молекулами).
2. Молекулы находятся в постоянном движении.
3. Молекулы состоят из атомов ( Ломоносов назвал их элементами)..
Б)Работа учащихся с учебником «Химия» Н.Е.Кузнецовой стр.40(прочитать материал на странице 40 и сравнить свои записи с текстом учебника и дополнить недостающее.
5. Выводы о значении атомно – молекулярного учения
( учащиеся делают записи в тетрадях)
Атомно-молекулярное учение- теоретическая основа химии.
Основные положения атомно-молекулярного учения сформулированы М.В. Ломоносовым
. Свое признание оно получило после работ Дж. Дальтона.
Согласно атомно-молекулярному учению при химических реакциях молекулы разрушаются, а атомы сохраняются; в процессе реакции происходи перегруппировка атомов.
III .Подведение итогов урока
Я понял, что …
Я научился …
Мне необходимо..
Конспект урока химии на тему «Атомно-молекулярное учение»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока химии в 8 классе
Тема урока: Атомно-молекулярное учение в химии.
Форма урока: урок обучения и приобретения знаний.
— на примере атомных и молекулярных кристаллов познакомить с понятиями
химическая и межмолекулярная связь;
— показать зависимость свойств веществ (агрегатное состояние) от состава и строения
— развивать общеучебные умения и навыки.
I . Организационный момент.
II . Проверка домашнего задания.
Знаки химических элементов.
Сформулируйте закон постоянства состава веществ.
III . Изучение нового материала.
Процесс познания складывается таким образом, что блестящие догадки и великие теории, являвшиеся в своё время результатом гениального творчества, через более или менее продолжительное время становится едва ли не тривиальными фактами, которые большинство людей принимает как веру. Многие ли из вас могли бы самостоятельно, на основе наблюдений и размышлений догадаться, что Земля круглая, или что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, и наконец, что существуют атомы и молекулы.
Мы с вами уже знаем, что каждый химический элемент имеет три формы существования:
— свободные атомы (атомы могут существовать изолированно друг от друга, на Солнце водород существует по одиночке – в виде отдельных атомов; инертные газы; при очень высоких температурах – атомы всех химических элементов;
Состав вещества выражается химической формулой, для каждого вещества она одна единственная. Но не всегда учёные считали так, пока не был открыт закон постоянства состава веществ: вещество имеет строго определённый состав независимо от способа получения и места нахождения.
Из чего состоят вещества? Почему вещества бывают разными и почему одни вещества могут превращаться в другие?
Условия для распространения идей атомно-молекулярного учения в естествознании сложились лишь во второй половине XIX века.
Основное содержание атомно-молекулярного учения можно представить следующими положениями:
Все вещества состоят из молекул. Молекула наименьшая частица вещества, обладающая его химическими свойствами. (запись в тетради)
При физических явлениях молекулы не изменяются – изменяется агрегатное состояние. Вспомните, в природе вещества находятся в трёх агрегатных состояниях: твёрдое, жидкое, газообразное.
Агрегатное состояние зависит от вида частиц (атомы, молекулы); вид связи между частицами.
При химических реакциях молекулы распадаются, поэтому они являются химически делимыми частицами.
Например, при пропускании электрического тока через воду происходит образование новых веществ – кислорода и водорода. При распаде молекулы воды атомы остались неизменными. Атом кислорода и атом водорода заново перегруппировались с образованием новых веществ.
То же самое происходит при любом химическом процессе: молекулы разрушаются но атомы остаются неизменными.
Молекулы состоят из атомов. (запись в тетради)
Атомы были придуманы в Греции в пятом веке до нашей эры. Философ Левкипп (500 – 440 до н.э.) задался вопросом, можно ли каждую часть материи, какая бы малая она не была, разделить на ещё долее мелкие части. Левкипп считал, что в результате такого деления можно получить настолько малую частицу, что дальнейшее деление станет невозможным.
Демокрит создал атомную теорию почти в современном виде. Однако эта теория – лишь плод философских размышлений, не связанный с окружающими явлениями. Она не была подтверждена экспериментально.
Французский физик Эдм. Мариотт подтвердил это соотношением через 14 лет после Бойля и заметил, что оно выполняется только при постоянной температуре.
Эксперименты Бойля и Мариотта подтвердили существование мельчайших частиц вещества.
В течении последующих 150 лет основные усилия химиков были направлены на установление состава различных веществ.
Развитие техники количественных измерений и методов химического анализа позволило определять соотношение элементов в соединениях.
Итальянский химик Амадео Авагадро (1776-1856) установил, что молекулы простых газообразных веществ двухатомны:
Молекулы и атомы находятся в непрерывном движении. (запись в тетради)
Вспомните Броуновское движение: беспорядочно движущиеся молекулы жидкости или газа сталкиваются с твёрдой частицей и изменяют модуль скорости и направление её движения (1827)
При физических явлениях молекулы сохраняются, а при химических разрушаются. (запись в тетради)
Атомы в химических реакциях не разрушаются. Новые вещества образуются из тех атомов, из которых состояли исходные вещества. (запись в тетради)
IV . Подведение итогов урока.
V. Постановка домашнего задания
8 класс. Химия. Атомно-молекулярное учение.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Атомно-молекулярная теория базируется на следующих законах и утверждениях:
Все вещества состоят из атомов
Атомы одного химического вещества (химический элемент) обладают одинаковыми свойствами, но отличаются от атомов другого вещества
При взаимодействии атомов образуются молекулы (гомоядерные — простые вещества, гетероядерные — сложные вещества)
При физических явлениях молекулы не изменяются, при химических происходит изменение их состава
Химические реакции заключаются в образовании новых веществ из тех же самых атомов, из которых состояли исходные вещества
Закон постоянства состава (закон кратных отношений) — любое определенное химически чистое соединение независимо от способа его получения состоит из одних и тех же химических элементов, причем отношения их масс постоянны, а относительные числа их атомов выражаются целыми числами
Аллотропия — существование одного и того же химического элемента в виде нескольких простых веществ, различных по строению и свойствам.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс повышения квалификации
Современные образовательные технологии в преподавании химии с учетом ФГОС
Номер материала: ДБ-544596
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.