аванесова г а культурно досуговая деятельность теория и практика организации
Читать онлайн «Культурно-досуговая деятельность»
Автор Галина Аванесова
Рекомендовано У МО учебных заведений
Российской Федерации по образованию в области
сервиса и туризма Минобрнауки России в качестве
учебного пособия для студентов высших учебных
заведений, обучающихся по специальности 100103
«Социально-культурный сервис и туризм»
ПРЕСС
Москва
2006
УДК [338. 467. 6:79](470+571)(075. 8)
ББК 65. 497. 7(2Рос)-2+77. 04(2Рос)я73-1
А 18
Рецензенты:
доктор культурологии, профессор В. М Чижиков;
доктор философских наук, профессор И. Г. Хангельдиева
Аванесова Галина Алексеевна
Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика органи-
зации : Учебное пособие для студентов вузов / Г. А. Аванесова. — М. :
Аспект Пресс, 2006. — 236 с.
18ВК 5-7567-0424-8
Учебное пособие предназначено для профессиональной подготовки специали-
стов в области культурного менеджмента (организаторов шоу-бизнеса, экономистов
сферы досуга, руководителей оздоровительных центров, учреждений искусства),
сервиса, туризма, гостеприимства. Предмет «Культурно-досуговая деятельность»
включен в перечень обязательных общепрофессиональных дисциплин федерально-
го компонента. В пособии рассмотрены научно-теоретические представления о куль-
турно-досуговой деятельности, дан ее анализ как общественного и культурного явле-
ния, как разновидности экономической практики и бизнеса (сфера социокультурных
услуг). Представлен анализ культурного менеджмента, способов организации и тех-
нологий обслуживания потребителей в важнейших сегментах досуга (в музыкальной
индустрии, производстве теле- и радиопередач, искусстве, спорте, игровой активно-
сти, туризме), а также в индустрии развлечений (в игровом и шоу-бизнесе).
Для подготовки специалистов в области сервиса, туризма, гостеприимства, о также
студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социально-
культурный сервис и туризм».
УДК [338. 467. 6:79](470+571)(075. 8)
ББК 65. 497. 7(2Рос)-2+77. 04(2Рос)я73-1
В оформлении обложки использованы фрагменты картин А. Руссо,
Б. М. Кустодиева и западноевропейского мастера женских полу фигур (XVI в. )
5-7567-0424-8 © ЗАО Издательство «Аспект Пресс», 2006
Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте
>у\у>у. а8рес1 рге88. ги
Введение
Учебное пособие «Культурно-досуговая деятельность» содержит ма-
териал, предусмотренный учебной дисциплиной с аналогичным назва-
нием. В наиболее полном объеме дисциплина «Культурно-досуговая де-
ятельность» осваивается студентами в вузах культуры и искусства РФ в
рамках подготовки целого ряда высококвалифицированных специалис-
тов социально-культурной сферы. Так, в этих вузах готовят менеджеров
социально-культурной деятельности, а также менеджеров выставок и
презентаций, постановщиков культурно-досуговых или пластико-хоре-
ографических программ, продюсеров шоу-программ, технологов соци-
ально-культурной деятельности и др. В процессе подготовки специали-
стов в институтах культуры и искусства справедливо акцентируется вни-
мание на художественно-эстетических и общественных аспектах
организации досуга.
Одновременно дисциплина «Культурно-досуговая деятельность» фи-
гурирует в ходе подготовки специалистов социокультурного сервиса и
туризма, спрос на овладение которыми в современной России стреми-
тельно растет. Здесь этот предмет представлен в федеральном компо-
ненте и обозначен в перечне общих профессиональных дисциплин. Сле-
дует отметить, что в этом случае при подготовке специалистов в боль-
шей степени обращается внимание на организационно-технологические,
сервисные и предпринимательские функции в процессе организации
досуга. Представленное пособие ориентировано в первую очередь бу-
дущим специалистам сферы социокультурной деятельности, сервиса и
туризма.
Материал данного пособия может быть широко использован также
в ходе подготовки множества других специалистов, тем или иным обра-
зом причастных к организации досуга населения. Речь идет о работни-
ках музеев, библиотек, об организаторах досугового бизнеса, о трене-
рах спортивно-оздоровительных учреждений, о служащих тех подраз-
делений органов власти, которые реализуют социальную и культурную
политику, о социальных работниках и социальных педагогах и др.
Содержание учебного материала выстраивается вокруг трех само-
стоятельных направлений: во-первых, рекреационных и художествен-
но-эстетических сторон досуговой деятельности; во-вторых, вопросов
ее общественного значения и государственно-правового регулирования;
в-третьих, ее организационно-сервисных, предпринимательских, финан-
. Ныне часть этой литературы продолжает оставаться актуальной, хотя
и с поправками на новые реалии жизни и отдыха людей.
Начиная с 1960-х годов ученые разных предметно-дисциплинарных
направлений (прежде всего историки, социологи, психологи, педагоги)
стали проводить теоретические исследования по изучению рекреации,
досуга, праздников. В этом случае анализ досуга выходил за рамки от-
раслевого подхода, приобретая более разносторонний характер. Пози-
тивный вклад целого ряда советских исследователей в становление на-
учных представлений о досуге и отдыхе населения сегодня следует оце-
нить вполне определенно. О деятельности этих ученых сказано ниже в
Введение
соответствующих разделах пособия, их имена и труды представлены в
библиографических списках.
В середине 90-х годов XX в. распространение рыночных отноше-
ний в нашей стране, а также развитие бизнеса в экономической сфере
культуры порождают новые требования к организации досуга в обще-
ственной практике. Например, остро встали проблемы формирования
финансовой основы организации досуга, необходимость учета культур-
но-рекреационных запросов и предпочтений разных групп населения
и т. п. Все это стремительно трансформировало процесс подготовки са-
мих организаторов, что, в частности, отразилось на появлении новых
профессий и специализаций в области досуга и культуры — менедже-
ров культуры, продюсеров индустрии развлечений, персонала туристс-
ких фирм и др.
С этого же периода учебная литература, обеспечивающая процессы
профессиональной подготовки в системе высшего и среднего специаль-
ного образования, обновляется, приобретая проблемно разнообразный
характер, а также дополняясь тематикой, связанной с экономическими,
управленческими, сервисно-технологическими аспектами культурно-до-
суговой сферы1. Однако до сего дня новая литература не восполняет те
лакуны, которые рождены радикальной трансформацией хозяйственных
условий, административных правил и правовых норм, определяющих
жизнь и отдых граждан России.
Вместе с тем предпринимательская практика организации досуга на-
селения, в частности бизнес-стратегии, и инновационные проекты ме-
неджеров культуры смогли за последние десять лет совершить прорыв в
приумножении развлекательных видов досуговой деятельности с более
совершенными технологиями обслуживания. Ныне частные фирмы и
коммерческие центры досуга заметно потеснили (но не обесценили и
не вытеснили) усилия государственных учреждений культуры в этом
деле.
Вместе с тем в организации общественного досуга имеют место и
настораживающие тенденции, слабо совместимые с отечественными тра-
дициями. Так, снижается значимость целого ряда традиционно-народ-
ных форм досуга. Некоторые виды отдыха, связанные с личностно раз-
1. 1. Понятия свободного времени, рекреации,
культурно-досуговой деятельности
Что такое свободное время и досуг? Когда люди говорят о досуге,
чаще всего они имеют в виду свободное от работы время. Однако уче-
ные-исследователи и менеджеры, работающие в области организации
досуга населения, не отождествляют эти явления, хотя они тесно связа-
ны между собой.
Под досугом современного человека подразумевается время, кото-
рое свободно от необходимого труда в сфере общественного производ-
ства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций
в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений.
Для определения свободного времени отдельного человека из его
суточного бюджета времени (24 часа) следует вычесть время, которое
он затрачивает:
• на производственно-трудовые функции, включая дорогу к месту
работы и обратно;
• физиологический отдых (ночной сон);
• оздоровительные и санитарно-гигиенические нужды (включая ут-
ренний туалет, гимнастику, стирку белья, мытье посуды и др. );
• покупку продуктов, их приготовление, прием пищи;
• приобретение необходимых вещей, товаров повседневного спроса
и длительного пользования;
• воспитание малолетних детей, неотложную помощь близким лю-
дям (например, уход за больным) и др.
Доля суток, которая остается в распоряжении человека после ука-
занных вычислений, может быть определена как его досуг, или «чис-
тое» свободное время в течение дневного бодрствования. Именно этой
частью времени человек может распорядиться по своему усмотрению.
В будний день доля свободного времени у работающего человека —
относительно небольшая величина, 1-3 часа, а в некоторых случаях —
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Основная литература
2. Асанова И.М. Организация культурно-досуговой деятельности : учеб- ник для студ. учреждений высш. проф. образования / И.М.Асанова, С.О.Дерябина. — М. : Издательский центр «Академия», 2011. — 192 с.
6. Бронникова, Т. С. Разработка бизнес-плана проекта : учеб. пособие / Т. С. Бронникова. – М. : ИНФРА-М, 2012. – 224 с.
12. Жаркова Л.С. Организация деятельности учреждений культуры: Учебник. – М.: МГУКИ, 2011. – 396 с.
13. Жарков А.Д., Жаркова А.А. Игра как выразительное средство. Научно-методический комплекс «Игра+Праздник». Книга I. – М.: Кейп Паблишерз. – 2011. – 72 с.
17. Инновационные технологии в обучении культурно-досуговой деятельности: Сборник науч. статей. – М.: МГУКИ, 2011.
18. Козырева С.В. Технологические основы социально-культурной деятельности: учеб.-метод. пособие / С.В. Козырева; Забайкал. гос. ун-т. – Чита : ЗабГУ, 2014. – 147 с.
24. Социально-культурная деятельность: теория и практика; учеб.-метод. Пособие / Ю.Д. Багаув, М.И. Гомбоева, Н.Н. Замошникова, С.В. Козырева ; Забайкал. гос. ун-т. – Чита : ЗабГУ, 2014. – 211 с.
27. Трудовой кодекс РФ ФЗ редакция от 28.06.2014, с последними изменениями.
28. Тихоновская Г.С. Сценарно-режиссёрские технологии создания культурно-досуговых программ: Монография. – М.: Издательский Дом МГУКИ, 2011. – 352 с.
30. Шекова Е.Л. Управление учреждениями культуры в современных условиях. – СПб. Издательство «Лань», издательство «Планета музыки», 2016.
31. Экономика труда: социально-трудовые отношения / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. – М.: Экзамен, 2011. – 736 с.
32. Экономика, организация и управление на предприятии: учебное пособие / [А. В. Тычинский и др.]. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2011. – 475с.
33. Экономика фирмы: учебник / [А. С. Арзямов и др.]. – Москва: Инфра-М: Национальный фонд подготовки кадров, 2011. – 526, [1] с.
Ярошенко, Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник / Н. Н. Ярошенко. – Изд. 2-е, исправ. и доп. — М., МГУКИ, 2013. – 456 с.
Дополнительная литература
1. Безрукова, В. С. Педагогика: учебное пособие / В. С. Безрукова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013.
2. Гришин, В. В. Разрабатываем бизнес-стратегию фирмы : практ. пособие / В. В. Гришин, В. Г. Гришина. – М. : Дашков и К°, 2012. – 208 с. (У 9(2)291 Г 859 1416422).
6. Интернет-технологии в экономике знаний : учебник / под ред. Н. М. Абдикеева. – М. : ИНФРА-М, 2012. – 448 с. – (Высшее образование). (У. в И 733 1416031).
7. Кузнецова, И. А. Большой справочник для малого бизнеса : практ. пособие / И. А. Кузнецова, Е. А. Петрухина, И. Ю. Руденко. – М. : Дашков и К°, 2012. – 368 с. (У 9(2)290 К 891 1405225).
8. Муштук, О. З. Искушение бизнесом. Гримасы российского предпринимательства / О. З. Муштук. – М. : Московская финансово-промышленная академия, 2011. – 304 с. (У 9(2)290 М 934 1408233).
9. Полетаев, В. Э. Государство и бизнес в России: инновации и перспективы : монография / В. Э. Полетаев. – М. : ИНФРА-М, 2012. – 282 с. – (Национальные проекты). (У 050 П 497 1407190).
11. Синичкина, Н. Е. Новые страницы в истории педагогики университетского образования Петербурга рубежа XX-XXI вв. / Н. Е. Синичкина // Санкт-Петербург в истории и культуре России: материалы междунар. науч.-практ. конф.; под ред. И. Ю. Лапиной; СПбГАСУ. – СПб., 2012. – С. 15-23.
12. Синичкина, Н. Е. О «девиациях» в новой педагогической действительности высшей школы / Н. Е. Синичкина // Педагогическое пространство вуза: технологии, смыслы, ценности: материалы Всерос. науч.-практ. конф.; под ред. И. Ю. Лапиной, Н. Е. Синичкиной; СПбГАСУ. – СПб., 2012. – С. 264-268.
13. Хаймович, М. И. Бизнес в Российской Федерации: правовые и налоговые проблемы / М. И. Хаймович, Д. Д. Хаймович. – М. : ИНФРА-М, 2012. – 531 с. (Х 623.0 Х 155 1412136).
14. Экономика фирмы: учебник для вузов / [В. Я. Горфинкель и др.]. – Москва: ИД Юрайт, 2011. – 678с.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы*
№ п/п | Название сайта | Электронный адрес |
Теория социально-культурной деятельности | yaro-nik.narod.ru/Teoriya/ | |
История социально-культурной деятельности | yaro-nik.narod.ru/istoriya/ | |
Технологические основы социально-культурной деятельности. | window.edu.ru/. /pdf2txt?p_id. p. | |
Готовые работы по дисциплине: теория, методика и организация | www.nauka-shop.com/mod/shop/. /158/ | |
Формирование национального самосознания средствами социально-культурной деятельности. | diplomnie.com/publ/110-1-0-26379 | |
Историография педагогической теории | dibase.ru/article/19102009_ryabkovvm/3 |
7. Форма итогового контроля (зачет, дифференцированный зачет)
Аванесова г а культурно досуговая деятельность теория и практика организации
Будущему профессионалу уже на студенческой скамье необходимо овладеть технологией социальной коммуникации, достижениями мирового и отечественного художественного наследия, сформировать собственную позицию по отношению к художественным практикам современности. То есть речь идет не о простом обогащении студента разнообразными сведениями о культуре, а о формировании личности, имеющей собственный культурный образ и облик, способной к саморазвитию, умению адекватно реагировать на различные жизненные ситуации, реализовывать себя в конкурентном мире, вносить творческий вклад в культуру.
Цель исследования
Изучить функции культурно-досуговой деятельности студентов и их реализацию в Сибирском федеральном университете.
Материал исследования
Формирование общекультурных компетенций происходит во всем образовательном пространстве вуза, важнейшей педагогической составляющей которого является внеучебная, в том числе культурно-досуговая деятельность студентов.
Анализ современной научной литературы показал, что, во-первых, понятие «культурно-досуговая деятельность» находит широкое отражение в работах В.Е. Новаторова, Г.А. Аванесовой, Т.А. Турбиной, В.И. Гладилиной и других исследователей и, во-вторых, в настоящее время отсутствует единое унифицированное понимание сущности культурно-досуговой деятельности. Исследователями она рассматривается как:
Таким образом, досуг может рассматриваться как одна из составляющих жизни человека либо как средство, помогающее сделать эту жизнь более полной.
Результаты исследования
Проблема студенческого досуга нас интересует не как «наполняемость» свободного времени студента, а как время, «работающее на него». В вузах Сибирского федерального университета (СФУ) накоплен интересный опыт инновационных подходов в организации культурно-досуговой деятельности студентов, их приобщения к искусству на основе экспозиций виртуальных музеев, встреч с известными деятелями искусства и культуры и др. Подробнее о них мы постараемся рассказать вам далее.
В СФУ создан специальный совет по воспитательной работе. Он является общеуниверситетским координационным и консультативным органом по вопросам организации воспитательной работы со студентами. В составе совета проректор и начальник управления молодежной политики СФУ, заместители директоров разных ВУЗов СФУ, преподаватели кафедр. Совет создан с целью систематизации, координации и развития воспитательной работы всех структурных подразделений университета и общественных объединений, направленной на реализацию концепции воспитательной работы в университете.
Исследователи досуговых практик выделяют основные функции досуга: развивающую, информационно-просветительскую, культурно-творческую и рекреативно-оздоровительную. Рассмотрим каждую функцию более детально и свяжем их с объединениями, которые работают для студентов в СФУ.
1.Развивающая функция направляет и объединяет все функции между собой (информационно-просветительскую, культурно-творческую и рекреативно-оздоровительную). Каждая из них, имея свою цель и направленность, так или иначе связана с развитием и самовоспитанием личности, ее социальным самоутверждением.
2.Культуро-творческая функция связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, спортивно-игровая, художественно-театральная), целенаправленная на творческую учебную деятельность студентов (фестивали, олимпиады, конкурсы, туристические походы). Культурно-творческая функция досуговых практик компенсирует имеющийся дефицит возможностей для реализации разносторонних творческих способностей студента возникающий при реализации образовательного процесса вуза.
3.Рекреативно-оздоровительная функция заключается в разработке и осуществлении множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программс целью восстановления сил, затраченных в процессе учебного труда, снятия напряжения и одновременно развивающего воздействия. Эта функция по содержанию и характеру ориентирована как на активный, так и на пассивный досуг, организованный (запрограммированный) и неорганизованный, коллективный и индивидуальный.
4. Информационно-просветительнаяфункция включает в себя педагогическую, образовательную, самообразовательную деятельность, направленную на духовное обогащение личности, приобретение системы знаний в соответствии с его интересами, предпочтениями, потребностями.
Данные функции реализованы в каждом культурно-досуговом студенческом объединении СФУ.
Например, для исполнения культурно-творческой функции создан Центр студенческой культуры Сибирского федерального университета, который занимается организацией и проведением корпоративных мероприятий университета, является организатором различных студенческих фестивалей, конкурсов, объединяет такие творческие коллективы университета, как:
Основными направлениями деятельности Центра являются:
Одно из важнейших направлений работы Центра является развитие эстетических вкусов и предпочтений студенческой аудитории, ее «просветление искусством» через посещение симфонического, инструментального концертов и др. Бесплатный доступ к музыкальной и театральной классике получили студенты СФУ, благодаря сотрудничеству Центра студенческой культуры с Красноярской краевой филармонией.
Рекреативно-оздоровительная функция также нашла свое отражение в соответствующих проектах СФУ. Созданы специальные спортивные объекты (спорткомплексы и тренажерные залы, спорткомплекс с плавательным бассейном, лыжная база, зал атлетизма, футбольное поле и др.) в которых для студентов и преподавателей работают отдельные спортивные секции по плаванию, аэробике, биатлону, лыжным гонкам, сноуборду, баскетболу, волейболу, футболу, легкой и тяжелой атлетике, скалолазанию, боксу, вольной борьбе, дзюдо, самбо и др.
Длялюбителей экстремального спорта в СФУ созданы «Туристический клуб» и «Школа начального уровня туристской подготовки».Сборная команда университета по спортивному туризму является неоднократным победителем и призером соревнований регионального и всероссийского уровня на туристских спортивных дистанциях и маршрутах по пешеходному, горному, лыжному и водному туризму.
В школе начального уровня туристской подготовки осуществляется подготовка и переподготовка кадров спортивного туризма для организации и проведения спортивных походов, спортивных туров и путешествий, экспедиций и других туристско-спортивных мероприятий, в основе которых лежит организация прохождения туристского маршрута с включением категорированных локальных или протяженных препятствий, а также инструкторских (тренерских) кадров для организации и проведения учебных мероприятий путём организации и проведения школ, семинаров, сборов и т.п. по спортивному туризму.
И, конечно же, СФУ не остался в стороне от Всемирной зимней Универсиады в 2019году. Создан студенческий штаб «Универсиада-2019». Это студенческий координационный орган вуза, деятельность которого направлена на вовлечение студенчества в подготовку и популяризацию Универсиады в Красноярске. Волонтеры данного штаба помогали в проведении мероприятий в рамках заявочной компании (организовывали лекции, флеш-мобы, акции и т.д.). Набирались опыта волонтерской деятельности в Казани на летней универсиаде. Работали волонтерами на зимних Олимпийских и Параолимпийских играх в Сочи. В 2015 году делегация с Красноярска помогала в проведении 16-го чемпионата мира ФИНА по водным видам спорта в г. Казани.
Информационно-просветительная функция осуществляется через студенческие отряды. Это форма организации студентов, изъявивших желание в свободное от учебы время трудиться в различных отраслях хозяйства, выполняющих общую производственную задачу и одновременно реализующих общественно полезную программу. Помимо работы, в свободное от учебы время, участники студенческих отрядов реализуют добровольческие проекты, оказывают помощь ветеранам, пожилым людям, людям с ограниченными возможностями; ведется шефская работа над детскими домами; силами студенческих отрядов восстанавливаются и ремонтируются памятники и объекты культурного наследия.
Вся деятельность СФУ как учебная, так и внеучебная отражается в творчестве журналистов, фотографов учебно-производственной лаборатории телевидения СФУ, Студенческого информационного агентства и университетской газеты.
В рамках одной из флагманских программ «Союза молодежи» создано направление «Кураторство», ориентированное на адаптацию первокурсников в стенах университета. Работа организована как с самими первокурсниками (игры на сплочение, экскурсии по кампусу университета и городу, информирование студентов и др.), так и с кураторами (проведение тренингов).
Лига КВН СФУ Бард-клубы Вокальные студии Рок-клуб Танцевальные коллективы Клуб поингаПлавание Аэробика Биатлон Лыжные гонки Сноуборд Баскетбол Волейбол Футбол Легкая атлетика Тяжелая атлетика Скалолазание Туризм Бокс Вольная борьба Дзюдо Самбо Фитнес-тренировки Йога Кулинарные мастер-классы Лекции по теории питании и фитнеса Туристический клуб Школа начального уровня туристской подготовки Волонтерство Штаб «Универсиада-2019» Красноярский краевые студенческие отряды Телевидение СФУ Газета «Сибирский форум. Интеллектуальный диалог» Музей СФУ Клуб интересных людей «Персона» Научное кафе СФУ «Фехтование»
«Союз молодежи» «Кураторство»и др.
РЕКРЕАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ
Функции культурно-досуговой деятельности и их реализация студентами СФУ
Выводы
Таким образом, мы считаем, что в СФУ насыщенна и хорошо развита культурно-досуговая сфера. У студентов есть большие возможности реализовать себя и свой внутренний потенциал. Единственныйнедостаток состоит в том, что рекламная компания данных клубов недостаточно эффективно организована и не все студенты осведомлены о существовании той или инойстуденческой организации. Для этого нами планируется создать группу в молодежной социальной сети Вконтакте, где будут объединены все информационные потоки сферы досуговой деятельности.
Рецензенты:
Ценюга С.Н., д.п.н., профессор кафедры педагогики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск;
Мезинов В.Н, д.п.н., профессор кафедры психологии и педагогики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», г. Елец.