авраамиев городецкий монастырь костромская область

Авраамиев городецкий монастырь костромская область

Основатель монастыря преподобный Авраамий, по преданию, родился в Ростове Великом и, начав свои подвижнические труды в Вознесенском Печерском монастыре Нижнего Новгорода, перешел затем в обитель преподобного Сергия Радонежского – где сам «игумен всея Руси» постриг его в монашество, а по прошествии нескольких лет благословил на исхождение в пустынные места для уединенной жизни. В 1350 году преподобный поселился на берегах Галичского озера, где совершилось чудесное явление ему иконы Божией Матери «Умиление». Основав на месте явления монастырь, получивший название Нового Заозерского, преподобный затем удалился на пустынные берега реки Виги, затем еще выше по течению реки и, наконец – на берега Чухломского озера. Каждое место пребывания святого Авраамия, укрывавшегося от людской славы, было ознаменовано созданием иноческой обители (Великой пустыни Положения пояса Пресвятой Богородицы, Верхней пустыни Собора Пресвятой Богородицы на реке Виге); последним из четырех монастырей, основанных подвижником в Костромском крае, стала Свято-Покровская обитель «на городце» – городище, покинутом угро-финскими племенами в XIII веке и расположенном на берегу Чухломского озера напротив города Чухломы.

Еще при жизни преподобного Авраамия число братии Городецкой обители достигло ста человек. Ее основатель, отошедший ко Господу в день памяти святого пророка Илии в 1375 году, был погребен в монастыре у алтаря деревянного Покровского храма.

Первый каменный храм монастыря, посвященный Покрову Пресвятой Богородицы, начали строить в 1608 году, однако Смутное время и его последствия привели к тому, что работы затянулись надолго: лишь в 1631 году возведение храма, в Ильинском приделе которого под спудом покоились мощи преподобного Авраамия, завершилось. В конце сороковых годов XVII века в обители возвели Святые врата с надвратной Никольской церковью, во второй половине XVII столетия – двухэтажный собор в честь Рождества Христова (разобранный во второй половине XIX века). В 1764-1768 годах монастырь обнесли каменной оградой с четырьмя башнями.

При проведении монастырской реформы 1764 года Авраамиево-Городецкая обитель – единственная из четырех, основанных преподобным на Костромской земле – не претерпела закрытия и обращения в приход. В 1857-1867 годах на месте Ильинского придела Покровского храма был возведен величественный собор в честь иконы Божией Матери «Умиление»; в первой половине семидесятых годов XIX века монастырь украсила пятиярусная колокольня. На берегу озера, в «подгории», где подвизался преподобный, над выкопанным им самим небольшим колодцем стояла деревянная часовня; ежегодно в день памяти святого Авраамия сюда из обители совершался крестный ход. Нужно отметить, что по древней традиции память преподобного в монастыре отмечалась не в день празднования святому пророку Илие, а накануне, 19 июля по старому стилю – из-за совпадения дня преставления подвижника с престольным монастырским праздником.

В 1919 году Авраамиево-Городецкий монастырь был упразднен, однако его последнему настоятелю архимандриту Серапиону (Михайлову; 1875-1942) и братии удалось зарегистрироваться как приходской общине. Богослужения в обители продолжались до декабря 1928 года, когда храмы окончательно закрыли, а насельники были изгнаны из монастыря. На его территории с середины двадцатых годов размещался детский дом, с 1935 года до конца пятидесятых годов – машинно-тракторная станция. До 1975 года в келейном корпусе располагалась средняя школа, переведенная затем в новое здание в селе Ножкино.

В марте 1991 года Костромской облисполком утвердил решение Чухломского райисполкома о передаче Костромской епархии всего ансамбля монастырских зданий. Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь был возрожден определением Священного Синода Русской Православной Церкви 25 марта 1991 года. Уже в 1992 году был восстановлен Никольский надвратный храм, в 1993 году – расчищен колодец преподобного Авраамия; 31 июля 1993 года в монастырь из Успенского храма города Чухломы перенесли хранившийся там с 1928 года старинный надгробный покров с раки святых мощей городецкого подвижника. 1 августа 1994 года состоялось первая Божественная литургия в соборе в честь иконы Божией Матери «Умиление».

Источник

Авраамиев городецкий монастырь костромская область

авраамиев городецкий монастырь костромская область. Смотреть фото авраамиев городецкий монастырь костромская область. Смотреть картинку авраамиев городецкий монастырь костромская область. Картинка про авраамиев городецкий монастырь костромская область. Фото авраамиев городецкий монастырь костромская область

авраамиев городецкий монастырь костромская область. Смотреть фото авраамиев городецкий монастырь костромская область. Смотреть картинку авраамиев городецкий монастырь костромская область. Картинка про авраамиев городецкий монастырь костромская область. Фото авраамиев городецкий монастырь костромская область

Основав на месте явления монастырь, получивший название Нового Заозерского, преподобный затем удалился на пустынные берега реки Виги, затем еще выше по течению реки и, наконец – на берега Чухломского озера. Каждое место пребывания святого Авраамия, укрывавшегося от людской славы, было ознаменовано созданием иноческой обители (Великой пустыни Положения пояса Пресвятой Богородицы, Верхней пустыни Собора Пресвятой Богородицы на реке Виге).

авраамиев городецкий монастырь костромская область. Смотреть фото авраамиев городецкий монастырь костромская область. Смотреть картинку авраамиев городецкий монастырь костромская область. Картинка про авраамиев городецкий монастырь костромская область. Фото авраамиев городецкий монастырь костромская область

Последним из четырех монастырей, основанных подвижником в Костромском крае, стала Свято-Покровская обитель «на городце» – городище, покинутом угро-финскими племенами в XIII веке и расположенном на берегу Чухломского озера напротив города Чухломы.

авраамиев городецкий монастырь костромская область. Смотреть фото авраамиев городецкий монастырь костромская область. Смотреть картинку авраамиев городецкий монастырь костромская область. Картинка про авраамиев городецкий монастырь костромская область. Фото авраамиев городецкий монастырь костромская область

авраамиев городецкий монастырь костромская область. Смотреть фото авраамиев городецкий монастырь костромская область. Смотреть картинку авраамиев городецкий монастырь костромская область. Картинка про авраамиев городецкий монастырь костромская область. Фото авраамиев городецкий монастырь костромская область

Первый каменный храм монастыря, посвященный Покрову Пресвятой Богородицы, начали строить в [Авраамиево-Городецкий мужской монастырь. Фото начала XX века.] 1608 году, однако Смутное время и его последствия привели к тому, что работы затянулись надолго: лишь в 1631 году возведение храма, в Ильинском приделе которого под спудом покоились мощи преподобного Авраамия, завершилось.

авраамиев городецкий монастырь костромская область. Смотреть фото авраамиев городецкий монастырь костромская область. Смотреть картинку авраамиев городецкий монастырь костромская область. Картинка про авраамиев городецкий монастырь костромская область. Фото авраамиев городецкий монастырь костромская область

В конце сороковых годов XVII века в обители возвели Святые врата с надвратной Никольской церковью, во второй половине XVII столетия – двухэтажный собор в честь Рождества Христова (разобранный во второй половине XIX века). В 1764-1768 годах монастырь обнесли каменной оградой с четырьмя башнями.

авраамиев городецкий монастырь костромская область. Смотреть фото авраамиев городецкий монастырь костромская область. Смотреть картинку авраамиев городецкий монастырь костромская область. Картинка про авраамиев городецкий монастырь костромская область. Фото авраамиев городецкий монастырь костромская область

авраамиев городецкий монастырь костромская область. Смотреть фото авраамиев городецкий монастырь костромская область. Смотреть картинку авраамиев городецкий монастырь костромская область. Картинка про авраамиев городецкий монастырь костромская область. Фото авраамиев городецкий монастырь костромская область

При проведении монастырской реформы 1764 года Авраамиево-Городецкая обитель – единственная из четырех, основанных преподобным на Костромской земле – не претерпела закрытия и обращения в приход. В 1857-1867 годах на месте Ильинского придела Покровского храма был возведен величественный собор в честь иконы Божией Матери «Умиление»; в первой половине семидесятых годов XIX века монастырь украсила пятиярусная колокольня.

авраамиев городецкий монастырь костромская область. Смотреть фото авраамиев городецкий монастырь костромская область. Смотреть картинку авраамиев городецкий монастырь костромская область. Картинка про авраамиев городецкий монастырь костромская область. Фото авраамиев городецкий монастырь костромская область

На берегу озера, в «подгории», где подвизался преподобный, над выкопанным им самим небольшим колодцем стояла деревянная часовня; ежегодно в день памяти святого Авраамия сюда из обители совершался крестный ход. Нужно отметить, что по древней традиции память преподобного в монастыре отмечалась не в день празднования святому пророку Илие, а накануне, 19 июля по старому стилю – из-за совпадения дня преставления подвижника с престольным монастырским праздником.

авраамиев городецкий монастырь костромская область. Смотреть фото авраамиев городецкий монастырь костромская область. Смотреть картинку авраамиев городецкий монастырь костромская область. Картинка про авраамиев городецкий монастырь костромская область. Фото авраамиев городецкий монастырь костромская область

авраамиев городецкий монастырь костромская область. Смотреть фото авраамиев городецкий монастырь костромская область. Смотреть картинку авраамиев городецкий монастырь костромская область. Картинка про авраамиев городецкий монастырь костромская область. Фото авраамиев городецкий монастырь костромская область

В марте 1991 года Костромской облисполком утвердил решение Чухломского райисполкома о передаче Костромской епархии всего ансамбля монастырских зданий. Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь был возрожден определением Священного Синода Русской Православной Церкви 25 марта 1991 года. Уже в 1992 году был восстановлен Никольский надвратный храм, в 1993 году – расчищен колодец преподобного Авраамия.

авраамиев городецкий монастырь костромская область. Смотреть фото авраамиев городецкий монастырь костромская область. Смотреть картинку авраамиев городецкий монастырь костромская область. Картинка про авраамиев городецкий монастырь костромская область. Фото авраамиев городецкий монастырь костромская область

31 июля 1993 года в монастырь из Успенского храма города Чухломы перенесли хранившийся там с 1928 года старинный надгробный покров с раки святых мощей городецкого подвижника. 1 августа 1994 года состоялось первая Божественная литургия в соборе в честь иконы Божией Матери «Умиление».

Источник

Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь

Мiръ Россия Костромская область село Ножкино Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь

авраамиев городецкий монастырь костромская область. Смотреть фото авраамиев городецкий монастырь костромская область. Смотреть картинку авраамиев городецкий монастырь костромская область. Картинка про авраамиев городецкий монастырь костромская область. Фото авраамиев городецкий монастырь костромская область

Содержание

История [ править ]

авраамиев городецкий монастырь костромская область. Смотреть фото авраамиев городецкий монастырь костромская область. Смотреть картинку авраамиев городецкий монастырь костромская область. Картинка про авраамиев городецкий монастырь костромская область. Фото авраамиев городецкий монастырь костромская область

Монастырь основан в XIV веке преподобным Авраамием Чухломским, учеником Сергия Радонежского (уже после того, как им же был основан Успенский монастырь на Галичском озере). Уже при жизни преподобного Авраамия была возведена деревянная Покровская церковь, а число насельников превысило сотню человек. Незадолго до кончины (1375 год) святой Авраамий удалился из монастыря в уединённый скит вблизи обители.

Каменное строительство в обители началось в начале XVII века. В 1608 году «по вере и обещанию» царя Василия Ивановича Шуйского и по благословению патриарха Гермогена был заложен каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Однако после свержения Василия Шуйского строительство приостановилось и было завершено лишь к 1631 году. Храм являлся первым каменным храмом в северной части Костромского края. Под спудом храма находились мощи преподобного Авраамия.

В конце 1640-х годов каменное строительство продолжилось. До конца XVII века были построены каменные Святые врата с надвратной церковью и двухэтажный трёхшатровый храм Рождества Христова. В конце XVII века по указу Петра I один из колоколов с колокольни Покровского собора был снят и отправлен в Москву на Пушечный двор. Долгое время монастырь пребывал в упадке. В 1848 году была разобрана колокольня Покровского собора.

В 1857 году на месте Ильинского придела Покровского храма началось строительство нового собора в честь иконы Божией Матери «Умиление». Пятиглавый четырёхстолпный собор был построен на основе образцового проекта К.А. Тона и освящён в 1867 году.

Вскоре после освящения нового собора был разобран трёхшатровый храм Рождества Христова. В 1870-х гг. была построена пятиярусная колокольня по образцу колокольни Симонова монастыря в Москве (также проект К.А. Тона). Как и в случае с собором, первоначальный проект был упрощён.

В 1808 году в монастыре была установлена серебряно-медная рака над мощами преподобного Авраамия. В 1895 году на средства чухломских крестьян-отходников (питерщиков) была изготовлена новая рака из серебра, представлявшая собой памятник ювелирного искусства того времени.

Над колодцем, выкопанным преподобным Авраамием, стояла деревянная часовня, ежегодно к этому месту совершался многолюдный крестный ход из монастыря.

Начиная с первой половины XV века в монастырь делали вклады галичские, а затем и московские князья, местные дворяне жертвовали обители «на помин души» свои вотчины и угодья. К середине XV века монастырю принадлежали соляная варница и доли в нескольких варницах в Соли Галицкой (Солигаличе). В 1450 году эти варницы были освобождены от всех пошлин. Во второй половине XV века Иван III дал монастырю исключительное право на рыбную ловлю в реках Вёксе, Святице, Соне и Мокше. К 1622 году на территории современных Чухломского, Галичского и Солигаличского районов монастырю принадлежали 1 погост, 2 сельца, 29 деревень, 3 починка и 7 пустошей, а также монастырь имел своё подворье на посаде в Галиче.

В 1764 году в результате секуляризационной реформы Екатерины II монастырь был выведен за штат и лишён всех вотчин.

С начала XIX века особый размах приобрели Авраамиевские ярмарки, приуроченные к престольным праздникам монастыря и проходившие у её стен. Проводились 4 ярмарки, три из них – в июле, одна – в октябре.

К 1912 году монастырь имел 337 десятин земли, в нём было три храма.

В 1919 году обитель была лишена права юридического лица, однако архимандриту Серапиону с братией удалось зарегистрироваться как приходской общине. Весной 1922 года у монастыря были конфискованы ценности, в том числе серебряная рака с гробницы преподобного Авраамия. По причине конфискации имущества монастыря Чухломский уезд вышел на первое место в Костромской губернии по количеству изъятого церковного серебра, уступив только Костроме.

В середине 1920-х гг. в монастырские здания из Чухломы был перемещён детский дом. Это послужило поводом для окончательного закрытия монастыря в 1928 году, так как он, по мнению властей, отрицательно влиял на души детей. В середине 30-х годов братия была расстреляна.

После закрытия часть имущества монастыря была передана детскому дому (закрыт в 1930-е годы), часть – чухломскому и судайскому клубам. Часовня была передана на постройку одной из крестьянок. Предполагалось разместить на территории обители дом отдыха для рабочих и служащих Чухломского и Солигаличского уездов.

В 1930-е годы в храмовых зданиях монастыря разместилось зернохранилище, в 1935 году – Жаровская машинно-тракторная станция (закрыта в 1950-х гг.). В конце 1950-х годов в бывшем корпусе келий была размещена Жаровская семилетняя школа.

В начале 1970-х годов в монастыре проводились консервационно-восстановительные работы. Реставрационные работы проводились с участием студенческих строительных отрядов Московского архитектурного института (МАРХИ). В 1975 году они были прекращены, а Жаровская школа выведена с территории монастыря.

1 августа 1990 года на территории монастыря был совершён молебен и заупокойная лития по почившей братии, у мощей преподобного Авраамия было пропето величание ему. В июне 1991 года начались восстановительные работы.

В 1992 году был восстановлен Никольский надвратный храм[2]. Весной 1993 года был найден и расчищен колодец, выкопанный преподобным Авраамием. Осенью 1993 года был установлен и освящён крест на колокольне. Летом 1994 года был освящён собор в честь иконы Божией Матери «Умиление», в 1996 году были освящены все три его престола. В 1997 году на территории монастыря была возведена часовня в память о 400-летии со дня рождения основателя русской ветви рода Лермонтовых Джорджа (в православии Юрия) Лермонта, похороненного на территории монастыря.

Современное состояние [ править ]

В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Возрастает число насельников обители.

Совершенствуются формы социального служения.

Источник

Авраамиев Городецкий монастырь

авраамиев городецкий монастырь костромская область. Смотреть фото авраамиев городецкий монастырь костромская область. Смотреть картинку авраамиев городецкий монастырь костромская область. Картинка про авраамиев городецкий монастырь костромская область. Фото авраамиев городецкий монастырь костромская область

Авраамиев Городецкий монастырь. Фото XIX векаСтранаРоссияСелоНожкиноКонфессияПравославиеЕпархияКостромскаяТипМужскойДата основанияXIV векОсновные даты:Реликвии и святыниМощи св. Авраамия ЧухломскогоСтатусДействующий монастырь

Авраамиев Покровский Городецкий монастырь — мужской монастырь в селе Ножкино Костромской области на берегу Чухломского озера.

История

Монастырь основан в XIV веке преподобным Авраамием Чухломским, учеником Сергия Радонежского (уже после того, как им же был основан Успенский монастырь на Галичском озере). Уже при жизни преподобного Авраамия была возведена деревянная Покровская церковь, а число насельников превысило сотню человек. Незадолго до кончины (1375 год) святой Авраамий удалился из монастыря в уединённый скит.

К 1912 году монастырь имел 337 десятин земли, в нём было три храма. В число святынь обители входили:

В монастыре находились могилы княжны Елены Владимировны Долгорукой и представителей старинных родов Лермонтовых и Мамаевых.

В 1918 году обитель была лишена права юридического лица, а в 1929 — окончательно закрыта. Архимандрит Серапион с братией были расстреляны.

В сентябре 1970—1975 годах проводилось частичное восстановление зданий. В 1992 году монастырь официально возрождён.

Ссылки

Литература

Авраамиев Городецкий монастырь | Богоявленский монастырь (Кострома) | Богоявленский монастырь (Юрьевец) | Знаменский монастырь (Кострома) | Игрицкий-Богоридицкий Песошенский монастырь | Ипатьевский монастырь | Железноборовский Предтеченский Яковлевский монастырь | Макарьево-Унженский монастырь | Макарьево-Писемский монастырь | Монастырь во имя святых Царственных страстотерпцев | Паисиево-Галичский монастырь | Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский монастырь | Успенская Тетеринская пустынь

Полезное

Смотреть что такое «Авраамиев Городецкий монастырь» в других словарях:

Авраамиев Богоявленский монастырь — У этого термина существуют и другие значения, см. Богоявленский монастырь. У этого термина существуют и другие значения, см. Авраамиев монастырь. Монастырь со стороны озера … Википедия

АВРААМИЕВ ГОРОДЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ — Авраамиев Городецкий монастырь Авраамиев Городецкий монастырь (Костромской и Галичской епархии), в с. Ножкине Чухломского р на, основан в кон. XIV в. прп. Авраамием Галичским (Чухломским, Городецким) на месте заброшенного «городка» («городца»),… … Православная энциклопедия

ПОКРОВСКИЙ АВРААМИЕВ ГОРОДЕЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ — Костромская еп., на берегу Чухломского озера, в окрестностях г. Чухломы. Основан в XIV в. прп. Авраамием Галичским, мощи которого почивали здесь в соборном храме в честь иконы Божией Матери «Умиление». Здесь же находились: местночтимая икона прп … Русская история

АВРААМИЕВ НОВОЗАОЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ — Авраамиев Новозаозерский монастырь. Фотография 1999 г. Авраамиев Новозаозерский монастырь. Фотография 1999 г. в с. Умиление Галичского р на Костромской обл., первый мон рь в Галичской земле. Основан прп. Авраамием Галичским (Чухломским,… … Православная энциклопедия

Авраамиев монастырь — Авраамиев монастырь название нескольких русских монастырей. Авраамиев Богоявленский монастырь (Ростов) Авраамиев монастырь (Смоленск) Авраамиев Городецкий монастырь в селе Ножкино Костромской области … Википедия

Авраамиев монастырь (Смоленск) — У этого термина существуют и другие значения, см. Авраамиев монастырь. Монастырь Спасо Преображенский Авраамиев монастырь … Википедия

Авраамиев Покровский Городецкий — мужской монастырь Костромской епархии, в 11 верстах от уездного города Чухломы, на берегу Чухломского озера. Основан в XIV в. преп. Авраамием Чухломским. М рь общежительный, с 1764 г. заштатный, имеет 337 десятин земли. Храмов в м ре три: 1)… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Ипатьевский монастырь — Монастырь Свято Троицкий Ипатьевский монастырь Ви … Википедия

Железноборовский Предтеченский Яковлевский монастырь — Монастырь Свято Предтеченский Иаково Железноборовский монастырь Страна Россия Местоположение Костромская область, село Борок … Википедия

Макарьево-Унженский монастырь — Монастырь Макарьево Унженский монастырь Свято Троицкий Макарьево Унженский женский монастырь Дореволюционное фото С. М. Прокудина Горского … Википедия

Источник

Становление архитектурного ансамбля Чухломского Авраамиево-Городецкого монастыря в XIV–XVIII вв.

Становление и изменение архитектурного ансамбля Авраамиево-Городецкого монастыря в историографии рассмотрено подробно. Однако большинство работ очень кратки и сообщают только о наименовании храмов (реже построек) и времени их постройки (в большинстве случае приблизительно).

Появление первых построек в обители преподобного Авраамия связано с деятельностью самого святого, когда, прибыв к Чухломскому озеру «в подгори, близ самых вод, построил для молитвы деревянную часовню»1. Эта часовня с небольшими изменениями и перестройками сохранилась до начала XX века2 и в начале 1929 года крестьянка Крылова обратилась в Чухломской уисполком «с просьбой продать ей на постройку стоящую на берегу озера часовню»3. Уисполком учтя «бедность» Крыловой, «передал ей часовню бесплатно»4. В современный период (1993 год) часовня была восстановлена5 по дореволюционным фотографиям6.

Еще при жизни Авраамия воздвигается первый монастырский храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы с трапезой. По житию преподобный сам построил первую церковь «наносив из под горы земли для насыпи»7. Данный храм был построен в 1371 году8, остается тайной его внешний вид. Каких либо описаний говорящих об этом не сохранилось.

Так же еще при жизни первого настоятеля Авраамиево-Городецкого монастыря появляется еще одна постройка, а именно также часовня. «…отошел от монастыря на разстояние одного поприща, перенес туда из под горы прежнюю свою часовню…»9. Вероятно, Авраамием была разобрана первая часовня и перенесена на новое место. В дальнейшем старая часовня была восстановлена, а вторая заменена на каменную. В 1868 году часовни описывались так: «…Часовен, принадлежащих сему монастырю, две; из них одна каменная, другая деревянная. Первая находится при тракте из г. Чухломы в г. Солигалич, в 1 версте от монастыря; в ней скончался преподобный Авраамий; деревянная часовня построена под горою, на которой расположен монастырь, при озере, на том месте, где, преподобный отец Авраамий подвизался долгое время…»10. Как выглядели представленные владения при святом неизвестно, поскольку каких либо описаний их внешнего вида не сохранилось.

Все дальнейшие изменения архитектурного ансамбля монастыря происходили уже после смерти преподобного Авраамия. XV–XVI века по документам и печати не отмечены как повлиявшие на облик монастыря. Конечно, в обители происходили внешние изменения. Скорее всего, это были хозяйственные строения, а также братские кельи так как «…Число братии еще при жизни Преподобнаго простиралось до 100 человек…»11. Обитель в это время могла себе позволить возводить различные постройки, так как вскоре после своего образования она начала получать вотчины и угодья, была освобождена от пошлин и подсудности вместе со всеми крестьянами.

Первые, после времени жизни преподобного Авраамия, зафиксированные архитектурные изменения относятся к XVII веку. В 1608 году12 в монастыре начата постройка каменной Соборной церкви во имя Покрова Пресвятой Богороди-цы13. Строительство церкви продолжалось очень долго, и окончательно закончено было 8 сентября 1831 года, а в следующем году было совершено освящение – первого каменного храма во всей северной части костромского края14. Описание данной церкви относящего именно к времени ее постройки не сохранилось, поэтому трудно представить, как выглядел данный храм сразу после постройки15.

К 30-м годам XVII века монастырь был уже одним из крупнейших в костромском крае. По сохранившемуся описанию16 видно что «…в Чухломском окологороде, на городке, монастырь Покрова Пречистыя Богородицы и Преподобнаго Авраамия Городецкаго чудотворца, на озере на Чухломском; а на монастыре церковь каменная, Покров Пречистыя Богородицы, да в пределе Илья Пророк, да церковь Рождество Христово древяна, да на монастыре ж келья игуменская, келья келарная, келья казенная, пять келий братских, келья хлебная, келья гостиная; да под монастырем двор конюшенный, двор коровий…»17. Из представленного описания видно насколько сильно изменился монастырь со времени настоятельства в нем Святого Авраамия. Когда были произведены все эти изменения неизвестно, но можно предположить что все эти постройки были сделаны в XV – XVI веках, так как мало вероятно, что обитель, несмотря на хорошее финансовое состояние, вела сразу несколько строительных операций18, а братские кельи, вероятно, были построены еще при преподобном Авраамии.

XVII век отметился в истории Авраамиева монастыря строительным бумом. Вскоре после освящения каменного Покровского собора в обители был построен второй каменный храм Николая Чудотворца с приделом Параскевы Пятницы. Первое упоминание о нем имеется в 1650 году19, когда она названа «…новая церковь, что на святых воротах, каменная церковь…»20. Описания этой монастырской постройки относящейся к времени сооружения также не сохранилось.

Как уже ранее упоминалось, в обители преподобного Авраамия находилась еще и «деревянная» церковь Рождества Христова. С данной монастырской постройкой, после анализа историографии, возникает больше всего вопросов. Впервые она упоминается в промежутке времени от 1627 до 1635 года, и говорится, что она деревянная21. Прилуцкий Д.Ф. единственный кто сообщает данную информацию (описание 1627–1635 гг.), в дальнейшем сам себе противоречит и в конце 50-х гг. XIX века он о ней говорит уже как каменной22. В другом исследовании (Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 6: Чухлома. Чухломской район. Кострома 2004 год) данная церковь с момента ее постройки до момента ее разборки в XIX веке всегда была деревянной. Архимандрит Никандр (Анпилогов) в своем исследовании говоря об этом храме, не уточняет, из чего он был сделан. В другом исследовании («Чухломский Авраамиев Городецкий монастырь». Кострома, 1859 г. С.7), говорится о храме как о каменном. Таким образом, в историографии существует два мнения: 1) Храм Рождества Христова был деревянным; 2) Храм Рождества Христова был каменным. По источнику середины XIX века достоверно известно, что данное монастырское строение было каменным23. На основании всех данных можно сделать вывод, что в монастыре преподобного Авраамия существовала древняя деревянная церковь Рождества Христова, построенная в XV–XVI веках, она просуществовала до 30-х годов XVII века, а затем после окончания строительства Покровского собора была перестроена из деревянной в каменную24. Что представлял из себя древний Рождественский храм неизвестно, в источнике он описывался как «…церковь Рождество Христово древяна…»25. Описания нового каменного храма относящегося к времени его построения также не найдено.

К концу XVII века Авраамиево-Городецкий монастырь становится главным украшением Чухломского края и представляет собой один из лучших архитектурных ансамблей северо-запада Костромской земли, состоящим из трех каменных храмов и множества других построек.

С наступлением XVIII века для обители наступают тяжелые времена. В 1701 году по указу из монастырского приказа из монастыря был взят один из колоколов в Москву на пушечный двор. К этому же году относится и первое описание архитектурного ансамбля окончательно оформившегося в конце XVII века.

В начале XVIII века «…в Авраамиеве Городецком монастыре соборная церковь во имя Покрова Пр. Б. каменная о 5 главах, средняя глава обита белым немецким желзом, а 4 главы окожучены лемехами древянными, кресты спаяны белым немецким железом, … (полная опись содержится в Материалах по истории Костромской епархии. Галичская десятина. Вып. 1. Кострома, 1895. С. 111–112.) у соборной церкви и придела прикладена паперть каменная.

В том же монастыре другая церковь теплая во имя Рождества Христова с приделом пр. Авраамия чудотворца и с трапезою и с подкеларскою каменныя, церковь о 3 главах шатровыя, глава и кресты обиты белым немецким железом.

На св. вратах церковь во имя Николая чуд. с двема приделы св. Дмитрия При-луцкаго и св. муч. Параскевы нареченныя Пятницы, у церкви и у приделов паперть и сход каменные, на ней 4 главы и 4 креста опаяны белым немец. железом.

У соборной церкви над папертью колокольня каменная шатровая об одной главе, на той колокольне 6 колоколов, а по указу в. г. из монастырскаго приказа тех колоколов весить не велено…»26.

Как видно из представленного описания в начале XVIII века в монастыре было три каменных храма. Наибольший интерес представляет опись внутреннего убранства Покровского – как первого строения в монастыре. Можно предположить, что данную опись можно отнести и к периоду завершения строения Покровского собора, вероятно так выглядел этот храм в 1632 году.

Опись монастырских строений показывает нам и то, что в обители имелась колокольня как составная часть соборной церкви. К сожалению неизвестно когда она была построена. Вероятно, являясь составной частью Покровского собора, она была построена одновременно с ним, т.е. в период с 1608 (1607) по 1631 года.

Данное описание единственное (по данному периоду) которое показывает краткое описание церкви Рождества Христова, а именно «…церковь теплая… с трапезою и с подкеларскою каменныя, церковь о 3 главах шатровыя…»27. Этот собор можно отнести к редкому типу трехшатровых храмов. А.А. Тиц в своем исследовании называет данную церковь «уникальным памятником»28 русской архитектуры, и считает что прототипом для зодчих при строительстве (перестройке) нового храма послужила монастырская церковь Иоанна Предтечи в городе Казани. Он также насчитывает, что по всей тогдашней России было всего три подобных памятника архитектуры, а именно – в Казани, Угличе и Чухломе29.

Дальнейшее изменение архитектурного ансамбля и внутреннего убранства проследить сложно, так как следующее описание монастыря относится только к 1765 году, когда монастырь после реформы 1764 года был оставлен за штатами и находился на собственном содержании. Таким образом, период в истории изменения архитектурного ансамбля монастыря с 1701 по 1765 года остается загадкой. Постараемся проследить возможные архитектурные изменения с помощью описания обители преподобного Авраамия составленного в 1765 году. «1765 г. марта дня. Покрова Пр. Бог. Авраамиев монастырь, что у Чухломскаго озера. … В том монастыре каменных церквей: 1) соборная церковь, в ней один престол во имя Покрова Пр. Б., при ней придел по левую сторону с трапезою во имя прор. Илии, под трапезой погреб каменной, а над трапезою колокольня; 2) церковь с трапезою, в ней два престола: первой по правую сторону Рождества Хр., второй преп. о. Авраамия, пад тою церковью хлебня, да келарня для хлеба, да козначейс-кой полаты, к той церкви паперть деревянная ветхая на левой стороне; 3) пад св. воротами, в ней два престола с трапезою: первой по правую страну Николая чуд., второй по левую страну в. муч. Парасковии, под трапезою сторожка.

Около монастыря вкруг каменная ограда 250 саж., в ширину на 2 саж., в том числе недоделано и непокрыто той ограды на 90 саж., в том числе 2 башен.

За оградою под горою часовня деревянная…»30.

Из представленного описания видно, что архитектурный ансамбль монастыря в период с 1701 по 1765 года не изменяется. Единственное изменение заключается в постройке каменной ограды, точнее в том, что в данный период в обители строится каменная стена. К сожалению, не в одном из источников нет даты начала данного строительства31, однако Прилуцкий Д.Ф. об окончании строительства сообщает, что в 1766 году «… поряжен был каменщик достроить ее (авт. – стену) и две башни и плотник покрыть последния и срубить третию, осмериком под тес…»32 и уже в 1768 году33 «…значится…ограда каменная, с двух сторон покрытая тесом, а с двух кирпичем. Ворот в ограде двои, – одне святыя на западной стороне под Николаевскою церковию, а другия с северовосточной от большой Солигаличской дороги; на южной же стороне имеется калитка…»34.

В дальнейшем (1766(7)–1800 гг.) по документам не прослеживается, каких либо изменений в архитектурном ансамбле Авраамиево-Городецкого монастыря35.

Таким образом, к 1766(7) году заканчивается процесс складывания ансамбля Городецкого монастыря. В XIX век обитель вступает, представляя собой, множество деревянных и каменных построек и строений, главными из которых являлись: Соборная, холодная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы (построена в 1608(7)–1631 гг.); Теплый храм во имя Рождества Христова (построен в XV–XVI вв., перестроена в 50-х гг. XVII века) и Трехэтажный храм во имя Николая Чудотворца (впервые упоминается под 1650 годом), огражденной каменной оградой (построена в 1764–1766(7) гг.).

Примечания

1 Прилуцкий Д. Ф. Историческое описание Городецкаго Авраамиева монастыря. Спб., 1861. С. 2.

2 Костромские епархиальные ведомости. 1908. ¹ 14. С. 380.

3 Из монастыря – в клуб // Северная правда. 1929. 24 февраля.

5 Архимандрит Никандр (Анпилогов) Светильник северной Фиваиды. Кострома ; Москва, 2004. С. 76

6 Фотографии хранятся в фондах ЧКМ. Большинство фотографий без инвентарного номера.

7 Прилуцкий Д. Ф. Историческое описание Городецкаго Авраамиева монастыря. Спб., 1861. С. 2.

8 Чухломский Авраамиев Городецкий монастырь. Кострома, 1859. С. 6.

10 Самарянов В. А. Памятная книга для Костромской епархии. Кострома, 1868. С. 116.

11 Прилуцкий Д. Ф. Историческое описание Городецкаго Авраамиева монастыря. Спб., 1861. С. 2.

12 Первым эту дату называет Д. Ф. Прилуцкий, а в след за ним и другие исследователи: В. А. Самарянов; В. И. Галкин, Н. А. Зонтиков; архимандрит Никандр (Анпилогов); А. А. Тиц и др.

13 Лукомский Г. К. в своем труде «Старинные церкви Костромской губернии», а также в труде «Чухломский Авраамиев Городецкий монастырь» пишут, что строительство церкви Покрова началось в 1607 году, а вслед за ним данная информация содержится и в издании – Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 6: Чухлома. Чухломской район. Кострома, 2004.

14 Прилуцкий Д. Ф. Указ. соч. С. 9.

15 Внешний облик храма, вероятно, был неизменным, а вот внутреннее убранство изменялось.

16 Данное описание содержалось в Галичских писцовых книгах письма и меры князя Никифора Мещерского, Никиты Беклемишева и подьячего Феоктиста Тихомирова, составлявшихся с 1627 по 1635 года (Прилуцкий Д. Ф. Указ. соч. С. 13).

17 Прилуцкий Д. Ф. Указ. соч. С. 13

18 В издании: Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 6: Чухлома. Чухломской район. Кострома, 2004 – говорится, что деревянная Рождественская церковь была построена вскоре после освящения Покровского собора, однако этот факт мало подтверждаем так как описание, по которому он уже есть, составлялось с 1627 по 1635 год, т. е. во время, когда строился Покровский собор. Маловероятно, что монастырь, только постро ив одну церковь и, возможно, не полностью ее украсив, начинает строить другую. Наше предположение можно подтвердить еще и тем фактом, что, когда начиналось строительство Покровского собора, маловероятно, что он был построен на другом месте, нежели был отстроен самый первый храм Покрова, возведенный еще при преподобном Авраа-мии (это воспринялось как неуважение к святому и его деятельности). Таким образом, для постройки нового каменного храма был разобран старый, и тогда получается, что монастырь остался без церкви, где бы велись службы, что невозможно. Видимо, Рождественский храм был возведен раньше, чем Покровский храм. Во время же постройки первой каменной церкви службы были перенесены в Рождественский храм. Наше предположение можно также подтвердить и тем фактом, что нелогично смотрится строительство каменного собора, затем деревянной и снова каменной (Никольская надвратная церковь, см. далее по тексту) церкви в промежуток времени менее 20 лет.

19 Этот год сообщает в своем труде Прилуцкий Д. Ф., однако в писцовых книгах писца Романа Киреева от 161 года (1652 год) говорилось, что в монастыре имелось только две церкви: Покровская и Рождественская (Галичская десятина // Костромской епархиальный вестник, 1892. ¹ 19-20. С. 114).

20 Прилуцкий Д. Ф. Указ. соч. С. 14.

23 ГАКО, ф. 715, оп. 1, д. 15, л. 25.

24 Наиболее вероятным кажется перестройка храма во второй половине XVII века.

25 Прилуцкий Д. Ф. Указ. соч. С. 13.

26 Материалы по истории Костромской епархии. Галичская десятина. Вып. 1. Кострома, 1895. С. 111-112.

28 ТицА.А. На земле древнего Галича (Галич, Чухлома, Солигалич). М., 1971. С. 68.

30 Материалы по истории Костромской епархии. Галичская десятина. Вып. 1. Кострома, 1895. С. 117.

31 А. А. Тиц в своем исследовании говорит, что монастырская ограда начата строительством в 1764 году. При этом информации о первоисточнике он не сообщает (Тиц А. А. На земле древнего Галича (Галич, Чухлома, Солигалич). М., 1971. С. 70).

32 Прилуцкий Д. Ф. Указ. соч. С. 23.

33 Вероятнее всего, монастырская ограда была построена в 1764-1766 (возможно, 1767) годах.

34 Прилуцкий Д. Ф. Указ. соч. С. 23.

35 В этот период какие-либо изменения маловероятны, так как монастырь, в 1764 году выведенный за штат, стал быстро приходить в упадок. В 1768 году большая часть монастырских зданий значилась с многими ветхостями, которые исправить не было возможности за недостатком денег (Прилуцкий Д. Ф. Указ. соч. С. 16).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *