авраамиев монастырь чухлома официальный сайт
Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь
Мiръ Россия Костромская область село Ножкино Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь
Содержание
История [ править ]
Монастырь основан в XIV веке преподобным Авраамием Чухломским, учеником Сергия Радонежского (уже после того, как им же был основан Успенский монастырь на Галичском озере). Уже при жизни преподобного Авраамия была возведена деревянная Покровская церковь, а число насельников превысило сотню человек. Незадолго до кончины (1375 год) святой Авраамий удалился из монастыря в уединённый скит вблизи обители.
Каменное строительство в обители началось в начале XVII века. В 1608 году «по вере и обещанию» царя Василия Ивановича Шуйского и по благословению патриарха Гермогена был заложен каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Однако после свержения Василия Шуйского строительство приостановилось и было завершено лишь к 1631 году. Храм являлся первым каменным храмом в северной части Костромского края. Под спудом храма находились мощи преподобного Авраамия.
В конце 1640-х годов каменное строительство продолжилось. До конца XVII века были построены каменные Святые врата с надвратной церковью и двухэтажный трёхшатровый храм Рождества Христова. В конце XVII века по указу Петра I один из колоколов с колокольни Покровского собора был снят и отправлен в Москву на Пушечный двор. Долгое время монастырь пребывал в упадке. В 1848 году была разобрана колокольня Покровского собора.
В 1857 году на месте Ильинского придела Покровского храма началось строительство нового собора в честь иконы Божией Матери «Умиление». Пятиглавый четырёхстолпный собор был построен на основе образцового проекта К.А. Тона и освящён в 1867 году.
Вскоре после освящения нового собора был разобран трёхшатровый храм Рождества Христова. В 1870-х гг. была построена пятиярусная колокольня по образцу колокольни Симонова монастыря в Москве (также проект К.А. Тона). Как и в случае с собором, первоначальный проект был упрощён.
В 1808 году в монастыре была установлена серебряно-медная рака над мощами преподобного Авраамия. В 1895 году на средства чухломских крестьян-отходников (питерщиков) была изготовлена новая рака из серебра, представлявшая собой памятник ювелирного искусства того времени.
Над колодцем, выкопанным преподобным Авраамием, стояла деревянная часовня, ежегодно к этому месту совершался многолюдный крестный ход из монастыря.
Начиная с первой половины XV века в монастырь делали вклады галичские, а затем и московские князья, местные дворяне жертвовали обители «на помин души» свои вотчины и угодья. К середине XV века монастырю принадлежали соляная варница и доли в нескольких варницах в Соли Галицкой (Солигаличе). В 1450 году эти варницы были освобождены от всех пошлин. Во второй половине XV века Иван III дал монастырю исключительное право на рыбную ловлю в реках Вёксе, Святице, Соне и Мокше. К 1622 году на территории современных Чухломского, Галичского и Солигаличского районов монастырю принадлежали 1 погост, 2 сельца, 29 деревень, 3 починка и 7 пустошей, а также монастырь имел своё подворье на посаде в Галиче.
В 1764 году в результате секуляризационной реформы Екатерины II монастырь был выведен за штат и лишён всех вотчин.
С начала XIX века особый размах приобрели Авраамиевские ярмарки, приуроченные к престольным праздникам монастыря и проходившие у её стен. Проводились 4 ярмарки, три из них – в июле, одна – в октябре.
К 1912 году монастырь имел 337 десятин земли, в нём было три храма.
В 1919 году обитель была лишена права юридического лица, однако архимандриту Серапиону с братией удалось зарегистрироваться как приходской общине. Весной 1922 года у монастыря были конфискованы ценности, в том числе серебряная рака с гробницы преподобного Авраамия. По причине конфискации имущества монастыря Чухломский уезд вышел на первое место в Костромской губернии по количеству изъятого церковного серебра, уступив только Костроме.
В середине 1920-х гг. в монастырские здания из Чухломы был перемещён детский дом. Это послужило поводом для окончательного закрытия монастыря в 1928 году, так как он, по мнению властей, отрицательно влиял на души детей. В середине 30-х годов братия была расстреляна.
После закрытия часть имущества монастыря была передана детскому дому (закрыт в 1930-е годы), часть – чухломскому и судайскому клубам. Часовня была передана на постройку одной из крестьянок. Предполагалось разместить на территории обители дом отдыха для рабочих и служащих Чухломского и Солигаличского уездов.
В 1930-е годы в храмовых зданиях монастыря разместилось зернохранилище, в 1935 году – Жаровская машинно-тракторная станция (закрыта в 1950-х гг.). В конце 1950-х годов в бывшем корпусе келий была размещена Жаровская семилетняя школа.
В начале 1970-х годов в монастыре проводились консервационно-восстановительные работы. Реставрационные работы проводились с участием студенческих строительных отрядов Московского архитектурного института (МАРХИ). В 1975 году они были прекращены, а Жаровская школа выведена с территории монастыря.
1 августа 1990 года на территории монастыря был совершён молебен и заупокойная лития по почившей братии, у мощей преподобного Авраамия было пропето величание ему. В июне 1991 года начались восстановительные работы.
В 1992 году был восстановлен Никольский надвратный храм[2]. Весной 1993 года был найден и расчищен колодец, выкопанный преподобным Авраамием. Осенью 1993 года был установлен и освящён крест на колокольне. Летом 1994 года был освящён собор в честь иконы Божией Матери «Умиление», в 1996 году были освящены все три его престола. В 1997 году на территории монастыря была возведена часовня в память о 400-летии со дня рождения основателя русской ветви рода Лермонтовых Джорджа (в православии Юрия) Лермонта, похороненного на территории монастыря.
Современное состояние [ править ]
В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.
Возрастает число насельников обители.
Совершенствуются формы социального служения.
Авраамиев монастырь чухлома официальный сайт
Основав на месте явления монастырь, получивший название Нового Заозерского, преподобный затем удалился на пустынные берега реки Виги, затем еще выше по течению реки и, наконец – на берега Чухломского озера. Каждое место пребывания святого Авраамия, укрывавшегося от людской славы, было ознаменовано созданием иноческой обители (Великой пустыни Положения пояса Пресвятой Богородицы, Верхней пустыни Собора Пресвятой Богородицы на реке Виге).
Последним из четырех монастырей, основанных подвижником в Костромском крае, стала Свято-Покровская обитель «на городце» – городище, покинутом угро-финскими племенами в XIII веке и расположенном на берегу Чухломского озера напротив города Чухломы.
Первый каменный храм монастыря, посвященный Покрову Пресвятой Богородицы, начали строить в [Авраамиево-Городецкий мужской монастырь. Фото начала XX века.] 1608 году, однако Смутное время и его последствия привели к тому, что работы затянулись надолго: лишь в 1631 году возведение храма, в Ильинском приделе которого под спудом покоились мощи преподобного Авраамия, завершилось.
В конце сороковых годов XVII века в обители возвели Святые врата с надвратной Никольской церковью, во второй половине XVII столетия – двухэтажный собор в честь Рождества Христова (разобранный во второй половине XIX века). В 1764-1768 годах монастырь обнесли каменной оградой с четырьмя башнями.
При проведении монастырской реформы 1764 года Авраамиево-Городецкая обитель – единственная из четырех, основанных преподобным на Костромской земле – не претерпела закрытия и обращения в приход. В 1857-1867 годах на месте Ильинского придела Покровского храма был возведен величественный собор в честь иконы Божией Матери «Умиление»; в первой половине семидесятых годов XIX века монастырь украсила пятиярусная колокольня.
На берегу озера, в «подгории», где подвизался преподобный, над выкопанным им самим небольшим колодцем стояла деревянная часовня; ежегодно в день памяти святого Авраамия сюда из обители совершался крестный ход. Нужно отметить, что по древней традиции память преподобного в монастыре отмечалась не в день празднования святому пророку Илие, а накануне, 19 июля по старому стилю – из-за совпадения дня преставления подвижника с престольным монастырским праздником.
В марте 1991 года Костромской облисполком утвердил решение Чухломского райисполкома о передаче Костромской епархии всего ансамбля монастырских зданий. Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь был возрожден определением Священного Синода Русской Православной Церкви 25 марта 1991 года. Уже в 1992 году был восстановлен Никольский надвратный храм, в 1993 году – расчищен колодец преподобного Авраамия.
31 июля 1993 года в монастырь из Успенского храма города Чухломы перенесли хранившийся там с 1928 года старинный надгробный покров с раки святых мощей городецкого подвижника. 1 августа 1994 года состоялось первая Божественная литургия в соборе в честь иконы Божией Матери «Умиление».
Авраамиево-Городецкий монастырь села Ножкина
Авраамиево-Городецкий монастырь в селе Ножкино.
Монастырь начинался трудами и молитвами монаха Авраамия. Более 30 святых жили монахами на Костромской земле или родились на ней. 18 монастырей основано ими. Четыре из них основал Авраамий Чухломский, Галичский. О детстве святого сведений нет. Даже неизвестна дата его рождения. Скончался около 80 лет в 1375 году. Был святой современникам и сподвижником Сергия Радонежского. Есть предание, что в Сергиевой обители несколько лет нёс подвиг молчания. Если молчальник Авраамий и рассказал кому-либо о себе, о своём мирском имени, откуда родом, кто были родители, то, возможно, его жизнеописателю это было уже неизвестно. Житие святого было написано более чем через двести лет после его смерти. Да и биографы святых описывают больше их духовные труды, чем мирские дела.
После кончины преподобного, как утверждает писцовая монастырская книга, всем стала очевидна благодать Божия, обитающая в его святых мощах. Но по уставу, видя паломничество богомольцев из разных городов России, великий князь Михаил Фёдорович при святейшем Патриархе Филарете учинил расследование. Тогда и представлены были на личное царское и патриаршее дознание росписи чудес и те, с кем совершались чудеса. В итоге вынесено решение: почитать святость преподобного Авраамия и причислить его к лику святых. Было также повеление в честь преп. Авраамия совершать богослужение и празднование в память его 20 июля (по старому стилю).
Авраамиево-Городецкий монастырь села Ножкино.
Авраамиев Покровский Городецкий монастырь — один из наиболее значительных комплексов культового зодчества на территории Костромской области, отличающийся хорошей сохранностью объемно-планировочной структуры и разнообразием входящих в его состав построек. Особую ценность представляют два каменных храма, характеризующие особенности костромской архитектурной школы 1 половины 17 века.
Монастырь расположен на вершине высокого лесистого холма с крутым южным склоном, выходящим к берегу Чухломского озера, и пологими северным и западным, раскрывающимися в сторону села Ножкино. Центром архитектурного комплекса являются примыкающие друг к другу соборы, Покровский (старый) и Умиления Богоматери (новый). Примыкающие друг к другу, они стоят на бровке склона к озеру. К северо-западу от них находится невысокая надвратная церковь Николая Чудотворца, севернее, на склоне холма, — высокая колокольня, которая венчает новые ворота, а восточнее — двухэтажный келейный корпус, разделяющий территорию монастыря на две части, основную, западную, и хозяйственную, восточную. На хозяйственный двор монастыря ведут северные ворота конца 19 века, соединенные с колокольней уцелевшим северным пряслом ограды. В ее линии к западу от ворот хозяйственного двора находится одноэтажная хозяйственная постройка, из-за многочисленных перестроек лишившаяся стилистической определенности. К ней примыкает современный двухэтажный деревянный корпус гостиницы, появившейся здесь в конце 1990-х гг. Руинированный фрагмент старой гостиницы стоит напротив ворот хозяйственного двора. От комплекса старых стен уцелели части северного прясла и северо-западная угловая башня. Все исторические постройки монастыря выполнены из кирпича и побелены по обмазке.
В 1607 году «по вере и обещанию» царя Василия Шуйского был заложен каменный пятиглавый Покровский собор. Вскоре после этого события к северо-востоку от него поставили деревянную трапезную с трехшатровой церковью Рождества Христова. Видимо, одновременно с ней (но не позднее 1650 года) над Святыми воротами монастыря в западном прясле ограды был построен второй каменный храм Николая Чудотворца с приделом Параскевы Пятницы. К востоку от основных сооружений располагался хозяйственный двор, а за стенами обители, под горой, у самого озера, находилась деревянная надкладезная часовня, по преданию, построенная самим Авраамием.
В 1725 году к Авраамиеву Городецкому монастырю были приписаны монастыри: Верхняя Пустынь, Великая пустынь, Спасская Вочская пустынь и Солдовская пустынь, откуда в Авраамиев Городецкий монастырь перевели всех монахов.
Собор Богоматери Умиление (слева) и Покровский собор (справа).
В 1766 году игумен монастыря Антоний сдал крестьянам в аренду для рыбной ловли монастырские ключи и лова, с уплатой монастырю одной трети рыбы, пойманной в этих ключах и ловах. В этом же году монастырь имел две мельницы: одну – на реке Вёксе у деревни Гавриловское, а другую – на реке Костроме в деревне Кожухово Солигаличского уезда.
В 1764-68 гг. территория обители была окружена кирпичной оградой с четырьмя угловыми башнями.
В 1764 году монастырь был выведен за штат и к началу 19 века пришел в запустение. Возрождение монастыря началось с 1800 года, когда сюда из Николо-Бабаевского монастыря был переведен Аркадий, назначенный строителем. При нем храмы и жилые сооружения были отремонтированы, в центре обители появился новый деревянный келейный корпус. В 1816 году интерьер Покровского собора украсили великолепным позолоченным иконостасом в запоздалых формах барокко.
В 1834 году при монастыре был открыт кирпичный завод, в котором мастером работал крестьянин деревни Павлово Домнинской волости Буйского уезда Семен Макаров. Им в 1834-36 гг. было сделано 400 тысяч штук кирпича по цене от 6 руб. до 6 руб. 30 коп. за тысячу на монастырских харчах.
Вид на Авраамиево-Городецкий монастырь с востока.
В 1833-41 гг. были возведены настоятельский и келейный корпуса и одноэтажный хозяйственный корпус. Колокольня была возведена не с западной стороны от главного собора, как предполагалась вначале, а над воротами в северной стене ограды. Возможно, именно с ее строительством связана разборка в 1860-70-е годы теплой деревянной Христорождественской церкви.
В 1857 году в монастыре начато строительство величественного пятиглавого собора в честь иконы Пресвятой Богородицы «Умиление», явленной преподобном Авраамию в 1350 году за Галичским озером, с двумя пределами: пророка Божия Илии и преподобного Авраамия (над его святыми мощами).
В августе 1887 года в монастырь был привезен большой колокол весом более 400 пудов (более 7 тонн), который был поднят и помещен на деревенской колокольне.
В 1925 году в монастырские строения из Чухломы был перемещен детский дом. В 1935 году в зданиях бывшего монастыря были размещены Жаровская машинно-тракторная станция и конюшня. После закрытия монастыря, в послереволюционные годы и наиболее интенсивно в 1930-е годы, идет разрушение архитектурного комплекса: была сломана трапезная, а затем и центральная часть западного фасада Покровского собора, уничтожена большая часть ограды и три из четырех башен, пришли в запустение келейные и служебные корпуса, а от гостиницы, после пожара 1935 года разбиравшейся на кирпич, сохранился только северо-восточный угол. В 1991 года монастырь был возобновлен, начали вестись работы по восстановлению.
Часовня над колодцем преподобного Авраамия. Фото 2005 года.
Места вокруг монастыря до сих пор такие красивые! Во всякое время прекрасны! Спустишься к озеру или отойдёшь от монастыря по дороге, остановишься и любуешься! Монастырь похож на большого воина — великана. Издали кажется, что великан отдыхает, подняв из-за леса свою прекрасную голову в серебристом шлеме. Смотришь на него и забываешь, что в мире есть зло. Как будто оно не коснулось этих мест. А представляете, какая была красота вокруг Авраамия и как звучала тишина, если остатки благодати до сих пор сохраняются в тех местах?!
У Авраамиево-Городецкого монастыря за шесть столетий (не считая XX века) была счастливая судьба и богатые покровители. Владели монастырём и цари, которые вносили богатые вклады и дары. И сам монастырь до революции был богатым землевладельцем. Владел он и удивительным Чухломским озером, на берегу которого располагается. Величественный архитектурный ансамбль его храмов и колокольни, зеркально отражающийся в тихую погоду в глади Чухломского озера, придает здешним местам особое очарование.
Авраамиев монастырь чухлома официальный сайт
Описание Свято-Покровского Авраамиево-Городецкого мужского монастыря
Согласно преданиям, преподобный Авраамий родился в Ростове Великом, его мирское имя и год рождения нам неизвестны. По сообщению его древнейшего жития, опубликованного незадолго до революции, первоначально преподобный Авраамий подвизался в Вознесенском Печерском монастыре вблизи Нижнего Новгорода, откуда перешел в Троице-Сергиев монастырь, где был пострижен в монашество преподобным Сергием. Проведя в обители в радонежских лесах несколько лет, преподобный Авраамий, как говорится в его житии, «по мнозех же трудах и пощении. восхотя конечного безмолвия и просяще на то благословения руководца своего, святого отца Сергия». Преподобный Сергий, «видев успех и тщание его благослови блаженного Авраамия идти в пустыню». В поисках места для уединения преподобный Авраамий ушел из Троице-Сергиева монастыря в костромские пределы, в тогдашнее Галичское княжество. В житии сказано, что «Богом водим» преподобный «прииде к озеру Галичскому». С этого времени начинается служение святого на костромской земле. Уединенно живущий на берегу Галичского озера подвижник, как магнитом, притягивает к себе людей, и мирян, и иноков. Вскоре происходит чудесное явление преподобному иконы Божией Матери «Умиление» (позднее Авраамия на образах будут всегда изображать с этой небольшой иконой в руках). На протяжении не скольких десятилетий преподобный Авраамий последовательно основывает в галичско-чухломском крае четыре монастыря, посвященных Божией Матери.
Монастыри основанные преподобным Авраамием.
1. Авраамиев Заозерский (или Ново-езерский) монастырь Успения Божией Матери на берегу Галичского озера,
2. Авраамиева Великая пустынь Положения пояса Пресвятой Богородицы,
3. Авраамиева Верхняя пустынь Собора Пресвятой Богородицы на реке Виге.
4. Последним, четвертым, монастырем преподобного Авраамия стал монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, основанный им на северном берегу Чухломского озера на месте древнего чудского «городца».
В житии святого говорится, что за полгода до кончины преподобный Авраамий, оставив вместо себя игуменом своего ученика Иннокентия, уходит «в малую часовню, яже на едино поприще от монастыря». Последние 6 месяцев жизни преподобный провел, «безмолвствуя един и единому Богу беседуя в молитвах и всенощном стоянии».
Святыни монастыря на начало XX века
Налаженная многовековая жизнь обители на берегу Чухломского озера круто изменилась после революции. В 1922 году вместе с другими монастырскими ценностями, являвшимися в основном вкладами, была изъята серебряная рака с гробницы преподобного Авраамия (сама гробница, к счастью, избежала в советское время вскрытия). В 20-е годы, потеснив монахов, в монастыре разместился большой детдом, просуществовавший здесь до середины 30-х годов. В конце 1929 года Авраамиево-Городецкий монастырь был окончательно закрыт (обращения верующих во ВЦИК, разумеется, ни к чему не привели). П оследние насельники обители, архимандрит Серапион с братией (всего 21 человек), приняли мученическую кончину. После закрытия монастыря архитектурный комплекс обители пришел в полный упадок.
В середине 30-х годов в бывшей обители разместилась Жаровская машинно-тракторная станция, причем в Покровском соборе, воздвигнутом над мощами преподобного Авраамия, были поставлены трактора (толстый слой мазута, покрывший пол в храме в это время, сохранялся в нем и несколько десятилетий после ликвидации МТС в конце 50-х годов). В 30-е годы ансамбль обители понес большие утраты: была разрушена большая часть ограды, стерто с лица земли монастырское кладбище. После ликвидации МТС единственным хозяином в монастыре оставалась неполная средняя школа, размещавшаяся в корпусе бывших келий. С её закрытием в 1975 году бывшая обитель, основанная учеником Сергия Радонежского, оказалась окончательно заброшенной, всё больше и больше превращаясь в руины, зарастающие травой, кустарниками и деревьями.
Первый шаг к возрождению древнего монастыря был сделан 1 августа 1990 года, когда епископ Костромской и Галичский Александр впервые после 1928 года при большом стечении народа отслужил среди монастырских развалин молебен.
25 марта 1991 года весь ансамбль монастыря был возвращен Костромской епархии, началась большая работа по его восстановлению, возглавляемая наместником обители архимандритом Никандром (Анпилоговым).
В сентябре 1997 года по инициативе ассоциации «Лермонтовское наследие», объединяющей представителей рода Лермонтовых-Лермонтов во всем мире, в монастыре была освящена деревянная часовня, поставленная в память о Джордже Лермонте и его потомках, погребенных в стенах обители.
За прошедшие годы восстановлены три монастырских храма (Умиленский собор, Покровская и Никольская церкви), братский корпус, звонница с колоколами, частично монастырские стены. Воссозданы часовня над источником прп. Авраамия и купальня. Построена гостиница для паломников, организовано подворье в селе Святица с животноводческой фермой и пасекой.
Главные святыни обители:
В настоящее время в число насельников обители составляет 25 человек (1 иеромонах, 1 иеродиакон, 3 монаха, 20 послушников).
В 2004 году в обители были произведены работы по возведению северо-восточной кирпичной стены и угловой башни, проводился фасадный ремонт хозяйственных построек, продолжалось благоустройство парка на южном склоне за монастырской стеной. Подготовлен к освящению зимний храм святителя Николая Чудотворца.
Силами православного братства преподобного Авраамия Городецкого, действующего при обители, продолжалось строительство здания детского приюта для мальчиков-сирот.
При монастыре продолжало действовать образованное в 2002 году Свято-Покровское Параскево-Пятницкое сестричество при восстанавливающемся Покровском храме в селе Ножкино, приписанном к обители.
В прошедшем 2005 году были продолжены ремонтно-восстановительные работы: на территории монастыря были посажены декоративные растения, устроен монастырский сад. В Троицком соборе продолжились работы по благоукрашению иконостаса. Проведены косметические ремонты в братском и настоятельском корпусах. Продолжено благоустройство парка на южном склоне за стенами монастыря и территории вокруг Святого колодца и купальни преподобного Авраамия. До озера прочищен старый заросший и заиленный канал.
В настоящее время число насельников составляет 13 человек.
Паломнические поездки к Свято-Покровскому Авраамиево-Городецкому мужскому монастырю