автор классно урочной системы обучения
КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА
Класс на протяжении длительных периодов обучения (одного года или нескольких лет) сохраняет свой состав. Класс работает в соответствии с постоянным расписанием, составленным на основе учебного плана, уроки начинаются в одно и то же время и длятся одинаковые промежутки времени (обычно 40-45 мин). Ведущая роль на уроке принадлежит учителю. Местом проведения уроков служат классные комнаты, учебные кабинеты.
Исторически классно-урочная система обучения пришла на смену индивидуальной и индивидуально-групповым системам. Утверждение классно-урочной системы обучения связывают с деятельностью страсбургской школы И. Штурма (1538 год). Классно-урочная система обучения была принята также в иезуитских школах и коллегиях. В 1520-1530 годах применялась в общедоступных начальных школах Чехии, Польши, Венгрии, Литвы, Саксонии. Теоретическое обоснование классно-урочной системы обучения дал Я. А. Коменский..
В XVI веке классно-урочная система обучения применялась в братских школах Украины и Белоруссии; во 2-й половине XVIII века широко распространилась в школах России. Развитие классно-урочной системы обучения в России в XIX веке связано главным образом с трудами К. Д. Ушинского.
Среди достоинств классно-урочной системы обучения выделяются: чёткая организационная структура, обеспечивающая упорядоченность и возможность планирования всего учебно-воспитательного процесса; простота управления познавательной деятельностью учеников, формирование устойчивой обратной связи, постоянное эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся; экономичность обучения, связанная с тем, что учитель работает одновременно с достаточно большой группой учеников; удобство нормативного регулирования органами управления образованием деятельности учителя и осуществления контроля качества школьного образования.
Недостатками классно-урочной системы обучения являются: ориентация на среднего ученика, что задерживает развитие способностей одарённых учащихся и создаёт психологический дискомфорт для менее способных; трудность учёта индивидуальных особенностей учащихся, организации индивидуальной работы с ними на уроке.
Классно-урочная система обучения не предоставляет достаточно возможностей для общения учащихся одного класса между собой, а также учащихся разного возраста. На уроке ученики не имеют возможности обучаться в своём собственном темпе, глубоко погрузиться в изучение материала, так как урок имеет определённую длительность и в условиях классно-урочной системы обучения происходит частая смена учебных предметов в течение учебного дня.
В истории образования было много попыток совершенствования классно-урочной системы обучения. В 1791-1798 годах священник Англиканской церкви Э. Белл (1753-1832 годы) и учитель Дж. Ланкастер независимо друг от друга разработали белл-ланкастерскую систему взаимного обучения. В конце XIX века в США появилась так называемая батовская система обучения, сочетающая коллективные уроки со всем классом и индивидуальные занятия с сильными и слабыми учениками. Одновременно в Европе была создана мангеймская школьная система.
Совершенствование классно-урочной системы обучения ведётся в направлении дополнения уроков проектной деятельностью учеников, широкого использования дискуссий, групповой работы на уроке, практикумов. В старших классах также привлекаются элементы лекционно-семинарской системы. Широко используется самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, в том числе электронными.
Автор классно урочной системы обучения
Вы много знаете таких творцов? А в области педагогики?
Когда сегодня критикуют классно-урочную систему, то чаще всего у критикующих в головах сидит картинка, где ребенок – раб учителя.
На стене висит портрет Сталина, а садистка Марь Иванна ненавидящим взором глядит на класс с целью «кого бы ударить линейкой по пальцам?».
И это – представление человека, который понятия не имеет о том, что такое классно-урочная система Я.А. Коменского.
А ее принципы просты и эффективны. Потому и продержались более 400 лет.
1. От практики к теории. Сначала ребенок глядит на предмет и щупает его тактильно. И только потом начинает его описывать словесно.
Сегодня у нас в школе все происходит с точностью до наоборот.
2. Постепенность. Образовательный процесс должен быть понятным и постепенным: от простого к сложному, от отдельных явлений и предметов – к процессам.
От ближнего к дальнему, от объемного – к плоскому.
Что из этого нельзя использовать сегодня?
3. Никакой схоластики. В своей «Великой дидактике» он всячески обличает схоластические, оторванные и от реальности, и от особенностей детского возраста методы обучения «вообще».
Только четко сформулированная цель, как конечная, так и поурочная.
Сегодняшняя наша школа – как раз «оторванная от реальности» и схоластическая по своей сути.
4. Понятная и предсказуемая среда. Ребенок нормально развивается только в понятной и предсказуемой среде.
А этого можно достичь только с помощью распорядка дня и четких правил поведения. Которые обязаны соблюдать как ученики, так и учителя.
Когда из нашей школы ушли такие инструменты воздействия на неокрепшие детские умы, как оставление на второй год и исключение из школы – мы получили целое поколение ничем неудержимых хамов.
Это – не свобода. Это именно хамство и расхлябанность.
5. Ручной труд. Ребенок до 4–10 лет постигает мир не как взрослый – через зрение и осмысление. Ведущим инструментом познания для него является ручной труд.
Поэтому Коменский учил ребенка преобразовывать пространство вокруг себя посредством создания различных предметов своими руками. От тетрадок до мебели.
6. Индивидуальный подход к ученику – этот принцип сформулировал опять же Коменский.
Повторюсь – индивидуальный, а не массовый, как это принято считать.
Поэтому и прием в школу Коменского происходил круглый год.
7. Урок должен состоять из трех частей: повторения, изучения новой темы и вывода по уроку. 30% времени должно идти на повтор.
Иначе ребенок материал не усваивает. Что здесь устарело и неприменимо сегодня?
8. Домашние задания. Негативное отношение к домашним заданиям – это тоже Коменский.
Домашнее задание – это перекладывание на ребенка того, что учитель не успел сделать в школе.
А сколько наши дети учатся в школе? А сколько они учатся дома? А на дворе – XXI век! И где здесь прогресс?
9. Учитель – это не только источник знаний, но и модератор, и тьютор – это тоже Коменский.
Не верите? Тогда учите матчасть. А конкретнее, «Великую дидактику» Яна Амоса Коменского.
И сравните теперь принципы Коменского с этим ужасом – нашей сегодняшней школой. Которую неучи почему-то называют классно-урочной системой.
Классно-урочная система Я. А. Коменского
Ян Амос Коменский – это знаменитый педагог, философ и писатель из Чехии, который оставил после себя работы по педагогике, которые по сей день являются основополагающими для научной теории и практики. Основной мыслью работ автора является постоянное совершенствование общества через совершенствование отдельных его членов. Причем совершенствование в первую очередь должно касаться духовности и характера человека.
Часть работ Я.А Коменского носит богословский характер, часть же посвящена сугубо вопросам педагогики. Педагогические идеи исследователя стали основой для создания и развития системы воспитания.
В большинстве работ по педагогике автор обобщил передовые идеи ведущих педагогов своего времени, ввел и обосновал ряд педагогических положений, активно связывал учебную деятельность с домашней и общественной работой человека. Все свои идеи Коменский активно подкреплял примерами из собственного опыта взаимодействия с подрастающим поколением.
Педагог был уверен, что в деле воспитания детей должны срабатывать законы природы, а вся школьная работа должна быть природосообразной. На основе этого убеждения Коменский предложил собственный метод обучения, а также предложил ряд показателей, которые могли применяться для оценки работы педагога и его подопечных. Свои идеи автор изложил в большом количестве сочинений, наиболее полным из которых является «Великая дидактика».
Требования к организации учебного процесса
Основные требования Коменского к организации учебного процесса следующие:
Фактически, Коменский внедрил в учебный процесс принцип наглядности, который активно используется педагогами по сей день. А его идея двигаться от простого к сложному и от частного к общему стала альтернативой главенствующим в то время схоластическому подходу к обучению. Все это создало условия для развития у детей интереса к обучению.
Важное значение исследователь придавал дисциплине как со стороны учеников, так и со стороны преподавателей, важности учебного труда и развития навыков самообслуживания, учете уровня развития ребенка и имеющихся у него знаний. Если методы, которые использует преподаватель, соответствуют уровню учащихся, у последних будет развиваться интерес к познанию мира.
Начиная с работ Коменского стало меняться отношение к среднему учебному заведению. Если раньше здесь давали необходимый минимум знаний, то теперь школа стала местом формирования личности.
Формы организации обучения, предложенные Коменским, до сих пор дают мощные импульсы для развития европейского общества, являются актуальными и востребованными.
Обоснование классно-урочной системы
Я.А. Коменский был одним из первых, кто стал рассматривать урок как форму организации обучения в школе. Он обосновал и применил классно-урочную систему обучения, доказал ее целесообразность и эффективность.
До этого основной формой работы была индивидуальная работа учителя и ученика. Такая форма организации имела свои очевидные плюсы:
Коменский предложил новую форму работы, которая предполагала:
Школьный режим, существующий в то время, а также индивидуальную работу с учеником автор подвергал резкой критике. Педагог ввел новые правила классно-урочной системы, согласно которым:
Согласно рекомендациям Коменского, на каждом из уроков 25 % времени должно отводиться на изучение нового материала, а оставшиеся 75 % времени на выполнение упражнений. Фактически, это комбинированный тип урока, который используется в работе педагога чаще прочих.
Автор рекомендовал делить урок на 3 основные части:
По мнению Коменского домашние задания не должны быть трудоемкими, так как самостоятельная работа у ребенка может вызывать затруднения, вызывать сложности в изучении нового материала. Роль домашнего задания свелась к быстрому повторению пройденного материала и закреплению материала.
Именно с работ Я.А. Коменского начала свое развитие дидактическая система классно-урочного обучения, что составило богатое педагогическое наследие современной теории и практики.
«История развития классно-урочной системы»
автор: Макеева Дина Владимировна
преподаватель истории и обществознания город Ставрополь, ЧПОУ МК «Авиценна»
«История развития классно-урочной системы»
История развития классно-урочной системы.
Классно-урочная система обучения — это основная в современном образовании и широко распространённая организация процесса обучения, при которой для проведения учебных занятий, учащиеся одного и того же возраста группируются в небольшие группы, сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (например — учебного года), причём, все учащиеся работают над изучением одного и того же материала. Главной формой обучения при этом является урок.
Урок – это форма организации учебных занятий при классно-урочной системе обучения в общеобразовательных учебных заведениях. Характеризуется она определенным объемом учебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенного времени.
В конце XVI— начале XVIII вв. в связи с активным развитием экономики, появлением и развитием фабрик, возникла необходимость перехода от индивидуального обучения детей к массовым его формам. Тогда начала развиваться школьная система. В то время она была в зачаточном состоянии, но скрывала в себе возможность дальнейшего развития. Эта система давала возможность одному учителю одновременно обучать большое количество учащихся одинакового возраста и уровня подготовки.
В XVII в. классно-урочная система получила признание, а в XIX в. стала основной в организации школьного обучения во многих странах.
На рубеже XVIII —XIX вв. в Англии возникла потребность в квалифицированных рабочих и специалистах. Возросло внимание к развитию массового образования. Препятствием же стала нехватка преподавателей. Тогда появляется система взаимного обучения. Способные ученики обучались утром сами, а во второй половине дня учили по инструкции преподавателя других детей. Так одномоментно училось до 300 человек. Но и уровень обучения был низким. Начался поиск новых путей решения проблемы.
В начале XX в. в США стала применяться новая форма избирательного обучения — батавская система. Она предполагала классную и индивидуальную работу с учениками. Индивидуальная – для отстающих (преподавал помощник учителя), или для способных, опережающих в учебе остальных детей. Учеников записывали в классы с учетом уровня их умственного развития. Основные классы — для детей со средними способностями, классы для малоспособных учащихся — для умственно отсталых, классы иностранных языков или «переходные» для способных, желающих продолжить учебу в средних учебных заведениях. Учеников отбирали по результатам экзаменов. Примеры подобного отбора сегодня есть в Австралии, Англии и США. Однако эта система имела серьезные проблемы — не было методики и критериев отбора учащихся. А хорошая сторона в ней проявилось в организации в нашей стране школ с углубленным изучением отдельных предметов научного направления, а также искусства.
В начале ХХ века в США стала применяться система индивидуализированного обучения – лабораторная система обучения. Занятия шли индивидуально по заданиям учителя в учебных кабинетах, лабораториях, мастерских, библиотеках. Новый материал вообще не объяснялся. Учитель был только организатором учебной работы и помощником. Результат – низкий уровень обучения. Система не закрепилась.
Следующей новинкой в начале ХХ века стал американский «метод проектов». Учебная работа сводилась к практической работе. Ученики не получали глубоких, научных, не было и воспитательного результата.
Университеты сформировали лекционно-семинарскую систему получения знаний. Она основана на опыте учебно-познавательной деятельности.
В российских школах классно-урочная система стала внедряться в сферу образования в последней четверти XVIII в. В этом же веке она была признана главной.
В конце XIX – начале XX вв. в классно-урочной системе обнаружились серьезные недостатки. В их числе классификация учащихся, перевод в следующие классы, индивидуализация обучения и др. Объединять учеников по способностям не так-то и просто: гуманные соображения делают затруднительным отбор детей. Не существуют критерии определения уровня развития способностей учеников. Практически неизбежно нарушается однородность состава класса.
В 1920 е годы в СССР некоторые педагоги старательно переносили форму лабораторных работ на советскую почву. Здесь в 20-е годы ХХ века подобная система носила название бригадно-лабораторного метода. В ней наблюдалось соединение коллективной работы с бригадной (5-6 учеников). Как правило, активно работала ограниченная группа, а оценку получали все. Урок разрушался. Поэтому в 1932 году применение лабораторно-бригадной, как не оправдавшей себя, системы резко сократилось.
Учитель сам отстранялся на длительное время от непосредственного руководства постоянной группой учащихся. Работа здесь выполнялась учащимися коллективно по бригадам.
Не имея правильного и систематически осуществляемого руководства со стороны учителей, большинство учащихся не овладевало нужными знаниями. Было решено, что «Основной формой организации учебной работы в начальной и средней школе должен являться урок».
За годы развития школы в СССР накопился большой опыт в использовании классно-урочной системы. Она способствовала и до сих пор способствует реализации целей и задач в образовании и воспитании. Урок по сравнению с другими формами работы дает возможность обеспечивать качество знаний, уровень успеваемости и дисциплины учащихся. Идет интеллектуальное развитие, формируются мировоззрение и характер ученика. Урок имеет целостность, полноту и завершенность. В то же время урок лишь составной элемент связанного целого – процесса изучения предмета с общей целью, задачами и содержанием.
Уроки должны включать в себя также работу по повторению пройденного и по проверке знаний учащихся. Весь ход работы на уроках должен соответствовать принципам обучения, которые являются для учителя неуклонным руководством к действию. На уроках должны применяться разнообразные методы обучения, к выбору которых учитель обращается не случайно, а в соответствии с содержанием работы и дидактическими целями, с учётом возрастных особенностей учащихся и других условий.
Самым важным в уроке является содержание. Огромное значение приобретает выбор учебного материала в соответствии с надобностью. Важно использовать современный материал. Есть много факторов, которые влияют на выбор учителем целей, задач, методов проведения урока — возраст учащихся, их подготовленность, способность и умение выполнять те или иные учебные работы.
Так, ученики младших классов не могут подолгу концентрироваться на чем-то одном в силу возрастных особенностей. Материал изучается легкий, простотой. Учитель быстро меняет виды деятельности, урок состоит из всех известных этапов: проверка знаний, объяснение нового материала, повторение, закрепление (комбинированный урок).
Ученики средних классов (V—VII классы) дольше могут сосредотачиваться, поэтому объяснение учителя может быть долгим. Можно провести самостоятельную работу, закрепить новую тему, проверить знания, провести эвристическую или повторительную беседу.
Старшеклассники (VIII—X классы) чаще работают над каким-то одним видом деятельности: изложением нового материала (например в форме школьной лекции учителя), повторением пройденного (например в форме докладов учащихся), самостоятельным работам, требующим применения полученных знаний (например сочинениям, лабораторным работам и т.д.). Их нужно учить вниманию на занятиях и прививать способность не отвлекаясь, плодотворно заниматься все время урока, будь то изучение нового материала, практическая самостоятельная работа или обсуждение выступлений товарищей.
Классно-урочная система весьма успешно применялась до сих пор и в советской, и в российской школе. Она настолько хороша и полезна, сочетаема с другими системами, что ее очень трудно заменить в общеобразовательной школе.
С середины 60-х гг. прошлого века в учебном процессе появляется производственная практика учащихся, в том числе и на промышленных, сельскохозяйственных предприятиях; экскурсии, в том числе производственные; занятия в кружках, практикумы, семинары и пр.
Сегодня методисты, преподаватели ведут постоянные поиски путей совершенствования урока истории. Видят они достижение этого результата через разнообразие структуры урока. Учет особенности педагогического процесса именно в этом классе в сочетании с учетом общих закономерностей обучения дает замечательный результат.
Учитель проводит всеобъемлющий анализ программы обучения в целом и каждого курса в отдельности, осваивает содержание предлагаемых учебников.
Методика, соответствующая содержанию темы, позволяет усложнять занятия от урока к уроку и делать обучение развивающим. Поурочный план – это педагогическая модель урока. В нем отражается коммуникация учителя и учеников: вопросы и возможные ответы на проблемные задания, обсуждение заданий и общего вывода по окончании урока.
Классно-урочная система обучения
Кла́ссно-уро́чная систе́ма обуче́ния — преобладающая в современном образовании и повсеместно распространенная организация процесса обучения, при которой для проведения учебных занятий учащиеся одного и того же возраста группируются в небольшие коллективы (классы), сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно — учебного года), причём все учащиеся работают над усвоением одного и того же материала. При этом основной формой обучения является урок.
Истоки классно-урочной формы обучения можно обнаружить в древних цивилизациях и в эпоху античности, например, агогэ — спартанская система воспитания, где форму класса представляли «агелы» — отряды.
Классно-урочная форма обучения, основанная на учебном плане и плане организации обучения «один класс — один год», возникла в начале 16 века в Европе. Например, городская школа реформатора Иоганна Агриколы (учебный план Эйслебена) (1527), разработанная гуманистом и педагогом Филиппом Меланхтоном система организации немецких школ и университетов (Саксонский устав) (1528), Страсбургская гимназия Иоганна Штурма (1537), Вюртембергский учебный план швабского реформатора Иоанна Бренца (1559) и т. д.
Чешский педагог Ян Амос Коменский, обобщив опыт прогрессивных школ, коллегиумов и университетов Европы, разработал классно-урочно-предметную систему, содержащуюся в его теории всеобщего универсального образования и воспитания.
Классно-урочная система обучения является одним из проявлений группового способа обучения — общественно-исторической формации организации обучения, которая доминирует в мире в течение нескольких веков. [2]
Классно-урочная система относится в настоящее время к традиционному образованию. Выполнив свою историческую миссию, эта система начинает терять эффективность в современных социокультурных и экономических условиях. Основными недостатками классно-урочно-предметной системы следует признать: невозможность учета множества социальных факторов, воздействующих на ребенка, невозможность творческого саморазвития ребенка, невозможность впитывать информационные и технологические инновации, невозможность поспевать за темпами изменений в обществе и другие.
Многочисленные реформы классно-урочно-предметной системы: мангеймская, дальтоновская, метод проектов, метод комплексов, система Френэ, школа Дьюи, модульная система и т. д., пытались преодолеть основной недостаток классно-урочно-предметной системы — неприспособленность школьного образования к развитию индивидуальных способностей ребёнка. Все реформистские концепции основывались на изменении содержания образования и в соответствии с этим разрабатывали новые методы и формы учебно-воспитательной работы.
Самая решительная модернизация классно-урочной системы (Браун, Трамп, Пархерст и другие) основывалась на ином подборе содержания. Самый радикальный отказ от предметной системы, проводимый реформаторами (Килпатрик, Линке, Декрол и др.), сводился к иной дифференциации содержания. Таким образом, они не решали проблему по сути и в лучшем случае совершенствовали классно-урочно-предметную систему в определённых социально-политических и экономических условиях.
Системой обучения, отличной от классно-урочной, является создаваемая в настоящее время система коллективного обучения по индивидуальным программам. [3]