айвазовский георгиевский монастырь мыс фиолент
Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент Айвазовский
23. «Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент». Иван Айвазовский. Прозаические миниатюры, 31.07.2016 19:51
В картинной галерее родного города хранится ещё одна необычная, интересная и очень ценная картина – «Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент» (1846 г.).
Чем она необычна? Главная фишка картины – не море, как в картине «Девятый вал», а лунная дорожка, которая как будто бы двигается за вашим взглядом по картине. Почему именно здесь Иван Константинович Айвазовский несколько раз делал свои зарисовки?
Согласно легенде, греческие моряки, которые несколько дней боролись со стихией, стали призывать на помощь святого великомученика Георгия. Потом, издали заметив, что над скалой стоит во весь рост Георгий и взмахом руки останавливает стихию, моряки подплыли ближе, привязали лодку и по крутому склону поднялись наверх. И там, на её вершине, они обрели икону святого великомученика Георгия. Они её вынесли на берег и, приложив немало труда, в скальном обрыве устроили пещерную церковь. Это было основано в 891 г. Георгиевский монастырь на мысе Фиолент управлялся херсонесскими епископами. Затем Георгиевский монастырь перешёл в ведение Святейшего Синода Русской православной церкви. В 1891 г. на скале Святого Явления был водружён крест с изображением святого великомученика Георгия Победоносца, поражающего дракона, и датой 891–1891.
Что стало с ним после революции? В 1924 г. Георгиевский монастырь был закрыт, крест снят, осквернена пещерная церковь. Там обосновалась воинская часть Черноморского флота. Но в 90-е годы произошло возрождение Георгиевского монастыря. Пока ему возвращена не вся его территория – только та, что спускается по обрывам к морю. Восстановлен древний и овеянный легендами пещерный храм св. Георгия.
В 1991 г. усилиями Церкви и Черноморского флота на скале Святого Явления был водружён новый семиметровый крест весом 1400 кг.
И если бы не картина И. Айвазовского, до нас, может быть, никогда не дошла бы эта легенда, хотя она была освещена впервые в 1578 г. Мартином Броневским. Мы же любуемся картиной, не отводя взгляда от луны, которая является главной в этой картине – и её лунная дорожка.
Представьте себе высокую гору, у подножья которой плещется море, а вниз ведёт крутая 800-ступенчатая лестница. Спуститься сложно, но внизу ждёт награда – красивейшее море и скалы, нависающие над пляжем. А в море возвышается скала с крестом, поставленным много-много лет назад.
Трудно поверить, что по таким ступенькам прошли А. С. Грибоедов, А. К. Толстой, А. Н. Островский, И. А. Бунин, А. П. Чехов, которые потом оставляли всё в своих записях. И. Айвазовский же оставил нам пейзаж того времени на великолепном полотне со скользящей луной, от которой не оторвёшь взгляд, которая вот-вот нам расскажет всё о том времени.
Картина «Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент» написана Иваном Константиновичем Айвазовским в 1846 году. Выполнена маслом на холсте. В настоящее время находится в Феодосийской картинной галерее им И. К. Айвазовского.
Иван Айвазовский «Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент»
Автор: Айвазовский Иван Константинович (Ivan Aivazovsky)
Название: «Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент»
Год написания: 1846 год
Место: Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского
Направление: Романтизм, Реализм
Самое большое количество картин Айвазовского посвящено Черному морю. Превосходный вид на скалы в окрестностях Георгиевского монастыря под Севастополем художник писал не один раз. Самая известная картина на эту тему — «Георгиевский монастырь». Эта работа относится к числу самых ярких произведений раннего периода творчества художника и в полной мере выражает романтические настроения молодого художника. Он создает на холсте пейзаж, полный прелести и очарования. Перед нами – изображение мыса Фиолент, являющегося одним из достопримечательностей Крыма. Как обычно, основным «натурщиком» выступает море. Айвазовский изображает море в лунную ночь, снова показывая себя непревзойденным мастером лунного пейзажа. Лунная дорожка пробегает по морю, подернутому рябью волн. На фоне темного неба, серебрящегося в свете луны, толпятся прибрежные скалы. Картина покоряет живописной естественностью и жизненностью. Зритель, словно ощущает дуновение свежего ночного ветерка и слышит шорох волн, набегающих на скалистый берег. Композиция полотна построена так, что при изменении места просмотра картины зритель отмечает удивительный эффект «перемещения» лунной дорожки. Айвазовский сумел добиться настоящей цветовой гармонии. Цветовая палитра холста отличается насыщенностью при огромном богатстве нюансов и переходов. Сочность красок сочетается с графически ясным и четким рисунком – и это, несомненно, придает картине особую выразительность и притягательность. Картину отличают законченность композиции и глубокая поэтичность образа. Сам бесконечно влюбленный в природу, художник заставляет и зрителя проникнуться ее удивительным спокойствием, красотой и гармонией.
Сочинение по картине Ивана Константиновича Айвазовского «Георгиевский монастырь»
Жанр и история создания
Картина была создана в 1846 году, когда живописец находился в Крыму. Он не раз посещал Севастополь, где делал зарисовки. Город поражал его необыкновенно красивыми видами моря и романтической обстановкой, дышащей теплом и светом. Восхищение зрителей вызывают работы, посвященные описанию морской стихии:
Картина «Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент» наполнена тайнами и загадками. Ее главным персонажем молодой художник делает не море, как на ранее написанных полотнах, а лунную дорожку, которая движется за взглядом зрителя.
С историей создания старинного монастыря на мысе Фиолент связана старинная легенда. В 891 году греческие моряки, несколько дней сражавшиеся со стихией, попросили помощи у Святого великомученика Георгия. Спустя некоторое время на одной из прибрежных скал они увидели образ святого, который руками остановил шторм. Море успокоилось, моряки пристали к берегу, привязали лодку и поднялись на крутой берег. На вершине холма они нашли икону с ликом святого Георгия.
В знак благодарности за свое спасение в прибрежной скале они построили пещерную церковь. Сначала храмом управляли херсонесские епископы, затем он перешел во владение Русской православной церкви. В конце XIX века на вершине скалы Святого Явления был установлен крест с изображением святого Георгия Победоносца, поражающего копьем змея, и датой 891 — 1891 год.
Позднее храм неоднократно посещали члены царской семьи: Александр I, Николай I, Александр II, а также русские поэты и писатели: Александр Грибоедов, Александр Пушкин, Александр Островский, Иван Бунин, Антон Чехов. После Октябрьской революции крест сняли и церковь закрыли. В стенах продолжительное время располагалась одна из частей Военно-морского флота.
Необычайно красивый вид в окрестностях Георгиевского монастыря Айвазовский писал не один раз. Эта картина является самым ярким произведением, которое с восторгом и восхищением приняли почитатели его творчества.
Описание полотна
На картине художник изобразил мыс Фиолент и море в лунную ночь. Оно окружает выступающие скалы. На его ровной, словно спящей глубоким сном поверхности, лежит лунный свет. Кажется, что он манит зрителя своей загадочностью и таинственностью. Серебристый свет луны освещает окружающее пространство. Полотно напоминает красивую сказку, полную волшебства.
Художник раскрыл себя как мастер лунного пейзажа. Если Архип Куинджи был первооткрывателем особой «лунной краски», Айвазовский научился передавать особое сияние неба, будь то закат, рассвет или лунный свет, вместе с описанием моря.
На небе светит полная луна. Она освещает тусклым светом величественные скалы, подернутые легкой дымкой тумана, и монастырь, будто парящий среди облаков.
Лунная дорожка бежит по подернутой мелкой рябью поверхности моря. В левой части картины художник разместил темные обрывистые скалы, которые нависают над морем. Волны тихо, словно стараясь не нарушать покой наступившей ночи, омывают камни. Вдалеке на воде качаются рыбацкие лодки.
Картина покоряет зрителя своей безмятежностью. Он ощущает дуновение прохладного ночного ветра, слышит шум волн и всплески воды.
Айвазовский выстраивает композицию таким образом, что во время просмотра возникает «эффект перемещения». При смене местоположения лунная дорожка плавно следует за взглядом.
Мастер тонко чувствовал игру света и тени и смог точно передать ее на картине. Чтобы изобразить блики на поверхности моря, он использовал новый для него прием. Крупные рельефные мазки на переднем плане он соединяет в сплошную золотистую поверхность около линии горизонта. В результате море оживает, а отражающийся от морской глади лунный свет выделяет скалы около берега и постройки монастыря.
Большую часть полотна занимает небо. Сквозь тяжелые темные тучи пробиваются первые рассветные лучи. Художник описывает не первое робкое сияние. Рассвет на море, как и сама водная стихия, несет мощь и силу. Он бурный, стремительный, яркий и неистовый.
Выразительные средства
Айвазовский был бесконечно влюблен в море. Картина заставляет зрителя проникнуться невероятной красотой, гармонией и удивительным спокойствием.
Особую выразительность полотну придают четкий и ясный рисунок в сочетании с сочными яркими красками. Плавные переходы делают изображение живым и естественным.
Автор пишет картину в романтическом стиле, отличительными особенностями которого являются:
Благодаря новизне, ярким эмоциям и тонкости живописи полотна Айвазовского вызывают восхищение. Его романтический пейзаж «Георгиевский монастырь» полон таинственности и величия. Его реалистичность и тонкое детальное изображение заставляют возвращаться к картине снова и снова.
Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент
1846 г., 122.5 х 192.5 см., х., м., Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия
И.К.Айвазовский был художником модным и чрезвычайно востребованным. Он не гнушался никакой работой, писал быстро, в том числе и на заказ. За это был не раз порицаем современниками, особенно социально ориентированными «передвижниками».
Впрочем, ремесленником, к счастью, Айвазовский не стал – талант не позволил.
Картина «Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент» воссоздает только один из бесконечного множества крымских пейзажей. Именно в Крыму художник провел большую часть сознательной жизни, именно этот клочок земли был ему особенно дорог, именно крымским пейзажам Айвазовский обязан лучшими часами и минутами вдохновения.
Если А.И.Куинджи считали первооткрывателем особой, «лунной» краски (хотя, заметим в скобках, в природе её никогда не существовало), то Айвазовского можно по праву считать мастером, научившимся передавать закат и восход вкупе с морским пейзажем. Да, очертания скалистого берега, да, двухмачтовое судно – всё это без труда угадывается на полотне. И все же в ней безраздельно властвует цвет – багровый восход солнца, упорно пробивающегося сквозь плотную завесу туч. Хотя нельзя исключать, что и не солнце это вовсе, а ночное светило – луна, и тогда по центру оказывается та самая «лунная дорожка», о которой поет уже наш современник – Юрий Антонов. Вот только цвет для лунного не типичный…
автор рецензии: Малафеев П.Н.
Тайны Георгиевского монастыря
1
На самом краю земли, нависая над пропастью, расположился Свято-Георгиевский мужской монастырь. Вид с 200 метровой высоты открывается сказочный, лучшего места для общения с богом трудно подыскать. Здесь Черное море делает крутой поворот вокруг мыса Фиолент, здесь, морская вода в солнечную погоду прозрачна и играет золотыми ликами с удивительного цвета лазоревыми волнами.
И верится, что именно здесь в степях древней Тавриды Геракл пас огнедышащих быков, которых похитила у него змееногая богиня Апи (Ехидна) и обменяла их на любовь и трех сыновей положив начало древнему племени Скифов. Верится, что здесь обитала богиня Артемида(Дева), которой племя Тавров преклонялась и приносило человеческие жертвы.
Верится в древнюю легенду о создании монастыря, когда потерпевшим кораблекрушение грекам явился святой Георгий Победоносец и спас их. Много тайн хранит это место. Первая тайна основание самого монастыря. Когда и кем он был основан, не доказано, хотя в 1891 году широко праздновалось его тысячелетие,которым руководил князь Голицин, здесь он и похоронен по его завещанию. Вполне возможно, что эта дата 891 год, и есть основание монастыря, потому что в это время в Крыму уже действовали пещерные монастыри. Греческая древняя легенда, рассказывает, что во времена войны с Троей, богиня Артемида перенесла сюда дочь царя Агамемнона и поставила её жрицей, у Тавров в храме «Девы». Брат Ифигении, Орест и его друг Пилад, похитили её и увезли в Грецию.
Две скалы стоящие в море, носят их имена.
В декабре советского времени, в переполненном рейсовом автобусе ехали двое военных. Молодой матрос, окончивший учебный отряд, и направлявшийся к основному месту службы, звали его по совпадению Георгий и с ним сопровождающий мичман, по имени Алексей. Ехали они долго, около часа.
Доехали до конечной остановки и мичман сказал:
— Прибыли, теперь будешь служить в монастыре. Шучу, а часть действительно расположена в бывшем Георгиевском монастыре.
Монастырь был закрыт советской властью в 1929 году, потом здесь был санаторий. Во время войны, был госпиталь. Почти сразу после войны поставили воинскую часть особой секретности, и охранялась она ротой солдат на многие километры вокруг. По этой причине места здесь были заповедные, не тронутые цивилизацией. В самой глубине части был красивый парк и старинный храм, в котором теперь, располагалась библиотека.
В некоторых, бывших монастырских зданиях, располагалась часть. Мичман отвел матроса в казарму, которая так же была в бывшем монастырском спальном корпусе. Несколько часов молодой матрос Жора пробыл в казарме, знакомился с уже служившими здесь другими матросами.
Погода в этом месте была суровее той, что совсем рядом, в городе. Плоское плато возвышалось на 200 метров над морем и здесь начинались Крымские горы. Прошли вперёд, и тут перед Жорой вырос монах в рясе с капюшоном на голове, лица его видно не было.
Жора опять повернулся вперед, но монаха уже не было. Когда вернулись в казарму, Жора спросил у своего одногодки:
— А что монахи здесь тоже есть,- он рассказал про встречу на прогулке. Тот рассмеялся:
— Да это тебя разыграли, откуда здесь монахи, такая секретность.
На следующий день Жора поехал с другими на море в Балаклаву и работал до обеда, а после обеда его поставили дежурить на кухню. До глубокой ночи он мыл посуду, по окончании дежурства пошёл в казарму и заблудился. В темноте наткнулся на «Святой источник», над которым было изваяние Георгия Победоносца.
Шторм вернулся и в щепки разнес судно. При появлении молний было видно, как молились на скале моряки.
— Это основатели монастыря, а скала получила название «Скала святого явления»,- пояснил монах.
— А там, у скалы кучерявый мужчина пишет автограф на скале:
К чему холодные сомненья?
Я верю: здесь был грозный храм,
Где крови жаждущим богам
Здесь успокоена была
Вражда свирепой Эвмениды:
Здесь провозвестница Тавриды
На брата руку занесла;
На сих развалинах свершилось
Святое дружбы торжество,
И душ великих божество
Своим созданьем возгордилось…
— Это Александр Сергеевич Пушкин, он ночевал в монастыре в сентябре 1820 года.
— Недалеко сидит мужчина с бакенбардами и рисует картину, это Айвазовский, сохранилась эта картина называется «Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент».
Они повернулись и пошли наверх по очень крутым ступеням. Навстречу им прошли двое мужчин. Монах сказал
— Это знаменитые писатели Чехов и Бунин.
Показались дома построенные прямо на склоне.
Здесь росли очень высокие тополя, туи, кипарисы, можжевельник. Монах, указывая на самую оконечность мыса сказал:
— Видишь, там на самом краю огонек, там живет в пещере отшельник, изгнанный из Херсонеса, Византийского города стоявшего здесь две тысячи лет.Здесь кельи еще двух отшельников, их ложе вырублены прямо в скале. Из храма вышел мужчина в белом мундире, сел на коня и уехал.
— А это император Александр 1, сейчас он отправился в своё последнее путешествие, как император. Он приедет в Таганрог и как бы умрёт. В это время из двухэтажного дома вышел высокий старец, с большой белой бородой.
— А это Лев Николаевич Толстой, он живет в гостинице монастыря.
— А там возле отшельников стоят мужчина в мундире, женщина с короной на голове и дети. Это Николай 2, его жена Александра Фёдоровна и их дети. Сейчас отшельники предсказывают им судьбу с печальным концом,- продолжал рассказывать монах. Они прошли еще немного вперед, и послышалась иностранная речь.
— Здесь во время Восточной войны, англичане с французами держали телеграф. Монастыря не трогали, в отличие от немцев, что во Вторую Мировую войну разграбили и взорвали всё, что смогли.
Они подошли к казарме, только с обратной стороны. Дверь, которая была не только закрыта, но и заколочена гвоздями, теперь была открыта.
Рядом с дверью стоял конь с привязанным к седлу копьем. Монах сбросил рясу, и оказалось, что под ней была другая одежда кольчуга, сапоги и шлем, это был Георгий Победоносец.