бабанский оптимизация процесса обучения

Оптимизация процесса обучения. Бабанский Ю.К.

бабанский оптимизация процесса обучения. Смотреть фото бабанский оптимизация процесса обучения. Смотреть картинку бабанский оптимизация процесса обучения. Картинка про бабанский оптимизация процесса обучения. Фото бабанский оптимизация процесса обучения

В настоящей книге рассматриваются теоретические основы оптимизации учебного процесса, обосновываемся критерии и процедура выбора оптимальной структуры обучения, обобщается передовой опыт работы школ в этом направлении.
Общие положения теории оптимизации конкретизируются на при-мере предупреждения неуспеваемости младших подростков, а также организации процесса обучения наиболее подготовленных школьников.

Книга предназначена для научных работников, преподавателей-студентов и учителей общеобразовательной школы.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
ГЛАВА I.
Структура процесса обучения
1. Процесс обучения и его основные компоненты
2. Основные звенья процесса обучения 15
3. Структурные связи в процессе обучения 22
4. Принципы обучения 26
5. Формы и методы обучения 39
6. Виды обучения и определяющие их психологические и дидактические концепции 46
ГЛАВА II.
Теоретические основы оптимизации процесса обучения 55
1. Понятие «оптимизация процесса обучения» —
2. Критерии оптимизации процесса обучения 58
3. Методологические требования к выбору оптимальной структуры процесса обучения 64
4. Методика выбора оптимальной структуры процесса обучения 73
ГЛАВА III.
Анализ типичных затруднений учителей в деятельности по оптимизации учебно-воспитательного процесса 85
1. Программа изучения деятельности учителей —
2. Типичные недостатки и затруднения в деятельности учителей 91
ГЛАВА IV.
Условия оптимального построения процесса обучения 104
1. Специальная научно-методическая подготовка учителей
2. Совершенствование методики изучения школьников 119
3. Обеспечение должных учебно-материальных, гигиенических и морально-психологических условий 146
ГЛАВА V.
Система мер по оптимизации процесса обучения с целью предупреждения неуспеваемости школьников 154
1. Программа изучения причин неуспеваемости —
2. Анализ типичных причин неуспеваемости школьников 162
3. Характеристика системы мер по оптимизации процесса обучения с целью предупреждения неуспеваемости школьников loo
4. Пути преодоления неуспеваемости школьников 191
ГЛАВА VI.
О путях оптимизации процесса обучения наиболее подготовленных школьников 226
Заключение 241
Литература 249

Источник

Оптимизация процесса обучения, Бабанский Ю.К., 1977

Оптимизация процесса обучения, Бабанский Ю.К., 1977.

В настоящей книге рассматриваются теоретические основы оптимизации учебного процесса, обосновываемся критерии и процедура выбора оптимальной структуры обучения, обобщается передовой опыт работы школ в этом направлении.
Общие положения теории оптимизации конкретизируются на примере предупреждения неуспеваемости младших подростков, а также организации процесса обучения наиболее подготовленных школьников.
Книга предназначена для научных работников, преподавателей-студентов и учителей общеобразовательной школы.

бабанский оптимизация процесса обучения. Смотреть фото бабанский оптимизация процесса обучения. Смотреть картинку бабанский оптимизация процесса обучения. Картинка про бабанский оптимизация процесса обучения. Фото бабанский оптимизация процесса обучения

Структурные связи в процессе обучения.
Для раскрытия структурных связей в процессе обучения необходимо опереться на логико-методологическую концепцию связей как категории научного познания.

Анализ современной философской литературы позволяет выделить следующие основные виды связей, которые крайне важна изучать при структурном подходе к исследованию любых явлений и процессов:
а) универсальная закономерная связь — взаимодействие всех вещей и явлений;
б) причинно-следственная связь — предельный случай членения универсальной связи, когда из универсальной связи выделяются два явления, связанные между собой закономерно;
в) функциональная связь — форма устойчивой взаимосвязи между явлениями или величинами, при которой изменение одних явлений вызывает вполне определенное изменение других;
г) далее различают ряд связей по порядковому принципу:
иерархические связи (что выше, что ниже, что значимее);
связи управления (что активнее) — они являются наиболее
характерными системообразующими связями и образуют разновидность либо функциональных, либо связей развития;
генетические связи (что начально, что следует после) — они описывают порождение одних объектов другими;
связи функционирования, поддерживающие существование объекта;
связи развития, вызывающие изменения в функционировании.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
ГЛАВА I.
Структура процесса обучения
1. Процесс обучения и его основные компоненты
2. Основные звенья процесса обучения 15
3. Структурные связи в процессе обучения 22
4. Принципы обучения 26
5. Формы и методы обучения 39
6. Виды обучения и определяющие их психологические и дидактические концепции 46
ГЛАВА II.
Теоретические основы оптимизации процесса обучения 55
1. Понятие «оптимизация процесса обучения» —
2. Критерии оптимизации процесса обучения 58
3. Методологические требования к выбору оптимальной структуры процесса обучения 64
4. Методика выбора оптимальной структуры процесса обучения 73
ГЛАВА III.
Анализ типичных затруднений учителей в деятельности по оптимизации учебно-воспитательного процесса 85

1. Программа изучения деятельности учителей —
2. Типичные недостатки и затруднения в деятельности учителей 91
ГЛАВА IV.
Условия оптимального построения процесса обучения 104

1. Специальная научно-методическая подготовка учителей
2. Совершенствование методики изучения школьников 119
3. Обеспечение должных учебно-материальных, гигиенических и морально-психологических условий 146
ГЛАВА V.
Система мер по оптимизации процесса обучения с целью предупреждения неуспеваемости школьников 154

1. Программа изучения причин неуспеваемости —
2. Анализ типичных причин неуспеваемости школьников 162
3. Характеристика системы мер по оптимизации процесса обучения с целью предупреждения неуспеваемости школьников loo
4. Пути преодоления неуспеваемости школьников 191
ГЛАВА VI.
О путях оптимизации процесса обучения наиболее подготовленных школьников 226

Заключение 241
Литература 249.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Источник

Оптимизация образовательного процесса. Условия, формы и методы оптимизации

Оптимизация образовательного процесса позволяет учащимся прогнозировать, выдвигать собственные гипотезы, манипулировать, поднимать вопросы.

Формы, методы и средства оптимизации процесса обучения становятся, как никогда, актуальны, когда речь заходит об увеличении интереса и способностей учащихся к получению знаний. Существующие современные образовательные технологии преподавания помогают объяснить сложные темы, используя при этом мультимедийные презентации. Автор Ю.К. Бабанский испытал и разработал уникальный творческий подход к исследованию более подходящих методик педагогики.

бабанский оптимизация процесса обучения. Смотреть фото бабанский оптимизация процесса обучения. Смотреть картинку бабанский оптимизация процесса обучения. Картинка про бабанский оптимизация процесса обучения. Фото бабанский оптимизация процесса обучения

В настоящее время сетевые ресурсы постепенно проникают в сферу оптимизации процесса обучения. Технические условия обмена обратной связи и взаимодействия в реальном времени могут быть реализованы с применением современных образовательных технологий и мультимедийной сети.

Оптимизация процесса образования эволюционировала от традиционного класса, ассоциирующегося с доской и мелом, до современного стиля мультимедийного сетевого преподавания.

Большой сдвиг от статического к динамическому

Методика, которую в свое время предложил Бабанский, оптимизация процесса обучения приносит живость и обмен в реальном времени в полную игру. Как результат, это имеет большое значение и ценность для применения и оптимизирует возможность внедрения современных образовательных технологий в условиях мультимедийной сети в преподавании.

Современное образование, основанное на новейших технологиях, развивается из отсталой методики на более успешное самостоятельное и групповые занятия студентов. Традиционное образование следует парадигме, в которой учащиеся читают отрывок из учебника, смотрят презентации и слушают скучные лекции преподавателей, читают снова и снова, делают заметки, а затем завершают процесс тестом. Такая модель обучения менее эффективна, дорогостоящая и не интегрирует потенциал, который современные образовательные технологии, основанные на сетевых технологиях, могут предложить.

Автор Бабанский проанализировал текущую ситуацию с использованием индивидуализированных образовательных технологий в первую очередь, при условии, что теоретические основы для применения будут оставлены, а во-вторых, будут доработаны с учетом практики преподавания.

Характеристики оптимизации процесса обучения

Совместное использование ресурсов

Все виды обработки информации и функции взаимодействия студента и преподавателя.

В процессе преподавательской практики студенты получают учебную информацию в доступной форме.

Персонализированный подход

Студенты должны выбирать, когда и где учиться, и сколько они собираются получить информации. В то же время результат совместного получения информации не только индивидуализирован, но и гибок. Заинтересованность учащимися и творчество на уроке приветствуются.

Своевременный мониторинг успешности обучения

Степень, в которой ученики получают необходимую и своевременную оценку, — это стандартное измерение средства оптимизации процесса обучения. Своевременность можно рассматривать как взаимодействие между результатами каждого в отдельности и обзор учителей, оба из которых, как ожидается, будут влиять на эффективность учебного процесса. Все последствия оценки своевременности преподавания имеют большое значение.

Конструктивизм в обучении

Конструктивизм — это искусство педагогики, основанного на предварительном условии, что учащиеся совершенствуют свое понимание мира, в котором они живут, оглядываясь на собственный опыт. Студенты могут генерировать собственные «ментальные модели» и «правила», которые они используют, чтобы понять, что они уже знают и как пополнить свой запас знаний.

На заметку! Таким образом, обучение — это просто процесс адаптации умственных моделей к поглощению новых. А конструктивизм — это некое мнение о педагогике, основанном на той мысли, что знание не является чем-то, что может быть предоставлено учителем лишь в основной части класса. Скорее, знания строятся учениками через энергичный, умственный путь развития, тогда как учащиеся — это сами конструкторы и создатели знаний и смысла.

В процессе получения информации, учащиеся находятся в центре внимания интерактивного класса, а учитель, в свою очередь, продвигает процесс, который позволяет учащимся прогнозировать, выдвигать гипотезу, манипулировать, поднимать вопросы, объекты.

Контраст между традиционным подходом и методикой Бабанского

Традиционные методики преподавания ставят акцент на преподавании учителей. Сознательно или бессознательно многие учителя доминируют над всем классом.В результате научный характер учебников погружен в «воду», а энтузиазм и желание учиться у студентов стираются. В то же время учащиеся оказываются в состоянии так называемого недоедания как результат отсутствия визуальных пособий и соответствующей литературы.

Современная образовательная технология принесла надежду на упомянутый выше факт. Бабанский Ю.К. оптимизация процесса обучения заключается в сочетании наглядных пособий, изобразительного искусства, изображений, музыки, психологии, педагогики, искусственного интеллекта. Эти составляющие учебного процесса мобилизуют слуховые и визуальные функции слушателей в полной мере. Интерес студентов может быть стимулирован, а эффективность памяти значительно улучшается.

Применение полученной информации

Оптимизация образовательной деятельности включает в себя презентацию получаемой информации через несколько учебных процессов, включая, но тем не менее не ограничиваясь одним лишь текстом, аудио, иллюстрациями, карточками, графикой и видео.

Важно! Условия оптимизации процесса обучения устанавливаются в соответствии с требованиями различных классов для проведения урока.

Некоторые студенты ошибочно представляют обучение как неправильную перспективу, рассматривая урок как вынужденную меру. Подключение доски и мела может быть довольно увлекающим занятием, вне зависимости от того, занимаются ли студенты предметом, вопросами, текстами, словарями и предложениями или нет. Цель оптимизации образовательного процесса — помочь обучению.

Источник

Оптимизация процесса обучения, Бабанский Ю.К., 1977

Оптимизация процесса обучения, Бабанский Ю.К., 1977.

В настоящей книге рассматриваются теоретические основы оптимизации учебного процесса, обосновываемся критерии и процедура выбора оптимальной структуры обучения, обобщается передовой опыт работы школ в этом направлении.
Общие положения теории оптимизации конкретизируются на примере предупреждения неуспеваемости младших подростков, а также организации процесса обучения наиболее подготовленных школьников.
Книга предназначена для научных работников, преподавателей-студентов и учителей общеобразовательной школы.

бабанский оптимизация процесса обучения. Смотреть фото бабанский оптимизация процесса обучения. Смотреть картинку бабанский оптимизация процесса обучения. Картинка про бабанский оптимизация процесса обучения. Фото бабанский оптимизация процесса обучения

Структурные связи в процессе обучения.
Для раскрытия структурных связей в процессе обучения необходимо опереться на логико-методологическую концепцию связей как категории научного познания.

Анализ современной философской литературы позволяет выделить следующие основные виды связей, которые крайне важна изучать при структурном подходе к исследованию любых явлений и процессов:
а) универсальная закономерная связь — взаимодействие всех вещей и явлений;
б) причинно-следственная связь — предельный случай членения универсальной связи, когда из универсальной связи выделяются два явления, связанные между собой закономерно;
в) функциональная связь — форма устойчивой взаимосвязи между явлениями или величинами, при которой изменение одних явлений вызывает вполне определенное изменение других;
г) далее различают ряд связей по порядковому принципу:
иерархические связи (что выше, что ниже, что значимее);
связи управления (что активнее) — они являются наиболее
характерными системообразующими связями и образуют разновидность либо функциональных, либо связей развития;
генетические связи (что начально, что следует после) — они описывают порождение одних объектов другими;
связи функционирования, поддерживающие существование объекта;
связи развития, вызывающие изменения в функционировании.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
ГЛАВА I.
Структура процесса обучения
1. Процесс обучения и его основные компоненты
2. Основные звенья процесса обучения 15
3. Структурные связи в процессе обучения 22
4. Принципы обучения 26
5. Формы и методы обучения 39
6. Виды обучения и определяющие их психологические и дидактические концепции 46
ГЛАВА II.
Теоретические основы оптимизации процесса обучения 55
1. Понятие «оптимизация процесса обучения» —
2. Критерии оптимизации процесса обучения 58
3. Методологические требования к выбору оптимальной структуры процесса обучения 64
4. Методика выбора оптимальной структуры процесса обучения 73
ГЛАВА III.
Анализ типичных затруднений учителей в деятельности по оптимизации учебно-воспитательного процесса 85

1. Программа изучения деятельности учителей —
2. Типичные недостатки и затруднения в деятельности учителей 91
ГЛАВА IV.
Условия оптимального построения процесса обучения 104

1. Специальная научно-методическая подготовка учителей
2. Совершенствование методики изучения школьников 119
3. Обеспечение должных учебно-материальных, гигиенических и морально-психологических условий 146
ГЛАВА V.
Система мер по оптимизации процесса обучения с целью предупреждения неуспеваемости школьников 154

1. Программа изучения причин неуспеваемости —
2. Анализ типичных причин неуспеваемости школьников 162
3. Характеристика системы мер по оптимизации процесса обучения с целью предупреждения неуспеваемости школьников loo
4. Пути преодоления неуспеваемости школьников 191
ГЛАВА VI.
О путях оптимизации процесса обучения наиболее подготовленных школьников 226

Заключение 241
Литература 249.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Источник

Технология оптимизации учебного процесса (Ю.К.Бабанский)

Интересна для рассмотрения с точки зрения требований к результату обучения, технология оптимизации обучения Ю.К.Бабанского. Термин «оптимальный» произошел от латинского слова «optimus», что означает наилучший. В педагогике оптимизация учебного процесса подразумевает выбор наилучшей для данных условий системы содержания, методов, форм обучения и воспитания с точки зрения разработанных критериев. Методологической основой для разработки технологии оптимизации учебного процесса является системный подход, поскольку успешность принятия верного с точки зрения оптимальности, педагогического решения возможна только тогда, когда учтены все взаимосвязи между компонентами педагогической системы.

В центре внимания учителя, использующего эту технологию, три взаимосвязанных элемента:

· выбор содержания учебного материала

· способы обучения и формы организации познавательной деятельности школьников

· условия оптимального использования учебного материала, подобранных методов и средств.

Ю.К.Бабанский разработал систему критериев оптимального обучения. Ее ценность и современное звучание в глубокой индивидуализации обучения каждого ребенка. Система включает три группы критериев:

1. Уровень успеваемости и воспитанности для каждого ребенка индивидуальный. Он достигается в определенного именно для этого школьника период, когда достижение реально и возможно.

2. Рациональное распределение времени, затраченного на урочную и домашнюю работу.

3. Интенсивность деятельности учителей и учеников должна соответствовать их возможностям.

Для достижения значимых результатов в обучении, Ю.К.Бабанский много внимания уделял способам оптимизации обучения. Собственно систему подобранных в соответствии с задачами обучения, способов и приемов преподавания можно считать «рациональным зерном» технологии оптимизации обучения. Эти способы довольно традиционны и известны в практической педагогике. К ним можно отнести:

Комплексное планирование образования, воспитания и развития школьников. Планирование один из главных элементов педагогических действий. Тем более оно занимает значимое место в системе, всецело направленной на результат обучения. Планируя, учитель овладевает проектированием учебных занятий.

Выбор наиболее оптимальных для данного урока системы целей и конкретизирующих их задач. Оптимальность подобного выбора заключается, прежде всего, в выборе определенных акцентов в решении задач обучения. С чем это связано? С особенностями школы, класса, личностью отдельного школьника.

Создание благоприятных условий для развития индивидуального потенциала каждого ученика. Внимание к личности в технологии Ю.К.Бабанского занимает центральное место. Оптимальность в реализации такой системы способов обучения заключается в оптимальном сочетании различных форм организации учебно-познавательной деятельности школьников, учитывающей их возрастные и индивидуальные особенности.

Подбор содержания, соответствующего задачам образования. Прежде всего, содержание обучения должно отражать поставленные задачи обучения. Выделяется главное, существенное, реализуемое именно на данном этапе. Это обусловливает выбор наиболее оптимальной структуры урока, удачно отражающей поставленные задачи обучения и воспитания.

Выбор необходимых методов, форм и средств обучения и воспитания. Этот выбор должен быть осознанным и рациональным с точки зрения решения поставленных задач обучения и воспитания. Ю.К.Бабанский уделяет большое значение личности учителя. Выбор оптимальной системы требует гибкого, нестандартного мышления, развивает творческий подход к делу обучения и воспитания.

Контроль и анализ результатов обучения и воспитания. Важнейший способ оптимизации педагогического процесса, поскольку позволяет учителю оперативно откликаться на появляющиеся затруднения в реализации задач обучения и воспитания на промежуточном уровне. Здесь важно для учителя научиться оптимально соотносить результаты обучения или воспитания и затраты времени, потраченные ими и школьниками в соответствии с разработанными критериями оптимальности.

Управление дидактической системой Ю.К.Бабанского с точки зрения выстраивания иерархии уровней предполагает выделение в качестве высокого уровня реальные возможности учащихся, в качестве среднего – организацию такого взаимодействия учеников и учителя, чтобы оно положительно влияло на обучаемость и развитость каждого школьника. Низкий же уровень иерархии предполагает получение результатов обучения, являющихся оптимальными именно для каждого ученика и для тех условий, в которых протекает процесс обучения.

Технология перспективно-опережающего обучения (С.Н.Лысенкова)

В основе описываемой технологии феномен обучения детей, с разным уровнем развития без дополнительных педагогических усилий. Суть подхода этого автора заключается в том, что уменьшение трудности программы обучения может происходить за счет опережающего введения ее фрагментов в процесс обучения. Особенность технологии заключается в реализации трех структурных компонентов, к которым относятся:

¨ Комментируемое управление учением ¨ Опорные схемы ¨ Перспективная подготовка учителя

Разберем эти элементы перспективно-опережающего обучения:

Комментируемое управление представляет собой, по сути, ответ ученика с места. Это дает возможность управления работой всего класса, поскольку налаживает непрерывную обратную связь, что делает обучение более стабильным. В основе метода комментирования лежит цепочка действий:

Наполненность классов всегда затрудняла вопросы управления познавательной деятельностью школьников. Технология С.Н.Лысенковой позволяет учителям справляться с этой проблемой посредством комментируемого управления учением. В результате использования этого технологического приема у каждого школьника развивается логика, доказательность рассуждений, самостоятельность мышления. Средний и слабый, как правило, тянутся за сильными учениками, поскольку одной из специфических особенностей младшего школьного возраста (а технология С.Н.Лысенковой предназначена именно для работы с младшими школьниками) является подражательность. Когда комментирует сильный ученик, это звучит красиво, средним и слабым детям нравится. А, кроме того, учитель хвалит комментатора, отмечает сильные стороны его комментария. На уроке у С.Н. Лысенковой каждый ученик имеет шанс стать «учителем» на короткое время комментирования. Владея вниманием класса, он может продемонстрировать красоту своего комментирования, знания по теме, умения выделять важные места в комментируемом тексте. При этом надо понимать, младший школьник, становясь временно «учителем» во всем старается ему подражать. Учительские интонации, четкость в разборе содержания задачи или упражнения, голосовые модуляции – все работает на усвоение учебного материала. Учитель при комментировании поддерживает ученика, незаметно управляя его действиями с помощью индивидуальных педагогических приемов. Все участвуют в работе, поскольку внимательно слушают комментирующего и если он ошибется, другие ученики сразу поправляют. Атмосфера такого урока творческая, спокойная, доброжелательная. Ученики не боятся ошибиться, все успевают на уроке. Они раскованы и свободны.

бабанский оптимизация процесса обучения. Смотреть фото бабанский оптимизация процесса обучения. Смотреть картинку бабанский оптимизация процесса обучения. Картинка про бабанский оптимизация процесса обучения. Фото бабанский оптимизация процесса обучения

Опорные схемы. Используются в обучении школьников необходимыми для закрепления учебного материала выводами. Они оформляются в виде различного рода схем, таблиц, карточек, рисунков. Одной из особенностей младшего школьного возраста – это мышление с помощью конкретных образов. В силу этого возникающие затруднения при усвоении учебного материала некоторыми школьниками наблюдаются во время перехода от яркой, доступной и предметной наглядности к обобщению и формированию собственного суждения. Вот опорные схемы и служат для устранения этих затруднений. Школьник от яркой наглядности переходит к условному наглядно-образному представлению. Активные ответы на уроке являются важным условием обратной связи. Это возможно, если ребенок «успевает» за остальными учениками. Активное участие в уроке снимает страх ошибок, скованность, порождаемую подобными страхами. Схемы, таблицы, рисунки выступают как связующее звено между учениками и учителем. Они помогают включить каждого ребенка в активную деятельность на уроке, научить его устанавливать причинно-следственные связи, довести представление по изучаемой теме до сформированности понятий. Ученики усваивают материал осмысленно, составляя правило по схеме и выполняя практическое задание.

Важным условием использование опорных схем является их поэтапное подключение непосредственно для усвоения того или иного понятия. Если же они будут просто висеть на доске или на стенде «Учись учиться», проку от подобной наглядности будет немного. Опорная схема в технологии С.Н.Лысенковой становится алгоритмом рассуждения и доказательства. При этом все внимание школьников направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на размышления, поиск правильных ответов, установление логических связей между элементами получаемой учебной информации.

Перспективная подготовка. В основе этого элемента технологии С.Н.Лысенковой лежит удивительная закономерность: если на каждом уроке задолго до изучения трудной темы, вводить ее фрагменты, то трудность усвоения уменьшается. Трудная тема раскрывается поэтапно, с необходимым логическим обоснованием. Технология применения перспективной подготовки на уроке такова: сначала в обсуждение предложенных фрагментов привлекаются сильные ученики, затем к ним присоединяются средние, и лишь за средними – слабые. Усвоение учебного материала проходит в три этапа:

На первом этапе знания дозируются и представляются малыми фрагментами. На это уходит немного времени, 5 – 10 минут. Примечательно то, что для каждой темы начало разное. Это во многом определяется сложностью осваиваемой темы, степенью ее приближения к материалу, изучаемому на данный момент.

На втором этапе вводятся новые понятия, происходит их уточнение, обобщение и применение в ходе урока. В ходе этого этапа используется как материал учебника, так и дополнительный, конкретизирующий изучаемую тему.

На третьем этапе происходит закрепление, содействующее развитию беглости мыслительных приемов и учебных действий.

Таким образом, новый материал не кажется школьникам таким уж и новым, поскольку они осваивали его на предыдущих этапах учебной деятельности.

Такое распределение учебного материала чрезвычайно полезно, поскольку обеспечивает перевод знаний, получаемых школьниками в долговременную память.

Перспективно-опережающее обучение С.Н.Лысенковой ориентировано на успешное обучение всех учащихся. В основе ее технологий очень много авторских приемов, обусловливающих успешное их применение. Среди самых известных можно выделить такие, как:

· Специфика домашних заданий. В первом классе оно вообще не задается, а в следующих класса задается только тогда, когда каждый ученик класса в состоянии его выполнить.

· Дифференциация опроса в классе. Для каждого ученика он протекает в «его время». Учитель может задать ребенку вопрос, будучи уверен, что тот на него ответит. На это «работают» и опорные схемы, и комментируемые упражнения.

· Отсутствие заучивания и зазубривания материала. Для автора важно, чтобы ученик понял учебный материал, смог установить причинно-следственные связи между компонентами знаний. Этому способствует последовательная, системная подача учебного материала.

Таким образом, с помощью педагогической технологии С.Н.Лысенковой можно добиться позитивных результатов за более короткий срок, чем с помощью традиционных техник, расчитанных, прежде всего на «массового» школьника. Через знающего ученика научить незнающего – вот основной девиз автора данной технологии.

Технология индивидуализации обучения (И.Э. Унт)

Технология индивидуализации обучения опирается на учение Л.С.Выготского о зонах развития ребенка. В ее основе положение о том, что обучение опережает развитие. Развивающим обучение может быть лишь в том случае, если оно опирается на зону ближайшего развития. Как известно, Л.С.Выготским было выделено две зоны развития: актуальная и ближняя. Для того чтобы способствовать становлению ребенка как субъекта обучения, учителю нужно опираясь на зону актуального развития, строить свою работу таким образом, чтобы ученик сам выстраивал свою деятельность в «зоне ближайшего развития». Основным в технологии выступает глубокое изучение личности школьника. Но это не просто изучение личностных качеств и свойств. Автора интересует в первую очередь такие особенности школьников как: уровень умственного развития школьника; сформированность учебных умений; способность к обучению (скорость усвоения знаний, гибкость процесса мышления); наличие познавательных интересов. То есть изучению подлежат те особенности, которые необходимо учитывать в первую очередь при индивидуализации учебного процесса.

В большей степени развивается такой способ обучения, который дает возможность учителю строить взаимодействие с учеником не только на завершенных циклах развития, но и на тех, которые еще находятся в стадии «разработки». При этом учитель умело переводит ребенка с уровня уже реализованных возможностей на уровень потенциальных. Используя эти положения, И.Э.Унт выявила условия, оптимальные для обучения школьников. К ним были отнесены:

Обусловленность развития школьника его персональным достигнутым уровнем. В классе, где в основном находятся дети одного возраста, но разного уровня развития и разной подготовленности к обучению, развивающее обучение может быть приспособлено к конкретному ученику. Этого можно достигнуть только при применении индивидуального подхода.

Выявление уровня развития каждого школьника. Это является предпосылкой и обязательным условием осуществления индивидуального подхода к каждому ученику на уроке.

Отсутствие нивелировки уровней развития школьников. Это условие способствует использованию индивидуализации обучения не только как исходного момента для развития, но и обеспечивает сохранения такого обучения весь период.

Использование специальных средств для развития умственных способностей. Система заданий, направленная на это, должна быть не трудной и формировать рациональные умения умственного труда. Исходя из задач, средства должны быть строго индивидуализированы.

Если обобщить выдвинутые условия, то в методике индивидуализации обучения И.Э.Унт можно выделить два направления: изучение особенности школьников и подбор системы средств, способствующих индивидуальному продвижению в овладении учебными знаниями и умениями. Определение, включающее именно такое понимание индивидуализации, находим у автора: «Индивидуализация – это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются». (30, С.8). Изучение особенностей школьников используется в организации индивидуализации процесса обучения. Это особая техника и соответственно она имеет особую организацию. И.Э. Унт считает, что предложенная ею система может быть сведена к трем варианта индивидуализации:

¨ дифференциация обучения. Под дифференциацией обучения автор понимает учет индивидуальных особенностей в условиях, способствующих развитию их умственной активности в группах. Основанием для выделения групп могут служить особенности обучения;

¨ внутриклассовая или внутригрупповая индивидуализация учебной работы;

¨ изучение учебных программ в индивидуальном темпе, в соответствии с изученными уже особенностями школьников.

Система технологических приемов, применяемых автором для индивидуализации обучения, может быть выражена следующими компонентами:

· выявление факторов, влияющих на низкий уровень успеваемости школьника; · учет условий, влияющих на слабую мотивацию к обучению; · оптимизация учебного процесса; · формирование адекватной самооценки школьников; · методы, приемы и средства, способствующие преодолению индивидуальных недостатков в обучении; · предоставление свободы выбора элементов обучения.

Спецификой технологии индивидуализации обучения является и то, что автор в качестве основного средства развития школьников определяет открытое обучение. Суть этого средства заключается в том, что отдельный учитель или ученик, или отдельный школьный коллектив обладает относительной свободой в выборе программы, способов обучения. Ценность такого средства состоит в том, что в огромных объемах предоставляемой школьникам информации, он может находить ту, которая ему нужна. Естественно, основная трудность использования открытых уроков как раз и заключается в мере соотношения свободного выбора и обязательного материала для изучения. Здесь важна позиция и система умений учителя. Ему необходимо соединить два процесса: управление учебным процессом и развитие самоуправления школьников. Логичное и адекватное совмещение способствует глубокой индивидуализации обучения, которая в свою очередь делает более успешным развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей и способностей.

Таким образом, индивидуализация обучения необходимый элемент развития школьника. Суть ее заключается в том, что, выступая стратегией обучения, она предполагает необходимым глубокое изучение личности обучаемого и подбор на основе полученных данных педагогических техник, способствующих улучшению учебной мотивации, развитию познавательных интересов. Кроме того, индивидуализация обучения имеет мощную воспитательную характеристику, поскольку направлена на формирование таких личностных качеств, как трудолюбие, самостоятельность, взаимопомощь (работа в группах).

В нашу задачу не входило описывать все множество существующих технологий обучения. Скорее, была предпринята попытка проиллюстрировать некоторые технологии, причисленные к традиционным, чтобы показать, что учителю предоставлен широкий выбор педагогических технологий, способствующих усвоению знаний, формированию учебных умений и навыков учащихся из числа вполне знакомых и понятных

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *