бак стимуляция мозга для детей
БАК и Томатис: в чем разница, что выбрать и как сочетать?
Внешне методы Томатис и БАК похожи: и там, и там происходит воздействие через звук, сеансы проходят в наушниках, да и список показаний похож. Однако механизм работы всё же различается.
В чём разница?
В Томатис происходит воздействие через стимуляцию среднего уха за счет нерегулярных изменений характеристик звуковой волны (частотные фильтры, чередование, задержка, сочетание костной и аудиальной проводимости). Таким образом, происходит непроизвольная «прокачка» слухового анализатора, который в свою очередь, является фундаментом для речевой функции. Подчеркну, что детям с кохлеарным имплантом в обоих ушах Томатис не проводится. КИ – это электронный механизм, который устанавливается во внутреннее ухо (улитку) и получает информацию из внешнего микрофона, декодирует и передает на слуховой нерв, то есть при КИ весь механизм работы метода Томатис теряет смысл.
В БАК механизм воздействия иной. Основная цель – повышение нейропластичности за счет синхронизации внутренней активности нейронов и внешних сенсорных стимулов. Это достигается с помощью ЭЭГ и принципа обратной связи. На голову человека устанавливается 4 электрода, которые снимают электроэнцефалограмму по 4 отведениям (2 лобных и 2 затылочных, при этом их локация может меняться). Далее частоты ЭЭГ с помощью программы преобразуются в звук и в режиме реального времени передаются через наушники обратно в ЦНС посредством слухового анализатора. Таким образом, происходит замыкание цепочки обратной связи, опосредованно обеспечивается воздействие на NMDA-рецепторы дендритов (которые реагируют как раз на совпадение внутреннего и внешнего события), что помогает образовываться новым функциональны связям (повышается нейропластичность).
Что выбрать?
Методы не являются заменой друг друга. У биоакустической коррекции список показаний шире (туда входят и астенические, и невротические нарушения, и нарушения когнитивного, и речевого развития, и регуляторные проблемы). Томатис я рекомендую обычно при нарушениях слухового, слухоречевого, фонематического восприятия, при артикуляционной диспраксии; также Томатис хорошо себя показал при заикании. То есть по части речевых нарушений показаны оба метода. Часто специалисты сначала используют БАК как метод, воздействующих в целом на процессы нейропластичности, а далее Томатис – как более узко направленный. То есть по опыту некоторых коллег БАК способен повышать эффективность последующего курса Томатис. При неречевых трудностях и нарушениях не связанных со слуховым восприятием логично отдать предпочтение методу БАК, но лучше разбираться индивидуально с каждым случаем.
Как сочетать?
Поскольку Томатис – это метод, созданный в Европе, наши отечественные ученые не проводили исследований по совместному применению 2 методов. Есть опыт и описанные методические рекомендации по сочетанию ТКМП и БАК (т.к. из разработкой занимались две «соседних» научных группы – оба метода наши, питерские). Общие комментарии таковы, что курсы Томатис и БАК не должны накладываться друг на друга, то есть их следует разнести во времени (интервал 3-4 недели). В то же время я знакома с опытом коллег, которые применяют два метода одновременно в некоторых случаях, но это возможно только для тех детей, которые уже имеют длительный опыт реабилитации и хорошо переносят подобные нагрузки (т.к. есть риск перестимуляции).
Биоакустическая коррекция (БАК): часто задаваемые вопросы
С 2015 года центр «Логопед-Профи» предлагает новую услугу — биоакустическую коррекцию. Этот метод позволяет восстановить нормальную работу мозга ребенка, если по каким-либо причинам она нарушена. Подробно о БАК можно прочитать здесь, а в данной статье мы собрали самые часто задаваемые вопросы родителей об этой процедуре — и дали на них ответы.
— Чем БАК отличается от метода Томатиса, микрополяризации? Как они сочетаются?
БАК — это воздействие акустическим сигналом, согласованным с функциональной активностью мозга в реальном времени, для активации работы регуляторных структур. Микрополяризация — воздействие постоянными токами для стимуляции ЦНС. Сигнал, который используется в методе Томатиса, в отличие от БАК, не согласован с функциональной активностью мозга в текущем времени, поэтому не так эффективен. БАК оказывает более направленное и естественное для организма воздействие. При этом БАК сочетается с поляризацией, уменьшая риск побочных эффектов (не рекомендуется делать в один день), и с Томатисом (можно в этот же день).
— Какую эффективность показывает БАК у детей с КИ (РАС, синдромом Дауна)?
По этой ссылке можно посмотреть данные эффективности БАК при разных диагнозах. В целом, БАК помогает улучшить психоэмоциональное состояние как у детей, так и у взрослых: нормализуется сон, мышечный тонус, снижается нервозность, депрессивность, тревожность, агрессивность. Метод прошел клинические испытания и зарекомендовал себя в восьми ведущих медицинских учреждениях Москвы и Санкт-Петербурга.
— Можно ли совмещать БАК с занятиями со специалистами, как это делать правильно?
Можно и даже нужно, но если ребенок не контактный, или плохо понимает обращенную речь, или просто не хочет выполнять задания педагога или логопеда, курс БАК лучше пройти до занятий.
— Может ли БАК чем-то навредить ребенку (всё-таки там идет «работа с мозгом»)?
Нет. Воздействие физиологично и естественно для организма, происходит через естественный сенсорный канал — слуховой анализатор. Но обязательно надо выполнять методические указания.
— Если аппарат даст сбой или придется прервать занятие/курс по другим причинам, чем это грозит, опасно ли?
Нет, не опасно. Так как даже если курс прерван во время обострения, в течение нескольких дней произойдет компенсация. Но разработчики настоятельно рекомендуют проходить БАК курсами, чтобы не дискредитировать метод.
— Есть ли гарантия результата?
Эффективность зависит от выраженности заболевания. Например, эффективность при СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), то есть достоверные данные улучшения по признакам и снижению выраженности симптомов, составляет около 85% при курсе 12 процедур. Но это не значит, что остальные 15% вообще не получат никакой результат. Это значит, что надо продолжить процедуры.
— Процедуры дают временный эффект, то есть надо ходить постоянно?
Нет. В большинстве случаев у детей эффект закрепляется. При СДВГ после пройденного курса БАК в повторном курсе нуждаются около 15% пациентов. При ЗПРР и нарушениях речи эффект от проведенного курса остается. Но если у ребенка при полученном эффекте есть оставшиеся нарушения (речи и поведения), то конечно, необходимо продолжить процедуры.
Использование электроимпульсной терапии в лечении детей с последствиями перинатальных поражений центральной нервной системы
Особенностью, характеризующей состояние здоровья детей и подростков на современном этапе, является рост нервно-психических нарушений и заболеваний. Одной из причин отклонений в нервно-психическом здоровье детей во все возрастные периоды являются перинатальные поражения центральной нервной системы (ЦНС). Частота перинатальной патологии в популяции составляет 15–20%, в структуре заболеваний новорожденных и детей первого года жизни — 60–80% и продолжает неуклонно расти [5, 7, 10]. Еще в 1995 году существовало мнение, что доля здоровых при рождении детей через 10–15 лет сократится до 15–20% [6].
Последствия перинатального поражения ЦНС становятся заметнее по мере ее созревания и зависят от момента и длительности воздействия повреждающего фактора. Именно последствия перинатального поражения ЦНС являются одной из главных причин увеличения частоты и распространенности нервно-психических заболеваний у детей в настоящее время [1, 2, 4, 6]. Кроме этого, исходы перинатальных поражений нервной системы являются неблагоприятным фоном для растущего организма, способствуют развитию хронического дезадаптационного синдрома и предрасполагают к раннему возникновению и тяжелому течению таких форм патологии, как ишемическая болезнь сердца, гипер- и гипотонические состояния, атеросклероз, дисциркуляторная энцефалопатия, бронхиальная астма, различные нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта и др. [6].
Одними из главных причин складывающейся ситуации, возможно, являются: недооценка неврологических симптомов в раннем периоде жизни ребенка; недооценка патогенетических механизмов развития нервно-психических и нейроортопедических нарушений, что приводит к отсутствию рациональных подходов к лечению [1].
В основе механизмов развития перинатального поражения ЦНС лежат гипоксические и травматические повреждения, возникающие в результате действия неблагоприятных факторов перинатального периода. Это не только травмы непосредственно самой ЦНС, но и различные виды повреждений шейного отдела позвоночника, вертебробазилярного стыка и их связочного аппарата [9]. Последние приводят к хронической травме позвоночных артерий (ПА) и дефициту кровоснабжения головного мозга, в частности, способствуют развитию гипоксии в стволовых структурах, где располагаются сосудистые центры. Возникновение дизрегуляторных процессов способствует усугублению церебральной гемодинамики, что приводит к задержке созревания мозговых структур и формированию связей между различными отделами ЦНС.
Ограничение применения некоторых лекарственных средств в детском возрасте, возможность развития побочных эффектов на фоне приема медикаментозных препаратов делают необходимым дальнейший поиск новых методов лечения, в том числе и физиотерапевтических.
Рис. Графическая характеристика биполярного асимметричного электрического импульса от аппарата «Миоритм-040» |
Электроимпульсная терапия обладает широким диапазоном терапевтического действия (обезболивающим, трофикостимулирующим, спазмолитическим и др.) [3, 5, 10]. Для проведения электроимпульсной терапии предложено большое количество физиотерапевтических аппаратов («Тонус-2», «Амплипульс-4», «Амплипульс-5», «Амплипульс-6» и т. д.). Нами проведено исследование с использованием аппарата «Миоритм-040», который является источником импульсных токов с частотой от 20 до 120 Гц, с биполярной асимметричной формой импульсов, характеризующихся коротким катодным выбросом с последующей низкоамплитудной анодной фазой (рис.).
Такая форма импульса максимально приближена к потенциалу действия нервного волокна в зоне перехвата Ранвье. Суммарная составляющая импульса такой формы равна нулю, что исключает возможность образования продуктов электролиза на подэлектродных прокладках. Таким образом, по форме импульсы напоминают потенциал действия мембран нервно-мышечных клеток (поэтому чаще всего их называют нейроподобными импульсами — НИТ) и являются наиболее эффективными для достижения ответной реакции организма. Указанные особенности импульсов обусловливают физиологическое, щадящее действие тока и хорошую переносимость процедур, что особенно важно в детском возрасте [3, 5, 7, 9]. Для предотвращения развития адаптации к воздействию и утомлению мышц используется режим «дрейфа» работы аппарата, при котором происходит изменение частоты в пределах 20–120 Гц с параллельным изменением амплитуды импульсов по трапециевидной форме огибающей.
При воздействии на шейный отдел позвоночника и надплечья, НИТ устраняют тоническое сокращение мышц шеи, а также улучшают микроциркуляцию тканей шеи [3]. Все это предотвращает мышечно-тонические и мышечно-дистрофические расстройства в указанной области, компенсирует нарушения в ней и приводит к улучшению церебральной гемодинамики.
Особенности действия НИТ на организм обуславливают целесообразность применения их у детей с последствиями перинатальных поражений ЦНС. Преимуществом выбора этого физического фактора для коррекции поражений нервной системы у детей является его физиологическое, щадящее действие, отсутствие побочных эффектов.
Цель исследования — научное обоснование целесообразности использования и разработка методики применения нейроподобных импульсных токов от аппарата «Миоритм-040» в лечении детей с последствиями перинатальных поражений ЦНС.
Материалы и методы исследования
Под наблюдением находилось 128 детей в возрасте 6–10 лет с последствиями перинатальных поражений ЦНС. Диагнозы устанавливались на основании анамнестических данных, жалоб больных, результатов неврологического осмотра и инструментальных методов обследования. У всех детей проведен анализ анамнестических данных, выполнено общеклиническое и неврологическое обследование. При проведении неврологического осмотра особое внимание уделялось оценке состояния краниовертебральной области (исследование болевых точек — точка позвоночной артерии, паравертебральные точки, остистые отростки шейных позвонков; определение ограничений движений в шейном отделе позвоночника и напряжение шейно-затылочных мышц). Инструментальные методы исследования включали в себя: ультразвуковую допплерографию (экстра- или транскраниальную), электроэнцефалографию, рентгенографическое обследование шейного отдела позвоночника с функциональными пробами (по показаниям).
Исследование церебральной гемодинамики проводилось на ультразвуковом транскраниальном допплерографе NEUROSCAN 500 M фирмы Multigon (США). Оценивалось функциональное состояние церебральной гемодинамики по таким показателям, как средняя скорость кровотока, коэффициент асимметрии (КА) средней скорости кровотока, прирост показателя потока (ППП) и пульсационный индекс (ПИ).
Для оценки эффективности различных методов лечения детей с последствиями перинатальных поражений ЦНС выполнено рандомизированное слепое исследование. Проведено лечение 65 детей в возрасте 6–10 лет, которые с помощью простой рандомизации были распределены на две группы. Основная группа в количестве 35 детей без медикаментозной терапии получила лечение с применением НИТ от аппарата «Миоритм-040». Воздействие проводили на шейный отдел позвоночника и надплечья по четырем полям. Режим работы аппарата «дрейфующий» с групповым способом миграции. Продолжительность процедур от 10 до 25 минут. Курс лечения состоял из 10 процедур, проводимых ежедневно с чередованием полей.
Контрольная группа в количестве 30 детей получила курс медикаментозной терапии, включающей в себя сосудистые препараты, ноотрофы (ноотропы, витамины группы В, аминокислоты). Схемы лечения подбирались индивидуально с учетом особенностей клинической картины.
Оценка эффективности лечения проводилась по следующим критериям: динамика клинических проявлений (общее состояние, жалобы), состояния краниовертебральной области и допплерографических показателей состояния церебрального кровотока.
Результаты и их обсуждение
У всех 128 детей наблюдались различные проявления последствий перинатальных поражений ЦНС (в большинстве случаев сочетание церебральных и спинальных поражений). Среди неврологической патологии у детей наблюдались минимальная мозговая дисфункция (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), неврозоподобные нарушения сна, невроз навязчивых движений. Выявлена большая частота последствий спинальных нарушений в виде синдрома периферической цервикальной недостаточности у 87 (69%) детей, вертебробазилярной недостаточности у 105 (82%) детей, миатонического синдрома у 42 (32,8%) детей. У каждого третьего ребенка выявлены специфические трудности обучения (легастения), более чем у 2/3 детей обнаружена дисграфия, у каждого третьего ребенка — дизартрия. Наиболее частыми жалобами у детей являлись головные боли (57,8%), нарушения сна (47,7%), невнимательность и гиперактивность (47,7% и 43,0% соответственно). У всех детей выявлялось нарушение осанки различной степени выраженности.
По данным электроэнцефалографии у 98,6% детей выявлены диффузные изменения биоэлектрической активности головного мозга, в большинстве случаев умеренно выраженные, у 85,5% детей обнаружены изменения функции стволовых структур. При проведении ультразвукового исследования сосудов головного мозга у всех детей выявлены признаки нарушения церебральной гемодинамики разной степени выраженности. Обращает внимание большая частота асимметрии кровотока как в каротидном, так и в вертебробазилярном бассейне (ВББ). Так, у 46,4% детей выявлена значимая асимметрия кровотока по внутренним сонным артериям (ВСА), у 57,3% детей на субкраниальном уровне и у 2/3 детей на интракраниальном уровне.
По показаниям выполнено рентгенологическое обследование шейного отдела позвоночника (ШОП) с функциональными пробами у 42 детей (у каждого третьего ребенка). Патологические изменения на рентгенограммах ШОП выявлены у 40 (95,12%) детей, причем почти в половине случаев они носили сочетанный характер. Среди последних чаще других наблюдались дисфиксационные нарушения в сочетании с признаками натальной травмы ШОП. Выявленные изменения в ШОП на спондилограммах могли оказывать негативное влияние на гемодинамику в ВББ, что в свою очередь способствовало нарушению питания гипоталамической области и дисфункции сосудистых центров, а значит, и нарушению всей церебральной гемодинамики дизрегуляторного характера. Таким образом, необходимо учитывать роль вертеброгенных факторов в развитии нарушений церебральной гемодинамики для патогенетически обоснованного их лечения. Если причиной цереброваскулярных расстройств являются вертеброгенные факторы, то вызывает сомнение целесообразность назначения только спазмолитических средств.
В результате лечения у детей основной группы в 95,5% случаев произошло изменение характера жалоб на головную боль: перестали беспокоить головные боли у 12 (54,5%) детей, уменьшилась частота и интенсивность головных болей у 9 (41%) детей. Различия частоты жалоб на головную боль до и после лечения статистически достоверны (р
Е. А. Братова, кандидат медицинских наук, доцент
В. В. Кирьянова, доктор медицинских наук, профессор
В. А. Александрова, доктор медицинских наук, профессор
СПбМАПО, Санкт-Петербург
Транскраниальная микрополяризация головного и спинного мозга в Хабаровске, микрополяризация для детей и взрослых
Что такое транскраниальная микрополяризация мозга
Микрополяризация головного мозга – это инновационная методика лечения неврологических и психических болезней у взрослых и детей. Суть метода – направленное воздействие на клетки головного мозга посредством микротока.
Несмотря на то, что этот метод ассоциируется с «электрошоковой терапией», отечественные и зарубежные специалисты уверенно утверждают, что это в корне не верно. Изменение функционального состояния различных звеньев, составляющих ЦНС методом микрополяризации безболезненно и возможно даже у малышей.
Абсолютно никакой связи с электрошоком микрополяризация головы не имеет. Проведение процедуры способствует образованию новых нейронных связей в головном мозге. А значит интенсифицирует излечение от того или иного заболевания, нормализацию состояния больного (все зависит от того, какая зона коры головного мозга поддается терапевтической стимуляции).
Как проходит микрополяризация головного мозга
Микрополяризация детям, как и взрослым пациентам, проходит по стандартному сценарию. Больной не испытывает неприятных ощущений или боли, может в процессе диагностики заниматься своими делами (читать, играть, смотреть мультики или фильм). Сеанс лечения занимает немного времени – от 15 до 30 минут. Процедура проходит в такой последовательности:
В отличие от лечения воздействием переменного тока высокого напряжения, транскраниальная микрополяризация предполагает исключительно терапевтическое воздействие на головной мозг постоянным электрическим током при низком напряжении. Никакого вреда организму, побочных эффектов или осложнений не возникает. При этом воздействие на ЦНС происходит без применения лекарственных препаратов.
Показания к прохождению микрополяризации
Микрополяризация головного мозга проводится в случае возникновения некоторых симптомов, а также для лечения заболеваний:
Микрополяризацию не проводят в случае наличия таких противопоказаний: инфекционно-воспалительные заболевания, период после постановки прививки, наличие новообразований в головном мозге.
Микрополяризация головы для детей и взрослых в Хабаровске
Микрополяризация в Хабаровске осуществляется в специализированном медицинском центре «Неокортекс». Особенности проведения процедуры в нашей клинике:
Чтобы получить существенный эффект от лечения, нужно провести примерно 10 сеансов (каждый день или чрез 1-2 дня). Курс можно повторить через 2 или 3 месяца. Максимальный результат терапии наступает после проведения 2-3 курсов.
Параллельно с сеансами микрополяризации мы рекомендуем применять и другие методы терапии. В зависимости от проблемы или заболевания могут проводиться развивающие занятия, физические упражнения и т.д. Это позволит повысить эффективность лечения, помочь ребенку или взрослому преодолеть существующие проблемы (гипервозбудимость, нарушение координации, расстройства речи), и получить существенный прогресс в процессе нормализации состояния здоровья.
Микрополяризация головного мозга цена
Стоимость транскраниальной микрополяризации мозга в медицинском центре «Неокортекс» составляет — 750,0 р. Дети-инвалиды — 600,0 р. Актуальную информацию по всем ценам можно узнать здесь — прайс на услуги.
Бак стимуляция мозга для детей
Выгодно и эффективно
Массаж лица
Омоложение, скульптурирование, релакс
ГХМС анализ по Осипову Г.А.
Анализ микробиоты (биотоп тонкой кишки)
О нас
Медицинский центр «Берег надежды» – это место комплексной реабилитации для детей с ДЦП, особенностями развития и речевыми нарушениями. Чтобы сделать процесс не только эффективным, но комфортным для детей и родителей, мы объединили в одном месте всех нужных специалистов. Каждый ребенок получает индивидуальную программу и выстраивает свой собственный диалог со специалистом.
Адаптивная и лечебная физкультура
Последовательное развитие физических навыков, способтсвующих социальной адаптации. Увеличение силы мышц, снятие спастичности, предотвращение контрактур.
Невролог
Обследование ребенка. Выявление функциональных нарушений и противопоказаний. Планирование курса реабилитации. Оценка прогресса лечения.
Прослушивание акустического образа собственной ЭЭГ мозга в реальном времени, способствующее саморегуляции мозговой деятельности и нормализации психофизического состояния.
Логопед-дефектолог
Решение проблем вторичных нарушений речи у детей с глубокой задержкой психического развития (ЗПР), аутизмом, ДЦП, умственной отсталостью.
Детский массаж
Положительно влияет на: опорно-двигательный аппарат, кровообращение, пищеварительный тракт, нервную систему. Оказывает расслабляющее или тонизирующее воздействие на мышцы.
Нейропсихолог
Выявление нарушенных мозговых структур для стимуляции и развития высших психических функции: восприятие, память, внимание, мышление, речь.
Как мы работаем
Консультация невролога
Перед прохождением процедур невролог составляет индивидуальную «карту реабилитации», исходя из потребностей и состояния здоровья ребенка на сегодняшний день.