барбара страук тайны мозга взрослого человека

Барбара страук тайны мозга взрослого человека

барбара страук тайны мозга взрослого человека. Смотреть фото барбара страук тайны мозга взрослого человека. Смотреть картинку барбара страук тайны мозга взрослого человека. Картинка про барбара страук тайны мозга взрослого человека. Фото барбара страук тайны мозга взрослого человека

С развитием новых методов в нейрофизиологии скрытые возможности мозга человека становятся объектом научных исследований. В.М. Бехтерев [1], Н.П. Бехтерева [2], Н.И. Кобозев [3] и многие другие в своих исследованиях доказали, что физиологический мозг не способен полностью обеспечивать сознательные и тем более бессознательные функции из-за низкой скорости передачи электрических импульсов в межнейрональных синапсах. Известно, что в синапсах импульсы задерживаются на 0,2–0,5 миллисекунд, тогда как человеческая мысль возникает гораздо быстрее.

На данном этапе развития нейрофизиологии мы хорошо представляем, как работает одна нервная клетка. Основываясь на данных научных исследований академика П.К. Анохина, в возникновении временной связи при образовании условных рефлексов лежит сенсорно-биологическая конвергенция импульсов на каждой клетке коры. Метод ПЭТ дает возможность проследить, какие области функционируют при выполнении тех или иных психических функций, но все же недостаточно известным остается то, что происходит внутри этих областей, в какой последовательности и какие сигналы посылают друг другу нервные клетки и как они взаимодействуют между собой. На карте мозга, определены области, отвечающие за те или иные психические функции. Но между клеткой и областью мозга находится еще один, очень важный уровень – совокупность нервных клеток, так называемый ансамбль нейронов, функции которых представляют большой научный интерес.

В своей работе «Рефлексы головного мозга» И.М. Сеченов [4] впервые утверждал, что в основе психических процессов лежит рефлекторный принцип деятельности. Он приводил утвердительные доказательства рефлекторной природы психической деятельности, то есть все переживания, мысли, чувства, возникают в результате воздействия на организм какого-либо физиологического раздражителя. И.П. Павлов создал свою теорию условных рефлексов, согласно которой горизонтальная корковая временная связь при образовании условных рефлексов основывается на свойствах нервных центров – иррадиации, доминантного возбуждения центров безусловных раздражителей и проторении пути. Много исследований было проведено В.М. Бехтеревым, который занимался строением мозга, связывал с ним его функции. Им предложен метод, позволяющий досконально изучить пути нервных волокон и клеток, по которым создан «атлас головного мозга». Настоящий прорыв в изучении мозга происходит тогда, когда удается войти в прямой контакт с клеткой мозга. Метод представляет собой непосредственное вживление в мозг электродов в диагностических и лечебных целях. Электроды вживляются в различные отделы мозга, при раздражении которых происходит повышение его активности, что позволяет детально изучить процессы, происходящие в нем.

Предполагалось, что мозг поделен на четко разграниченные участки, каждый из которых «отвечает» за свою определенную функцию. Например, это зона, отвечающая за сгибание мизинца, а это зона, ответственная за любовь. Эти выводы основывались на простых наблюдениях: если данный участок повреждался, то и соответственно функция его нарушалась.

В настоящее время становится ясным, что все не так просто: нейроны внутри разных зон взаимодействуют между собой весьма сложным путем, и нельзя осуществлять везде четкую «привязку» функции к области мозга в том, что касается обеспечения высших функций, то есть можно лишь сказать, что данная область имеет отношение к памяти, речи, эмоциям. Пока трудно объяснить, что этот нейронный ансамбль не кусочек мозга, а широко раскинутая сеть и только он отвечает за восприятие букв, а другой ансамбль – за восприятие слов и предложений. Сложная работа мозга по обеспечению высших видов психической деятельности похожа на вспышку салюта: мы видим сначала множество огней, а потом они начинают гаснуть и снова загораются, перемигиваясь между собою, какие-то кусочки остаются темными, другие вспыхивают. Таким же образом и сигнал возбуждения посылается в определенную область мозга, но деятельность нервных клеток внутри нее подчиняется своим особым ритмам, своей иерархии. Благодаря этим особенностям разрушение одних нервных клеток может оказаться невосполнимой потерей для мозга, а другие вполне могут заменить соседние «переучившиеся» нейроны, то есть проявляется свойство нервных центров – пластичность. К выполнению своей работы ряд нейронов готов с самого рождения, а есть нейроны, которые можно «воспитать» в процессе развития, поэтому можно попытаться заставить их взять на себя работу утраченных клеток.

Нейроны подкорковых глубоких структур мозга решают задачу всем миром, сообща. Тогда как нейроны коры, которые эту проблему решают самостоятельно, в действительности повышают ее активность, а частота импульсаций нейронов глубинных структур понижается. Высшие функции мозга обеспечиваются расшифровкой нервного кода, то есть пониманием того, как отдельные нейроны объединяются в структуры, а структура – в систему и в целостный мозг [5].

По мнению ученых, вокруг головного мозга было выявлено высокочастотное поле, отличающееся от общего биополя человека. Оно получило свое название – психополе. Психополе обеспечивает нормальное высокоскоростное протекание всех нейрофизиологических процессов. Определено, что это психополе настолько высокоэнергетично, что нуждается в особых носителях, которыми являются кристаллы эпифиза. Они дают возможность держать в белковом теле огромный энергоинформационный объем без денатурации белка.

В 60-х годах 20-го столетия профессор МГУ Н.И. Кобозев [3], исследуя феномен сознания, пришел к выводу, что материальная физиология мозга сама по себе не обеспечивает мышления и другие психические функции. Это возможно за счет внешних источников сверхлегких частиц-психонов, которые являются энергетической основой мыслительных и эмоциональных импульсов. В исследованиях был определен органоид, способный улавливать потоки психонов. Было установлено, что кристаллики эпифиза являются носителями голограмм, которые определяют пространственно-временное развертывание всех психогенетических программ, заложенных при рождении. Огромное количество информации о различных позитивных и негативных программах жизни человека хранится в кристалликах эпифиза. Силы психического и духовного воздействия на кристаллики эпифиза определяют, как и какие программы будут реализованы человеком в течение жизни. У многих людей этот процесс протекает неосознанно, и они не могут полностью реализовать свой энергоинформационный потенциал. И по этой причине даже гениальные люди реализуют свои задатки всего лишь на 5–7 процентов.

В критической ситуации, когда проблему надо решать немедленно, начинается активная выработка психической энергии огромной силы. И тогда совершается спонтанный неуправляемый психоэнергетический процесс воздействия на кристаллики эпифиза и в них активируется программа выхода из кризисной ситуации. Только выработка мощных высокодуховных энергий кратковременна, и когда кризис разрешается, забывается величайшие мгновения психоэнергетического напряжения. И не многие могут осознанно управлять психической энергией и решать с ее помощью различные проблемы [6].

Современная нейрофизиологическая наука уделяет особое внимание изучению психоэнергетических процессов в головном мозге. Есть множество институтов и лабораторий, разрабатывающих теоретические проблемы данного направления, разработки которых позволяют практической психологии [7] заниматься проблемами активации резервов психики человека, опираясь не только на эмпирический опыт, но и на научные данные. Сложные нестандартные проблемы могут быть эффективно решены только при активации программ развития, в пробуждении скрытых резервов психики. Данный подход дает возможность проявить весь потенциал личности и предоставить эффективные способы его реализации.

В возрасте 40–70 лет мозг имеет свои особенности. Интеллектуальная «мощь» при здоровом образе жизни не падает с возрастом, а только возрастает. Максимальное проявление когнитивных функций находится в интервале 40–60 лет. С 50 лет человек при решении проблем использует одновременно не одно полушарие, как у молодых, а оба (мозговая амбидекстрия). Считается, что в среднем возрасте человек становится более устойчив к стрессам и может более эффективно работать в условиях сильной эмоциональной нагрузки. Нейроны головного мозга не отмирают как полагали до 30 %, а могут пропадать связи между ними в том случае, если человек не занимается серьезным умственным трудом. Количество миелина (белое вещество мозга) с возрастом в головном мозге возрастает, и достигает максимума после 60 лет, при этом значительно возрастает интуиция.

Мозг в 40–70 лет принято рассматривать не как зрелый, целостный и готовый к работе, а как находящийся на спаде и не вполне справляющийся со своими функциями. Ряд российских ученых-психологов пришел к такому же выводу: с возрастом мозг человека начинает работать эффективнее, чем в молодости.

Источник

Память: возраст не помеха

Исследование: спорт влияет на память и восстанавливает мозг

До недавних пор считалось, что с возрастом мозг начинает увядать, терять многие функции. Но последние исследования показывают, что это не так. О тайнах мозга взрослого человека рассказывает в своей книге научный журналист из США Барбара Страук. Она подробно описывает способы, которые помогут человеку как можно дольше сохранять ясность ума. Это, например, спорт и физическая активность.

барбара страук тайны мозга взрослого человека. Смотреть фото барбара страук тайны мозга взрослого человека. Смотреть картинку барбара страук тайны мозга взрослого человека. Картинка про барбара страук тайны мозга взрослого человека. Фото барбара страук тайны мозга взрослого человека

В 1913 году испанский исследователь и нобелевский лауреат Сантьяго Рамон-и-Кахалем, пришел к выводу, что в мозге взрослого человека нервные пути установлены и неизменны. Все может умереть, но ничто не может возродиться. И до недавнего времени большинство ученых в области исследования мозга действовали в рамках этого заключения. Но сейчас картина мира кардинально изменилась.

Кожа, печень, сердце, почки, легкие и кровь могут создавать новые клетки взамен поврежденных, по крайней мере, в ограниченной степени. Но такая способность к регенерации не распространяется на центральную нервную систему, которая состоит из головного и спинного мозга. Соответственно у неврологов для пациентов был только один совет: «Старайтесь не повреждать мозг, потому что нет способа его подлатать».

Первый намек, что это может не соответствовать действительности, пришел от молодого ученого из Массачусетского технологического института, Джозефа Альтмана. В начале 1960-х, с помощью новой техники, которая позволяла помечать радиоактивным веществом вновь сформированные ДНК в клетках, он решил проверить, нет ли каких-либо новых нейронов в мозге взрослых крыс. И обнаружил их.

Тогда Альтман продолжил поиск вновь образованных клеток в мозге кошек и даже морских свинок. Он опубликовал результаты своих исследований в научном журнале, но они остались незамеченными. Альтман скоро перешел в Университет Пердью и оставил все еще слишком противоречивую концепцию нейрогенезиса. Идея, однако, не исчезла.

Необходимы были исследования на людях. Для этого один из наиболее известных нейроспециалистов современности, Фред Гейдж, объединился со шведским нейроученым Питером Эрикссоном. Они смогли показать, что даже у взрослых людей появляются новые нейроны.

Но откуда? «Мы считаем, что новые нейроны создаются из деления исходных клеток в зубчатой извилине взрослого человека, — писал Гейдж в Nature Medicine в 1998 году, где были опубликованы материалы исследования. — Наши результаты показали, что гиппокамп (часть лимбической системы головного мозга) человека сохраняет способность генерировать нейроны в течение всей жизни». Это было исследование, которое изменило исследования мозга навсегда.

Физическая активность порождает новые клетки мозга

Исследования влияния физической активности на формирование новых клеток мозга проходят в Колумбийском университете на Манхеттене под руководством Ричарда Слоуна, специалиста в области поведенческой психологии. Он пытался выяснить, могут ли высокоинтенсивные упражнения устранить воспаления, которые наносят ущерб клеткам. Оказалось, что да.

Его коллега, Скотт Смолл решил провести экспресс-исследование зубчатой извилины у 11 участников эксперимента Слоуна.

На сканах мозга людей Смолл обнаружил, что испытуемые, которые выполняли упражнения в максимальном объеме, имели в два раза больший кровяной поток по сравнению с теми, кто упражнения не делал, и это было в критически важной для памяти области мозга — в зубчатой извилине. Более того, кровяной поток зубчатой извилины подскакивал до максимальных значений у тех, кто имел наилучшую физическую форму, измеряемую по максимальному объему потребляемого кислорода во время упражнений. А это способствует развитию нейронов.

Ну и что же из этого следует? Что же такого особенного в этих нейронах? Могут ли несколько новых нейронов там-сям сдержать наступление старости? То есть может ли горстка юных нейронов в чем-то столь малом и незаметном, как зубчатая извилина, быть достаточно серьезной причиной, чтобы выключить телевизор и вступить на беговую дорожку?

барбара страук тайны мозга взрослого человека. Смотреть фото барбара страук тайны мозга взрослого человека. Смотреть картинку барбара страук тайны мозга взрослого человека. Картинка про барбара страук тайны мозга взрослого человека. Фото барбара страук тайны мозга взрослого человека

Как восстанавливается мозг

— Новые клетки мозга включаются в уже существующую схему, в этом нет сомнений, — считает Гейдж. — Но вопрос, как они это делают и почему, еще остается. Сомнения превалировали, сказал он, потому что «очень долго мы думали, что мозг устроен так же, как и компьютер, а если вы пробрасываете новый провод в существующей схеме, то вы просто портите все дело. «Мозг — это орган. Это ткань, которая меняется постоянно, и этот процесс регулируется всем окружением человека. На наш мозг оказывает влияние то, что мы делаем».

Мы знаем теперь, что новые клетки мозга, которые являются стволовыми клетками, самой ранней и универсальной версией клеток, в основном создаются в этой маленькой области гиппокампа — зубчатой извилине. Мы знаем, что примерно половина новых клеток умирает, а половина — выживает. И мы знаем, что они создаются разными способами. Мы получаем новые нейроны, когда фокусируемся на очень сложном задании или когда концентрируемся на конкретной цели (такая концентрация в деятельности мозга порождает тета-волны, тот же тип, что и при медитации, поэтому заявление, что тета-волны помогают нашему мозгу, может быть не только гипотетичным).

И мы также знаем, что регулярные физические упражнения, практически все, что повышают сердцебиение и кровоток, ускоряют процесс рождения новых клеток. «Только посмотрите на это», — сказал Гейдж, разворачивая свое кресло, чтобы кликнуть мышкой своего офисного компьютера. Появилось изображение. Пятно пурпурного цвета на экране было увеличенной картинкой гиппокампа мыши. В верхней части этого изображения находилась длинная узкая полоска темно синего цвета — зубчатая извилина. От этой извилины отходили десятки ответвлений — зрелых нейронов. И среди этих ответвлений были крошечные ярко-зеленые точки. Эти новые клетки мозга, появились в мозге мыши всего за полтора часа физических упражнений.

«Мы должны помнить, что нейрогенезис является не событием, а процессом, — сказал Гейдж. — И нет сомнения, что физическая активность заставляет развиваться новые клетки мозга».

Что происходит в организме

До деталей, конечно же, следует еще докапываться, но основываясь на своей собственной работе и работе других исследователей Гейдж убедился, что физические упражнения непосредственно влияют на создание новых клеток мозга. Когда мускулы сокращаются, они продуцируют молекулы факторов роста. Обычно эти молекулы слишком велики, чтобы проходить через барьер между кровотоком и мозгом, но по причинам, которые еще неизвестны, физические упражнения делают эти барьеры более проходимыми, что позволяет молекулам, которых раньше называли «факторы чудесного роста» мозга, проникать в мозг и стимулировать рост нейронов.

То же было продемонстрировано с серотонином, содержание которого в мозге повышается при выполнении физических упражнений и также заставляет новые клетки мозга расти.

Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Статья предоставлена издательством Карьера Пресс

Источник

Дайджест психологических исследований

Страницы

12.10.2013

Розыгрыш 4 книг «Тайны мозга взрослого человека»

барбара страук тайны мозга взрослого человека. Смотреть фото барбара страук тайны мозга взрослого человека. Смотреть картинку барбара страук тайны мозга взрослого человека. Картинка про барбара страук тайны мозга взрослого человека. Фото барбара страук тайны мозга взрослого человека

Издательство описывает книгу так:
Новые факты о том, что происходит с нашим мозгом после сорока лет и до глубокой старости. Чем заниматься, о чем думать, – как поддержать свой ум в отличной форме? Что говорят специалисты, изучающие мозг? Действительно ли нервные клетки не восстанавливаются и спасение в чернике и в кроссвордах? Оказывается, не так все однозначно. Да, мы теряем скорость и цепкость. Но мы действительно становимся мудрее – ученые раскрыли составляющие этого качества. Возрастные изменения в мозге делают нас спокойнее и счастливее. Барбара Страук рассматривает за и против в отношении всех факторов влияния: питания, пищевых добавок, физических упражнений, окружающей среды и генетики. Книга является отчасти научным исследованием, отчасти руководством как себя вести и что делать.

Автор:
Барбара Страук – заместитель научного редактора New York Times, а также редактор статей по медицинской тематике и охране здоровья New York Times.

От себя:
Всё, что написано в книге, основано исключительно на научных исследованиях, проведённых нейробиологами, психологами, медиками. В книге приводится множество фактов о взрослом мозге, а также ряд основанных на них советов, которые могут помочь уберечь мозг от негативных факторов. Всячески рекомендую.

Большое спасибо издательству Карьера Пресс за предоставленные книги.

Как выиграть?
Для того, чтобы принять участие в розыгрыше, необходимо до 3.11.2013 (включительно) выполнить два действия:
1) разместить ссылку на этот пост ( http://psyresearchdigest.blogspot.com/2013/10/secret-life-of-the-grown-up-brain.html) у себя в любой социальной сети или блоге
2) записаться с помощью формы, размещённой ниже (записаться можно только один раз, в строке «Your URL:» необходимо указать адрес вашей страницы, на которой вы разместили ссылку на розыгрыш).

Победители будут выбраны случайным образом из числа всех участников 4.11.2013.

Скриншот результатов случайного отбора:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *