барельеф на храме христа спасителя
Храм Христа Спасителя. Горельефы.
Часто бываю в Москве, но никогда не посещал Храм Христа Спасителя. На картинках видел и все. А тут опять самолета ждать. Тринадцать часов прогулок по столице нашей Родины. Грех не воспользоваться таким шансом.
Поезд из моего города приезжает в шесть утра. Потом метро. Пару десятков минут и я уже на месте. Храм еще закрыт. Чем заняться? Оказалось, что на нем фантастически красивые и интересные горельефы(разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма изображаемых частей, распространённый вид украшения архитектурных сооружений). Многих изображенных не смог идентифицировать, тогда и решил для себя сфотографировать, а потом узнать историю каждого.
Давайте прогуляемся и посмотрим на горельефы. Я уверен, для многих из вас из значение тоже не известно как и мне.
Преподобный Дионисий благословляет князя Пожарского и гражданина Минина на освобождение Москвы от поляков
Преподобный Сергий благословляет Великого князя Дмитрия Донского на брань с татарами и дает ему иноков Пересвета и Ослябю. Подлинник вы можете увидеть в Донском монастыре:
Давид в собрании вельмож передает Соломону чертежи Храма :
Давид, идущий с триумфом после победы над Голиафом и встречаемый сонмом жен:
Помазание Соломона на царство
Рождество Христово (Поклонение Пастырей):
Авраам с союзниками, возвращающийся после победы над царями, его встречает Мельхиседек:
Архангел Уриил с пламенем в руке. Архангел Варахиил с цветком в руке.
Святой равноапостольный царь Константин.
Святая царица Елена
Святой князь Владимир Великий
Святая княгиня Ольга
Святой Апостол Пётр и два евангелиста
Святой преподобный Иосиф Волоколамский. Святой преподобный Никон Радонежский.
Святой благоверный князь Даниил Московский
Святой Савва Звенигородский
Святитель Стефан Пермский в епископском облачении с хартией пермского письма.
Два Ангела, держащие Евангелие.
Познавательная страничка: Моисе́й (ивр. מֹשֶׁה, Моше́, «взятый (спасённый) из воды»; араб. موسىٰ Муса, др.-греч. Mωυσής, лат. Moyses) (XIII век до н. э.), в Пятикнижии — еврейский пророк и законодатель, основоположник иудаизма, организовал Исход евреев из Древнего Египта, сплотил израильские колена в единый народ. Является самым важным пророком в иудаизме
Архангел Иегудиил с венцом в руке. Я вот о таком даже не слышал к своему стыду.
Познавательная страничка: Иегудии́л (ивр. יהודיאל — Yehudiel «хвала Божия») — один из семи архангелов в традиции православия. Это имя известно только по преданиям. В Библии и в Евангелии оно не встречается. Имя этого архангела известно только из «откровения» католического монаха Амадея Португальского XV века. Культ Иегудиила получил распространение в Католицизме с XV века, откуда его почитание было перенесено в Жития святых Димитрием Ростовским в самом конце XVII века; а в Католицизме почитание Иегудиила совсем было прекращено на основании определения Римского собора 745 года. Он часто изображается на иконах держащим корону и хлыст
И еще несколько фоточек из Столицы.
А вот и я. Хотел еще сходить в мавзолей, но очередь была до Луны
Храм, по которому можно изучать историю
Приблизительное время чтения: 12 мин.
Фото Владимира Ештокина
Пассажиры на станциях московского метро «Кропоткинская» или «Охотный Ряд» наверняка очень удивятся, если им скажут, каким мрамором выложены вестибюли этих станций. Дело в том, что это мрамор храма Христа Спасителя, взорванного в 1931 году. После отданного лично Сталиным распоряжения о его сносе и строительстве на этом месте Дворца Советов было решено передать «строительный материал» главного собора России на различные хозяйственные нужды.
Первый этаж еще памятной многим гостиницы «Москва» облицевали красным гранитом из лестниц собора. А мраморные скамьи установили на станции метро «Новокузнецкая».
Один из колоколов храма перенесли на башню Северного речного вокзала в Химках. А в одном из помещений главного здания МГУ на Воробьевых горах и сегодня стоят несколько колонн, в свое время взятые из алтаря храма.
В Донской монастырь, где новые власти открыли Антирелигиозный музей, передали несколько горельефов с фасадов храма. Там до сих пор находятся фрагменты статуи Георгия Победоносца и ветхозаветной пророчицы Деворы, а также пострадавший от взрыва барельеф «Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву».
В Геологическом музее им. В. И. Вернадского были найдены подлинные фрагменты иконостаса Храма Христа Спасителя: это небольшие колонны из черного с прожилками мрамора, колонны с капителями из голубовато-серого мрамора и др.
Фото Владимира Ештокина
Есть факты и вовсе поразительные: когда в конце 1990-х проводили капитальный ремонт Третьяковской галереи, то стали менять истертые мраморные ступени, которые вели в гардероб. Каково же было удивление рабочих, когда на обратной стороне демонтированных ступеней они увидели выбитые имена героев 1812 года. Ступени в гардероб были сделаны из мрамора памятных досок храма. Память героев духа, воинов, положивших жизнь свою за веру и Отечество, десятилетиями попиралась ногами ничего не ведающих посетителей Третьяковки. Эти ступени теперь в музее храма. Кроме того, часть мемориальных плит с именами героев из окружной галереи храма раздробили в мелкую щебенку и посыпали ею дорожки в Центральном Парке культуры имени Горького и в других столичных парках. Смысл этого действия был уже точно не хозяйственный, а символический. Так в 1930-е годы на пока еще свежей революционной волне хотели навсегда уничтожить память о старой России и ее великих победах.
В память о чуде
25 декабря 1812 года, в день Рождества Христова (по ст. ст.), последние наполеоновские солдаты переходили по льду реку Неман, навсегда оставляя пределы России. В этот же день был издан Высочайший Манифест императора Александра I о строительстве в Москве храма Христа Спасителя* «в ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели». Случилось так, что самые критические испытания, которые выпали на долю России за последние двести лет, оказались тем или иным образом связаны с храмом Христа Спасителя. Наша страна уже не один раз за два последних столетия была на краю гибели, но снова воскресала, несмотря ни на что. И каждый раз это выглядело как настоящее чудо.
Чудом было спасение России от вражеского нашествия в 1812 году, когда 600-тысячной наполеоновской армии Россия смогла первоначально противопоставить менее 200 000 своих солдат и офицеров. В память об этом чуде и решили воздвигнуть храм Христа Спасителя. Настоящим чудом было спасение России в Великую Отечественную войну. Между прочим, именно ее начало помешало достроить на месте взорванного храма коммунистический Дворец Советов. Чудом было и то, что, казалось бы, навсегда утраченный вследствие Октябрьской революции храм всего за несколько лет был восстановлен после падения коммунистической власти.
А ведь первый раз он строился очень и очень долго. Между указом императора Александра I о возведении храма и его освящением в 1883 году прошло семьдесят лет.
Неудачная попытка
Мало кто знает, что сначала храм Христа Спасителя планировали воздвигнуть на Воробьевых горах, своеобразной «короне Москвы», откуда он возвышался бы над столицей и был виден отовсюду.
Его строительство доверили молодому зодчему Карлу Магнусу (после принятия православия — Александру Лаврентьевичу) Витбергу. Он спроектировал трехъярусное здание с тремя престолами. Первый храм, самый нижний, должен был стать и усыпальницей русских воинов, где постоянно шли бы панихиды. Ознакомившись с проектом Витберга и обращаясь к архитектору, Александр I воскликнул: «Вы заставили говорить камни!»
Так по проекту А. Л. Витберга должен был выглядеть Храм Христа Спасителя
Ровно в пятую годовщину изгнания французов из Москвы, 12 октября 1817 года, между Смоленской дорогой (по ней враг вошел в Москву) и Калужской (по ней он столицу покинул) на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя.
Однако Витберга, фаворита Александра I (недаром тот был его восприемником при крещении и дал ему свое имя), после смерти императора незаслуженно обвиняют в казнокрадстве и после длительных разбирательств ссылают в Вятку.
Отказываются и от строительства храма на Воробьевых горах. Во-первых, из-за оседания грунта на берегу Москвы-реки и опасности оползня. Во-вторых, были высказаны опасения, что из-за отдаленности от центра столицы великолепное здание большую часть времени будет пустовать. Кроме того, проект Витберга был исполнен мистического символизма, очень близкого мировоззрению Александра I, но чуждого взглядам нового русского царя, не разделявшего мистических увлечений своего брата.
Первая жизнь храма
Тем не менее, Николай I не забыл «обета» Александра I. Проектирование нового храма было доверено Константину Андреевичу Тону, знаменитому автору Московского и Николаевского вокзалов-близнецов в обеих русских столицах, набережной в Санкт-Петербурге со знаменитыми сфинксами перед Академией художеств и Оружейной палаты в Кремле.
Император утверждает для нового строительства холм рядом с Большим Каменным мостом. Место было выбрано из-за близости к Кремлю, а также потому, что с него храм Христа Спасителя был бы виден изо всех районов Москвы. Находившийся здесь Алексеевский женский монастырь переносят в Красное село (сейчас это район станции метро Красносельская).
10 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового храма. Ее совершил сам святитель Московский Филарет, мощи которого сейчас почивают в храме.
Строился он почти 44 года. Деньги на него собирала вся Россия. В церквях стояли кружки с надписью «На построение храма Спасителю Христу в Москве».
Через двадцать лет после начала строительства со здания убирают наружные леса, и храм впервые предстает перед москвичами во всем своем величии и великолепии. Он поистине царствует над столицей — его золотые купола видны даже за десятки верст от центра Москвы.
К 1881 году заканчивают работы по внутренней росписи храма, а также по устройству набережной и площади перед храмом. Расписывали его лучшие художники России — В. Суриков, Ф. Бруни, И. Крамской, В. Верещагин, и другие. Авторами фасадных скульптур на сюжеты из Ветхого Завета и русской истории были барон П. Клодт, А. Логановский, Н. Рамазанов. Тематику росписей важнейших частей здания — главного купола и его пояса, малых сводов и иконостаса — утверждал лично святитель Филарет, митрополит Московский.
И вот в день Вознесения Господа, 26 мая (8 июня) 1883 года происходит освящение храма Христа Спасителя, специально приуроченное к коронации Александра III. В северном углу храма стоят немногочисленные ветераны Отечественной войны с георгиевскими орденами на груди. Впервые звучит увертюра П. И. Чайковского «1812 год», специально написанная для этого празднества.
Храм получил статус кафедрального собора, а его причт приравняли к духовенству столичного Исаакиевского собора. С тех пор под его сводами произошло немало важных исторических событий. В нем, например, отмечалось 100-летие Отечественной войны и празднование 300-летия Дома Романовых.
После Февральской революции в августе 1917 года в храме открылся Всероссийский Поместный Собор, который через два месяца избрал Патриархом Московским и всея Руси митрополита Московского Тихона. Тогда Русская Церковь после 200-летнего перерыва вновь обрела своего Патриарха.
Но уже через три месяца, в ноябре 1917 года здесь по настоянию Патриарха Тихона совершались молебны об умиротворении России. По окончании же похорон жертв революционных боев в храме Христа Спасителя отслужили Соборное моление обо всех погибших в кровавых столкновениях.
«Прощай, хранитель Русской славы!»
После Октябрьской революции судьба храма была предрешена. Еще в декабре 1922 года на Первом съезде советских депутатов, провозгласившем создание СССР, С. М. Киров предложил вместо «дворца банкиров, помещиков и царей» воздвигнуть «новый дворец рабочих и трудящихся крестьян». Он должен появиться, говорил Киров, в Москве «на самой красивой и лучшей площади» и стать «эмблемой грядущего могущества, торжества коммунизма не только у нас, но и там, на Западе».
Взрыв храма Христа Спасителя, 1931 год. Планировали уничтожить не только храм Христа Спасителя. Согласно генплану Москвы 1935 года собирались снести в округе практически все здания и создать вокруг огромную площадь, которая соединила бы Дворец Советов с Кремлем. Не должно было остаться ни церкви Илии Обыденного рядом с Остоженкой, ни «дома-сказки» в Соймоновском проезде, ни других замечательных зданий. Однако все они остались целы и дожили до наших дней. Вместе с храмом уничтожили только две церкви — Похвалы Богородицы (рядом с ним) и Святодуховскую (на Гоголевском бульваре). Фото www.xxc.ru
В марте 1924 года в газету «Правда» пришло письмо от некоего студента Балихина из Ассоциации новых архитекторов с предложением снести храм Христа Спасителя, чтобы на его месте поставить монументальное здание, которое одновременно являлось бы памятником Ленину. С этого момента начался отсчет времени до уничтожения храма.
Преподобный Сергий благословляет князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Горельеф разрушенного Храма Христа Спасителя
Скульптор А. Логановский. Фото www.xxc.ru
И тот же горельеф после разрушения храма. Фото www.xxc.ru
В прессе под предводительством «Союза воинствующих безбожников» развязывают дикую кампанию по дискредитации архитектурных достоинств главного собора России. Его уничижительно сравнивают с самоваром и куличом, утверждают, что он якобы «не представляет художественной ценности», что храм — «толстый ядовитый гриб», «питающийся соками» Замоскворечья, созданный для «прославления массового человекоистребления (имеется в виду война 1812 года. — Ред.), в котором рабочие и крестьяне не проявляли никакого беспримерного усердия».
От освящения храма до его разрушения прошло меньше 50 лет.
Несбывшаяся утопия
Через два года после взрыва принимается проект Дворца Советов архитектора Б. М. Иофана (соавторы В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх). Его масштабы способны поразить воображение любого человека. Гигантское здание высотою в 420 метров венчала бы огромная статуя Ленина (вдвое выше американской статуи Свободы). Для сравнения — высота храма Христа Спасителя составляла 104 метра (то есть храм был ниже планируемого «чудо-дворца» в четыре раза!). Так на месте храма Богочеловеку должен был появиться символически противопоставленный ему коммунистический всемирный «храм», который вместо креста увенчала бы фигура человекобога.
По проекту Дворец Советов должен был высотой превосходить Храм Христа Спасителя в 4 раза. Планировали уничтожить не только храм Христа Спасителя. Согласно генплану Москвы 1935 года собирались снести в округе практически все здания и создать вокруг огромную площадь, которая соединила бы Дворец Советов с Кремлем. Не должно было остаться ни церкви Илии Обыденного рядом с Остоженкой, ни «дома-сказки» в Соймоновском проезде, ни других замечательных зданий. Однако все они остались целы и дожили до наших дней. Вместе с храмом уничтожили только две церкви — Похвалы Богородицы (рядом с ним) и Святодуховскую (на Гоголевском бульваре).
Дворцу Советов предстояло стать самым высоким сооружением в мире. Предполагалось, что он будет центром новой Москвы — столицы мирового коммунизма, утопического рая на Земле. Два его зала — Большой и Малый — должны были вмещать 15 000 и 6 000 человек соответственно. В гигантской голове Ленина размерами с 5-этажное здание планировали разместить библиотеку, а указательный палец статуи вождя всемирного пролетариата был длиной 4 метра.Дворец Советов начали строить еще в первой половине 1930-х гг., но успели лишь заложить фундамент. В Великую Отечественную становится не до строительства гигантского Дворца Советов. Осенью 1941 года, когда немцы рвались к столице, металлические конструкции со строительства пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны Москвы.
После войны проект замораживают из-за нехватки средств в стране, восстанавливающейся после истребительной войны. Идея Дворца Советов вместе с верой в более или менее близкую победу коммунизма во всем мире постепенно угасала. В результате власти решили ограничиться строительством в Кремле Дворца съездов, а на месте непостроенного дворца в 1958 году сооружают открытый бассейн «Москва» по проекту архитектора Д. Н. Чечулина. Кстати, если бы на месте уничтоженного храма выстроили что-то более серьезное, скажем, жилые здания, то восстановить храм в постсоветское время было бы очень непросто.
Новая жизнь храма
В конце 1980-х гг. возникает общественное движение за восстановление храма. Особенно много для его возрождения сделали писатели Владимир Солоухин, Владимир Крупин и Валентин Распутин, композитор Георгий Свиридов.
В феврале 1990 года Священный Синод Русской Церкви благословил возрождение храма и обратился к Правительству России с просьбой разрешить вновь построить его на прежнем месте. И уже через четыре года строители разобрали бассейн и начали установку фундамента храма.
Фото Владимира Ештокина
Поскольку одной Церкви, несмотря на многочисленные пожертвования прихожан, возвести храм было не под силу, в его строительстве активное участие приняло Правительство Москвы. Было достигнуто соглашение, что он передается не в собственность Церкви, а в муниципальную собственность, в которой находится и поныне.
Уже в апреле 1996 года на главы храма водрузили кресты, а на куполах зазвенели отлитые на заводе ЗИЛ колокола. 19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение храма. То есть от начала строительства до освящения храма прошло менее шести лет.
Храм Христа Спасителя — главный собор России. Он вмещает несколько тысяч человек. Высота храма та же, что и в прошлом веке — 104 м, а толщина стен — 3,2 м. Его настоятелем является Патриарх Московский и всея Руси (представитель Патриарха в храме — ключарь храма протоиерей Михаил Рязанцев). Здесь проходят патриаршие богослужения на Рождество, Пасху и другие Великие праздники Русской Православной Церкви. Здесь на Архиерейском соборе в августе 2000 года к лику Святых новомучеников российских были причислены Николай II и его семья. Здесь были выставлены на поклонение мощи апостола Андрея Первозванного (июнь 2003 года) и чествовали вернувшуюся из Америки Тихвинскую икону Божией Матери (июнь 2004 года). Здесь в ноябре 2011 года выставили на поклонение многочисленным паломникам Честной Пояс Пресвятой Богородицы. Также в храме Христа Спасителя на Поместном Соборе в 2009 году состоялись избрание нового Патриарха Московского и всея Руси и его интронизация.
При подготовке статьи были использованы материалы книги «Храм Христа Спасителя». СПб, издательство «П-2», 2011. 157 с.
Имена скульпторов, воссоздавших горельефы Храма
Вот имена тех, кто воссоздал горельефы и своим мастерством заслужил право быть вписанным в историю Храма Христа Спасителя:
Александров Юрий Владимирович
член-корреспондент PAX, заслуженный художник России
Александров Кирилл Юрьевич
член Союза художников
Александрова Мария Юрьевна
член Союза художников
Анистратов Александр Федорович
член Союза художников
Балашов Андрей Владимирович
заслуженный художник России, член Союза художников
Белашов Александр Михайлович
член-корреспондент PAX, заслуженный художник России
Бурганов Александр Николаевич
академик, народный художник России
Ветшев Александр Сергеевич
скульптор
Горевой Владимир Эмильевич
член-корреспондент PAX, заслуженный художник России
Губко Виктор Федосеевич
заслуженный художник России
Губко Андрей Викторович
студент МГХПУ им. С.Г. Строганова
Доброхотова Валерия Борисовна
член Союза художников
Дронов Михаил Викторович
член Союза художников
Дюжев Борис Иванович
член Союза художников
Думанян Виктор Хачатурович
член-корреспондент PAX, заслуженный художник России
Евдокимов Валерий Андреевич
заслуженный художник России, член Союза художников
Ефименко Михаил Петрович
член Союза художников
Захарова Наталья Гурьевна
член Союза художников
Казанский Иван Павлович
член Союза художников
Казанская Екатерина Ивановна
член Союза художников
Коленкова Татьяна Ивановна
заслуженный художник России, член Союза художников
Ковальчук Андрей Николаевич
заслуженный художник России, член Союза художников
Канканян Жанвальжан Мигранович
заслуженный художник России, член Союза художников
Кириллов Вадим Игоревич
член Союза художников
Козлов Игорь Александрович
член Союза художников
Константинов Константин Константинович
член Союза художников
Кузнецов Геннадий Андреевич
член Союза художников
Купреянов Яков Николаевич
заслуженный художник России, член Союза художников
Левинская Марина Михайловна
член Союза художников
Линевич-Яворский Игорь Теодорович
член Союза художников
Ломакина Татьяна Юрьевна
член Союза художников
Лушников Михаил Орестович
член Союза художников
Любимов Николай Сергеевич
член Союза художников
Любимов Николай Николаевич
член Союза художников
Матюшин Лев Николаевич
заслуженный художник России, член Союза художников
Мокроусов Владимир Петрович
член Союза художников
Ногин Михаил Александрович
член Союза художников
Опиок Наталья Николаевна
член Союза художников
Орехов Юрий Григорьевич
академик PAX, народный художник России
Переяславец Михаил Владимирович
академик PAX, народный художник России
Пономарев Игорь Павлович
член Союза художников
Преображенская Елена Борисовна
член Союза художников
Провоторов Александр Николаевич
член Союза художников
Плахотный Олег Петрович
член Союза художников
Рукавишников Иулиан Митрофанович
академик PAX, народный художник России
Рукавишников Александр Иулианович
академик PAX, народный художник России
Салыго Наталия Кирилловна
член Союза художников
Семынин Александр Петрович
член Союза художников
Соколова Татьяна Михайловна
заслуженный художник России
Сидоренко Вениамин Георгиевич
член Союза художников
Сотников Михаил Петрович
член Союза художников
Тугаринов Дмитрий Никитович
заслуженный художник России, член Союза художников
Тарасенко Александр Васильевич
заслуженный художник России, член Союза художников
Франгулян Андрей Георгиевич
член Союза художников
Цигаль Александр Владимирович
член-корреспондент PAX, член Союза художников
Цигаль Владимир Ефимович
академик, народный художник России, заслуженный художник Польши
Шпичинецкий Григорий Ефимович
член Союза художников