батумский кафедральный собор пресвятой богородицы
Батуми: Собор Рождества Пресвятой богородицы
Туристическая столица Грузии, город Батуми (Batumi), в силу своей интернациональности собрал в себе множество конфессий и культовых сооружений. Кафедральный собор Батуми (Batumi Cathedral of the Mother of God), наряду с церковью Святой Троицы на горе Самеба, является одной из самых интересных достопримечательностей города. История указанных объектов культурного наследия весьма разнообразна, полезно будет знать ее каждому туристу, пожелавшему побывать в этих местах.
Строительство собора
Первоначально Собор Пресвятой Богородицы возводился в качестве римско-католического сооружения для собрания христиан. Православным он стал позже. Исторически регион Аджария в конце позапрошлого века еще не принадлежал Российской империи, здесь на тот момент проживали представители разных вероисповеданий и национальностей.
Построенная в Батуми армянская церковь не вмещала в себя городских прихожан, что говорило о необходимости возведения еще одной церкви. Ею и стал Собор Рождества Пресвятой Богородицы, разрешение на строительство которого было получено в 1896 году. Католический костел возводился в течение пяти лет благодаря средствам богатых купцов и меценатов из рода Зубалашвили. Львиная доля финансирования лежала на плечах Степана Зубалашвили – одного из братьев семьи, которая стала известна еще в 17 веке благодаря торговле.
Угроза разрушения и реставрация
Процесс советизации Грузии закончился провозглашением Грузинской ССР. За республикой сохранялся Батуми, часть территории к югу от него отошла Турции. С той поры собор стал использоваться скорее в хозяйственных целях:
В 70-е годы прошлого века грузинской интеллигенции удалось добиться восстановления и реставрации собора. Строение перешло к православной церкви. В мае 1989 года патриарх Илия II освятил собор, после чего прошел обряд крещения, в котором приняли участие 5 тысяч человек.
Кафедральный собор сегодня
Будучи построенным в неоготическом стиле, сегодня собор из белого камня относится к числу главных достопримечательностей Батуми. Если посмотреть на фото строения, то можно увидеть, что по бокам от центрального входа и чуть выше расположены скульптуры апостолов. Дебаты по поводу того, кому именно из апостолов посвящены скульптуры, продолжаются и по сей день. Витражные окна отличаются внушительностью, они очень красивы и в чем-то напоминают готический стиль французских сооружений.
Убранство внутри собора представлено множеством православных икон, особое место среди которых занимает образ Георгия Победоносца. Необычное исполнение с помощью эмали делает его интересным творением прикладного искусства. Помимо классических икон здесь можно увидеть образы, которые творились грузинскими иконописцами.
Несмотря на реставрационные работы Собору Пресвятой Богородицы все также нужны средства. С помощью них можно было бы восстановить настенные росписи, поработать над архитектурным оформлением строения. Место это привлекательное с туристической точки зрения, но не менее важен и тот факт, что собор остается действующим, в нем ведутся службы.
Всем путешественникам, посещающим Грузию с той или иной целью, стоит побывать в соборе во время службы. Имея вековую историю, храм всем своим внутренним и внешним видом показывает верность религии, которую сохранили местные жители.
Храм Святой Троицы и как до него добраться
Еще одной интересной достопримечательностью Батуми является храм Святой Троицы, который расположен на горе Самеба (Sameba). Это сооружение хорошо видно с городской набережной (возле морского вокзала) и в конечной точке канатной дороги «Арго» (площадка для обзора на горе Ферия). С окраин города храм Святой Троицы больше похож на размытую точку.
Способов доехать до храма несколько:
Если передвигаться на машине, то из центра Батуми до храма минут 30 езды. Брать в аренду автомобиль в Грузии выгодно, особенно если в планы входит посещение других достопримечательностей.
Важно! «Перед самим собором не организованы парковочные места. Машину за символическую плату можно оставить неподалеку у местных жителей».
Если воспользоваться услугами такси, то стоимость поездки туда и обратно составит примерно 20 лари. Но многие туристы и местные жители жалуются на таксистов, говоря о том, что они любят обманывать клиентов.
Общественный транспорт Батуми также поможет добраться до района церкви. На батумском автовокзале стоит уточнить, какой именно маршрут идет в этот район. После высадки на остановке предстоит довольно длинный подъем в гору, но оно того стоит. На месте можно будет запечатлеть на фото все великолепие культового сооружения.
История храма
История церкви на Самебе в Батуми принадлежит к числу запутанных и о ней известно не так уж много. Храм был основан приблизительно во второй половине 19 века, в советское время его помещения использовались для хозяйственных нужд. Непосредственную свою роль – ведение служб для прихожан – он получил в 1947 году. 1976 год ознаменован трагическими событиями – строение было разрушено сильным пожаром.
Строение в кратчайшие сроки было восстановлено по приказу Патриархии. После чего храм стал полноценно действовать, хотя отдельные работы по восстановлению прежнего облика продолжались еще долгие годы.
Сегодня церковь своим внешним видом и внутренним убранством привлекает внимание туристов со всего света. Богослужения продолжают вестись, совсем недавно работы по реконструкции были организованы вновь. Площадка возле храма Святой Троицы позволяет видеть Батуми и его окрестности как на ладони.
Если путешествие в Грузию предполагает визит в Батуми и посещение церкви на Самебе, то особое внимание следует уделить своему внешнему виду. Одежда должна быть скромной и соответствующей. Женщины должны прикрыть платком голову, плечи и область декольте, желательно надеть длинную юбку. Мужчинам рекомендуется быть в длинных штанах (шорты лучше не надевать!) и в рубашке. Перед храмом есть стойка с платками, которыми в случае непредвиденных обстоятельств можно воспользоваться.
Грузия богата религиозными сооружениями, особый интерес среди которых представляют строения города Батуми. Собор Рождества Пресвятой Богородицы и церковь Святой Троицы относятся к их числу. Запланировать визит в эти места можно в рамках одного путешествия, а впечатления от внешнего вида и убранства христианских построек надолго останутся в памяти.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Батуми)
Мiръ Грузия Автономная Республика Аджария Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Батуми)
Собор Рождества Пресвятой Богородицы (груз. ღვთისმშობლის შობის სახელობის საკათედრო ტაძარი) — действующий кафедральный собор Батумской и Лазской епархии Грузинской православной церкви в Батуми. Построен как католический храм в 1903 году на средства братьев Зубалашвили.
Содержание
История [ править ]
Храм был возведён в 1898—1903 годах Степаном Зубалашвили в память о скончавшейся матери Елизавете, которая просила построить в Батуми католическую церковь. Степан пригласил для строительства художников и архитекторов из Италии. Всего строительство обошлось в 250 тысяч рублей.
В годы советской власти храм подвергался угрозе разрушения. Среди выступавших в его защиту был писатель Константин Гамсахурдия. Режиссёр Тенгиз Абуладзе снял по мотивам этой истории фильм «Покаяние». В итоге, здание сохранилось и в разные годы использовалось с разными целями: здесь были лаборатория высоких напряжений, архив и другие учреждения.
В 1970-е годы храм был отреставрирован, а в 1980-е — передан Грузинской православной церкви. 16 мая 1989 года Католикос-Патриарх Грузии Илия II освятил храм, после чего состоялось крещение около 5 тысяч чел.
Приказом министра культуры и охраны памятников № 3/31 от 21 февраля 2011 года собор внесён в список объектов культурного наследия, памятников истории и культуры Батуми.
В настоящее время храм является действующим кафедральным собором Батумской и Лазской епархии Грузинской православной церкви.
Описание [ править ]
Храм построен из белого камня в неоготическом стиле. Интерьер украшен красным камнем и характерными для неоготической архитектуры сине-золотыми орнаментами.
В нишах справа и слева от входа в храм установлены скульптуры святой Нины и апостола Андрея Первозванного.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Грузия, г. Батуми, ул. Чавчавадзе, 25
Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Над южной частью района Старый Батуми возвышается величественный храм, по красоте сравнимый с Лондонским Вестминстерским дворцом или замком Нойшванштайн в Германии. Расположенный в самом центре города, Собор Рождества Пресвятой Богородицы заметен издалека, приковывая взгляд непривычной для здешних мест готической архитектурой. Не раз проезжая или проходя мимо этой Батумской достопримечательности, внимательные глаза заметят, что камни, из которых построено здание, меняют свой цвет в зависимости от погоды.
Экстерьер собора
Знаковая православная Святыня столицы Аджарии, в прошлом – костёл, выполнена в неоготическом стиле:
Над внешним видом здания и дизайном помещений потрудились в своё время итальянские архитекторы и художники, приглашённые Степаном Зубалашвили – меценатом, главным инвестором строительства, исполнителем последней воли своей матери Елизаветы (перед смертью она просила возвести в городе католический храм).
Внутренняя архитектура
Интерьер выполнен в том же неоготическом стиле и выглядит как копия Сикстинской капеллы в Ватикане:
Внутри собор Рождества Пресвятой Богородицы украшают роскошные православные иконы, написанные русскими и грузинскими иконописцами. Больше других привлекает внимание образ Георгия Победоносца, выполненного в технике расписной эмали. Возле восточной алтарной стены зала стоит кресло (кафедра), на котором восседает епископ.
Историческая хроника
Адрес достопримечательности
Demetre Tavdadebuli 51 и Chavchavadze 25.
Отзывы туристов
Впечатляющий снаружи и уютный внутри собор Рождества Пресвятой Богородицы – это настоящий райский оазис посреди городской суматохи и шума. Вокруг здания – парк с аллеями и лавочками, где можно отдохнуть в тени деревьев. Рядом продают свечи и сувениры. Большинство посетителей церкви – грузинская молодёжь и туристы. Если появится желание побывать в храме, стоит вспомнить о приличиях и прийти туда в соответствующей одежде с прикрытой головой.
Храмы Батумо-Схалтской Епархии
Батумский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы
20-30 лет назад человеку, путешествующему из Кобулети в Батуми, при открывающейся панораме города первое, что бросалось в глаза, было прекрасное здание церкви, которое часто исполняло роль ориентира. К счастью этот собор не разделил участь бывшего Военного Собора, которую «ура-революционеры» смели с лица земли, но им в послевоенный период распоряжались разные организации, не считаясь с мнением общественности и городской интелигенции. Они часто переделывали здание, безбожно эксплуатируя его, что привело собор на грань разрушения. Об этом важнейщем факте еще в те времена писала творческая интелигенциякрая на страницах газеты «Советская Аджария».
Общественность требовала освободить церковь, реставрировать ее и вернуть приходу. Их требования поддержал великий грузинский писатель Константин Гамсахурдия. Известный грузинский кинорежисер Тенгиз Абуладзе использовал этот факт в своей знаменитой картине «Покаяние», что придало фильму особую напряженность.
Правда с большим опозданием, но к счастью этот протест не остался «гласом вопиющего во пустыне». При активном содействии тогдашнего руководства республики за восстановление этого замечательного памятника взялся комитет по гос. Стандартам, который возглавлял в то время депутат Верхового Совета Н. Д, Колгоморов. Под руководством министерства жилищно-комунального хозяйства начались строительно-реставрационные работы. Собору не только вернули прежний вид, но и обновили интерьер, отреставрировали поврежденные фрески. И снова жители города трубуют возвращение собора христианскому приходу. В 80-е годы собор вернули к законным хозяевам. 16 мая 1989 года Батумский собор Рождества Пресвятой Богородицы освятил католикос-патриарх всея Грузии Илья второй. В этот день было проведено праздничное крещение, к истинной христиагнской вере приобщились 5000 человек. Настоятелем собора был поставлен священник Давид Шиолашвили, который в этот замечательный день патриархом всея Грузии был возведен в сан протоиерея.
Батумский собор Рождества Пресвятой Богородицы был назван кафедральным. В этом соборе служили: Митрополит Константин ( Меликидзе)—1986-1992 г.г. Епископ Христофор (Цамалаидзе)-1992-1993 г.г. Епископ Иов (Акиашвили)— 1993-1996 г.г. Епископ Димитрий (Шиолашвили)—1996 г.- по сей день
Церковь св. Николая в Батуми
Строительство церкви им. св. Николая, как указывает мемориальная надпись на стене, закончилось в 1865 году. В 1871 г. была отслужена первая литургия, но к сожалению, не известно, кто освятил церковь. Церковь св. Николая, в то время была одной из наилучщих архитектурных памятников г. Батуми. В 1894-1898 г.г. на территории церкви были открыты мужская и женская школы. В 1898 г. в под подчинение этой церкви вошла церковь св. Пантелеимона в селе Королистави. В начале 20-го века греки острова Хиоси преподнесли церкви иконы св. Николая, Пресвятой Богородицы и св. Георгия. С 1890 г.
протопресвитером г. Батуми являлся священник Симон Кикодзе. В 1896 г. священником церкви св. Николая благословили Александра Ральцевича, а в 1896-1917 г.г. в церкви служил священник Константин Цандеков. После создании Батумо-Шемокмедской епархии в 1920-1935 г.г. в церкви св. Николая служили митрополит Георгий(Аладашвили), епископ Давид (Качахидзе), епископ Нестор (Кубанеишвили) и митрополит Иоанн (Маргишвили). Во время владычества епископа Давида, в 30-е годы, церковь была закрыта. С 1931 г. все церковные строения стали государственным имуществом. В 1941 г. с цекви св. Николая богословская литература была перенесена в государственный музей. После окончания второй мировой войны, представителиБатумской интелигенции попросили Его Святейшество и Блаженство патриарха Калистрата (Цинцадзе) о посредничестве перед верховным правительством в деле открытия церкви. После согласия правительства, в 1948 г. в церкви св. Николая литургию вознес патриарх всея Грузии Калистрат. С 1963-1967 г.г. по благословению католикоса-патриарха Ефрема второго, в цекви св. николая служил иеромонах Илья (Шиолашвили). В последствии католикос-патриарх всея Грузии. С 1961 г. в церкви св. Николая служит архимандрит Харитон (Тудовш). Он в течении многих лет являлся наставником церкви. В разные годы в церкви служили: 1955-1964 г.г.—протоиерей Василий Табатадзе 1956-1965 г.г.—священник Алексей Собчук 1967-1973 г.г.— священник Индиси Нуцубидзе 1970-1987 г.г.—священник Григорий Сванадзе 1986-1988 г.г.—священник Давид Шиолашвили (ныне епископ Батумо-Схалтской епархии Димитрий). В 1998 г. по благословению епископа Димитрия, по инициативе и финансовой помощью З. Джаиани, начались реставрационные работы. В 1999 г. финансовой помощью О. Галогре и А.Ахвледиани началось обновление и благоустроиство интериера церкви.
Храм св. Троицы в Батуми
Храм пресвятой Троицы возведён во второй половине 19-го века. На протяжении многих лет он находился на попечении кладбищенского хозяйства. В 30-х годах 20-го века и здесь прекратились службы. Эго использовали как склад хозяйственного инвентаря. После окончания второй мировой войны многонациональные православные прихожане, во главе сГригорием Пухно и Лукой шевчуком, собрали подписи и обратились с просьбой к патриарху Калистрату (Цинцадзе) об восстановлении служб в данной церкви. В 1947 году храм Святой Троицы был открыт. Настоятелем стал Лука Шевчук. У церкви была группа певших из 30 член. После ресставрации храма, прихожане пожертвовали книги, иконы и другие церковные утвари. В храме всегда было много прихожан, что может быть обусловлено тем, что в то время в городе было всего 2 православного храма, один св. Николая и другой здесь, на кладбище. В 1976 году пожар полностью уничтожил церковь. Вскоре Святейший синод православной церкви обязал Батум-Шемокмедского епископа Давида (Чкадуа) построить новый храм на основе старого.Храм был построен, перекрыт и началось богослужение в 1979г, но его окончотельная реставрация велась на продолжении многих лет.
Церковь Св. Нино в Батуми
Церковь Св. Нино открылась в. 1994 в здании духовной гимназии им. Андрея Первозванного. Инициатор её строительства руководитель и первый настоятель был священник Давид Шиолашвили (в настоящее время епископ Батумский и Схалтский Димитрий).
Церковь св. Георгия в Батуми
Церковь с Святых и Праведных Иоакима и Анны в Батуми
Строительство церкви святых Иоакимма и Анны началось в 1998 году, во дворе епископской резиденции, по инициативе и благословению епископа Батумского и Схалтского Димитрия. Строительство окончено в 1999 г. В этом же году владыка Димитрий освятил храм.
Церковь св. Илии Пророка в Батуми
В 1999 году здание
12 детского сада было передано Батумской и Схалтской епархии. В течении одного года здание было капитально отремонтировано. В этом же здании в 2000 году была открыта церковь во имя Илии пророка.
Церковь Св. Благоверной Царицы Тамары в Батуми
Церковь построена по инициативе и при помощи жителей Батуми, отца и сына, Давида и Теимураза комахидзе, на гореТамары, где исторически находилась и находится дрнвняя крепость. Автор проекта Давид Комахидзе. Руководил работами Теимураз комахидзе. Храм празднично открылся 20 июля 2001 года.
Архангельская церковь в селе Чакви
По преданию, на месте, где сейчас расположена церковь, по инициативе распространителя чайной культуры в Аджарии Попова была построена церковь. Она служила для православных прихожан, работавших здесь. О существовании в это место церкви рассказывает сохранившийся колокол с надписью, и остатки фундамента. Остатки церкви обнаружил Хасан Беридзе, который несмотря на пожилой возраст решил её восстановить. Вскоре, тогдашний епископ Батумский и Схалтский Иов рукоположил Хасана Беридзе в диаконы, под именем Севериан. 26 июня 1995 года газета Колоколы Схалты писала, в посёлке Чакви, на территории чайного хозяйства, в праздничной обстановке открылась новая церковь, которая была освещена во имя Архангелов Михаила и Гавриила, под руководством Севериана Беридзе и при участии местного населения. Храм освятил владыка Иов. Недавно, возле храма возвели колокольню.
Храм св. Георгия в селе Нижнее Квирике
По преданию церковь св. Георгия в селе нижнее Квирике построена ещё в 12 веке. Бедствия этого мира полностю разрушили её, оставив только незначительный фундамент. Затем была построена деревянная церковь. Но и она сгорела. В 80-х годах двадцатого века местный житель Христо Иосифиди на собственные средства решил построить храм. Строительные работы сделал Янго Шонус. Храм святого Георгия поначалу открылась неофициально. Его закрыли, иконы вынесли и открыли библиотеку. В 1990 году храм заново открыли и реставрировали. Началось Богослужение.
Храм св. Георгия в селе Нижнее Ачкви
На внешней стороне храма св. Георгия в селе н. Ачква, возле входа есть надпись, которая говорит, что церковь была построена в 1880 году местными греками. В 30-х годах прошлого века церковь была закрыта, и частично повреждена. В 60-х годах жители села тайно занесли в церковь несколько икон и приходили молиться. В 80-х годах, под руководством Аристо Адриати начались реставрационные работы. Молодой инженер Ставро Стефаниди построил купол. Он внёс очень большую роль в восстановлениихрама св. Георгия. В 1996 году к храму пристроили колоколнью.
Церковь св. Феодора в селе Верхнее Ачкви
В 90-х годах двадцатого века по инициативе Ставро Христефоридиса, в селе Верхнее Ачкви, на горе, на фундаменте древнего храма была построена новая церковь. Сначала, местные жители хотели возвести большей храм, чем старая церковь, но по благословению тогдашнего епископа Батумского и Схалтского Иова была построена точно таких же размеров, как и старая. Строительство храма велось на пожертвования верующих.
Церковь св. апостолов Петра и Павла в селе Ачква
Храм построен в начале 20-го в. православными греками. Его разрушили в 1937 г. На сегодняшний день храм востановлен и действует.
Воскресенский храм в селе Дагва
Храм Воскресения Христова начал строиться в 1996 году под руководством Анести Цацаниди. Церковь небольшая и красивая. Располагаетсянеподалёку от греческого кладбища. 15 апреля 2001 года, на паздник Пасхи, в храме начались Богослужения.
Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Дагва
В 1901-1903 годах провославными греками села Дагвы была построена деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы. В 1908 году была возведена каменная церковь. В 1937 году церковь взорвали коммунисты. В 1989-92 годах местным населением церковь была отреставрирована. И в дальнейшем продолжались реставрационные работы. Сейчас церковь действуящая.
Церковь Введения Во Храм Пресвятой Богородицы в г. Кобулети
В 1997 году, в Кобулети по инициативе и руководстве местных жителей Джемала Инаишвили и Тамаза Нижарадзе открылась Церковь Введения Во Храм Пресвятой Богородицы. Её расписал иконописец Иоанн Бабилодзе.
Церковь св. Великомученицы Екатерины в селе Ферия
Бывший Батумский дом инвалидов и престорелых, в 1995 году, в феврале перешёл в ведомство Грузинского Патриархата, её опекает Батумская и схалтская епархия. 7 декабря 1997 года открылась там церковь св. Екатерины. Её первым настоятелем был протоиерей Феодор Ахаладзе.
Храм Всех Святых в пос. Махинджаури
9 июля 2000 года в Аджарии открылась ещё одна новая церковь. В кресто-купольном храме, которая строилась чуть больше одного года началась служба. Новая церковь построена во имя Всех Святых. Автор проекта церкви Архитектор Теймураз Ахвледиани, строитель- инженер Тамаз Соселия.
Схалтский мужской монастырь Рождества Пресвятой Богородицы
Орнаменты представляют собой вариации резьбы на камне, существующие в Грузии на протяжении многих веков. Семигранный алтарь расположен в восточной части церкви, с западной и южной сторон находятся пристройки, которые со временем превратились в развалины. Схалтская церковь была росписана целиком. После масштабных реставрационных работ в 1997 году (реставратор Г. Чеишвили) выяснилось, что фрески, в основном, сохранились в алтаре, на арке и на западной стене. Роспись Схалтской церкви по своим художественно-стилистическим своиствам относится к палеологическому стилю живописи 14-15 в.в.
Преображенский храм в Ахалшени
Преображенский храм в Ахалшени построен в начале нашего века понтийскими греками, которые поселились в Ахалшени в 1878 году. В 1912 г. храм благословил епископ Мингрелии и Гурии, в последствии католикос-патриарх Грузии Леонид. По приказу правительства, в 1937 г. церковь была закрыта. В течении десятилетий недействующий храм был поврежден. В 70-х годах развалился купол храма. В 80-х г.г. местные греки начали реставрировать церковь, но в связи с их отъездом на историческую родину, строительство преостановилось. К счастью, Ахалшенская молодежь, с помощью правительства и отдельных благотворителей довела до конца восстановление церкви. Храм вновь задействовал 19 августа 1997 года, в день Преображения Господня. Служил литургию Батумско-Схалтский епископ Димитрий. В этот же день состоялось торжественное крещение.
Цхрафонская (Чехеданская) церковь св. Георгия
Цхрафонская (Чехеданская) церковь св. Георгия была построена в первой четверти 17-го века по приказу Мамии Гуриели. Церковь расположена к востоку от реки Цхрафона, в той деревне, которою сегодня называют Чехеданой. Из исторических источников видно, что Чехедана, входящая в Гурийское княжество являлась одной из богатых и благоустроенных деревень. Здесь похоронены члены семьи Гуриели: сын Мамии Гуриели и его мать, Атабагская дочь, царица Тинатин. В книге пожертвовании, которую Мамия Гуриели передал Иерусалимского Патриарху, описано строительство Чехеданской церкви. В ней говорится, что после смерти сына, Гуриели решил построить церковь. Иерусалимский патриарх Феофан благословил место будущего храма. После окончания строительства Гуриели передал церкви икону, крест, книги и другие церковные принадлежности. Патриарх Феофан в Чехеданской церкви благословил митрополита Алании Гавриила. Чехеданская церковь в то время представляла собой замечательный культурный центр и принадлежала Иерусалимскому патриарху. Со временем Цхрафонская церковь была безжалостно уничтожена. В 1999 году по благословению Батумо-Схалтского епископа Димитрия церковь была восстановлена. Сегодня здесь действует мужской монастырь.
Кафедральный собор в Хиноцмида
После разрушения объединенного феодального государства и возникновения Гурийского княжества, одним из церковных центров являлся Хинойский кафедральный собор. Из исторических документов известно, что деревня Хино находилась на верхной полосе реки Кинтриши. В старые времена эта деревня являлась перекрестком караванних дорог. На сегодняшний название бывшей обширной территорий носит маленькая деревня расположенная у истока реки Кинтриши. Здесь же сохранились развалины кафедрального собора. Хинойский кафедральный собор был разрушен в период турецкого нашествия. Враги подожгли храм. В последствии Хиноцмида пострадала от землетресения. В 1893 г. известный грузинский историк Д. Бакрадзе побывал в Хиноцмиде. Он описал почти разрушенный храм. До наших дней дошли фундамент ипочти разрушенные этого замечательного памятника. Еще не установлена точная дата окончания строительгых работ Хиноцмидского храма, для этого обязательно провести научно-археологическое исследование. На сегодняшний день памятник регистрирован и подлежит защите.
Развалины церкви «Тетросани»
На территории деревни Хуцубани сохранились развалины двух церквей. Одна из них в исторических источниках известна под названием Гварская «Тетросани». Она расположена на северо-западе Хуцубани, на левом берегу реки Ачква, награнице деревни Гвара. Здесь начинается территория, где раньше проходила Хино-Кобулетская караванная дорога. Эта дорога соединялась с Грузино-Византийской главной магистралью. Христианские церкви расположены на территории село Хуцубани были разрушены во время турецкого нашествия. На сегодняшний день церковь «Тетросани» регистрирована и подлежит защите.
Строящиеся церкви на территории епархии