база прохождения практики что это
Научная электронная библиотека
Магомедова С. А., Мусаева С. Д., Эмирова Н. Н.,
2.2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С БАЗАМИ ПРАКТИКИ
В качестве баз для проведения производственной практики кафедрами высших учебных заведений выбираются организации, независимо от форм собственности, соответствующие профилю подготовки специалистов в высших учебных заведениях, с которыми заключается договор о проведении производственной практики.
Для организации и контроля прохождения практики студентами со стороны базы практики в организации или на предприятии, куда направляются студенты, назначается ответственное должностное лицо, которое будет курировать работу студентов на базе практики и которое именуется руководителем практики от предприятия.
В организациях, где проводится производственная практика, осуществляется общее и непосредственное руководство этой практикой. Руководитель производственной практики, назначаемый от организации и осуществляющий ее общее руководство, подбирает опытных специалистов для непосредственного руководства практикой в данной организации.
В случае прохождения производственной практики на предприятии группой студентов дополнительно, по решению ректора, может быть заключено трудовое соглашение между ВУЗом и ответственным работником предприятия, на которого возлагаются обязанности непосредственного руководства практикой, с соответствующей оплатой ВУЗом труда руководителя практики.
В качестве официального направления практиканта, на какое либо конкретное предприятия может использоваться письмо направление, форма которого представлена в приложении 1.
Для рассмотрения, какого либо предприятия в качестве базы практики ответственному за производственную практику по кафедре необходимо иметь письмо с указанного предприятия о готовности принять на практику контингент студентов. Форма письма представлена в приложении 2.
Как написать отчет по практике самостоятельно
В любом ВУЗе в процессе обучения студентам необходимо проходить практику с целью закрепления полученных теоретических знаний и получения практических навыков работы. За весь период обучения проходят ознакомительную (учебную), производственную и преддипломную практики. Окончание прохождения практики требует написания отчета, который сопровождается дневником и характеристикой с места прохождения практики. Чтобы написать отчет по практике самостоятельно, необходимо знать особенности каждого вида практики.
Учебная или ознакомительная практика становится первым испытанием для студентов. Ее проходят на 1 или 2 курсе. Целью является закрепление общетеоретических знаний, полученных в процессе учебы, а также получение общих представлений о выбранной специальности. Во время практики студентам дают возможность ознакомиться с работой предприятия путем чтения лекций и проведения экскурсий, а также посмотреть работу сотрудников выбранной вами специализации.
Производственная практика проходит на 3-4 курсе и является следующим шагом в освоении профессии. Практикантам дают возможность изучить работу предприятия изнутри под присмотром куратора, изучить и проанализировать документацию, собрать материалы.
Преддипломная практика является заключительным этапом обучения. На основе полученной на предприятии информации, необходимо будет раскрыть тему дипломной работы. Отчет по преддипломной практике часто является второй главой диплома и представляет собой анализ работы предприятия.
Отчет о работе предприятия должен соответствовать требованиям программы практики вашего ВУЗа (Смотрите также: пример программы практики), как правило, он содержит:
— характеристику с места прохождения практики
Титульный лист оформляется по образцу из методических указаний. Титульный лист содержит данные о названии ВУЗа, типе практики (учебная, ознакомительная, производственная, преддипломная), теме практики, специальности, учащемся, руководителе, месте и годе написания.
Образец титульного листа
Календарный план оформляется в виде таблицы, содержит данные о виде, сроках и месте исполняемых вами работ на предприятии. Иногда входит в дневник.
Пример календарного плана отчета по практике
Дневник практики – схож с календарным планом. Дневник является основным документом, наравне с отчетом, по которому учащийся отчитывается о выполнении программы практики.
Практикант каждый день отмечает, что он делал или изучал сегодня. Оформляет все в виде таблицы.
Пример заполнения дневника практики
Характеристика с места прохождения производственной, учебной или дипломной практики должна отражать данные о знаниях, навыках и умениях практиканта. Об уровне его профессиональной подготовки, личных качествах, а также о работе и поручениях, которые выполнял студент во время посещения предприятия. И, конечно, рекомендуемая оценка.
Характеристику студенту должен получить от своего руководителя и приложить к отчету. Но на практике руководитель перекладывает эту обязанность на студента.
Образец характеристики с места прохождения практики
Содержание отчета должно соответствовать программе практики, содержать все необходимые разделы с нумерацией страниц. Содержание оформляют по ГОСТ.
Образец содержания отчета по практике
Пример введения
Основная часть делится на главы. Содержит теоретическую и практическую части. В практической части описывается структура и деятельность предприятия. Проводится анализ. Выявляются положительные и отрицательные стороны в работе предприятия или учреждения. Приводятся все расчеты, графики и таблицы.
Заключение пишется на основе изученного материала. Содержит ответы на поставленные во введении задачи. Включает все полученные в основной части выводы. Можно включить оценку собственной работе и дать рекомендации по улучшению деятельности предприятия.
Образец заключения отчета по практике
Список литературы содержит все используемые при написании работы источники, в том числе указанные в ссылках. Оформляется список литературы согласно методическим указаниям или ГОСТ. В него можно включить названия документов, полученных с предприятия, а также нормативную литературу, интернет-источники.
Приложения включают любые данные, на которые можно сослаться при написании работы, вставив сноску в тексте работы. Это может быть отчетность, организационная структура предприятия, выписки из законодательства, анкеты, чертежи, схемы, таблицы. Все, документы, которые вы нашли на предприятии и которые пригодились для написания отчетной работы.
Писать отчет по практике самостоятельно очень интересно и познавательно. Но если у вас возникли трудности с написанием или у вас не получилось пройти практику на предприятии, вы всегда можете обратиться за помощью к нашим специалистам и получить квалифицированную консультацию.
БАЗЫ ПРАКТИК И РАБОЧИЕ МЕСТА СТУДЕНТОВ – ПРАКТИКАНТОВ
Базой практики для студентов специальности «Менеджмент организации» могут быть государственные (муниципальные) и негосударственные организации (предприятия, фирмы малого и среднего бизнеса, информационно-рекламные, страховые, финансовые, компании, оказывающие туристические, гостиничные, риэлтерские и другие услуги).
отделы, комитеты управления администрации муниципальных образований, структурные подразделения Правительства Свердловской области. В отдельных случаях по согласованию с деканом факультета и заведующим выпускающей кафедры база практики может быть определена студенту индивидуально.
Для обеспечения преемственности между учебно-ознакомительной, управленческой, экономической, преддипломной практиками, последовательного совершенствования практических навыков и умений менеджера целесообразно сохранять единую базу практик на весь период обучения, то есть, целесообразно все виды практик проходить в одной организации. Студентам заочного отделения, работающим по профилю получаемой специальности, график и условия прохождения практик утверждаются кафедрой в индивидуальном порядке.
Непосредственное место практики, как правило, студент ищет самостоятельно. В случае возникновения затруднений кафедра помогает студенту в поисках места практики. Место прохождения практики для каждого студента должно быть определено за месяц до окончания учебного семестра.
ПЛАН ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
· Студент самостоятельно заключает договор с организацией, готовой принять его на практику (образец договора см. Приложение 5).
· студент сдает заключенный договор о приеме на практику до 1июня текущего года на кафедру, где вкладывает его в папку «Практика» в файл с номером своей группы;
• на основании представленных студентами договоров в июне месяце издается приказ по факультету о практике и определяется руководитель практики от кафедры;
• совместно с руководителем практики от кафедры составляются индивидуальные задания и программа прохождения практики в соответствии с учетом специфики базы практики и конкретного рабочего места студента. (Образец бланка задания см. Приложение 3).
· прохождение практики и выполнение индивидуального задания;
· подготовка и оформление отчета о прохождении практики;
· отчет о пройденной практике со всеми приложениями сдается руководителю практики от кафедры 1 сентября текущего года;
· защита отчета осуществляется в течение двух недель после его сдачи, но не позднее 14 сентября.
1.4. ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТА – ПРАКТИКАНТА:
• выполнять задания и программу практики;
• выполнять указания руководителя практики от организации и соблюдать правила техники безопасности;
• соблюдать трудовую дисциплину предприятия;
• систематически вести дневник (см. Приложение 4) и своевременно составлять отчет о прохождении практики;
• собирать материал для написания отчета, курсовых работ, проекта и дипломной работы.
— своевременно сдать отчет по практике на кафедру.
РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ
Организационное руководство практикой осуществляют декан факультета и заведующий выпускающей кафедры. В их обязанности входит:
• согласование программы, плана, сроков и места прохождения практики;
• обобщение и оценка результатов практики, разработка рекомендаций по ее дальнейшему совершенствованию.
Методическое руководство практикой осуществляют преподаватели выпускающей кафедры. В их обязанности входит:
— проведение организационных собраний в группах, за месяц до выхода на практику, с целью доведения до студентов сведений о порядке и программе прохождения практики;
• выдача индивидуальных заданий по практике;
• проведение консультаций (при необходимости);
• осуществление текущего контроля над ходом практики;
• проверка отчетов, написание рецензии, проведение защиты и выставление оценок по практике в ведомости и зачетные книжки студентов не позднее 15 сентября текущего учебного года;
· руководители практик по итогам пройденной студентами практики сдают отчет ответственному лицу на кафедре.
Непосредственное руководство практикой на рабочих местах осуществляют квалифицированные специалисты (руководители практики от организации). В их обязанности входит:
• организовать работу студентов на предприятии (фирме, организации, органе государственного и муниципального управления) и систематически ее контролировать;
• знакомить студентов с организацией и их обязанностями;
• оказывать содействия в сборе материалов для составления отчета, помогать в проведении исследований;
• выдать отзыв – характеристику о работе студента на практике;
• руководствоваться программой практики и графиком ее проведения, согласованным с руководителем практики от университета;
• сообщать руководителю практики от университета об отклонениях от нормального хода практики.
Что такое производственная практика?
Производственная практика: особенности и сложности
Прохождение производственной практики повышает качество обучения, формирует и закрепляет профессиональные компетенции обучающегося, а также помогает ему адаптировать к реальным условиям теоретические знания, полученные в образовательном учреждении. Кроме того, студенту предоставляется возможность получить актуальную информацию о рынке труда, осознать ценность своей профессии и правильность сделанного выбора.
В рамках прохождения производственной практики обучающемуся предстоит делать следующее:
По итогам практики оформляется отчетная документация, которая сдается в образовательное учреждение. Как правило, стандартный пакет включает:
Кому необходима производственная практика?
Данный вид практики обязаны проходить студенты, обучающиеся в учреждениях среднего и высшего образования. В зависимости от этапа обучения, производственная практика подразделяется на следующие виды:
Производственная практика длится в среднем 2-4 недели. Она проходит в учебное время и устанавливается приказом декана факультета. Бакалавры обычно становятся практикантами на третьем и четвёртом курсе обучения 1 раз в год по 2 недели, а магистры – 2 раза в год на 4 недели.
Нужна ли практика при курсах ДПО
Чтобы понять, требуется ли проходить производственную практику гражданам, обучающимся на курсах дополнительного профессионального образования, необходимо обратиться к положениям Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». Ст. 76 данного нормативно-правового акта гласит, что конкретные формы и период освоения программы ДПО устанавливаются образовательной программой и (или) договором об образовании.
Таким образом, для разрешения вопроса студенту необходимо заглянуть в программу курса профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Там должно быть прописано требование о необходимости прохождения практики. Если такого пункта нет, делать ничего не нужно. Обязательное прохождение практики на курсах ДПО законом не предусмотрено.
Чем производственная практика отличается от учебной?
Учебная практика носит ознакомительный характер, в ее задачи входит теоретическое исследование процессов, происходящих на предприятии, поверхностное изучение будущих должностных обязанностей. Учебной практикой чаще всего руководит сотрудник образовательного учреждения, в котором учится практикант.
Производственная практика предполагает непосредственное участие студента в работе конкретной организации. Она соответствует профилю обучения и проходит на предприятии, где студент воспринимается как работник, а не как ученик. Практиканту дают поручения, он ходит на практику как полноценный сотрудник компании, а иногда его деятельность даже оплачивается.
Базы учебной практики
В соответствии с учебным планом магистранты проходят учебную практику на следующих базах практики, в соответствии с темой научного исследования:
· в Управлении судебного департамента при Верховном суде РФ;
· в органах Прокуратуры;
· в налоговых органах;
· в системе органов и учреждений по исполнению наказаний;
· в таможенных органах;
· в Управлении Федеральной регистрационной службы (ФРС);
· в Службе судебных приставов;
· в иных органах государственной власти и местного самоуправления;
Базы учебной практики должны отвечать следующим требованиям:
· соответствовать направлению подготовки 030900.68 Юриспруденция «Государственная и муниципальная служба» и виду практики;
· иметь сферы деятельности, предусмотренные программой практики;
· располагать квалифицированными кадрами для руководства практикой.
Учебная практика осуществляется в организациях и учреждениях на основании договора (Приложение 16), заключенного между университетом и базой практики. Перечень баз практики, с которыми у ХГУ договор заключен см. в Приложении 17.
Прохождение практики в местах, не указанных в этом перечне, допускается только при наличии личного заявления магистранта и письма-ходатайства из организации, которая предоставляет возможность магистранту выполнить программу практики. При этом кафедра вправе отказать в согласовании места прохождения практики, если посчитает, что цели и задачи практики не будут достигнуты. Магистрантов, не представивших гарантийные письма, базами практики обеспечивает кафедра.
Распределение по базам практик, предлагаемым университетом, производится по возможности с учетом пожелания магистранта. Окончательно база практики, количество магистрантов, направляемых на практику в определенную организацию или учреждение, определяются Институтом истории и права в зависимости от наличия мест в организациях по месту прохождения практики. В случае дефицита мест во внимание принимается общая успеваемость магистранта, его личные и деловые качества, предмет научных интересов.
Магистранты, заключившие контракт с будущими работодателями, учебную практику, как правило, проходят на предприятиях работодателей.
Иногородний магистрант вправе выбрать базу практики по месту его жительства.
Полномочия и ответственность руководства по организации