баженов н статистическое описание соборов монастырей приходских и домовых церквей симбирской епархии
Труды господина Баженова
Оказавшись недавно в столице на исторической конференции, я услышал вопрос от коллеги-историка, прикатившего туда же из города Вологды: «Что вы знаете про Николая Ивановича Баженова, автора книги «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года»? А он, между прочим, наш земляк». «Книжку знаю, а земляка вашего – увы, лично не встречались»,- отвечал я.
Но, чтобы другой раз не попадать впросак, навел-таки необходимые справки. Отыскался даже домик на Старом Венце, который достойный вологодский уроженец, в ту пору сорокалетний коллежский советник (штатский полковник) Николай Иванович Баженов отстроил в «благословенном» 1913 году. Россия шумно отмечала в тот год 300-летний юбилей династии Романовых. Ровно год оставался до начала Первой мировой войны и четыре – до Октябрьской революции.
Но будущее явно казалось безоблачно-прекрасным. Штатный преподаватель «логики, психологии, начальных оснований и краткой истории философии и дидактики» в Симбирской духовной семинарии Н.И. Баженов неплохо зарабатывал – 3204 рубля годового жалованья (к слову сказать, Симбирский полицмейстер получал «всего-то» 1000). На груди и на шее его поблескивали три ордена: Святого Станислава и Святой Анны, Святого Станислава 2-й степени. И главное – супруга, Мария Ивановна родила в том самом 1913 году третьего сына, Игоря! Семейная идиллия, человеческое счастье, в знак которого счастливый родитель заказал изукрасить деревянные наличники над окнами своего новехонького дома резными веночками.
В Симбирске талантливый педагог Баженов очутился, в общем-то, случайно, «по распределению». Сын священника, ступающий по отцовским стопам, Николай Иванович окончил со степенью кандидата богословских наук Императорскую Казанскую духовную академию. Почти год кандидат наук учительствовал в простой сельской школе, прежде чем в августе 1899 года получил место инспектора в нашей семинарии.
Вскоре после своего переезда 27-летний инспектор взялся за нелегкий и кропотливый труд. Плодом его явилось издание в 1903 году справочника под обозначенным выше многоэтажным названием. В объемистый том «Статистического описания…» вошли
сведения о почти семи сотнях храмов, украшавших города и веси обширной Симбирской губернии.
«Книга не случайно была издана в то время, когда епархию возглавлял один из самых просвещенных и интеллигентных архиереев – епископ Симбирский и Сызранский Никандр (с 1895 по 1904 годы). «Статистическое описание…» являлось приложением к «Симбирским епархиальным ведомостям» за 1903 год. А именно при Никандре, с 1896 года, стала издаваться неофициальная часть «Симбирских епархиальных ведомостей», где публиковалось много материалов об истории и текущем состоянии храмов и приходов», – пишет ульяновский архивист Антон Шабалкин.
Сжатый справочный очерк содержал сведения о времени постройки и строителях церкви, о числе прихожан и учебных заведений в приходе. Сообщалось, из какого материала возведен храм, сколько деревень входит в приход, в каком расстоянии находит-
ся церковь от губернского города и от ближайших церквей. Значение труда Николая Ивановича трудно переоценить. Ведь после десятилетий Советской власти сотни и сотни церквей «уцелели» разве на страницах Баженовской книги.
Николай Иванович не понаслышке знал и с большим сочувствием относился к нуждам и положению «простого» сельского духовенства. Но как возвысить голос за униженных и оскорбленных не просто педагогу — чиновнику на государственной службе, каким был господин Баженов? Николай Иванович остроумно обходил цензурные препоны. В «Епархиальных ведомостях» печатались его обзоры иностранной печати. В рассказах о мытарствах сельских священников-кюре в католической Франции православные батюшки из симбирской глубинки безошибочно угадывали себя.
В новом доме на Старом Венце Николаю Ивановичу довелось пережить два значительных светлых события своей жизни. В ноябре 1914 года Государь император удостоил его чина статского советника. В и юле 1915 года у супругов Баженовых родилась дочь Мария.
Что случилось потом, когда в тихий Симбирск пришла Советская власть, и Старый Венец стал улицей Пролетарской — Бог весть. Одно радует и дает некоторую надежду на счастливое окончание жизненной повести педагога: в двух увесистых томах Книги Памяти жертв политических репрессий нет сведений на Баженова Николая Ивановича, 1873 года рождения, из семьи священников…
Дряхлеющий домик семьи Баженовых на Старом Венце был поставлен на охрану как памятник архитектуры. «Оригинальный образец деревянного жилого дома эпохи модерна», как значится в справочниках, давно теснят со всех сторон краснокирпичные особняки.
Деревянные веночки на наличниках кажутся памятью о замечательном человеке.
Баженов Николай Иванович
Родился в 1873 г. в Вологодской губернии в семье священника. В 1898 г. окончил Императорскую Казанскую духовную академию. С 12 (24) октября состоял старшим учителем Кохтошской Вознесенской второклассной церковно-приходской школы Грязовецкого уезда Вологодской губернии. С 27 августа (8 сентября) 1899 г. был определён помощником инспектора в Симбирскую духовную семинарию, где прослужил до закрытия учебного заведения в 1918 г. За время своей педагогической деятельности в семинарии преподавал различные предметы: Священное писание, словесность, математику, догматическое богословие, философию, новые и древние языки. В 1902-1906 гг. также обучал воспитанниц Симбирского епархиального женского училища географии и арифметике. С 24 апреля (7 мая) 1909 г. Н. И. Баженов стал заведующим фундаментальной семинарской библиотекой, а с 20 декабря 1912 г. (2 января 1913) – штатным преподавателем логики, психологии, начальных оснований и краткой истории философии и дидактики. В 1914 г. был произведён в чин статского советника. Награждён орденами Св. Станислава 3-й и 2-й степени, Св. Анны 3-й степени. В неофициальной части «Симбирских губернских ведомостей» публиковались подготовленные им статьи, посвящённые актуальным вопросам церковной жизни. Его книга «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года», изданная в 1903 г., до сих пор остаётся незаменимым справочным пособием по истории Симбирского края.
Отдельные издания
Баженов, Н. И. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года : (прил. к Симбир. Епарх. Ведомостям за 1903 г.) / Н. Баженов. – Симбирск : Типо-литогр. А.Т. Токарева, 1903. – 372, [XXXIV] с. : ил., 1 л. карт.
О нём
Сивопляс, И. Труды господина Баженова / И. Сивопляс // Ульяновск сегодня. – 2007. – 3 авг. – С. 18.
Николай Иванович Баженов / подгот. А. Ю. Шабалкин, И. Э. Сивопляс // Материалы четвёртой научной конференции, посвящённой учёному и краеведу С. Л. Сытину. – Ульяновск, 2008. – С. 344–387.
Сивопляс, И. Что написано у Баженова? / И. Сивопляс // Мономах. – 2013. – № 1. – С. 18–19.
Информация об Ульяновске (Симбирске), губернии и области
из архивов, музеев, библиотек, электронных ресурсов. Здесь размещаем ТОЛЬКО ссылки.
Шиловка
Сообщений: 68
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 72
ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ
Шиловка
Сообщений: 68
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 72
Шиловка
Сообщений: 68
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 72
Шиловка
Сообщений: 68
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 72
Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке. Биографическая база данных и собрание материалов
http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/
Поиск БИОГРАФИИ священно- или церковнослужителя по его фамилии, имени, отчеству, сану, монашескому имени, периоду жизни, местам рождения, смерти, служения (региону, епархии, населенному пункту, храму), заключения, ссылки.
http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/persons/
ИМЕННОЙ СПИСОК лиц, служащих по Церковно-школьному управлению, заведующих и учащих в церковно-учительских и второклассных школах:
— список председателей, наблюдателей и делопроизводителей на 1912, 1913 гг.
— список второклассных школ Симбирской епархии и учителей на 1912, 1913 гг.
Ссылки проверены и обновлены 13.05.2021
Шиловка
Сообщений: 68
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 72
Соборы, монастыри и церкви
Ссылки проверены и обновлены 13.05.2021
Шиловка
Сообщений: 68
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 72
Шиловка
Сообщений: 68
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 72
Фонды Государственного архива Ульяновской области (ГАУО):
Ссылки проверены и обновлены 13.05.2021
Шиловка
Сообщений: 68
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 72
ЗАГС УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Управление ЗАГС Ульяновской области
432700, г. Ульяновск, ул. Ленина 83
тел. (8422) 58-44-60
http://www.zags.ulgov.ru/, zags@ulgov.ru
«Архив областного управления ЗАГС может гордиться своим архивным фондом, который включает в себя более 4 млн. единиц хранения актовых записей по всей Ульяновской области начиная с метрических церковных книг начала 20 века до настоящего времени»
Управление ЗАГС мэрии г. Ульяновска (городской архив ЗАГС):
г. Ульяновск 432700 ул. Гимова, д. 3, тел. 44 – 30 – 03
Ссылки проверены и обновлены 13.05.2021
Шиловка
Сообщений: 68
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 72
ВОЕННЫЕ КОММИСАРИАТЫ (ВОЕНКОМАТЫ) УЛЬЯНОВСКА И УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ссылки обновлены и проверены 07.05.2021
Шиловка
Сообщений: 68
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 72
Лица сквозь век. Подборка любительских фото жителей Симбирской губернии-Ульяновской области с начала XX века
В неоднократно цитированной нами краеведческой группе “Природа, антропология, история Симбирского края” (ведёт краевед Радий Губайдуллов) существует рубрика “Люди Симбирского края на старых фотографиях”. В ней публикуются архивные фото наших земляков, начиная с самых первых доступных и заканчивая относительно новейшей историей. Сегодня мы сделали подборку, выстроив её в хронологическом порядке. Посмотрите на лица наших земляков и предков. Период – век. И сколько же за этот непростой век всего изменилось.
Мужчина и женщина (мордва-мокша) на дрогах едут на базар.
Село Старые Печеуры Хвалынского уезда (сейчас в Павловском районе).
1907 год
Фонды Саратовского областного музея краеведения
Девушки села Крестовое Городище.
До 1917 года
Жители села Крестовое Городище.
Алексей Петрухин с внуками: Илья, Клавдия, Анна.
1920-1930-е годы
Из архива Нины Сергеевны Осиповой (Ерёминой)
Кустовое совещание рыбаков в Сенгилее.
10 июня 1934 года
Фонды Сенгилеевского районного краеведческого музея им. А.И. Солуянова
Смотр на площади около церкви техники и инвентаря перед сенокосом.
Село Алёшкино Сенгилеевского района.
13 июня 1933 года
Фонды Сенгилеевского районного краеведческого музея им. А.И. Солуянова
«с. Алешкино при кл. Головке
Храм деревянный, теплый, построен в 1897 г. на средства, выданные из Св. Синода. Престол в нем в честь Казанской иконы Божьей Матери. Причт состоит из священника и псаломщика; дома для них общественные. Прихожан в с. Алешкине (н. ч.) в 161 двор. 553 м. и 635 ж. Церк.- приход. школа открыта в 1895 г., помещается в собственном здании. Ближайшия села: Буяраки в 4 вер., Елаур в 3 вер. и Мордово в 7 вер. Расстояние от Симбирска 75 вер., от Сенгилея 11 вер., от Сенгилеевского волостн. правд. 10 вер. Почтов. адрес – г. Сенгилей.»
Баженов Н.И. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года : (прил. к Симбир. Епарх. Ведомостям за 1903 г.). — Симбирск : Типо-литогр. А.Т. Токарева, 1903
***
Алёшкино (чуваш. Уличе) — село в Сенгилеевском районе Ульяновской области.
Русское название села (по Н.И. Ашмарину) — от имени первого владельца здешних угодий, которого звали Алёшка, а чувашское название — от слова околица (ворота) (по-чувашски — уличе́).
Село основано в конце XVII века на ключе Головка, переведёнными из Казанского уезда государственными крестьянами.
Об одном из первых чувашских поселений Елаур (Ялавӑр) имеются документальные материалы, выявленные в архивах местными краеведами. Село основано в 1672 г. «служилыми людьми из чуваш» Вырастайкой Сабаевым, Иштерякой Ахтеряковым и их товарищами в количестве 40 чел. В 1688 г. из Елаура на берег р. Волги в устье речки Елаура выделились дочерние селения — Вырастайки Сабаева (отсюда происходит название деревни Вырастайкино, ее чувашское название Анатьял) и Спиридона Жоина (Алешкино).
Ещё в XIX веке население сохраняло остатки общинного строя и древние условия быта (избы — срубы без окон и дверей с подземным лазом, вместо печи — костёр посреди жилища, добыча огня трением деревянных пластин и др.).
Крестьяне до 1797 года относились к категории дворцовых, до 1860-х годов — удельных; занимались земледелием.
7-й выпуск отделения пчеловодов.
Сенгилеевская М.К.Ш. (Межкраевая школа?).
17-V-1941 г.
Источник
Пожарно-сторожевая охрана фабрики Свердлова в годы Великой Отечественной войны.
Посёлок Измайловский Барышского района.
1941-1945 гг.
Фотография из архива Лидии Шокиной (Маньковой)
Жительницы русского села Большая Борла (ныне – в Тереньгульском районе).
1950-е годы
Фотография из архива Татьяны Бунтовой (Черемшанцевой)
Проводы весны.
Станция Куликовка Новомалыклинского района.
1959 год
Фотография из архива Марины Ширяевой (Петрушкиной)
Конец 50-х – начало 60-х годов, в сквере «Три пионера» (ныне – «сквер Гончарова») у перекрёстка улиц Гончарова и Ленина. Источник неизвестен
Уличные гуляния в чувашском селе Каргино Вешкаймского района.
1930-1970-е годы
Фотографии из архивов Любови Калиной, Василия Портнова, Ларисы Игнатьевой (Меркуловой), Натальи Николихиной
Жительницы села Красная Река Старомайнского района
1960-1970-е годы
Туристические походы старшеклассников и молодёжи посёлка Новочеремшанск Новомалыклинского района.
1970-е годы
Фотографии из архивов Валентины (Бажминой) Шиминой, Владимира Зайцева, Владимира Светкина, Равиля Залетдинова, Светланы Семёновой (Агафоновой), Сергея Кочубея.
Юные рыбаки посёлка Измайловский Барышского района.
1970-е годы
Фотография из архива Юлии Рузавиной (Торгашовой)
Проводы в армию на станции «Кузоватово».
1970 год
Фотография из архива Ивана Падерова
Военно-спортивная игра “Зарница” в Тёпловской школе.
Село Тёпловка Николаевского района.
Конец 1960-х – 1970-е годы
Никольская, в которой крестили Ленина. История одной из самых известных утраченных церквей Симбирска
ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРАМЫ СИМБИРСКА-УЛЬЯНОВСКА
Никольская или Николаевская (Казанская) церковь.
Первоначально на этом месте в Стрелецкой слободе находилась деревянная однопрестольная Казанская церковь (во имя Казанской иконы Божией Матери), освященная 31.08.1651 г. Не ранее 1708 г. при Казанской церкви с восточной стороны построена Никольская церковь, и она становится двухпрестольной. В 1768 г. были построены каменные одноэтажная церковь и сторожка. После постройки в непосредственной близости от нее губернаторского дома Никольская церковь стала называться Дворцовой. В 1792-1796 гг. обветшавшая Казанская церковь была построена вновь как каменная теплая церковь, которая была освящена 9.05.1796 г.
Здание церкви сочетало в себе элементы русского стиля (закомары, кокошники, шатровые и луковичные главки) и формы русского барокко. Это придавало церкви облик “оригинальный”, но без “пестроты, с соблюдением строгой соответственности и приличия, красоты и прочности”. Автор проекта неизвестен.
В 1796-1801 гг. была построена заново и холодная Никольская церковь, освященная 25.08.1801 г. При этом обе части: теплая и холодная существовали как самостоятельные храмы, не имеющие соединительного входа. Теплая, западная, посвящена в честь Казанской иконы Божией Матери, а холодная, восточная – во имя св. Николая Мирликийского. Этим фактом и объясняется давнишнее существование двух названий церкви.
23.08.1836 г. во время своего посещения г. Симбирска Николай в этой церкви слушал Божественную Литургию.
19 августа 1864 г. церковь сильно пострадала от пожара и была восстановлена в 1866 г.
Во второй половине XIX в. неоднократно ремонтировалась и обновлялась, но всегда считалась наиболее красивой церковью в городе.
В 1870 г. в ней крестили В.И. Ульянова /Ленина/.
В апреле 1930 г. церковь еще функционировала, относилась к обновленческому течению. В июне 1930 г. уже были сняты и изъяты колокола общим весом 237 пудов 20 фунтов. На ее колокольне было 9 колоколов. Главный из них весил 138 пудов. Церковь была закрыта в 1931 г. постановлением большого президиума Ульяновского горсовета РК и КД от 22-23.09.1931 г. на основании “заключения технической комиссии… о закрытии как угрожающую опасностью”.
Мартынов П.Л. Город Симбирск за 250 лет его существования. – Симбирск, 1898.
«Николаевская церковь разделяется на 2 половины: холодную и теплую; когда она была первоначально построена, с точностью неизвестно, однако, теплый храм с престолом в честь Казанской иконы Божьей Матери построен не ранее 1651 г., а холодный Николаевский – не ранее 1708 г.
В 1792-96 гг. теплый храм был перестроен, а в 1801 г. был перестроен и холодный храм. Теперь в храме два престола: в холодном восточном – во имя святителя и чудотворца Николая и в теплом западном – в честь Казанской иконы Божьей Матери.
Церковной земли 177 ½ дес. в Ставропольском уезде Самарской губернии; доходы с неё делятся, согласно воле жертвовательницы, пополам между храмом и причтом.
Причт состоит из священника и псаломщика. У священника собственный дом, псаломщик живет на квартире. Капитал причта 3150 руб. 14 коп. Прихожан в г. Симбирске в 43 дворах 114 душ муж. пола и 125 жен. пола.»
Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года». Симбирск, 1903 г.