базовый принцип построения учебной дисциплины при проектном методе обучения
Проектный метод обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность проектного метода обучения
Проектный метод обучения – это метод, направленный на развитие творческих и познавательный процессов, критического мышления, умения самостоятельно получать знания и применять их в практической деятельности, ориентироваться в информационном пространстве.
Одной из особенностей метода проектов можно назвать то, что он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, организованную в виду индивидуальной, парной или групповой работы, выполнение которой ограничено конкретным временным отрезком. Самостоятельная деятельность учащихся направлена на поиск и усвоение учебной информации. Метод проектов органично сочетается с методом сотрудничества в обучении.
Проектный метод обучения предполагает осуществление работы не только над осознанием какой-то проблемы, но и над процессом ее раскрытия. От учащегося требуется спланировать действия работы над решением проблемы, сформулировать гипотезу и замысел решения, четко распределить роли, если работа осуществляется в группе, описать задание для каждого члена и условия взаимодействия.
Использование проектного метода обучения осуществляется тогда, когда в образовательном процессе возникает творческая или исследовательская задача, решение которой требует от учащихся использования интегрированных знаний в различных областях, а также применения исследовательских методик. Особенность проектного метода обучения заключается в том, что существенным вопросом является теоретическая, практическая и познавательная значимость полученных результатов.
Проектный метод обучения предусматривает разработку проекта, который заранее тщательно планируется педагогом и обсуждается с учащимися. Процесс внедрения проекта в образовательный процесс предполагает подробное структурирование содержательной части, с выделением и указанием получения предполагаемых результатов на каждом этапе. Кроме того, педагог заранее обозначает, чем могут пользоваться учащиеся в процессе работы над проектом (ПК, Интернет и т.д.).
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, основой проектных методов обучения является исследовательская деятельность учащихся, организованная педагогом и направленная на развитие их творческого потенциала и познавательной активности.
Этапы организации проектного метода обучения
Организация проектного метода обучения предусмотрена последовательность следующих этапов:
Возможные проблемы организации проектных методов обучения чаще всего возникают, в случае если педагог не имеет необходимых знаний и опыта:
Выбор тематики проектных методов обучения в разных ситуациях осуществляется по-разному:
Тематика проектных методов обучения может касаться различных областей науки, теоретических и практических вопросов учебной программы. Основная цель темы проектного метода обучения – это углубление и расширение знаний отдельных учащихся, а также дифференциация образовательного процесса. Чаще всего тема проекта определяется на основании практического вопроса, который является актуальным в рамках практической жизнедеятельности, требует привлечения знаний учащихся не по одному определенному предмету, а одновременно из разных областей. Таким образом, в процессе реализации проекта достигается естественная интеграция знаний учащихся.
Требования к проектному методу обучения
Основные требования к использованию метода проектов:
Эффективность организации проекта во многом зависит от его типа. Различают несколько типов проектов, в зависимости от:
Доминирующей в проекте деятельности:
Характера координации проекта:
Характера контактов (между учащимися одного класса, школа, города и т.д.).
Метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.
Базовый принцип построения учебной дисциплины при проектном методе обучения
Проектное Обучение является:
В классах, использующих ПО, проект обычно выполняется маленькими группами учеников, иногда всем классом, а иногда только одним учеником. Основной целью проекта является поиск ответов на вопросы, заданные либо учеником, либо учителем, или учителем, работающим совместно с учеником.
Савойе и Хьюгс описывают процесс ПО таким образом:
1. Определите подходящую для учеников проблему.
2. Соедините проблему с миром учеников.
3. Организуйте работу так, чтобы предмет помогал разрешить проблему. В центре должено быть выполнение проекта, а не изучение предмета.
4. Дайте ученикам возможность самим определить свой учебный опыт и спланировать решение проблемы.
5. Поощрите сотрудничество, создав несколько команд, изучающих проблему.
6. Дайте возможность всем ученикам представить результаты своего исследования с помощью проекта или презентации.
ПО фокусируется не на прохождении, а на открытии учебной программы, требуя от учащихся умения самостоятельно задавать вопросы, искать связи и находить решения. ПО является такой структурой, которая превращает пассивный опыт, полученный из лекций учителя, в активную деятельность учеников.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Использование проектов, как одной из частей обучения, не является новой идеей, но теория Проектного Обучения являет собой нечто совсем другое. ПО не рассматривается, как что-то дополнительное, оно является неотъемлемым компонентом обучения. В то время как учителя все больше обучают группы детей с помощью различных стилей обучения, используя разные подходы и варьируя уровни способностей, ПО предлагает прямой подход к обучению, который может помочь всем ученикам достигнуть успеха. Уходя своими корнями в конструктивизм, Проектное Обучение обосновывается работами таких психологов и воспитателей, как Лев Выготский, Джером Брунер, Жан Пиаже и Джон Дьюи. Учение конструктивизма основано на активном участии учеников в решении проблем и критическом мышлении, касательно учебной деятельности, которую они находят тесно связанной с реальностью, а также приятной. Основная задача, ставящаяся перед учениками, – контролировать свое обучение и находить свои ответы, используя все изобилие источников.
В своих работах Дьюи особенно подчеркивает, что опыт важнее теории. Он считает, что для того, чтобы научиться думать и рассуждать, необходимо думать и рассуждать, а также решать настоящие проблемы, которые возникают по мере приобретения опыта. Этот процесс позволяет превратить учебные классы в такую среду с помощью модели Проектного Обучения, в центре которой находятся ученики. Другими словами, ученик обучается, размышляя о проблемах и пытаясь разрешить их. Важность проекта заключается в опыте, полученном от его выполнения, а не в конечном результате.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Проблемное Обучение, которое было разработано в медицинских школах в ранних 1970-ых годах, очень похоже на Проектное Обучение. Ховард Бэрроуз, профессор медицинской школы Макмастерского Университета в Канаде, признал, что теорию Дьюи можно использовать применительно к его студентам, изучающим медицину, которым уже надоело традиционное обучение в форме лекций. Бэрроуз разработал набор проблем, который вышел за рамки обычных исследований: он требовал, чтобы студенты проводили социологические исследования, раскрывали связанные с ними напрямую вопросы и находили свои собственные ответы. Например, его студентам давался сценарий какого-то случая из медицинской практики, и от них требовалось исследовать условия, потенциальные варианты исходов случая, а также как пациент или его семья могли бы захотеть поступить в данной ситуации.
Бэрроуз разработал пять определяющих характеристик Проблемного Обучения, которые почти идентичны характеристикам Проектного Обучения.
ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
ПО обеспечивает множество богатых возможностей для интегрированного обучения. Ученики применяют и объединяют содержание разных предметных областей во время процесса выполнения реального задания, вместо работы в изоляции или при искусственно созданной обстановке. Так как большинство проблем настоящего мира для своего решения требуют интегрированного подхода, то очень ценным является интегрированное обучение разрешению проблем и обеспечение учеников интегрированной помощью по предметам при решении проблем. Например, проект, который требует от учеников сделать набросок плана здания, построения структуры, исследования того, как строительство скажется на состоянии окружающей среды, задокументировать процесс строительства, а также разработать таблицы для рассчетов, потребует использования навыков и концепций, почерпнутых из курсов английского языка, математики, строительства, уроков черчения или дизайна, биологии. В проектах учебный опыт интегрируется, и этот взаимосвязанный опыт помогает ученикам развивать их словарный запас, проникнуться математическими и научными идеями, улучшить навыки грамотности. Чтение и письмо являются стандартными составляющими всех проектов. Чтение – это основа исследовательского процесса, конечный проект в большинстве случаев осуществляется с помощью письма. В зависимости от темы, знания и навыков математика и наука могут быть включены в социальный исследовательский проект.
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
У использования ПО в классе существует множество преимуществ. Как уже было упомянуто ранее, ПО мотивирует студентов учиться. Когда ученикам дается возможность самостоятельно руководить своим обучением, то они его намного больше ценят. Из-за глубины исследования, обучение студентов простирается намного далее, чем исследование данной проблемы. Ученики также получают ценные исследовательские и наблюдательные навыки, которых им не получить из традиционных лекций.
В ходе исследования было выяснено, что у учеников, задействованных в ПО, более высокий уровень мышления и развития навыков. Информация, которую они получают, имеет большую вероятность перейти в другие контексты, потому что учеников обучают, как находить и как осмысливать информацию, а не только как запоминать факты.
Также ПО поощряет самостоятельное решение проблем. ПО обучает учеников сотрудничать друг с другом, а также слушать друг друга и общаться. ПО помогает развивать межличностные навыки учеников. Ученики не учатся тому, что думать, но вместо этого, они учатся, как думать.
Другим препятствием является то, что, многие ученики проводят годы в классах, где практикуется традиционное обучение, к тому времени, как они впервые сталкиваются с ПО. Они не приучены учиться самостоятельно и испытывают трудности, когда от них ожидают нечто подобное. Точно так же много учителей чувствуют себя комфортно, используя свои традиционные роли обучения. Переход от старой модели обучения к ПО может оказаться трудным. Из-за этого при претворении ПО в жизнь появляется большая потребность в развитии преподавательского состава.
Технология проектного обучения
Технология проектного обучения
Проектное обучение часто называют методом проектов. У его истоков находился основоположник прагматической педагогики Дж.Дьюи. Он предложил реформу школьной системы. Школа должна решать практические задачи, которые предлагает сама повседневная жизнь. Принципы дидактической системы, которую он реализовал в своей школе: 1) учет интересов детей; 2) учение через деятельность; 3) познание и знание являются следствием преодоления трудностей; 4) сотрудничество участников педагогического процесса; 5) свободное творчество. Эти принципы во многом характеризуют проектное обучение, родоначальниками которого считают ученика Дж.Дьюи В.Х. Килпатрика. На его учебных занятиях искали выход из различных жизненных ситуаций и попутно приобретали необходимые знания. При этом обязательность систематизированной учебной программы отрицалась.
Для понимания сущности технологии проектного обучения необходимо четко определить понятие «проект». Проект (лат. projectus – «брошенный вперед») – 1) совокупность документов, расчетов, чертежей для создания какого-либо сооружения или изделия; 2) предварительный текст какого-либо документа; 3) замысел, план, прототип, прообраз какого-либо объекта.
Применительно к педагогическому процессу проектная работа – деятельность учащихся и педагогов по достижению решения проблемы в результате самостоятельных и коллективных действий, оформленная в виде презентации конечного продукта.
Успешная реализация технологии проектного обучения возможна в том случае, если учитель создает учащимся следующие педагогические условия:
1. Создание проблемной ситуации для формулирования учащимися актуальной и интересной темы исследования.
2. Предоставление учащимся возможности выбора темы проекта, индивидуального, а также возможность индивидуально или коллективного планировать работу, реализовывать свой проект.
3. Распределение ролей и функций в группе (теоретик, организатор, программист, сценарист, «интернетчик», видеооператор, экспериментатор, оформитель, докладчик и др.).
4. Поддержание исследовательской активности учащихся в процессе поиска информации, выбора методов, разработки и реализации проекта.
5. Способствование проявлению у учащихся поисковой активности в их исследовательской деятельности, когда существует лишь приблизительное представление об ожидаемом результате.
6. Консультирование учащихся на всех этапах работы над проектом.
7. Организация подведения итогов промежуточных этапов работы.
8. Предоставление возможности для самооценки выполненных проектов.
9. Организация праздничной по форме и серьезной по содержанию презентации всеми участниками проекта их образовательной продукции.
Как видим, проектное обучение – это качественно иная образовательная практика, если:
— учитель ориентируется не только на получение учащимися предметных знаний, но и на развитие их мыслительных, творческих и коммуникативных способностей;
— учащиеся приняли тему проекта как личностно значимую проблему; сами планируют ход и прогнозируют результат работы;
— участники проекта сами организуют себя на дело и осуществляют поисковую деятельность; сами отбирают необходимые средства для осуществления проекта;
— учитель выводит педагогический процесс за стены школы в окружающий мир;
— участники проекта информируют друг друга о ходе работы над проектом;
— учитель консультирует ребят на всех этапах работы над проектом;
— учитель создает условия для коррекции работы над проектом;
— учитель организует экспертизу проектов;
— учитель организует публичную экспертизу проектов, а ученики готовят проект к презентации, представляют и защищают его;
— ученики анализируют работу над проектом.
Типология учебных проектов.
Учебные проекты по продолжительности подразделяются на:
— краткосрочные (1-2 урока);
— среднесрочные (до 1 месяца);
— долгосрочные (до нескольких месяцев).
По масштабу деятельности учебные проекты классифицируют на
— групповые (над проектом работают ученики одного класса или параллели; проект могут выполнять ученики различных возрастов);
По характеру деятельности участников
— информационные сбор информации о каком-либо объекте или процессе. При этом используются различные источники (СМИ, литература, базы данных, Интернет, анкетирование, интервьюирование) Производится анализ данных, их обобщение и представление в виде статьи, реферата, доклада, компьютерной презентации. Например, «Блюда русской кухни в поэме А. С. Пушкина «Евгений Онегин », «Мобильная связь в моем городе», «Выпускники нашей школы – известные люди нашей страны».
— прикладные направлены на создание конкретных продуктов деятельности: договор о сотрудничестве, правила поведения в экстремальной ситуации, словарь молодежной лексики, сценарий школьного вечера, («Ландшафтная организация рекреационной зоны гимназии», «Электронный словарь музыкальных стилей», «Бюджет моей семьи»). Для подобных проектов характерно очень четкое определение частей общей работы, этапов деятельности, поэтапное обсуждение промежуточных результатов и координация работы соисполнителей, тщательное оформление полученных результатов.
По предметно-содержательной области:
— предметные (только в рамках данного предмета ), например «Треугольник в жизни человека», «Почвы Молодечненского региона», «Речь Чацкого как проявление многогранности его натуры», «Оптика своими руками, глазами и фотоаппаратом», «История развития моды ХХ-начала ХХI века» «Электронный справочник «История древнеримского государства» в среде визуального программирования Delphi»;
— межпредметные (использование материалов из смежных предметов), например «Максім Багдановіч у люстэрку гісторыі”, «Компьютерная графика и мир моды»;
— системные (требуют обращения к широкому спектру наук и культуры): «Беларуская геральдыка», «Што мы захаваем для нашчадкаў”, «Влияние экологических факторов среды обитания на здоровье населения»
По характеру управления:
— непосредственные (связь с педагогами учреждения «здесь и сейчас»);
— сетевые (информационный обмен и реализация через сеть Интернет).
Качества успешной проектной команды:
— заинтересованность в проекте
— нацеленность на результат
— новаторское и творческое мышление
— способность предсказывать тенденции
— активное участие, большой интерес и энергичность
— способность быстро разрешать конфликты
— хорошие контакты и нацеленность на обратную связь
— взаимовыручка и доверие
— заинтересованность в саморазвитии
— эффективная организационная взаимосвязь
Ход работы над проектом.
В процессе работы над проектом учитель должен учитывать следующие основополагающие моменты:
1. Постановка проблемы.
2. Отбор литературы.
3. Инструктаж учащихся.
4. Определение сроков выполнения задания.
5. Самостоятельный поиск учащимися ответов на поставленные вопросы путем чтения литературы, постановки и выполнения экспериментов, лабораторных работ, практических заданий и т.п.
6. Контроль, коррекция, обобщение информации по проекту.
5. Этапы работы над проектом.
Существует несколько подходов, рассматривающих этапы работы над проектом. Остановимся на одном из них подробно
Стадии работы над проектом
Содержание работы на этой стадии
Деятельность учащихся
Деятельность
учителя
Определение темы (проблемы) и целей проекта
Совместное обсуждение и формулирование проблемы. Постановка цели (и задач), реализуемых в проекте.
Знакомство со смыслом проектного подхода и мотивация
учащихся. Помощь учащимися в
постановке целей и задач.
На данном этапе учитель выбирает тему проекта, определяет его тип, количество участников, продумывает проблемы, которые он может предложить учащимся в рамках выбранной темы. Особое значение имеет разъяснение учителем на установочном занятии предстоящей деятельности. Учитель организует обсуждение темы, цели и задач исследования. Наводящими вопросами помогает учащимся выдвинуть частные проблемы для исследования (это дает возможность определить тематику подпроектов, форму представления готового результата). Уточняются этапы и контрольные сроки окончания работы над проектом.
Стадии работы над проектом
Содержание работы на этой стадии
Деятельность учащихся
Деятельность
учителя
2. Планирование
Определение источников информации, способов ее сбора и анализа.
Определение способа представления результата (формы отчета).
Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта.
Распределение заданий и обязанностей между членами команды.
Выработка плана действий по реализации проекта.
Составляют проект проекта (основные разделы).
Распределяют обязанности по реализации проекта в команде.
Предлагает идеи, высказывает предположения.
Важнейшая задача на данном этапе – создание проектных групп, которые будут выполнять части общего проекта. Группы могут создаваться случайным образом, методом психологического подбора (каждый уч-ся пишет на листке бумаги свою фамилию и фамилии еще трех одноклассников), по интересу учащихся к той или иной части проекта. Ученики в проектных группах уточняют исходную информацию, обсуждают тему проекта, прописывают задачи, определяют способы взаимодействия, график работы, распределяют роли и функции в группах, прогнозируют конечный результат.
Педагог выполняет коррекционно-консультирующую функцию, по возможности самостоятельно не вмешиваясь в работу проектных групп.
Стадии работы над проектом
Содержание работы на этой стадии
Деятельность учащихся
Деятельность
учителя
3. Исследование
Основные инструменты: опросы, интервью,
анкетирование, наблюдения, эксперименты.
Решение поставленных в
Выполнение исследований по решению задач проекта.
Наблюдает, советует, консультирует (косвенно руководит деятельностью). Возможно промежуточное обсуждение полученных данных.
На данном этапе учащиеся самостоятельно проводят исследования по решению поставленных в проекте задач. В исследовательских проектах это изучение литературы, формулировка гипотезы, проведение теоретических оценок, построение моделей, планирование и проведение эксперимента, обработка результатов эксперимента. В информационных проектах это анкетирование, опрос, интервьюирование, изучение литературных источников и сведений из Интернета, сбор и систематизация данных.
Стадии работы над проектом
Содержание работы на этой стадии
Деятельность учащихся
Деятельность
учителя
4. Анализ и обобщение
Анализируют собранную и полученную опытным путем информацию.
Обобщают результаты исследования, формулируют выводы.
Деятельность учащихся на данном этапе может различаться. Это зависит от того, какие виды проектов готовят ученики: индивидуальные, групповые, общеклассные или общешкольные. В любом случае учащимся следует придерживаться единой схемы предоставления отчета, которая предлагается учителем или разрабатывается самими учащимися.
Примерная структура отчета может быть такой:
1. Титульный лист (название школы, класс, авторы, название проекта, руководитель, год).
3. Введение (краткая аннотация с обоснованием актуальности проблемы, изложение основных положений проекта).
5. Заключение (выводы по всей работе).
6. Список использованных источников.
7. Приложения (фотографии, схемы, карты, таблицы, рисунки и др.).
8. Сведения об авторах и роли каждого из них.
Второй вариант отчета проекта
— титульный лист (название, дата, авторы и пр.);
— краткую аннотацию, содержащую изложение основных позиций
— введение, т.е. краткий экскурс в историю вопроса (по возможности с иллюстративным рядом);
— основные проектные идеи, обоснование их выбора;
— технологическую часть: эскизы, планы, схемы, расчеты;
— визуальный ряд к проекту: макеты, фотографии, рисунки, компьютер-
— список использованных источников;
— сведения об авторах проекта.
Стадии работы над проектом
Содержание работы на этой стадии
Деятельность учащихся
Деятельность
учителя
5. Представление проекта и защита.
Возможные формы представления результатов: устный, письменный, мультимедийный отчеты.
Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.
Данный этап может быть организован как праздничное мероприятие с приглашением гостей. В этом случае желательно для разработчиков проекта и гостей подготовить программы защиты с краткими аннотациями к проектам.
В докладе разработчики проекта раскрывают:
1. Актуальность темы проекта.
2. Цели и задачи, которые решались в процессе работы над проектом.
3. Характеристика теоретической и прикладной части проекта.
4. Методы исследования.
Желательно, чтобы максимальное время доклада не превышало 12-15 минут.
Стадии работы над проектом
Содержание работы на этой стадии
Деятельность учащихся
Деятельность
учителя
Оценка представленного (-ых) проекта (-ов).
Коллективное обсуждение и самооценка.
Оценивает усилия учащихся, качество использованных источников, делает предложения по качеству отчетов.
Оцениванию подлежат как результаты, так и ход выполнения проекта после его публичной презентации. Учитель и учащиеся могут анализировать свою проектную деятельность по целому ряду вопросов. Как метод оценки проекта может применяться анкетирование. Балльное выражение оценки педагог может применять в соответствии с рейтинговой шкалой.
Требования, предъявляемые к проектным работам.
I. Работа должна быть рассчитана на взыскательное читательское восприятие (т.е. написана хорошим, ясным языком).
2. Должны быть соблюдены единые требования к оформлению работ:
— Работа представляется в напечатанном виде, с приложениями электронного носителя, на которой указаны: имя автора, название работы, имя файла, дата сдачи работы.
— Справочно-вспомогательный аппарат (примечания, сноски должны быть выполнены в соответствии с принятым стандартом: ФИО автора, название источника, издательство, год).
— Проект выполняется с соблюдением правил элементарного дизайна
(разбивка на абзацы, заголовки, подзаголовки, курсив, поля, унификация
шрифтов, единый стиль).
Уроки для формирования проектной деятельности
Таким образом, можно различать три вида урочных занятий для формирования проектной деятельности.
Первый вид — проектный урок, включает в себя или целиком состоит из работы над проектом. Он предусматривает осуществление учебного проекта в урочной, урочно-внеурочной или внеурочной формах. Это специально выделенные в учебной сетке часы, которых не может быть много ввиду высокой затратности работы над проектом. Выбор формы проведения зависит от вида проекта. Предпочтительной является урочная форма работы для избежания перегрузки учащихся и учителей. Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении проекта. Актуализируемые предметные знания закрепляются, углубляются и расширяются в процессе работы над проектом и освоения нового знания учащимися.
Второй вид — урок, на котором ставится триединая дидактическая цель не только относительно освоения того или иного предметного содержания, но и относительно формирования и развития универсальных умений, относящихся к проектным умениям. Это может быть проведение практических урочных занятий с включением частично самостоятельной деятельности учащихся. Такие занятия нацелены как на формирование проектной деятельности, так и на закрепление усвоенных предметных теоретических и практических знаний.
Например, отработав навыки постановки цели, можно приступить к отработке навыка составления планов действий, разбивки цели на задачи. Отработку этого навыка можно проводить и на обычных уроках, как то: составить план решения уравнения, задачи, выполнения практической работы, домашнего задания, проекта.
Важным воспитывающим фактором при этом является самоконтроль ученика и контроль со стороны учителя за выполнением плана. Это позволяет и в повседневной жизни проявлять ответственное отношение к построению и выполнению спланированного.
Презентация не менее важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Приучаем учеников к тому, что коль скоро поставил цель, распределил задачи, выполнил работу, расскажи, что получилось, сделай вывод, разрекламируй (представь широкой публике) свою работу.
Третий вид — урок, на котором помимо освоения предметного содержания происходит перевод предметных умений в общеучебные и универсальные. Эти уроки позволяют формировать проектную деятельность поэлементно с одной стороны, так и активизировать познавательную деятельность учащихся по предмету с другой.
Результативность проектной деятельности учащихся.
Результатом работы учащихся над проектом станут умения:
— планировать свою работу;
— заранее просчитывать возможные результаты;
— использовать различные источники информации, а также
самостоятельно отбирать и накапливать материал;
— анализировать отобранный материал, сопоставлять факты;
— аргументировать свою точку зрения, отстаивать ее;
— распределять обязанности внутри группы;
— представлять созданный проект перед аудиторией;
— оценивать себя и других;
— лучше овладеть навыками работы с современными информационно- техническими средствами.
Как и любая технология, метод проектов имеет целый ряд ограничений, наличие которых препятствует его широкому распространению:
1. Низкая мотивация учителей и неподготовленность многих из них к применению данной технологии.
2. Недостаточный уровень сформированности исследовательских умений у учащихся.
3. Недостаточный уровень коммуникативных способностей учащихся.
4. Слабая информационная и лабораторная база учебных заведений.
5. Перегрузка учебных программ, которая не позволяет педагогу найти время для применения проектного обучения.
Хочется отметить, что педагог, организующий проектное обучение,
должен обладать широкой научной эрудицией, владеть функциональной грамотностью: правовой, экологической, экономической, информационной. Направленность учителя на детей – необходимое условие успешного применения методов проектов.
У учащихся метод проектов развивает культуру работы с информацией, исследовательские навыки, что поможет впоследствии успешнее адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни.
Таким образом, метод проектов — это и эффективный путь самореализации учащихся и учителей, и возможность сотрудничества на равных — а это показатель движения школы вперед.