белгородский свято николаевский мужской монастырь
Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь
Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь запись закреплена
Здравствуйте, дорогие братья и сёстры!
Ответы на часто задаваемые вопросы.
1. «Открыт ли монастырь для посещений?»
Монастырь открыт для посещений каждый день с 7:00-19:00.
Показать полностью.
Службы также проходят каждый день.
Расписание Богослужений https://vk.com/wall-195494027_532
2. «Как добраться до монастыря?»
Про то, как добраться до монастыря из Перми, можно прочитать здесь https://vk.com/topic-195494027_44621859
4.»Есть ли безналичный расчет?»
Трапезная и церковная лавка поддерживают любой способ оплаты.
5. «Проводится ли у нас таинство крещения?»
Да, таинство крещения проводится по субботам. Телефон для справок 89129859570.
6. «Как заказать поминовение?»
Всю информацию про поминовения можете прочесть здесь: https://vk.com/topic-195494027_44538022
7. «Можно ли переночевать в монастыре?»
Да. В монастыре есть кельи для паломников. Условия: общее житие, разделение на мужские и женские. Пожертвование в размере 150р с человека за ночь.
Отзывы и пожелания можно оставить в https://vk.com/topic-195494027_44685815
Нам важно знать мнение о нашем монастыре.
По всем вопросам можете обратиться в сообщения группы.
Белогорский монастырь – Уральский Афон
Одна из самых известных культурно-исторических достопримечательностей Пермского края – Белогорский монастырь. Его часто называют Уральским Афоном. Это место будет интересно не только православным, но и туристам.
Свое название монастырь получил по горе, на которой возник. Белой ее прозвали оттого, что здесь долго не тает снег. Да и зимой, в морозы, она белым-бела от кухты, которой покрываются деревья и постройки.
История монастыря
Известно, что еще в XVIII веке в этом районе размещались старообрядческие скиты. Современная «православная» история этого места началась в 1891 году, когда в память о спасении цесаревича Николая от покушения в Японии на Белой горе поставили крест высотой более 10 метров. В народе его окрестили «Царским».
Затем родился проект строительства на этой горе большого монастыря. 18 июня 1893 года освятили место будущей стройки. Первый деревянный храм был построен к концу зимы следующего года. Также построили настоятельский и братский корпуса, открыли школу для мальчиков-сирот.
Белогорский монастырь жил небедно. Он владел 580 десятинами земли. Монахи занимались хлебопашеством, разводили скот, ловили рыбу, держали пчел. В 1910-х годах при монастыре появился завод по разведению рыбы.
Однако спустя всего три года после постройки церкви, 16 ноября 1897 года, ее поглотил беспощадный огонь. Деревянные церкви в те времена горели часто.
Позже, 23 апреля 1901 года, случилась новая трагедия. На Белую гору обрушился сильный ураган. Мощный ветер повалил даже Царский крест. Конечно, вскоре его восстановили, и он простоял до смены режима.
24 июня 1902 года на Белой горе состоялась торжественная церемония закладки нового каменного Крестовоздвиженского собора. Его решили построить в византийском стиле. По проекту он должен был вмещать 8 тысяч паломников. Огромный храм строили долго – на протяжении полутора десятков лет. Кирпичи для строительства делали самостоятельно на принадлежащем монастырю кирпичном заводе. Интересно, что от храма до братского корпуса был построен подземный ход.
7-9 июля 1917 года состоялось праздничное открытие нового собора. На торжестве присутствовало 30 тысяч паломников из разных уголков.
Однако вскоре власть в стране сменилась. Если царский режим благоволил церкви, как одной из опор власти, помогавшей управлять народом, то с приходом большевиков для церкви наступили темные времена.
Богатый монастырь не мог не привлечь внимание большевиков. В августе 1918 года они жестоко замучили, а затем утопили в реке Каме архимандрита Варлаама из Белогорского монастыря (подробнее об этой печальной истории читайте в статье Владимира Гладышева «Остров Мертвых»). Подобную судьбу разделили с ним и многие рядовые монахи.
В 1923 году монастырь окончательно закрыли. Сначала тут размещали репрессированных и раскулаченных, затем отдали помещения дому инвалидов.
После падения власти коммунистов и с приходом демократов церковь вновь получила свое имущество. В 1990-х годах начались работы по восстановлению монастыря и Крестовоздвиженского собора. В наши дни он вновь радует глаз своей красотой.
Белогорский монастырь в наши дни
Сейчас Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь притягивает к себе не только паломников, но и многочисленных туристов. Едут сюда как индивидуальные туристы, так и организуются многочисленные коммерческие туры из разных городов Урала.
Лучше всего сюда ехать в зимние морозы, когда тут самая красота! Все вокруг покрывается впечатляющей изморозью, придавая особенное очарование. Впрочем, и летом тут неплохо. С горы открывается красивый вид на окрестности на десятки километров вокруг.
Посещение Белогорского монастыря можно совместить со знакомством с достопримечательностями Кунгура и Суксуна, также можно посетить Кунгурскую ледяную пещеру, камень Ермак на реке Сылве, водопад Плакун.
Видео
Посмотрите небольшой видеоролик, снятый нами во время посещения Белой горы.
Как добраться до Белогорского монастыря?
Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь расположен в Кунгурском районе Пермского края: в 120 километрах от города Перми или в 330 километрах от Екатеринбурга. На автомобиле нужно ехать по трассе Екатеринбург – Пермь. К монастырю лучше ехать по дороге, которая ближе к Перми (дорога, начинающаяся от Кунгурской развязки, в плохом состоянии). Для этого повернуть по указателю на село Калинино и Белогорский монастырь. В Калинино повернуть по указателю на монастырь. Заодно стоит посмотреть достопримечательности села Калинино (кстати, в том числе в этом селе сохранилось здание бывшей церкви, перевезенной в советское время с Белой горы). По пути можно заехать в Троельгу и Бым. Сориентироваться поможет приведенная ниже карта. GPS-координаты Белогорского монастыря: N 57° 23.537´; E 56° 13.818´ (или 57.392283°, 56.2303°).
Белогорский монастырь под Кунгуром: описание, как добраться, фото
Монастырь на Белой горе под Кунгуром (Пермский край) часто называют Уральским Афоном. Это одна из главных православных достопримечательностей Пермского края и Урала.
Гора Белая: чем знаменита?
Белой эту гору прозвали, согласно наиболее распространенному мнению, оттого, что здесь долго не тает снег.
Еще в XVIII веке в этих местах были старообрядческие скиты. Однако «официальная» православная история этого места началась в 1891 году. В память о спасении цесаревича Николая от покушения в Японии на Белой горе установили большой крест (более 10 метров в высоту). В народе его так и прозвали – «Царский».
Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь
Но этим решили не ограничиваться. У православной церкви родилась идея создать на этом возвышенном месте Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь.
История строительства
18 июня 1893 года на Белой горе осветили место под строительство православного храма. Первый деревянный храм был полностью построен уже к концу зимы следующего года. Сразу же начали строить настоятельский и братский корпуса. При монастыре открыли школу для мальчиков-сирот. Однако до революции 1917 года в ней обучились лишь 25 сирот.
Белогорский монастырь занимался активной хозяйственной деятельностью. Монахи занимались хлебопашеством, разводили скот, ловили рыбу, держали пчел. На балансе монастыря было 580 десятин земли. Монастырь имел приличные доходы.
16 сентября 1897 года крестным ходом из столицы сюда приносят сразу пять святых икон. Однако и этот монастырь постиг общий для множества православных церквей рок. 16 ноября 1897 года (т.е. спустя всего-то три года после постройки) деревянный храм внезапно вспыхнул и сгорел в огне.
23 апреля 1901 года – новая напасть. На Белой горе бушевала страшная буря. Сильнейший ветер повалил даже Царский крест. Восстановленный на средства купечества новый крест простоял до 1918 года, когда был свергнут большевиками.
Закладка Крестовоздвиженского собора
Закладка основательного каменного храма – Крестовоздвиженского собора – состоялась лишь 24 июня 1902 года. Храм строили в византийском стиле, на протяжении полутора десятилетий. Крестовоздвиженский собор вмещал в себя аж 8 тысяч прихожан. Любопытно, что стройматериалы производили сами монахи – на монастырском кирпичном заводе.
На торжественной церемонии освящения величественного Крестовоздвиженского собора 7-9 июля 1917 года присутствовало 30 тысяч паломников.
Крестовоздвиженский собор перед революцией
Однако, если обратить внимание на дату, грандиозный собор был построен не ко времени. Спустя несколько месяцев после постройки храма грянула революция. Богатый монастырь сразу же привлек пристальное внимание коммунистов. 12 августа 1918 года большевики сначала жестоко замучили до полусмерти, а затем утопили в реке Каме архимандрита Варлаама. Подобную судьбу разделили и очень многие рядовые монахи Белогорского монастыря.
В 1923 году Белогорский монастырь окончательно закрыли. Сначала здесь мучили репрессированных и раскулаченных, затем отдали монастырские корпуса дому инвалидов.
В 1980 году на Белой горе вновь полыхал огонь, уничтоживший даже купола Крестовоздвиженского собора.
С началом демократических веяний после прихода к власти Горбачева монастырь вернули православной церкви. В 1990-х годах начались неспешные работы по восстановлению монастыря и его главной достопримечательности — Крестовоздвиженского собора.
Маршрут выходного дня
Поездка в Белогорский монастырь — отличный маршрут выходного дня и популярный паломнический тур. Также стоит посмотреть старинные купеческие дома, памятники и другие достопримечательности Кунгура и посетить Кунгурскую ледяную пещеру. Недалеко находится камень Ермак и водопад Плакун.
Ежегодно в середине лета в городе Кунгур проходит зрелищное мероприятие — фестиваль воздухоплавания «Небесная ярмарка Урала».
Как добраться?
Из Перми выезжаем на трассу Пермь-Екатеринбург и едем 72 км до правого отворота на Калинино (57.503587, 56.652579) — он будет сразу после левого отворота на Кыласово. После едем по главной дороге никуда не сворачивая еще 46 км (Троельга, Ерши, Бым, Калинино, Кордон).
Белогорский монастырь в Пермском крае – непростое прошлое и настоящее уральского Афона
Белогорский монастырь в Пермском крае
В 120 километрах от Перми на живописных отрогах Уральских гор раскинулся Белогорский монастырь, прозванный уральским Афоном. Красивейшая достопримечательность Пермского края – Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской монастырь.
Белая гора – необыкновенное место
Свое название монастырь получил в честь горы Белой, названной так, потому что долго не тающий снег укрывает вершину белой шапкой до самого лета. А зимой она белым-бела от кухты: косматый иней обильно и причудливо покрывает ветки деревьев.
Белая гора прекрасна. Когда стоишь на вершине, то видишь под ногами океан леса, простирающийся на 100 километров. В необъятном просторе без остатка растворяется все суетное и мелочное, покидают сомнения и тревоги.
Гору называют местом силы. Здесь – подземные источники малых рек и целебные ключи. Грунтовые воды редко поднимаются на возвышенность, а Белая гора пропитана источниками:13 ручьев, стекающих со склонов, превращаются в реки.
С вершины исходит родник, освященный во имя Николая Чудотворца. К святому источнику ведет деревянная лестница, неподалеку – рубленая часовня-купель. В крохотном теремке набирают целебную воду.
На вершине – деревянные языческие капища, под склонами – тайные гроты. Здесь скрывались беглые каторжники, желая жить тихо и свободно. Здесь основан Белогорский монастырь.
Говорят, что гора пускает не всех. По пути в Белогорье нередко ломаются машины и автобусы, часто в дороге резко портится погода, но, если вас допустили в Белогорский край, впечатление будет незабываемым.
Белогорский монастырь – место спасения и молитвы
Белая гора издавна считалась местом спасения и молитвы. С XVIII века здесь, в кельях и скитах, скрывались беглые с заводов и старообрядцы, преследуемые властью. В 1891 году на горе поставили крест в память о чудесном спасении цесаревича Николая, будущего российского императора, от покушения в Японии. Крест высотой более 10 метров в народе назвали Царским.
У православной церкви возник проект – создать на возвышенном месте монастырь, который заложили в июне 1893 года. К концу зимы 1894 года построили первый деревянный храм, настоятельские и братские корпуса и открыли школу для мальчиков-сирот. С этих пор братия Белогорского монастыря с почтением относилась к царской семье.
Монашеская жизнь
Обитель быстро росла. Первый настоятель монастыря, отец Варлаам, был незаурядным человеком. Выходец из семьи староверов, он принял православие и стал ревностно трудиться на ниве Господней.
Монахи занимались хлебопашеством, имели 9 коров, в 9 прудах выращивали рыбу, держали пчел, владея 580 десятинами земли. При монастыре организовали пекарню, иконописные и ремесленные мастерские.
16 сентября 1897 года крестным ходом из столицы принесли 5 святых икон, но монастырь настигла беда. Через 3 года после постройки деревянный храм сгорел.
Миссионерское призвание монастыря
Обитель, возглавляемая отцом Варлаамом, сияла святостью: с первых дней здесь соблюдался столь строгий устав, что монастырь прозвали уральским Афоном, поручив и особую миссию – быть просветителем среди раскольников. Следуя миссионерскому призванию, монахи вели неустанные беседы с раскольниками и сумели обратить многих. За первое десятилетие число насельников выросло с 12 до 400 человек.
Строгая подвижническая жизнь принесла плоды: юная Белогорская обитель прославилась старчеством. За духовным окормлением сюда спешили тысячи паломников.
В апреле 1901 года на Белой горе бушевала страшная буря, ветер повредил монастырские строения и повалил Царский крест. Поэтому в июне 1902 года на вершине Белой горы заложили Крестовоздвиженский собор. Крест на горе восстановили, купец Павел Степанович Жирнов пожертвовал деньги, и в сентябре 1901 года новый крест сиял, как прежде.
Крестовоздвиженский собор – вершина духовного расцвета обители
Храм, построенный в византийском стиле, возводили 15 лет всем миром, он вмещал одновременно 8 тысяч человек. Стройматериал производили сами монахи на монастырском кирпичном заводе.
Грандиозный семиглавый 7-й по величине в России Крестовоздвиженский храм стоит на вершине горы Белой на высоте 446 метров. Собор, видимый издалека за много километров, словно парит в небе.
Торжественная церемония освящения величественного храма, состоявшаяся в июле 1917 года, продолжалась три дня: собор не мог одновременно вместить всех желающих побывать на богослужении.
Храм оборудовали паровым отоплением и вентиляцией. Между братским корпусом и собором проложили подземный ход.
Пол выложили метлахской плиткой, на предсоборной площади положили асфальт. В иконостас поместили дорогие иконы – 3000 рублей каждая – немыслимая сумма по тем временам. Кунгурский купец Шиншин пожертвовал для собора золоченые кресты.
Во время Первой мировой войны Белогорский монастырь пожертвовал 6 марта 1916 года 500 рублей золотыми монетами на нужды российской армии.
Страшные времена в жизни монастыря
Богатый монастырь с грандиозным собором привлек внимание коммунистов. Захватив его, они осквернили престол и вывезли ковчег с мощами, разгромили библиотеку и разграбили имущество, а на месте Царского креста воздвигли памятник Ленину.
С 1930 года в монастырских корпусах на Белой горе – лагерь для репрессированных и спецпереселенцев, позднее – Дом инвалидов. В 1941-45 годах на Белой горе – реабилитационный центр для раненых и инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов труда т детства. В 1980 году в Белогорском монастыре вспыхнул пожар, уничтоживший купола храмов.
Возрождение обители
Начало возрождения монастыря – 1988 год, когда праздновали 1000-летие Крещения Руси. 29 января 1991 года Священный Синод благословил открытие на Белой горе Свято-Николаевского монастыря, где возобновили монашескую жизнь.
На Белую гору потекли паломники и благотворители. В 1992 году в обители заготовили 25 тонн оцинкованного железа и 3 тонны железа на скобы, а также 1,5 тонн гвоздей, лес и краску.
В 1993 году разработан проект реставрации Белогорского монастыря. В январе 1995 года до Белой горы начали строить автодорогу. С 22 июля 1997 года ежегодно совершаются Крестные ходы из города Перми на Белую гору.
2 июля 1998 года на Белой горе состоялся торжественный чин канонизации преподобномученика Варлаама Белогорского с убиенной братией обители. День памяти – 12 августа.
Начиная с 1999 года, храм отстраивали 10 лет, потратив 200 миллионов рублей. Собор восстановили, ремонтируются трапезная, монашеские корпуса и гостевые. 27 сентября 1998 года в Белогорском монастыре воздвигнут исторический Царский крест из нержавеющей стали на средства благотворителей. С каждым годом Белогорский монастырь становится наряднее и краше.
В 2011 году создан сайт Белогорского монастыря «Уральский Афон», ежемесячно издается газета «Голос долга». Миссионерская служба монастыря претворяет в жизнь проект «Благодарная память». При входе в верхний храм Крестовоздвиженского собора – стена, облицованная керамическими плитками с именами людей и организаций, помогающих возрождению Белогорской обители.
Имена всех благотворителей, независимо от суммы вклада, вносятся в Книгу благодарения храма и в Летопись добрых дел. Растет число благотворителей. Проводятся конференции и семинары на религиозные темы с участием священнослужителей и органов власти, деятелей культуры, науки и общественности.
Храмы Белогорского монастыря:
Видео: обзор уральского Афона
Белгородская старина. Николаевский мужской монастырь
Редакция «Фонаря» вместе с автором блога «Белгородский обозреватель» Дмитрием Романенко при согласии дочери Александра Крупенкова Наталии продолжает публиковать главы из книги «Белгородская старина». Знакомим вас со второй главой книги, которая называется «Николаевский мужской монастырь».
— В старом Белгороде действовали три монастыря: два мужских и один женский. Первый — Николаевский мужской монастырь, который просуществовал 244 года и был закрыт ещё при Николае I.
«А в остроге монастырь, а в нём церковь Николы чудотворец, древян, клетцки, с трапезою, да придел святые мученицы Парасковеи нарицаемые Пятницы; а в церкве образ месной Никола чудотворец с деянием, обложен серебром, венец золот да четыре гривны, а на них шесть золотых, два креста серебреных, образ о тебе радуется, да образ неопалимая купина венец золот и гривна позалочена да золотой образ Пречистые Богородицы Одигитрия гривна позолочена, образ Илии пророка да Иисус на празелени, царские двери с сенью, а на сени образ спасов, а на царских дверях и на сенех венцы серебреные позолочены: образ Пречистые Богородицы запрестольная на золоте гривна серебряна позолочена да двои серги, одне турские а другия московския, сосуды церковные и потир серебряны позолочены, лжица серебрена, кадило медное, четыре свечи поставных, три свечи по пуду, а четвертая шесть гривенок, да в приделе образ месной великая Христова мученица Парасковея, нарицаемая Пятница, венцы и гривна серебрена да золотой, серги турские да два креста серебряных, двери царские на празелени да трои ризы двои комчатые оплечье бархатное на золоте: два стихаря, стихарь миткалинной, а другой полотняной, два пояса: один шолковой, а другой нитной, две патрахели да поручи, да книг Евангелие Апостол, два охтая, две треоди, восмь миней, служебник, псалтырь, часовник, потребник печати московские, устав письменной, пять колоколов, в большом весу восемь пуд, а в четырех в колоколах семь пуд».
Местонахождение монастыря сообщает Сергей Ларионов в 1786 году: «Состоит он внутри города, с правой стороны по реке Донцу, с левой же по реке Везиолке». Ныне это территория акционерного общества «Конпрок» (бывший консервный комбинат). В XVII–начале XVIII столетия Николаевский монастырь был в поле зрения русских царей. Кроме уже упоминавшихся Бориса Годунова и Михаила Федоровича, ему оказывали внимание и поддержку Алексей Михайлович и Пётр I. В 1883 году в «Курских епархиальных ведомостях» была опубликована послушная грамота за 1692 год настоятелю монастыря Киприану «От великих Государей и великих Князей Иоанна и Петра Алексеевичей, всея великия и малыя и белыя России Самодержцев», а также другие документы, свидетельствующие о внимании царей к Николаевскому монастырю. Почти за два с половиной века существования монастыря им управляли около 50 настоятелей. Одни из них находились во главе обители всего по несколько месяцев, другие управляли много лет и оставили заметный след в его истории.
В 1715–1722 годах настоятелем монастыря был архимандрит Аарон. В то время Николаевскому монастырю много «обид и разорений» причиняли черкасы Волчанского уезда, которые захватывали и заселяли монастырские владения. В одном из писем, адресованных светлейшему князю А.Д. Меншикову, настоятель жаловался на то, что черкасы села Гатища под предводительством атамана Федора Богатого насильно захватывают монастырские земли, сенные покосы, рубят в лесу деревья. Борьба с незаконными захватами черкасами монастырских вотчин велась все годы настоятельства архимандрита Аарона.
Немало добрых дел совершили для монастыря его настоятели Никодим (Скребницкий) (1723–1732), Авксентий (Кивачицкий) (1743–1752), Иустин (Трипольский) (1784–1797), Иеракс (Емельянов) (1798–1810), Андрей (1810–1818), Иоасаф (Юнаков) (1818–1829) и другие. Четверо настоятелей монастыря впоследствии стали архиереями: архимандрит Никодим (Скребницкий) — епископом Черниговским, Санкт-Петербургским, Переяславским, архимандрит Иларион (Григорович) — епископом Крутицким, архимандрит Елпидифор (Бенедиктов) — епископом Острогожским, Харьковским, Подольским, Вятским, архимандрит Варлаам (Успенский) — архиепископом Тобольским и Сибирским. Некоторые стали ректорами Харьковского коллегиума: Афанасий (Тапольский), Рафаил (Мокренский), Лаврентий (Кордет). Ректорами семинарии в Белгороде были настоятели Иеракс (Емельянов), Иосиф (Величковский), Андрей, Анатолий (Мартыновский), Елпидифор (Бенедиктов).
С 1748 по 1751 год в Белгородском Николаевском монастыре по приглашению епископа Иоасафа (Горленко) жил и трудился крупнейший знаток русской и греческой словесности, известный педагог и автор учебных пособий Иаков Блоницкий. Его перу принадлежат такие труды, как «Эллино-словенский и словено-латинский лексикон», содержащий около 80 тысяч слов, «Грамматика церковно-славянского языка» и другие. Иаков Блоницкий оказывал епископу Иоасафу помощь в налаживании и совершенствовании в епархии школьного образования, занимаясь одновременно переводом на русский язык благопотребных церковных книг. Были случаи, когда в монастырь ссылали в качестве наказания. Так, в 1752 году за ложный донос на священника был сослан сюда «в работу монастырскую на полгода неисходно» пономарь из города Карпова Димитрий Фёдоров.
В разные времена к Николаевскому монастырю были приписаны Обоянский Богородицкий Знаменский монастырь, пустыни в Огурцовой Поляне, Коренская в селе Устинка, Пятницкая под Белой горой. Монастырь имел обширные владения в Саженском стану, сёлах Старице, Избицком, Гатище, Старом Городище, Покровском, Черной Поляне, Ближнем и Дальнем Игумнове, деревнях Беломестной, Таволжаной, Княжей Поляне. В 1786 под Белгородом у Меловой горы ему было выделено место под сад. В Обоянском уезде находилась ветряная, а в Готне водяная мельницы. При монастыре имелось старинное кладбище, на котором хоронили монахов, а также прихожан Ильинской и Введенской церквей. Земли монастырь приобретал у их владельцев, но часто хозяева сами дарили свои угодья. Так, в 1685 году воин Игнатий Лимаров пожертвовал «на помин души своей и родителей» четыре участка сенных покосов в Саженском стану на Северском Донце. В 1700 году генерал-майор Карлус Андреевич Регимон выкупил под Меловой горой пять усадеб и подарил их обители.
Однако, несмотря на то что монастырь имел вотчины и земли, сам он влачил жалкое существование. Монашеские кельи и другие постройки ветшали и годами не ремонтировались. Крыша Никольской церкви прогнила и во время дождей вода проникала в храм, затапливала церковную утварь, портила роспись и иконы. Монастырская братия пыталась латать дыры собственными силами, но это приносило мало успеха. Именно по причине бедственного положения монастыря начали возникать идеи переноса его в другие места: в Пятницкую пустынь под Меловой горой, урочище Бугроватое, села Старицу и Избицкое.
«Сей архимандрит до мозга костей проникнут и постоянно был занят мыслию о переведении Николаевского монастыря из города в пустынь: так сильно не любил он ни грязной местности, окружающей Николаевский монастырь, ни стеснённого его со всех сторон положения, ни столько наглядного для жителей безобразия шатающихся по городу пьяных монахов, а внутри монастыря, куда ни взгляни — совершенное разрушение, всё это и многое другое нудило его изыскивать всевозможные средства и случаи для того, чтобы удалиться из Белгорода и водвориться в пустыни».
В Пятницкой пустыни по благословению архиепископа Петра (Смелича) даже были уже построены тёплая церковь, настоятельские покои и кельи. Теперь обитель стала именоваться не пустынью, а Подмелогорским Пятницким монастырём или Новым монастырём, в отличие от старого Николаевского. Но дальше этого дело не пошло.
В 1755 году в Николаевском монастыре была заложена, а в 1756 году построена на средства белгородских купцов и 23 июля освящена новая церковь во имя святой великомученицы Параскевы. В 1762 году закончилось строительство новой каменной Николаевской церкви. Иконописец Влас по прозвищу Маляр из слободы Борисовки Хотмыжского уезда изготовил для неё красивый иконостас. С этого времени навсегда прекратились попытки перенести Николаевский монастырь в другое место.
Новые беды находившемуся и так в тяжёлом материальном положении монастырю принёс случившийся в Белгороде 16 июня 1770 года сильный ураган. Особенно пострадали Пятницкая и Николаевская церкви, на восстановление которых потребовалось несколько лет. 18 ноября 1773 года по присланному благословению епископа Воронежского и Елецкого Тихона в монастыре освятили восстановленную деревянную Пятницкую церковь, а Николаевскую отремонтировали только в начале 1780-х годов. В 1775 году указом из консистории предписывалось игумену Исаии передать свободные покои под славяно-латинскую школу для обучения в ней детей духовенства из Белгорода и ближайших к нему уездов. Однако школа эта просуществовала недолго, и заступивший в 1787 году на кафедру новый архиерей Феоктист (Мочульский) распорядился перевести школу из монастыря в архиерейский дом. Между тем простоявшая около тридцати лет тёплая деревянная Пятницкая церковь к концу века снова пришла «в великую ветхость» и совершать богослужения в ней стало небезопасно. В связи с этим настоятель Иеракс (Емельянов) с братией обратились в 1799 году к епископу Феоктисту с прошением перестроить её заново. Однако преосвященный Феоктист принял другое решение: «По причине представляемой опасности от ветхости Пятницкой церкви — запечатать оную…», а духовная консистория несколько позже постановила соорудить к Николаевскому храму каменный придел во имя великомученицы Параскевы, нареченной Пятницы.
В 1800 году Пятницкая церковь была разобрана, крепкие бревна её использовали для починки ограды, а сгнившие «на печение просфор».
В марте 1802 года настоятель монастыря доносил преосвященному Феоктисту о том, что помещик Белгородского уезда капитан Андрей Озеров выразил желание на свои средства устроить с правой стороны Николаевской церкви каменный придел во имя великомученицы Параскевы и колокольню. Владыка поддержал это предложение и наложил на докладе резолюцию: «Любителю церковного благолепия г. помещику Андрею Сильвестровичу Озерову да продолжит Бог жизнь и укрепит его здравие к совершению предприемлемого в сем монастыре строения и в прочих богоугодных делах его. Начальнику же сего монастыря с братиею усердно помолиться о сем Господу Богу и Его угодникам и о последствии предприемлемого строения рапортовать мне в подлежащее время».
В 1803 году был построен и освящён придел, а ещё через два года сооружена каменная колокольня. В 1803 году по указу преосвященного Феоктиста при монастыре открылось общежитие. В июле того же года начали строить наконец каменную ограду. Были выложены уже западная сторона ограды и новые каменные ворота, но через полтора месяца строительство остановилось из-за нехватки строительных материалов. Весь монастырь был окружён каменной стеной с башнями на углах значительно позже. 26 апреля 1809 года было разрешено устроить в Николаевской церкви новый иконостас, который обязался сделать на свои средства малороссиянин Павел Петрович Патакин из села Неклюдово Корочанского уезда.
Через два года после переезда архиерейской кафедры в Курск в 1835 году Николаевский монастырь по представлению епископа Илиодора (Чистякова) «яко ни в чём — ни в историческом, ни в церковном отношении — не замечательный, а между тем, по крайней ветхости зданий, требующий для своего обновления не менее 50 тысяч рублей, каковая сумма составила бы лишнее бремя для казны» был обращён в заштатный, а его штат переведён в Обоянский монастырь.
После этого Николаевский монастырь уже не мог подняться, хотя его настоятели и продолжали бороться за выживание. При иеромонахе Макарии, управлявшем монастырём в 1835–1836 годах, началось строительство нового двухэтажного каменного корпуса для келий вместо обветшавших старых, а также было построено общежитие. В 1841 году во время управления монастырём иеромонаха Сосфена произошло неприятное событие — из палатки, устроенной при часовне за пригородной слободою Покровской была похищена икона великомученицы Параскевы Пятницы. Следствием по этому делу занимался белгородский пристав, но чем оно закончилось, неизвестно.
В Николаевском храме хранился чудотворный Кашарский крест. Потом его перенесли в Крестовоздвиженскую церковь в село Кашары (Архангельское тоже), а для Николаевского храма изготовили его копию с красивой росписью.
Последним настоятелем Николаевского монастыря, управлявшим с 1842 по март 1843 года, был игумен Иерофей. Именно ему пришлось заниматься упразднением старинной обители. Накануне закрытия епископ Курский и Белгородский Илиодор (Чистяков) запросил для Святейшего Синода сведения о состоянии монастыря. Выполнение этого задания поручили игумену Иерофею. Из его отчёта мы знаем теперь, что представлял собой Николаевский монастырь в последние годы своего существования:
«1) церковь каменная во имя святителя Николая, освящённая в 1764 году с придельною к ней тёплою церковью во имя великомученицы Параскевы, освящённою 1773 года, вся покрыта железом и окрашена зелёною краскою с каменною колокольнею; 2) каменный двухэтажный корпус для жилья монашествующих, выстроенный в 1838 году в длину 51, а в ширину с крыльцами 18 аршин, покрытый железом и окрашенный зелёною краскою; в нём, в нижнем этаже, по коридору к северу — восемь братских келий и к югу на восточную сторону келия и трапеза, и на западную – поварня, келия и чулан; в верхнем этаже, к северу, по коридору восемь братских келий, а на юг – настоятельские покои, состоящие на восток из четырёх комнат, а на запад по коридору – две келии и кладовая; 3) к северу от церкви – старая каменная кухня с выходом, покрытая дранью; 4) каменная конюшня с сараем, покрытая дранью; 5) деревянная баня, покрытая шелевкою; 6) деревянный амбар и ледник деревянный, покрытые дранью; все сии деревянные строения ветхи; 7) монастырь обнесён каменною оградою; 8) близ Меловой горы, расстоянием от монастыря в двух верстах, имеется на косогоре восемь десятин земли, к монастырю принадлежащей, на которой, кроме кустарников вишнёвых и терновых, растут к северу осинник и дубняк; 9) мельница о двух наливных колесах, состоящая Обоянского уезда в селе Пселец, в семидесяти пяти верстах от монастыря».
Какова же была причина закрытия Николаевского монастыря? Ответ на этот вопрос находим в указе Святейшего Синода от 18 ноября 1842 года, утверждённом Николаем I. Оказывается, Синод принял решение восстановить упразднённый Ахтырский Троицкий монастырь, а «для отвращения от казны новых на сие учреждение издержек, монастырю сему принять существование вместо существующих ныне в Курской епархии двух заштатных монастырей — Хотмыжского Знаменского и Белоградского Николаевского, в которых по довольному числу той епархии других монастырей нет никакой нужды, и которые, закрыв, обратить, по представляющимся нуждам и удобствам, в приходские церкви». Так, ради возрождения одного монастыря в Харьковской епархии были принесены в жертву два монастыря в Курской епархии.
Выделяемые из казны на нужды обоих закрываемых монастырей 171 рубль 42 копейки серебром передавались новому монастырю. Монастырские земли и вотчины отписывались Министерству государственных имуществ за исключением небольших участков, необходимых приходским церквам, а Ахтырскому монастырю взамен их отводились новые угодья в Харьковской губернии. Насельников Николаевского монастыря распределили по другим обителям – троих перевели в открытый в Белгороде десять лет назад Свято-Троицкий мужской монастырь, остальных — в Рыльский Николаевский монастырь, Глинскую, Путивльскую Софрониеву и Курскую Коренную пустыни. В Николаевском монастыре оставались ещё некоторое время только послушники, которым предписывалось самим искать себе место. Игумен Иерофей испросил разрешение продать монастырскую мебель и старые кельи под Меловой горой для проезда монашествующим к месту их нового служения. Оставшееся имущество было разрушено и разграблено. Так печально прекратил своё существование Белгородский Николаевский мужской монастырь.
После закрытия монастыря в его постройках в том же году открылось уездное духовное училище (бурса), которое размещалось здесь до 1883 года, когда оно переехало в освободившиеся здания духовной семинарии. Затем здания бывшего монастыря сдавались внаём квартировавшей в Белгороде 31-й артиллерийской бригаде. В 1907 году после капитального ремонта они были переданы под женское епархиальное училище. На территории бывшего монастыря разместилась и одна из шерстомоек купцов Соловьёвых. В Николаевском храме после закрытия монастыря оставалась прекрасная библиотека со старинными богослужебными книгами и нотами, а также богатейший архив, который был частично разграблен в самом начале ХХ века. Оставшиеся бесценные документы погибли от небрежного хранения, а то, что сохранилось, пропало после Октябрьской революции. Николаевский храм уничтожили в советское время.