белова планы конспекты занятий по обучению грамоте детей 6 7 лет

Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет. Планирование (Белова М.П.) Адаптировано для педагогов.

СЕНТЯБРЬ.

1 стр.25. Звук [У], буква У.

Ц: познакомить детей с гласным звуком [У] и буквой У, формировать умение находить звук в слове, развивать фонем слух, учить сопоставлять букву с графическим образом, познакомить с термином «гласный звук», развивать мышцы губ, языка, тренировать речевой аппарат, учить детей овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями, воспитывать интерес к звукам и буквам, желание изучать их.

2 стр.26. Звук [А], буква А. Ц: познакомить детей с гласным звуком [А] и буквой А, формировать/ум находить зв в слове, развивать фонематический слух, учить соотносить звук-букву, сопоставлять букву с графическим образом, называть слова с заданным/зв, учить детей овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями, воспитыать интерес к звукам и буквам, желание изучать их.

3 стр.28. Звук [И], буква И.

4 стр.29. Звуки [А-У-И], буквы А, У, И.

ОКТЯБРЬ.

5 стр.30. Звук [О], буква О.

6 стр.31. Звук [Э], буква Э.

7 стр.32. Звук [П], буква П.

Ц: познакомить детей с согласным звуком [П] и буквой П, познакомить с термином «согласный », форм/ум находить зв в слове, закреплять/ум называть слова с задан/звуком, повторить изученные гласные, познакомить детей с печатным написанием буквы П, учить сопоставлять букву с графическим образом, воспитывать интерес к звукам и буквам, желание изучать их.

8 стр.34. Звуки [П- П!] и буква П.

Ц: закр/знания детей о согласных звуках [П- П!] и букве П, форм/ум находить звук в слове, развивать фонем/слух, закр/умение называть слова с задан/звуком, закр/термин «согласный », повторить изученные гласные, учить составлять и читать слова из слогов, упр/в чтении слов по слоговой таблице, разв/мышцы губ и языка.

НОЯБРЬ.

9 стр.35. Звук [Т], буква Т.

Ц: познакомить детей с согласным звуком [Т] и буквой Т, форм/ум находить звук в слове, познакомить детей с печатным написанием буквы Т, развивать зрительное-тактическое восприятие, учить проводить фонематич/анализ и синтез, развивать мелкую моторику и логич/мышление, продолжать учить соотносить зв-букву, сопоставлять букву с графическим образом, форм/ум четко произносить зв- [Т] в слогах, в словах, предложениях.

10 стр.36. Звук [К], буква К.

Ц: познакомить детей с согласным звуком [К] и буквой К, продолжать форм/ум находить место звука в трех позициях, развивать фонем/слух, развивать зрит/тактическое восприятие, проводить фонематич/анализ и синтез, развивать мелкую моторику и логическое мышление, продолжать учить соотносить зв-букву, сопоставлять букву с графическим образом.

11 стр.38. Звуки [К- К!] и буква К.

Ц: закрепить знания детей о согласных звуках [К-К!] и буквы К в слогах, словах и предложении, форм/умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок, учить выкладывать из букв слова «так, кот, мак», воспитывать интерес и желание изучать звуки и буквы.

12 стр.39. Звуки [М-М!] и буква М.

Ц: познак детей с согл/зв- [М-М!] и буквой М в слогах, словах и предложении, продолжать форм/ум находить звук в слове, развивать фонем слух, продолжать разв/ навык чтения слогов, восп/интерес и желание изучать звуки и буквы.

ДЕКАБРЬ.

13 стр.40. Звуки [Л-Л!] и буква Л.

Ц: познак детей с согл/звуками- [Л-Л!] и буквой Л в слогах, словах,учить находить букву в печатном тексте, продолжать форм/ум находить звуки в слове, закреплять понятие «согласный», развивать фонем/ слух, продолжать разв /навык чтения слогов,учить выкладывать слова из печатных букв, восп/интерес к изучению звуков и букв.

14 стр.41. Звук [Л] и буква Л.

15 стр.42. Звуки [Х-Х!] и буква Х.

Ц: познакомить детей с согласными зв [Х-Х!] и буквой Х, прод/учить соотносить зв-букву, сопоставлять букву с графическим образом, разв/навык чтения слогов и слов,пополнять словарный запас, продолжать разв/ навык чтения слогов, делить слова на слоги, составлять предложения с использованием предлогов, развивать фонем /слух, память, восп/интерес к чтению.

16 стр.44. Звуки [К-Х] и буквы К-Х.

Ц: учить дифференцировать звуки[ К-Х], и буквы К-Х, учить правильно употреблять в слогах-словах-предложении, прод/учить соотносить зв-б, сопоставлять букву с графическим образом, разв/навык чтения слогов, слов, расширение словаря, разв/фонем слух, внимание, память.

ЯНВАРЬ.

17 стр.45. Звуки [Ы] и буква Ы.

Ц: познакомить детей с гласным звуком [Ы] и буквой Ы, учить находить место звука в двух позициях- в середине и в конце слова, развивать фонем/ слух, внимание, память, закр/термин «гласный », упражнять в чтении букв, сочетаний, учить образовывать слова- антонимы, учить правильно образовывать мн.ч.имен существительных.

18 стр.47. Звуки [Ы- И].

Ц: учить дифференцировать зв[ Ы-И], и буквы Ы-И в слогах, словах и предложении, учить образ/глаголы совершенного вида, развивать фонем/ слух, умение сопоставлять звук с графич/образом, закр/навык слитного чтения слогов.

19 стр.48. Повторение изученного. Гласные звуки.

Ц: повт/изуч/звуки, учить четко произносить их, разв/фонематический слух, внимание, память,закр/понятие «гласный», упр/в чтении букв/сочетаний, учить делить слова на слоги, находить ударный слог.

ФЕВРАЛЬ.

№ 20 стр.50. Звук [с] буква С.

Ц: познакомить детей с согласными зв [С-С!] и буквой С, прод/учить соотносить зв-букву, сопоставлять букву с граф/образом, разв/навык чтения слогов/слов,пополнять словарный запас, продолжать разв/ навык чтения слогов, делить слова на слоги, составлять предложения с использованием предлогов, развивать фонем/ слух, память, воспитывать интерес к чтению.

№ 21 стр.51. Звуки [с-с!] буква С.

Ц: познакомить детей с согласными зв [С-С!] и буквой С, прод/учить соотносить зв-букву, сопоставлять букву-граф/обр, разв/навык чтения слогов/слов,пополнять словарный запас, прод/разв навык чтения слогов, делить слова на слоги, составлять предложения с исп/предлогов «над-под», развивать фонем/ слух, память, восп/интерес к чтению.

№ 22 стр.52. Звуки [н-н!] буква Н.

Ц: познакомить детей с согласными зв [н-н!] и буквой Н, прод/учить соотносить зв-букву, сопоставлять букву-граф/обр, разв/навык чтения слогов/слов,пополнять словарный запас, продолжать разв /навык чтения слогов, делить слова на слоги, составлять предложения с использованием предлогов «НА-С», развивать фонем/ слух, память, восп/интерес к чтению.

№ 23 стр.53. Звук [з] буква З.

Ц: познакомить детей с согласным зв [з] и буквой З, познакомить детей с понятием «звонкий согласный», прод/учить соотносить зв-букву, форм/ум проводить звуковой/анализ слова «ЗУБЫ», составлять схему, разв/навык чтения слогов/слов,пополнять словарный запас.

МАРТ.

№ 24 стр.53. Звуки [з-з!] буква З.

Ц: познакомить детей с согласными зв [з-з!] и буквой З, закр/ понятие «звонкий согл», прод/учить соотносить зв-букву, форм/ум проводить звуковой/анализ слова «ВАЗА», составлять схему, разв/навык чтения слогов/слов,пополнять словарный запас.

№ 25 стр.56. Звук [б] буква Б.

Ц: познакомить детей с согласным зв [б] и буквой Б, закрепить понятие «звонкий согл», продолжать учить соотносить зв-букву, форм/ум проводить звуковой анализ слова «-бусы-бинт», составлять зв-б схему, разв/навык чтения слогов/слов, пополнять сл/запас.

Ц: продолжать знакомить детей с согласными зв (по твердости-мягкости, звонкости-глухости) и буквой Б, закрепить понятие «звонкий согл», продолжать учить соотносить зв-букву, форм/ум проводить звуковой/анализ слова «-бусы-бинт-бант», составлять зв-б схему, развивать навык чтения слогов/слов,пополнять словарный запас.

№ 27стр.59. Звуки [д-д!] буква Д.

АПРЕЛЬ.

№ 28стр.60. Звук [г] буква Г.

Ц: познакомить детей с согл звуком [г] и буквой Г, закрепить понятие «звонкий согл», продолжать учить соотносить зв-букву, форм/умение проводить звуковой/анализ слова, составлять зв-б схему слов «ВАГОН, ГАМАК», составлять предложения с использованием предлогов, разв/навык чтения слогов/слов, пополнять словарный запас.

№ 29стр.62. Звуки [г-г!] буква Г.

№ 30стр.63. Звуки [в-в!] буква В.

№ 31стр.64-66. Звуки [р-р!] буква Р.

32 стр.67-69. Звуки [ж-ш] буква Ж, Ш.

34 стр.75. Звуки [щ] буква Щ.

Ц: познакомить детей с глухим согласным зв [щ] и буквой- Щ,познакомить с правописанием ЩА- ЩУ, развивать навык чтения слогов/слов, пополнять словарный запас.

35 стр.76-82. Звук [й] буква Й, Е, Ю, Я.

Ц: познакомить детей с согл звуком [й] и буквами Й,Е,Ю,Я, закр/понятие «звонкий согл», звука и буквы, знакомить детей с особенностями и различиями звука и буквы,учить соотносить зв-букву.

36 стр.60. Буква Ь и Ъ.

Источник

М. П. Белова ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ 6 7 ЛЕТ

1 М. П. Белова ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ 6 7 ЛЕТ Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2018

2 ББК Б35 Белова М. П. Б35 Планы-конспекты занятий по обучению грамоте детей 6 7 лет. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», с. ISBN В книге представлены материалы для организации занятий по обучению грамоте детей 6 7 лет с нормальным речевым развитием. Даны методические рекомендации по организации речевых занятий, представлены тематический план, реализация которого способствует предупреждению ошибок в чтении и письме и совершенствованию устной речи, а также планыконспекты всех занятий в течение учебного года. Данная система работы апробирована в МБДОУ «Детский сад 90» округа Муром в 2015/16 учебном году. Книга адресована воспитателям, педагогам дополнительного образования, а также родителям, заинтересованным в правильном речевом развитии своего ребенка. ББК ISBN М. П. Белова, 2018 ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», оформление, 2018

3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В свете реализации ФГОС перед педагогами дошкольных образовательных учреждений стоит общая задача совершенствования всей воспитательно-образовательной работы в детском саду и улучшения подготовки детей к систематическому школьному образованию. Впервые дошкольное образование признано полноправным звеном всей системы образования. Всесторонняя подготовка детей к школе одна из задач детского сада. Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание ее постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если вначале внимание ученых и педагогов-практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, чтобы обеспечь эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости. Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе. Но наблюдения за детьми и беседы с учителями начальных классов говорят о том, что число не готовых к школе детей в последние годы увеличивается. Отсюда следует, что работа с детьми по обучению грамоте является одним из самых сложных этапов подготовки к школьному обучению. Как указывает Л. С. Выготский, чтение и письмо обеспечивают ребенку возможность «подняться на высшую ступень в развитии речи и других высших психических функций». В дошкольном возрасте мозг ребенка интенсивно развивается. Это самое благоприятное время для обучения, самый сенситивный период для общего развития речи детей. Наша задача помочь мальчишкам и девчонкам как можно быстрее адаптироваться к школьной жизни, подготовить к переходу на следующую ступень в их жизни. Успехи школьного обучения в большей степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы, поэтому и возникла необходимость такой подготовки. Особенностью данной работы является использование элементов различных современных методик для дошкольников с целью предупреждения ошибок в чтении и письме, развития у детей интеллектуальных и коммуникативных способностей. Специально подобранные творческие игры, упражнения и задания позволяют развить оптико-пространственные представления, расширить словарный запас детей, учат правильно строить фразы, излагать свои мысли, проявлять словесное творчество, одним словом, развивают грамотность ребенка. 3

4 Цель развитие у дошкольников устойчивого интереса к изучению родного языка как к средству общения и обмена информацией. Система занятий разработана с учетом основных принципов. Принцип последовательности: все задачи решаются методом усвоения материала «От простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей. Принцип доступности заключается в простоте изложения и понимания материала. Принцип наглядности предполагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий. Принцип индивидуализации учитывает психологические особенности дошкольников. Принцип результативности обеспечивает соответствие целей работы и возможностей их достижения. Основные задачи 1. Познакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение». 2. Познакомить с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова. 3. Познакомить с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков. 4. Научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета. 5. Научить сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу. 6. Научить слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога. 7. Научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов. 8. Научить детей плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами. 9. Развивать мелкую моторику рук. 10. Формировать элементарные графические умения. 11. Воспитывать личность посредством приобщения к культуре родного языка, ознакомления с детским фольклором.

5 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Структура занятия примерно выглядит следующим образом. 1. Организационный момент (использование приемов активизации интереса детей, а также артикуляционная гимнастика). 2. Повторение изученного. 3. Изучение нового. 4. Игры на развитие слухового внимания, памяти, выделение данного звука среди других звуков. 5. Физкультминутка (пальчиковая гимнастика). 6. Знакомство с буквой. 7. Заучивание стихотворения про букву. 8. Работа с букварем. 9. Закрепление пройденного материала. 10. Итог занятия (рефлексия). Каждое занятие начинается с вопроса о том, какой звук и буква были пройдены на прошлом занятии, актуализируются характеристики пройденного звука, педагог читает стихотворение про букву. Заканчивается каждое занятие повторением: дети говорят, с каким звуком познакомились, называют его характеристики. Характеристика группы: дети 6 7 лет, регулярно посещающие ДОУ, в количестве шести человек. Режим занятий Общее количество занятий в год 65. Длительность каждого занятия 30 минут. Периодичность проведения 2 занятия в неделю. Срок реализации один учебный год. Родители часто думают, что ребенку достаточно запомнить буквы, чтобы научиться читать и писать. Но на самом деле методика обучения грамоте дошкольников это всевозможные способы в виде игр и разнообразных упражнений. Важно последовательно, начиная с самого простого, знакомить будущего школьника с такими понятиями, как «звук», «буква», «слово», «звуковой анализ слова». Овладение началами грамоты важный этап в умственном и речевом развитии детей. Обучаясь чтению, печатанью, дети знакомятся с довольно сложной системой графических символов букв, обозначающих звуки речи, делят предложения на слова, слова на слоги, а слоги на звуки. Приобретая элементарные технические навыки чтения, дошкольники учатся понимать смысл написанных слов, коротких предложений. Знакомство с буквами при помощи рисунков-символов, заучивания стихов способствует формированию оптико-пространственного образа букв. 5

6 Обучение грамоте это сложный процесс, который проходит в два этапа: подготовительный этап подготовка к звуковому анализу слова и основной этап формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма. Подготовительный этап обучения подготовка к звуковому анализу слова. На этом этапе закладываются основы овладения детьми грамотой (чтением и письмом). Цель этапа подготовка детей к овладению звуковым анализом слов. Задачи этапа 1. Сформировать у детей действия интонирования, протягивания, пропевания звука в слове. 2. Научить их определять в слове первый звук, наличие звука в слове, часто встречающийся звук в стихотворении. 3. Обеспечить практическое знакомство с твердыми и мягкими согласными без введения соответствующих терминов. Учить различать их на слух. 4. Ввести термины «звук» и «слово». 5. Научить называть слова с заданным звуком. 6. Воспитывать речевое внимание и фонематический слух. Основной этап формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма. Раздел 1. «Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка». Раздел 2. «Развитие звуко-буквенного анализа слова». Раздел 3. «Обучение чтению». Раздел 4. «Формирование первоначальных навыков письма». Раздел 1. Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка Задачи 1. Дать детям представление о звуках русского языка. 2. Познакомить с особенностями произношения гласных звуков, твердых и мягких согласных, с их схематическим изображением: синий круг твердый согласный звук, зеленый круг мягкий звук, красный круг гласный звук. 3. Показать детям связь звука с буквой. 4. Формировать навык чтения открытых и закрытых слогов. Ознакомление с буквой 6

7 Рассматривание каждой буквы: на что похожа, из каких элементов состоит. Осязание буквы (ощупывание руками объемной буквы), выкладывание буквы из счетных палочек, «прорисовывание» буквы в воздухе. Запоминание стихотворений про каждую букву, разгадывание загадок, подбор слов, которые начинаются с заданной буквы. Написание буквы по опорным точкам, дорисовывание недостающих элементов буквы, поиск заданной буквы среди других букв, сравнение буквы с другими буквами, печатание буквы с ориентировкой на образец. Раздел 2. Развитие звуко-буквенного анализа слова Задачи 1. Учить детей различать звуки по их качественным характеристикам: гласный, твердый (мягкий) согласный. 2. Учить определять позицию звука в слове. 3. Научить определять порядок звуков в слове. 4. Учить правильно соотносить звуки и буквы. Порядок звуко-буквенного анализа слова: произнесение слова с интонационным выделением каждого звука (первого, второго и т. д.); называние изолированного звука; характеристика звука (гласный, твердый или мягкий согласный); обозначение звука соответствующим цветом; обозначение звука буквой; определение количества слогов. Проведение звуко-буквенного анализа слова для дошкольников сложный процесс, поэтому формировать его нужно постепенно. Сначала дети учатся выделять начальные ударные гласные, потом конечные согласные и наконец начальные согласные. Раздел 3. Обучение чтению Задачи 1. Формировать у детей навык плавного слогового чтения с постепенным переходом к чтению целыми словами, предложениями. 2. Научить детей составлять пары слов, различающиеся одним звуком (лук лак, дом дым). Научить детей составлять слова из слогов и отдельных букв, предложения из отдельных слов. 7

8 3. Формировать навык осознанного чтения небольших текстов, понимания смысла прочитанного. 4. Познакомить с основными нормами при чтении небольших текстов: делать паузы, логическое ударение, соблюдать интонацию. Раздел 4. Формирование первоначальных навыков письма Задачи 1. Развивать умение ориентироваться на листе. 2. Развивать мелкую моторику рук. 3. Способствовать овладению пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями. Оптимальным средством развития первоначальных навыков письма являются тетради с практическими заданиями, дающие возможность ребенку самостоятельно действовать (штриховать, закрашивать, соединять, дорисовывать и т. п.). Это могут быть раскрашивание букв в соответствии с образцом, упражнение на развитие мелкой моторики рук «Обведи пальчиком букву», ощупывание руками объемной буквы с закрытыми глазами, упражнение «Изобрази букву пальцем в воздухе, напиши на столе». В каждое занятие включены дидактические игры и упражнения.

9 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Основные задачи Методы и приемы Занятие 1 Познакомить детей с гласным звуком [у] и буквой У. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Учить сопоставлять букву с графическим образом. Познакомить с термином гласный звук. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Учить детей овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Воспитывать интерес к звукам и буквам, желание изучать их Занятие 2 Знакомство со словами, буквами, звуками. Выкладывание буквы У из палочек. Выполнение упражнений для губ и язычка. Заучивание стихотворения про букву. Игры на развитие фонематического слуха «Да нет», «Поймай звук» Познакомить детей с гласным звуком [а] и буквой А. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Называть слова со звуком [а]. Учить детей овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями Занятие 3 «Прорисовывание» буквы в воздухе. Выкладывание печатной буквы из счетных палочек. Заучивание стихотворения про букву. Дидактическая игра «Звук первый звук последний», игра на внимание «Узнай звук» Познакомить детей с гласным звуком [и] и буквой И. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Закрепить термин гласный. При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Продолжать знакомить с различиями и особенностями звука и буквы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат детей Игры «Услышь знакомую букву», «Да нет», «Назовите первый звук», упражнения для губ и язычка. Выкладывание буквы из счетных палочек 9

10 Основные задачи Методы и приемы Занятие 4 Закрепить знания о звуках [а], [у], [и] и буквах А, У, И. Дать понятие слог, объяснить, что гласный звук образует слог. Учить детей составлять и читать слова из букваря (ау, уа). Закрепить термин гласный. При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Учить детей овладевать элементарными графическими умениями Занятие 5 Познакомить детей с гласным звуком [о] и буквой О, учить находить этот звук в словах, развивать фонематический слух. Называть слова со звуком [о]. Учить детей овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями Занятие 6 Познакомить детей с гласным звуком [э] и буквой Э. Закрепить термин гласный. Продолжать знакомить с различиями и особенностями звука и буквы. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Вызвать у ребят интерес к изучению звуков и букв Занятие 7 Познакомить детей с согласным звуком [п] и буквой П. Познакомить с термином согласный, повторить изученные гласные звуки. Познакомить с печатным написанием буквы П. Закреплять умение называть слова с заданным звуком. Воспитывать в детях интерес к звукам и буквам, желание изучать их Игра на внимание «Чего не стало?» Упражнения для губ и язычка, пальчиковая гимнастика. Выкладывание букв из счетных палочек «Прорисовывание» буквы в воздухе. Заучивание стихотворения про букву. Дидактические игры «Слушай внимательно», «Найди звук» (в начале, середине, конце) «Прорисовывание» буквы в воздухе. Дидактическая игра «Посмотри на буквы, вспомни звуки». Заучивание стихотворения про букву Упражнение на нахождение места звука в слове (в начале, середине, конце). Дидактические игры «Хлопни столько раз, сколько звуков услышал», «Кто больше?» Выкладывание буквы из счетных палочек. Заучивание стихотворения про букву 10

11 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу учебного года дети старшего дошкольного возраста овладевают следующими знаниями и умениями. 1. Умением вслушиваться в звучание слова, выделять заданные звуки из слов. 2. Умением интонационно выделять заданные звуки в словах, делить слова на слоги. 3. Умением различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные. 4. Умением определять место заданного звука в слове (в начале, середине и конце). 5. Умением обозначать место звука в слове на схеме, используя графические изображения звуков. 6. Умением соотносить звук и букву. 7. Умением писать слова, предложения печатными буквами. 8. Умением проводить звуковой (фонетический) анализ слова. 9. Умением читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты. 10. Знаниями об ударении, ударном слоге, ударных гласных. 11. Умением правильно пользоваться терминами звук, слог, буква, слово, предложение. 12. Умением составлять предложение из двух, трех, четырех слов. 13. Умением понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. 22

14 Составление описательного рассказа по предметной картине «Ласточка» Задачи Учить составлению описательного рассказа по предметной картине путем договаривания и распространения предложений. Закрепить произношение свистящих и шипящих в словах сложной звуко-слоговой структуре, в связной речи. Упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов. Оборудование: предметная картинка «Ласточка», таблица для чтения слогов, тетради. Ход занятия 1. Организационный момент. Дети вспоминают и называют перелетных птиц. 2. Работа по стихотворению А. Плещеева «Сельская песня» и рассказу К. Ушинского «Смелая ласточка». Рассказывание. Краткая беседа, имеющая целью использование в ответах синонимов и предложений с однородными членами. Что мы узнаем о ласточке из этих произведений? (Ласточка теплолюбивая птица: ласточки первыми улетают в жаркие страны, а возвращаются последними. Ласточки радуют нас веселым щебетанием.) Какая ласточка птица? (Ласточка поющая, звонкоголосая, певчая птица.) Скажите иначе: ласточка щебечет (ласточка поет, заливается), ласточка смелая (храбрая, отважная, бесстрашная, мужественная). Как ласточка относится к птенчику? (Ласточка заботится о птенчике, защищает его, приносит корм, учит летать.) 3. Обсуждение внешнего вида ласточки, беседа. Припоминание загадки В. Леонова. Черный костюм, белая рубашка. Прилетела из-за моря быстрокрылая пташка. Рассматривание ласточки на картинке. Педагог обращает внимание детей на хвост ласточки (длинный, острый, сильный), на ее крылья (длинные, острые, сильные), спрашивает, для чего они служат птице. 90

15 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка Методические рекомендации Тематический план Ожидаемые результаты Методическое обеспечение Литература Планы-конспекты занятий Звук [у] и буква У Звук [а] и буква А Звук [и] и буква И Звуки [а] [у] [и] и буквы А, У, И Звук [о] и буква О Звук [э] и буква Э Звук [п] и буква П Звуки [п] [п’] и буква П Звук [т] и буква Т Звук [к] и буква К Звуки [к] [к’] и буква К Звуки [м] [м’] и буква М Звуки [л] [л’] и буква Л Звук [л] и буква Л Звуки [х] [х’] и буква Х Звуки [к] [х’] и буквы К, Х Звук [ы] и буква Ы Звуки [ы] [и’] Повторение изученного. Гласные звуки Звук [с] и буква С Звуки [с] [c’] и буква С Звуки [н] [н’] и буква Н Звук [з] и буква З Звуки [з] [з’] и буква З Звук [б] и буква Б Звуки [б] [б’] и буква Б Звуки [д] [д’] и буква Д Звук [г] и буква Г Звуки [г] [г’] и буква Г Звуки [в] [в’] и буква В Звук [р] и буква Р

16 Звуки [р] [р’] и буква Р Звук [ш] и буква Ш Звук [ж] и буква Ж Звук [ц] и буква Ц Звук [ч] и буква Ч Звук [щ] и буква Щ Звук [j] и буква Й Буква Ю Буква Я Буква Е Буква Ё Мягкие согласные Звуки [ф] [ф’] и буква Ф Буква Ь Буква Ъ Пересказ русской народной сказки «Как козочка и волк разговаривали» с придумыванием концовки Звуки [ч], [щ], [с], [т] Составление описательного рассказа по предметной картине «Ласточка»

17 Мария Павловна Белова Планы-конспекты занятий по обучению грамоте детей 6 7 лет Главный редактор С. Д. Ермолаев Редактор Н. Б. Кондратовская Художник О. Ю. Калашникова Корректоры: Т. В. Никифорова, Н. И. Григорьева Дизайнер Ю. Б. Кулевич Верстка А. В. Шакиров ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», СПб., а/я 45. Тел.: (812) Представительство в Москве: ООО «Разум», Москва, Ивановская ул., д. 34. Тел.: (499) Служба «Книга почтой»: ООО «АРОС-СПб», Санкт-Петербург, а/я 37. Тел. (812) Подписано в печать Формат / 16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура Таймс. Усл. печ. л. 6,0. Тираж (1-й завод 1900) экз. Заказ Отпечатано в ООО «ПрофПринт», СПб., п. Парголово, ул. Ломоносова, д Тел.: (812)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *