беспалько в педагогика и прогрессивные технологии обучения м педагогика 1995

Беспалько В.П.. Книги онлайн

беспалько в педагогика и прогрессивные технологии обучения м педагогика 1995. Смотреть фото беспалько в педагогика и прогрессивные технологии обучения м педагогика 1995. Смотреть картинку беспалько в педагогика и прогрессивные технологии обучения м педагогика 1995. Картинка про беспалько в педагогика и прогрессивные технологии обучения м педагогика 1995. Фото беспалько в педагогика и прогрессивные технологии обучения м педагогика 1995

Владимир Павлович Беспалько (17 августа 1930, г. Умань, Украина) — педагог, академик РАО (1992), доктор педагогических наук (1968), профессор (1972).

Окончил Московский автомеханический институт (1953). Преподавал в средних школах и профессиональных учебных заведениях. С 1955 научный сотрудник АПН. Автор пособия для учащихся средней школы «Практикум по машиноведению» (1957).

Преподавал на факультете психологии МГУ. Основные труды по теории педагогических систем, дидактике, педагогической технологии и управлению познавательной деятельностью.

Книги (4)

Подзаголовок этой книги «Педагогика третьего тысячелетия» хотя и звучит несколько претенциозно, однако наиболее точно отражает то новое, что удалось автору открыть в итоге его почти полувековой научно-исследовательской работы в образовании.

Это радикально новый подход ко всей образовательной работе, открывшийся с приходом в наш мир компьютеров. Это реальная возможность индивидуализации образования путем персонализации обучения, это переход педагогической науки от педагогических проповедей к проектированию оптимальных педагогических процессов, это достижение всеми учащимися высокого уровня мастерства в изучаемых ими предметах, это, наконец, превращение образования из, порой, тяжкой повинности в радостное занятие на всю жизнь.

Предлагаемую книгу, в связи со сказанным, можно рассматривать как введение в такую педагогику.

В предлагаемом читателю пособии сделана попытка теоретического анализа сущности программного обучения и разработки его общедидактических основ, методики и техники его использования.

Борьба с негативными явлениями в жизни школы требует разработки принципиально новой педагогической технологии. В книге предложен комплекс средств педагогической технологии и показаны пути их практического применения в условиях перестройки и преодоления формализма в оценке деятельности учащихся педагогов.

Для работников народного образования.

В монографии разработаны дидактические основы построения учебника, который рассматривается как информационная модель педагогической системы. Автор определяет цели построения учебника, показывает методы анализа учебного текста, отбора содержания и уровня нагрузки учащихся.

Источник

Беспалько в педагогика и прогрессивные технологии обучения м педагогика 1995

Изменение приоритетов в сфере образования в последние годы, формирование нового взгляда на задачи школы требуют реформирования традиционных методов обучения и обновления инструментальных средств педагогики. Эффективное решение образовательных задач современного этапа (формирование личности учащегося, развитие способностей школьника, гуманизация учебно-воспитательного процесса) связано с конструированием инновационных педагогических технологий.

Цель исследования

Установить дефиниции и сущностные характеристики такого понятия, как «педагогическая технология».

С точки зрения лингвистики слово технология происходит от двух греческих терминов: «техно» – искусство и «логос» – слово, наука. Понятие педагогической технологии возникло в пятидесятые годы двадцатого столетия в США и первоначально имело двойной контекст:

1) применение в обучении технических средств;

2) взгляд на обучение в целом; выявление принципов и разработка приёмов оптимизации образовательного процесса с помощью анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, конструирования и применения методов и материалов, а также посредством оценки применяемых средств.

Сегодня главенствующим является второй подход. Современное понимание педагогической технологии связано с поиском способов максимального повышения образовательных результатов с помощью анализа, отбора, конструирования и контроля всех звеньев учебно-воспитательного процесса. Педагогическая технология – это некое подобие алгоритма, описывающего последовательность действий, грамотно выполняя которые почти любой подготовленный человек в сходных условиях достигает сходных результатов, то есть технология – это мастерство минус личность, это то, что описываемо и применяемо другими.

Массовое внедрение рассматриваемого объекта в практику школы приходится на начало шестидесятых годов. Первые исследования в области технологий образования и воспитания проводили зарубежные учёные (собственно сам термин «педагогическая технология» является неточным переводом английского an educational technology [6]), в частности, Б. Блум, Дж. Брунер. Под технологией они понимали «область знаний, связанную с системой предписаний, обеспечивающих оптимизацию обучения» [7, с. 54]. В качестве основных характеристик рассматриваемого понятия авторы выделяли системность, концептуальность, научность, интегративность, гарантированность результата, воспроизводимость, эффективность, качество обучения, его мотивированность, новизну, алгоритмичность, информационность, оптимальность, возможность тиражирования и переноса в новые условия. Обобщённым инвариантным признаком выступает законосообразность технологии.

Педагогическая технология: определение и характеристики

Характеристики педагогической технологии

Построение образовательного процесса с заданными диагностируемыми результатами. Совокупность операций, осуществление которых должно привести к необходимым результатам. Перевод на язык практики закономерностей педагогики.

1. Диагностичность описания.

2. Воспроизводимость педагогического процесса (предписание этапов, целей обучения, характеристика деятельности обучающего и обучаемых на каждом шаге).

3. Воспроизводимость педагогических результатов.

Проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике. (Педагогическая система – определённая совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами).

1. Принцип диагностичной целенаправленности (цель в педагогической системе должна быть поставлена настолько точно и определённо, чтобы можно было однозначно сделать вывод о степени её реализации и построить определённый дидактический процесс, гарантирующий её достижение за заданное время).

2. Принцип социосообразности (обоснованности) целей обучения и воспитания.

3. Принцип завершённости обучения.

4. Принцип природосообразности (определяется по степени желания школьника учиться).

5. Принцип интенсивности построения дидактического процесса.

Законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно-обоснованный проект дидактического процесса и обладающая более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем это имеет место при традиционных методиках обучения. Это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого и диагностируемого результата в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса.

1. Наличие диагностично заданной цели.

2. Представление изучаемого содержания в виде системы познавательных и практических задач, ориентировочной основы и способов их решения.

3. Наличие достаточно жёсткой последовательности, логики, определённых этапов усвоения темы.

4. Указание способов взаимодействия участников учебного процесса.

5. Мотивационное обеспечение деятельности учителя и учеников, основанное на реализации их личностных функций в этом процессе.

6. Указание границ алгоритмической и творческой деятельности учителя.

7. Применение в учебном процессе новейших средств и способов переработки информации.

Некоторая законосообразная деятельность (то есть система действий, реализуемых в соответствии с имманентными законами объекта), приводящая к законосообразному (ожидаемому) результату. Это «пакет» методик, прилагаемых к целям; блоки программ совместной деятельности, отражающие индивидуальные варианты развития детей.

1. Трансформация содержания обучения в целостный проект деятельности, которой должны овладеть обучаемые.

2. Представление проектируемой деятель-ности в процессуальной форме (в виде системы задач или задачных ситуаций, обеспечивающих последовательную ориентировку в некоторой предметной или ценностной сфере).

3. Представление в эксплицированной форме способов решения задач из данной предметной (или конфликтовколлизий из данной ценностной) сферы.

4. Выявление способов взаимодействия участников учебного процесса, их функций, связей, сюжетно-игровых линий.

5. Мотивационное обеспечение технологии на основе создания возможностей самореализации участников учебного процесса.

6. Разграничение сфер правилосообразной и творческо-импровизационной деятельности.

7. Использование материально-технических факторов, способствующих эффективному развитию учебно-воспитательной ситуации.

Комплекс, состоящий из: некоторого представления планируемых результатов обучения; средств диагностики текущего состояния обучаемых; набора моделей обучения; критериев выбора оптимальной модели для конкретных условий.

2. Наличие структуры типового блока уроков.

3. Система мониторинга.

4. Принципиально неалгоритмизуемые элементы, связанные с аффективной стороной обучения, с интуицией и коммуникативными навыками педагога.

Педагогическая технология может быть представлена тремя аспектами:

1) научным: педагогическая технология – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогичес-кие процессы;

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Педагогическая технология функционирует:

1) в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения;

2) в качестве системы принципов и регулятивов, применяемых в обучении;

3) в качестве реального процесса обучения.

1. Концептуальность (опора педагогической технологии на научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей).

2. Системность (педагогической технологии должны быть присущи все признаки системы: целостность, логика, взаимосвязь частей).

3. Управляемость (наличие диагностического целеполагания, возможность поэтапной диагностики и коррекции результатов).

4. Эффективность (оптимизация педагогической технологии по затратам и результатам, гарантия в достижении образовательного стандарта).

5. Воспроизводимость (возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях и иными субъектами).

Систематическое и последо-вательное воплощение на практике заранее спроекти-рованного процесса обучения, а также система способов и средств достижения целей и условий управления этим процессом. Продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

4. Планируемая эффективность (иерархия целей обучения, целей курса и микроцелей уроков логично представляется в форме планируемых результатов обучения).

5. Возможность оптимизации системы требований к современному уроку.

6. Согласованность содержания и характера учебной предметной деятельности по классам с учётом общей динамики развития общеучебной деятельности и в случае необходимости её корректировка.

7. «Встроенность» мотивационного компонента и его развитие с опорой на концепцию «рассеянных» методических знаний.

8. «Встроенность» системы диагностики и контроля, обеспечивающей и отслеживающей факт достижения уровня образовательного стандарта.

В отечественной педагогике одним из первых на важность переноса технологической точности в сферу образовательного процесса указал А.С. Макаренко. Исследованиям вопроса посвящены также труды В.П. Беспалько, В.В. Гузеева, М.В. Кларина, М. И. Махмутова, Н.Г. Руденко, В.А. Сластёнина, В.В. Серикова, П.И. Третьякова, И.С. Якиманской. В основу разрабатываемых концепций отечественные исследователи закладывают системный подход, формулируя на его основе дефиниции и сущностные характеристики понятия.

В современной образовательной практике термин «педагогическая технология», согласно Г.К. Селевко [12], употребим в трёх ракурсах:

1) общепедагогический (общедидактический) подход: педагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в регионе, в учебном заведении и отождествляется с понятием педагогической системы; она представляет собой совокупность целей, содержания и методов обучения, а также описание деятельности участников педагогического процесса;

2) частнометодический (предметный) подход: дефиниция употребляется в значении частная методика, представляет собой совокупность методов и средств для реализации определённого содержания обучения и воспитания в пределах какого-то одного учебного предмета или класса, а также описание деятельности педагога или воспитателя;

3) локальный (модульный) подход: педагогическая технология представляет собой описание отдельных частей учебно-воспитательного процесса, подразумевает решение частных образовательных и воспитательных задач.

Педагогическая технология отвечает на вопрос «как учить?» и является более узким понятием, чем методика, которая в свою очередь есть составная часть дидактики [6]. Взаимосвязь этих объектов такова: технология ⊂ методика ⊂ дидактика.

Конструирование педагогической технологии протекает в соответствии со следующей последовательностью, предложенной В.П. Беспалько [2]:

1) анализ будущей деятельности учащегося;

2) определение содержания обучения на каждой ступени;

3) проверка степени нагрузки учащихся и расчёт необходимого времени на обучение при заданном способе построения дидактического процесса;

4) выбор организационных форм обучения и воспитания, наиболее благоприятных для реализации намеченного дидактического процесса;

5) подготовка материалов для осуществления мотивационного компонента дидактического процесса по отдельным темам и конкретным занятиям; включение их в ранее сформированное содержание учебных предметов;

6) разработка системы учебных упражнений и включение их в содержательный контекст учебных пособий;

7) разработка материалов для объективного контроля за качеством усвоения учащимися знаний и действий соответственно целям обучения и критериям оценки степени усвоения;

8) разработка структуры и содержания учебных занятий, нацеленных на эффективное решение образовательных и воспитательных задач; планирование уроков и домашнего задания;

9) апробация проекта на практике и проверка завершённости учебно-воспитательного процесса; коррекция проекта.

Заключение

Подводя итоги изложенного материала, можно отметить следующее:

1) стремление к технологизации образовательного процесса – объективная тенденция современного этапа;

2) педагогическая технология призвана оптимизировать учебно-воспитательную работу и направлена на получение максимальных образовательных результатов. Её задача свести к минимуму педагогические экспромты, добиться гарантированного и воспроизводимого результата;

3) характерными чертами педагогической технологии являются: наличие системы диагностики, обеспечивающей достижение поставленных целей; воспроизводимость педагогического процесса (наличие чёткой и логически обоснованной системы предписаний этапов, целей обучения; характеристика способов взаимодействия и деятельности участников образовательного процесса на каждом шаге); гарантированность педагогических результатов; присутствие мотивационного компонента, обеспечивающего развивающие возможности технологии; возможность тиражирования и переноса в новые условия.

Источник

Слагаемые педагогической технологии, Беспалько В.П., 1989

Слагаемые педагогической технологии, Беспалько В.П., 1989.

Борьба с негативными явлениями в жизни школы требует разработки принципиально новой педагогической технологии. В книге предложен комплекс средств педагогической технологии и показаны пути их практического применения в условиях перестройки и преодоления формализма в сценке деятельности учащихся и педагогов.
Для работников народного образования.

беспалько в педагогика и прогрессивные технологии обучения м педагогика 1995. Смотреть фото беспалько в педагогика и прогрессивные технологии обучения м педагогика 1995. Смотреть картинку беспалько в педагогика и прогрессивные технологии обучения м педагогика 1995. Картинка про беспалько в педагогика и прогрессивные технологии обучения м педагогика 1995. Фото беспалько в педагогика и прогрессивные технологии обучения м педагогика 1995

ПОНЯТИЕ О ДИАГНОСТИЧНОЙ ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛИ.
Цель обучения (воспитания) поставлена диагностично, если:
а) дано настолько точное и определенное описание формируемого личностного качества, что его можно безошибочно отдифференцировать от любых других качеств личности;
б) имеется способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества личности в процессе объективного контроля его сформированности;
в) возможно измерение интенсивности диагностируемого качества на основе данных контроля;
г) существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.

На нынешнем этапе развития средней и высшей школы названным требованиям не удовлетворяют ни общая (основная) цель соответствующих педагогических систем, ни частные цели изучения отдельных предметов.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Источник

Беспалько в педагогика и прогрессивные технологии обучения м педагогика 1995

беспалько в педагогика и прогрессивные технологии обучения м педагогика 1995. Смотреть фото беспалько в педагогика и прогрессивные технологии обучения м педагогика 1995. Смотреть картинку беспалько в педагогика и прогрессивные технологии обучения м педагогика 1995. Картинка про беспалько в педагогика и прогрессивные технологии обучения м педагогика 1995. Фото беспалько в педагогика и прогрессивные технологии обучения м педагогика 1995

10.Классно-урочная система обучения, организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются для проведения занятий в коллективы, сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно учебного года), — классы, а ведущей формой обучения является урок.

В общей схеме организации К.-у. с. о. четко выделяются вертикальное и горизонтальное соединения классов. Вертикально они надстраиваются один над другим, что отражает содержательно-временные (часть учебного курса — один год) ступени в обучении, на которых находятся учащиеся, и обозначаются порядковыми числительными. Горизонтально — один возле другого — располагаются классы, работающие по тем же учебным планам и программам, такие классы называют «параллельными» и обычно обозначаются буквами при числительных, отражающих их место по вертикали. Если группировка учащихся проводится на основе особых критериев и для различных целей, полного подобия по горизонтали может не быть, например между обычными и специализированными классами.

Исторически К.-у. с. о. пришла на смену индивидуальному обучению, отдельные её элементы существовали в школах древнего мира и средних веков. Сложившиеся к 6 в. до н. э. в Древней Греции спартанская и афинская системы воспитания предусматривали единый возраст поступления в школу (7 лет), организацию обучения на нескольких уровнях по установленным учебным планам, создание устойчивых групп учащихся, с которыми отдельные виды занятий проводились одновременно (Спарта). Возникшие в раннем средневековье монастырские и соборные школы имели твёрдое расписание, точно определённую продолжительность занятий. В эпоху Возрождения (14—16 вв.) в ряде школ применялось объединение учащихся в классах по знаниям. Разработанная Ф. Меланхтоном система организации немецких школ (1528) предусматривала деление школы на классы, содержала учебные планы и программы обучения в каждом из них; идеи Меланхтона были реализованы на практике Страсбургской классической латинской гимназией И. Штурма (основана 1538). Этим было положено начало плану организации обучения «один класс — один год», который лежит в основе К.-у. с. о. В открытых во 2-й половине 16 в. иезуитских школах и коллегиумах учащиеся подразделялись на классы по знаниям и применялись элементы одновременного обучения всех учащихся класса. В 16 в. в братских школах Юго-Западной Руси (Львовской, Луцкой и др.) учащиеся подразделялись на классы и занятия с каждым классом проводились по специальному расписанию.

Первоначальное теоретическое обоснование К.-у. с. о. дал чешский педагог Я. А. Коменский, который видел в ней не только педагогически эффективную систему, но и одно из средств демократизации школьного образования.

В 17—18 вв. К.-у. с. о. получила признание и в 19 в. стала одной из ведущих систем организации школьного обучения во многих странах. В школах России К.-у. с. о. начала широко применяться в последней четверти 18 в.; изданное в 1783 «Руководство учителям первого и второго класса народных училищ Российской империи» утверждало К.-у. с. о. Как основную систему организации обучения в русских народных школах. В дальнейшем значительный вклад в научную разработку многих сторон К.-у. с. о., особенно урока, внёс К. Д. Ушинский.

В процессе развития и совершенствования К.-у. с. о. в конце 19—начале 20 вв., когда некоторые страны приняли законы об обязательном обучении, выявился ряд сложных и актуальных проблем: классификация учащихся, перевод в следующие классы, индивидуализация обучения и др. Школы капиталистических стран (США, Великобритании и др.) уже в начале 20 в. предприняли попытки решить эти проблемы посредством распределения учащихся в параллельных классах по способностям. Это привело к возникновению «сильных», «средних», «слабых» классов и соответствующей дифференциации учебных программ, сроков изучения материала, методов преподавания, в результате чего возможность перехода из «слабых» в «средние» и «сильные» классы фактически исключалась. Группировка проводилась в соответствии с показаниями тестовых испытаний умственной одаренности и стала испо

беспалько в педагогика и прогрессивные технологии обучения м педагогика 1995. Смотреть фото беспалько в педагогика и прогрессивные технологии обучения м педагогика 1995. Смотреть картинку беспалько в педагогика и прогрессивные технологии обучения м педагогика 1995. Картинка про беспалько в педагогика и прогрессивные технологии обучения м педагогика 1995. Фото беспалько в педагогика и прогрессивные технологии обучения м педагогика 1995

Группировка проводилась в соответствии с показаниями тестовых испытаний умственной одаренности и стала использоваться правящими кругами буржуазных стран в качестве одного из средств классовой селекции учащихся. Некритическое применение педологами подобной методики классификации учащихся в условиях советской школы было осуждено постановлением ЦК ВКП (б) от 4 июля 1936 «О педологических извращениях в системе наркомпросов».

Анализ данных теории и практики обучения показывает, что идея группировки учащихся по способностям имеет двойственную природу: теоретически предполагая определенные организационные преимущества, она включает ряд крайне нежелательных последствий, прежде всего в гуманном отношении. Она и практически неосуществима по многим причинам, из которых главными является отсутствие научно обоснованных способов объективного измерения способностей учащихся и неизбежное нарушение однородности состава класса (даже если бы удалось достичь ее при помощи тех или иных методик классификации) из-за неравномерности развития учащихся и различий в их интересах, склонностях.

В массовых общеобразовательных школах учащиеся одного и того же класса отличаются друг от друга способностями, склонностями, интересами. Работать в таких классах, естественно, сложнее, но опыт лучших школ и учителей свидетельствует, что эти трудности преодолимы. Развитие интересов и способностей каждого учащегося, формирование творческой индивидуальности обеспечивается сочетанием достаточно гибких и разнообразных видов обучения на уроках с факультативными занятиями и различными формами внеклассной и внешкольной работы.

Совершенствованию К.-у. с. о. Во многом способствовали исследования советских дидактов. В условиях советской школы К.-у. с. о. обеспечивает четкость организации учебной работы, относительно непрерывное педагогическое руководство учащимися, их продуктивную познавательную деятельность, сохраняет личностные отношения между учителем и учащимися, а также между самими учащимися и способствует созданию ученического коллектива, который становится эффективным инструментом не только обучения, но и воспитания учащихся. В старших классах школ К.-у. с. о. применяется в сочетании с элементами лекционно-семинарской системы. Кроме общеобразовательных школ, К.-у. с. о. используется в профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях.

Источник

Педагогическая технология: что это такое?

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Педагогическая технология: что это такое?

Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех уровнях, рассмотрим их.

Общепедагогический уровень: характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов объектов процесса.

Частнометодический (предметный) уровень: употребляется в значении «частая методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучении и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика работы учителя, воспитателя).

Локальный (модульный) уровень: представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частых дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

В структуру педагогической технологии входят :

процессуальная часть –технологический процесс (организация учебного материала; методы и формы учебной деятельности школьников; методы и формы работы учителя; диагностика учебного процесса).

Критерии удовлетворяющей педагогической технологии:

Системность – наличие признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.

Эффективность – гарантия достижения определенного стандарта обучения, эффективность по результатом и оптимальность по затратам.

Классификация педагогических технологий:

В.П.Беспалько предложена классификация педагогических технологий:

Обучение с помощью аудиовизуальных технических средств;

Обучение с помощью учебной книги;

Система «малых групп»;

В практике обычно выступают различные комбинации этих организационных систем, самыми распространенными из которых являются:

классическая классно-урочная система Я.А. Коменского, представляющая собой комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой;

современное традиционное обучение, использующее классическую систему в сочетании с техническими средствами;

групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;

программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *