безотметочное обучение это кратко

Безотметочное обучение — путь к успеху!

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий – влекут за собой и изменения системы оценивания.

Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей “отметочной” системы оценивания.

Традиционная пятибалльная система оценивания:

Я хочу рассказать о своей работе по безотметочной системе обучения в начальной школе. Обязательным условием этой деятельности было установление новых взаимоотношений между ребёнком и учителем, одноклассниками, родителями, а также формирование самооценки учащихся и деятельности учителя. Безотметочное обучение усложняет работу учителя, но оно более гуманно и результативно.

Работа велась по следующим направлениям:

1. Разработка системы оценивания учащихся, создание адаптивной среды в классе.

2. Оценка результатов работы по безотметочной системе.

3. Прослеживание влияния безотметочной системы на формирование мотивации учебной деятельности и самооценку учащихся.

4. Работа с родителями.

Очень важно было научить детей правильно оценивать свои учебные возможности. Не научить детей способам самооценки – значит, во-первых, не развивать его объективное принятие оценки учителя; во-вторых, не ориентировать их на самосовершенствование. Надо было научить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и их исправления.

В своей работе я использовала следующие формы самооценки:

а) обсуждение ребёнком вслух собственной работы на уроке;

б) работа с листом “Самооценка моей работы на уроке”.

Расскажу подробнее о работе с листом “Самооценка моей работы на уроке” (см. Приложение 1). Работа велась на уроках литературного чтения, русского языка и математики. Урок был разделён на три основные части: проверка домашней работы; устная работа на уроке; самостоятельная работа на уроке.

После завершения каждой части урока учащимся предлагалось оценить свою работу. Результат оценивания своего труда фиксировался с помощью цветового сигнала в листе самооценки (Приложение 2).

В конце урока учащиеся в листе самооценки фиксировали изменения в сторону улучшения (ухудшения) результатов своей работы на основе сравнения с предыдущими уроками (Приложение 2).

В начале обучения наблюдалась завышенная самооценка учащихся. Но в процессе адаптации она стала адекватной.

Помимо развития детской самооценки, неотъемлемой частью моей работы являлась оценка знаний, умений и навыков учащихся. Поэтому вторым этапом моей работы по безотметочному обучению стала совместная работа учащихся и учителя по оцениванию учебных достижений. Был разработан лист “Мои успехи” по предметам: математика, русский язык, литературное чтение (Приложение 3). Лист “Мои успехи” состоит из двух таблиц: узловые вопросы программы; тематический учет знаний.

В основу лег принцип: детская самооценка предшествует оценке взрослого. Первым шагом являлась самооценка ребенка до проверки работы учителем. Каждое выполненное задание в тетради ребенок оценивал на полях цветовым сигналом. Такая самооценка стимулировала ученика к самоконтролю. Вторым шагом являлась собственная оценка проверенной учителем работы, в которой ошибки уже исправлены. Получив работу с исправленными ошибками, ребенок фиксировал количество ошибок в листе “Мои успехи” и отмечал изменения в сторону улучшения (ухудшения) на основе сравнения с предыдущей работой. Анализируя данные таблицы дети могли определять задачи на будущее с учетом достигнутого.

Для повышения учебной мотивации на уроках мною использовались цветные жетоны. Для каждого предмета предназначался жетон определенного цвета. Даже за самое маленькое достижение ребенок получал жетон. По количеству набранных жетонов можно было увидеть к какому из изучаемых предметов ученик проявляет способности и интерес. В конце каждой четверти дети награждались блокнотами, письменными принадлежностями, книгами. Я фиксировала набранное каждым учеником количество жетонов. На основе полученных данных ( количество жетонов, результатов, отраженных в листах “Мои успехи”) в конце года все дети были награждены грамотами в разных номинациях. Например, “Лучший математик”, “Самый внимательный”, “Юный художник”, “За любовь к наукам”, “За трудолюбие”.

У каждого учащегося класса был свой “Портфель достижений”, в который ребенок складывал листы самооценки, листы “Мои успехи”, жетоны, грамоты, рисунки и др.

При переходе на безотметочную систему встретились трудности в работе с родителями. Воспитанные на школьных отметках, многие родители не хотели принимать эту систему. Приходилось их долго убеждать, проводить беседы и индивидуальные консультации учителя и психолога. Родители в любой момент могли получить ответы свои вопросы по успеваемости, обученности детей у учителя, познакомиться с “Портфелем достижений” ребенка. Постепенно родители убедились в том, что их дети могут обучаться без отметок. Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Целью оценочной деятельности является сравнение результатов достижений школьника не с успехами других учеников класса, а с показателями самого ребенка, достигнутыми им ранее.

2. Безотметочное обучение позволяет избежать наказания за недочеты процесса ученической деятельности.

3. Безотметочное обучение развивает объективную самооценку.

4. Результаты учебной деятельности определяются сформированностью у ученика мотивации к учебной деятельности. Если в период начального обучения у учащихся будет сформирована установка на учение, то она будет действенной и на последующих этапах обучения, когда будут введены отметки.

Источник

Безотметочное обучение это кратко

Безотметочное обучение в начальных классах

В 1-2 классах образовательный процесс осуществляется в условиях безотметочного обучения.

Безотметочное обучение это обучение, в котором система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без выставления отметок. В процессе контрольно-оценочной деятельности используются развернутые оценочные суждения, характеризующие процесс обучения и отражающие количественный и качественный результаты процесса обучения (степень усвоения знаний и умений по учебным предметам, а также уровень развития учащихся).

Цель безотметочного обучения— создание условий для сохранения психофизического здоровья младших школьников, формирование у них положительной мотивации к учению, становление адекватной самооценки учащихся, развитие способности самостоятельно оценивать результаты собственной учебной деятельности.

В 3-4 классах на содержательно-оценочной основе (безотметочное обучение) осуществляется обучение по учебным предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье». Обучение по всем остальным учебным предметам в 3 и 4 классах осуществляется с выставлением отметок в баллах.

Регулирует деятельность школы по организации безотметочного обучения в 1-2 классах по всем предметам, в 3-4 классах по отдельным предметам Инструктивно-методическое письмо МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации работы учреждений общего среднего образования по осуществлению контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся в период безотметочного обучения на I ступени общего среднего образования».

Отказ от использования отметок в 1-2 классах связан с возрастными особенностями учащихся начальных классов. У ребенка 6–7 лет преобладает внешняя мотивация деятельности, он пока еще не умеет объективно оценивать ее результаты, осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку. В результате оценку учителя ребенок не относит к своей деятельности, а воспринимает как поощрение или наказание, положительное или негативное отношение к нему учителя.

Отказ от использования отметок в процессе обучения учащихся 3 и 4 классов по учебным предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение» обусловлен необходимостью формирования внутренней мотивации учения, а также развития творческих способностей учащихся. Кроме того, целесообразность безотметочного обучения вызвана:

Основные идеи безотметочного обучения:

Источник

ЛЕКЦИЯ № 73. Безотметочное обучение в начальной школе

ЛЕКЦИЯ № 73. Безотметочное обучение в начальной школе

Оценка – это процесс сравнения знаний, умений и навыков с эталонами, предусмотренными учебной программой. Отметкой является количественная мера оценки, выраженная в баллах.

Основные недостатки отметочного обучения:

1) учитель не должен сравнивать успехи учеников, так как это может испортить межличностные отношения в классе;

2) часто при выставлении оценок учителя допускают ошибки, которые могут стать причиной конфликтов. Самая распространенная из них – перенос личного отношения к ученику на оценку его знаний.

В некоторых школах в порядке эксперимента стало вводиться безотметочное обучение. Основные характерные черты этой системы:

1) в ходе обучения оцениваются не только общепринятые знания, умения и навыки, но и творческие способности учащихся, их активность и самостоятельность на уроках;

2) не должны оцениваться личные качества ребенка: его особенности памяти, мышления, внимания, восприятия;

3) оценка «отлично» заменяется системой высших достижений ученика в классе. Данная система создает в классе атмосферу соревновательности, что подталкивает детей к совершенствованию своих особенностей. Однако такую систему оценок нужно вводить осторожно, потому что некоторые дети, могут почувствовать себя ущемленными;

4) важно исключать возможность сравнивать детей между собой. У каждого ребенка должен быть свой «индивидуальный лист» достижений. В нем средствами оценивания могут быть какие-либо условные графики, таблицы, которые позволили бы фиксировать уровни учебных достижений ребенка по разным параметрам. При этом формы оценивания должны быть такими, которые трудно сравнить (перевести) с обычными отметками;

5) оценка учителя должна соотноситься с самооценкой учащегося. Если эти оценки не совпадают, то учитель и ученик должны обсудить моменты расхождения и договориться о совместной, удовлетворяющей обе стороны оценке.

Одним из важнейших средств оценивания знаний учащихся является «лист индивидуальных достижений». Он должен быть у каждого ученика отдельно и фиксировать достижения по каждому предмету. При этом недопустимо афишировать достижения учащихся, выставляя в классе так называемый «экран успеваемости».

На пути перехода к данной системе обучения встречаются свои трудности:

1) необходимо согласование оценочной политики школы с родителями учащихся и их требованиями в отношении проведения процедуры контроля внутри школы;

2) необходимо согласие всех работников учебного заведения.

Хотя безотметочное обучение встречает различные препятствия на пути своего развития, все же многие известные педагоги выступают в его защиту. Ш. А. Амонашвили утверждает следующее:

1) безотметочное обучение позволяет повысить рейтинг знаний в глазах учащихся, так как формирует полноценную учебную деятельность учеников на основе познавательного интереса;

2) отсутствие сравнения достижений учащихся в системе безотметочного обучения позволяет детям свободнее и раскованнее чувствовать себя. Они не боятся делать ошибки, ибо они (ошибки) не будут выставлены напоказ.

Ш. А. Амонашвили предложил заменить обычные отметки гибкой, многосторонней вербальной оценкой труда учеников через похвалы, поощрения, поддержки.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ЛЕКЦИЯ № 39. Развивающее обучение

ЛЕКЦИЯ № 39. Развивающее обучение Развивающее обучение – направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей.Основы теории

ЛЕКЦИЯ № 42. Блочно-модульное обучение

ЛЕКЦИЯ № 42. Блочно-модульное обучение Блочно-модульное обучение – метод обучения, при котором содержание учебного материала и организация его изучения заключается в модули.Модули представляют собой логически завершенные части содержания учебного материала,

ЛЕКЦИЯ № 43. Программированное и компьютерное обучение

ЛЕКЦИЯ № 43. Программированное и компьютерное обучение Программированное обучение представляет собой относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью информационных средств.Теория программированного обучения

ЛЕКЦИЯ № 44. Компенсирующее обучение

ЛЕКЦИЯ № 44. Компенсирующее обучение Классы компенсирующего обучения создаются для детей «группы риска» (в основном это дети с задержкой психического развития конституционального, психогенного, соматогенного происхождения). Такие классы создаются (с 1992 г.) на начальной

ЛЕКЦИЯ № 45. Обучение «трудных» детей

ЛЕКЦИЯ № 45. Обучение «трудных» детей Сам термин «трудный ребенок» может быть понят неоднозначно, он имеет по крайней мере два значения.К категории «трудных» детей относят учащихся с неблагоприятными семейными условиями жизни.К категории «трудных» детей относят

ЛЕКЦИЯ № 46. Обучение одаренных детей

ЛЕКЦИЯ № 46. Обучение одаренных детей Обучение одаренных, талантливых детей – одно из направлений дифференциации образования, главная цель которого – исследование и поощрение обучения людей с особыми способностями.В понятие «одаренный ребенок» включаются следующие

ЛЕКЦИЯ № 51. Урок как основная форма работы в школе

ЛЕКЦИЯ № 51. Урок как основная форма работы в школе Урок является коллективной формой обучения, которая имеет следующие особенности:1) постоянный состав учащихся;2) устойчивые временные рамки занятий (каждое занятие продолжается 45 мин);3) заранее составленное расписание

ЛЕКЦИЯ № 57. Экзамен и тест как методы контроля в школе

ЛЕКЦИЯ № 57. Экзамен и тест как методы контроля в школе Экзамен – традиционный устный метод контроля знаний в школе за определенный период обучения (чаще всего за год). В последнее время экзамен вызывает неоднозначную оценку педагогов. Выявляются два главных недостатка

ЛЕКЦИЯ № 77. Проблемы воспитания в школе

ЛЕКЦИЯ № 77. Проблемы воспитания в школе На уровне обычной воспитательной деятельности учитель самодостаточен, так как руководствуется не научным, а традиционным, профессиональным опытом. Самодостаточность в данном случае означает отсутствие потребности в сомнениях,

ЛЕКЦИЯ № 88. Дистанционное обучение

ЛЕКЦИЯ № 88. Дистанционное обучение Дистанционное обучение – это обучение, в ходе которого отсутствует непосредственный личный контакт между преподавателем и обучаемым.Дистанционное обучение позволяет учиться жителям регионов, где нет иных возможностей для получения

Я в начальной школе

Я в начальной школе Ситуация (анекдот). Хмурый первоклассник Вова вернулся из школы первого сентября и, швырнув портфель, раздраженно спросил родителей: «Что же вы мне сразу не сказали, что эта бодяга аж на одиннадцать лет?» Многие дети к 6–7 годам обнаруживают сильное

Обучение одаренных в школе – общие соображения

Обучение одаренных в школе – общие соображения Рассуждение на общих основаниях продолжает оставаться распространенной практикой в образовании одаренных детей. Специалисты способны легко воздвигнуть горы аргументов для убеждения слушателей или читателей в том, что

Может ли обучение в школе строиться на вопросах?

Может ли обучение в школе строиться на вопросах? В педагогических кругах Дебору Мейер, которой сейчас за восемьдесят, считают легендарной фигурой. Пионер движения малых школ, возникшего несколько десятков лет назад, она была первым педагогом, который получил учрежденную

Почему у ребенка проблемы в начальной школе: личностные особенности

Почему у ребенка проблемы в начальной школе: личностные особенности Бытует мнение, что школа – кладезь знаний. Безусловно, это так и есть, однако не стоит забывать, что ребенок приходит в школу не только учиться. В школу он идет также общаться, дружить, совершенствовать

Источник

Статья «Аргументы «за» и «против» безотметочного обучения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что представляет собой безотметочное обучение. Какие аргументы «за» и «против» безотметочного обучения существуют?

Безотметочное обучение представляет обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.

Основная цель такого обучения – сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка.

При безотметочном обучении используются средства, которые позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение ребенка, при этом не провоцирует учителя на сравнение детей между собой, а также не разделяет их по успеваемости. Это могут быть «Листы достижений», шкалы, графики, в которых отмечаются уровни учебных достижений ребенка по множеству параметров.

Принципы безотметочного обучения:

2)критерии для оценивания и контроля вырабатываются совместно с учеником;

3)самоконтроль и самооценка учащегося предшествуют оценке сверстников.

Безотметочная система контроля и оценки предметных знаний и умений учащегося предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предметов учеником и не подразумевает сравнение его с другими детьми.

Плюсы безоценочного обучения:

Комфортное психологическое состояние ребенка. У ученика нет причины для возникновения стрессовой ситуации, нет страха получения отрицательной оценки, последующего за этим вероятного наказания со стороны родителей.

Ученики получают возможность не бояться откровенно сказать о том, что они чего-либо не знают, ведь за этим последует не наказание «двойкой», а коррекция ситуации.

Предупреждение возможных конфликтов между учителем и учеником, возникающих на почве объективности оценивания работы ребенка со стороны педагога.

Сохранение положительной мотивации к обучению у учащихся с разными способностями и соответствующими достижениями.

Дети учатся самооценке своих действий. Система позволяет выявлять индивидуальную динамику развития и качества усвоения предметного содержания, обученности каждого ребенка, не подразумевает сравнение его с другими детьми, их достижениями.

Учитель освобождается от роли надзирателя, становится наставником.

Минусы безоценочного обучения:

Отсутствие комплексного подхода в оценивании. Сама система не продумана с точки зрения критериев, поэтому у педагога возникают затруднения в ее применении.

Родители не всегда имеют представление, что именно нужно отработать дополнительно с ребенком, на что обратить внимание, где имеются пробелы в знаниях, а какая тема усвоена хорошо.

Для объективного контроля за достигнутыми результатами требуется разработать четкую и понятную всем участникам образовательного процесса систему проверки знаний. Систему должны понимать и дети, и родители.

Сниженная мотивация учащихся вследствие отсутствия внешней оценки (именно в виде отметки) их деятельности, выполнения конкретной работы или задания, поэтому взрослым приходится постоянно работать над повышением мотивационной составляющей.

Уровень самосознания личности учащихся не позволяет им объективно оценивать свои предметные знания, навыки и способности, опираясь только на самооценку.

В условиях классно-урочной системы, при работе с обычным классом (а не с небольшой группой детей) возникает дефицит времени, которое можно уделить персонально каждому ребенку на объяснение правильности выполнения его работы или имеющихся в ней недочетах.

Таким образом, в реализации идеи обучения без отметок есть много как положительных, так и отрицательных моментов

На мой взгдяд, безотметочное оценивание предполагает два момента – чего ты достиг и над чем тебе надо работать. Кроме того, есть оценка-контроль и оценка формирующая либо поддерживающая. Первая всегда остается собственно отметкой, потому что есть итоговые аттестации, которые являются показателем того, стала ли безотметочная система эффективным способом образования и продвижения ребенка.

Ранее я преподавала элективные курсы «Выбор профессии» и «Проектная деятельность» с безотметочным обучением. Уроки получаются «более живые» и интересные. По своему опыту могу сказать, что дети действительно более открыты, легче идут на контакт и не боятся дать неверный ответ. Но в тоже время в каждом классе есть дети, которые учатся ради оценки, а не ради знаний. И тогда возникает вопрос: как оценивать этих детей? Кроме того, в настоящее время не выработана система оценивания знаний без оценки, понятная всем, в том числе родителям. А для массового внедрения обучения без отметок требуется, чтобы и в школе, и в обществе сформировалось принципиально иное (относительно традиционного) отношение к оцениванию качества образования, а также была продумана сама система оценки деятельности учащихся. Думаю, что пока современная школа еще не до конца готова к переходу на безоценочное обучение. Хотя, я считаю, то у него очень много преимуществ перед традиционным обучением с оценкой. Со временем, думаю, что когда все же будет выработана единая система оценивания качества знаний, понятная всем, все российские школы перейдут на безоценочное обучение.

Источник

Безотметочная система обучения в начальной школе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МАОУ» СОШ №57 имени А.Цыденжапова»

Тема: «Безотметочная система обучения в начальной школе»

Выполнила учитель начальных классов:

Безотметочная система обучения в начальной школе

Всем известно, что существует много публикаций о том, что пятибалльная или какая-либо другая количественная шкала оценок является элементом начального обучения, травмирующим ребёнка. Ещё раз выделим основные отрицательные эффекты отметки.

искажение отношений ученика с учителем, родителями и, главное, с самим собой.

повышение тревожности и невротизация детей.

искажение учебной мотивации.

невозможность отслеживать динамику школьной успешности ученика.

с помощью отметки закладывается ложная основа детской самооценки.

Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы. В ходе её разработки и создания предусматривается переход на безотметочную систему обучения на протяжении всей начальной школы.

Безотметочное обучение – это обучение, в котором система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без выставления отметок.

Основные цели безотметочного обучения: создание условий для сохранения психофизического здоровья младших школьников, развитие у них внутренней мотивации учения, становление адекватной самооценки учащихся, развитие способности самостоятельно оценивать результаты собственной учебной деятельности.

Основные принципы безотметочного обучения :

критериальность: с одержательный контроль и оценка строятся на основе критериев, которые указаны в образовательных стандартах по учебным предметам. Каждому из критериев соответствуют показатели, которые должны быть однозначными, предельно четкими и понятными для учащихся. Например, работая в прописях над написанием элементов букв, работу можно оценить по различным показателям: 1) соблюдение наклона; 2) высота элементов; 3) выдерживание расстояния между элементами и др. При списывании предложений могут быть выдвинуты следующие показатели: 1) написание большой буквы в начале предложения; 2) постановка точки в конце предложений; 3) пропуск букв и др.

естественность процесса контроля и оценки.

Безотметочное обучение должно стать одним из принципов образования в обновляемой начальной школе.

Для этого нужно, чтобы:

1. Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке (объективный однозначный критерий)

2. Самооценка учащихся должна постепенно дифференцироваться (сумма многих умений)

3. Оцениваться должны только достижения учащихся, предъявленные самими детьми для оценки.

4. Содержательное (само) оценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать.

5. Учащиеся должны иметь право на самостоятельный выбор сложности контролируемых заданий, сложности и объема домашних заданий.

6. Оцениваться должна, прежде всего, динамика учебной успешности учащихся относительно их самих.

7. Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которые оформляются в классе и дома особым образом. (знаки, система заданий)

8. Для итоговой аттестации учащихся должна использоваться накопительная система оценок.

Такие правила существенно способствуют росту эмоционального благополучия детей, уровень которого в настоящее время падает стремительней, чем уровень физического здоровья.

Список правил оценочной безопасности является принципиально открытым и может дополняться в ходе учебного процесса. Например:

1. Не скупиться на похвалу.

2. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.

Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.

4. Ставить перед ребенком только конкретные цели.

5. «За двумя зайцами…»

Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точке в конце предложения, простите ему то, что он забыл, как пишется заглавная буква «Д».

7. Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.

Все вышеизложенное и определило цели разработки новой технологии оценивания:

В I классе и во II классе (1-я четверть) образовательный процесс осуществляется в условиях безотметочного обучения.

Содержательный контроль и оценка предполагают развернутые оценочные суждения учителя и отражение количественного и качественного результата процесса обучения, который определяется степенью усвоения знаний и умений по учебным предметам, а также уровнем развития учащихся.

Отказ от использования отметок в I–II классах связан с возрастными особенностями учащихся начальных классов. У ребенка 6–7 лет преобладает внешняя мотивация деятельности, он пока еще не умеет объективно оценивать ее результаты, осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку. В результате оценку учителя ребенок относит не к своей деятельности, а как его поощрение или наказание, положительное или негативное отношение к нему учителя. Безотметочная система оценивания является первым этапом формирования контрольно-оценочной самостоятельности школьников;

Основными видами контрольно-оценочной деятельности учащихся 1 класса являются:

ретроспективная оценка: оценка уже выполненной работы.

рефлексивная оценка: умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.

контроль по результату.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *