билингвистический метод обучения детей с нарушением слуха

Билингвистический подход в обучении глухих детей и его особенности.

Билингвистический подход позволяет учитывать интересы и защищать гражданские права людей-членов социокультурного меньшинства глухих. Культура гл отражает особенности субкультуры их микросоциума и является составной частью общечеловеческой культуры.

Ведущий признак языковой культуры гл людей — исп-е нац-ого языка жестов в общении.

Лингвистические исследования жестового языка. В России их проводят Галина Лазаревна Зайцева и ее последователи: Горошков, Давиденко, Комарова, Куман. Исследователями доказано, что ЖЯ сопоставим со словесным.

Билингвистическая система обучения глухих – система обучения и воспитания глухих и с/сл детей, включающая обучение национальному словесному языку и нац. жестовому языку, как двум равноценным средствам образовательного процесса.

Билингвистический подход – обучение глухих детей словесному языку в письм.и уст.формах следует через «родной» ЖЯ.(Этот подход поддерживают Всемирная Федерация глухих и бо-во нац-ных ассоциаций.)

В Москве в 1992 г. открылась первая билингвистическая гимназия для гл детей. Ее деятельность по внедрению новой педагогической системы контролирует Г.Л. Зайцева.

Цель билингвистического подхода в обучении глухих — воспитание свободной личности, не испытывающей чувства неполноценности из-за слухового дефекта и несовершенства устной речи.

Цели БО:

1. Создание наиболее благоприятной среды для соц, эмоционального развития глухого ребенка.

2. Предоставление ему возможностей реализации своих потребностей и способностей, получение полноценного образования, в том числе хорошее знание нац словесного языка.

Задачи уроков ЖР

1 – образоват-ые задачи: формирование знания о структуре жеста, о морфологии, лексики, синтаксисе, выразительных средствах ЖЯ. Формируется представление о художественном жестовом исполнении песен.

2 – воспитат-ные: формирование жизненной компетенции учащихся, готовности к самостоятельной независимой жизни, воспитание чувства гордости владения двумя языками, интереса к традициям и нормам жизни социумов, совершенствование коммуникативных умений, воспитание толерантности и тд.

3 – кор.-разв-ие: разв. самосознания учащихся, стремления к самореализации, форм-е адекватной самооценки, разв. произвольной деятельности, разв. эмпатии.

— БО: в процессе обучения происходит накладывание одной системы общения на другую – это имеет отрицательные последствия и для разв.коммуникации, и для разв. мышления.

Значимыми факторами, влияющими на успешность организации учебной среды словесно-жестового двуязычия, являются свободное владение сурдопедагогами обоими контактирующими языками и участие в образовательном процессе глухих учителей — носителей ЖЯ.

ПРОБЛЕМА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО И ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ. ПОНЯТИЕ ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Дифферецированное обучение-это активное внимание к каждому ученику, его индивидуальности. Предполагает разработку определенной системы педагогического воздействия на ученика, вариативность учебных задач, использование разных методов, приемов,организационных форм для обеспечения коррекции и компенсации развития ребёнка с нс.По результатам ПМПО детям с нс предоставляется возможность получения доступных для них вариантов обучения.(базового, коррекционно-развивающего, компенсаторно-адаптационного). Специальные образовательные программы составляются с учетом сроков и темпов обучения для таких детей. В классе обычно выделяется несколько групп детей которым требуется дифференцированное обучение по объёму, степени сложности предполагаемых заданий, в соответствии с уровнем их общего и речевого развития.

Ведущим критерием эффективности дифф.обучения является темп и продвижение учащихся в овладении знаниями познавательной активности, самостоятельности, интеллектуальных возможностей глухих детей.

Интеграция детей с нс в общество всегда была в центре внимания сурдопедагогики.Интеграцией занимались:Пелымская Т.В, Шипицина Люд.Мих; Кантор;Леонгард.Э.И; Назарова Нат. Мих.; Шматко Н.Д, Е.Г.Речицкая и др.).

Основная цель интегрованного обучения – Предоставление ребёнка с нс прав и возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни наравне с другими членами общества.Ребёнок должен вести жизнь в максимальной степени приближенной к норме(посещать д/с, школу, театры и др).

Интеграция бывает

временная интеграция, при которой все воспитанники специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения совместных различных мероприятий воспитательного характера.

Преимущества интеграции: такой ребенок постоянно находится среди слышащих сверстников, его мышление и поведение формируются в речевой среде, он не отрывается от семьи и привычных бытовых условий. Вместе с тем такая модель обучения обязательно должна предусматривать сохранение физического и психического здоровья ребенка.

Условия для интегрированного обучения детей с нс(Пелымская, Шатко, Леонгард),

— психологическая готовность ребенка к интегрированному обучению.- готовность родителей к оказанию помощи своему ребенку и т.д.

Формы интеграции

интернальнаясовместное обучение глухих и слабослышащих

экстернальная совместное учение детей с проблемами слуха и нормально слышащих

Плюсы интеграции

Ребенок учится в той школе, которая находится рядом с домом. Ребенок не исключается из семейного воспитания, находясь во внеурочное и каникулярное время дома. Повышаются его опыт общения, формируются навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей имеющие какие-либо проблемы в развитии.

Недостатки интеграции

Массовая школа не может предложить необходимую наглядность и прочее.В рамках специальных школ большое внимание уделяется формированию трудовых и профессиональных навыков. Массовая школа не ставит перед собой такую цель, не имеет материальной базы, и дети на общих основаниях будут вынуждены получать профессию.В массовой школе образовательный процесс будет осуществлять неподготовленный педагогический коллектив, зачастую лишь в общих чертах знакомый с проблемами данной категории детей. Режим специального учреждения предполагает не только проведение предметной подготовки, но и внеучебную работу, включающую в себя выполнение домашних заданий, проведение воспитательных мероприятий.

В спец школах не более 12 чел-к в классе, что позволяет осуществлять индивидуальный подход.Находясь в среде сверстников с подобными проблемами ребенку проще пережить психическую травму, связанную с его дефектом.

Инклюзиявключение процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь.

В традиционной для России системе образования детей с той или иной формой нарушения, дети с особенностями развития получают образование в специальных (коррекционных) учебных заведениях, на дому или в специальных школах-интернатах.

Инклюзивное образование- любой ребенок независимо от типа и степени выраженности нарушения может обучаться вместе со своими нормативно развивающимися сверстниками, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку. Его целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовки людей с овз

Плюсы:

Создание в общеобразовательном учреждении специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями.Создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей-учащихся данного образовательного учреждения.Обучение в условиях общих классов массовой школы, с предоставлением ученику необходимой психолого-педагогической поддержки профильными специалистами.Подготовка ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ и создание комфортных условий обучения,Формирование в сообществе (класс, группа, школа) навыков толерантности, т.е. терпимости, милосердия, взаимоуважения.

Минусы:
Отсутствие гибких образовательных стандартов.Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка.Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.

Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.).Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.Развитие системы инклюзивного образования в нашей стране, требует принципиальных изменений в системе не только среднего (как «школа для всех»), но и профессионального и дополнительного образования (как «образование для всех»)

Источник

Статья Эффективность билингвистического метода обучения детей с нарушениями слуха. Автор: Святченко Мария Алексеевна

Автор: Святченко Мария Алексеевна

Эффективность билингвистического метода

обучения детей с нарушениями слуха.

(выступление на заседании Педагогического совета)

Святченко Мария Алексеевна

учитель химии и биологии

В педагогической практике учителя применяют жестовую речь в различных ситуациях урока. Использование «жестовых упражнений» допустимо, когда словесная речь в принципе сформирована, как орудие мышления и средство общения. Введение «жестовых моментов» не нанесёт ущерба дальнейшему словесному развитию ученика, а может открыть дополнительные пути и возможности развития глухих школьников.

Педагоги на уроках целенаправленно формируют устную речь как средство общения и познания. По мере изучения словесного языка, учащие ся должны более успешно пользоваться языком слов на занятиях, в разговорах с преподавателями, а также с нормально слышащими родителями, знакомыми и незнакомыми людьми.

Речевое общение нередко ограничивается рамками урока. Кончаются уроки, и прекращается словесное общение школьников. Его заменяет общение на основе жестовой речи, или мимики. Нередко, глухих детей надо заставлять говорить. Они не испытывают потребности в общении словесной речью.

Несомненно, что лучшей речевой средой для глухого школьника является общество слышащих и говорящих людей, где не знают его жестов и где он, при наличии специально организованного обучения, вынужден вступать в общение. Обучение же глухих детей в среде слышащих встречает серьёзные затруднения.

Учителя и воспитатели испытывают большие трудности в работе над речью учащихся в организации речевой среды. Перевод словесной речи на язык жестов является очень сложным процессом, так как многозначность и обобщенность слова с одной стороны и конкретность жеста с другой осложняют перевод.

С использованием жестов в обучении решаются коррекционно-развивающие задачи: развития внимания, памяти, мышления, навыка чтения с губ.

Затраченное время на изучение жеста полностью окупается в дальнейшей работе.

И зучение курса биологии обучающихся с нарушенным слухом базируется на ряде специальных принципов, в том числе:

Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с нарушенным слухом обеспечивается реализацией следующих условий организации учебного процесса:

– максимальное расширение речевой практики, использование понятийного аппарата курса в самостоятельной словесной речи, в разных видах общения;

– использование и коррекция самостоятельно приобретённых обучающимися представлений об окружающей природной действительности, дальнейшее их развитие и обогащение;

– учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

Билингвистический метод обучения помогает обогатить словарь глухого школьника, овладеть устной речью:

— правильно излагать свои мысли, овладеть большим количеством знаний на уроках и во внеурочное время;

— способствуе т повышению эффективности межличностного об щения и развитию творческих способностей неслышащих школьников при исполнении жестовых песен и постановке жестовых театрализованных представлений.

Сотрудничество педагогов в использовании жеста даёт возможность общаться с глухим ребенком, направлять его деятельность несколько по-другому, чем раньше, решать проблемы общения, проблемы взаимопонимания.

1.Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / Р.М. Боскис. М., 1963.

2.Зайцева Г. Л. Зачем учить глухих жестовой речи. Дефектология 1995 №2

Источник

Презентация «Билингвистическая система обучения глухих»

билингвистический метод обучения детей с нарушением слуха. Смотреть фото билингвистический метод обучения детей с нарушением слуха. Смотреть картинку билингвистический метод обучения детей с нарушением слуха. Картинка про билингвистический метод обучения детей с нарушением слуха. Фото билингвистический метод обучения детей с нарушением слуха

Описание презентации по отдельным слайдам:

Билингвистическая система обучения глухих МКОУ Шадринская СОШ Учитель: Дошаева А.М.

Билингви́зм (двуязычие) способность тех или иных групп населения объясняться на двух языках. Билингвистический подход в обучении глухих предусматривает использование двух равноправных и равноценных средств образовательного процесса — русского языка (в устной, письменной речи) и русского жестового языка.

Жестовая речь — способ межличностного общения людей, лишенных слуха, посредством системы жестов. Лексические и грамматические закономерности жестовой речи обусловлены своеобразием ее основной семантической единицы — жеста, а также его функциональным назначением.

Использование жестовой речи в обучении глухих способствует устранению коммуникативных барьеров между педагогами и учащимися; созданию доверительных отношений между детьми и взрослыми; эмоциональной окрашенности учебно-воспитательного процесса; увеличению объема учебной информации; ускорению её передачи; восприятию учащимися и усвоению программы общеобразовательной школы в полном объёме.

Дактилология — своеобразная форма речи (общения), воспроизводящая посредством пальцев рук орфографическую форму слова речи, используется в жестовых языках в основном для обозначения имён собственных, специфических терминов, окончаний, суффиксов и пр.

Факторы, способствовавшие развитию билингвистического направления сурдопедагогики Во-первых, это кардинально изменившееся отношение к жестовым языкам. Глухие практически всегда использовали жестовый язык для своего общения. Было доказано, что жестовый язык отнюдь не примитивный язык, как многими считалось ранее. Он не лучше и не хуже русского, английского, китайского, это просто иной язык. Признание жестовых языков означало возможность их использования в обучении.

Во-вторых, изменились взгляды общества на людей, которые «в чем-то не такие как все». Появилась необходимость понимания мира «других», стала отживать идеология подчинения стандартам большинства, нивелирования личностных особенностей. К глухим перестали относиться как к «убогим», как к «инвалидам», из которых непременно нужно делать подобие слышащих. Их стали расценивать как людей, имеющих право на свой особый путь развития, разделяющих и свою культуру глухих и культуру слышащего большинства; В-третьих, это общее недовольство результатами обучения устным методом.

Билингвизм уже стал государственной системой в Скандинавии, а в Великобритании половина школ глухих обучаются в рамках билингвистической системы. Его применяют многие школы Австралии и Тихоокеанского региона, в Африке, а также в ряде школ США, Канады, в Голландии, Германии, Бельгии, Швейцарии и Эстонии.

При использовании билингвистической системы необходимо решить следующие задачи найти оптимальное соотношение жестокого и словесного языка в учебном процессе; разработать дидактические основы учебного процесса на жестового языка; создать новую систему подготовки сурдопедагогов для обучения глухих в условиях билингвистической педагогической системы; разработать дидактические и методические подходы билингвистического обучения глухих детей разного возраста.

Билингвистический метод обучения детей с нарушениями слуха можно использовать при формировании новых понятий; объяснении лексического значения слов; сообщении новой информации; проведении экскурсий и бесед; разборе детских конфликтов; проведении коллективных мероприятий; общении с глухими родителями и т.д.

билингвистический метод обучения детей с нарушением слуха. Смотреть фото билингвистический метод обучения детей с нарушением слуха. Смотреть картинку билингвистический метод обучения детей с нарушением слуха. Картинка про билингвистический метод обучения детей с нарушением слуха. Фото билингвистический метод обучения детей с нарушением слуха

Номер материала: ДВ-527467

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

билингвистический метод обучения детей с нарушением слуха. Смотреть фото билингвистический метод обучения детей с нарушением слуха. Смотреть картинку билингвистический метод обучения детей с нарушением слуха. Картинка про билингвистический метод обучения детей с нарушением слуха. Фото билингвистический метод обучения детей с нарушением слуха

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

билингвистический метод обучения детей с нарушением слуха. Смотреть фото билингвистический метод обучения детей с нарушением слуха. Смотреть картинку билингвистический метод обучения детей с нарушением слуха. Картинка про билингвистический метод обучения детей с нарушением слуха. Фото билингвистический метод обучения детей с нарушением слуха

Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату

Время чтения: 2 минуты

билингвистический метод обучения детей с нарушением слуха. Смотреть фото билингвистический метод обучения детей с нарушением слуха. Смотреть картинку билингвистический метод обучения детей с нарушением слуха. Картинка про билингвистический метод обучения детей с нарушением слуха. Фото билингвистический метод обучения детей с нарушением слуха

МГУ с 8 ноября переходит на смешанный формат обучения

Время чтения: 1 минута

билингвистический метод обучения детей с нарушением слуха. Смотреть фото билингвистический метод обучения детей с нарушением слуха. Смотреть картинку билингвистический метод обучения детей с нарушением слуха. Картинка про билингвистический метод обучения детей с нарушением слуха. Фото билингвистический метод обучения детей с нарушением слуха

Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно

Время чтения: 2 минуты

билингвистический метод обучения детей с нарушением слуха. Смотреть фото билингвистический метод обучения детей с нарушением слуха. Смотреть картинку билингвистический метод обучения детей с нарушением слуха. Картинка про билингвистический метод обучения детей с нарушением слуха. Фото билингвистический метод обучения детей с нарушением слуха

Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии

Время чтения: 0 минут

билингвистический метод обучения детей с нарушением слуха. Смотреть фото билингвистический метод обучения детей с нарушением слуха. Смотреть картинку билингвистический метод обучения детей с нарушением слуха. Картинка про билингвистический метод обучения детей с нарушением слуха. Фото билингвистический метод обучения детей с нарушением слуха

Москалькова предложила создать рекомендации подросткам по использованию соцсетей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Билингвистический подход к обучению глухих детей

Сложившаяся на протяжении многих лет система учебно-воспитательной работы в закрытых учебных заведениях для детей с нарушениями слуха и речи, ориентирована в первую очередь на развитие ребенка в целом, на коррекцию его нарушений, формирование личностных качеств, знаний и умений, необходимых выпускникам в жизни. Воспитанники школ-интернатов невольно находятся в изолированности от общества, что делает их часто беспомощными при общении с новыми людьми, новыми ситуациями и обстоятельствами самостоятельной жизни, либо, наоборот, конфликтными и озлобленными.

История не баловала глухих. Наши предки их не любили. В Галлии глухонемых приносили в жертву языческому богу, в Спарте по закону Ликурга их сбрасывали в море с высокой скалы. В Древней Греции, как и в Риме, законы были жестокими. Только в V веке нашей эры в Риме для позднооглохших были сняты некоторые из этих запретов. Но глухие от рождения по-прежнему оставались бесправными. Нет нужды объяснять, насколько далёк подобный подход от человеческого сострадания.

В нашей стране на проблемы плохо слышащих впервые обратили внимание в 1764 году, когда государственно-филантропическое воспитательное общество открыло в Москве воспитательный дом на 1000 детей. С этого момента начинаются попытки обучить их грамоте и дать необходимые трудовые навыки. Сотрудникам воспитательного дома предписывалось гуманно и бережно относиться к таким детям. В первой половине XIX века было открыто несколько училищ для глухонемых, а на рубеже веков открывается Александровское училище – хутор для глухих ребят. Цель – подготовка детей с нарушениями слуха к жизни.

С виду это совершенно обычные люди, без каких-либо физических недостатков. Две руки, две ноги, вроде все на месте. Однако им сложно адаптироваться к нашему миру. Ведь живут они в «стране глухих».

В самом начале прошлого века был изобретен первый слуховой аппарат. Сейчас мир звуков слабослышащим людям возвращают программируемые цифровые слуховые приборы. А совсем глухим возможность слышать возвращает операция – кохлеарная имплантация, иначе – слухопротезирование, вживление человеку специального аппарата.

Но, несмотря на то, что технический прогресс шагает вперед семимильными шагами, проблема страны глухих в мире слышащих остается. Приборы и операция дают лишь возможность глухим людям научиться слышать. А процесс этого обучения – длительный и сложный. То есть, даже получив возможность слышать, людям с потерей слуха сложно научиться дифференцировать различные звуки. Речь, формируемая у слышащих людей с момента рождения, у людей с потерей слуха ставится годами упорной работы с дефектологами. Поэтому эти люди вынуждены применять в своей жизни жестовый язык.

Русский язык жестов — жестовый язык, самостоятельный, естественно возникший язык, состоящий из комбинации жестов, каждый из которых производится руками в сочетании с мимикой, формой или движением рта и губ, а также в сочетании с положением корпуса тела. Этот язык в основном используются глухими или слабослышащими людьми с целью коммуникации.

Часто за жестовый язык принимается дактилирование букв.

Дактилология — (др.-греч. δάκτυλος — палец + др.-греч. λόγος — учение) — своеобразная форма речи (общения), воспроизводящая посредством пальцев рук орфографическую форму слова речи, используется в жестовых языках в основном для обозначения имён собственных, специфических терминов, окончаний, суффиксов и пр. Иногда слышащие люди принимают пальцевый алфавит за знаковый язык глухонемых. Однако это разные вещи: в то время как пальцевым алфавитом передают звуки речи (буква за буквой), жестовые знаки представляют целые слова или выражения.

Система жестового общения глухих имеет сложную структуру, включающую две разновидности жестового языка: разговорный жестовый язык (РЖЯ) и калькирующий жестовый язык (КЖЯ).

В ситуации обычного, неформального общения глухие индивиды пользуются разговорным жестовым языком (РЖЯ), это полноценная языковая система со своей лексикой, грамматикой и синтаксисом.

Жестовые языки почти полностью независимы от звуковых и они продолжают развиваться: появляются новые жесты, отмирают старые — и чаще всего это мало связано с развитием звуковых языков.

В СССР и России на протяжении многих десятилетий была принята только одна, ставшая традиционной, педагогическая система обучения глухих — на основе языка словесной речи. Основное внимание сурдопедагогов, было сосредоточено преимущественно на внешней, произносительной стороне речи глухих. Главной задачей была выработка идеального произношения, чистой устной речи, мало чем отличающейся от произношения слышащих («чистый устный метод обучения»).Система предполагала, что систематическому усвоению языка должно предшествовать практическое усвоение словесных форм общения. У детей должна развиваться языковая способность как особый вид речевой активности, помогающий интуитивно угадывать смысл новых высказываний. Это так называемое «чувство языка», которое может возникнуть тогда, когда ребенок будет находиться постоянно в насыщенной речью среде. (Но как он может находиться в такой среде, если он не слышит этой самой речи?!)

Слышащие решили: пусть глухой ребенок воспитывается и обучается так, как воспитывались и обучались они сами. Но ребенок-то не слышит!

А давайте представим себе такую ситуацию: слышащего человека хотя бы на неделю лишим возможности слышать и поместим в местность, где проживают только иностранцы. При каждой возможности пользоваться жестами будем шлёпать по рукам, а заставлять говорить только голосом. Интересно, как «мягко» пройдёт адаптация и социализация этого субъекта с ограниченными возможностями здоровья в среду слышащих людей?

У нас в стране упорно игнорируется старый, уже проверенный, надежный путь – путь к всесторонне развитой личности через жестовый язык.

Можно попытаться разобраться в причинах возникшей проблемы. Образование может быть полноценным и эффективным только тогда, когда есть полное взаимопонимание между учителем и учеником. О какой коммуникации можно говорить, если большинство педагогов школ глухих не знают жестового языка?

Без жестового языка сложно объяснить урок, вместо живого естественного общения с ребёнком обучение становится механическим. Ребёнку приходится переписывать длинные тексты с доски или из учебника (зачастую непонятные для него), а учителю прибегать к наглядным материалам, которые не всегда создают реальную картину мира. Из-за этого выпадает важнейшая часть образовательного процесса – коммуникации учитель-ученик.

Велика разница между общением на уроке и общением ребят на перемене. Всегда ли учитель может понять, о чем думает глухой ребёнок и что его беспокоит? Разобраться во взаимоотношениях в детском коллективе? Почему в большинстве случаев основную информацию о жизни дети получают друг от друга или от взрослых глухих, а не от своих учителей?

Почему в наших школах и по сей день во главу угла ставится обучение звукоподражанию? Это когда дети могут произнести любое слово голосом, но при этом не знают его смысла. Лишь бы произнести. Причем жестовый язык не просто игнорируют в учебно-воспитательном процессе, а зачастую чуть ли не объявляют ему войну. А кто-нибудь спрашивал у самих глухих, интересовался у родителей, имеющих детей с нарушениями слуха, как они смотрят на запрет использования жестовой речи в школе для глухих детей?

В феврале 2010 года в Рязани состоялся «круглый стол», на котором рассматривались вопросы о роли жестового языка в жизни неслышащего человека.

Да, встречаются такие глухие, которые начинают утверждать, что жестовый язык мешает развитию глухого человека, но когда просишь доказательств – все, как один, запинаются, пожимают плечами. Когда спрашиваешь – почему же вы говорите на жестовом языке, не используете словесную речь в общении, сами начинают понимать абсурдность ситуации и, когда предлагаешь запретить в школах жестовый язык – принимаются горячо защищать его.

Я обеими руками за то, чтобы глухим детям ставили звуки, учили их говорить, занимались развитием слухового восприятия и формированием произносительной стороны речи. Это необходимо и это неоспоримо! Но, я против, чтобы все 12 лет обучения сводились к тому, чтобы учить глухих звукоподражанию.

Любой ученик коррекционной школы может произнести звуки, слова, предложения. Главное: понятен ли ребёнку смысл произнесённого?! В этом-то вся проблема.

Крупнейший советский ученый Л.С. Выготский в 1931 г. писал: «Борьба устной речи с мимикой, несмотря на все добрые намерения педагогов, как правило, всегда оканчивается победой мимики, не потому, что именно мимика с психологической стороны является истинной речью глухонемого, не потому, что она легче, как говорят многие педагоги, а потому, что она есть подлинная речь во всем богатстве ее функционального значения. А искусственно прививаемое устное произношение слов лишено жизненного богатства и является только мертвым слепком с живой речи. Мы должны использовать все возможности речевой деятельности глухонемого ребенка, не относясь свысока, пренебрежительно к мимике и не третируя ее как врага, понимая, что различные формы речи могут служить не только конкурентами друг для друга и взаимно тормозить развитие одна другой, но и ступенями, по которым глухонемой ребенок восходит к овладению речью»… Другой выдающийся сурдо- и сурдотифлопедагог И.А. Соколянский писал: «Игнорирование жестовой речи глухого ребенка в дошкольный и школьный период – это тягчайшее преступление. »

Именно поэтому я являюсь приверженцем билингвистического подходак обучению глухих детей, но хочу оговориться сразу: я считаю не приемлемым этот подход к обучению имплантированных детей.

Билингви́зм (двуязычие) — способность тех или иных групп населения объясняться на двух языках. Людей, владеющих двумя языками, называют билингвами, более двух — полиглотами. Билингвистический подход в обучении глухих предусматривает использование двух равноправных и равноценных средств образовательного процесса — русского языка (в устной, письменной речи) и русского жестового языка. Оба языка являются равными партнерами в общении между слышащими и глухими учителями, учениками, родителями.

Педагогическая система билингвистический подход является новым направлением в сурдопедагогике, которое появилось в мире в начале 80-х годов. Следует упомянуть несколько факторов, способствовавших развитию этого направления сурдопедагогики.

Во-первых, это кардинально изменившееся отношение к жестовым языкам. Глухие практически всегда использовали жестовый язык для своего общения. Было доказано, что жестовый язык отнюдь не примитивный язык, как многими считалось ранее. Он не лучше и не хуже русского, английского, китайского, это просто иной язык. Признание жестовых языков означало возможность их использования в обучении.

Во-вторых, изменились взгляды общества на людей, которые «в чем-то не такие как все». Появилась необходимость понимания мира «других», стала отживать идеология подчинения стандартам большинства, нивелирования личностных особенностей. К глухим перестали относиться как к «убогим», как к «инвалидам», из которых непременно нужно делать подобие слышащих. Их стали расценивать как людей, имеющих право на свой особый путь развития, разделяющих и свою культуру глухих и культуру слышащего большинства

В-третьих, это общее недовольство результатами обучения устным методом.

Жестовый язык как важнейшее вспомогательное средство, даёт возможность глухим, постигать все предметы легко, с интересом и в большом объёме. И при этом он абсолютно не мешает развивать речь учащихся.

Глухой ребенок запоминает слова, пользуется ими, зачастую не понимая значения слов, и проверить – правильно ли он понимает значение, можно только через жестовый язык. На мой взгляд, незнание жестового языка педагогами и воспитателями – серьезное препятствие для развития глухого ребенка, лишающее его свободы коммуникации и доступа к информации.

Международный и российский опыт работы экспериментальных билингвистических классов подтверждает необходимость использования жестового языка и словесного языка как равноправных средств обучения.

Использование словесного языка и жестового языка как в дошкольном и в школьном обучении (т.е. билингвизм), широко распространено во многих странах мира. В частности, это является государственной образовательной системой обучения глухих и слабослышащих всех Скандинавских стран уже более 20 лет; в США 20 спецшкол перешли на билингвистический подход. Использование жестового языка в обучении ни в коей мере не препятствует развитию устной речи.

На уроках литературы в различное время анализировались характеристики Чацкого, Фамусова, Хлестакова и других персонажей. Оказалось, что если слова, выражающие нравственные качества героев, имеют прямые жестовые аналоги, учащиеся точнее понимают характеристики литературных образов.

Применение русского (устного, письменного) и жестового языка, т.е. билингвистический метод на разных этапах урока дало возможность передавать учащимся большой объём информации, облегчить анализ, понимание и усвоение учебного материала.

Исходя из опыта работы, хочу отметить, что билингвистический метод обучения детей с нарушениями слуха можно использовать при:

Показателем эффективности применения данного метода является значительная экономия времени на уроках, которое можно использовать для закрепления учебного материала, работы над грамматическим строем языка и др.

Кроме того, дети лучше запоминают вербальный материал, когда слово подкреплено жестом. Расширяется словарный запас, опираясь на который учащиеся лучше воспринимают речевой материал. Это, в свою очередь, позволяет улучшить качество речи детей: темп, ритмико-интонационную структуру и разборчивость устной речи учащегося.

У детей возрастает интерес к учению, т.к. они лучше понимают, о чем идет речь на уроках, чаще находятся в ситуации успеха, чувствуют себя увереннее. Кроме того, включение жестового языка в образовательный процесс способствует преодолению коммуникативных барьеров, установлению искренних, доверительных отношений между взрослыми и детьми.

Список использованной литературы

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *