биология мозга и естественного интеллекта

Мозг человека, искусственный интеллект и сознание: о нейротехнологиях на «Экспо-2020»

«Человеческий мозг — это настоящее чудо, одно из самых поразительных и сложных явлений во вселенной», — так открыл встречу модератор конференции Владимир Познер, журналист и биолог по образованию. Наука же, по мнению Татьяны Черниговской, директора Института когнитивных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, должна в ближайшем времени начать смотреть на мозг менее механистически.

Другой участник дискуссии Катрин Амунц, директор Института исследований мозга в Университете Дюссельдорфа, напомнила собравшимся гостям и экспертам о прогрессе машинного обучения и разнице между естественными и искусственными нейросетями.

Не менее важной темой конференции стал вопрос введения нейроправ. Директор Центра нейротехнологий Колумбийского университета Рафаэль Юсте отметил, что человек должен быть законодательно защищен от воздействия технологических решений на сознание.

Заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов биологического факультета МГУ Александр Каплан обратил внимание на перепроизводство информации и на радикальный рост мощности обрабатывающих устройств, что является, по его мнению, главной приметой современности. Также он подчеркнул, что объединение усилий человеческого мозга и возможностей компьютеров — техническая и жизненная неизбежность и одна из самых интересных задач человечества.

В рамках конференции Павел Балабан, главный научный сотрудник Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, затронул тему изучения памяти. Нейробиолог, академик РАН Константин Анохин посвятил свое выступление исследованиям сознания. По его словам, нет смысла изучать мозг отдельно от природы сознания — в этой сфере науку ждут революционные открытия.

Участники дискуссии неоднократно переходили от обсуждения возможностей нейронаук и нейротехнологий к социальной повестке: открытия ученых и инженеров вызывают и интерес, и опасения в обществе. В завершение конференции эксперты пришли к выводу, что нет ничего интереснее и важнее исследований мозга, а любой прогресс в этом может быть достигнут только совместными интернациональными усилиями.

Продюсером и организатором конференции выступила международная компания Simpateka Entertainment Group.

Источник

Магистратура: образовательная программа «Биология мозга и естественного интеллекта»

В 2021 г. в МГУ имени М.В. Ломоносова основана междисциплинарная научно-образовательная школа «Мозг, когнитивные системы, искусственный интеллект». Миссия школы заключается в раскрытии природы когнитивных систем, понимании принципов работы мозга и создании систем искусственного интеллекта, позволяющих ускорить научно-технический прогресс, развить познавательные способности и улучшить качество жизни человека. Научно-образовательная деятельность школы заключается в масштабных междисциплинарных исследованиях в области наук о мозге, когнитивных наук и искусственного интеллекта и в подготовке высококвалифицированных специалистов в этих взаимосвязанных дисциплинах.

Почему важно изучать естественный интеллект?

Естественный интеллект человека, как способность приобретать и применять знания, формируется в процессе его индивидуальной жизни как результат умственной деятельности, творчества и накопления всесторонних знаний. В результате у человека формируются такие высшие формы мозговой деятельности как мышление, логика и сознание, составляющие основу интеллекта. Мозг человека в своем развитии повторяет «историю» усложнения мозга у животных в процессе эволюционного развития и приобретает формы поведения, которые формировались у животных на определенных этапах эволюции. Поэтому для раскрытия сущности естественного интеллекта необходимы многосторонние исследования деятельности не только мозга человека, но и мозга животных с целью поиска его филогенетических (эволюционных) предпосылок. Нейроморфный искусственный интеллект основан на компьютерных технологиях, нацеленных на использование принципов строения и работы человеческого мозга и созданных природоподобно по аналогии с нервной системой высших животных.

О программе

Магистерская программа «Биология мозга и естественного интеллекта» открывается с 2021 года на кафедре высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. В реализации программы участвуют преподаватели и сотрудники различных факультетов – биологического, механико-математического, философского, факультета психологии, а также Института перспективных исследований мозга МГУ.

Программа направлена на междисциплинарную подготовку магистров с биологическим уклоном и включает в себя изучение строения и функций мозга, эволюции и механизмов поведения животных, нервных основ интеллекта, памяти, мышления, сознания и других когнитивных функций человека. Программа также включает подготовку по современным методам исследования мозга и математической обработке различных нейросигналов. Особое место в программе придается подготовке в смежных (разделы психологии и лингвистики) и гуманитарных направлениях (нейрофилософия). Программа включает практическую подготовку для исследования поведения животных и человека, нейронных сетей, различных нейросигналов и воздействий на нервную систему. В результате освоения программы выпускники получат фундаментальное образование в области наук о поведении и когнитивных нейронаук, а также профессиональную подготовку в области изучения нейронных механизмов научения, памяти и когнитивных процессов, составляющих естественный интеллект человека и животных. Выпускники программы смогут применять полученные знания для обоснования принципов и подходов при проектировании нейроморфного (антропоморфного) искусственного интеллекта и его адаптации к конкретным задачам. Фундаментальная подготовка дает всестороннее представление о современном состоянии нейробиологии когнитивных процессов, когнитивных нейронаук, наук о поведении и их многообразных приложений.

Обучение на магистерской Программе «Биология мозга и естественного интеллекта» очное, на русском языке. Набор до десяти студентов, половина мест может быть обеспечена за счёт средств Федерального бюджета.

Руководитель программы: А.В. Латанов, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, info@neurobiology.ru

Требования к поступающим

Дополнительная информация о программе на http://www.neurobiology.ru/doc/index.php?ID=124

биология мозга и естественного интеллекта. Смотреть фото биология мозга и естественного интеллекта. Смотреть картинку биология мозга и естественного интеллекта. Картинка про биология мозга и естественного интеллекта. Фото биология мозга и естественного интеллекта версия для печати

Источник

Открыта новая образовательная программа магистратуры «Биология мозга и естественного интеллекта»

Магистратура: образовательная программа «Биология мозга и естественного интеллекта»

В 2021 г. в МГУ имени М.В. Ломоносова основана междисциплинарная научно-образовательная школа «Мозг, когнитивные системы, искусственный интеллект». Миссия школы заключается в раскрытии природы когнитивных систем, понимании принципов работы мозга и создании систем искусственного интеллекта, позволяющих ускорить научно-технический прогресс, развить познавательные способности и улучшить качество жизни человека. Научно-образовательная деятельность школы заключается в масштабных междисциплинарных исследованиях в области наук о мозге, когнитивных наук и искусственного интеллекта и в подготовке высококвалифицированных специалистов в этих взаимосвязанных дисциплинах.

Рассказ о школе и магистратуре можно послушать здесь, начиная с 2:07:35:

Почему важно изучать естественный интеллект?

Естественный интеллект человека, как способность приобретать и применять знания, формируется в процессе его индивидуальной жизни как результат умственной деятельности, творчества и накопления всесторонних знаний. В результате у человека формируются такие высшие формы мозговой деятельности как мышление, логика и сознание, составляющие основу интеллекта. Мозг человека в своем развитии повторяет «историю» усложнения мозга у животных в процессе эволюционного развития и приобретает формы поведения, которые формировались у животных на определенных этапах эволюции. Поэтому для раскрытия сущности естественного интеллекта необходимы многосторонние исследования деятельности не только мозга человека, но и мозга животных с целью поиска его филогенетических (эволюционных) предпосылок. Нейроморфный искусственный интеллект основан на компьютерных технологиях, нацеленных на использование принципов строения и работы человеческого мозга и созданных природоподобно по аналогии с нервной системой высших животных.

О программе

Магистерская программа «Биология мозга и естественного интеллекта» открывается с 2021 года на кафедре высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. В реализации программы участвуют преподаватели и сотрудники различных факультетов – биологического, механико-математического, философского, факультета психологии, а также Института перспективных исследований мозга МГУ.

Программа направлена на междисциплинарную подготовку магистров с биологическим уклоном и включает в себя изучение строения и функций мозга, эволюции и механизмов поведения животных, нервных основ интеллекта, памяти, мышления, сознания и других когнитивных функций человека. Программа также включает подготовку по современным методам исследования мозга и математической обработке различных нейросигналов. Особое место в программе придается подготовке в смежных (разделы психологии и лингвистики) и гуманитарных направлениях (нейрофилософия). Программа включает практическую подготовку для исследования поведения животных и человека, нейронных сетей, различных нейросигналов и воздействий на нервную систему. В результате освоения программы выпускники получат фундаментальное образование в области наук о поведении и когнитивных нейронаук, а также профессиональную подготовку в области изучения нейронных механизмов научения, памяти и когнитивных процессов, составляющих естественный интеллект человека и животных. Выпускники программы смогут применять полученные знания для обоснования принципов и подходов при проектировании нейроморфного (антропоморфного) искусственного интеллекта и его адаптации к конкретным задачам. Фундаментальная подготовка дает всестороннее представление о современном состоянии нейробиологии когнитивных процессов, когнитивных нейронаук, наук о поведении и их многообразных приложений.

Дополнительную информацию об обучении по Программе можно получить на веб-странице кафедры высшей нервной деятельности «Магистерская программа «Биология мозга и естественного интеллекта».

Обучение на магистерской Программе «Биология мозга и естественного интеллекта» очное, на русском языке. Набор до десяти студентов, половина мест может быть обеспечена за счёт средств Федерального бюджета.

Руководитель Программы: А.В. Латанов, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, info@neurobiology.ru.

Требования к поступающим

Законченный бакалавриат/магистратура или специалитет.

Знания в области основных направлений биологии.

Пройти вступительное испытание – «Биология» (письменно).

биология мозга и естественного интеллекта. Смотреть фото биология мозга и естественного интеллекта. Смотреть картинку биология мозга и естественного интеллекта. Картинка про биология мозга и естественного интеллекта. Фото биология мозга и естественного интеллекта
© 2021 Кафедра
Высшей нервной деятельности МГУбиология мозга и естественного интеллекта. Смотреть фото биология мозга и естественного интеллекта. Смотреть картинку биология мозга и естественного интеллекта. Картинка про биология мозга и естественного интеллекта. Фото биология мозга и естественного интеллекта

Почтовый адрес:
119234, Россия, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 12,
Биологический факультет МГУ.

Телефон: +7 (495) 939-28-37,
Факс: +7 (495) 939-28-37,
заведующий кафедрой профессор Латанов Александр Васильевич

Источник

Магистратура «Биология мозга и естественного интеллекта»

биология мозга и естественного интеллекта. Смотреть фото биология мозга и естественного интеллекта. Смотреть картинку биология мозга и естественного интеллекта. Картинка про биология мозга и естественного интеллекта. Фото биология мозга и естественного интеллектабиология мозга и естественного интеллекта. Смотреть фото биология мозга и естественного интеллекта. Смотреть картинку биология мозга и естественного интеллекта. Картинка про биология мозга и естественного интеллекта. Фото биология мозга и естественного интеллекта
биология мозга и естественного интеллекта. Смотреть фото биология мозга и естественного интеллекта. Смотреть картинку биология мозга и естественного интеллекта. Картинка про биология мозга и естественного интеллекта. Фото биология мозга и естественного интеллекта
Фотографий: 19
Все фото на одной странице

Слайды из презентации А.В.Латанова

Магистратура: образовательная программа «Биология мозга и естественного интеллекта»

В 2021 г. в МГУ имени М.В. Ломоносова основана междисциплинарная научно-образовательная школа «Мозг, когнитивные системы, искусственный интеллект». Миссия школы заключается в раскрытии природы когнитивных систем, понимании принципов работы мозга и создании систем искусственного интеллекта, позволяющих ускорить научно-технический прогресс, развить познавательные способности и улучшить качество жизни человека. Научно-образовательная деятельность школы заключается в масштабных междисциплинарных исследованиях в области наук о мозге, когнитивных наук и искусственного интеллекта и в подготовке высококвалифицированных специалистов в этих взаимосвязанных дисциплинах.

Почему важно изучать естественный интеллект?

Естественный интеллект человека, как способность приобретать и применять знания, формируется в процессе его индивидуальной жизни как результат умственной деятельности, творчества и накопления всесторонних знаний. В результате у человека формируются такие высшие формы мозговой деятельности как мышление, логика и сознание, составляющие основу интеллекта. Мозг человека в своем развитии повторяет «историю» усложнения мозга у животных в процессе эволюционного развития и приобретает формы поведения, которые формировались у животных на определенных этапах эволюции. Поэтому для раскрытия сущности естественного интеллекта необходимы многосторонние исследования деятельности не только мозга человека, но и мозга животных с целью поиска его филогенетических (эволюционных) предпосылок. Нейроморфный искусственный интеллект основан на компьютерных технологиях, нацеленных на использование принципов строения и работы человеческого мозга и созданных природоподобно по аналогии с нервной системой высших животных.

О программе

Магистерская программа «Биология мозга и естественного интеллекта» открывается с 2021 года на кафедре высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. В реализации программы участвуют преподаватели и сотрудники различных факультетов – биологического, механико-математического, философского, факультета психологии, а также Института перспективных исследований мозга МГУ.

Программа направлена на междисциплинарную подготовку магистров с биологическим уклоном и включает в себя изучение строения и функций мозга, эволюции и механизмов поведения животных, нервных основ интеллекта, памяти, мышления, сознания и других когнитивных функций человека. Программа также включает подготовку по современным методам исследования мозга и математической обработке различных нейросигналов. Особое место в программе придается подготовке в смежных (разделы психологии и лингвистики) и гуманитарных направлениях (нейрофилософия). Программа включает практическую подготовку для исследования поведения животных и человека, нейронных сетей, различных нейросигналов и воздействий на нервную систему. В результате освоения программы выпускники получат фундаментальное образование в области наук о поведении и когнитивных нейронаук, а также профессиональную подготовку в области изучения нейронных механизмов научения, памяти и когнитивных процессов, составляющих естественный интеллект человека и животных. Выпускники программы смогут применять полученные знания для обоснования принципов и подходов при проектировании нейроморфного (антропоморфного) искусственного интеллекта и его адаптации к конкретным задачам. Фундаментальная подготовка дает всестороннее представление о современном состоянии нейробиологии когнитивных процессов, когнитивных нейронаук, наук о поведении и их многообразных приложений.

Обучение на магистерской Программе «Биология мозга и естественного интеллекта» очное, на русском языке. Набор до десяти студентов, половина мест может быть обеспечена за счёт средств Федерального бюджета.

Руководитель программы: А.В. Латанов, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, info@neurobiology.ru.

Требования к поступающим

Законченный бакалавриат/магистратура или специалитет.

Знания в области основных направлений биологии.

Пройти вступительное испытание – «Биология» (письменно).

Рассказ о новой магистратуре можно послушать здесь:

Источник

Интеллект зависит не от строения мозга, а от динамики его развития

биология мозга и естественного интеллекта. Смотреть фото биология мозга и естественного интеллекта. Смотреть картинку биология мозга и естественного интеллекта. Картинка про биология мозга и естественного интеллекта. Фото биология мозга и естественного интеллекта биология мозга и естественного интеллекта. Смотреть фото биология мозга и естественного интеллекта. Смотреть картинку биология мозга и естественного интеллекта. Картинка про биология мозга и естественного интеллекта. Фото биология мозга и естественного интеллекта

Толщина коры больших полушарий головного мозга у людей разного интеллектуального уровня примерно одинакова, однако динамика ее изменения с возрастом существенно различается. У очень умных детей в период от 6 до 10 лет толщина коры быстро увеличивается, достигая максимума к 11 годам, а затем начинает уменьшаться. У «просто умных» детей кора утолщается медленнее, и уже к 8-9 годам рост сменяется снижением. У детей со средними способностями в 6 лет кора толще, чем у их более интеллектуальных сверстников, однако в дальнейшем она лишь утончается.

Несмотря на большие успехи нейробиологии в последние десятилетия, извечный вопрос о том, почему одни люди умнее других, по-прежнему остается без ответа. Попытки найти корреляцию между интеллектуальным уровнем и степенью развития тех или иных отделов мозга, конечно, предпринимались, но четких результатов не дали. Общий объем мозга оказался очень слабо связан с интеллектуальным уровнем (хотя положительная корреляция все-таки прослеживается; r = 0,3). Поэтому появилось предположение, что различия в интеллектуальном уровне, возможно, определяются не столько строением мозга взрослого индивидуума, сколько динамикой его развития в детском и подростковом возрасте, то есть тем, когда, в какой последовательности и с какой скоростью происходят изменения абсолютных и относительных размеров различных частей мозга, в первую очередь — коры больших полушарий.

Именно это предположение и решила проверить группа ученых из США и Канады.

Исследователи измерили при помощи магнитно-резонансной томографии толщину коры у 307 детей и подростков (от 5 до 16 лет), сопоставив полученные данные с результатами тестов на интеллект (IQ). Тесты, разумеется, проводились с учетом возраста каждого ребенка. По итогам тестирования детей разделили на три группы, примерно равные по численности: 1) «очень умные» (IQ = 121–149), 2) «просто умные» (IQ = 109–120), 3) «средние» (IQ = 83–108).

Исследование основывалось на имеющихся данных о том, что из умных детей обычно вырастают умные взрослые, и наоборот (эта корреляция была установлена ранее рядом исследователей). Конечно, можно проследить изменение толщины коры у одного и того же ребенка в течение всего детства и юности, но на это, как нетрудно догадаться, требуется немало лет. В столь высококонкурентной области, как изучение мозга, исследователи не могут позволить себе такую роскошь. Поэтому в данном случае величина IQ, измеренная у ребенка, рассматривалась просто как константа, которая не будет меняться с возрастом. На этой основе принималось, что расположенные в ряд замеры толщины коры у разновозрастных детей с одинаковым IQ показывают, как меняется этот показатель с возрастом у людей с данным интеллектуальным уровнем.

биология мозга и естественного интеллекта. Смотреть фото биология мозга и естественного интеллекта. Смотреть картинку биология мозга и естественного интеллекта. Картинка про биология мозга и естественного интеллекта. Фото биология мозга и естественного интеллекта

Оказалось, что у «очень умных» детей кора больших полушарий развивается наиболее динамично (см. рис.): сначала толщина коры быстро растет, затем (начиная с 12 лет) довольно быстро снижается. Максимальная толщина коры наблюдается в одиннадцатилетнем возрасте. У «просто умных» и увеличение, и последующее уменьшение толщины коры происходят медленнее, а максимум достигается в 8,5 лет. У «средних» наблюдалось лишь медленное уменьшение толщины коры.

Авторы заключают, что интеллектуальный уровень, по-видимому, связан не с «количеством серого вещества» в тех или иных отделах коры, а с тем, как развивается мозг в детстве и юности.

биология мозга и естественного интеллекта. Смотреть фото биология мозга и естественного интеллекта. Смотреть картинку биология мозга и естественного интеллекта. Картинка про биология мозга и естественного интеллекта. Фото биология мозга и естественного интеллекта

Источник: P. Shaw, D. Greenstein, J. Lerch, L. Clasen, R. Lenroot, N. Gogtay, A. Evans, J. Rapoport, J. Giedd. Intellectual ability and cortical development in children and adolescents // Nature. 2006. V. 440. P. 676-679.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *