ближайшие храмы и монастыри
На майские к святыням: Топ-5 паломнических маршрутов Москвы и Подмосковья
Святыни Третьего Рима и его окрестностей важно посетить каждому православному человеку, поскольку именно здесь находится сердце нашей Церкви
Майские «длинные выходные» – всегда повод для серьезного выбора и размышления. Дача или диван? Диван или дача? Конечно, есть и те, для кого не представляет серьезной проблемы «рвануть на уик-энд» на какое-нибудь лазурное (или не очень лазурное) побережье, однако для абсолютного большинства моих соотечественников этого нет и в мечтах. И тем не менее, смена обстановки очень важна для каждого из нас, ведь полноценный отдых без этого просто невозможен.
Разумеется, есть и принципиальные домоседы, и те, для кого дела дачные столь долгожданны, что на них нельзя ничего променять. Здесь же я хочу обратиться к людям, желающим не только совершить небольшую туристическую поездку, но совместить ее с пользой для души. Нет, речь пойдет не о паломничестве в его традиционном виде: этаком древнерусском богомолье, когда человек очень долго молитвенно готовился к путешествию к святыне, а потом зачастую путешествовал к ней пешком с котомкой за плечами. И здесь нет ни капли иронии: в таком путешествии, безусловно, куда больше духовной пользы, чем в поездке на машине, поезде или самолете.
Однако для человека современного, отягощенного заботами века сего, подобное паломничество невозможно. А потому мы обычно предпочитаем ему «религиозный туризм», зачастую даже без подготовки к Таинствам Исповеди и Причастия, чтобы, поклонившись той или иной святыне, также принять участие в богослужении и причаститься Святых Христовых Таин. Большинство из нас, приезжая в далекий монастырь, успевают лишь быстро приложиться к ее почитаемой святыне (мощам и/или иконам), сделать несколько снимков на мобильный фотоаппарат, выложить их в блоги и соцсети, после чего уехать домой.
Упаси Бог, в моих словах нет ни доли осуждения, хотя бы потому, что от этих людей «первый есмь аз». И понимая неполноценность подобного богомолья, уверен, что и оно оставляет в душе очень важный след. А для кого-то, уверен, оно вполне может стать первым шагом на пути к воцерковлению. Ведь любое прикосновение к святыне, лишенное кощунства, не может не принести духовной пользы. Пусть не здесь и сейчас, но хотя бы со временем.
В ближайших двух материалах я предложу читателям «Царьграда» 10 паломнических маршрутов, наиболее удобных для жителей Москвы и Подмосковья, а также нашей Северной, Имперской столицы – Санкт-Петербурга и области, до сих пор именующейся «Ленинградской». Более сложных и многодневных путешествий здесь не будет, ведь даже «длинные» выходные – не многодневный отпуск.
Итак, первая часть – «TOP-5 паломнических маршрутов Москвы и Подмосковья»:
1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Вид на Троице-Сергиеву Лавру. Фото: www.globallookpress.com
Так, именно Сергий Радонежский благословил великого князя Димитрия Донского на Куликовскую битву, ставшую узловой точкой всей русской истории. Своими молитвами и наставлениями преподобный Сергий Радонежский сделал все, чтобы наша страна обрела политический суверенитет. Основанный на византийских государственных традициях и немеркнущем духовном идеале Святой Руси.
Далеко не всем паломником известно, сколько святынь содержит Лавра преподобного Сергия. Некоторым из них любой верующий может поклониться в лаврской Серапионовой палате, месте упокоения другого великого угодника Божия – святителя Серапиона, архиепископа Новгородского. Каждому верующему, побывавшему в Троице-Сергиевой лавре, стоит попасть и в Серапионову палату, где помимо места погребения святителя Серапиона Новгородского также хранятся многие величайшие христианские святыни. В том числе – частицы Ризы Пресвятой Богородицы и мощей святого апостола Андрея Первозванного.
Также каждому, кто интересуется историей Русской Православной Церкви, настоятельно рекомендуется посетить Церковно-археологический кабинет (ЦАК) Московской духовной академии, которая также находится в лаврских стенах. Относительно недавно это музейное собрание было реконструировано и теперь представляет современную экспозицию, наглядно рассказывающую о различных страницах русской церковной истории.
Добраться до Троице-Сергиевой Лавры можно:
2. Высоко-Петровский мужской монастырь
Один из самых известных и благолепных русских монастырей, чья история насчитывает уже более семи столетий. А самое главное – место, откуда есть пошла новая историческая реальность Святой Руси: роль Москвы как наследницы Царьграда. Первопрестольного града, который примет на себя великую миссию «Третьего Рима», удерживающего мир от воцарения антихриста.
Напомним, согласно многим церковным пророчествам, антихрист воцарится только тогда, когда не останется Удерживающего мир от беззаконий, по-гречески – «Катехона». Святитель Иоанн Златоуст утверждал, что в его времена «Удерживающим» была Римская Империя, которая еще в дохристианские времена препятствовала мировому злу и анархии силой государственного закона. Наследницей Второго Рима – Царьграда и всей Восточной Римской империи – Византии стала Россия. Так, еще в начале XVI века старец Спасо-Елеазаровского монастыря Филофей писал:
Два убо Рима падоша, а Третий стоит, а четвертому не быти. «
Промыслительным образом один из истоков Москвы как Третьего Рима берет начало в Западной Руси – на Волыни. Именно здесь в середине XIII века в благочестивой православной семье родился младенец, которому полвека спустя было суждено стать первым Московским Первосвятителем – митрополитом Петром. Духовным отцом зарождающегося Третьего Рима. В 1308 году игумен Петр стал митрополитом Киевским и всея Руси. В те годы в Русских землях шла борьба за великокняжеский престол, и святитель выступал в ней примирителем, но в итоге встал на сторону князя Юрия Московского. В 1315 году митрополит Петр впервые прибыл в Москву, где основал Высоко-Петровский монастырь и куда в итоге переехал окончательно.
На территории Высоко-Петровского монастыря. Фото: www.globallookpress.com
Словом, именно здесь, в Высоко-Петровском монастыре, Москва родилась духовно, и именно отсюда в XIV веке началось объединение Руси, ее избавление от междоусобиц и освобождение от ордынского ига. И роль святителя Петра в этом великом деле была основополагающей, что не потеряло актуальности и в наши дни. Сегодня честные мощи святителя Петра почивают в самом сердце Третьего Рима – в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Но каждый православный христианин может поклониться ему как в Кремле, так и в основанном этим великим русским святым Высоко-Петровском монастыре. Поклониться и испросить его молитв о единстве Земли Русской и всего Православного мира.
Добраться до Высоко-Петровского монастыря очень просто, он находится в центре Москвы, по адресу: улица Петровка, дом 28/2. Ближайшие станции метро: «Трубная», «Чеховская», «Пушкинская» и «Тверская».
3. Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Величайшая святыня Западного Подмосковья. История этой обители насчитывает более половины тысячелетия: монастырь был основан в 1479 году от Рождества Христова преподобным Иосифом Волоцким. Подвижником и просветителем, на века определившим будущее России и Русской Церкви. Святым, чьи честные мощи и сегодня почивают в созданной им обители.
Аскетичная строгость в сочетании с милосердием к окружающим стала основой учения преподобного Иосифа, чьи молитвы и поучения позволили Московскому царству одолеть смуту, связанную с распространением на Руси ереси жидовствующих, которая в своей сущности была попыткой совместить Православие, иудаизм и протестантизм. Это было крайне выгодно Западу в его деле ослабления стремительно укреплявшейся Московской Руси. В своем трактате «Просветитель» преподобный Иосиф Волоцкий жестко бичевал вероотступников. Но вместе с тем, находил самые теплые слова для утешения кающихся грешников. И сегодня его заветы лучше всего показывают, что настоящее христианство – это не либеральный гуманизм. А подлинная любовь к ближним не исключает борьбы с врагами России и Православия.
Иосифо-Волоцкая обитель также прославилась многими святынями. В их числе – Волоколамский образ Пресвятой Богородицы, который был доставлена в монастырь преподобного Иосифа Волоцкого из Звенигорода в марте 1572 года, на 2-й неделе Великого поста. Полтора десятилетия спустя Волоколамскому образу была посвящена надвратная церковь южных ворот Иосифо-Волоцкого монастыря. С тех пор икона считается чудотворной, по молитвам перед ней произошло немало чудес и исцелений. Но особенно Пресвятой Владычице молились о заступничестве за Землю Русскую.
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь. Фото: www.globallookpress.com
Древний список этой иконы ныне пребывает в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва в Москве, но относительно недавно он был воссоздан в былом великолепии и для монастыря, уже проявив себя как чудотворный. И сейчас в Иосифо-Волоцкой обители каждый православный христианин может поклониться не только святым мощам ее великого основателя, но и этой чудотворной иконе, почитают которую ничуть не меньше, чем ее древний список.
Добраться до монастыря из Москвы несколько сложнее, чем до других святынь Москвы и Подмосковья, а потому столь значимая обитель находится несколько в стороне от популярных паломнических маршрутов.
4. Саввино-Сторожевский мужской монастырь
Главная святыня древнего Звенигорода, ровесника российской столицы, Саввино-Сторожевская обитель была основана в 1398 году от Рождества Христова преподобным Саввой Сторожевским, одним из любимых учеников Сергия Радонежского и духовником князя Юрия Звенигородского. С момента своего основания этот монастырь стал придворной обителью звенигородских князей, а затем и излюбленным местом русских царей. Савва Сторожевский неоднократно являлся в своей обители и ее окрестностях. Так, в XVII столетии преподобный спас царя Алексея Михайловича на охоте от медведя, а в 1812 году – избавил монастырь от разорения наполеоновскими войсками, явившись французскому полководцу Эжену Богарне, пасынку Наполеона.
Преподобный Савва не оставил свою обитель даже в годы богоборческих гонений, сохранив ее от полного разорения. А в последние десятилетия Саввино-Сторожевский монастырь удалось возродить практически в первозданном великолепии. Однако не менее сложной задачей, чем возрождение монашеской жизни в стенах обители, стало возвращение верующим памяти о ее святом основателе.
В Саввино-Сторожевском монастыре. Фото: www.globallookpress.com
Поистине титаническими усилиями настоятеля и братии Саввино-Сторожевской обители после возвращения в 1998 году в эти святые стены ее главной святыни – честных мощей преподобного Саввы, его почитание возродилось. И сегодня каждый верующий может приехать в обитель преподобного Саввы, чтобы помолиться в его святых стенах и поклониться мощам основателя этой дивной святыни.
Проезд:
1) Электропоездом: от Белорусского вокзала до станции «Звенигород», далее автобусом №23 или №51 до остановки «Монастырь»;
2) Автобусом: от станции метро «Кунцевская» до города Звенигорода, далее автобусом №23 или №51 до остановки «Монастырь»;
3) Автомобильным транспортом: по Новорижскому шоссе около 30 километров от МКАД до развязки на Звенигород. Далее, по «бетонному кольцу» еще 10 километров до Звенигорода. В Звенигороде, напротив спортивного комплекса «Звезда», свернуть направо на Московскую улицу, по ней доехать до конца (Т-образный перекресток), повернуть направо и далее вдоль Москвы-реки еще около 5 километров до первого светофора и указателя «Саввино-Сторожевский монастырь».
5. Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь
Ново-Иерусалимский монастырь. Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
С одной стороны, Патриарх хотел, чтобы русские богомольцы могли, не удаляясь из родных мест, созерцать места Страстей Господних, Распятия и Воскресения Христова. А с другой – показать, что Русская Церковь – это Церковь Вселенская, и в нашем Новом Иерусалиме впоследствии будут места для Предстоятелей всех Поместных Церквей, а соответственно Московский Патриархат станет первым среди равных. В те далекие годы, когда практически все православные народы находились под мусульманским владычеством, ожидалось, что Русский Царь возглавит их освобождение. Последнему в те годы не было суждено осуществиться, но монастырь был возведен, действительно явив всему миру державную мощь Государства Российского и духовное величие Русской Церкви.
В советские годы Ново-Иерусалимский мужской монастырь серьезно пострадал, но в последние годы, благодаря совместному соработничеству государства и Церкви, эта подмосковная святыня была восстановлена в былом великолепии. И сегодня снова принимает множество паломников со всем концов Православного мира.
Адрес монастыря: Московская область, г. Истра, ул.Советская, д.2.
И в заключение традиционно хочется пожелать всем, кто решится на это маленькое путешествие Ангела-Хранителя в дорогу! Надеюсь, эта поездка станет для вас запоминающейся, а главное – душеполезной.
Святые места Подмосковья. Запад и Юго-Запад. Часть 1.
Подворье Московского Зачатьевского женского монастыря в селе Барвиха, чтимая икона Св. Харлампия в Одинцове, скит Пюхтицкого Успенского женского монастыря., церковь во имя Свт. Иннокентия Московского в Ракитках, храм Казанской иконы Божией Матери в село Пучково, Никольский мужской монастырь, подворье Московского Новоспасского монастыря., Иоанно-Богословский Вяземский монастырь, город Звенигород, Введенский Звенигородский мужской монастырь, Саввино-Сторожевский мужской ставропигиальный монастырь, Саввинский скит
Барвиха. Храм Покрова Пресвятой Богородицы. 2001 г. |
В начале XX в. здесь находился хутор – подсобное хозяйство Зачатьевского м-ря. В 1910 г. настоятельница монастыря игум. Мария обратилась к митр. Московскому и Коломенскому Владимиру с прошением о строительстве здесь церкви. По указу консистории хутор осмотрел исполнявший должность благочинного архим. Феодосий, давший ему высокую оценку. Деревянные жилые и хозяйственные постройки, а также школа для крестьянских детей были сделаны основательно и красиво. Проект храма был заказан арх. А. А. Латкову, ранее построившему сам хутор. 16 мая 1911 г. храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы (русский стиль с элементами модерна) был освящен, а осенью сюда назначили штатного священника о. Алексия Страхова.
В 1923 г. Зачатьевский монастырь был закрыт, а спустя два года закрыли и Покровский храм. Монахини были выселены, а сам хутор переименовали в детский поселок имени 7-ой годовщины Октябрьской революции. В 30-е гг. сруб церкви перевезли в с. Ромашково и устроили в нем школу, сломанную в конце XX в.
В начале 1990-х гг. здесь сложилась община верующих, усилиями которых 9 июля 1996 г. в Барвихе заложен новый Покровский храм – близкая копия прежнего. В настоящее время храм действует и продолжает благоукрашаться.
Проезд : До ст. Раздоры Белорусской ж/д (Усовская ветка), далее пешком 1 км.
Храм во имя Гребневской иконы Божией Матери в г. Одинцово. |
Храм во имя Гребневской иконы Божией Матери в г. Одинцово возведен в 1802 г. Закрытый в 1930-е годы, он долгое время находился в запустении. После возобновления кто-то из прихожан пожертвовал сюда икону св. Харлампия, еп. Магнезийского (память 10/23 февраля). Некоторое время на потускневший образ не обращали внимания, но при особых обстоятельствах (высказанное вслух пренебрежение к святыне) проявилась его чудотворная сила. Теперь икона св.Харлампия высоко чтится всеми прихожанами.
Проезд : До ст. Одинцово Белорусской ж/д (24 км). Далее пешком 1 км.
Расположено в с. Юдино в 6 км к зап. от г. Одинцово, при ц. Преображения Господня, возведенной в 1720 г. на средства кн. А. Б. Черкасского. Центрический храм с лепестковым планом представляет упрощенный вариант ярусной композиции, выработанной архитектурной практикой конца XVII в. Цельность первоначальной объемной композиции несколько нарушена сооружением в 1893г юго-зап. придела во имя Владимирской иконы Божией Матери и надстройкой колокольни.
Подворье открыто в 1995г. 18 сестер. Управляет подворьем м. игуменья Филарета.
Адрес : Московская обл., Одинцовский р-н, Успенское ш., д.9
Проезд : До ст. Перхушково Белорусской ж/д (31 км), далее пешком – 1 км. Можайское шоссе.
Расположена на 14 км Калужского шоссе. Освящена 26 сент. 1998 г. Здесь, по инициативе прот. Аркадия Станько (1928-2000 гг., похоронен у сев. стены храма) в 1990-е гг. были перезахоронены честные останки насельниц московского Моисеевского монастыря, обнаруженные в ходе работ по возведению торгового комплекса на Манежной площади. Моисеевский, у Житной Решетки, женский монастырь, на Тверской ул., у Охотного ряда. Основан в середине XVI в. царем Иоанном IV. При монастыре в XVII-XVIII вв. было небольшое кладбище. В 1764 г. м-рь был упразднен, а в зданиях монастырских богаделен (арх. Я. Бухвостов) поселены два батальона гарнизонного полка. В 1789 г. все здания м-ря были снесены и на их месте образовалась Моисеевская площадь. 28 ноябр. 1883 г. здесь была освящена часовня св. Александра Невского, поставленная в память освобождения славян от турецкого ига в 1878 г. (арх. Д. Н. Чичагов). снесена в 1922 г.
Проезд : От ст. м. «Теплый Стан» авт. №531 или маршр. такси №122 до ост. «кладбище Ракитки». Калужское шоссе.
Казанская церковь села Пучково |
Первая Божественная литургия в возрожденном храме состоялась 17 апр. 1990 г. – во вторник Пасхальной седмицы. Главный престол освящали известные московские пастыри – прот. Владимир Воробьев, прот. Димитрий Смирнов, прот. Аркадий Шатов, прот. Александр Салтыков. Возглавил настоятель храма – прот. Владислав Свешников.
28 апр. 1992 г. в востановленной трапезной по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II был освящен первый в России придел в честь новомучеников и исповедников российских. 2 июля 1994 г. в храме начала мироточить Казанская икона Божией Матери. В том же году по решению Св. Синода она была признана местночтимой святыней. 1 июля 1995 г. был освящен третий придел в честь прпп. Зосимы и Савватия Соловецких. В последнее время в храме мироточат ряд икон: св. апп. Петра и Павла, прп. Серафима Саровского, св. Царя-страстотерпца Николая II.
Восстановление храма продолжается.
Проезд : От ст. м. «Теплый Стан» авт. № 433 или маршр. Такси до магазина «В» г. Троицка Моск. обл. (35 км), далее пешком до село Пучково (2 км). Калужское шоссе.
храм во имя Сошествия Святого Духа с. Первомайское. |
В 1786 г. имение перешло к гр. И. П. Мусину-Пушкину, а с 1812 г. принадлежало Е. А. Бибиковой. В 1920-е гг. храм закрыли, а его настоятеля о. Сергия Воздвиженского расстреляли 30 авг. 1937 г. на полигоне в Бутово. Чтимая храмовая икона свт. Николая Чудотворца ныне находится в московском храме Святой Троицы в Кожевниках.
Проезд : От ст. м. Юго-Западная авт. №304 или маршр. такси №106 до ост. «с. Первомайское» (40 км)
Деревня Милюково. Подворье Новоспасского Московского мужского монастыря. |
Настоятель иеромонах Владимир (Мельников)
Адрес : 143397, Московская обл., Наро-Фоминский район, Первомайское п/о дер. Милюково, ул. Монастырская, стр. 20
С. Большие Вяземы. Преображенская церковь |
Проезд : До ст. «Голицыно» Белорусской ж/д (44 км), далее пешком 1,5 км. Можайское или Минское шоссе.
Расположен в 46 км к западу от Москвы, на р. Москва, в 3 км от ст. Звенигород – конечного пункта ж/д ветки (16 км) от ст. Голицыно.
Звенигород. Городок. Храм Успения Пресв. Богородицы (XIV век). |
Не позднее XV в. в Звенигороде был основан Крестовоздвиженский мужской монастырь. В Межевой грамоте Вел. Кн. Ивана III на пожалование своему сыну Юрию г.г. Дмитрова, Рузы и Звенигорода (около 1504 г.) значатся деревни «Здвиженского Звенигородского монастыря». В писцовых книгах 1593 г. упоминается: «Здвиженского монастыря, что в Звенигороде, а в нем ц. Козьма и Демьян: село Козловское, пашни монастырские …».
После литовского разорения монастырь запустел, сведений о нем не встречается, кроме принадлежавших ему вотчинных пустошей, отдававшихся в оброк разным лицам из Монастырского приказа.
В 10 км к юго-западу от Звенигорода когда-то существовал Софрониев Успенский мужской монастырь, позднее Успенский погост. До своего упразднения в XVIII в. был приписан к Саввино-Сторожевскому монастырю.
Проезд: До ст. Звенигород Белорусской ж/д (60 км), далее авт. (3 км)
Аксиньино. Никольский храм. |
Проезд : до ст. Звенигород Белорусской ж/д (60 км), далее авт. до с. Аксиньино – 15 км.
Введенский Звенигородский мужской монастырь. Введенская церковь. |
Проезд : До ст. Звенигород Белорусской ж/д (60 км). Далее пешком – 0,5 км. Минское шоссе.
Саввино-Сторожевский монастырь. Вид с птичьего полёта. |
В 1399 г. кн. Юрий Дмитриевич, отправляясь в поход на волжских булгар, посетил своего духовника, который благословил князя и предсказал ему победоносное возвращение. Предсказание сбылось, и князь Юрий на месте первоначального деревянного выстроил в обители белокаменный соборный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Тогда же в монастыре останавливался и подолгу жил прп. Андрей Рублев, приглашенный звенигородским князем для писания икон и фресок.
Прп. Савва Сторожевский |
3 дек. 1407 г. прп. Савва, много потрудившийся на благо созданной им обители, почил о Господе. Уже в середине XV в. в монастырь стали приходить страждущие богомольцы, получавшие исцеления по молитвам к преподобному. В XVI в. у его св. мощей, почивших в юго – западном углу Рождественского собора, стали служить молебны. На Московском соборе 1549 г. прп. Савва был прославлен в лике общероссийских святых.
С XVI в. монастырь становится царским богомольем. Особенно часто его посещали государи Иоанн Грозный и Феодор Иоаннович. В годы Великой Смуты обитель сильно пострадала от грабежей сторонников Лжедмитрия II, набегов поляков и литовцев; был утрачен монастырский архив.
Саввино-Сторожевский монастырь. Троицкая церковь, звонница, трапезная. |
Строительство велось под руководством подьячих приказа каменных дел Н. Боборыкина и А. Шахова. Автором монастырских укреплений, а возможно, и прочих построек был зодчий Иван Шарутин. Созданный в течение 6 лет архитектурный ансамбль монастырских, дворцовых и оборонительных сооружений – один из наиболее цельных в древнерусском зодчестве. Есть мнение, что в основу его планировки положена схема взаимного расположения зданий, бывшая в Троице-Сергиевом монастыре, который был принят за образец.
Дворец царя Алексея Михайловича, к западу от соборного храма, представляет редкий в русской архитектуре образец дворцовой постройки XVII в. Это двухэтажное кирпичное здание на подклете. Первый этаж имеет анфиладную планировку, сводчатые перекрытия и нарядное внешнее и внутреннее убранство. Второй этаж возведен в регентство царевны Софьи.
Троицкая церковь, звонница, трапезная. |
Царицыны палаты, к востоку от соборного храма, выстроены для царицы Марии Ильиничны Милославской. Одноэтажное, на подклете со стороны крепостной стены, кирпичное здание с анфиладной планировкой и сводчатыми перекрытиями, по некоторым сведениям, первоначально имело второй (деревянный) этаж. Красочностью и богатством декора выделяются шатровое крыльцо на фигурных столбах и резной белокаменный портал палат.
Надвратная Троицкая церковь, составляющая с Красной башней и разделяющим их внутренним двориком своеобразные пропилеи монастыря, выстроена И. М. Шарутиным в 1652 г. Кирпичный бесстолпный одноапсидный храм под декоративным шатром, поставленный на восточном склоне Сторожевской горы, интересен планировкой и архитектурно – художественным оформлением своего подклета, где расположена парадная лестница, ведущая на Соборную площадь. Оригинальный прием зрительного раскрытия собора через последовательное восприятие его по мере подъема по лестнице не имеет аналогий в древнерусском зодчестве.
Фасады церкви в значительной степени скрыты поздними пристройками – трапезной 1807 г. и приделами 1857 г. К югу от Троицкой церкви находятся вскрытые раскопками остатки старой трапезной и Св. ворот (1-я четв. XVI в.).
При царе Феодоре Алексеевиче «комнатный», «первостатейный» монастырь находился в его ведении. В тревожные сентябрьские дни 1682 г., когда в Москве бушевал стрелецкий бунт, именно здесь нашли убежище государи Иоанн и Петр Алексеевичи.
В 1700 г. Петр 1 перевел Сторожевскую обитель в ведение Посольского приказа, а с учреждением Св. Синода – в его непосредственное подчинение. По Указу 1764 г. монастырь был отнесен к первоклассным ставропигиальным, а с 1775 до 1920 гг. находился в ведении московских архиереев. В 1740 и 1749 гг. обитель посетила Елизавета Петровна, а в 1762 и 1775 гг. – Екатерина II.
В 1800 г. в монастыре было открыто Звенигородское духовное училище, для которого тогда перестроили царский дворец (арх. Борисов).
Явление прп. Саввы Сторожевского вице-королю Италии Евгению Богарнэ. |
В 1847 г. по воле Николая I на благоустройство обители было отпущено из казны 100 тыс. руб. 25 мая 1858 г. перестроенный Троицкий Собор освятил митрополит Филарет (Дроздов). В июле 1861 г. монастырь посетил Александр II с супругой Марией Александровной, а в 1884-97 гг. здесь четырежды побывали: Вел. кн. Сергей Александрович, Вел. кн. Елизавета Федоровна и Вел. кн. Павел Александрович.
4-8 сентября 1898 г. в монастыре прошли торжества по случаю 500-летия обители. К началу XX в. здесь подвизались 104 насельника.
Гонения на монашествующих, воздвигнутые после переворота 1917 г., приводят к быстрому сокращению их числа. К весне 1919 г. в обители около 13 монахов. 17 марта 1919 г. по постановлению Наркомата юстиции и съезда Советов Звенигородского уезда, в присутствии последнего настоятеля монастыря иером. Ионы, была кощунственно вскрыта рака с мощами прп. Саввы, а в июле того же года обитель была закрыта. В конце авг. 1919 г. она поступила в ведение НКВД. Во дворце Алексея Михайловича был устроен концлагерь для умственно-отсталых детей, в мае 1920 г. его заключенными стали пленные белогвардейцы, а в июле в зданиях обители расположились санаторий Наркомздрава и музей церковной старины, действовавший до 1939 г. В 1941 г. при попытке снятия разбился главный колокол обители. В 1947 г. здесь был возобновлен музей, а в 1949 г. начались реставрационные работы в обители.
Перенесение мощей прп. Саввы Сторожевского в Саввино-Сторожевский монастырь Святейшим Патриархом Алексием II. |
1 февраля 1996 г. был освящен Саввинский придел Рождественского собора, в котором начались регулярные богослужения, а в ноябре 1997 г. в обители возобновилась монашеская жизнь.
22-25 августа 1998 г. обитель отпраздновала свое 600-летие. К этому торжеству в монастырь была перенесена часть мощей прп. Саввы (его глава), хранившаяся долгие годы в семье Успенских, а в 1985 г. переданная в Московский Свято – Данилов монастырь.
В год 600-летия обители, на Пасху, вновь зазвучали ее колокола. Большинство из них, пожертвованные доброхотами, были отлиты в 1990-е гг. на заводах Урала и Москвы.
К 2000 г. в монастыре – 20 человек братии.
Наместник – архим. Феоктист (Дорошко).
Глава прп. Саввы Сторожевского в ковчеге под сенью в юго-восточном углу Рождественского собора.
Саввино-Сторожевский монастырь. Купальня. |
Прп. Саввы Сторожевского на Городке (в 2 км от монастыря).
Адрес: 141980, Московская обл., г. Звенигород, ул. Городок, 5
Телефон: 592-94-18, 592-94-50, 592-94-41
Проезд: До ст. Звенигород Белорусской ж/д (60 км), далее авт. – 6 км. Минское шоссе.
Проезд: ст. Звенигород Белорусской ж/д, далее авт – 5 км, Минское шоссе
Наместник архим. Феоктист (Дорошко).
Проезд: до ст. Звенигород Белорусской ж/д, далее авт – 8 км, Минское шоссе
Скит Саввино-Сторожевского монастыря. |
Скит был закрыт почти одновременно с обителью. Долгое время он находился в ведении Звенигородского военного санатория, руководство которого было равнодушно к его судьбе. Вокруг архитектурных сооружений скита возвели многочисленные жилые и хозяйственные постройки, исказившие исторический облик святыни; безжалостно разрушили окружавшие скит стены с угловыми шатровыми башенками. В 1980-х гг. сооружения Саввинского скита были частично отреставрированы. Во 2-ой половине 1990-х гг. они были переданы в ведение монастыря. Регулярное богослужение в скиту, в настоящее время, не возобновлено.