блок хожу я темные храмы блок

Вхожу я в темные храмы…

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.

блок хожу я темные храмы блок. Смотреть фото блок хожу я темные храмы блок. Смотреть картинку блок хожу я темные храмы блок. Картинка про блок хожу я темные храмы блок. Фото блок хожу я темные храмы блок

Статьи раздела литература

блок хожу я темные храмы блок. Смотреть фото блок хожу я темные храмы блок. Смотреть картинку блок хожу я темные храмы блок. Картинка про блок хожу я темные храмы блок. Фото блок хожу я темные храмы блок

блок хожу я темные храмы блок. Смотреть фото блок хожу я темные храмы блок. Смотреть картинку блок хожу я темные храмы блок. Картинка про блок хожу я темные храмы блок. Фото блок хожу я темные храмы блок

блок хожу я темные храмы блок. Смотреть фото блок хожу я темные храмы блок. Смотреть картинку блок хожу я темные храмы блок. Картинка про блок хожу я темные храмы блок. Фото блок хожу я темные храмы блок

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

блок хожу я темные храмы блок. Смотреть фото блок хожу я темные храмы блок. Смотреть картинку блок хожу я темные храмы блок. Картинка про блок хожу я темные храмы блок. Фото блок хожу я темные храмы блок

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Источник

Анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы…» (А. А. Блок)

Первый период творчества Александра Блока (1900 – 1903) тесно связан с его влюбленностью в Любовь Менделееву. Практически все стихи этого времени входят в цикл «Стихи о Прекрасной Даме», воплощением которой и является возлюбленная поэта. Многомудрый Литрекон проанализировал одно из таких произведений и предлагает ознакомится с данным разбором в этой статье. Анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы…» поможет проникнуться красотой и мастерством произведений Блока.

История создания

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» было написано Блоком 25 октября 1902 года. В этот период между поэтом и Любовью Менделеевой, с которой у него был роман, сложилось недопонимание — несовпадение мировидения.

Спустя всего лишь несколько недель после их «ссоры» Блок и Менделеева увиделись на благотворительном балу. Эта встреча стала судьбоносной! Поэт сделал предложение Любови Дмитриевне в тот же вечер, а 25 мая 1903 года они обручились.

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» создавался автором как раз во время развития отношений с Любовью Дмитриевной. Он, по мнению самого автора, является одним из лучших его циклов. Создавался он легко и быстро, на одном дыхании. Всему «виной» его Муза, воплощение «Вечной Женственности», Любовь Менделеева.

Все стихи в данном цикле расположены в хронологическом порядке, по датам, что напоминает автобиографическое произведение.

Жанр, направление, размер

Однозначно, лирическое стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» относится к любовной лирике, так как главная тема его – любовь. Многие считают, что данное произведение принадлежит и к философскому направлению, а именно к духовной лирике, но это не совсем так. Да, действительно поэт пишет о Храме, о лампадах, ризах, но здесь данные упоминания необходимы для создания атмосферы, для более точной передачи авторских чувств, его отношения к «Прекрасной Даме». Религиозная же лирика – это произведения, которые созданы на основе переосмысления своей веры, на основе размышлений о добре, о зле, созданы на основе раскаяния, осознания своей греховности. Этот жанр можно назвать поджанром философской лирики.

Направление стихотворения «Вхожу я в темные храмы…» модернистское. Отличительной чертой данного направления является стремление передать особенности личностного восприятия окружающего мира, передать исключительность чувствительности каждого человека, то есть задачей автора является раскрыть сокровенное, душевное, то, что является неповторимым, субъективным. Именно поэтому стихотворения данного направления очень интимные, откровенные. Поэт раскрывает читателю свою душу, объясняет свою точку зрения.

Александр Блок – поэт-символист. Особенностью символизма является передача воспринятого через символы, через метафоричные образы и сравнения, создание определенной атмосферы, которая более подробно опишет чувства, мысли поэта, его мироощущение и взгляды.

Размер стихотворения «Вхожу я в темные храмы…» – трёхстопный дольник на двусложной основе. Рифмовка перекрестная, с чередующимися женской и мужской рифмой.

Композиция

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» состоит из 4 строф. Композиционно данное произведение можно разделить на три части.

Последнее четверостишие тоже начинается с междометия. Подобная анафора говорит о особенных чувствах лирического героя к «Даме», о его воодушевлении, о его нетерпении встретиться с ней.

Образы и символы

Лирический герой раннего периода творчества Александра Блока – это влюблённый юноша, находящийся в постоянном поиске идеалов.

Лирические герои очень часто являются отражением поэтов, но в данном случае можно поставить знак равенства между ними, так как цикл «Стихи о Прекрасной Даме» — это «автобиографический» цикл, совпадающий со всеми событиями жизни автора того времени. Лирический герой именно этого стихотворения «Вхожу я в темные храмы…» полон надежд и веры, он воодушевлен.

Основными образами стихотворения «Вхожу я в темные храмы…» являются «темные храмы» и «Прекрасная Дама».

Образ «Прекрасной Дамы» в стихотворении «Вхожу я в темные храмы…» пронизывает красной нитью всё творчество Александра Александровича. «Она» является воплощением вселенской доброты, красоты и чистоты, к которой стремится автор, она дарит всё это «земному» миру, которому не хватает как раз-таки этих добродетелей. Данный образ, с течением времени, преобразуется, изменяется, так же, как и лирический герой, воспевающий «Её».

«Темные храмы» — не менее интересный образ. Можно предположить, что «темные храмы» — это метафора. Автор называет жизнь «темным храмом», в котором он ждёт свою единственную, «в мерцаньи красных лампад».

Блок очень часто употребляет цвета в качестве определений к слову. Красный цвет для поэта – это цвет волнующий, разжигающий интерес, увлекающий, но в то же время пугающий.

Обобщая всё выше перечисленное, можно сказать, что лирический герой ждёт «Прекрасную Даму», которая осветит его жизнь, украсит, которая выше всех тревог, всей суеты.

Втрое четверостишие начинается символично.

«В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.»

Колонна является символом оси мира. Мировая ось – это связь неба и земли. В данном стихотворении этот символ очень уместен. Лирический герой, обычный человек, ждёт, надеется на встречу со своей возлюбленной, которая является для него «возвышенным существом», не от мира сего. Он стоит в тени, то есть он смущён, он чувствует себя недостойным ожидаемой встречи, но всё же ждёт.

Дверь – это граница, переход в новое пространство, в новую жизнь.

Лирический герой знает, что жизнь не будет прежней после встречи с «Ней», он «дрожит от скрипа дверей», то есть волнуется, боится, или же наоборот ждёт, прислушивается, поэтому от малейшего шороха вздрагивает.

В стихотворении поэт несколько раз упоминает о сне. Сон для Блока – это «идеальный мир», мир гармонии, мир без сумбура. Лирический герой поэта часто находится в состоянии полусна, в состоянии мечтаний, то есть «между мирами», но определенно направленный в сторону «лучшего» мира.

Свечи – это свет в жизни. Также свечи являются атрибутом церковной жизни, то есть, употребив этот символ по отношению к «Прекрасной Даме», поэт признаёт в «Ней» божественное начало.

Темы, проблемы, настроение

Любовь является главной темой стихотворения «Вхожу я в темные храмы…». Музой, вдохновительницей Александра Блока была его возлюбленная, а потом и жена — Любовь Менделеева. Данное стихотворение обращено к ней и, естественно, оно о любви.

Проблематикой произведения являются сомнения лирического героя. Он сомневается в самой встрече с «Дамой», сомневается в том, достоин ли он этой встречи, но также он уверен, что та единственная, которую он повстречал, и есть «Святая», в которую он верит, которую он долго ждёт.

«Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.»

Настроение стихотворения тихое, приятное и воодушевлённое. Всё произведение «осторожное». Оно напоминает преддверие праздника, когда, изнемогая, ждёшь чуда. Для пояснения своих эмоций автор выбрал «пространство» храма, что добавляет ещё большего трепета произведению.

Основная идея

В данном стихотворении поэт описал взволнованность от ожидания любви, от ожидания «своего» человека. Это и есть главная мысль произведения «Вхожу я в темные храмы…» — объяснить эти «промежуточные» чувства.

Смысл стихотворения «Вхожу я в темные храмы…» можно найти в предлагаемом автором решении выдвинутой проблемы. Свои сомнения в любви лирический герой преодолевает чистой верой!

«О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.»

В любви нет логики и доказательств. Мы всегда воспринимаем чувства на веру и должны отдаться этому ощущению без колебаний.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Вхожу я в темные храмы…» являются заключительной частью разбора по плану.

Источник

⛪️Вхожу я в темные храмы

Стихотворение Александра Блока «Вхожу я в темные храмы» написано осенью 1902 года в период, когда поэт ищет свой идеал Женщины и, ему кажется, находит его в образе Менделеевой. Эту работу автора можно назвать стихотворением-ожиданием, в нём виден взгляд в будущее и томление от таинства сегодняшних отношений.

Что каждый из нас ждёт от Любви? Кто-то пытается найти в ней новый источник страсти, другой желает быть покорённым красотой своей избранницы, третий (не дай Бог) преследует чисто меркантильные цели. Блок желает понять сущность женщины и овладеть ей до последней капли. Поэта не интересует часть, он желает целого и томиться в ожидании того, сбудутся ли его надежды.

Дрожь ожидания в храме

Строки пишутся на фоне влюблённости и автор желает, чтобы любовь, именно эта любовь, сохранилась в его сердце навсегда. Вместе с тем он боится краха, он страшится, что удастся получить только часть, остальное останется неизведанным и отношения с Прекрасной Дамой будут неполными.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.

Кто и что войдёт, когда скрипнет дверь? Будет ли это полная взаимность или мечта так и останется сном? Велика ли граница между желанием и достижением?

Между образом и реальностью

Второй мотив для переживаний Александра – это совмещение образа и реальности. Поэт создал из Менделеевой образ, который может развеяться, когда откроются двери взаимности. Автор желает, чтобы реальность была по максимуму приближена к созданному образу и боится их несовпадения. Сложный вопрос – создав образ идеальной Дамы, Блок пытается перенести его в реальность без потерь. Только так, только целое, никаких торгов и уступок.

А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.

Темные храмы, в которые входит поэт в начале стихотворения – это знак таинства будущего, знак надежды. В темноте не всегда можно разглядеть глазами, тут важно видеть сердцем. Помните Маленького принца:

Глаза слепы. Искать надо сердцем.

Выбор сделан

Сомнения и страхи ожидания видны во всём стихотворении, кроме его финала, где герой делает свой однозначный выбор:

Даже если она сейчас далеко, даже если не думает о нём и редко вспоминает – это не может помешать выбору, так как образ всегда рядом с героем, и он делает выбор.

Художественная составляющая

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы» наполнено флюидами раздумья, ожидания и решения. Элементы художественной выразительности, эпитеты и метафоры наполняют пространство между строками и делают из четырёх столбиков настоящий шедевр блоковской лирики. Стиль повествования размеренный, даже несколько монотонный, но он помогает передать торжественность момента выбора и муки героя перед порогом принятия решения.

По жанру стих является сочетанием духовной и любовной лирики со стихотворным размером – дольник. Используются эпитеты отрадные черты, бедный обряд, ласковы свечи и другие, а также Блок не забыл про метафоры (бегут улыбки, глядит образ, сказки и сны).

В строках видно настоящее отношение Блока к любви, просматриваются духовные идеалы поэта, где на первом месте в тронном зале жизни находится Любовь. Именно через Любовь человек может прийти к Богу и обрести счастье на земле.

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.

Аудиозапись стихотворения

Дополнить ощущения от прочтения стихотворения поможет прочтение строк от А Кутепова.

Источник

Стихотворение и анализ «Вхожу я в темные храмы…»

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая – Ты.

Краткое содержание

В богатейшем творческом наследии Александра Блока произведения, посвященные любви, занимают особенное место. Апофеозом этой тематики стал цикл стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме», который автор посвятил горячо любимой жене, Любови Менделеевой. Эта женщина до конца дней оставалась ангелом-хранителем поэта и его музой. Несмотря на расставание, он сохранил нежные чувства к бывшей супруге, всегда оказывал ей помощь и поддержку и свято верил, что судьба еще предоставит им шанс на воссоединение.

блок хожу я темные храмы блок. Смотреть фото блок хожу я темные храмы блок. Смотреть картинку блок хожу я темные храмы блок. Картинка про блок хожу я темные храмы блок. Фото блок хожу я темные храмы блок

Любовь Дмитриевна Блок. Художник Т. Гиппиус. 1910

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы» словно прикрыто завесой некой тайны. В нем ощущается едва уловимый намек на какое-либо действие, оно насквозь пронизано ожиданием чуда – появления Прекрасной Дамы, которая представляет собой земной прообраз Божественного начала. Торжественность слов лирического героя обретает подобие гимна или молитвы, при помощи которой верующие беседуют с Господом. Текст полон восклицаний, при помощи которых автор выражает бесконечное восхищение героя.

Сюжет лишен какой-либо динамики. Ничего не происходит. Существует лишь одно бесконечное ожидание. Для героя образ Прекрасной Дамы священен, поэтому и эпитеты при обращении к ней подобраны автором соответствующие: «Величавой», «Святой», «Милой», «Вечной», причем, все они начинаются с заглавной буквы, что еще больше подтверждает значимость этого образа.

Для усиления напряженности и тревожности ожидания автор использует символы, окрашенные в красный цвет. Во всех произведениях данного цикла этот цвет означает появление Прекрасной Дамы и является символом любовных страстей. В данном стихотворении свет красных лампад усиливает томительное ожидание героя.

Прекрасная Дама – это некое неземное воплощение мечты, любовь с ней возможна лишь в вечности и в грезах. В соединении с ней герой видит достижение абсолютной гармонии, уход от реального мира, и в этом смысле текст произведения приобретает философскую направленность. Блок затрагивает в этом стихотворении не только тему любви, но и тему сложного, таинственного мира красоты, добра и гармонии.

Анализ

История создания

Свой знаменитый цикл «Стихи о Прекрасной Даме» Александр Блок начал писать под влиянием философского учения Владимира Соловьева, богослова и основоположника русской христианской философии. Еще в раннем периоде творчества он был впечатлен его учением о божественной сущности любви и о вечной женственности. Оно и легло в основу вышеупомянутого цикла. Этот же философский постулат Блок использовал при создании стихотворения «Вхожу я в темные храмы», написанном 25 октября 1902 года.

Это был период страстной влюбленности поэта в молодую девушку, дочь великого ученого, Любовь Менделееву, ставшую его женой. Именно ее он считал живым воплощением вечной женственности, а свою любовь – чувством, овеянном тайной и мистикой, наполненным особым, неземным смыслом.

В жизни супругов были и любовь, и расставания, и непонимание, и прощение. Но, когда Любовь Дмитриевна все же приняла решение расстаться, поэтом буквально овладело отчаяние. Сам он называл свое состояние умопомешательством и в каждой встречной женщине искал сходство с любимой женой. Этот разрыв послужил его приобщению к вере. Он стал посещать церковные службы не только для облегчения душевных страданий, но и с надеждой встретить в одном из храмов свою Прекрасную Даму – Любовь Дмитриевну.

Персонажи и образы

Одним из основных образов данного стихотворения является храм, то есть место, где происходит действие. Лирический герой, обращая к Богу молитву, надеется на чудо – явление ему возлюбленной. Храм в этом смысле берет на себя роль символа веры и надежды.

Еще одним немаловажным образом становится красный цвет. Для Блока это не только цвет, означающий страсть, но и символ самой возвышенной, неземной любви, перед которой он преклоняется. Главным образом в стихотворении является сама Прекрасная Дама. Для героя она – недосягаемая мечта, небесный образ, олицетворение вечной любви. Не боясь осуждения, поэт сравнивает ее с самой Богородицей, приобщая ее, таким образом, к сонму святых.

Сам лирический герой пребывает в томительном ожидании образа своей божественной любви. Несмотря на тревожность и душевную пустоту, он все же надеется, что явление ему Прекрасной Дамы сможет воскресить его к жизни.

Композиция

В композиционном плане стихотворение состоит из трех частей. В первой части, так называемом вступлении, герой пребывает в смятении. Он сомневается, на самом ли деле его любимая и есть тот божественный образ, который он создал в своем воображении.

Лирическая вторая часть – это вполне земное, обычное изображение возлюбленной. Третья часть наполнена таинственными образами, описанием красоты любимой женщины, ее неповторимости и божественности. Последняя строфа полностью посвящена образу Прекрасной Дамы.

Особенность стихотворения состоит в том, что в нем успешно сочетаются два жанра – любовная и духовная лирика, навеянная философским учением Соловьева. Также этому стихотворению подходит жанр послания, так как все чувства и эмоции героя адресованы конкретному образу. Литературное направление этого произведения – символизм.

Размер и средства художественной выразительности

Ничто так не передает человеческие эмоции, в данном случае волнение и трепет героя, как дольник (размер, где в одной строке сочетаются двухсложные и трехсложные стопы) с перекрёстной рифмовкой (АВАВ).

Для воссоздания особой атмосферы поэт пользуется эпитетами: «темные храмы», «ласковы свечи», «бедный обряд», «отрадны черты». Динамику и эмоции помогают передать олицетворения: «образ глядит», «бегут улыбки», «сказки и сны». В стихотворении много восклицаний и метафор, подчеркивающих святость образа возлюбленной: «О, Святая», «Величавой Вечной Жены».

Произведение звучит торжественно, благодаря особой лексике. В тексте много высокопарных, устаревших, красивых по звучанию слов, которые подчеркивают неординарность и величину события: «озаренный», «мерцанье лампад», «обряд», «ризы», «отрадны».

Проблематика и основная идея произведения

Основная тема стихотворения – любовь к идеалу. В произведениях Блока часто прослеживается одновременное сосуществование двух миров – реального, физического и божественного, непостижимого. Этот мотив звучит и в данном стихотворении, что приближает его к философской тематике.

Смысл состоит в потребности любви для человеческой души. Только любовь способна либо исцелить ее, либо низвергнуть и обратить в прах. В любом случае, без любви невозможно само существование, и никакие страдания не заставят человека отказаться от этого прекрасного чувства. В этом заключается мировоззрение Блока. Мир, в отличие от красоты, у него может спасти только любовь, чистая, святая, дарящая надежду и наполняющая смыслом земную жизнь.

Источник

Анализ стихотворения «Вхожу я в тёмные храмы» (А.А. Блок)

Автор: Guru · 30.07.2018

Для Александра Блока женщина была созданием, наделённым божественной силой. Любовь Дмитриевна Менделеева, жена поэта, стала для него своего рода музой, ангелом-хранителем и Мадонной, сошедшей с небес. Но очередной разрыв с любимой женщиной вдохновил творца к написанию стихотворения «Вхожу я в тёмные храмы…».

История создания

В 1902 году Александр Блок ещё не имел счастья называть Любовь Менделееву своей женой. Это был период его страстной влюблённости и заинтересованности идеологией В. Соловьёва. Суть этого мировоззрения заключалась в превозношении женственности и божественной сути любви к слабому полу.

Когда Любовь Дмитриевна рассталась с поэтом, это повергло его в глубокую печаль. Сам Александр Блок называл этот период его жизни умопомешательством, поскольку в каждой проходящей мимо женщине искал глазами свою возлюбленную. Разрыв сделал его более набожным. Литератор не пропускал воскресных служб и часто посещал храмы в надежде встретить Любовь Менделееву. Так и возник замысел стихотворения.

Жанр, направление и размер

«Вхожу я в тёмные храмы…» можно назвать любовным посланием, потому что автор описывает чувства и эмоции, которые вызывает у него образ возлюбленной. Но все же в этом любовном послании есть и черты философской лирики, связанной с учением В. Соловьёва.

Стихотворение написано в духе символизма. Чтобы лучше передать взволнованность и трепет лирического героя, Александр Блок использовал дольник с перекрёстной рифмой.

Образы и символы

Всё стихотворение пронизано духом таинственности. Одним из главных образов здесь выступает место действия – храм. В этом святом месте лирический герой, читая молитвы, ждёт чуда: появления своей возлюбленной. Храм в контексте этого стихотворения выступает в роли символа веры и надежды.

Красный свет проходит через весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме», посвящённый Любови Менделеевой. Он служит знаком страсти и проявления той возвышенной любви, которую почитал Александр Блок. Главным образом выступает сама Прекрасная дама. Она – предел мечтаний, мысль о счастье и вечной любви. Сам поэт не боится сравнить её с Богородицей, приравнивая тем самым свою возлюбленную к святым.

Лирический герой готов поклоняться образу его «святой» любви. Он полон трепета и надежды, веры и желания достичь вечной и прекрасной страсти. Его душа встревожена и опустошена, но он верит, что появление Прекрасной Дамы сможет воскресить его.

Темы и настроения

Основной темой, конечно же, выступает любовь лирического героя. Он томится страстными чувствами к своей идеальной возлюбленной. Присущий творчеству Александра Блока мотив двоемирия (соседство мира реального и тайного непостижимого) подводит к философской теме.

Стихотворение словно овеяно мистической тайной. Оно вызывает трепет и завораживает. Вся атмосфера представляет собой некий намёк, здесь нет ничего реального. Всё иллюзорно.

Основная идея

Смысл стихотворения заключается в необходимости любви для души человека. Она может исцелить её или же обратить в прах. Без неё человек не может существовать. Боль, счастье – всё готов он перенести, лишь бы любить и быть любимым.

Главная мысль произведения отображает мировоззрение поэта. Если у Достоевского мир спасает красота, то у Блока – только любовь. Она движет всем и всеми. В ней он видел смысл своей жизни, и в каждой его работе только чистая и святая страсть дает надежду.

Средства художественной выразительности

Чтобы воссоздать необходимую атмосферу, Александр Блок использует эпитеты (тёмные храмы, ласковы свечи, бедный обряд, отрадны черты).

Помогают создать динамику и подчеркнуть эмоциональность олицетворения (бегут улыбки, сказки и сны, образ глядит). Волнение лирического героя автор подчёркивает восклицаниями, риторическими вопросами. Метафора (Величавой Вечной Жены) намекает на святость образа возлюбленной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *