бобат терапия обучение специалистов
Bobath
Бобат-терапия успешно применяется в реабилитации пациентов разных возрастных групп, имеющих проблемы с движением и активность повседневной жизни.
Концепция Бобат создана Карлом и Бертой Бобат в 40-ых годах в Великобритании. Благодаря первому образованию и практике учителя гимнастики, Берта Бобат начала применять различные методы лечения и постепенно разработала уникальную авторскую методику. Карл Бобат помогал супруге, создавая теоретическую базу. В настоящий момент концепция растет и развивается, как и вся современная терапия она основана на современных исследованиях в области восстановления и адаптации центральной нервной системы.
Концепция Бобат основана на пластичности мозга и его способности к реорганизации. Так, благодаря некоторым исследованиям удалось установить, что здоровые регионы мозга частично берут на себя функции, которые ранее выполнялись пострадавшими регионами. Это знание активно применяется в концепции Бобат.
Концепция Бобат:
Фундаментом концепции Бобат являются:
Концепция Бобат — это 24-часовой процесс. Терапевт должен повлиять на все аспекты жизни пациента — положение во сне, еда, питье, личная гигиена, одевание, перемещение, туалет — все должно быть проанализировано. На основании анализа назначается индивидуальная терапия.
Успех восстановительного лечения во многом зависит от активной позиции самого пациента. Это связано с тем, что в восстановительной терапии основную роль играет процесс обучения. Здесь, как в школе, могут попадаться способные и менее способные, активные и малоактивные «ученики». Помочь пациенту хорошо освоить «предметы» на занятиях — важная задача!
Безусловно, при помощи концепции Бобат невозможно полностью восстановить нарушенные функции, но целью лечения всегда остается максимальное улучшение условий и качества жизни пациента.
Применяемые терапевтические приемы:
Расписание курсов по специализации Bobath
Даты будут определены, когда ситуация по перелетам между странами наладится.
Для подтверждения участия необходимо внести предоплату 104 000 руб. (стоимость двух недель обучения).
Принципы, упражнения и обучение бобат-терапии
Названием методики стала фамилия ее разработчиков — Берты и Карла Бобатов — врачей из Лондона. Берта работала физиотерапевтом, а ее муж — нейрофизиологом, профессором неврологии и психиатрии.
В гг ХХ в. они предложили кардинально новый, как на то время, подход к процессу лечения заболеваний, связанных со спастическим поражением мускулатуры. В гг терапия стала довольно популярной во всей Европе.
Сами принципы и механизмы метода были основаны на наблюдениях за больными, которые перенесли инсульты либо травмы нервной системы, которые проводила Берта. Карл же сделал теоретическое обоснование.
Главная идея метода — психика и тело должны взаимодействовать, как следствие — лечить следует не отдельную часть тела, а весь организм в целом. Цель методики — выработать управляемые, рациональные и осознанные движения, вместе с тем снизить мышечные спазмы и напряжение.
На сегодняшний день центры, работающие по методике супругов Бобат, встречаются по всему миру. Этот способ лечения за многие годы практики оказался наиболее эффективным по восстановлению детей с ДЦП и последствиями многих болезней, поэтому его признает официальная медицина.
Эту методику применяют для лечения таких заболеваний:
Данная методика, конечно же, не является панацеей, и во многих случаях она не может достичь полного выздоровления пациента. Но дает результаты намного эффективнее в сравнении теми методами, которые ей предшествовали.
Концепция и принципы
Принципы бобат-терапии. Источник: kinesioblag.ru |
Концепция данной методики основана на представлении о заложенном на генетическом уровне плане по развитию центральной нервной системы (ЦНС). Этот план не что иное, как программа развития здорового ребенка.
В младенце с рождения заложены базовые рефлексы, благодаря которым он общается и контактирует с окружающими и средой обитания.
Такой способ коммуникации действенен на протяжении 2–3 первых месяцев жизни ребенка. После этого он начинает осваивать другой вид поведения, регулируемый и стимулируемый на сенсорном уровне извне.
При поступлении большого количества разного рода сигналов для тех или иных анализаторов идет их обработка и, как результат, ребенок учится вырабатывать соответствующие моторные реакции.
По причине заболевания мозг может получать искаженные сигналы и, соответственно, обработает их неправильно. Это приводит к выработке патологий в двигательных реакциях, а также к разным осложнениям (атрофии, контрактуры, спастики ).
Метод предусматривает использование специальных сигналов (зрительных, слуховых, положений тела), цель которых — заставить работать больные структуры ЦНС и корректировать их работу с последующим подавлением патологических моторных рефлексов.
Кому противопоказан метод?
Есть несколько болезней, при которых запрещается использование этой методики:
С какого возраста можно начинать лечение
С какого возраста начинать лечение. Источник: zdetstvo.ru |
Возраст ребенка при работе по методу Бобат не имеет значения: его может быть как грудничок, как и подросток. Но, конечно же, чем раньше грудничок на помостеначать — тем эффективнее лечение.
Самые лучшие результаты дает процесс лечения начатый, пока ребенку еще не выполнилось трех месяцев, когда сенсорная информация только начинает накапливаться.
Также, начинать процесс лечения можно как при минимальных мозговых дисфункциях, так и в тяжелых случаях органических патологий.
Как проводятся занятия по методу Бобат?
Специалисты занимаются с детьми в специальных игровых комнатах. Занятия проводятся в форме игр с целью установления большего контакта с пациентом.
Здесь посредством игрушек врач посылает организму ребенка определенные сигналы, благодаря которым обнаруживаются заложенные на генетическом уровне потенциалы развития, не позволяющие формировке патологических функций.
Каждое действие данной методики ориентировано на то, чтобы пациент достиг одной из следующих целей:
Один из комплексов упражнений
Комплекс упражнений по методике :
Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку!
Понравился материал? Будем благодарны за репосты
Бобат терапия — метод реабилитации заболеваний ЦНС
Бобат терапия — эффективная методика реабилитации пациентов с органическими поражениями головного мозга, в том числе детского церебрального паралича (ДЦП), и последствий ишемического инсульта. Применение концепции позволяет достигать результатов в виде полного восстановления двигательной активности пациентов разного возраста.
Методика разработана британскими специалистами: физиотерапевтом Бертой Бобат и нейрофизиологом Карлом Бобат в 1943 году. Путем длительных наблюдений за пациентами со спастическими нарушениями мускулатуры Берта выявила закономерность в эффективном взаимодействии психики и тела в лечении и укреплении всего организма, а не отдельных его частей. А Карл как профессор психотерапии и нейрофизиологии научно обосновал концепцию нейродинамической реабилитации и создал практический алгоритм ее применения в работе с пациентами.
Концепция помогает тысячам пациентов с нарушениями ЦНС по всему миру повысить качество жизни и двигаться самостоятельно. Студенты МАМР, обучаясь у европейских специалистов-практиков Бобат, становятся востребованными реабилитологами и могут работать с самыми сложными случаями спастических нарушений как со взрослыми, так и с детьми.
Показания к Бобат терапии
Применение Бобат терапии рекомендовано при следующих патологиях:
Задержка психомоторного развития.
Нарушения движения и равновесия.
Опухоли и воспаления головного мозга.
При всех этих заболеваниях применение техник Бобат терапии дает результаты в виде повышения качества двигательной активности.
Принцип действия Бобат терапии
Концепция основана на выработке у пациента управляемых, рациональных и осознанных движений, которые позволяют снижать мышечные спазмы.
Так как мозг человека пластичен, он способен к реорганизации, то есть здоровый участок мозга может обучаться и выполнять задачи, которые ранее выполнялись поврежденным участком мозга. С помощью комплекса физических упражнений и мануальных техник тело больного обучается заново выполнять необходимые движения самостоятельно.
Лечение по методике Бобат предполагает постепенную адаптацию пациента к нормальному образу жизни без физического дискомфорта.
Основные принципы Бобат терапии для взрослых и детей:
Безболезненность — упражнения не должны доставлять пациенту никакой боли или дискомфорта.
Регулярность — для получения результатов терапия должна выполняться ежедневно.
План лечения — реабилитационные мероприятия выполняют исходя из динамических возможностей пациента.
Разнообразие упражнений — Бобат терапию проводят с постепенным усложнением упражнений.
Непрерывный контроль со стороны лечащего врача и инструктора ЛФК, в ряде случаев к лечению подключают неврологов, ортопедов и нейрохирургов.
Реабилитация пациентов с помощью Бобат терапии предполагает работу терапевта с использованием специального стола, матов, мануальные техники и обучение движениям.
Во время упражнений задействованы ослабленные и парализованные части тела. Происходит обучение пациента восприятию своего положения в пространстве и контролю движений всей мускулатуры.
Для достижения результатов пациентам нужно научиться самостоятельно контролировать мышечный тонус, правильно применяя навыки напряжения и расслабления, выполнять движения по психомоторному стереотипу, что позволяет вернуть координацию.
Особенности Бобат терапии для детей
Методику можно применять для реабилитации детей в первый год жизни. В это время мозг наиболее быстро адаптируется к изменениям, и тело активно учится правильным самостоятельным движениям. Занятия предусматривают игровую форму, чтобы ребенок мог пробовать, щупать и играть с разными предметами, развивая мелкую моторику. С ростом числа взаимодействий с элементами внешнего мира, тем больше участков головного мозга активизируется в комплексе со всем организмом. Если ребенок развивается медленно и к 9 месяцам не сидит самостоятельно, следует обратиться к неврологу и начать курс Бобат терапии для развития моторики и сенсорики.
Бобат терапия в лечении ДЦП
Лечебная физкультура по Бобат способствует развитию у детей с церебральным параличом навыков игры и движений, обучает уходу за собой, развивает привычки, соблюдение которых обязательно в быту. Упражнения позволяют снять мышечное напряжение и способствуют восстановлению нормальной двигательной активности.
Рассмотрим пример комплекса упражнений из Бобат концепции для детей с ДЦП.
В начале упражнений ребенок лежит на спине в состоянии напряжения в теле и конечностях:
Расслабляем кисть руки. Берем большой палец парализованной кисти и перемещаем в направлении наружной части кисти. Удерживаем большой палец в новой для него позиции до 3 минут, чтобы расслабить мышцы кисти.
После снятия спазмов и расслабления мышц берем кончики пальцев кисти, и разгибаем их, не прикасаясь к ладони.
После распрямления пальцев спастической кисти сгибаем и разгибаем запястье, отводим его без перемены положения большого пальца.
Далее сгибаем плечо, удерживая большой палец в отведенном состоянии. Руку выводим вперед, сгибая плечо. После сгибания плеча под максимальным углом, удерживаем руку в полученном положении до наступления мышечной релаксации.
Сгибаем и разгибаем ноги. Для этого отгибаем большой палец парализованной ноги ребенка вверх, фиксируем в этом положении, пока спазмированная нога ребенка не расслабится. Одной рукой давим над коленом, а другой рукой тянем стопу вверх, а потом вниз. Отводим ногу. Максимально выпрямляем ноги при согнутой стопе. Давим на внутреннюю сторону колена, одновременно вытягиваем ногу.
Нога должна быть в согнутом состоянии. Одной рукой удерживаем палец стопы с отведением вверх, другой рукой давим на колено в направлении нужного движения. Медленно, без изменений темпа, отклоняем колено на максимальный угол.
Голеностоп сгибаем, затем разгибаем. Одной рукой удерживаем большой палец ноги в отведении вверх, другой рукой помогаем ребенку сгибать и разгибать стопу.
Упражнения выполняют медленно, с перерывами. Результат достигается за счет регулярности и непрерывности процедур. Для удержания нужного положения тела могут применяться ортотики — специальные ортопедические приспособления в виде стульчиков, вертикализаторов, ортезов, которые помогают быстрее восстановить двигательную активность ребенка.
В МАМР большое внимание уделено обучению специалистов Бобат терапии для детей с рождения. Европейские специалисты-практики Анна Гогола и Гнат Рафал на своих курсах и семинарах кроме диагностики и упражнений по этой концепции обучают мануальным практикам при тесном взаимодействии с неврологами, ортопедами, нейрохирургами. Обучают терапии с помощью специального ортопедического оборудования
Бобат терапия в реабилитации инсульта
Восстановление пациента после инсульта строится на постоянном взаимодействии с реабилитологом. Доктор дает пациенту возможность восстановить двигательную активность через «новый путь», пользуясь пластичностью нервной системы. В этой концепции организм человека рассматривают как единую систему, где все мышцы и ткани взаимосвязаны. И, воздействуя на здоровую часть тела, можно постепенно вернуть подвижность пораженной.
Упражнения направлены на снижение чрезмерного напряжения мышц. В основе метода лежит растяжение мышц-разгибателей. В курсе лечебной гимнастики предусмотрен большой спектр упражнений на растяжение и укрепление мышц с целью возвращения чувствительности и самостоятельного управления телом.
Результаты лечения у взрослых
Каждое действие методики направлено на достижение пациентом одной из следующих целей:
Ингибиция — пациент может самостоятельно удерживать непроизвольные движения тела.
Фасилитация — с использованием направляющих движений по растяжке и расслаблению мышц тело пациента запоминает, как именно нужно двигаться.
Достижение самостоятельности. В занятия включаются разные элементы обслуживания себя, которые пациент должен освоить, чтобы обходиться без помощи родственников.
Обучение Бобат терапии в МАМР
В Международной академии медицинской реабилитации вы можете пройти обучение Бобат терапии для взрослых с возможностью реабилитации пациентов после инсульта и других неврологических патологий.
Реабилитация детей с дисфункцией нервной системы: методика Бобат и вспомогательные техники. 1 ступень
Диагностика и терапия в концепции Бобат
Терапевтический процесс следует согласовывать с родителями, которые указывают на наибольшие функциональные ограничения ребенка.
Терапевтический процесс фокусируем на достижении максимальной функциональности и независимости пациента, а не только на коррекции его опорно-двигательного аппарата, чтобы он хорошо выглядел в лежачем положении.
Курс поможет систематизировать представления о комплексной реабилитации детей с поражением ЦНС, начинать с диагностики, подбирать максимально действенные методики подготовки к движению и формирования функциональных двигательных образцов в содружестве с другими специалистами.
Знания методики Бобат для детей дают широкие возможности безопасного воздействия на организм и позволяют предупредить осложнения, улучшить развитие двигательных и когнитивных способностей, повысить качество жизни детей.
Анна Гогола – 25 лет клинической работы с неврологическим пациентом, 15 лет опыта преподавания на польском языке, 6 лет опыта преподавания на русском языке. Специалист в области различных нейрофизиологических методов (Бобат, Нейродинамика, Cенсомоторная Интеграция, автор метода Развивающей Нейромоторной Стимуляции – Developmental Neuro-Motor Stimulation, DENEMS).
Несколько сотен студентов получилo образование по общеобразовательным предметам и несколько сотен студентов – на курсах и последипломном образовании (автор программы последипломного образования). Промоутер десятков магистерских диссертаций, aвтор многочисленных научных публикаций в международных журналах.
| | |
Терапия маленького ребенка и детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями заключается в стимулировании правильных двигательных реакций путем изменения плоскости опоры.
Терапия ребенка старшего возраста с умеренными нарушениями требует использования подвесной системы Экзарта для стимуляции правильных двигательных реакций.
При наличии изменений мягких тканей и суставов проводится подготовка мягких тканей, мобилизация фасций и суставов для подготовки к движению.
Курс проходит в онлайн-формате.
После оплаты Курса Вы получаете доступ в личный кабинет, в котором выложены записи вебинаров с экспертами по концепции Бобат, мануальной терапии и нейро-мышечному обучению, а также дополнительные материалы для обучения.
Курс проходит в онлайн-формате.
После оплаты Курса Вы получаете доступ в личный кабинет, в котором выложены записи вебинаров с экспертами по концепции Бобат, мануальной терапии и нейро-мышечному обучению, а также дополнительные материалы для обучения.
Курсы по бобат-терапии
Все курсы по направлению
Обучение бобат-терапии — последипломные семинары, курсы и вебинары от ведущих ВУЗов по бобат-терапии, школ и частных преподавателей всего мира.
Показывать на странице:
Популярные преподаватели по бобат-терапии
Гогола Анна
Рунге Наталья
Уфантис Николас
Обучение по бобат-терапии
Здесь собраны учебные заведения, в которых проводят курсы по бобат-терапии. Обучение специалистов строится на основных знаниях о работе центральной нервной системы и базовых принципах построения физиологических движений. В учебных программах грамотно сочетается теоретический материал с практической деятельностью. Данные курсы подойдут для повышения профессиональной квалификации или перепрофилированию.
Учащиеся могут самостоятельны выбрать удобный формат занятий (очный, заочный, дистанционный). Широкая база учебной литературы, видео-материалов, постоянный контакт с преподавателями и кураторами делает процесс обучения максимально эффективным.
Выпускники, прослушавшие курсы бобат-терапии, получают документ установленного образца.
Курсы бобат-терапии необходимы специалистам и практикующим инструкторам: