богато украшенный вход в храм называется

п о р т а л

• архитектурно оформленный вход в здание

• архитектурное обрамление сцены, отделяющее ее от зрительного зала

• П-образная часть конструкции или машины

• род рамы, отделяющей театральную сцену от зрительного зала

• сервер Интернет, обеспечивающий удобный доступ к ресурсам и настройку для конкретного пользователя

• фасад с архитектурными излишествами

• богатый вход в здание

• крупный сайт, объединяющий различные универсальные сервисы

• металлическая несущая конструкция П-образной формы, состоящая из 2 боковых или 4 попарно соединенных между собой стоек (ног) и верхней балки или рамы

• орнаментированный вход в церковь или значительное здание, главным образом, готической и романской архитектуры

• объединение чего либо, точка соединения

• что такое пештак в архитектуре Востока?

• архитектурное обрамление сцены

• главный вход здания

• орнаментированный вход в церковь

• главный вход большого здания

• п-образная несущая конструкция

• форма «ног» портового крана

• крупный сайт в Интернете

• часть крупной машины

• дверь в другое измерение

• станина портового крана

• рама подъемного крана в порту

• парадный вход (архит.)

• главный подъезд здания

• магическая дверь в параллельный мир

• главный вход в здание

• станина докерского крана

• форма «ног» докерского крана

• Архитектурно оформленный вход в здание

• Архитектурно выделенный на фасаде вход в здание

• Вход в храм, здание

• Род рамы, отделяющей театральную сцену от зрительного зала

• Одрамы, отделяющей театральную сцену от зрительного зала

Источник

Храм и его устройство

богато украшенный вход в храм называется. Смотреть фото богато украшенный вход в храм называется. Смотреть картинку богато украшенный вход в храм называется. Картинка про богато украшенный вход в храм называется. Фото богато украшенный вход в храм называется

Притвор — это западная часть храма. Чтобы войти в него, надо подняться по ступенькам на возвышенную площадку — паперть. В притворе в древности стояли оглашенные (так называют тех, кто готовится к принятию крещения). В более поздние времена притвор стал местом, где по уставу совершаются: обручение, лития во время всенощного бдения, чин оглашения, читается молитва родильниц в сороковой день. Притвор еще называют трапезой, так как в древности в этой части устраивались вечери любви, а позже трапезы после литургии.

Из притвора проход ведет в среднюю часть, где во время богослужения располагаются молящиеся.

Алтарь обычно отделен от средней части храма иконостасом. Иконостас состоит из многих икон. Справа от царских врат — икона Спасителя, слева — Богородицы. Справа от образа Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона праздника или святого, которому посвящен храм. На боковых дверях иконостаса изображают Архангелов, или первых диаконов Стефана и Филиппа, или первосвященника Аарона и Моисея. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Полный иконостас имеет пять рядов. Первый называется местным: в нем кроме икон Спасителя и Богородицы помещаются обычно храмовая икона и местночтимые образа. Над местным расположен праздничный ряд икон: здесь помещены иконы главных церковных праздников. Следующий ряд имеет название деисис, что значит «моление». В центре его располагается икона Спаса Вседержителя, справа от нее — образ Богородицы, слева — Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Они изображаются обращенными к Спасителю, предстоящими Ему с молитвой (от этого и название ряда). За образами Богородицы и Предтечи следуют иконы святых апостолов (поэтому другое название этого ряда — апостольский). В деисисе иногда изображают святителей и Архангелов. В четвертом ряду — иконы святых пророков, в пятом — святых праотцев, то есть предков Спасителя по плоти. Венчается иконостас крестом.

Иконостас — это образ полноты Царства Небесного, у Престола Божия предстоят Божия Матерь, Небесные Силы и все святые.

Алтарь — место особое, святое, главное. Алтарь — это святая святых православного храма. Там располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения.

Алтарь — это образ Царства Небесного, места горнего, возвышенного. В алтарь обычно ведут три двери. Центральные называются царскими вратами. Их открывают в особых, самых важных и торжественных местах службы: например, когда священник выносит царскими вратами чашу со Святыми Дарами, в которых присутствует Сам Царь Славы Господь. Слева и справа в алтарной преграде расположены боковые двери. Называются они диаконскими, так как через них чаще всего проходят во время службы священнослужители, называемые диаконами.

Алтарь переводится как возвышенный жертвенник. И действительно алтарь располагается выше, чем средняя часть храма. Главная часть алтаря — Престол, на котором во время Божественной литургии совершается Бескровная жертва. Это священное действие еще называется Евхаристией, или Таинством причащения. О нем мы скажем позже.

За престолом с восточной стороны находится горнее место, которое символически знаменует собой небесный трон или кафедру вечного Первосвященника — Иисуса Христа. Поэтому на стене выше горнего места ставится икона Спасителя. На горнем месте обычно стоят запрестольный образ Богородицы и большой крест. Их используют для ношения во время крестных ходов.

В тех храмах, где служит епископ, за престолом на подставках стоят дикирий и трикирий — подсвечники с двумя и тремя свечами, которыми архиерей благословляет народ.

В северной части алтаря (если смотреть прямо на иконостас), слева от престола, — жертвенник. Он напоминает престол, но меньшего размера. На жертвеннике приготовляют Дары — хлеб и вино для совершения Божественной литургии. На нем находятся священные сосуды и предметы: Чаша (или потир), дискос (круглое металлическое блюдо на подставке), звездица (две металлические дуги, соединенные между собою крестообразно), копие (нож в форме копья), лжица (ложечка для причащения), покровцы для покрытия Святых Даров (их три; один из них, большой и имеющий прямоугольную форму, называется воздухом). Также на жертвеннике имеются ковшик для вливания в чашу вина и теплой воды (теплоты) и металлические тарелочки для частиц, вынутых из просфор.

Подробно о назначении священных сосудов будет рассказано позже.

Еще один алтарный предмет — кадило. Это металлическая чашка на цепочках с крышкой, увенчанной крестом. В кадило кладутся уголь и ладан или фимиам (ароматная смола). Кадило используется для воскурения фимиама во время службы. Благовонный дым символизирует благодать Святого Духа. Также кадильный дым, поднимающийся кверху, напоминает нам, что наши молитвы должны возноситься ввысь, к Богу, как дым кадила.

[1] Несколько практических рекомендаций: устройство храма — его части, предметы, иконостас — лучше всего изучать с детьми наглядно. Почти все церковные школы находятся при храмах, поэтому никто не мешает во время, свободное от службы, благословившись у настоятеля, провести экскурсию по храму и обозреть его от притвора со свечным ящиком до иконостаса. Если воскресная школа или гимназия расположены не очень близко к храму, не беда: детям всегда интереснее прогуляться, чем сидеть за партой. Очень неплохо договориться с алтарником и показать детям священнические облачения и объяснить, как они называются. Можно попросить осмотреть помещение для крещения и крестильную купель. О святых и о церковных праздниках лучше всего беседовать тоже в храме, показывая детям соответствующие иконы. Родители, чьи чада не посещают церковную школу, могут привести их в храм после службы и тихонечко рассказать о нем, об иконах. Чтобы избежать недоразумений, лучше перед этим испросить разрешения у священнослужителей или дежурных по храму.

[2] О христианских мучениках см. на с. 350–359. (2 ф., с. 15-20)

Источник

Словарь. Храм

Храм – дом Божий, здание, предназначенное для богослужения: церковь, собор.

Клир (греч. – жребий) – совокупность людей, совершающих богослужение в храме: священник, диакон, чтец, пономарь, звонарь, певчие.

Клирик – человек, принадлежащий к клиру храма.

Причетник – член причта церкви, церковнослужитель – общее название всех клириков, за исключением диакона и священника. Их обязанность – чтение из богослужебных книг, пение на клиросе и вообще участие во всех церковных богослужениях.

Причт – состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви: как священнослужители (священник и диакон), так и церковнослужители (псаломщики, пономари и другие).

Регент (лат. – управляющий) – руководитель, дирижер церковного хора.

Хор – собрание певчих для согласного пения. Может быть мужским, женским, детским, смешанным.

Церковнослужитель – низшая степень клира: иподиакон, чтец, свещеносец, которые, не имея благодати священства, посвящаются на то или иное служение в церкви.

Алтарь (лат. – жертвенник) – восточная, главная часть храма, в которой находится престол. Отделена от остальной части храма иконостасом. Согласно церковному уставу, в алтарь могут входить только мужчины.

Амвон (греч. – восходить) – центральная часть солеи напротив Царских врат. Служит для произнесения проповедей, чтения Евангелия и других богослужебных целей.

Аналой (греч.) – высокая подставка с наклонным верхом, на которую возлагаются иконы или богослужебные книги.

Барабан – венчающая часть здания, обычно цилиндрической или многогранной формы, имеющая купольное перекрытие.

Глава – наружная часть купольного перекрытия барабана в форме шлема, луковицы, конуса, обычно завершаемая крестом.

Голосники – небольшие камеры или вделанные в верхние части стен храма глиняные кувшины, открытые внутрь помещения и служащие резонаторами для улучшения звучания голосов.

Гульбище – наружная терраса вдоль стен храма. С алтарной стороны гульбище не делают.

Деисус (греч. – моление) – икона, с изображенными на ней Спасителем – посредине, Богородицей и Иоанном Предтечей – по сторонам. Помещается во втором ряду иконостаса над Царскими вратами.

Жертвенник – специальный стол для совершения проскомидии, находящийся в алтаре, слева от престола.

Завеса – занавес, находящийся за Царскими вратами и закрывающий их со стороны алтаря.

Закомара – полукруглое завершение верхней части стены церковного здания.

Запрестольный образ – икона, помещающаяся на восточной стороне алтаря за престолом и изображающая Спасителя, Божию Матерь или того святого (или событие), которому посвящен храм.

Звонница – сооружение в виде стенки с проемами для подвешивания колоколов, поставленное либо над крыльцом или стеной храма, либо отдельно.

Катапетасма (греч – завеса) – завеса Царских врат.

Клирос – место в храме, предназначенное для хора. Обычно клироса располагаются на обоих концах солеи.

Кокошники – декоративные закомары, иногда с заостренным верхом, располагающиеся на стенах, сводах, а также вокруг барабанов церковных зданий.

Колокольня – часть церковного здания или особая постройка вблизи него, где развешиваются колокола, иногда в несколько ярусов (см. Звон колокольный).

Купель – сосуд в виде большой чаши, служащий для крещения младенцев.

Лампада (греч. – светильник) – масляный светильник, зажигаемый перед иконами.
Символическое значение свечей, подсвечников, лампад и света в храме

Местный ряд – нижний ярус иконостаса, в котором размещены иконы с изображением Спасителя (справа от Царских врат) и Богородицы (слева от Царских врат), а также местная икона (вторая справа от Царских врат), с изображением святого или праздника, в память которых освящен престол. В местный ряд входят северная и южная двери в алтарь, а также иконы, посвященные праздникам и святым, особо чтимым в данной местности.

Орлец – круглый коврик с изображением орла, на котором во время богослужения стоит архиерей.

Плащаница – погребальное покрывало, полотно. В богослужебной практике – иконописное или вышитое разноцветными нитями изображение тела Иисуса Христа в том виде, в каком оно было снято с креста. В Великую пятницу выносится из алтаря на средину храма для поклонения и оставляется там до пасхальной полунощницы, затем снова вносится в алтарь.

Престол – квадратный стол посредине алтаря, служащий местом совершения таинства евхаристии – священное место, где во время богослужения незримо присутствует Сам Бог. Касаться престола и предметов, находящихся на нем, могут только священнослужители.

Придел – особый алтарь, отдельный от главного, содержащий в себе все, что составляет принадлежность всякого алтаря, то есть престол и жертвенник с принадлежностями и прочее. Подобно главному алтарю, отделяется от других частей храма иконостасом, имеет солею и клиросы. Приделы устраиваются в относительно просторных храмах для того, чтобы можно было совершать две литургии в день, поскольку на одном престоле литургия священнодействуется не более одного раза в день. Придел, как и главный алтарь, обращен к востоку.

Притвор – самая западная часть храма, примыкающая к входу.

Рака – гробница, большой, красиво украшенный ларец, в котором помещаются (часто – вместе с гробом) мощи святого.

Ризница – отдельное помещение в храме, где хранятся облачения (ризы) священнослужителей и церковная утварь.

Солея – возвышенная часть пола в храме, перед иконостасом.

Трапезная – общая столовая в монастыре или при храме.

Тябло – горизонтально расположенный деревянный брус, на который устанавливаются иконы в иконостасе.

Фреска – живопись водяными красками по сырой известковой штукатурке. Традиционный метод росписи внутренних стен и сводов православных храмов.

Хоругвь – знамя Христово, знамя Церкви. Хоругви введены святым равноапостольным Константином Великим (IV век), который вместо воинских символов стал изображать на знаменах крест.

Хоры – балкон внутри храма, служащий для размещения церковного хора.

Царские врата – главные врата иконостаса, двустворчатые двери. Отворяются в строго определенные моменты богослужения. Проходить через них могут только священнослужители.

Часовня – небольшое здание, увенчанное крестом, напоминающее видом своим церковь, но не имеющее престола. В часовне можно служить молебны, панихиды, читать часы (отсюда и название), совершать и другие богослужения, кроме литургии. Часовни сооружаются в ознаменование каких-либо важных событий, а также на кладбищах, у дорог, над водными источниками.

Шатер – покрытие храма или колокольни, имеющее вид высокой многогранной пирамиды.

Облачение – название одежд, в которые облекаются священнослужители во время богослужения.

Епитрахиль (греч. – на шее) – принадлежность священнического облачения: длинная, широкая лента, надеваемая на шею. Концы ее скреплены пуговицами и спускаются на грудь, доходя почти до земли.

Жезл – символ духовной власти. Древнейшие изображения представляют Спасителя в виде Пастыря (Пастуха) с посохом в руке. С жезлом (посохом) изображались и апостолы. В виду преемственности духовной власти жезл от апостолов перешел к их преемникам – епископам. Жезл в руке епископа является символом его пастырского служения.

Звонцы – маленькие колокольцы, закрепленные на архиерейском богослужебном облачении.

Камилавка (греч. – верблюжья) – головной убор священнослужителей, изготовлявшийся первоначально из верблюжьей шерсти. Имеет цилиндрическую форму, кверху слегка расширена.

Митра – богато украшенный головной убор с небольшими иконами, который во время богослужения надевают архиереи, архимандриты и награжденные ею священники.

Омофор – часть архиерейского облачения, представляющая собой широкую ленту, лежащую на плечах.

Орарь (греч. – стерегу, наблюдаю) – принадлежность диаконского облачения: длинная лента, закрепленная на левом плече.

Панагия (греч. – всесвятая) – небольшая икона Божией Матери, носимая архиереем на груди как знак архиерейского достоинства.

Подризник – богослужебная одежда священников и архиереев (обычно из белого шелка), надеваемая на подрясник во время служения литургии.

Подрясник – длинное, до пят, одеяние монахов и священнослужителей с наглухо застегнутым воротом, длинными узкими рукавами и поясом (в отличие от надеваемой поверх подрясника рясы, имеющей широкие рукава и носимой без пояса).

Поручи – часть богослужебного облачения священнослужителей: манжеты, надеваемые на запястья поверх рукавов подрясника или подризника.

Посох – см. Жезл.

Пояс – часть священнической и архиерейской богослужебной одежды.

Риза, фелонь – парчовое, тканное золотой или серебряной нитью одеяние без рукавов, верхнее богослужебное облачение священника. Ризы – устаревшее общее название священнослужительских облачений.

Ряса – верхнее (небогослужебное) одеяние лиц духовного звания и монахов. Для покроя характерны длинные и очень широкие рукава.

Саккос – верхнее богослужебное облачение архиерея, заменяющее фелонь.

Скуфья – островерхая шапочка, головной убор монахов и священнослужителей.

Стихарь – прямое, длинное облачение с широкими рукавами. Служит верхней богослужебной одеждой диаконов, иподиаконов, а по благословению архиерея – чтецов и пономарей. У архиерея и священника стихарь из тонкой материи и называется подризником, так как другие облачения (ризы) надеваются поверх него.

Источник

Внешнее Устройство Православного Храма (Общие Сведения)

Внешнее устройство православного храма

Традиционное внешнее устройство православного храма визуально нам хорошо знакомо. Однако далеко не всем известно, что подобные культовые сооружения строят по вполне определённым правилам. При этом строго соблюдают принципы православия. Причём, сама архитектурная форма сооружения и его отдельные элементы содержат ту или иную символику. А она может иного рассказать о конкретном храме. Итак, попытаемся чуть подробнее рассказать о некоторых моментах, связанных с храмостроительством. Начнём с архитектурных форм.

Архитектурные формы храмов

Православные храмы строили и строят в соответствии с символикой православия. При этом каждый элемент культового сооружения несет какую-либо информацию о том, кому посвящен храм, о некоторых чертах самого православия и о многом другом.

Основные формы православных храмов

Храмы строили и строят обычно в форме, напоминающей такие геометрические фигуры, как:

богато украшенный вход в храм называется. Смотреть фото богато украшенный вход в храм называется. Смотреть картинку богато украшенный вход в храм называется. Картинка про богато украшенный вход в храм называется. Фото богато украшенный вход в храм называется

богато украшенный вход в храм называется. Смотреть фото богато украшенный вход в храм называется. Смотреть картинку богато украшенный вход в храм называется. Картинка про богато украшенный вход в храм называется. Фото богато украшенный вход в храм называется

богато украшенный вход в храм называется. Смотреть фото богато украшенный вход в храм называется. Смотреть картинку богато украшенный вход в храм называется. Картинка про богато украшенный вход в храм называется. Фото богато украшенный вход в храм называется

Купола храма

Наверху обязательным элементом подобного культового сооружения является купол – символ Неба. Его венчает крест.

Форма и цвет купола также имеют символический смысл.

Форма куполов православного храма

По форме условно различают следующие купола православного храма:

богато украшенный вход в храм называется. Смотреть фото богато украшенный вход в храм называется. Смотреть картинку богато украшенный вход в храм называется. Картинка про богато украшенный вход в храм называется. Фото богато украшенный вход в храм называется

богато украшенный вход в храм называется. Смотреть фото богато украшенный вход в храм называется. Смотреть картинку богато украшенный вход в храм называется. Картинка про богато украшенный вход в храм называется. Фото богато украшенный вход в храм называется

богато украшенный вход в храм называется. Смотреть фото богато украшенный вход в храм называется. Смотреть картинку богато украшенный вход в храм называется. Картинка про богато украшенный вход в храм называется. Фото богато украшенный вход в храм называется

Шлемовидная форма символизирует воинство, духовную брань (борьбу), которую Церковь ведет с силами зла и тьмы. Напоминает о доблести защитников Земли русской.

Форма луковицы символизирует пламя свечи, обращающих верующих к словам Христа: «Вы – свет миру».

Шатровая форма купола – уникальная, присуща только России. Символизирует небесный свет и образ Богородицы.

Гранёная форма — при которой купол содержит шесть, восемь, двенадцать либо иное количество граней. Символизирует небесный цвет и красоту Рая и образ Богородицы.

Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у Собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве, свидетельствует о красоте Рая (Небесного Иерусалима).

Разумеется, существуют и другие классификации форм куполов.

Цвет и значение куполов православного храма

Цвет купола (куполов) имеет важное значение в символике храма.

Золотой цвет
Чаще всего в православной традиции купола делают золотыми. Изначально на них наносилось сусальное золото.
Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
Золочение куполов — чисто православная традиция, которая не встречается у других конфессий.
Следует отметить, что ныне повсеместно вместо золота используют менее затратную технологию покрытия куполов нитридом титана.

Синий цвет
Синие купола (в том числе, со звёздами) традиционно устанавливают на церквях Рождества Христова или над храмами, посвященными Богородице. Если символическое значение связано со Спасителем, то это олицетворение Вифлеемской звезды, напоминающей о рождении Христа от Девы Марии. Синие со звездами купола свидетельствуют о том, что храм посвящен Пресвятой Богородице.

Зелёный цвет
Зеленый цвет в христианской традиции является олицетворением Святого Духа. Поэтому такие купола возводят, как правило, над храмами, посвященными Святой Троице.

Серебряный цвет
Иногда можно встретить серебряные купола, символизирующие святость и чистоту. Как правило, такие храмы построены в честь конкретных святых.
Храмы, посвященные святым, могут быть увенчаны также зелеными куполами.

Чёрный цвет
Еще реже встречаются чёрные купола. Данный цвет в православной традиции тесно связан с монашеством. Поэтому такие купола преимущественно встречаются в храмах, расположенных на территории монастырей (либо бывших обителей). Хотя бывают и исключения, поскольку жизнь течёт и всё меняется.

Разноцветные
Существуют даже разноцветные купола, которые, пожалуй, встречаются реже всего. Это символические свидетельства красоты Небесного Царства. Ярким примером могут служить прекрасные купола знаменитого Покровского Собора, именуемого чаще всего также Собором Василия Блаженного. Того самого, всемирно известного, что расположен в Москве, на Красной площади.

богато украшенный вход в храм называется. Смотреть фото богато украшенный вход в храм называется. Смотреть картинку богато украшенный вход в храм называется. Картинка про богато украшенный вход в храм называется. Фото богато украшенный вход в храм называется

богато украшенный вход в храм называется. Смотреть фото богато украшенный вход в храм называется. Смотреть картинку богато украшенный вход в храм называется. Картинка про богато украшенный вход в храм называется. Фото богато украшенный вход в храм называется

богато украшенный вход в храм называется. Смотреть фото богато украшенный вход в храм называется. Смотреть картинку богато украшенный вход в храм называется. Картинка про богато украшенный вход в храм называется. Фото богато украшенный вход в храм называется

Значение количества куполов православного храма

Некоторые храмы имеют не один, а несколько куполов. При этом количество куполов также имеет символическое значение.
Так:

богато украшенный вход в храм называется. Смотреть фото богато украшенный вход в храм называется. Смотреть картинку богато украшенный вход в храм называется. Картинка про богато украшенный вход в храм называется. Фото богато украшенный вход в храм называется

богато украшенный вход в храм называется. Смотреть фото богато украшенный вход в храм называется. Смотреть картинку богато украшенный вход в храм называется. Картинка про богато украшенный вход в храм называется. Фото богато украшенный вход в храм называется

богато украшенный вход в храм называется. Смотреть фото богато украшенный вход в храм называется. Смотреть картинку богато украшенный вход в храм называется. Картинка про богато украшенный вход в храм называется. Фото богато украшенный вход в храм называется

Внешнее устройство православного Храма (примерная схема)

Представленные ниже примерная схема внешнего устройства православного Храма содержит лишь самые общие сведения. Но они дают определённое представление об устройстве подобного культового сооружения. Следует также иметь в виду, что представленные для обозрения отдельные архитектурные составные части и элементы органично объединены в единое целое. Причём это единение — итог исторически сложившихся многовековых принципов храмостроительства.

богато украшенный вход в храм называется. Смотреть фото богато украшенный вход в храм называется. Смотреть картинку богато украшенный вход в храм называется. Картинка про богато украшенный вход в храм называется. Фото богато украшенный вход в храм называется

богато украшенный вход в храм называется. Смотреть фото богато украшенный вход в храм называется. Смотреть картинку богато украшенный вход в храм называется. Картинка про богато украшенный вход в храм называется. Фото богато украшенный вход в храм называется

богато украшенный вход в храм называется. Смотреть фото богато украшенный вход в храм называется. Смотреть картинку богато украшенный вход в храм называется. Картинка про богато украшенный вход в храм называется. Фото богато украшенный вход в храм называется

богато украшенный вход в храм называется. Смотреть фото богато украшенный вход в храм называется. Смотреть картинку богато украшенный вход в храм называется. Картинка про богато украшенный вход в храм называется. Фото богато украшенный вход в храм называется

богато украшенный вход в храм называется. Смотреть фото богато украшенный вход в храм называется. Смотреть картинку богато украшенный вход в храм называется. Картинка про богато украшенный вход в храм называется. Фото богато украшенный вход в храм называется

Некоторые архитектурные элементы храма

Ниже приведены определения отдельных деталей и элементов архитектурных сооружений, в основном, с внешней стороны сооружения. Надеюсь, что они помогут лучше понять внешнее устройство православного храма.

Начало перечня

Продолжение перечня

Как устроен храм внутри?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *